Оборона одессы и севастополя конспект урока

Обновлено: 17.06.2024

Цели урока:

Обучающие:

  • изучить основные события обороны Севастополя и познакомиться с его героическими защитниками;
  • показать, что война обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый импульс для развития модернизации.

Развивающие:

  • развивать у учащихся способности рассматривать явления прошлого, пользуясь историческим анализом;
  • продолжить развитие умений выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

  • воспитывать чувства гордости и любви к Родине, своему народу на примерах отчаянной, мужественной обороны своей земли от иноземных захватчиков.

Тип урока: урок изучения нового материала (теория и применение)

Основные этапы: актуализация знаний, создание проблемной ситуации и ее разрешение, получение новых знаний, выделение главного, закрепление и контроль усвоенного материала, рефлексия.

Формы работы учащихся – фронтальная беседа, знакомство с исследованием, получение знаний, путем знакомства с информационным проектом учащихся, закрепление и контроль усвоения, подведение итогов урока – рефлексия.

План урока:

1) Оборона Севастополя
2) Защитники героического города
3) Падение Севастополя
4) Уроки и итоги войны.

И еще… Сегодня, вспоминая события тех далеких лет, мы не только должны дать оценку им, но и извлечь из них уроки.
В конце нашего занятия мы также должны дать ответ:

О каких уроках Крымской (Восточной) войны мы должны помнить сегодня?

На прошлом занятии мы разбирали с вами и причины, и повод, и основные события I этапа Крымской войны.

Учитель задает вопросы:

3. Назовите причины Крымской войны.

4. Была ли Россия готова к войне?

– На прошлом уроке я предложила ученикам нашего класса провести исследование и ответить на этот вопрос.

Сейчас мы послушаем этих ребят.

Таким образом, как мы выяснили, Николай I переоценил свои возможности и не смог реально оценить сложившееся положение.

Россияне не манкурты (легенду о которых я вам рассказывала), они обладают исторической памятью и свято чтят событие, которое вписано золотыми буквами в историю славы русского народа.

О каком событии я говорю, и кто был главным действующим лицом в нем? Какую роль оно сыграло в Крымской войне и нашей истории?

I. Изучение нового материала.

Основные военные действия развернулись в Крыму. Крымский полуостров обеспечивал безопасность юга России, овладев им, противник мог угрожать и Кавказу, и Балканам, и южным российским губерниям.

Как развивались события дальше, мы узнаем из выступления учащихся, работавших над информационным проектом.

Ответы учащихся:

1. Силы были неравны. Одним мужеством и отвагой нельзя было решить исход войны. Перед Россией встала коалиция западных передовых государств.

2. В России был отсталый политический строй, феодально-крепостническая экономика.

3. Военно-техническая отсталость (вооружение пехоты, артиллерийские орудия, нехватка снарядов, медикаментов, медицинского персонала, флот - парусный)

4. Воровство и казнокрадство в армии, муштра, бездарное командование

5. Отсутствовали железные, шоссейные дороги и др.

Вернемся к нашему второму вопросу: О каких уроках крымской войны мы должны помнить сегодня? Что мы должны учитывать, помятуя об этой войне?

  • Первый урок — это отказ от войн, как средства, решения внешнеполитических проблем.
  • Второй урок — умело строить внешнюю политику, не допускать стратегических просчетов.
  • Третий урок – идти в ногу со временем в социально-экономической политике.
  • Четвертый урок – нельзя играть роль великой державы без глубокой, последовательной модернизации общественного строя.

Заключение учителя:

Война подорвала здоровье Николая I, который умер в 1855 году и стола символом окончания его 30-летней эпохи. Показное могущество крепостной николаевской России рухнуло. Перед новым императором Александром II стояли великие задачи, крепостная Россия не могла дальше развиваться, обязательно должны были произойти перемены, крепостное право изжило себя. И одна из причин, почему Александр II пошел на отмену крепостного права? - это поражение в Крымской войне. А героическая оборона Севастополя осталась в народной памяти как подвиг огромной моральной силы. Лишь самоотверженность солдат и офицеров, матросов, жителей Севастополя, русских медиков, которые упорно сопротивлялись превосходящему их противнику ускорила заключение мирного договора и обеспечила его относительную мягкость, спасла честь страны.

II. Закрепление материала.

Кто, когда и в связи, с чем мог послать каждое их этих донесений?
Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в свое время:

Ответы:
1. Историк, академик Е.В. Тарле об адмирале П.С. Нахимове.
2. Призыв адмирала Корнилова в 1854 г. к матросам, защищавшим Севастополь.
3. Последние слова адмирала В.А. Корнилова перед смертью.
4. Русский общественный деятель, литератор А.И. Герцен, после поражения в Крымской войне.
5. Защитник обороны Севастополя, очевидец событий.
6. Главнокомандующий русской армией Горчаков, после смерти П.С. Нахимова, в конце июня 1855 г.

III. Рефлексия

Составьте итоговый текст урока по следующей схеме:

В результате урока мне открылись:

  1. Три самых важных имени –
  2. Три самых важных события –
  3. Три самых важных качества –
  4. Три самых важных чувства –

IV. Домашнее задание

Творческие задания, на выбор:

Проблемное задание: Выяснить последовательность событий, которые превратили успешную войну в проигранную.

Методическая разработка включает в себя наиболее трагические собыия 1941-1942 годов в Севастополе,когда последним оплотом отпоры врагу была 35 береговая батарея. Защитники держали оборону Севастополя 250 дней.Многие остались там навсегда.

ВложениеРазмер
urok_po_istorii.docx 775.77 КБ

Предварительный просмотр:

Артамонова Лидия Васильевна, учитель истории и обществознания

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №2

«Начальный период Великой Отечественной войны.

Методическая разработка включает в себя программный материал по истории России для 11-го класса начального периода Великой Отечественной войны в расширенном объеме. Он рассчитан на 2 урока по 45 минут, также может использоваться для проведения факультативного занятия по истории. Материал может быть предназначен работникам школьных музеев, педагогам-организаторам. Этот урок посвящен 70-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией.

С учетом исторических перемен и вхождения Крыма в состав России, данная разработка является актуальной, востребованной и содержательной.

Она будет способствовать развитию патриотизма у школьников, чувства гордости за героическое прошлое наших отцов и дедов.

Память о Героях бессмертна…

1.Вступительное слово учителя – 5 мин.

5. Музыкально-литературная заставка.

(История России. Федеральный портал История РФ. Лента времени.

помещение центральной силовой станции;

помещение медицинского блока;

помещение насосной станции.

11. Релаксация. Система оценивания -1 мин.

  1. Интерактивная доска.
  2. Плакаты, посвященные Великой Отечественной войне.
  3. Распечатанные копии документов Русского архива.
  4. Учебный фильм
  5. Документальная кинохроника .
  1. Просмотр учебного фильма.
  2. Актуализация опорных знаний на основе просмотренного фильма.

Под Киевом сложилась очень тяжелая ситуация. Командующий Юго-Западным фронтом генерал-полковник М.П. Кирпонос погиб. Путь на Донбасс был открыт. Советские войска в Крыму оказались отрезанными от основных сил Красной Армии. В середине сентября немцы вышли на подступы к Крыму.

Крым имел огромное стратегическое значение для Германии. Он рассматривался как один из основных путей к нефтеносным районам Кавказа. Кроме того, Крым был важен, как база для авиации и флота фашисткой Германии. С потерей Крыма советская авиация лишилась бы возможности наносить удары по нефтепромыслам Румынии.

17 октября 1941 г. был захвачен Донбасс, 25 октября был захвачен Харьков, 30 октября блокирован Крым и началась Оборона Севастополя.

3.Какое стратегическое значение имел Крым для СССР? (главная база Черноморского флота, база для авиации).

  1. Какую роль играл Черноморский флот под командованием Ф.С. Октябрьского в Обороне Севастополя?
  2. Какое значение имели 54, 30 и 35 береговые батареи для Обороны Севастополя?
  3. Что предпринимало руководство Севастопольского Оборонительного района для сдерживания врага?

Перерыв (перемена 10 мин.)

Телеграмма Генштаба Красной Армии Командующему войсками Северо-Кавказского фронта Маршалу С. Буденному об эвакуации бойцов и командиров из Севастопольского Оборонительного района (СОР), 4 июля 1942г.

  1. В каких условиях происходила эвакуация морских и сухопутных частей Севастопольского Оборонительного района?
  2. Какая судьба ожидала жителей осаждённого Севастополя?
  3. Была ли возможность эвакуироваться всем красноармейцам и матросам?
  1. К сожалению, в начале июля 1942г. не все бойцы и матросы смогли эвакуироваться. Корабли, которые пытались подойти к мысу Херсонес, подвергались авианалетам. Некоторые защитники 35 батареи приняли сознательное решение - остаться и до конца защищать свой родной город. Один из них старший лейтенант Мединский Григорий Филиппович (на фото).

Он не дожил до освобождения Севастополя. Он приходил последний раз домой в июне 1942г., когда его дочке Элеоноре было всего 1 год. Элеонора Григорьевна всю свою жизнь проработала медицинской сестрой. Сейчас проживает в Севастополе, воспитывает внука Евгения.

Прошло много лет. Севастополь заново отстроили, и он стал еще красивее, чем до войны. Долгое время на месте 35 береговой батареи были одни только развалины. Но, неравнодушные граждане г. Севастополя решили воплотить в жизнь идею создания Мемориального комплекса на месте страшных боёв.

  1. Музей 35 береговой батареи является гордостью жителей Севастополя и граждан всей России. Находясь на его территории, осознаешь причастность к великой истории нашего народа. Он вызывает чувства трепета, гордости за подвиги наших отцов и дедов.

Посмотрите серию фотографий Музея

Помещение медицинского блока

А сейчас мы совершим виртуальный тур по залам Музея.

помещение центральной силовой станции;

помещение медицинского блока;

помещение насосной станции.

ПАМЯТЬ О ГЕРОЯХ БЕССМЕРТНА!

11. Подведение итогов урока.

Учитель: я надеюсь, что этот урок запомнится Вам надолго, оставит глубокий след в ваших душах. Если Вам когда-либо посчастливится побывать в Севастополе, то обязательно сходите на мыс Херсонес и посетите Музейный комплекс 35 береговой батареи. Это земля священна. Она пропитана кровью Героев, отдавших жизнь за свободу нашей Родины. Наверно поэтому каждой весной она покрывается алыми маками.

Город у моря соткан из снов,

Мыслей моих и желаний,

Всех удивить и принять ты готов-

Близких друзей и дальних.

Город надежды, город мечты,

Дел и великих свершений,

Кистью художника создан был ты,

И человек этот – гений.

(Стихи автора урока)

(Я благодарю всех школьников, кто принимал непосредственное участие в этом уроке, и ставлю вам хорошие и отличные оценки).

Нажмите, чтобы узнать подробности

- дать историческую справку о начале Севастопольской обороны.

- показать важность обороны Севастополя.

- развивать умение анализировать, выражать свою точку зрения.

- формировать активную жизненную позицию, стремление видеть вокруг хорошее.

- прививать чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к ее защитникам, чувство мира и сохранения его во всем мире.

- актуализация исторической памяти;

- воспитание гуманистических качеств личности;

- раскрытие значимости сохранения и укрепления мира как высшей ценности;

- формирование понимания, что сохранение мира на Земле может быть достигнуто только в результате активной личной позиции каждого человека.

Ход мероприятия


Героическая оборона Севастополя


Севастополь - город-порт на черноморском побережье Крымского полуострова, город-герой. Основан в 1783 году после завоевания Крыма Российской Империей как крепость и, впоследствии, порт.

Крым имел стратегическое значение, как один из путей к нефтеносным районам Кавказа. Также Крым был важен как база для авиации. С потерей Крыма советская авиация лишилась бы возможности налётов на нефтепромыслы Румынии, а немцы смогли бы наносить удары по целям на Кавказе. До ВОВ Севастополь был подготовлен только для обороны с моря и воздуха. Система сухопутной обороны города стала создаваться с июля 1941 года. Она состояла из 3х рубежей: передового, главного и тылового, оборудование которых к моменту выхода противника на ближние подступы к городу не было закончено.


30 октября 1941 г. началась вторая героическая оборона Севастополя, которая продолжалась 250 дней — до 4 июля 1942 г. С первых боев до последних дней обороны защитники города проявляли самоотверженность, беспримерную стойкость и героизм.


В Севастополе к ноябрю 1941 находилось около 20 тысяч советских войск – морская пехота, тыловые части, курсанты военных училищ, береговая артиллерия, бронепоезд, подразделения ПВО, 80 боевых самолётов. С 5 ноября 1941 начались стычки между частями советской морской пехоты и немецкими передовыми подразделениями на подступах к Севастополю (в 15-20 км от города).

К 9 ноября войска генерала Петрова собрались вокруг Севастополя. Численность советских войск в Севастопольском оборонительном районе (СОР) достигла 52 тысяч.


Первый удар врага приняли на себя наскоро сформированные батальоны морской пехоты и жители, пополнившие ряды защитников города. Гитлеровцам не удалось сломить сопротивление. В многодневных боях защитники Севастополя отразили и второе большое наступление врага.

11-21 ноября 1941 немецкие 4 пехотные дивизии атаковали позиции советских войск на всём периметре обороны. Немцы смогли продвинуться на несколько километров на южном и восточном участках. Фронт стабилизировался примерно в 12 км от Севастополя.


Фон Манштейн запланировал наступление на Севастополь на 27 ноября, силами немецких 6 пехотных дивизий. Однако из-за сильных дождей, затруднявших передвижение, наступление было начато лишь 17 декабря 1941.


После ликвидации к 18 мая 1942 советских войск на востоке Крыма, фон Манштейн сосредоточил для взятия Севастополя.

2 июня 1942 года немецкие артиллерия и авиация начали наносить удары по позициям советских войск в районе Севастополя.

7 июня немецкие дивизии перешли в наступление на северном и южном участке. Румынские дивизии вели отвлекающие боевые действия на восточном участке.

К 17 июня немецкие войска практически захватили северный сектор обороны Севастополя и существенно продвинулись на южном участке. В этот период в Севастополь прибыли стрелковая бригада и маршевое пополнение, в сумме около 10 тысяч человек, однако потери войск СОР в то же время составили более 20 тысяч ранеными, пропавшими и убитыми.


1 июля 1942 Севастополь был полностью занят немцами. Остатки советских войск ушли на мыс Херсонес. Сопротивление остатков советских войск на мысе Херсонес продолжалось до 4 июля 1942.



Ревякин Василий Дмитриевич - руководитель подпольной партийной организации в Севастополе, старшина гвардии. В 1940 году призван в Красную Армию. Во время Великой Отечественной войны был на Южном фронте. 6 июля 1942 года попал в плен, откуда бежал и создал в Севастополе подпольную организацию, которая выпускала и распространяла газету "За Родину", организовывала саботаж на предприятиях, совершала диверсии.

Павличенко Людмила Михайловна. В июле 1941 года записалась добровольцем в армию. Воевала сначала под Одессой, а затем на фронте под Севастополем. К июлю 1942 года снайпер 2-й роты 54-го стрелкового полка лейтенант Павличенко из снайперской винтовки уничтожила 309 солдат и офицеров противника, в том числе - 36 снайперов. 25 Октября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, которые проявила в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза.

Нина Андреевна Онилова - Герой Советского Союза, участница обороны Одессы и Севастополя. Когда началась Великая Отечественная война, Н.Онилова добилась направления на фронт и в составе 25-й Чапаевской стрелковой дивизии защищала Одессу.

В боях за Одессу Нина была ранена и отправлена в один из госпиталей на Кавказ. Подлечившись, девушка возвратилась в свою дивизию, которая в это время сражалась уже за Севастополь. Здесь она снова стала пулеметчицей и уничтожила около 500 фашистских солдат и офицеров.


Цибулько Василий Федосеевич. В 1941 году был призван на службу в Военно-Морской флот. Во время обороны Севастополя, 7 ноября 1941 года, Василий Цибулько в составе отряда бойцов, во главе с политруком Н.Д. Фильченковым в районе села Дуванкой (ныне Верхнесадовое) отбивал атаки противника, который пытался через всю долину пройти к Севастополю. Погиб на поле боя, тем самым, не дал врагу перейти через занимаемый рубеж к городу.


Город-герой был оккупирован, не сломлен. Оставшиеся в живых защитники Севастополя ушли в подполье и продолжали вести борьбу против захватчиков.

РЕЗУЛЬТАТЫ: Потеря Севастополя привела к ухудшению положения Красной Армии и позволила немецким войскам продолжить наступление к Волге и на Кавказ. Была потеряна более чем стотысячная группировка, располагавшаяся на стратегически важном участке фронта. Советская авиация более не могла угрожать румынским нефтяным промыслам в Плоешти, советский флот потерял возможность действовать на коммуникациях противника в северной и северо-западной части Чёрного моря. Помимо закалённых в боях бойцов Приморской армии, были потеряны квалифицированные кадры из числа жителей города-крепости. Общие потери советских войск за весь период обороны Севастополя с 30 октября 1941 года по начало июля 1942 года составили 200 481 чел., из них безвозвратные потери — 156 880 чел., санитарные — 43 601 чел.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ

Цель урока: уметь выделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изученном материале, выражать к ним свое отношение;

уметь доказать правильность и обоснованность усвоенных теоретических положений;

сформировать представления о событиях первого этапа Великой Отечественной войны.
Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, документы,компьютер

1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний

Аргументируйте свою точку зрения. Что, по вашему мнению, следует отнести к главным причинам войны?

2.Проверка дом задания:

3. Изучение нового материала

Причины поражения Красной армии на первом этапе Великой Отечественной войны.

Работа с документами

I. Изучите следующие документы. Какие причины первоначальных поражений Красной Армии выделяют их авторы? Сформулируйте эти причины. Какие ещё вы можете добавить? Г.К. Жуков.

2. Соотношение сил вермахта (включая войска сателлитов Германии) и РККА на западной границе 22 июня 1941 года

Орудия и минометы

Самолеты: из них истребители

Можно ли называть в качестве причин поражения СССР в первые месяцы войны численное превосходство вооружённых сил Германии над армией СССР?

3. Используя данные, содержащиеся в документе, определите сущность военной доктрины Вооруженных Сил СССР.

Советская военная доктрина была выражена в проекте Полевого устава 1939 года: «Если враг навяжет нам войну,

Предполагалось, что Вооруженные Силы СССР, отразив нападение, нанесут сокрушительный ответный удар и перенесут боевые действия на территорию агрессора. Как следствие — мероприятия по оборонительной подготовке войск не проводились, оборонительные сооружения на старой границе СССР были демонтированы, а новых построить не успели.

2) Разворачивая войска на западной границе, советское командование исходило из того предположения, что вермахт нанесет главный удар по Украине для захвата плодородной земли и промышленных ресурсов. Поэтому на юго-западном направлении были сосредоточены основные пехотные и танковые дивизии Красной Армии.

3) Пропаганда убеждала советских людей, что нападение на СССР спровоцирует пролетарские революции в Европе, что рабочие и крестьяне европейских стран откажутся воевать против первой социалистической страны — СССР.

Какие ещё причины поражений Красной Армии в первые месяцы войны вы можете назвать?

Работа с документом:

Основные события на южном направлении

22 июня –конец июля1941 г – оборона Брестской крепости ( майор П.М.Гаврилов, капитан Зубачёв, полковой комиссар Фомин)

19 сент 1941 г – немцы входят в Киев

10 июля -10 сент – Смоленское сражение

Окт 1941 – Харьков

Зап.фронт – И.С.Конев, резервный фронт – С.М.Будённый, Брянский фронт – А.И.Ерёменко

Окружение сов войск под Брянском и Вязьмой ( Ф.М.Лукин)

30 окт 1941 – 4 июля 1942 г. оборона Севастополя ( И.Е.Петров, Ф.С.Октябрьский)

5-6 декабря – начало контрнаступления под Москвой

Зап.фронт – Жуков, Калининский фронт – Конев, Ю-З фронт -- Тимошенко

Июнь 1942 -- начало наступления немцев на Кавказ и Сталинград.

Начало обороны Сталинграда.62 арми – В.и.Чуйков, 64 армия – М.С.Шумилов, гвардейская дивизия Родимцева.

Под Киевом сложилась очень тяжелая ситуация. Командующий Юго-Западным фронтом генерал-полковник М.П. Кирпонос погиб. Путь на Донбасс был открыт. Советские войска в Крыму оказались отрезанными от основных сил Красной Армии. В середине сентября немцы вышли на подступы к Крыму.

Крым имел огромное стратегическое значение для Германии. Он рассматривался как один из основных путей к нефтеносным районам Кавказа. Кроме того, Крым был важен, как база для авиации и флота фашисткой Германии. С потерей Крыма советская авиация лишилась бы возможности наносить удары по нефтепромыслам Румынии.

17 октября 1941 г . был захвачен Донбасс, 25 октября был захвачен Харьков, 30 октября блокирован Крым и началась Оборона Севастополя.

Вопросы:

3.Какое стратегическое значение имел Крым для СССР? (главная база Черноморского флота, база для авиации).

  1. Какую роль играл Черноморский флот под командованием Ф.С. Октябрьского в Обороне Севастополя?
  2. Какое значение имели 54, 30 и 35 береговые батареи для Обороны Севастополя?
  3. Что предпринимало руководство Севастопольского Оборонительного района для сдерживания врага?

К сожалению, в начале июля 1942г. не все бойцы и матросы смогли эвакуироваться. Корабли, которые пытались подойти к мысу Херсонес, подвергались авианалетам. Некоторые защитники 35 батареи приняли сознательное решение - остаться и до конца защищать свой родной город.

Заполнение таблицы

Направлениям наступления немецко-фашистских войск

10 апреля 1944 г. в ходе Одесской операции, проведённой 26 марта — 14 апреля 1944 г., войсками 3-го Украинского фронта была освобождена Одесса. Символом освобождения города от оккупации было поднятое в тот же день над Оперным театром красное знамя.

8 сент.1941 г. – начало блокады Ленинграда

22 июня –конец июля1941 г – оборона Брестской крепости ( майор П.М.Гаврилов, капитан Зубачёв, полковой комиссар Фомин)

19 сент 1941 г – немцы входят в Киев

10 июля -10 сент – Смоленское сражение

Окт 1941 – Харьков

Зап.фронт – И.С.Конев, резервный фронт – С.М.Будённый, Брянский фронт – А.И.Ерёменко

Окружение сов войск под Брянском и Вязьмой ( Ф.М.Лукин)

30 окт 1941 – 4 июля 1942 г. оборона Севастополя ( И.Е.Петров, Ф.С.Октябрьский)

5-6 декабря – начало контрнаступления под Москвой

Зап.фронт – Жуков, Калининский фронт – Конев, Ю-З фронт -- Тимошенко

Июнь 1942 -- начало наступления немцев на Кавказ и Сталинград.

Начало обороны Сталинграда.62 арми – В.и.Чуйков, 64 армия – М.С.Шумилов, гвардейская дивизия Родимцева.

1.Каковы итоги первого этапа Великой Отечественной войны. Почему планы Германии не были реализованы?

д/з Знать: основные события первого этапа В.О.в.,

Называть причины поражений Красной Армии в начальный период войны и весной-летом 1942 года,

итоги и значение Московской битвы, давать оценку Приказу № 227.

Задания опережающего характера.

1 группа :по материала п. подготовьте рассказы о партизанском и подпольном движении на оккупированной территории в СССР, о движении Сопротивления в Европе.

Работа с документами

I. Изучите следующие документы. Какие причины первоначальных поражений Красной Армии выделяют их авторы? Сформулируйте эти причины. Какие ещё вы можете добавить?
1.Г.К.Жуков.

2.Соотношение сил вермахта (включая войска сателлитов Германии) и РККА на западной границе 22 июня 1941 года

Орудия и минометы

Самолеты: из них истребители

Можно ли называть в качестве причин поражения СССР в первые месяцы войны численное превосходство вооружённых сил Германии над армией СССР?

3. Используя данные, содержащиеся в документе, определите сущность военной доктрины Вооруженных Сил СССР.

Советская военная доктрина была выражена в проекте Полевого устава 1939 года: «Если враг навяжет нам войну,

Предполагалось, что Вооруженные Силы СССР, отразив нападение, нанесут сокрушительный ответный удар и перенесут боевые действия на территорию агрессора. Как следствие — мероприятия по оборонительной подготовке войск не проводились, оборонительные сооружения на старой границе СССР были демонтированы, а новых построить не успели.

2) Разворачивая войска на западной границе, советское командование исходило из того предположения, что вермахт нанесет главный удар по Украине для захвата плодородной земли и промышленных ресурсов. Поэтому на юго-западном направлении были сосредоточены основные пехотные и танковые дивизии Красной Армии.

3) Пропаганда убеждала советских людей, что нападение на СССР спровоцирует пролетарские революции в Европе, что рабочие и крестьяне европейских стран откажутся воевать против первой социалистической страны — СССР.

Какие ещё причины поражений Красной Армии в первые месяцы войны вы можете назвать?

II. Из воспоминаний генерала Гудериана. Сформулируйте итоги и значение Московской битвы.

Задание 5. Рассмотрите следующую таблицу и сделайте выводы о степени военной, экономической готовности СССР к надвигающейся войне.

Подготовка СССР к войне

Резко увеличены военные ассигнования (на 43 % в 1941 г.) на базовые отрасли промышленности.

Просчеты при распределении военных ассигнований — незначительный рост объемов производства.

Меры по повышению производительности труда (восьмичасовой рабочий день при семидневной рабочей неделе; запрещен самовольный уход рабочих и служащих с предприятий).

Не удалось увеличить производительность труда за счет использования административного ресурса.

Созданы образцы оружия, превосходящие мировые аналоги (истребители Як-1 и МиГ-3; штурмовик Ил-2; бомбардировщик Пе-2; танки Т-34 и КВ; пис-

толет-пулемет Г. С. Шпагина и ДР-)-

Массовые репрессии 1930-х гг. сократили квалифицированные управленческие и инженерные кадры. Погибли или оказались в лагерях многие ведущие конструкторы военной техники. Новая военная техника медленно внедрялась в производство.

В 1939 г. введена всеобщая воинская повинность.

Репрессии ослабили командный состав Красной Армии, привели к снижению уровня управления войсками.

Укомплектованность новых соединений техникой, средствами связи была недостаточной.


воспитание уважительного отношения к памятникам войны.

Воспитание уч-ся на примере музыкальных фрагментов из произведений композиторов и песен, посвящённых героической тематике.

Расширить исторический и культурный кругозор учащихся;

Способствовать социализации учащихся;

Продолжить формирование культуры речи, умения выступать перед аудиторией;

Продолжить развитие умения учащихся работать в группе;

Нацелить на самостоятельный поиск дополнительной информации;

Продолжить развитие логического мышления;

Накопление и повторение музыкальных знаний уч-ся.

Мероприятие проводится с использованием мультимедийных технологий, что делает его более наглядным.

Содержимое разработки

КЛАССНЫЙ ЧАС на тему

Воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине, к людям старшего поколения;

расширить представления детей о героизме и трагедии советского народа;

воспитание уважительного отношения к памятникам войны.

Воспитание уч-ся на примере музыкальных фрагментов из произведений композиторов и песен, посвящённых героической тематике.

Расширить исторический и культурный кругозор учащихся;

Способствовать социализации учащихся;

Продолжить формирование культуры речи, умения выступать перед аудиторией;

Продолжить развитие умения учащихся работать в группе;

Нацелить на самостоятельный поиск дополнительной информации;

Продолжить развитие логического мышления;

Накопление и повторение музыкальных знаний уч-ся.

Мероприятие проводится с использованием мультимедийных технологий, что делает его более наглядным.

Ход мероприятия:

Учитель: Ребята! Мы с вами знаем, что 16 марта 2014 года в Крыму и Севастополе состоялся референдум, по результатам которого около 97% избирателей республики и 95,6% избирателей города проголосовали за воссоединение полуострова с Россией. Спустя два дня, 18 марта, в Георгиевском зале Кремля был подписан договор о включении Крыма и Севастополя в состав РФ.

Сегодня мы с вами перелистаем страницы истории и узнаем, как велась оборона города-героя Севастополя в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г. Но перед этим я попрошу Вас петь все вместе песни о войне (Мы разучивали их на уроках музыки),которые будут звучать сегодня в классе.

Война-это часть нашей истории. Часто ли вы вспоминаете о войне. Давайте мысленно перенесемся в 1941год. Люди тогда не верили, что возможно завтра будет война, они продолжали жить, как раньше.

Шло лето 1941 года.

Суббота 21 июня. Во многих школах праздник – выпускные балы. Дети рано утром идут встречать свой первый рассвет взрослой жизни.

Ученик: Такою все дышало тишиной,

Что вся Земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

Учитель: Сердца детей были полны надежд на прекрасное будущее.

Ученик: Июнь! Ещё не знали мы,

Со школьных вечеров к реке шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится лишь в 45-м, в мае.

Учитель: Началась Великая Отечественная война, война советского народа против агрессора. Это была война жестокая и несправедливая. Фашисты расстреливали, вешали, сжигали, убивали стариков и детей.

Враги считали, что путь по нашей земле будет лёгким, но они просчитались.

Ученик: Вспомним всех поимённо, сердцем вспомним своим .

Это нужно не мёртвым. Это надо – живым!

Учитель: Моряки Черноморского флота, жители города организованно встали на защиту Севастополя.

По решению городских организаций, штаба Черноморского флота воины гарнизона и севастопольцы в сжатые сроки, к 1 ноября 1941г., возвели вокруг Севастополя три рубежа обороны: тыловой, главный и передовой с дотами, дзотами и другими оборонительными сооружениями. Эту работу возглавлял инженерный отдел флота, руководимый военным инженером 1 ранга В. Г. Парамоновым.

Ученик: 29 октября 1941 г. в Севастополе было введено осадное положение. 30 октября первый удар по моторизованной колонне 11-й немецкой армии генерала Манштейна нанесла 54-я береговая батарея Черноморского флота под командованием лейтенанта И. И. Заики. Артиллеристы три дня вели непрерывные ожесточенные бои с наседавшими фашистами. Почти одновременно с артиллеристами в бой вступили части морской пехоты, сформированные из курсантов военно-морского училища и матросов боевых кораблей и береговых частей флота, при поддержке береговых и зенитно-артиллерийских батарей.

Ученик: 30 октября 1941 г. началась вторая героическая оборона Севастополя, которая продолжалась 250 дней - до 4 июля 1942 г. С первых боев до последних дней обороны защитники города проявляли самоотверженность, беспримерную стойкость и героизм. 4 ноября для объединения всех сил Главной базы Черноморского флота был создан Севастопольский оборонительный район (СОР). 7 ноября для оперативного руководства обороной Ставка Верховного Главнокомандования возложила руководство СОР на командующего Черноморским

флотом вице-адмирала Ф. С. Октябрьского, его заместителей: по сухопутной обороне - командующего Приморской армией генерала И. В. Петрова, по береговой обороне - генерал-майора П. А. Моргунова, по военно-воздушным силам - генерал-майора авиации Н. А. Острякова, а после его гибели - генерал-майора авиации В. В. Ермаченкова. Общее руководство Главной базой Черноморского флота и ее обороной осуществлял Военный Совет Черноморского флота.

Учитель: Под непрерывными жестокими бомбардировками, артиллерийским огнём продолжали работать промышленные предприятия города, ремонтируя боевую технику, изготовляя оружие и боеприпасы для фронта. К станкам встали героические севастопольские женщины, заменив ушедших в бой мужей, сыновей и любимых. Как вы понимаете слово подвиг?

Ученик: Подвиг – это бесконечный порыв человека, который отдаёт себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Учитель: Лежало долго на камнях его израненное тело,

И черноморская волна те раны зализать хотела.

Любя свободу, пленным он не захотел пройти и мили

И немцы мужества занять к нему своих солдат водили.

Ученик: Бессмертный подвиг совершил гарнизон дзота N11.Краснофлотец комсомолец Иван Голубец ценой собственной жизни спас боевые корабли и их экипажи в Стрелецкой бухте. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик: За подвиги в те дни звания Героя Советского Союза были удостоены пулеметчица Нина Онилова и снайпер Людмила Павличенко.

Учитель: В те дни героизм защитников города был массовым. Ефрейтор Иван Богатырь скосил своим пулеметом не одну сотню фашистов. Снайпер-инструктор Ной Адамия уничтожил до 200 гитлеровцев. Разведчица Мария Байда вынесла с поля боя сотни раненых бойцов и командиров, вывела из окружения раненых воинов к своим. И. Богатырю, Н. Адамия, М. Байде было присвоено звание Героя Советского Союза

Ученик: Защитников города постоянно поддерживали корабли флота. Прорываясь в осажденный Севастополь, они доставляли пополнения, боеприпасы, продукты питания, увозили на Большую землю раненых, стариков, женщин и детей, вели артиллерийский огонь по позициям врага. А когда надводные корабли уже не могли прорываться к Севастополю, их задачу отважно выполняли экипажи подводных лодок. Несгибаемое мужество и самоотверженность проявили в дни обороны медицинские работники флота и города. За 8 месяцев обороны они спасли жизни десяткам тысяч людей, возвратили в строй 30927 раненых и 10686 больных.

Учитель: Рабочие Морского завода под обстрелом врага ремонтировали корабли, создавали боевую технику днем и ночью, оборудовали два бронепоезда, построили и оснастили плавучую батарею N 3, получившую название "Не тронь меня", которая надежно прикрывала город от налетов фашистской авиации с моря. Немцы называли ее "Квадрат смерти". В горных выработках (штольнях) на берегу Севастопольской бухты были созданы подземные спецкомбинаты; N 1 - для производства вооружения и боеприпасов, N 2 - по пошиву белья, обуви и обмундирования. Тут же, под землей, работали амбулатории, столовая, клуб, школа, детские ясли и сад, а впоследствии - госпиталь, хлебозавод.

В дни обороны отважно защищал свой город гарнизон Севастопольской милиции под руководством начальника городского отдела милиции В. И. Бузина. Большую помощь оказывали

Учитель: 21 июня 1942 г. гитлеровцы прорвались к Северной бухте. Одна за другой замолкали батареи. В те критические дни героические подвиги совершили тысячи защитников Севастополя. 25 июня фашистские летчики бомбили здание панорамы "Оборона Севастополя 1854-1855гг.". От прямых попаданий 5 бомб и 7 крупнокалиберных снарядов была пробита стена, разрушен купол и возник пожар. Живописное полотно спасали курсанты школы средних командиров береговой обороны, бойцы 11-го отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи. Вынесенные из огня фрагменты живописного полотна были вывезены на лидере эсминцев "Ташкент" - последнем большом надводном корабле, прорвавшемся в Севастополь, под командованием капитана 3 ранга В.Н.Ерошенко.

Ученик: 29 и 30 июня вражеская авиация совершила свыше 3000 самолетовылетов, сбросила на город до 15 тыс. бомб, артиллерия обрушила около 8000 снарядов, до 14000 мин. Фашистское командование бросило в бой все силы и средства. Резервы защитников города таяли, кончались снаряды, патроны, гранаты. 30 июня завязались бои на Корабельной стороне. Упорно отбивали атаки врага защитники на Малаховом кургане, Лабораторном шоссе, Историческом бульваре, у хуторов Коммуна, Бермана. Ночью, когда кончились боеприпасы, остатки войск СОР стали отходить к бухтам Стрелецкая, Камышовая, Казачья и на мыс Херсонес. Здесь бои продолжались еще до 4 июля, а в отдельных местах - до 12 июля.

Ученик: В ознаменование подвига защитников города 22 декабря 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль "За оборону Севастополя", которой награждено свыше 50 тыс. участников обороны.

Освобождение Крыма и Севастополя весной 1944 г. Ставкой Верховного Главнокомандования было возложено на войска 4-го Украинского фронта (2-я гв, и 51-я армии) под командованием генерала армии Ф.И.Толбухина и войска Отдельной Приморской армии под командованием генерала армии А.И.Еременко при поддержке сил и средств Черноморского флота во главе с адмиралом Ф.С.Октябрьским и Азовской военной флотилии под командованием контр-адмирала С. Г. Горшкова, авиации дальнего действия под командованием маршала авиации А. Н. Голованова. Их действия координировали представители Ставки Верховного Главнокомандования Маршалы Советского Союза А. М. Василевский и К. Е. Ворошилов.

Ученик: 5 мая 1944 г. в 12 часов, после мощной двухчасовой артиллерийской и авиационной подготовки, 2-я гвардейская армия под командованием генерал-лейтенанта Г. Ф. Захарова начала наступление с Мекензиевых гор, чтобы освободить Северную сторону и форсировать Северную бухту.

7 мая в 10 часов 30 минут, после полуторачасовой артиллерийской и авиационной подготовки, перешли в наступление войска Приморской и 51 -и армий. На главном направлении Сапун-гора - Карань (ныне с. Флотское) действовали части Приморской армии под командованием генерал-лейтенанта К. С. Мельника. Восточнее Инкермана и Федюхиных высот на Сапун-гору, являющуюся ключом вражеской обороны, наступала 51-я армия под командованием Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Я. Г. Крейзера,

Ученик: 9 мая к вечеру был полностью освобожден Севастополь, 10 мая в час ночи Москва 24 залпами из 342 орудий салютовала освободителям города. В этот день газета "Правда" писала: "Здравствуй, родной Севастополь! Любимый город советского народа, город-герой, город-богатырь! Радостно приветствует тебя вся страна!". 12 мая в районе мыса Херсонес были разгромлены остатки фашистских войск в Крыму.

Учитель: Итак, ребята, что вы уяснили сегодня на нашем классном часу?

Ученики: Что в жизни всегда есть место подвигу. Есть те ,кто ценой своей жизни может спасти других. Нам же остается помнить о них , гордиться и равняться на их самоотверженность и силу.

Г.И. Ванеев Г.И Севастополь 1941—1942. Хроника героической обороны. Книга 1 (30.10.1941—02.01.1942).

Павличенко Л. М. Героическая быль: Оборона Севастополя 1941-1942 гг. — М.: Госполитиздат, 1958 г.


-75%

Читайте также: