Конспект уроку риторика як наука і мистецтво

Обновлено: 07.07.2024

Урок в 11 классе "Риторика как наука и как искусство слова. Развитие науки о красноречии и ораторском искусстве в XX-XXI. Экология языка". Цель урока - ознакомить учащихся с историей ораторского искусства; дать понятие о развитии науки о красноречии и ораторском искусстве в XX-XXI вв.

Тема урока : Риторика как наука и как искусство слова. Развитие науки о красноречии и ораторском искусстве в XX-XXI. Экология языка.

Эпиграф : Научиться говорить можно только говоря.

Тип урока : урок-практикум

Вид урока : урок развития речи

актуализировать знания, умения и навыки учащихся, сформированные при изучении стилистики и культуры речи как базовые умения, необходимые для овладения ораторским мастерством; ознакомить с историей ораторского искусства; дать понятие о развитии науки о красноречии и ораторском искусстве в XX-XXI вв.;

совершенствовать коммуникативные умения и навыки;

способствовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность; воспитывать гармонически развитую личность: воздействовать на мышление и речь учащихся, формировать характер, воспитывать чувства.

Основной метод: беседа с элементами практической деятельности учащихся.

ХОД УРОКА:

I. Организационный этап

Слайд №1- название урока

Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади сказал:

Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слово не сказал!

С давних времён не ослабевает интерес к проблеме развития, совершенствования и обогащения речи говорящего.

Поэтому мы должны с вами учиться умению убеждать, воздействовать на ум, сердце, поступки людей – без этого умения трудно представить себе руководителя, общественного деятеля, просто социально активную личность.

Это умение и есть академическое красноречие, ораторское искусство .

Слайд №2- тема урока

Это и является темой нашего урока. (запись в тетрадь)

Тема: … Риторика как наука и как искусство слова. Развитие науки о красноречии и ораторском искусстве в XX-XXI. Экология языка.

II. Актуализация опорных знаний

- Как вы понимаете, что такое риторика, ораторское искусство?

-Зачем необходимо изучать риторику?

-Как вы понимаете следующее выражение:

Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика.

Обратим внимание на следующий слайд

III . Переход к новому материалу

Слайд №3- риторика

Риторика – наука об ораторском искусстве и шире – о художественной прозе вообще.

Слайд №4- красноречие

Определение: Красноречие (Ораторская проза) – живая публичная речь, получившая художественную обработку

Слайд№5--6 - оратором называют человека, обладающего даром красноречия. Слово оратор появилось в русском языке в XVIII в. Оно происходит от латинского глагола orare говорить’ . В.И. Даль подобрал следующие синонимы и синонимические выражения к этому слову: вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить, краснобай.

2. Слово учителя. Важность изучения риторики становится в наши дни всё более очевидной. Старинная наука возрождается, растёт всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется, и быть не может: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждёт рекомендаций от учёных.

Всякая наука имеет свою историю, без знания которой бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном деле, как ораторское искусство. Античные теории красноречия входят в золотой фонд риторической науки. И, естественно, для понимания сущности красноречия необходимо прежде всего познакомиться со взглядами древних риторов.

(видеозаставка)

2. (Слайд №7)

3. (Слайд №8)

4. (Слайд №9) Аристотель и его риторика

Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, выражать речью гнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх и смелость, стыд, благодеяние, сострадание, негодование.

5. (Слайд №10) Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона.

Самым ярким и известным оратором и теоретиком красноречия признан Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). Литературное наследие его обширно. Сохранилось 58 речей

4. Слово учителя . Итак, оратор должен овладеть определенной коммуникативной техникой публичных выступлений

(Слайд №12-13)

Особенности ораторского искусства.(Запись в тетрадях)

  • Необычность начала (вопросительные предложения риторического характера, на которые ответ даёт сам оратор)
  • Употребление местоимения МЫ
  • Использование предложений с группами однородных членов
  • Употребление книжной и разговорной лексики (невиданный героизм, вечная слава)
  • Использование изобразительно-выразительных средств
  • Концовка, в которой подчёркивается основная мысль высказывания
  • Репетиция выступления, выбор верного тона

(Слайд №14)

Композиция ораторской речи:

  • Зачин речи (Этикетные формулы)
  • Вступление (Закрепление контакта с аудиторией; описание цели, темы, краткое описание проблем)
  • Основная часть (Содержание, включающее в себя факты, доказательства, анализ примеров…)
  • Заключение (Подведение итогов сказанного, закрепление впечатлений)
  • Концовка речи (Этикетные формулы, формулы призыва, пожелания)

(Слайд №15)

  • Голосом и жестом подчёркивайте важнейшие для вас слова.
  • Меняйте тон: внезапное повышение или понижение тона хорошо выделяет слово или фразу.
  • Меняйте темп речи: это придаёт ей выразительность
  • Делайте паузу до и после высказывания важных мыслей.

(Слайд №16)

Вся человеческая жизнь связана с языком. Доброе и умное слово необходимо во всяком деле. Злые и конфликтные слова разрушают человеческие контакты, дела расстраиваются и человеческая жизнь приходит в нестроение.

Сегодня мы попытаемся обозначить существующие в языке проблемы и попробуем найти способ их решения.

Но сегодня все обстоит совсем по-другому. С экрана телевизора, по радио, в печатных изданиях говорят о том, что язык серьезно болен, что ему нужно поставить диагноз: безграмотность, безвкусица, небрежность, заштампованность. Но давайте разберемся. Есть язык как система, которую мы с вами на протяжении всего обучения в школе, в других учебных заведениях изучаем. Угрожает ли ей опасность?

И есть реальное воплощение языка – наша речь. Речь – это инструмент, которым нужно научиться владеть. И, наверное, проблемы языка заключаются в неумении владеть родным языком.

Давайте мы сегодня попытаемся определить болезни нашего языка и выявить их причины.

  1. Еще А.С.Пушкин называл русский язык «переимчивым и

О какой проблеме современного языка идет речь? (засорение иностранными словами)

Я предлагаю вам посмотреть миниатюру на данную тему

Импровизация из современной действительности(сценка).

1 девушка: Хай, подружка!

2 девушка: Привет! Классно выглядишь! Ты раньше на тинейджера смахивала, а теперь – стильная герла.

1 девушка: Это мой стилист постарался. Я такой салон отыскала! Супер-класс!

1 девушка: Знаешь. Возле нашего хоума паркинг построили, на въезде постер висит. Подхожу,читаю: в одном из мультиплексов салон красоты открыли. Я после ланча туда отправилась. На входе секьюрити, в холле дизайн супер-модный, римейки самые клевые звучат. Все супер! Я как раз на прайм-тайм попала – пилинг со скидкой сделали. Кстати, вот тебе их визитка, сходи, не пожалеешь.

2 девушка: Нет, Женя, я туда не пойду.

Как вы думаете, почему девочка отказалась от такого заманчивого предложения? (Она ничего не поняла)

Так, может быть, совсем отказаться от заимствованных слов? Возможно ли это? Какой выход вы предложите?

Президент Российской академии(1813-1841) и министр народного просвещения Российской империи (1824-1828) адмирал Шишков в свое время пытался законодательно заменить иностранные слова русскими аналогами но к счастью его попытка не удалась, иначе сейчас бы великий и могучий русский язык блистал словами:

(Слайд №18)

Лингвистический эксперимент.

Проанализируйте записанные слова, подберите слова, которые синонимичны им в современном русском языке : ветродуй - вентилятор, лечезнание – медицина, костотряс – велосипед, любомудр – философ, топталище(тротуар), шаропих (кий), тихогром(фортепиано), водомет(фонтан), рожекорча (гримаса)

Масштаб, гибрид, фатальный , архитектор, фиксировать

фиаско, легальный, эффект, аффект, рафинированный

Засорение речи молодежным сленгом.

Учитель . А теперь поговорим о том, что вам, наверное, очень понятно и близко.

Ты чё с ума спятил?! У меня предки дома, и сваливать не собираются. Давай пойдем потусуемся во дворе. Никто не будет нудить, пилить. Посидим, перетрем. А надоест, нырнем в клуб.

- Какая здесь кроется проблема?

Жаргоны в языке – явление не новое. Торговцы, ремесленники в давние времена скрывали с помощью специальных слов, знакомых только узкому кругу, секреты своей профессии. Известны жаргоны моряков, охотников, музыкантов, уголовников. Эти слова в своей среде не мешают общению, хотя характеризуются большей степенью грубости по сравнению со словами литературного (нормированного) языка.

Причина появления жаргонизмов в речи молодежи связана с ее стремлением добиться независимости любой ценой, в том числе создать язык для общения в своем кругу, таким образом, подростки пытаются противостоять традиционности, трафаретности взрослой речи, которая кажется им пресной, скучной, не прикольной.

(ответы учащихся после фильма)

Нецензурная лексика.

Прослушайте стихотворение Сааковой. Назовите очередную проблему .

У нас в дому не унижали матом

Соперника в пылу словесных битв,

И слово было истово и свято

Для будней, колыбельных и молитв.

Когда наш дом поганил сквернословьем

Забредший в гости пьяненький мужик,

То бабушка лишь хмуро сдвинет брови –

И сразу он прикусит злой язык.

За что ж тебя, Родимая Россия,

Поганим нынче черною молвой

И пачкаем – могучий и красивый-

Язык российский первородный свой?

Как нецензурная лексика пришла в наш язык? Зачем?

Материалы исследования сотрудника Института проблем РАН П.П.Горяева (слайд №21).

  • Любое произнесенное слово – это волновая генетическая программа;
  • Иногда слово может сработать как убийца и даже вызвать раковые заболевания;
  • Воздействие брани равносильно радиационному излучению в 10 000 – 40 000рентген;
  • Бранные слова вызывают мутации на генетическом уровне;
  • Длительный стресс, который могут спровоцировать оскорбительные выражения, приводит к снижению иммунитета.

Задумайтесь над этим. Запомните слова поэтессы Сааковой (слайд № 22):

Ища слова для самовыраженья,

Не замути живой воды родник –

От словоблудия и вырожденья

Оберегай родной души язык!

Учитель. Риторика нужна каждому из нас, чтобы овладеть убедительной и выразительной речью. При этом надо помнить о том, что язык “опасен” для человека, а само Слово дано для умного и благожелательного общения, а не для болтовни и злословия.

Слово должно служить добру, но может быть использовано и во зло. Ищите такое Слово, которое “объединяло бы людей, а не разобщало” (Л.Н.Толстой).

А можно ли научиться правильно и красиво говорить?

Можно ли научиться красиво подавать свою мысль? Естественно! Абсолютно любой навык развивается. Было бы желание.

И даже если на секунду предположить, что ваша речь не будет засорена жаргонами, нецензурной лексикой, этого еще будет недостаточно.

Как вы думаете, что ещё нужно знать, чтобы правильно говорить?

Слайд№23- языковая норма- важнейший признак литературного языка

А признак культуры речи — ее правильность.

Наличие вариантов в языке иногда приводит к таким сценам.

— Вы на следующей остановке сходите?

— Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы? "

— Тогда и оставайтесь в автобусе, если не знаете русского языка!

ЗАДАНИЯ:

Слайд №24 – точность речи

Например, в русском языке есть глаголы: выхо ­ дить, сходить, слезать, вылезать, спускаться. Какое действие называет каждый из них? Чем они разли ­ чаются по значению? Как правильно спросить:

(на катере) — Вы на следующей пристани .

(на электричке) — Вы на следующей станции .

(в автобусе, трамвае) — Вы на следующей оста ­ новке .

Слайд №25- правильны ответ

Когда пароход, катер причаливает к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят.

Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить по ступенькам вагона. Поэтому и в том и в другом случае принято говорить я схожу, вы сходите.

В троллейбусе, автобусе, трамвае есть вход (зад ­ няя дверь) и выход (передняя дверь), поэтому пользующиеся городским транспортом входят и выходят, отсюда уместен вопрос: Вы выходите? Од ­ нако допустим и вопрос Вы сходите на следующей остановке ?, поскольку в данном случае приходится сходить по ступенькам.

Слайд №26 чёткое знание значения употребляемого в речи слова.

- Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.

- Продавца можно подобрать и в своём посёлке.

Слайд №27 -Задание в группах (2 группы получают карточки с заданиями)

Составить словосочетания со словами

1. По большому счету Таможенный союз не был экономически выгоден его основателям. 2. Как вы думаете, по боль ­ шому счету, кто такой Березовский? 3„ Я не боялся, я жил. И жил, по большому счету, радостно. 4. Несча ­ стный инженер Гаранин, не виноватый по большому счету ни в чем.

Слова-сорняки не несут никакой смысловой на ­ грузки, не обладают информативностью. Они про ­ сто засоряют речь говорящего.

(Слайд №29)- Задание в группах (2 группы получают карточки с заданиями)

ПЛЕОНАЗМЫ

Патриот своей Родины

Перспективы на будущее

Взаимно друг другу

После объяснения уч- ся получают задание и выполняют его под песню о русском языке ( в группах)

Слайды 30-32 ключи

(Слайд №30) Добавить определения к существительным

(Слайд №31)Расставьте ударения в словах

Агент , арест, инструмент, искра, каталог, коклюш, кулинария, ломоть, петля, обеспечение, симметрия, жалюзи, гренки

(Слайд №32) Образуйте форму родительного падежа множественного числа от существительных

  • Баклажан, баран, башня, блюдце, дядя, жеребёнок, серьга, зять, розги, носок, пригоршня, дно, цапля.

Слайд №33 -Богатство и разнообразие речи

Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобыт ­ ность родного языка.

Слайд №34-образность, выразительность

Усиливается ее эффективность:

  • яркая речь вызывает интерес,
  • поддерживает внимание к предмету разговора,
  • оказывает воздействие на разум и чувства, на воображение слушателей.

Можете ли вы назвать великих ораторов прошлого века?

Ораторское искусство в России гордится яркими представителями судебного красноречия: Карабчевским, Кони, Плевако,Урусовым. Речь судебного оратора особенно ответственна, его слова часто решают судьбу человека; его задача – убедительно и достоверно доказать виновность или невиновность подозреваемого.

Вот знаменитый эпизод из истории судебного красноречия России.

Каждый должен верить в себя, работать над собой и обязан знать, что сказать и как это сказать.

Слайд №35 - Тренируйтесь на скороговорках:

IV . Вопросы для самоконтроля( Слайд №36)

V . Вместо заключения. (Слайд №37)

В переломное время, предреволюционное время, когда шла Первая мировая война, И.А. Бунин писал:

Читайте также: