Конспект урока звук окружающий мир

Обновлено: 05.07.2024

Планируемые результаты (предметные): Упражняются в произнесении и слышании изолированных звуков; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений

Личностные результаты: Понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные : общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные : доносят свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Создание эмоционального настроя детей на тему урока.

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.

А еще старательны!

II. Актуализация опорных знаний.

2.1.Обеспечение готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

- Как назвать одним словом то, что мы говорим, слышим, видим и пишем?

- Какая бывает речь?

- Что значит устная речь?

- Что значит письменная речь?

- Из чего состоит речь?

- Что такое предложение?

- Как в устной речи одно предложение различить от другого?

- Составьте предложение про звонок.

- Повторите моё предложение:

Прозвенел звонок.

Сколько слов в предложении?

- Начертите схему предложения на доске. Что означает вертикальная черта?

Что означает точка в конце схемы? А какие знаки могут стоять в конце предложения?

Итак, предложение состоит из слов. А из чего состоит слово?

- Вернёмся к слову звонок. Сколько слогов в слове?

- Назовите 1-ый слог. 2-ой слог. Составьте схему этого слова на доске.

- А как называются слоги, которые произносятся более протяжно, с усилением в голосе?

- Найдите ударный слог. Как в письменной речи обозначается ударение?

2.2 Составление рассказа по сюжетной картинке (учебник, с. 12)

На доске чертится схема :


– Подберите слова к данной схеме.

– Что вы видите на верхней картинке?

– В какие игры играют мальчики?

– Что вы видите на нижней картинке?

– Что делает мальчик?

– Что делают девочки?

– Какой звук произносит девочка, укачивающая куклу?

– Когда еще так говорят?

– Составьте предложения об играх детей.

2.3 Физкультминутка для глаз

III. Постановка учебной задачи.

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели

– Сегодня мы с вами послушаем и узнаем, какие звуки есть в окружающем мире. Звуки мы произносим и слышим. Какие звуки вы слышите сейчас?

-Я предлагаю вам побывать на ферме или на сельском дворе.

- Сейчас мы побываем на сельском дворе. Угадайте, кто здесь живёт?

(Учитель включает магнитофонную запись со звуками, которые издают животные: корова, собака, кот, петух, курица и т. д.)

-Как одним словом можно назвать эту группу предметов? (животные, звери)

-Чем отличаются домашние животные от диких?

- Как вы различили животных? (По звукам)

- Сейчас вы попробуете подражать звукам, которые издают звери, птицы или предметы. Послушайте стихотворение и дополните его.

Где-то собаки рычали. – Р-р-ррр.

В стойле коровы мычали. – М-м-муууу.

В комнате мухи жужжали. – Ж- ж –жж.

Мимо машины бежали. – Др-др-др.

Гудели от ветра все провода. – В-в-в-в.

Капала в кухне из крана вода. – Кап-кап-кап.

Перекликались в ночи поезда. – Чух –чух-чух. Ту-ту-ту.

IV . Объяснение нового материала

- Рядом с нами живут невидимки. Каждый из вас постоянно общается с ними. Хотите познакомиться поближе? Хотя они невидимые, но их можно услышать.

- Всё, что мы слышим, - это звуки . Они все разные, и мы их отличаем один от другого.

-Какие звуки вы можете услышать на улице, в лесу?

- Нас окружает много звуков: шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание листьев под ногами ит. д. Это неречевые звуки. С их помощью не построишь слово.

- Когда человек говорит, он тоже произносит и слышит звуки. Люди отличаются от животных тем, что они разговаривают. Вы узнаете голоса знакомых людей. Сейчас я говорю, и вы тоже слышите звуки. Это звуки человеческой речи – речевые звуки. Только звуки человеческой речи обладают волшебной силой: если они станут в определённом порядке, получится слово.

Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп – хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два – привстали,

Руки к верху все подняли.

Сели – встали, сели – встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

4.2 . Ознакомление с органами речевого аппарата.

- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет звучал. А чем мы слушаем? Уши – это важный орган нашего тела.

- Говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая

- Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки? ( Чтобы произносить звуки, нам нужен рот).

- Рот – это домик звуков (демонстрация картинки).

В домике этом – Красные двери,

Рядом с дверями – Белые звери.

Красные двери это что? А что такое белые звери? ( Это губы и зубы)

-И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь.

Всегда во рту, да не проглотишь. (Язык)

- Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.

4.3. Наблюдение над произношением разных звуков.

-Что помогает произносить речевые звуки?

-Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [б], [п]. Мы их произносили, плотно сжав губы.

-Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [д], [т], [л], [н]. Мы их произносили, прижимая кончик языка к верхним зубам.

-Смотрите в зеркало. Произнесите звук [р]. При произнесении этого звука язык дрожит.

-Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [х], [г], [к]. Эти звуки образуются глубоко во рту, с помощью задней части языка.

- Что я произношу:[C], [М], [О]. (Звуки)

- А сейчас я построю эти звуки в определённом порядке: [C], [О], [М]. (Мама, мир, нос, кот).

- Что значит это слово?

4.5. Условное обозначение звуков

- Условно мы будем обозначать звук квадратиком. Звуки – это кирпичики, из которых можно построить слова. Речь-предложение-слово-звук

V. Закрепление знаний и способов действий.

5.1. . Составление рассказа по сюжетной картинке (учебник, с. 13)

VI. Рефлексивно-оценочный.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Из чего же состоят слова? Что вы можете сказать о звуках? (Мы их слышим и произносим)Какие бывают звуки?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен конспект занятий по ознакомлению детей с звуками окрудающего мира. Конспект содержит в себе достаточное количество информации, диагностических игр и заданий.

Цель: сформировать представление детей о шумовых звуках.

закреплять знания детей о разнообразии окружающих звуков;

научить сравнивать звучание шумовых звуков;

2.Развивающие:

развивать музыкально-слуховые представления, связанные с различением ивоспроизведением;

развивать творческую активность детей;

развивать звуковую фантазию, воображение, чувство ритма.

3.Воспитательные:

воспитывать интерес к новым знаниям;

воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном творчестве.

Воспитывать умение слушать друг друга.

4. Коррекционные:

Учить ребенка различать звуки окружающего мира, различать и опознавать звучащие игрушки.

Развивать условно-рефлекторную двигательную реакцию на звук, моторику артикуляционного аппарата.

Формировать слуховое внимание и восприятие на неречевых звуках.

Развивать фонематические процессы, внимание, память.

Оборудование: презентация со звуковым сопровождением, изображение машинок (большие и маленькие), звуковые сигналы.

Ход работы:

1.Организационный момент.

Педагог приветствует детей.

И весь день сегодня

Здравствуйте, щёчки, плюх-плюх-плюх! Пухленькие щёчки: (дети дотрагиваются до щёчек 3 раза) Здравствуй, мой носик: (дети дотрагиваются до носика 3 раза)

Здравствуйте, губки: чмок-чмок-чмок! Здравствуйте, ножки: топ-топ-топ! Здравствуйте, ладошки: хлоп-хлоп-хлоп!

Педагог: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в мир волшебных звуков. Давайте послушаем, как звучит тишина, хоть кажется нам, что она не слышна.

(Дети слушают тишину)

Педагог: Что вы слышите? (Дети говорят, что они услышали)

Педагог: Вам было бы интересно жить в мире, где нет ни одного звука? (НЕЕТ)

Послушайте внимательно стихотворение.

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину…

Как гуляет кот по крыше,

Как стучат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Мир без звуков был бы грустный,

Педагог: Ребята, вы хотите узнать о звуках которые нас окружают? И сегодня на занятии мы с вами будем слушать, изображать и угадывать звуки окружающие нас. Звуки бывают разные, звуки, которые мы говорим, люди называют речевые, от слова речь, так же мы слышим неречевые звуки (шум ветра, дождя, звуки музыки)

3. Основная часть.

Педагог: Нас окружает много звуков: шум автомобилей, голоса людей и животных, звуки работающих приборов и механизмов, музыкальные звуки и т.д. И сейчас, ребята, вы будете внимательно слушать, и отгадывать звучащие предметы.

(Педагог за ширмой воспроизводит различные звуки, а дети стараются отгадать звук предмета: хрустального фужера, крышки от кастрюль, звук тёрки, шуршание пакетом, трясет бутылкой с водой). Дети угадывают. (Т.К. мы не будем тащить эти предметы, то найти онлайн звуки картинки к ним)

Педагог: Молодцы ребята, вы внимательно послушали и угадали все звучащие предметы. И звуки этих предметов тоже можно назвать – шумовыми.

3.2. В стране волшебных звуков.

Педагог: Как здесь шумно, куда это мы с вами попали? Слайд 1 . (Улица)

Дети: На улицу.

Педагог: Чем отличается звук большой машины от маленькой? (по звучанию, большая громче, маленькая - тише)

Любую, нейтральную громкую и тихую музыку

Педагог: Послушаете и скажите, что вы слышите сейчас? Если правильно угадаете, то на экране появиться ответ.

Капля раз (подымаем правую ногу.)

Капля два. (левую.)

Очень медленно сперва. (поочерёдно то правую, то левую ногу)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом. (быстрые шаги.)

Мы зонты свои раскрыли (руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли (руки полукругом над головой)

Педагог: Очень внимательно прислушайтесь ребята, что вы слышите сейчас?

Педагог: Шуршат осенние кусты, Шуршат на дереве листы.

Ребята, давайте с вами изобразим, как шуршат листочки на деревьях. Дети изображают шуршание листьев (потирают свои ладошки) Молодцы ребята, очень хорошо.

Педагог: Ребята окружающие звуки могут издавать и окружающие нас животные и птицы. Давайте поиграем в такую игру. Я буду назвать вам животное, а вы должны изобразить какой звук оно издает, а остальные должны будут угадать, кто звучал. Вызывает одного ребенка и говорит животное: 1. Корова, 2. Собака, 3. Кошка, 4.лягушка, 5.петух, 6.ворона, 7.голубь.8. воробей.

5. Музыкальные инструменты.

Ребята, а еще сегодня мы с вами поговорим о музыкальных инструментах. Они тоже издают свои звуки. Логопед включает запись музыкальных инструментов. Дети самостоятельно угадывают, что они слышали.

Найти звучание и после каждого правильного ответа показывать картинки на слайде. 1.скрипка, 2. Пианино, 3. Гитара, 4.Колокольчик, 5. Балалайка, 6. Дудка, 7. Гармошка. (изображение на слайдах по очереди.)

4. Подведение итогов.

Педагог: Сегодня, ребята, вы услышали очень много разных звуков. Давайте вспомним, какие звуки вы слышали. Как они называются?

Педагог: А что вам больше всего понравилось на занятии? Какое задание было самое трудное для вас?

Педагог: Ребята, вы сегодня были очень внимательны, все старались и задания выполняли правильно. Если вам понравилось занятие, подымите высоко ручки и похлопайте, если нет, потопайте ногами (рефлексия)

Педагог: Наше занятие подошло к концу, мы еще не раз побываем с вами в этой чудесной стране звуков. Спасибо. До свидания!

Логопед: нас окружает много звуков. Звуки мы слышим, чем? (ответы детей). Звуки бывают разные, звуки, которые мы говорим, люди называют речевые, от слова речь, так же мы слышим неречевые звуки (шум ветра, дождя, звуки музыки)

Дети рассматривают в зеркале органы речи : губы, зубы, язык, нёбо. В игровой форме логопед показывает различные артикуляционные положения языка, а дети повторяют. Логопед говорит:

(наклониться вниз, достать до пола руками

выпрямиться, потянуться руками вверх

(погладить правой рукой по животику, затем

О огороде (наклоны вниз, достать руками до пола (собираем)

И в саду (выпрямиться, потянуться руки вверх (собираем

Для еды я их найду. (погладить правой рукой по животику, затем левой)

5. Развитие слухового внимания

6. Итог занятия

Значение игрушек в познании ребенком окружающего мира Игрушки – специально изготовленные предметы, предназна-ченные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрос-лых. Главной особенностью.

Цель: приобретение знаний о звуках и о влиянии их на окружающий мир.

Задачи:

  • познакомить детей с видами звуков: музыкальные, шумовые и речевые звуки;
  • актуализировать знания о звуках города, сельской местности, транспорта, леса и моря.
  • показать детям как образуется звук;
  • систематизировать знания детей о влиянии звуков на окружающий мир;
  • развивать музыкально-слуховые представления, связанные с различением звуков;
  • развивать эстетическое восприятие музыки, через прослушивание звуков;
  • развивать тембровый и динамический слух при сравнении музыкальных и шумовых звуков;
  • воспитывать бережное отношение к своему слуху, здоровью;
  • воспитывать бережное отношение к окружающим людям, через понимание невозможности издавать громкие и шумные звуки в общественном месте;
  • воспитывать любовь к природе через прослушивание звуков.

Оборудование: презентация, пазлы (билеты), карточки с утверждениями.

Ход занятия

Оргмомент

- Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность. Сегодня у нас с вами необычное занятие, мы отправимся в путешествие, но куда, вы узнаете, посмотрев фрагмент мультфильма.

Диагностический блок

Просмотр фрагмента из мультфильма "Бременские музыканты". (Сказка братьев Гримм)

- Ребята, как называется сказка, по которой снят мультфильм?
- А кто автор сказки?

Братья Гримм - это немецкие писатели, Якоб и Вильгельм. Известные их произведения: Белоснежка, Бременские музыканты, Волк и семеро козлят, Рапунцель, Соломинка, уголек и боб, Храбрый портной, Золушка и др.

- Чем занимаются герои сказки, фрагмент которой только что посмотрели?
- А из чего состоит музыка?
- Вы, наверное, догадались, что сегодня мы поговорим о музыке, как об искусстве звуков. Наше занятие посвящено разным звукам.
- А что такое звук?

Звук – это колебания частиц воздуха на небольшие расстояния

- Какие бывают звуки? (приводят примеры)

Речевые звуки – это звуки человеческой речи, то что мы с вами говорим. (проговорить свое имя, затем пропеть его на одной ноте, по трезвучию вниз от соль ми до пример: Миша, Ми-шень-ка)

Неречевые или шумовые – это шум дождя за окном, хлопанье в ладоши, кашель жужжание шмеля, писк комара, шелест листьев и другие звуки природы, человеческого труда. (привести примеры неречевых звуков (кукует кукушка, дует ветер, шелестит листва, хлопаем в ладоши, прожужжать как пчела и т.д.)

Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть. У них есть мелодия.

- Для чего нам нужен звук?
- А как мы слышим звук?
- Давайте посмотрим видео, и вспомним, что такое звук и как он образуется. (Смотрят мультфильм "Смешарики")

Что такое звук и как мы его слышим

Звук - появляется, когда мы что-то говорим, хлопаем, передвигаем. Звуковые волны ловит ушная раковина и они проходят через слуховой проход к барабанной перепонке, через это пленку звуковые колебания проходят цепочку из трех слуховых косточек: молоточек, наковальня и стремя, после звук попадает в улитку, где дальше информацию преобразуется в последовательность электрических импульсов и отправляется в мозг. Там мы слышим звуки.

- Ребята, Бременские музыканты сейчас на гастролях в городе Бремен, который находится в Германии и у них скоро концерт. Они будут петь, веселиться, а не сходить ли нам на концентр этих замечательных артистов, трубадуров.
- Я предлагаю вам, отправится в город Бремен и посмотреть выступление, но чтобы добраться нам нужно будет выполнять задания.

- А путешествовать мы будем на повозке с ослом, как бременские музыканты. Вот наши билеты.
- Посмотрите на слайд на карту нашего путешествия. На каждой остановке мы будем выполнять задания, слушать звуки и по ним определять, куда мы попали. И так, мы отправляемся!

Основной блок

Слушают звук городской жизни.
- Ребята, куда мы попали, прислушайтесь?

1 остановка г. Дзержинск (город отправления)

- Правильно, мы в нашем городе.
- Как называется наш город?
- Как вы думаете наш город шумный?

- Давайте посмотрим, какие звуки могут встретиться в нашем городе.
- Сейчас я предлагаю поиграть в одну интересную игру.

Игра "Угадай звук"

  • Звук бьющегося стекла.
  • Звук проезжающих автомобилей.
  • Звук шагов.
  • Звук шуршащих листов.
  • Звук скрипящей двери.
  • Звук работающих заводов.
  • Звук разговора людей.

- Все ли звуки были одинаково слышны?
- Как, вы думаете, какие звуки сильнее действует на орган слуха?
- Полезно ли это для организма человека?

- Звуки города вредны для здоровья?
- Правильно, а как влияет звук на человека, более подробно мы узнаем позже.

- Мы справились с заданием и можем ехать дальше.
- Давайте посмотрим, что у нас дальше. (Слушают звук железной дороги)

2 остановка "Железная дорога"

- Ребята, а что за звук мы услышали?
- Правильно, это звук железной дороги.
- Ребята, это вредный звук?

- А важный ли это звук? Почему?
- Да, может звук и вредный, но очень важно слышать, если поезд к нам приближается.
- Как нужно себя вести на железной дороге?

- Ребята, не в коем случаи у вас не должно быть никаких наушников, когда вы подходите к железной дороге. Вы можете не услышать приближающийся поезд.
- Послушайте, какой транспорт едет по проезжей части дороги? (фонограмма "Звуки движущегося транспорта")
- Молодцы, а мы двигаемся дальше и посмотрите на карту, где мы оказались? (Слушают звук сельской местности)

3 остановка "Деревня"

- Ребята, а что за звук мы услышали?
- А какие звуки можно услышать в деревни?
- Приятно, ли вам?

- Вот мы говорим, вредный звук, как вы это понимаете?
- Как звук может влиять на нас?
- Правильно, сейчас давайте выполним задание. У вас на партах лежит листочек с заданием, вам нужно в паре выбрать верные утверждения о звуках.

  1. Коровы будут давать больше молока, если их водить в консерваторию. (+)
  2. Дельфинам не нравится слушать классику, особенно Баха. (-)
  3. От мелодий растения растут медленнее и расцветают на 2 недели позже. (-)
  4. Громкая музыка в наушниках не ухудшает слух. (-)
  5. Громкая музыка помогает справляться с болью и стрессом, напряжением. (-)
  6. Шум становится причиной быстрого старения. (+)
  7. Шум моря, который мы слышим через морскую раковину, на самом деле всего лишь звук крови, протекающей по нашим сосудам. (+)

- Ребята, а что мы можем сделать чтобы не ухудшился слух, не было напряжения, стресса?
- Так же необходимо слушать классическую музыку. Классическая музыка пишется на высоких частотах, которые благоприятно воздействуют на сознание и организм человека.
- Произведения Моцарта активизируют процессы головного мозга, дают энергетическую подзарядку.

- Ребята, пока мы были в деревни, начался дождик.
- Давайте встанем и немного отдохнем.

Физминутка

Капля раз (поднимаем правую ногу)
Капля два. (левую)
Очень медленно сперва. (поочередно то правую, то левую ногу)
А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом. (быстрые шаги)
Мы зонты свои раскрыли (руки развести в стороны)
От дождя себя укрыли (руки полукругом над головой)
Шуршат осенние кусты, Шуршат на дереве листы. (потирают свои ладошки)

- Молодцы ребята, садитесь. Давайте послушаем, а куда это мы пришли? (слушают звук леса, птичек)

4 остановка "Лес"

- Ребята, а что за звук мы услышали?
- Да, ребята, мы попали в лес.
- А какие здесь встречаются звуки?

- Как пение птиц, звук ветра, шелест листвы влияет на слух? Вредные ли это звуки?
- Они не вредны, когда мы их слушаем у нас поднимается настроение, мы отдыхаем и успокаиваемся.
- Ребята, так же есть звуки, которые лечат.

- Исследования подтверждают целебное воздействие некоторых звуков на организм человека.
- Ребята, а у кого в имени встречается: (произнесем звуки вместе)

  • Звук У способствует вентиляции легких.
  • Звуки А и О благоприятно воздействуют на организм в целом, активизируют все клеточки тела.
  • Звук ЙЮ благоприятно воздействуют на почки, мочевой пузырь, снимает спазмы.
  • Звук ЙЕ убирает негативные эмоции.
  • Звук Н активизирует способность к творчеству.
  • Звук В воздействуют на нервную систему и спинной мозг.
  • Звук П полезен для сердца и сосудов, снижает давление.

Колокольникова Валентина Вячеславовна, студентка ГБПОУ "Дзержинский педагогический колледж" г. Дзержинск

Читайте также: