Конспект уроку пряма мова

Обновлено: 03.07.2024

Прямая речь – это высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно.

Косвенная речь – воспроизведение чужого высказывания, которое каким-то образом изменено.

Диалог – это разговор двух или более лиц.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение,2016. – с. 113,116

Дополнительная литература:

1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1 // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с.143

2. Панов М. В., Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: Русское слово, 2008 – с. 347

3. Розенталь Д. Э. Русский язык на отлично. Правила и упражнения. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2009 – с. 281-283

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Когда мы хотим передать слова собеседника или свои собственные, но сказанные ранее, то мы используем предложения с прямой речью.

Слов автора и прямая речь связываются без союзов, по смыслу и при помощи интонации. Слова автора указывают, кому принадлежит высказывание, при каких условиях оно было произнесено, как произнесено.


В словах автора часто употребляются слова и словосочетания, которые обозначают процессы речи или мысли: говорить, сказать, спросить, ответить, прошептать, крикнуть, спросить, вспомнить и т.д.

На письме прямая речь выделяется кавычками.

В схемах прямая речь обозначается буквой П, п, слова автора – А, а. В некоторых учебниках прямая речь обозначается заштрихованным прямоугольником, а слова автора – прямоугольником без штрихов.


Схемы расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью выглядят следующим образом.


В первом столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора расположены перед прямой речью. Обратите внимание, что точка ставится после кавычек, а восклицательный, вопросительный знаки и многоточие – внутри кавычек.

Во втором столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора стоят после прямой речи. Обратите внимание, что во всех схемах слова автора пишутся с маленькой буквы.

В третьем столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора разрывают прямую речь. Более подробно с этими правилами вы будете знакомиться позже.

Прямая речь, представляющая собой разговор двух или более лиц, называется диалогом. Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, а могут и отсутствовать.

Все реплики диалога даются с нового абзаца, и перед каждой репликой ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи, но без кавычек.

На покрытой мешками соломе вокруг Тимура расположились ребята.

– В доме номер двадцать два девчонка плачет, – как бы нехотя сообщил Гейка.

– Чего же она плачет?

– Спрашивал – не говорит.

– А ты спросил бы получше… Может быть, кто-нибудь её поколотил… обидел?

– Спрашивал – не говорит.

– А велика ли девчонка?

– Вот ещё беда! Кабы человек… а то – четыре года! Постой, а чей это дом?

– Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.

Теоретический материал для углубленного изучения

Косвенная речь.


Во втором предложении указано, кто сказал, что он сказал, но дословно речь героини не передана.

С точки зрения синтаксиса, предложение с косвенной речью – это сложноподчинённое предложение. Главное предложение в нём – это слова автора, а придаточное – прямая речь. При замене прямой речи косвенной часто меняется порядок слов в предложении.

Придаточное предложение, передающее чужую речь, присоединяется к главному при помощи союзов.

Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то используются союзы что, будто.

Если прямая речь представляет собой побудительное предложение – чтобы.

Если прямая речь – это вопросительное предложение, то роль союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые были в прямой речи, или союз ли.

В косвенной речи личные местоимения 1-го и 2-го лица ставятся в форму 3-го лица. Местоимения и глаголы употребляются не от лица автора, а от лица того человека, который рассказывает об этом. Обращения, слова ДА и НЕТ, частицы и междометия при замене прямой речи опускаются.


В первом предложении представлена прямая речь. При переводе её в косвенную появляются союзы что, чтобы. Местоимение наши меняется на местоимение их, обращение папа меняется на дополнение с добавлением глагола попросила папу.

Косвенная речь передает содержание прямой речи с большей или меньшей точностью.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены!)

Внимание раздался с чердака звонкий, торжествующий голос Жени. Подаю по форме номер один позывной сигнал общий.

Разбор задания: Читаем предложение. Находим в нём, кто говорит и что говорит. Мы видим грамматическую основу голос раздался. Это слова автора. Этот голос говорит внимание и подаю позывной. Следовательно, слова автора расположены в середине прямой речи. Слово внимание передаёт призыв, следовательно после него надо поставить восклицательный знак. Ответ: 2.

Выделите зелёным цветом слова автора в предложениях. (Знаки препинания не расставлены!)

1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?

2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.

Разбор задания: В первом предложении Ольга спрашивает Женю, следовательно слова автора в начале предложения. Собственно прямая речь начинается с обращения.

Во втором предложении Ольга продолжает спрашивать Женю. Вначале идёт прямая речь, а потом слова автора.

1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?

2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № 36

Тема: Пряма мова.

навчальна: домогтися усвідомлення і засвоєння учнями основних відомостей про пряму мову, вироблення практичних умінь і навичок розпізнавати пряму мову і слова автора в готовому тексті, вимовляти з відповідною інтонацією, правильно ставити розділові знаки;

розвивальна: розвивати усне і писемне мовлення школярів, зокрема з використанням прямої мови, вміння аналізувати і робити висновки;

виховна: формувати знання мовленнєвого етикету, забезпечити розуміння учнями, що означає бути вихованими до співрозмовників: членів родини, старших за віком людей, однолітків, прищеплювати любов, повагу і цікавість до влучного слова.

Тип уроку: засвоєння нових знань.

Методи і прийоми: слово вчителя, бесіда, узагальнююча бесіда.

Обладнання: підручник, таблиці, схеми, сніжинки.

Використана література:

Бондаренко Н. В. Українська мова. підручник для 5 класу / Н. В. Бондаренко, А. В. Ярмолюк. – К.: Освіта, 2005. – 272 с.

Методика навчання української мови в середніх освітніх закладах / Колектив авторів за ред. М. І. Пентилюк. – К.: Ленвіт, 2004. – 400 с.

Перебіг уроку

І. Організаційний момент ( 2 хв. )

Слово вчителя.

Доброго дня, шановний 5 клас!

Визначення емоційної готовності до уроку.

ІІ. Повідомлення теми, мети уроку. Мотивація навчальної діяльності учнів ( 5 хв. )

Слово вчителя.

ІІІ. Актуалізація опорних знань ( 10 хв. )

1). Бесіда.

Слово вчителя.

На дошці записано два речення. Знайдіть висловлювання, яке належить певній особі. Наскільки точно воно відтворене? Як виділяється в усному мовленні?

Лісник сказав, що він бачив на озері лебедів.

2). Робота з підручником.

Слово вчителя.

Що нового дізнались?

Розгляньте схему на с. 81 і сформулюйте правила вживання розділових знаків при прямій мові.

Після слів автора перед прямою мовою ставиться двокрапка. Пряма мова, що стоїть після слів автора, може бути розповідним, питальним або окличним реченням, отже, в кінці її може стояти крапка, знак питання або знак оклику.

Якщо пряма мова стоїть перед словами автора, після неї ставиться кома, знак питання або знак оклику, а потім – тире. Слова автора починають з малої букви.

IV. Сприймання і засвоєння учнями навчального матеріалу
( 20 хв. )

Робота біля дошки.

Записати речення, дотримуючись правильної інтонації. Поясніть розстановку розділових знаків.

Творча робота.

Доберіть власні приклади речень з прямою мовою (усно). За кожну правильну відповідь учні отримають сніжинку.

Узагальнююча бесіда.

1. У чому особливість речень з прямою мовою?

2. Які розділові знаки властиві реченням з прямою мовою?

V. Підбиття підсумків уроку ( 3 хв. )

Що нового дізнались?

Якими вміннями і навичками оволоділи?

Що сподобалось на уроці?

VІ. Оцінювання знань, коментування оцінок ( 3 хв. )

VІІ. Домашнє завдання ( 2 хв. )

Підручник § 20, вправа 183.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 618 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.02.2016 967
  • DOCX 50 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Старковская Анна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Какие вы знаете виды предложений по цели высказывания? Примеры. --- - Какими бывают предложения по интонации? -Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов? -Какие предложения называются сложными? -Как на письме отделяются простые предложения в составе сложного?

III. Изучение нового материала

1.Постановка проблемы.

Ученик работает на другой половинке доски. (расставляет пропущенные знаки препинания в предложениях:

Петя ты выучил правило

2) Приплыла к нему рыбка спросила

Чего тебе надобно старче

-Проверим работу, выполненную …….

-Ребята, все ли знаки препинания расставил…

- Из скольких частей состоит предложение? …

- Ребята, кто знает, как называются такие предложения в русском языке? (Такие предложения называются предложениями с прямой речью).

2.Формулирование темы и задач урока.

- Каких знаний нам не хватает?

- Чему мы должны научиться сегодня на уроке? (правильно, грамотно записывать такие предложения и отличать их от других предложений, правильно ставить знаки препинания при прямой речи)

Из чего состоят предложения с прямой речью.

Как на письме отделяются слова автора от прямой речи.

Схемы предложений с прямой речью.

-Какова тема нашего урока? (Прямая речь) (Тему записываю на доске)

- Запишите в тетрадях тему урока.

3.Поиск решения проблемы.

1)Работа с правилом. - Прочитайте в учебнике на стр.98, что такое прямая речь?

Максим Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.

- Кому принадлежат выделенные слова? В каком случае они переданы точно от имени писателя?

- В каком предложении прямая речь? (1) Во втором предложении косвенная речь.

2) Исследование построения предложений с прямой речью.

- Обратите внимание на запись и построение предложения. Что нового вы увидели в оформлении предложения? (Есть кавычки)

- Где стоят слова автора? (после прямой речи.)

- Как оформлена прямая речь? (Она заключена в кавычки, написана c большой буквы; после прямой речи стоит тире.)

- Изменятся ли знаки препинания, если части предложения поменяем местами?

- Где стоят слова автора? (перед прямой речью.) Знаки сохранились?

- От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (В каком порядке идут прямая речь и слова автора)

-Какие слова вводят прямую речь? (сказал, предложил)

- Составим схемы предложений, обозначив прямую речь буквой П , слова автора- А.

-Обратите внимание на то, что на письме при прямой речи кавычки обозначаются не так, как в тексте книги. (Объяснить, как пишутся кавычки на письме, табличку вешаю на доске; дети пишут 2 схемы на доске)

- Что является опознавательным признаком для употребления знаков препинания при прямой речи? (Чёткое разграничение прямой речи и слов автора)

Физминутка Игра на внимание

3) Составление схем предложений. Работа в группах.

Прочитайте предложения из упражнения 236. Где стоит прямая речь? (После слов автора)

- Составьте схемы предложений.

(дети пишут на листах, по одной схеме прикрепляется на доске)

Микро итог: Итак, прямая речь выделяется кавычками и пишется с большой буквы. В каждом из приведённых случаев прямая речь стоит после слов автора, поэтому ставится двоеточие.

-Прямая речь может содержать предложения с разной интонацией- восклицательные и невосклицательные, разные по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные. Вопросительный и восклицательный знаки ставятся перед кавычками. Точка за кавычками.

4) Соотнесение предложений со схемами. Работа в группах. Найти в упр.237 предложения, соответствующие схемам. Таблички прикрепляю на доске ( 1гр. к схеме №1, 2- №2, 3гр. -№3) Проверим…

открывается 2 половина схем

5) Сравнение схем

4. Решение проблемы. (Возвращение к проблемному заданию)

IV. Закрепление изученного.

Работа в группах. Кто быстрее и правильно?

Из какой сказки эти предложения? Как речь героев характеризует их? Как следует обращаться к людям?

Должны получиться следующие предложения:

Устно составить предложения с прямой речью в парах ( 1 ученик читает слова автора, 2-прямую речь)

Слайд №6 3) В словах автора выделены глаголы. При списывании подчеркните тот глагол, который вводит прямую речь в высказывание. Поставьте пропущенные знаки препинания.

Саша посм..трел на друга и сказал всё будет хорошо

Лена отв..ла Машу в стор..ну и спросила ты почему опоздала?

Катя подб..жала к маме и прош..птала мамочка я скучала по тебе.

Слайд №7 4) Проверим работу, выполненную Незнайкой

V. Домашнее задание.

Самостоятельно сост. 3-5 предложений с прямой речью. параграф 48

VI. Итог

1.Что такое прямая речь?

2.Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

3.Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора?

4.Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после
слов автора? Перед словами автора? Приведите примеры.

- Какие знаки препинания используются в предложениях с прямой речью? (Точка, вопросительный, восклицательный знак, двоеточие, запятая, кавычки, тире).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рассчитан на изучение нового материала по разделу" Что такое речь?", указаны методы и приемы работы.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Открытый урок по русскому языку

Гумарова Раушания Камильевна

учитель русского языка и литературы

Русский язык. 5 класс.

Цель деятельности учителя: Дать понятие прямой речи. Научить различать прямую речь и слова автора, составлять схемы предложений с прямой речью. Отрабатывать навыки расстановки знаков препинания при прямой речи; развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета, мотивацию к познавательной и творческой деятельности

Тип урока Комбинированный урок.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научиться различать прямую речь и слова автора, составлять схемы предложений с прямой речью; читать предложения с прямой речью с правильной интонацией; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью; объяснять языковые явления.

Метапредметные УУД:

-коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

-познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с прямой речью.

Личностные УУД: формирование творческого конструирования по алгоритму.

Используемые технологии

-традиционного обучения (для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов);

-проблемного обучения (с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей);

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, в парах, фронтальная

Наглядно-демонстрационный материал Маршрутный лист, презентация

Основные понятия Прямая речь, слова автора, двоеточие, тире, кавычки

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Долгожданный дан звонок –

Снова сесть за парты рады.

Приступать к учебе надо.


Я рада, что вы все готовы работать и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. С вами буду работать я, меня зовут ГумароваРаушанияКамильевна.

Запишите число, классная работа.

2.Актуализация знаний

Веришь – не веришь

Верите ли вы, что сложное предложение состоит из двух частей?

Верите ли вы, что сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные?

Верите ли вы, что предложение Поредел над сопками туман – сложное?

Верите ли вы, что в предложении Замолкнут и заснут дневные птицы нужна запятая?

Верите ли вы, что в предложении Ученые считают что зима наступает 22 декабря есть ошибка?

Читайте также: