Что такое физика конспект

Обновлено: 06.07.2024

Физические явления можно разделить на механические, тепловые, электромагнитные и световые.

В физике любой из окружающих нас объектов принято называть физическим телом или просто телом.

Всё то, из чего состоят физические тела, называют веществом.

Всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания, называют материей.

Гипотеза – научное предположение о сути наблюдаемого явления, которое ещё не подтверждено и не опровергнуто.

Ключевые слова

Физика, физические явления, физические законы, физическое тело, материя, вещество, атом, наблюдение, гипотеза, опыт, эксперимент.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН - КОНСПЕКТ

Тип урока: Изучение нового материала

Задача урока: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.

образовательная: ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина; выявить источники физических знаний.

развивающая : формировать у учащихся логическое мышление; развивать познавательный интерес к предмету; развивать умение оперировать ранее полученными знаниями; развивать умение планировать свою деятельность.

воспитательная : воспитывать умение самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы.

Оборудование: портреты ученых, картинки, шарик пластмассовый, шарик стальной

Организационный момент (2 мин).

Актуализация знаний (10 мин).

Введение нового материала (20 мин).

Закрепление изученного материала (10 мин).

Домашнее задание (3 мин).

Деятельность ученика, записи на доске, в тетради.

Организационный момент.

Проверка посещаемости, готовности класса к уроку, запись темы и домашнего задания на доске.

Д/З: § 1-3, вопросы. Л. №5,7. Подг. к л/р №1.

Актуализация знаний

Это совершенно новая для вас наука, новый предмет в вашем расписании, поэтому, сначала я должна рассказать, что же вам необходимо иметь к урокам:

Рабочая тетрадь – 48 листов

Тетрадь для контрольных работ

Тетрадь для лабораторных работ

Заниматься мы с вами будем в этом кабинете, здесь у каждого свое место, и в этом кабинете нужно вести себя в соответствии с инструкцией о технике безопасности, с которой я вас обязательно познакомлю.

Введение нового материала

Учитель: Сегодня у нас с вами очень необычная тема, т.к. на уроке произойдет ваше первое знакомство с удивительной и интересной наукой – ФИЗИКА. С давних времен человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили живительной влагой поля и вызывали наводнения, неисчислимые бедствия несли ураганы и землетрясения. Не зная причин их возникновения, люди приписывали эти действия сверхъестественным силам, но постепенно они стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определенную систему. Так зародились науки о природе.

Учитель: Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, доска, книги, тетради, карандаши. Следовательно, стол, стул – это физические тела. Земля, Луна, Солнце также являются физическими телами. В природе с физическими телами происходят изменения. Например, зимой вода отвердевает и превращается в лед. Весной снег и лед плавятся и превращаются в воду. Вода кипит и превращается в пар. Пар охлаждается и превращается в воду.

Учитель: Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца. Солнце и все небесные тела движутся в космическом пространстве. Наблюдая за окружающим миром можно заметить, что со всеми телами происходят изменения: день сменяет ночь, снег тает, вы растете, кусок мела уменьшается. Все эти изменения называются физическими явлениями. Физика – это наука о физических явлениях. Главная задача физики состоит в том, чтобы открывать различные закономерности, которые позволяют нам объяснить и объединить разные физические явления.

Учитель: Физические явления делятся на несколько видов:

1. механические (например, движение машин, самолетов, небесных тел, течение жидкости)

2. электрические (Например, электрический ток, нагревание проводников с током, электризация тел)

3. тепловые (например, таяние льда, кипение воды, тепловое расширение тел)

4. магнитные (например, действие магнитов на железо)

5. оптические (например, отражение света от зеркал, излучение световых лучей от различных источников света)

7. Атомные (например, работа атомных реакторов, распад ядер, процессы происходящие внутри звезд).

Физика-это наука, которая изучает все эти явления.

Учитель: С самого рождения человек познает мир при помощи своих органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, мышечное чувство) и своей умственной деятельности. Самые первые знания человек получает из наблюдений за природой. И у вас уже имеются некоторые научные знания.

Что произойдет с шариком, если его выпустить из рук? Откуда у вас проявились эти знания? С детства вы видели, что все предметы, выпущенные из рук, падают вниз, на землю. Проверим, на сколько вы наблюдательны.

Возьмем два шарика одинакового размера, но один пластмассовый, а другой стальной. Скажите, какой из этих шариков упадет на пол быстрее? Почему вы так решили? А как это проверить?

Оказывается не так просто ответить на этот вопрос.

Чтобы получить правильные знания об этом движении нужно провести эксперимент – специально подготовленный опыт.

Оказывается, шарики упадут одновременно, независимо от их массы. К этому выводу впервые пришел итальянский ученый Галилео Галилей. Легенда рассказывает, что он для изучения вопроса о падении тел, поднимался на знаменитую наклонную башню и сбрасывал оттуда шары, одинаковые по форме и размерам (чугунный и деревянный), которые с грохотом падали на землю. Наблюдая за их падением, он установил закон падения.

Учитель: При изучении физики мы будем разговаривать с использованием специальных терминов. С ними будим знакомиться постепенно из урока в урок и очень скоро вы сможете сами самостоятельно постигать язык этой удивительной науки. Давайте познакомимся с некоторыми терминами прямо сейчас.

Вещество - это всё то, из чего состоят физические тела. (Показ физических тел, состоящих из разных веществ)

Материя – это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.) все что нас окружает материально.

Физические величины - это измеряемые свойства тел или явлений.

Физические приборы – это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов

Чтобы проникнуть в суть вещей необходимы эксперименты (опыты). Опыты проводятся по заранее продуманному плану с определенной целью. Во время опытов проводятся измерения физических величин с помощью специальных приборов. Примеры физических величин: объем, расстояние, скорость, температура.

Данный конспект представляет вводный урок по физике, проводимый в 7 классе.

ВложениеРазмер
vodnyy_urok_po_fizike.docx 26.34 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса. Определить место физики, как науки.
  2. Научить различать физические явления и тела.
  3. Познакомить с методами изучения физики.
  1. Показать значение познания мира через мышление.
  2. Формировать моральные, волевые и эстетические качества личности.
  1. Развивать внимание и любознательность.
  2. Развивать представление о применении человеком физических знаний в быту и технике.
  1. Организационный этап.
  2. Мотивационный этап.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного.
  5. Домашнее задание.

1. Организационный этап

Взаимное приветствие учащихся и учителя.

2. Тетради: 1) рабочая тетрадь по физике;

2) 2 тонкие тетради: для лабораторных работ по физике;

для контрольных работ по физике.

3. Сборник задач по физике Лукашик В.И., Иванова Е.В. 7- 9 классы.

2. Мотивационный этап

Пишем сегодняшнее число и тему урока.

Обернитесь вокруг: вы видите парты, столы, стулья, шкафы, окна, за окном синее небо, летают птицы, дует ветер… Это всё физика.

3.1. Из истории возникновения физики.

Физика является одной из древнейших наук. Д ревний человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела вся его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило засухи. Дожди поливали живительной влагой и вызывали наводнения; бедствия несли ураганы и землетрясения. Древние люди не знали причин их возникновения и приписывали разрушительные явления сверхъестественным силам. Постепенно люди начали понимать действительные причины природных явлений и их взаимосвязь. Так начали зарождаться науки о природе, одной из которых была физика.

В русском языке это слово появилось в 18 веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову.

3.2.Взаимосвязь физики с другими науками

Но не только физика является наукой, изучающей природу. География, биология, астрономия также изучают природу, но они не дают какого – либо полного представления о структуре окружающего нас мира.

Так, география изучает климат, а физика объясняет причину возникновения именно таких климатических условий, зарождение циклонов и т.д.

Биология изучает растения и животный мир, физика объясняет, к примеру, почему не болит голова у дятла, благодаря чему мы слышим…

Астрономия изучает звёзды, Солнце, планеты, а физика объясняет, почему планеты движутся вокруг Солнца, а не улетают от него и т.д.

Таким образом, физика даёт полное представление о структуре окружающего мира. Физика позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, позволяет понять современную технику и развивать её дальше. Ведь не очень давно люди ездили на тарантасах, запряжённых лошадьми, жали рожь и пшеницу серпами, сидели при свете горящих лучин и только в сказках мечтали о различных волшебствах… И это волшебство случилось… и во сём этом мы должны быть благодарны физике.

Итак, что же такое физика? Запишем определение.

Физика – наука о природе и о физических явлениях, которые в ней происходят.

А физические явления – это изменения, происходящие в природе.

3.3. Изучение физических явлений

Вы знаете как в природе происходят многие явления, и, надеюсь, легко закончите фразы. Предскажите чем закончатся следующие события:

а) Если выпустить из рук тяжёлый предмет, то…

б) Если цветок не поливать, то …

в) Если сверкнула молния, то…

Явлений в природе огромное количество. Поэтому для того, что бы удобнее было их изучать, в физике используют определённую классификацию.

Классификация физических явлений:

1. К первой группе явлений относят явления, связанные с движением либо взаимодействием тел. Такие явления называются механическими явлениями .

Примеры: движение машин, течение воды в реках, движение воздушных масс (ветер) и т.д.

2. Ко второй группе явлений относят явления, связанные с электрическим током. Такие явления называются электрическими явлениями .

Примеры: потребление электроэнергии электроприборами, молния и т.д.

3. К третьей группе явлений относят явления, связанные с магнитными свойствами тел. Такие явления называются магнитными явлениями.

Примеры: взаимодействие магнитов, магнитные бури и т.д.

4. К четвёртой группе явлений относят явления, связанные со светом. Такие явления называются оптическими , или световыми явлениями.

Примеры: радуга, закат, цвет и т.д.

5. К пятой группе явлений относят явления, которые связаны с теплом. Такие явления называются тепловыми явлениями.

Примеры: тепло от Солнца, узоры на окне в мороз и т.д.

6. К шестой группе явлений относят явления, которые связаны со звуком. Такие явления называются акустическими , или звуковыми явлениями.

Примеры: эхо, голос, тембр голоса, звуки природы, гром и т.д.

Все эти явления изучаются в физике.

Для чего? Зачем изучать такое огромное число явлений?

Основной задачей физики является изучение физических явлений, описание их особенностей и вывод общих законов.

Закон в физике – это совсем тоже самое, что закон в Конституции. Закон в физике – это некоторое доказанное утверждение, которое выявляет общие закономерности протекания физического явления в природе.

Так на примере свободного падения стального шарика, можно установить законы падения для других тел разной формы и массы. (Опыт Галилео Галилея) А затем использовать эти законы в своей жизни: в строительстве, в военном деле, в мореплавании, и даже в цирке…

3.4. Физические термины

Любая наука использует свои специальные слова – научные термины. Так, физик, говоря о движении тел (машин, самолётов, мяча, планеты), обычно не считается с тем, что именно движется, т.к. для изучения механического движения это не существенно во многих задачах. Поэтому в этих случаях говорят о физическом теле, понимая под этим любой предмет.

Физическое тело – это каждое из окружающих нас тел.

Приведём примеры физических тел: мяч стол, ракета, карандаш, Земля, и т.д.

Все объекты и физические тела являются материей . Всё что нас окружает материально. Вода, воздух, звёзды – любые физические тела материальны. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.

Таким образом, запишем определение:

Материя – всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания.

Материя в нашем мире существует в виде вещества и поля.

Вещество – это материал из которого состоят физические тела.

Мы его можем потрогать, увидеть. Очень важно уметь отличать вещества от физических тел и тем более от физических явлений.

Так, гвоздь – физическое тело, железо – вещество;
стол - физическое тело, дерево – вещество;

капля воды - физическое тело, вода – вещество.

Другой вид материи – поле – существует не зависимо от нас. Поле не всегда можно обнаружить при помощи органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какое – нибудь физическое тело. Например, существует гравитационное поле, которое мы не ощущаем, и благодаря которому мы ходим по земле и не улетаем с неё, не смотря на то, что она вращается со скоростью 30 км/сек, но измерить мы его не можем, пока… А вот электромагнитное поле человек не только может ощущать по последствиям его воздействия, но и измерять.

Наши мысли и сны нельзя считать материальными, т.к.- это продукт нашего сознания.

3.5. Методы исследования физического явления

Давайте подумаем о том, как можно изучать физику? Откуда появляются у человека знания?

-Что я держу в руках? (апельсин).

-Как вы узнали что это апельсин?

-что мы делаем сейчас? (смотрим на апельсин, наблюдаем за ним: он оранжевого цвета, пористый)

-Но этого мало, чтобы иметь чёткое представление о нём. Мы его можем очисть от кожуры – почувствуем запах апельсина, попробуем на вкус. Можем выжать сок из него, можем сварить компот и т.д., т.е. мы начинаем проводить опыты над ним или эксперимент.

Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого, собственно, и начиналась физика. Философы и учёные Древней Греции в основном вели наблюдения.

Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку.

В средние века учёные (Галилео Галилей, Эванджелиста Торричелли, Блез Паскаль и др.) начали массово ставить опыты для постижения истины.

Или нам интересно, какое тело упадёт быстрее: то которое тяжелее, или то, которое легче.

И поэтому, чтобы проникнуть в суть вещей необходимы эксперименты (опыты).

Опыты проводятся учёным по заранее продуманному плану с определённой целью.

Во время опытов проводятся измерения с помощью специальных приборов физических величин. Примерами физических величин являются: расстояние, объём, скорость, температура.

По прошествую эксперимента выводят физический закон.

  1. Закрепление изученного материала
  1. Задачник Лукашик №1, 4, 5.
  2. Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением? (Да)
  3. Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженного, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением? (Нет)
  1. Домашнее задание

Подумайте, с какими физическими явлениями вы сталкиваетесь в повседневной жизни, и предположите, как их можно изучить.

Что изучает физика. Физические явления, наблюдения, опыты. Механика

На этом уроке мы вспомним, что такое физика, а также три способа изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент и моделирование. Также мы познакомимся с первым разделом физики, в котором изучается движение тел (механикой), и узнаем, из каких основных частей состоит этот раздел.

Читайте также: