Коммуникативная сторона общения конспект

Обновлено: 05.07.2024

Общение - связь между людьми в ходе, которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлияния и т.д.

Коммуникация -связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой, передается сигнал, несущий информацию.


=Содержание общения.

- Внешний вид человека.

=Средства общения.

=Уровни общения (3 уровня).

1. Макро уровень - общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности. Это общение на бытовом уровне (в транспорте, с родителями).

2. Мезо уровень - общение предполагает контакт на определенную тему и имеет начало, середину, конец, т.е. это процесс.

3. Микро уровень- акт общения выступает в роли элементарной единицы в виде: вопрос- ответ, рукопожатие, многозначительный взгляд - ответное мимическое движение.

=Виды общения.

- Межличностное (парное общение)

- Лично-групповое (учитель- класс)

- Межгрупповое (командное соревнование)

- Непосредственное общение (лицом к лицу)

- Опосредованное (телефон, факс, пейджер, Интернет, письмо).

Общение -это коммуникация, т. е обмен мнениями, переживаниями, настроения, желания и т.д.

Что бы это ни было - это всегда коммуникация и представить себе общение без нее не возможно.

Всегда надо помнить, что:

- Коммуникация в общение всегда значима для ее участников, т.к. обмен информацией всегда происходит по каким- то причинам, т.е. для достижения какой- то цели.

- В результате возникает вопрос:

- что препятствует эффективной коммуникации?

- каково происхождение барьеров?

- как преодолевать эти барьеры?

1. Эффективной коммуникации препятствует желание собеседника защититься от воздействия со стороны, т.к. цель коммуникации изменить мнение, представления и т.д. не каждый человек желает таких изменений и естественно, что он будет защищать себя от такой информации.

2. Существует три вида барьеров на пути возникновения со стороны (контур суггестия - противовнушение):

- Избежание- человек не смотрит на говорящего, отворачивается, использует любой повод для прекращения разговора.

- Авторитет - разделив людей на авторитетных, человек доверяет только первым, и отказывает доверие вторым.

3. Приемы для преодоления барьеров.

- Прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим, т.е. говорящий или задерживает взгляд на ком-то или избегает его взглядом.

Управлять вниманием в общение - важная задача не только говорящего, но и для слушающего. Если он хочет увидеть и услышать именно то, что говорит и делает партнер – он должен, уметь управлять своим вниманием.

Лекция № 1. Человеческое общение и коммуникации.

Общение - связь между людьми в ходе, которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлияния и т.д.

Коммуникация -связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой, передается сигнал, несущий информацию.





=Содержание общения.

- Внешний вид человека.

=Средства общения.

=Уровни общения (3 уровня).

1. Макро уровень - общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности. Это общение на бытовом уровне (в транспорте, с родителями).

2. Мезо уровень - общение предполагает контакт на определенную тему и имеет начало, середину, конец, т.е. это процесс.

3. Микро уровень- акт общения выступает в роли элементарной единицы в виде: вопрос- ответ, рукопожатие, многозначительный взгляд - ответное мимическое движение.

=Виды общения.

- Межличностное (парное общение)

- Лично-групповое (учитель- класс)

- Межгрупповое (командное соревнование)

- Непосредственное общение (лицом к лицу)

- Опосредованное (телефон, факс, пейджер, Интернет, письмо).

Общение -это коммуникация, т. е обмен мнениями, переживаниями, настроения, желания и т.д.

Что бы это ни было - это всегда коммуникация и представить себе общение без нее не возможно.

Всегда надо помнить, что:

- Коммуникация в общение всегда значима для ее участников, т.к. обмен информацией всегда происходит по каким- то причинам, т.е. для достижения какой- то цели.

- В результате возникает вопрос:

- что препятствует эффективной коммуникации?

- каково происхождение барьеров?

- как преодолевать эти барьеры?

1. Эффективной коммуникации препятствует желание собеседника защититься от воздействия со стороны, т.к. цель коммуникации изменить мнение, представления и т.д. не каждый человек желает таких изменений и естественно, что он будет защищать себя от такой информации.

2. Существует три вида барьеров на пути возникновения со стороны (контур суггестия - противовнушение):

- Избежание- человек не смотрит на говорящего, отворачивается, использует любой повод для прекращения разговора.

- Авторитет - разделив людей на авторитетных, человек доверяет только первым, и отказывает доверие вторым.

3. Приемы для преодоления барьеров.

- Прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим, т.е. говорящий или задерживает взгляд на ком-то или избегает его взглядом.

Управлять вниманием в общение - важная задача не только говорящего, но и для слушающего. Если он хочет увидеть и услышать именно то, что говорит и делает партнер – он должен, уметь управлять своим вниманием.

Диалог

Сегодня мы поговорим о коммуникативной стороне общения. Мы выясним, что она собой представляет, рассмотрим структуру коммуникации и разберём несколько примеров.

Что такое коммуникативная сторона общения?

Коммуникативная сторона общения – это совокупность всех аспектов взаимодействия, направленных на обмен полезной информацией (знаниями, указаниями, идеями, убеждениями, мнениями, взглядами и прочим). При этом существует 2 канала коммуникации:

  • Вербальный. Это все виды словесного общения (как устного, так и письменного). Вербальная коммуникация обеспечивает наибольшую скорость передачи информации, поэтому составляет основу межличностного взаимодействия.
  • Невербальный. Это передача информации с помощью жестов, мимики и знаков, но без использования слов. Невербальное общение позволяет быстро обмениваться небольшими порциями информации.

Функции коммуникативной стороны общения:

Примеры коммуникативной стороны общения

Чтобы лучше понять, что представляет собой коммуникативная сторона общения и как отделить её от перцептивной и интерактивной, рассмотрим несколько примеров из повседневной жизни:

В последнем примере нет интерактивной составляющей, поскольку общение является односторонним и не подразумевает взаимодействия. Но коммуникативная составляющая присутствует в полной мере и выполняет все свои функции: рассказывает зрителю о кафе, вызывает желание и призывает прийти в заведение в ближайшее время.

Структура коммуникации

Любая коммуникация подразумевает наличие 4 обязательных элементов:

Этапы коммуникативного процесса

Психологи выделяют в этом процессе 5 этапов:

Глядя на этот список, несложно догадаться, что на каждом из этапов коммуникативного процесса могут присутствовать помехи, из-за которых смысл информации будет искажён.

Средства передачи информации

Информация может передаваться двумя способами: вербально (словесно) и невербально. Рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Вербальное общение

Существует 3 типа вербального общения:

  • формализованное – общение, подчиняющееся определённым правилам (конференции, совещания);
  • частично формализованное – общение, не подчиняющееся строгим правилам, но подразумевающее соблюдение норм (светские беседы, знакомство с новыми людьми);
  • неформализованное – повседневное общение, не подразумевающее конкретных правил (разговоры с друзьями, близкими).

2. Невербальное общение

Невербальная коммуникация – это передача информации с помощью жестов, интонации, знаков и прочих символов. Её важность понимает каждый человек, пользующийся телефоном и знающий, насколько сложно бывает понять собеседника, не видя его жестов и мимики. Психологи, исследующие межличностные коммуникации, считают, что на невербальное общение приходится до 55% передаваемой информации.

Заключение

Невозможно переоценить важность общения, ведь вся наша жизнь фактически полностью состоит из него. При этом именно коммуникативная сторона общения определяет наш успех во всех сферах жизни. Коммуникация отвечает за знания, которые мы получаем, за работу, которую мы выполняем, а также за повседневную жизнь и за отношения, которые мы выстраиваем с близкими людьми.

Семантический коммуникативный барьер.

Семантический барьер связан со значением, смыслом слов. Возникновение такого барьера неизбежно, так как человек запоминает полученную информацию не дословно, а пытается сначала осмыслить ее, опираясь на свой личный опыт, знания, жизненные ценности, потребности, словарный запас и т.д.

Люди отличаются друг от друга опытом, кругозором, словарным запасом, мировоззрением, жизненными ценностями, потребностями. Многие слова имеют несколько значений, поэтому в зависимости от контекста одно слово может иметь разные смыслы.

Семантический барьер может возникать по разным причинам: ограниченный словарный запас у одного из партнеров и богатый - у другого, несовпадение у собеседников лингвистического словаря (тезаурусов) из-за социальных, культурных, психологических, национальных, религиозных и других различий между людьми. Поскольку каждый человек имеет неповторимый опыт, образование, индивидуальную способность к саморазвитию, свой круг общения и пр., постольку он имеет и неповторимый тезаурус. Когда собеседник понял совсем не то, что ему сказали, или то, но не в том смысле, тогда можно зафиксировать семантический барьер, который приводит к неэффективным коммуникациям.

Однако отсюда вовсе не следует, что взаимопонимание невозможно. В этом случае необходима обратная связь, позволяющая с помощью вопросов уточнить сказанное, достичь адекватного восприятия информации.

Логический коммуникативный барьер .

Он возникает потому, что каждый человек видит мир, ситуацию, проблему со своей точки зрения. Ход рассуждений одного собеседника непонятен другому, либо кажется ему неверным.

Основные причины, затрудняющие передачу информации от одного партнера к другому при логическом барьере:

    • неточность высказывания, витиеватость мысли;
    • несовершенство перекодирования мыслей в слова;
    • наличие логического противоречия в высказывании;
    • наличие смысловых разрывов и скачков мысли;
    • неуместное использование профессиональных терминов;
    • неверное истолкование намерений собеседника;
    • чрезмерное использование иностранных слов;
    • неполное информирование партнера;
    • быстрый темп изложения информации;
    • игнорирование различных каналов восприятия;
    • неадекватный язык тела, не совпадающий со словами.

    Стилистический коммуникативный барьер.

    Стилистический барьер возникает, когда форма речевого высказывания не соответствует содержанию общения.

    Стилистика отвечает за выразительность средств языка. Слишком вольное обращение с ней приводит к возникновению специфических стилистических барьеров. Для того чтобы быть хорошо воспринимаемым, нужно четко изложить информацию, основные доводы, аргументы, их подтверждающие, структурировать информацию таким образом, чтобы она была взаимосвязана и одна мысль как бы вытекала из другой

    Фонетический коммуникативный барьер.

    Фонетический коммуникативный барьер возникает, когда собеседники разговаривают на разных языках, диалектах, а также при существенных дефектах речи и дикции, при косноязычии, речи с большим количеством слов-паразитов.

    Фонетический коммуникативный барьер возникает и тогда, когда говорящий резко повышает голос. Специалистами в области общения доказано, что если человеку что-либо объяснять на повышенных тонах, то понимание почти сразу же будет заблокировано. Причем чем чувствительнее собеседник, тем чаще и быстрее это проявляется. Это происходит потому, что внимание человека, на которого направлен поток возмущенных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а на отношении к нему говорящего. В результате (в качестве защитной реакции) происходит сдвиг внимания. Он блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные собеседнику, не осознаются им, понимание заблокировано.

    Возможно вам это будет интересно:

    Психология общения

    Психология общения изучает закономерности общения и взаимодействия людей, роль общения в.

    Перцептивная сторона общения

    Перцепция в процессе общения – это процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению, установление на .

    Приемы преодоления барьеров в общении

    Проблемы межкультурного диалога в деловой коммуникации

    Межкультурная коммуникация – это совокупность разнообразных форм отношений и общения.

    Классификация коммуникативных барьеров

    Группа барьеров

    Виды барьеров

    Барьеры непонимания.

    Связаны с неэффективной вербальной коммуникацией (трудности в передаче и понимании информации)

    Семантические. Семантические барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие неправильного понимания значения символов, используемых в коммуникациях. К символам общения относят, в частности, слова, действия, рисунки, жесты, мимику, пантомимику.

    Языковые барьеры Языковые барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие языковых различий отправителя и получателя. Обе стороны не только должны знать буквальные значения слов используемого языка, но и интерпретировать их в контексте использования. Одним из проявлений этого барьера выступает внутригрупповой язык. Трудовые, профессиональные и социальные группы часто создают жаргон, понятный только членам этих групп. Он облегчает внутригрупповое общение. Однако при взаимодействии с другими людьми, не входящими в данную группу, и с другими группами его использование может привести к серьезным помехам в общении.

    Фонетические. Фонетический барьер – препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего (наличие дефектов речи, невнятная речь, речь-скороговорка и др.).

    Логические. Логический барьер – коммуникативные помехи, возникающие вследствие несовпадения логических действий и умозаключений партнеров по общению. Каждый человек видит коммуникативную ситуацию по-своему, со своей точки зрения. Кроме того, одни и те же слова в разных ситуациях могут иметь совершенно иной смысл. Таким образом, смысл всегда индивидуально-специфичен. Он рождается в сознании говорящего, но не всегда понятен собеседнику.

    Личностные барьеры.

    Связаны с психологической несовместимостью собеседников и с негативными установками, создающими помехи общению

    Барьеры индивидуальных различий. Индивидуальные различия в характере, темпераменте, эмоциональных состояниях могут стать существенной помехой на пути адекватной передачи информации. Например, меланхолику, обладающему повышенной тревожностью, трудно общаться с импульсивным и склонным к агрессии холериком.

    Идеологические. Идеологический барьер – барьер, формирующийся при наличии у партнеров разных стереотипов, мировоззрений, ценностных ориентаций; несовпадения социальных установок.

    Барьеры предвзятости. Барьер предвзятости заключается в том, что человек без видимых весомых причин начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку, что существенно затрудняет коммуникацию. Обычно это связано с негативным восприятием внешнего облика или манеры поведения собеседника.

    Барьеры отрицательной установки. Барьер отрицательной установки возникает вследствие полученной заранее негативной установки по отношению к партнеру по общению. В данном случае человек, вступая в коммуникацию, проявляет закрытость, настороженность, ждет негативных проявлений со стороны партнера, в каждой фразе собеседника ищет негативный завуалированный смысл.

    Барьеры ожидания непонимания.·Барьер ожидания непонимания – в данном случае человек перед предстоящей коммуникацией волнуется, правильно ли его поймет партнер и считает, что понимание невозможно по ряду причин; начинает прогнозировать последствия, предвосхищать неприятные ощущения.

    Барьеры недостаточного понимания важности общения. Барьер недостаточного понимания важности общения – возникает, когда собеседники по-разному оценивают степень значимости контакта: один стремится к эффективному взаимодействию, другой пытается уклониться от беседы, избавиться от партнера, не давать ответы на вопросы. Это вызывает у первого напряженность, недоверие, обиду.

    Культурные барьеры.

    Коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя, незнания национальных обычаев, традиций, норм и этикета общения, системы жизненных ценностей. Культурные различия проявляются как при вербальном, так и при невербальном общении.

    Национальные (этнические). Национальный барьер возникает между представителями двух различных культур и проявляется, например, в пунктуальности, точности начала совещаний, дистанции между общающимися, манерах держаться, использовании различных жестов, тона, громкости голоса, принятых в качестве нормы в различных странах. Так, при деловых контактах с японцами нельзя держать руки в карманах.

    Религиозные. Религиозный барьер – это проявление в деловом общении религиозной неприязни, предвзятости к людям другого вероисповедания, интерпретация определенных поступков человека на основе религиозных различий.

    Эстетические. Эстетический барьер проявляется в несовпадении вкусов, манер, взглядов собеседников на эстетическую составляющую организационной культуры.

    Организационные барьеры.

    Коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: числом звеньев и ступеней управления, типом взаимосвязей между ними, распределением прав, обязанностей и ответственности в системе управления

    Барьеры излишней централизации. Излишняя централизация в системе управления, что приводит к информационной перегрузке центра и слабой информированности структурных подразделений.

    Барьеры излишней дифференциации. Излишняя дифференциация подразделений, в результате чего их сотрудники замыкаются на решении проблем собственного подразделения, и обмен информацией между ними ограничивается.

    Барьеры неопределенностей обязанностей и прав. Неопределенность обязанностей и прав приводит к ситуации, когда в организации никто ни за что не отвечает, а коммуникации становятся либо слишком формальными, либо конфликтными.

    Барьеры нежелания делиться информацией. · Нежелание делиться информацией. Обладание информацией – один из источников власти. Те, кто располагают эксклюзивной информацией, получают возможность использовать ее для влияния на других людей. Часто такие владельцы не хотят ею делиться, хранят ее с тем, чтобы использовать в подходящий момент. Владеющие полной информацией могут передать лишь незначительную ее часть, использование которой не дает возможности принять оптимальное решение и затрудняет коммуникации.

    Социальные барьеры.

    Коммуникативные помехи, возникающие из-за несовпадения социальных ценностей, установок, противоборства социальных ролей.

    Когнитивные. Когнитивный барьер возникает из-за разности знаний о предмете общения; различного уровня профессиональной компетентности; барьер, вызванный неразвитостью абстрактного мышления, памяти, навыков восприятия.

    Статусные. Различие в статусе также может стать барьером на пути коммуникации. Лицо более низкого уровня иерархии может воспринимать различия в статусе как угрозы, что мешает общению и даже прерывает его (человек боится высказать свое мнение, задать вопрос, не желая выглядеть некомпетентным).

    Профессиональные. Профессиональный барьер может возникнуть между представителями разных профессий, негативно настроенных или плохо отзывающихся о профессиональных качествах собеседника. В некоторых случаях этот барьер проявляется как подчеркивание значимости своей профессии и занижения важности других профессий для решения тех или иных производственных задач.

    Барьеры образования. Барьер образования – это барьер информационного несоответствия позиций субъектов общения, возникающий из-за разности социального опыта партнеров; из-за различия уровней образования.

    Физические барьеры.

    Объективные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций.

    Пространственные. Пространственный барьер возникает в случае неудобного расположения мебели и оргтехники в помещениях, затрудняющих информационные потоки; неэффективного расстояния между людьми во время общения; наличия множества отвлекающих деталей в интерьере (яркие картины, фотографии, элементы декора).

    Временны́е. Временной барьер обусловлен дефицитом времени, отведенного на общение. Стремление побыстрее закончить разговор приводит к невнимательному слушанию, свертыванию обратной связи, невозможности эмпатии и глубокого понимания информации.

    Технические. Технический барьер вызван временными трудностями коммуникации, связанными с неисправностью технических средств (компьютера, телефона, микрофона, помехи во время селекторного совещания); а также отвлекающим шумом, временно заглушающим голос говорящего.

    Психологические барьеры в общении

    +

    Психологические барьеры в общении

    Психологические барьеры в общении связаны с психологической несовместимостью собеседников и с негативными установками, создающими помехи общению.

    Искажения возникают из-за разного уровня компетентности собеседников, которые, в свою очередь, могут создавать совершенно иной уровень компетентности в сфере деятельности (например, статус профессора и рядового учителя). В результате у людей формируются разные ценности, потребности и отношения, что может привести к неумышленному искажению получаемой информации. Несоответствие кодирования и расшифровки является распространенным барьером эффективного общения.

    Трудовые, профессиональные социальные группы часто создают жаргон, который понятен только членам этих групп. Такой специфический язык может выполнять позитивные функции. Он вызывает у членов групп чувство причастности, спаянности и (во многих случаях) самоутверждения и облегчает эффективное общение внутри группы.

    Давление времени.
    Давление времени также может стать серьезным коммуникативным барьером. Например, из-за дефицита времени кому-то не предоставляют обещанное ранее слово, а он может неадекватно среагировать на эту ситуацию (например, обидеться).

    Барьер установки.
    Собеседник может обладать негативной установкой по отношению к организации, представителем которой вы являетесь, или лично к вам. При наличии неприязни со стороны собеседника, следует отнестись к ней как к проявлению невежества, слабости, отсутствия культуры, простой неосведомленности. Тогда несправедливое отношение или неадекватное поведение партнера не будет вас задевать, а вскоре оно и вовсе исчезнет, так как ваши дела и поступки заставят партнера изменить свое мнение.

    Барьер психологической защиты.
    Выстраиваемая психологическая защита — один из серьезных барьеров общения. Быть может, ваш равнодушный, неприветливый, неразговорчивый или агрессивный, взвинченный, напряженный собеседник нуждается в понимании, в том, чтобы его выслушали и поняли. Осознав, что барьер в общении с неудобным партнером вызван его желанием защититься, попробуйте изменить отношение к нему, и сложности в общении с таким человеком исчезнут.

    Барьер темперамента.
    У каждого человека свой темперамент, но воспитанные, владеющие собой люди умеют вести себя так, чтобы их темперамент не был источником конфликта или дискомфорта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента достаточно часто бывают неудобными собеседниками.
    Сангвиник – уравновешенный, подвижный, преобладает хорошее настроение. Быстро сходится с людьми, жизнерадостный, легко переключается с одного дела на другое, не любит однообразной рутинной работы. У сангвиника быстро возникают чувства радости или горя, привязанности или враждебности, но эти чувства неглубоки.
    Флегматик – медлительный, уравновешенный. Как правило, всегда доводит начатое дело до конца. Выдержанный, спокойный, хладнокровный, его трудно вывести из себя. Устойчивые интересы и стремления. У флегматиков есть способность к работе, требующей длительного сосредоточения, усидчивости.
    Холерик – человек порывистый, импульсивный, быстрый, подвижный, возбудимый. У него быстрая, громкая речь, выразительная мимика, резкие движения. Холерик склонен к бурным эмоциональным вспышкам, резкой смене настроения. В общении с другими людьми холерики резки, часто провоцируют конфликтные ситуации.
    Меланхолик – его эмоции чувства отличаются большой глубиной, силой и длительностью. Чувствительный и ранимый. Тяжело переживает обиды и огорчения, хотя внешне это может слабо проявляться. Меланхолики избегают новых людей, чувствуют себя неловко в новой обстановке. Им свойственна глубина и постоянство, тонкость восприятия.

    Сплетни – это недоброжелательный или порочащий слух о ком-нибудь, распространяемый на основании заведомо неверных, неточных и измышленных сведений.

    Слух – один из видов распространения информации.

    Слухи – это неизбежный процесс, так как информация, которой делятся люди друг с другом претерпевает сильные искажения в процессе передачи. Это происходит помимо воли участников диалога и связано с особенностями памяти: при однократном прослушивании информации мы запоминаем 10-20% от всего объема, остальное теряем. Когда мы пересказываем собеседнику интересные сведения, нам хочется рассказать все как было, но 80% информации потеряно, причем мы об это не подозреваем. Рассказывая подробности той или иной истории, мы домысливаем детали, фантазируем исходя из наших представлений, о том, как оно могло быть на само деле. Мы искренне верим в то, что говорим. Опасность слухов в том, что информация, содержащаяся в них, кардинально отличается от того, что было на самом деле, а отношения, дружба, хорошее знакомство могут рухнуть раз и навсегда.

    Используемая литература.

    Упражнения на коммуникацию.

    В этом материале даны описания упражнений, направленных на развитие навыков коммуникаций.

    Эффективность общения во многом обусловлена коммуникативными особенностями общающихся: культурой речи, умением задавать вопросы и отвечать на них, от способности осознавать и преодолевать коммуникативные барьеры и др.

    Еще Л.С. Выготский отмечал, что мысль никогда не равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должны быть идентичны – в случае звуковой речи – не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения.

    Основными средствами коммуникации являются: вербальные и невербальные. Как уже упоминалось, к вербальным средствам общения относится речь. Обычно при вербальном общении используется устная и письменная речь. Письменная речь – словесное общение при помощи письменных текстов. Она протекает в более медленном темпе, чем устная речь, позволяет многократно обращаться к написанному. А.Р Лурия (1902–1977) рассматривал, письменную речь как орудие уточнения и отработки мыслительного процесса. Следовательно, письменная речь может использоваться для формирования мышления. Преимуществом письменной речи является возможность передачи информации во времени и пространстве, трансляции духовного и интеллектуального опыта поколений.

    Устная речь – словесное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Преимущество устной речи перед письменной состоит в экономности, что выражается в необходимости использования меньшего количества слов.

    Причиной затруднений в процессе общения могут быть коммуникативные барьеры. Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути восприятия адекватной информации между партнерами по общению. А.А. Бодалев выделяет: барьеры понимания, социально-культурного различия, барьеры отношения.

    Возникновение барьера понимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Например, оно может возникнуть из-за погрешностей в самом канале передачи информации, что ведет к фонетическому непониманию. Барьеры фонетического непонимания порождаются такими факторами, как невыразительная речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством слов-паразитов. Использование в речи неречевых проявлений голоса: смешки, хихиканье, хныканье, шепот, крик, вздохи и пр.

    Другая причина непонимания может заключаться в разных системах значений (семантические барьеры непонимания). Семантические барьеры возникают, когда партнер понял не то, что ему сказали, или то, но с другим смыслом. Причинами семантического барьера могут быть: жаргонные слова, социальные, религиозные, профессиональные, национальные и культурные различия, многозначность используемых слов.

    Разновидностью барьера понимания является стилистический барьер. Возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния партнера по общению. Стилистический барьер возникает когда информация при непосредственном вербальном общении, подается книжным, канцелярским языком. Научный стиль более понятен при чтении, восприятие же его на слух затруднено. К тому же доказано, что лучше всего запоминается фраза, состоящая из 4—14 слов, 15–18 слов – запоминаются уже хуже, из 18–25 слов – удовлетворительно, фраза, насчитывающая свыше 30 слов, на слух практически не воспринимается. Поэтому для преодоления стилистического барьера необходимо не только хорошо структурировать информацию, вкладывать содержание адекватно форме, но и говорить кратко и в том темпе и ритме, который наиболее ситуативно уместен и подходит партеру по общению [20].

    Барьеры социально-культурного различия возникают в результате социальных, политических, религиозных, профессиональных различий. Данные различия могут приводить к разной интерпретации одних и тех же понятий, используемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как представителя определенной профессии, национальности, пола, возраста.

    Барьеры отношения возникают вследствие таких чувств, как: неприязнь, недоверие к коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

    Такой обмен сигналами прямой и обратной связи представляет собой процесс активного рефлексивного слушания. С целью установления обратной связи рекомендуется использование таких приемов, как: расспрашивание, перефразирование, отражение чувств, резюмирование.

    С помощью речи передается в основном чистая информация. С помощью невербальных средств общения – отношение к партнеру, эмоциональное состояние испытываемое при общении. Если вербальная коммуникация подконтрольна сознанию, то невербальные проявления в большей мере бессознательны. По этой причине имеет смысл обращать внимание на соответствие слов и жестов.

    Невербальное поведение человека тесно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Если приспособить вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам относительно просто, то язык тела является менее пластичным.

    В социальной психологии существуют различные классификации невербальных средств общения. Согласно одной из них выделяют следующие основные знаковые системы: оптико-кинетическую, паралингвистическую и экстра-лингвистическую, организацию пространства и времени коммуникативного процесса, визуальный контакт.

    Оптико-кинетическая система – включает в себя зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К данной системе относятся: мимика, пантомимика, жесты.

    Особая роль в передаче эмоционального состояния отводится мимике – движениям мышц лица. Отсутствие мимики при общении ведет к потере информации. Показано, что при неподвижном лице лектора теряется до 10–15 % информации.

    Если человек заинтересован в общении, он ориентируется на собеседника, наклоняется в его сторону. Если мало заинтересован – откидывается назад. Как правило, люди стремящиеся заявить о себе, стоят прямо, с развернутыми плечами, в напряженном состоянии. Тем людям, у которых нет необходимости подчеркивать свой статус и положение, свойственны более расслабленные и непринужденные позы.

    Пантомимика мало контролируется сознанием. Самым информативным средством пантомимики являются жесты. Жесты – разнообразные движения руками и головой. Частота и сила жестикуляции различна в различных культурах. По данным М. Аргайла, в течение одного часа фины жестикулируют один раз, итальянцы – восемьдесят, французы – двадцать раз, мексиканцы – сто восемьдесят.

    Однако, как бы ни различались разные культуры, вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека растет интенсивность жестикуляции. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Например, кивок головой сверху вниз в русской культуре означает жест согласия. Болгарами этот же жест понимается как отрицание. Вместе с тем во всех культурах есть сходные жесты. Например, практически во всех культурах развернутые навстречу собеседнику руки демонстрируют доброжелательность.

    Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков. Паралингвистическая характеристика – общее название таких ритмикоинтонационных сторон речи как высота, громкость, тембр голоса, сила ударения.

    Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, плача, кашля, смеха, вздохов и другие психофизиологические проявления человека.

    Паралингвистические и экстралингвистические средства регулируют поток речи, позволяют экономить языковые средства общения, дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания.

    • интимное расстояние (от 15 до 45 см) – расстояние общения близких людей. В данную зону разрешается проникать только тем, с кем человек находится в тесном эмоциональном контакте (супруги, дети, родители, друзья), в этой зоне есть еще сверхинтимная подзона (0—15 см);

    • персональное расстояние (45—120 см) – в пределах этой зоны осуществляется каждодневное общение между знакомыми и приятелями;

    • социальное (от 120 до 360 см) – используется при общении с малознакомыми людьми при официальном общении;

    • публичное расстояние (более 360 см) – характерно для общения с аудиторией.

    Люди с трудом терпят вторжения посторонних в интимную и персональную зоны. Хотя современная городская жизнь внесла ряд исключений (в общественном транспорте, на стадионе, в кинотеатре).

    Это не значит, что в подобных условиях человек не испытывает дискомфорт, но он научился сдерживать внешнее проявление реакций.

    Если взгляд направлен на треугольник, образуемый центрами глаз и серединой рта, создается атмосфера непринужденного, межличностного общения [19].

    Информативна также и долгота взгляда. Если отношения развиваются нормально, люди смотрят друг на друга от 30 до 60 % времени от всего периода общения. При этом, если отношения развиваются в позитивную сторону, люди смотрят друг на друга дольше и чаще тогда, когда слушают партнера, а не тогда, когда говорят. При агрессивных отношениях частота интенсивности взглядов резко увеличивается в момент говорения, а в момент слушания нарушается.

    Наблюдая за движениями зрачков, можно судить об особенностях обработки информации и обращения к памяти. По мнению американских психологов Д. Гриндера и Р. Бэндлера:

    • скольжение зрачков к верхним векам говорит о формировании или вспоминании зрительных образов;

    • движения в средней области – о слуховых ассоциациях, воспоминаниях или фантазиях;

    • глаза, опущенные вниз (направо и прямо), являются показателем того, что человек обращается к чувственному опыту, к ощущениям;

    • обращение глаз вниз влево подсказывает наблюдателю, что человек проговаривает что-то про себя.

    Помимо вышеназванных знаковых систем, позволяющих передавать информацию невербальным путем, в литературе встречается описание таких систем, как: тактильная – такесика, ольфакторная.

    Тактильная знаковая система включает: прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи и другие прикосновения.

    Ольфакторная: приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи человека.

    Подводя итог вышесказанному, можно заключить следующее, невербальные средства общения позволяют:

    • создавать образ партнера по общению;

    • передавать актуальные эмоциональные состояния партнеров по общению;

    • поддерживать оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

    • выражать отношения партнеров по общению друг другу;

    • являться показателем статусно-ролевых отношений [1].

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    7.1. Коммуникативная культура

    7.1. Коммуникативная культура Эффективность общения зависит прежде всего от коммуникативной культуры участников общения. Коммуникативная культура — это совокупность культурных норм, культурологических знаний, ценностей и значений, используемых в процессе

    Семейная коммуникативная психотерапия

    Семейная коммуникативная психотерапия В рамках системного подхода выделяют семейную коммуникативную психотерапию, которая выросла из школы Пало Алто. Ведущие фигуры – Г. Бейтсон, Д. Хейли, Д. Джексон и П. Вацлавик. По мнению М. Николса (Nickols M., 1984), коммуникативная

    Резонансная коммуникативная технология

    Глава 1 Перцептивная сторона этнического общения

    Глава 1 Перцептивная сторона этнического общения 1.1. Общая характеристика перцептивного аспекта общения За рубежом межэтническое восприятие чаще всего рассматривается в аспекте восприятия расовых и этнических авто– и гетеростереотипов. Одна из первых работ по этой

    Глава 2 Коммуникативная сторона этнического общения

    Глава 2 Коммуникативная сторона этнического общения Под коммуникативной стороной этнического общения понимается обмен информацией между этнофорами в форме различных знаковых систем (вербальных и невербальных средств общения). По данной проблеме имеется значительное

    Глава 3 Интерактивная сторона этнического общения

    Глава 3 Интерактивная сторона этнического общения Под интерактивной стороной общения понимается взаимодействие людей для организации совместной деятельности (Ломов,1999; Андреева, 2000; Журавлев, 2005). Вступая во взаимодействие, общающиеся этнофоры могут совершать действия

    Глава 5 Регулятивная сторона этнического общения

    Глава 5 Регулятивная сторона этнического общения Регулятивная сторона этнического общения заключается в выполне-нии норм и правил, организующих поведение и образ жизни представителей различных этносов.В Институте психологии РАН в 1976 и 1979 гг. под редакцией Е. В.

    3.2. Перцептивная сторона общения

    3.4. Интерактивная сторона общения

    3.4. Интерактивная сторона общения Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием

    Коммуникативная стратегия

    Коммуникативная стратегия Базовая стратегия проверки предположений, основанных на чтении мыслей, состоит из двух частей:1. Сформулируйте свою мысль. Старайтесь, чтобы ваша мысль была сформулирована простым языком. Использование слишком большого количества вводной

    Коммуникативная проблема 5: жалобы

    Коммуникативная проблема 5: жалобы Когда вы читали диалог двух сестер, не показалась ли вам знакомой тональность их высказываний? Узнали ли вы в этом разговоре то ощущение безнадежности, покорности и бессилия, с которым вы сталкиваетесь в собственной жизни и работе? Это

    66. ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ. ДРУЖЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

    66. ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ. ДРУЖЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В процессе общения необходимо присутствие взаимопонимания между его участниками. Такое взаимопонимание имеет двоякий смысл: 1) как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию; 2) как установление

    Коммуникативная сторона общения

    Коммуникативная сторона общения Особенности коммуникативной стороны общения Когда говорят об общении как об обмене информацией, имеют в виду коммуникативную сторону общения. Передача любой информации производится посредством знаковых систем, т. е. знаков.

    Перцептивная сторона общения

    Перцептивная сторона общения При исследовании проблем, связанных с перцептивной стороной общения, иногда говорят о социальной перцепции. Под социальной перцепцией следует понимать восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя,

    Когда сильная сторона одной цели – слабая сторона другой

    Когда сильная сторона одной цели – слабая сторона другой Так как продвигающие и профилактические цели приводят к использованию разных стратегий, иногда один тип цели бывает эффективнее другого. Иными словами, есть действия, которые удаются нам превосходно (или ужасно),

    Читайте также: