Дуня и минский анализ эпизода самсон вырин у минского конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 675 0

Конспект урока по литературе в 7 классе.

Дуня и Минский. Самсон Вырин у Минского.

1.Отрабатывать навыки разговорной речи учащихся, навыки анализа литературного текста.

2. Воспитывать у учащихся чувство гуманного отношения к людям.

3. Формировать у учащихся умения выделять существенные признаки характеров героев.

Оборудование: доска, учебник, иллюстрации к тексту.

Эпиграф на доске: "Распад патриархальных связей А.С.Пушкин считает и закономерным, и противоречивым: обретение счастья в новой семье не отменяет трагедии в предыдущей. "

а) Какой эпизод из повести вам понравился более всего? какой эпизод запомнился и почему?

б) Поговорим об эпизоде бегства Дуни с Минским.

---Как получилось, что Дуня поверила Минскому?

---Какие превращения происходят с Дуней в городе?

---Что увидел Самсон Вырин в городе , в квартире минского? (Чтение эпизода).

---Счастлива ли Дуня с Минским?

---Почему Самсон Вырин просит Минского вернуть дочь?

---Почему Минский не пустил Вырина даже в дом?

---Как вы оцениваете поведение Дуни в этот момент? (Невольное предательство отца Дуней. Дуня приносит в жертву своему счастью любящего отца, хотя и испытывает чувство вины перед ним).

--- В повести есть притча о блудном сыне . Сын вернулся и получил прощение. Получила ли прощение Дуня?

---Как ведет себя Минский с Выриным ?

--- Кто же виноват в трагедии Вырина?

---Один из исследователей творчества писал, что его погубило не какое-нибудь несчастье, а его представление о том, как судьба должна распорядиться дочерью. согласны ли вы с этим высказыванием? Можно ли сделать вывод о том, что причина горя Вырина, от которого он пьет и умирает, - это не несчастье Дуни, а ее счастье, свидетелем которого он становится, и в том, что он не уверен в долгой продолжительности этого счастья.

Вывод записать в тетради.

4. Домашнее задание: написать сочинение "Мой любимый герой А.С.Пушкина".

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

развивающие: анализ поведенческих ситуаций героев повести, развитие навыков критического мышления;

воспитательные: воспитание нравственных понятий, поднятие проблемы отцов и детей;

воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

УЭI. Орг. Момент

УЭII. Слово учителя

Во времена Пушкина движение осуществлялось на лошадях. Путешествия по почтовым трактам становились для современников Пушкина настоящим событием, тему дороги можно встретить у Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. А.С. Пушкин много путешествовал. И вот мы сегодня тоже совершим путешествие. Существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей

- Как назывались служащие, которые отвечали за эту работу? (станционными смотрителями).

- Как вы думаете к какому направлению в литературе относится данное произведение?

- Что называется реализмом?

Реализм в литературе - это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений. Представителями реализма в отечественной литературе являются А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А. П. Чехов, Гончаров, в зарубежной литературе - Бальзак и Стендаль, Теккерей и Диккенс, Жорд Санд и Виктор Гюго.

УЭIII. Целеполагание.

- Обратите внимание на тему урока и скажите, что мы должны выяснить в ходе рассмотрения повести, на какие вопросы ответить?

Выразительное чтение текста.

- Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина?

- Каким мы увидели его впервые?

- Найдите в повести другой портрет этот героя.

-Что изменилось в этом портрете?

-Чем вызваны были эти перемены?

Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза.

- Какие качества в характере Вырина вам понравились? Какие чувства вызывает у вас этот человек?

(Самсон Вырин – человек, всеми унижаемый, но исполненный чувства достоинства. Это вызывает уважение к нему, сочувствие его горю).

Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.

Роль художественной детали:

- Повествователь, оказавшись в домике станционного смотрителя, останавливает взгляд на стенах. Зачитайте описание.

-На какую деталь в описании комнаты следует обратить внимание? (картинки) Запомните эту деталь.

-А не возник ли у вас вопрос: почему Пушкин дал своему герою именно такое имя и фамилию? Что они означают?

- А что же значит имя Самсон? Мужское имя Самсон имеет древнееврейские корни. Изначально оно звучало как Шимшон и переводилось “солнечный”, но в настоящее время можно найти ошибочное значение этого имени “сильный”, которое сформировалось вследствие библейской легенды о Самсоне и Далиле.

Чтение библейской притчи о Самсоне

Библейское повествование о Самсоне

Мальчик с детства владел необыкновенной силой. Когда он возмужал, то надумал жениться на филистимлянке. Сколько ему не напоминали его родители, что закон Моше(Моисея) запрещает жениться на идолопоклонницах, Самсон отвечал, что каждое правило имеет исключение, и женился на своей избраннице.

Однажды он пошел в город, где жила его жена. По дороге встретил молодого льва, который хотел броситься на него, но Самсон мгновенно схватил льва и разорвал его руками, как козленка.

Во время свадебного пира, который продолжался несколько дней, Самсон загадал свадебным гостям загадку. Ставка была 30 рубашек и 30 пар верхней одежды, которую должны были платить те, кто проиграет. Гости не смогли отгадать и угрозами вынудили жену Самсона выпытать у того правильный ответ. Ночью, в постели, она потребовала от мужа дать ответ загадке и утром сообщила его своим соплеменникам. Самсону ничего не оставалось, как уплатить проигрыш. Для этого он пошел в Ашкелон , устроил драку с 30-ю филистимлянами, убил их, снял одежду и рассчитался за проигрыш. Был седьмой день свадебного пира. Тесть, не предупреждая Самсона, отдал его жену молодому парню, который был другом Самсона. И ответил им Самсон:

Теперь я буду прав перед филистимлянами, если сделаю им зло

Он начал мстить всему филистимлянскому народу. Однажды он поймал 300 лисиц, привязал к их хвостам горящие факелы и пустил лисиц на филистимские поля во время жатвы. Весь хлеб на полях сгорел. Сам Самсон скрылся в горах. Позже филистимляне, узнав о причине мести, пошли к тестю Самсона и сожгли его вместе с дочерью. Они посчитали, что это смягчит гнев Самсона. Но он заявил, что его месть направлена против всех филистимлян и эта месть только начинается. Вскоре Самсон "открыл охоту" на жителей Ашкелона. Весь этот гордый город боялся одного Самсона, боялся так, что никто не решался выходить из города, жители были так напуганы, словно город осадило могучее войско. Позже филистимляне, с целью прекратить этот террор, напали на владения соседнего колена Иудина.

Однажды к Самсону в его убежище в горах пришло три тысячи соплеменников. Евреи начали укорять Самсона, говоря, что из-за него их окружили филистимляне, с которыми у них нет сил воевать.

Ну что ж, — сказал Самсон,- свяжите мне руки сильно и отдайте меня нашим врагам. Таким образом они дадут вам покой. Только пообещайте, что не убьете меня.

Самсону связали руки крепкими веревками и вывели из ущелья, где он скрывался. Но когда подошли филистимляне, чтобы взять его, он напряг свои силы, разорвал веревки и убежал. Не имея при себе оружия, он по дороге поднял челюсть мертвого осла и убивал ею насмерть встречавшихся филистимлян:

Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек.

Вскоре Самсон заночевал в филистимском городе Газа. Жители узнали об этом, заперли городские ворота и решили рано утром поймать богатыря. Но Самсон, встав в полночь и увидев, что ворота заперты, сорвал их вместе со столбами и запорами отнес их на вершину горы напротив Хеврона.

Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле , обещавшей филистимским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы.

И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его

Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.

И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей

Соответствует ли внешний облик героя имени Самсон?

Что же значит его фамилия?

Учитель: А.С. Пушкин много путешествовал, не менее 13-ти раз бывал поэт и на Вырской станции. Предполагают, что и имя главному герою повести "Станционный смотритель" Пушкин дал от названия этой станции – древнерусского села Выра.

Русские фамилия образуются и от названия животных. В словаре Влад. Иван. Даля

Может быть, его фамилия вообще не причём. Но, учитывая то что Пушкин был православный христианин, он писал о русском человеке, в русской литературе традицией становится троичность. Что же эта за троичность?

Картинки, украшавшие смиренную обитель – это первый библейский элемент. Имя Самсон – второй элемент, связанный с религией, а где же третий?

Обратимся к тексту:

- Согласие в маленькой семье, благодать похожи на что. Рай, земной

- А Дуня на. Ангела. Даже комната с виду напоминает смиренную обитель. Здесь живут христиане по религии и славяне по происхождению. У древних восточных славян вырий – рай, сказочный загадочный край, тёплая страна .

- А как повествователь изображает его дочь?

- Какие у вас вызывают ассоциации словосочетание голубые глаза?

Чистота, доверчивость, наивность.

- Что можно сказать о взаимоотношениях отца с дочерью?

Знакомство с понятием притча. Запись определения в тетради.

При́тча — длинный назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. По содержанию притча близка к басне.

Евангельская притча

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней: и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги: и приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование: и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

- В чем заключается ее смысл?

- В какой момент смотритель понял, что не вернуть ему дочь?

- Почему Дуня упала в обморок при виде отца?

Причина в затаённом чувстве собственной виновности перед покинутым ею старым одиноким отцом..

- Почему Вырин, видя дочь, окружённую богатством и любовью, упорно пытается вернуть её домой?

Потому что понимает её положение в обществе.

- Каково её положение?

Содержанка у богатого барина.

В тот момент, когда гусар вошёл в дом смотрителя, требуя лошадей, Дуня за перегородкой сама шила себе платье. Скорей всего это было скромное платье. Когда смотритель увидел Дуню у Минского, одета она была со всей роскошью моды. А что из этой роскоши принадлежит ей?

- Какой Минский?

- Как поступает Вырин, принимая Минского у себя в доме?

Уступает ему свою постель.

- Как заканчивает свою повесть Пушкин?

Осень – это время?? Сбора урожая.

- Какова роль пейзажа в повести?

Стиль финала скуп и деловит:

Учитель: Тема блудного сына актуальна не только в русской, но и мировой культуре.

Просмотр полотен живописи, изображающих историю блудного сына.

- Чем схожи и чем различны судьба Дуни и судьба героя библейской притчи? (Оба уходят из дома против воли отца, но обоих отец прощает, герои раскаялись. Дуня была счастлива, не вела распутную жизнь, но герой притчи прощен, а Дуня не получила прощения, и тем горше ее слезы).

-Итак, подведем итоги. Как история Самсона Вырина и его дочери связана с сюжетом евангельской притчи?

- Дуня вышла замуж или нет? Счастлива она или нет?

- Как жила Дуня все эти годы, вспоминала ли отца? Почему не приехала раньше? Стыдилась? Чего боялась? Или Минский не пускал?

Если даже предположить, что Дуня теперь Минская, говори ли это о её счастье. Каким может быть замужество без родительского благословения.

С такой тяжелой ношей. Вырин последний раз видел Дуню, лежащую в обморочном состоянии. За время разлуки с отцом у неё родились дети, внуки Вырина., которых он не только не нянчил, но и не увидел, А ведь детей он любил. Он возился с деревенскими ребятишками, угощал их орешками, и вырезал им дудочки.

- Разве это нормально, разве это по-человечески, разве это замужество?

Возможно, материнство помогло Дуне испытать неведомые раньше чувства. Однако эти чувства не обогатили её жизнь, но наоборот усугубили её чувство вины перед отцом.

Слова смотрителя о том, что Дуня, возможно, где-то метёт кабак не сбылись, но и слова Минского о счастье Дуни не сбылись тоже, ибо какое может быть счастье у человека, живущего с такой тяжестью, как у неё.

УЭ3Домашнее задание письменно ответить на вопрос: как вы думаете, о чем плакала Дуня.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:показать, как писатель освещает тему "маленького человека" в этом произведении,как вырисовывает образ Самсона Вырина как прототипа маленького человека во всей русской литературе,донести эти мысли до учащихся через анализ текста,работу с иллюстративным материалом, музыкой и презентацией, созданной учащимися.

Конспект урока литературы в 7 классе

Ведущий прием: беседа – анализ произведения.

Приемы - комментированное чтение, слово учителя, выразительное чтение.

Организационный момент. Приветствие.

Презентация 1 Портрет Пушкина

(Тесты по содержанию произведения).

Презентация 2 Тесты

Взаимопроверка. Кто ответил на все вопросы правильно? Кто совершил 1-2 ошибки? Кто сделал 3-4 ошибки? Более 4-х ошибок?

Мотивация учебной деятельности.

(Учитель в колонку записывает на доске предложенные учениками варианты)

Работа над темой.

- Какое значение имеет это понятие?

- Какие чувства вызывает у читателя этот образ?

На эти и другие вопросы мы постараемся найти ответ на нашем уроке.

Презентация 1 (Тема урока, цели урока)

Как известно, Пушкин много путешествовал. Около 34 тысяч верст проехал он по дорогам России, сотни почтовых станций довелось ему посетить, со многими смотрителями встречаться.

Не менее 13 раз был он и на Вырской станции. Предполагают, что и имя главному герою повести он дал от названия этой станции. Местные легенды также утверждают, что именно здесь жил герой повести, что будто бы отсюда проезжий гусар увез его дочь Дуню и что С. Вырин и похоронен на местном кладбище.

Путешественники, ожидая лошадей, располагались за большим столом. Смотрители держали для проезжих чай, кофе, сахар, сливки, баранки и другие продукты. В случае ночлега спать можно было на широких лавках, а если путник заболел в дороге, то по правилам, смотритель обязан был приютить его и предоставить даже свою постель.

Здесь же с большой сургучной печатью копия подорожной А.С.Пушкина, согласно которой 5 мая 1820 года поэт отправился из Петербурга в Кишинев.

Из чистой половины входим в небольшую комнатку Дуни. Все здесь говорит о героине повести. Мы видим старинный комод, скромное зеркальце, небольшую шкатулку, пяльцы, вязанье. Есть также и рукодельный столик с начатой работой. Все это воскрешает в памяти строки пушкинской повести.

Работа с текстом повести.

- Когда-то существовала эпиграмма: Коллежский регистратор – чуть-чуть не губернатор. Эти слова сразу напоминают нам эпиграф к повести (зачитайте).

Так шутливо назвал станционного смотрителя князь Вяземский. Справедливы ли эти слова, а что думает об этом рассказчик? (Зачитать, стр. 235, 236)

- Как относится автор к сложившемуся порядку? За что надо ценить человека?

- Найдите портрет, интерьер. (Зачитайте).

- Что можно сказать о главном герое? (Беден, вдовец, живет с дочерью, любит её).

- Какие детали помогли вам сделать такой вывод?

Всё говорит о том, что в доме покой, счастье, хотя должность станционного смотрителя никак не назовешь легкой и спокойной. Но он счастлив. Счастлив прежде всего своей любовью к дочери. В ней он видит смысл жизни. Но вот счастье разрушено.

- Как изменилось всё? Найдите еще один портрет, интерьер. Выделите детали, подчёркивающие горе, страдание С. Вырина.

Шкурат А. Лубок – труд безымянных мастеров - был самым массовым видом искусства. Картинки не имели рам и прибивались к стене гвоздиками. Картинки напоминали героев и декорации народного театра. Когда читались надписи под ними, картинки словно оживали. В народе их называли “потешными”.

- Не удивительно, что в доме Самсона Вырина были эти картинки. Расскажите, что было изображено на них.

- Случайно ли автор дважды их упоминает и так подробно описывает эти картинки? (Повторяют историю Дуни). И поэтому Самсон Вырин, хорошо знавший содержание этих картинок, воспитанный на них, ждёт свою дочь, свою Дуню. Ждёт, что она несчастная, глубоко раскаявшаяся, вернётся домой. Он ждёт свою дочь, свою “заблудшую овечку”. Он готов простить её, как простил отец своего заблудшего сына. Но Дуни нет. Самсон Вырин не может с этим смириться и пешком отправляется за своей дочерью.

- С какой мыслью уходит он из дома? “Авось, - думал смотритель,- приведу домой заблудшую овечку мою”.

(В этом “авось” и неуверенность, и надежда. Попытка вернуть Дуню - это протест, хотя и очень робкий )

- И вот Самсон Вырин в Петербурге.

Поработайте самостоятельно. Найдите эпизоды встречи Самсона Вырина и Минского. Подчеркните в тексте слова, фразы, которые помогают понять душевное состояние Самсона Вырина и Минского. Зачитайте их. На чьей стороне ваши симпатии?

Каким мы увидели Самсона Вырина в этом эпизоде?

(Робкий, слабый, забитый, беспомощный, униженный, бесправный; но нежный и любящий с чувством собственного достоинства. Учитель в таблицу на доске дописывает слова «робкий, бесправный и т.д.

-Как можно охарактеризовать поступок Минского?

-А теперь посмотрите на иллюстрацию. (На экране появляется иллюстрация

-А теперь, глядя на нашу запись на доске, сделайте вывод. Какой тип литературного героя мы называем “маленьким человеком”? (Это герой литературного произведения, относящийся к среднему и низшему социальному слою, а потому робкий, униженный, забитый, но обладающий высокими душевными и духовными качествами).

-Самсон Вырин возвращается домой, но чувство тревоги за дочь не покидает его. Почему? Ведь он видел: Дуня счастлива с Минским. Неужели только под воздействием лубочных картинок смотритель решил, что Дуня должна погибнуть?

- Как объяснить его слова?

(Вырин понимает, что Дуня и Минский принадлежат к разным социальным слоям, и это грозит трагедией).

-Но трагичной оказывается судьба самого Самсона Вырина. Не вынеся разлуки с дочерью, Самсон Вырин спивается и умирает.

- Что означает понятие “маленький” человек?

- Что может сделать человека “маленьким”?

( Это не только низкий чин, отсутствие высокого социального статуса, но и потерянность в жизни, страх перед нею, утрата интереса и цели).

- Станционный смотритель, “маленький” человек, нарисованный Пушкиным с огромной достоверностью и глубоким сочувствием, открыл длинный ряд “униженных и оскорблённых” героев в русской литературе. Пушкин первый обратил внимание читателей на то, что, несмотря на свое невысокое происхождение, человек все равно остается человеком и ему присущи все те же чувства и страсти, что и людям высшего общества.

- Чему учит нас повесть?

(Повесть “Станционный смотритель” учит уважать и любить человека, учит умению сочувствовать, заставляет думать о том, что мир, в котором живут станционные смотрители, устроен не лучшим образом).

составить письменную характеристику Дуни (портрет, черты характера, положительные и негативные поступки).

составить письменную характеристику Дуни (портрет, черты характера, положительные и негативные поступки).

После отъезда Дуни Вырин встречался с Минским два раза. Первый раз Минский даже извинился перед Выриным, и сказал, что виноват перед ним. Он сказал, что Дуня привыкла уже к хорошей жизни, и ей ни к чему теперь возвращаться к отцу. Минский дал Вырину деньги, но тот выбросил их на землю и затоптал ногами.

Во второй раз Вырин уже пришел к Минскому в его дом, где жила и Дуня. Дуня не ожидала визита ее отца, а когда увидела, что отец в доме, упала в обморок. Минский выдворил Самсона за дверь и ударил.

Читайте также: