Конспект уроку образотворче мистецтво 6 клас у колі сім ї парадний портрет

Обновлено: 03.07.2024

Данный урок рассказывает о появлении и развитии такого жанра, как портрет, а также дается поэтапное описание изображения портрета.

Оценить 1367 0

среднего (полного) общего образования

в 6 классе на тему

Подготовила и провела

подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств;

познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета;

Образовательные:закрепить знания о жанре, разновидностях портрета;

закрепить навыки изображения головы человека, соблюдая пропорции;

Развивающие: развивать графические навыки (распределение светотени на поверхности форм); развивать творческое воображение, память умение анализировать пропорциональные отношения.

Воспитательные: содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям.

Оборудование: для учителя: презентация, музыкальный ряд.

Тип урока: комбинированный.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Сегодня будем рисовать,
Узнавать и рассуждать.

2. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач.

- Сейчас я прочитаю вам одну притчу, а вы попытайтесь догадаться, о чем идет речь.

Притча о художнике.

Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное.
Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО. До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он, и они, – в совершенную картину!

Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!

И тонкость, и грация, и нежный овал лица,

и глубина чуть – чуть смущённых глаз –

вдруг ожили на полотне, прекрасный образ создавая.

И женщину он старую увидел –

и стал ее он рисовать.

И удивлялись люди: что в такой старухе он нашёл?
А художник – он каждую морщинку на руках её –

как летопись писал.

И были в летописи той слова о жизни долгой и непростой, о доброте, и о любви, о детях, вскормленных душевною заботой, о внуках, мудростью питаемых глубокой… И засияли лучики из глаз – в них свет струился – к тем людям, которые вокруг сейчас, и к тем, что ныне вдалеке, их свет подобен был реке, которая имеет свой исток в сердечной доброте.
И на рисунке том – любовь, и мудрость, и покой – вещали людям о жизни доброй, о душе Большой! И в восхищенье – замирало множество людей перед картиной той! И обнимала их любовь души прекрасной – как нежная вечерняя заря…
Художник так всё то отобразил , что в почтенье перед старой женщиной склонились люди…

– Ребята, скажите пожалуйста, что же рисовал художник?

– Сегодня на уроке мы поведем разговор о портрете. Наша задача, познакомиться с историей возникновения портрета, сформировать своё отношение к портрету, выразить своё отношение к увиденному.

3. Введение в новую тему.

Портрет – это изображение конкретного человека, передающее его неповторимые особенности – строение лица, черты характера, отношение к людям.

Разновидности портрета:

Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала.

Портрет-картина, жанровый портрет – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее – групповой портрет-картина).

Портрет-тип собирательный образ, структурно близкий портрету.

Автопортрет – принято выделять в отдельный поджанр.

Парадный портрет как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим).

Камерный портрет – используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.

Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.

Из истории портрета

Древний Египет

Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.).
Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками.

Древняя Греция

Древние греки тоже писали, но больше любили лепить портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов. В Древней Греции создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных чёрт изображаемого человека .

Древний Рим

Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку. В основе древнеримского портрета — чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели. Древние римляне обладали такой верой в себя, что считали личность человека достойной уважения в том виде, какая она есть, без всяких приукрас и идеализаций, со всеми морщинами, лысинами и избыточным весом.

Рим подарил нам первые психологические портреты –фаюмские ( от местечка, где были найдены изображения) .

Возрождение


Мастера Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Тинторетто – не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.
Тогда же впервые появляется автопортрет.

Только из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как вы думаете, что это за портрет? (Ответы учащuхся.)

Средневековье

Средневековье стало периодом унификации личности, подчинения её определённым правилам и нормам, что нашло отражение в создании портретов прежде всего людей общественно значимых (правителей, приближенных). Они смогли проникнуть и во внутренний мир своих героев, сделав их олицетворением определённых нравственных черт – чванства, тщеславия, гордыни.

Западная Европа

Величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис ван Дейк или испанский художник Диего де Сильва Веласкес.

Русский портрет

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.

А какие чувства вызывает у вас этот образ? (ответы детей)

Русские художники XIX-XX веков обратились к портретам людей, прославившихся не знатности, а талантом, любовью к народу. Их портреты не поражают внешним блеском. Они передают правдивый облик человека, сложный мир человеческого характера. В это время появляются парадные и камерные портреты.

В послевоенное время художники получили от правительства большое количество заказов на создание портретов видных полководцев. Корину было поручено написать портрет одного из самых крупных военачальников Великой Отечественной войны — маршала Георгия Константиновича Жукова.

Времени, отведенного для работы в импровизированной мастерской, не хватало. Художник рисовал маршала всюду, где мог встретить. Однажды адъютант Георгия Константиновича дал Корину фотографию – Жуков и Рокоссовский принимают иностранную делегацию. С фотографией живописец пошел на торжественное заседание, посвященное годовщине Октября. Жуков сидел в президиуме. Самое время порисовать! Но блокнота в кармане не оказалось. И набросок был сделан на обороте фотографии.

На картине Корина Жуков предстает живой легендой, которой он был для страны в годы войны. Несгибаемый, жесткий человек, от которого зависели судьбы миллионов, смотрит не на зрителя, а в сторону, как бы проверяя, что творится вокруг. Однако в глазах маршала явный триумф — народ под его руководством победил страшного врага. Рука, сжатая в кулак, показывает силу характера Жукова и вместе с тем грозно предупреждает врага о мощи советского оружия. Бросается в глаза волевой подбородок полководца. Несмотря на парадный мундир, создается ощущение, что маршал находится на передовой.

Вывод: Художник не только передаёт внешний облик человека, но и его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир.

4. Творческая практическая деятельность учащихся.

Когда мы видим человека – в жизни или на картине, то прежде всего обращаем внимание на его голову. Голова – это самая выразительная часть человеческой фигуры. Учебное изображение головы человека значительно отличается от рисунка, портрета.

На первом этапе изучения рисунка головы мы рассмотрим голову именно как пространственную форму, т.е. конструкцию. Сегодня мы с вами будем учиться рисовать лицо человека, соблюдая все правила и пропорции.

Пропорция – это соотношение величин, составляющих одно целое.

Голова, в особенности лицо человека, является объектом пристального внимания в портретном искусстве. Пропорции человеческого тела таковы: го­лова по высоте составляет l/7 - 1/8 части всей высоты человека. Голова всегда индивидуальна по своему строению и пропорци­ям у каждого человека.

Педагогический рисунок учителя (выполняется вместе с детьми)

1. Проведем вертикальную линию (ось симметрии). Рисуем овал.

2.Овал делим на четыре равные части горизонтальными линиями. Это линия роста волос, линия глаз, линия рта.

3.Прорисовываем части лица. Рисуем глаза. Не зря говорят, что глаза – зеркало души. Расстояние между глазами должно быть равно длине одного глаза. Прорисовываем глаза двумя дугообразными линиями. В середине глаза рисуем радужку и зрачок.

4. Брови над глазами, на расстоянии равной четверти высоты этой части головы.

5.Рисуем нос. Начало носа идет от бровей. Рисуем ее плавной дугообразной линией. Прорисовываем крылья носа. Ширина носа на уровне ноздрей должна равняться ширине глаза

6.Прорисовываем рот. Запомните, что уголки губ находятся примерно на уровне зрачков глаз.

7.Прорисовываем уши. От бровей и кончика носа проводим две горизонтальные линии. Именно в этом промежутке рисуем ушную раковину.

8.Рисуем волосы. ( используют таблицу)

5.Заключительная часть урока

– Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов. Было интересно? Так почему же портрет называют зеркалом души? (Ответы учащихся.)

Хотелось бы закончить наш урок стихотворением А. Дементьева.

И не тем ли дорого искусство,
Что с былым не порывает нить,
Говоря то радостно, то грустно
Обо всём, что не дано забыть?
И о том, как мучился художник
Возле молчаливого холста,
Чтобы, пересилив невозможность,
Восходила к людям красота.

  • подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств;
  • познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета;
  • развивать пони­мание того, что в портретном изображении должен выражаться ха­рактер человека, его внутренний мир;
  • формировать умение нахо­дить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем об­лике человека;
  • активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.
  • Образовательная:
    • закрепить знания о жанре, разновидностях портрета;
    • закрепить навыки изображения головы человека, соблюдая пропорции;
    • знакомство с историей развития портретного жанра.
    • развивать графические навыки (распределение светотени на поверхности форм);
    • развивать творческое воображение, память умение анализировать пропорциональные отношения.

    Оформление доски:


    Форма организации учебной деятельности: индивидуальная.

    Тип урока: комбинированный.

    План урока:

    1. Вводная часть (притча).
    2. Повторение :
    – Определение жанра портрет.
    – Закрепление знаний о разновидностях портрета.
    3. Из истории развития портретного жанра. (Презентация)
    4. Практическая работа:
    – Средства художественной выразительности.
    – Последовательность работы над изображением головы человека (закрепление)
    – Техника пастели. Мастер класс.
    5. Подведение итогов урока.

    Притча о художнике

    Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное.
    Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО. До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он, и они, – в совершенную картину!

    Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!

    И женщину он старую увидел – и её портрет стал он рисовать. И удивлялись люди: что в такой старухе он нашёл?
    А художник – он каждую морщинку на руках её – как летопись писал. И были в летописи той слова о жизни долгой и непростой, о доброте, и о любви, о детях, вскормленных душевною заботой, о внуках, мудростью питаемых глубокой… И засияли лучики из глаз – в них свет струился – к тем людям, которые вокруг сейчас, и к тем, что ныне вдалеке, их свет подобен был реке, которая имеет свой исток в сердечной доброте.
    И на портрете том – любовь, и мудрость, и покой – вещали людям о жизни доброй, о душе
    Большой! И в восхищенье – замирало множество людей перед картиной той! И обнимала их любовь души прекрасной – как нежная вечерняя заря…
    Художник так всё то отобразил , что в почтенье перед старой женщиной склонились люди…

    – Сегодня на уроке мы продолжим разговор о портрете.

    Разновидности портрета:

    Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.

    Портрет-картина, жанровый портрет – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее – групповой портрет-картина).

    Портрет-тип – собирательный образ, структурно близкий портрету.

    Автопортрет – принято выделять в отдельный поджанр.

    • Коронационный (реже встречается тронный)
    • Конный
    • В образе полководца (военный)
    • Интимный портрет – является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
    • Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью

    Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.

    Из истории портрета

    Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.).
    Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками.

    Древние греки тоже писали, но больше любили лепить портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов. В Древней Греции создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных чёрт изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег).

    Древний РИМ подарил нам первые психологические портреты.

    Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся высшим началом и центром земного бытия. При этом реальные персонажи приравнивались к вымышленным(мифологическим). Примеры тому – живопись С.Боттичелли, Дюрера.
    Мастера Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто – не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.
    Тогда же впервые появляется автопортрет.

    Учитель. Только из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как вы думаете, что это за портрет? (Ответы учащuхся.)

    Средневековье стало периодом унификации личности, подчинения её определённым правилам и нормам, что нашло отражение в создании портретов прежде всего людей общественно значимых (правителей, приближенных).Они смогли проникнуть и во внутренний мир своих героев, сделав их олицетворением определённых нравственных черт – чванства, тщеславия, гордыни.

    Величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис ван Дейк или испанский художник Диего де Сильва Веласкес.
    – А какое чувство вызывает у вас этот портрет? (Портрет старушки).

    И вот здесь мы с вами впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером. Между художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна?

    Любите живопись, поэты!
    Лишь ей единственной, дано
    Души изменчивой приметы
    Переносить на полотно.
    Ты помнишь, как из тьмы былого,
    Едва закутана в атлас,
    С портрета Рокотова снова
    Смотрела Струйская на нас?
    Её глаза – как два тумана,
    Полуулыбка, полуплач,
    Её глаза – как два обмана,
    Покрытых мглою неудач.
    Соединенье двух загадок,
    Полувосторг, полуиспуг,
    Безумной нежности припадок,
    Предвосхищенье смертных мук.
    Когда потемки наступают
    И приближается гроза,
    Со дна души моей мерцают
    Её прекрасные глаза.

    Она давно прошла, и нет уже тех глаз
    И той улыбки нет, что молча выражали
    Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…
    Но красоту ее Боровиковский спас.

    Вывод: Художник не только передаёт внешний облик человека, но и его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир.

    – Что должен учитывать художник, создающий портрет, который действительно бы отображал внутренний мир человека?

    Техника исполнения:

    – выбор характерной позы;
    – четкость рук и жестов
    – выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
    – выбор фона и композиции;
    – выбор цвета.

    Основными средствами художественной выразительности ста­новятся: деталь, цвет, колорит, композиция, линия, штрих, тон, фон на котором располагается фигура порт­ретируемого.

    – А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение.

    Есть лица, подобные пышным порталам,
    Где всюду великое чудится в малом.
    Есть лица – подобие жалких лачуг,
    Где варится печень и мокнет сычуг.
    Иные холодные мертвые лица
    Закрыты решетками, словно темницы.
    Иные, как башни, в которых давно
    Никто не живет и не смотрит в окно.
    Но малую хижину знал я когда-то,
    Была неказиста она, небогата,
    Зато из окошек ее на меня
    Струилось дыханье весеннего дня.
    Поистине мир и велик и чудесен!
    Есть лица – подобья ликующих песен,
    Из этих, как солнце, сияющих нот
    Составлена песня небесных высот!

    Повторение пропорций частей лица при рисовании портрета при помощи учебной таблицы.

    Техника пастели. Мастер класс

    Поэтапный показ учителем на доске выполнение рисунка портрета в технике пастель.

    Практическая работа учащихся

    Заключительная часть урока

    Мини-выставка работ учащихся, обсуждение.

    – Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов. Было интересно? Так почему же портрет называют зеркалом души? (Ответы учащихся.)

    Вывод урока: в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку (запись).

    Домашнее задание (слайд, запись в тетрадь):

    – Наш урок окончен. Спасибо.
    В лучших своих работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки придали неповторимость вашим произведениям. Какие у вас остались впечатления от сегодняшнего урока?

    Работа над портретом требует особой сосредоточенности и умения передавать характер и настроение модели.

    Следует помнить, что изображается человек, который имеет присущие только ему характер, взгляд, движения. В процессе работы особое внимание следует уделить глазам, так как они отражают человеческую душу.

    Освещенность, силуэт и движение также имеют огромное значение.

    Едва ли похожим будет портрет в нехарактерном ракурсе, небрежно освещенный.

    Старые мастера считали,

     ОБРАЗ В ПОРТРЕТЕ

    М. Врубель. Портрет жены

     ОБРАЗ В ПОРТРЕТЕ

    А. Мурашко. Портрет девушки в красной шляпе

     ОБРАЗ В ПОРТРЕТЕ

    А. Манастырский. Казак

    Ракурс – положение натуры относительно зрителя.

    Тщательно изображают руки модели, ведь жесты могут раскрыть ее эмоциональное состояние. У спокойного человека руки расслаблены. Если человек сосредотачивается, пальцы напрягаются, сжимаются. Правильно найденный силуэт также придает рисунку большую выразительность. Прежде всего надо следить

    Вокруг изображаемого героя должно быть достаточно просторно, чтобы рисунок был не очень большим, но и не мелким. Изображение не должно “подпрыгивать” или “падать” на листе. Не лишне будет посмотреть, как выполняли подобные задачи “старые мастера”.

    Для раскрытия “образа” в портрете огромное значение имеют костюм, рассказывающий о характере, профессии, эпохе, в которой происходит действие, окружающая модель среда, предметы, находящиеся рядом с моделью. И тогда между картиной и зрителем возникнет молчаливый диалог. Без единого слова портрет раскроет тайны своего героя.

    1. Вспомните, портреты каких украинских и зарубежных мастеров вы видели во время посещения музея, галереи, выставки. Какой из них оказал на вас самое большое впечатление и почему?

     ОБРАЗ В ПОРТРЕТЕ

    Создайте автопортрет в историческом костюме прошлого. Какой костюм будет способствовать раскрытию вашего внутреннего мира? Инструменты и материалы: лист бумаги, гуашь или акварельные краски, карандаш, резинка, кисти, фломастеры, гелевые ручки. План работы:

    – На листе бумаги скомпонуйте (найдите соответствующее место) портретное изображение человека.

    – Сравните пропорции в целом. Затем пропорции разных частей лица по отдельности: длину к высоте и ширине. Сравните их между собой (чтобы, скажем, глаза не были, как у совы, а уши, как у мыши).

    – Обратите внимание на то, где находятся разные части лица на вашем рисунке, не “съезжают” ли они с оси симметрии, не “подпрыгивают” ли относительно друг друга.

    – Исправьте ошибки в построении.

    – На палитре рядом подберите цвет, соответствующий цвету, например, фона. Начать работу красками лучше с тех цветов, которые вам наиболее понятны.

    – Сравните и попробуйте воссоздать различие оттенков разных частей лица, волос.

    – Определите, какая часть лица освещена наиболее ярко и как выглядит фон рядом.

    – Как меняется оттенок цвета в тени и на освещенной поверхности?

    – Где наиболее темная тень и не изменилось ли восприятие цвета в тени?

    – Пронаблюдайте, какова разница в полутоновых соотношениях на разных поверхностях.

    – Где получается самый большой контраст?

     ОБРАЗ В ПОРТРЕТЕ

    Портрет великой княжны Елены Павловны в детстве

    Левицкий Дмитрий Григорьевич

    (1735-1822) – художник-портретист. Родился в Киеве, сын украинского гравера Г. Левицкого. Позже жил в Петербурге, принимал участие в росписи Андреевской церкви в Киеве. Самые известные произведения Левицкого – “Портрет П. А. Демидова”, серия парадных портретов воспитанниц Смольного института, “Портрет М. Дьяковой”, “Портрет Екатерины II – законодательницы”, “Портрет

    Н. Львова”, серия портретов великих княжен – дочек императора Павла I (“Портрет великой княжны Елены Павловны в детстве” и др.)

     ОБРАЗ В ПОРТРЕТЕ

    Питер Пауэл Рубенс. Автопортрет с супругой

    Рубенс Питер Пауэл (1577-1640) – великий фламандский художник, непревзойденный колорист. На формирование творческой индивидуальности Рубенса огромное влияние имела поездка в Италию, где художник познакомился с работами Микеланджело, Караваджо, венецианских мастеров. Рубенс работал в разных жанрах, писал религиозные композиции, мифологические сюжеты, пейзажи, портреты. Краски произведений Рубенса ярки, сочны и звонки.

    Творчество этого мастера исполнено оптимизмом и жизнерадостностью. Среди картин Рубенса: “Персей и Андромеда”, “Портрет Елени Фоурмен с детьми”.

    ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПОРТРЕТОМ

    Когда вы рисуете голову человека, вам необходимо “идти” от общего к частностям. Начинайте с изображения овала лица и “шапки” волос. Сначала рисунок делайте легким, потому что в процессе работы придется кое-что менять, исправлять. Необходимо посмотреть, сколько места на бумаге занимает лицо, волосы в длину и ширину. Затем поделите лицо вертикальной осью на правую и левую части. Ось пройдет через середину лба между бровями через нос к середине подбородка. Горизонтальными линиями обозначьте уровень бровей, глаз, длину носа, уровень губ.

    Рисуя портрет в ракурсе, помните, что лицо немного сокращается в перспективе. Поэтому ближний глаз будет немного больше, чем дальний. И не только глаз, но и вся ближняя часть лица. Обратите внимание на то, что линии бровей, глаз, носа и губ параллельны друг другу. Поэтому с наклоном головы все части лица “наклоняются” вместе с ней под тем же углом.

    Если вы видите на некоторых рисунках, что глаза имеют один наклон, а губы другой, знайте – это произведение человека, который “считал ворон” на уроках рисования.

    Делая живописный портрет подруги или друга, попробуйте уловить цвет ее или его волос, цвет лица, присущий именно им. Ведь есть люди белокожие, с белокурыми волосами и светлыми глазами. А брюнеты обычно смуглые, имеют темные глаза. Волосы тоже бывают разных оттенков: рыжеватые, каштановые, пепельные. В разном окружении на волосы падают разные рефлексы, и тогда на них появляются зеленоватые, голубоватые или рыжеватые оттенки.

    Цвет кожи и волосы в тени и на освещенных участках также имеет разные оттенки. В помещении преимущественно на освещенных участках будут преобладать холодноватые оттенки, а в тени – больше теплые.

    В конце работы важно оценить общее впечатление от портрета. Посмотреть, выразительно ли лицо, взгляд, достаточно ли выявлен объем головы.

    Фон в портрете должен способствовать целостному восприятию образа – не быть слишком ярким, оттенять лицо, гармонично соединяться с другими цветами.

     ОБРАЗ В ПОРТРЕТЕ

    ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СКУЛЬПТУРНЫМ ПОРТРЕТОМ

     ОБРАЗ В ПОРТРЕТЕ

    Для лепки используют стеку – деревянную или пластмассовую лопатку длиной 15-20 см, один конец которой заточен, как карандаш, и дощечку, на которой выполняется работа. Стекой срезают лишнюю глину, заравнивают поверхность, делают углубление в форме.

    1. Перед тем как начать работу, решите, образ какого литературного героя вы хотите слепить – Русалочки или Лисы – Алисы, маленького хоббита или капитана Флинта, или кого – то другого. Сначала сделайте зарисовки карандашом, эскизы выбранного вами героя с разных сторон. Ведь скульптурный образ трехмерный, и еще до начала лепки важно представить себе, как будет выглядеть ваш герой со всех сторон.

    2. Если скульптура величиной больше 20 см, то надо сделать каркас, закрепить его на подставке, он должен быть крепким, не должен деформироваться. Это может быть деревянный брусочек или металлический провод, прикрепленный к горизонтальной дощечке.

    3. В начале работы необходимо определить размер изображения, а также наиболее подходящий для задуманной композиции материал – глина или пластилин. Нанося материал на каркас, надо сначала “набрать массу”, то есть создать форму, напоминающую голову.

    4. Далее необходимо детализировать скульптуру: вылепить глаза, прическу, нос, губы, брови. Лепить надо, начиная с крупных деталей, постепенно добавляя мелочи. Для правильного изображения вспомните все о пропорциях головы человека.

    5. Творческий подход к задаче требует обратить особое внимание на настроение натуры – грусть это или радость, обеспокоенность или мечтательность, а также с помощью каких деталей можно наиболее полно раскрыть характер героя: выражение лица, прическа, головной убор, украшения, воротничок или какая-либо другая часть одежды вокруг шеи.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Урок проводился в форме игры. 15 конвертов на 30 уча-ся. В конверте разные формы головы, разные прически и части лица.

    Цель: по описанию надо собрать портрет.

    Предмет: Изобразительное искусство.

    Дата: 20 марта 2018г.

    Учитель: Чабанова М.Н.

    Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

    Тип урока: Комбинированный урок. Обобщение изученного материала. Закрепление полученных знаний, работа в парах.

    Закрепить знания учащихся о портретном жанре как красоте, гармонии во внутреннем и внешнем облике человека.

    Закрепить знания о пропорциях лица.

    Уметь подбирать части лица по описанию.

    Уметь находить разницу и сходство с образцом.

    Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

    -умение определять классификацию портрета;

    -развивать творческую активность, воображение и навыки работы;

    -умение работать в парах;

    - воспитание интереса и уважения к произведениям изобразительного искусства разных эпох и разных народов.

    Планируемые результаты:

    Предметные: научатся обобщать образ человека в портретах разных эпох, определять роль и место портрета в истории искусства, устанавливать аналогии по видам, строить логически обоснованные рассуждения.

    Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.

    Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.

    Личностные УУД:

    Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её результатом;

    умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

    Регулятивные УУД:

    Применять установленные правила в решении задач; преобразовывать практическую задачу в познавательную; вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок,

    совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

    Познавательные УУД:

    Ориентироваться в разнообразии способов решения задач; развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала;

    использовать общие приемы в решении задачи; проводить сравнение;

    уметь определять уровень усвоения учебного материала.

    Коммуникативные УУД:

    Слушать и понимать речь других;

    Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    Формулировать свои затруднения при решении учебных задач.

    Уметь работать в парах.

    В результате проведения урока обучающиеся смогут:

    высказать своё мнение об особенностях портрета. Самостоятельно анализировать информацию; продуктивно выполнять работу в парах; аргументировать свою точку зрения; применять полученные знания в новой ситуации (метапредметные результаты); выделять особенности портретов, давать характеристики разным образам, созданных различными авторами (предметные результаты).

    Оборудование:

    Учебный класс с персональным компьютером и проектором, информационный материал к уроку:

    -конверты (15 штук) с рабочим материалом;

    -клей, ножницы, фломастеры, простой карандаш;

    -А-3 (15 штук); А-4 (15 штук).

    1. Организационный момент (1-2 мин.)

    2. Беседа по основному материалу урока: презентация (12 слайдов) (8 мин.)

    3. Практическая работа (25 мин).

    5. Рефлексия (2 мин.)

    Наш урок я хочу начать с прекрасного детского стихотворения, которое и подскажет нам тему нашего урока…

    Презентация (1слайд):

    Если видишь, что с картины

    Смотрит кто-нибудь на нас,

    Или принц в плаще старинном,

    Или в робе верхолаз,

    Летчик или балерина,

    Или Колька твой сосед,

    Обязательно картина называется

    ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА – ГЛАВНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ (СЛАЙД 2)

    В этом году мы провели большую работу по изучению этого жанра. Задания вы выполняли разные:

    Изучали пропорции фигуры человека, пропорции головы;

    Изображали портреты в живописи, в графике;

    Выполняли рельефную лепку по портрету;

    Сейчас я вам покажу разные портреты, и мы попробуем вместе с вами определить классификацию портрета (СЛАЙД 3)

    -Что вы можете рассказать об этом портрете?

    (слайд 4, 5, 6) - учитель показывает картины художников.

    Дети описывают портреты:

    Фон (природа, архитектура, интерьер)?

    Частичное или целостное изображение?

    Групповой, парный, одиночный?

    Учитель показывает в презентации фотографии учеников и предлагает им описать разновидность фотографий (слайд 7)

    Учитель читает стихотворение английского писателя Дэнна Фенциклидина.

    (под мелодию Энио Марриконе) (слайд 8)

    (Звучит сирена) (слайд 9).

    У вас на столе в конверте лежит задание.

    Цель этой игры заключается в том, чтобы вы по описанию нашли нужные детали и собрали портрет. Работать будете в парах. Материал для работы у вас лежит на столе. Если у вас не хватает в конверте каких-либо деталей по описанию, то вы их подрисуете.

    (Учащиеся работают в парах).

    После выполнения задания, ученики представляют свои работы классу.

    -Зачитывают описание портрета.

    -Сравнивают работу с образцом (слайд 11)

    - Оценивают сходство и различие.

    В игре разработано 5 разных видов портрета.

    Итог урока: - у кого портрет собран более точно с образцом.

    Рефлексия учебной деятельности

    Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. Выставка работ учащихся.

    Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2013.

    Читайте также: