Общение как взаимодействие 10 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024


Цель урока:
ознакомить с особенностями общения
как межличностного взаимодействия
Задачи урока:
описать и проанализировать типы взаимодействия,
выявить особенности общения в юношеском возрасте
развивать
у
учащихся
умения
осуществлять
комплексный поиск, систематизировать социальную
информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать
выводы, рационально решать познавательные и
проблемные задания
развивать чувство ответственности, способствовать
выработке гражданской позиции учащихся.

Основные понятия и термины:
общение как межличностное взаимодействие
кооперация
конкуренция
интеракция
доминантный собеседник
недоминантный собеседник
экстраверт
интроверт

Вступление.
Общение – обмен информацией, знаниями
- организация совместных действий, в ходе которых возникают межличностные отношения

Точки зрения по поводу сути общения
Теория обмена
(Дж. Хоманс)
Теория символического
интеракционизма
(Дж. Мид)
люди взаимодействуют
друг с другом на основе
своего опыта, взвешивая
возможное вознаграждение и затраты.
поведение людей по
отношению друг к другу
и к предметам зависит
от значений, которые им
придают люди.


Задание: послушайте притчу и
прокомментируйте её.
Какую точку зрения о сути
общения иллюстрирует данная
притча?

План урока:
1. Две стороны взаимодействия.
2. Стратегия взаимодействия в
общения.
3. Общение в юношеском возрасте.
процессе


Задание: вспомните, что вы узнали об
общении
на
прошлом
уроке,
проанализируйте ситуацию. Можно ли
утверждать, что общение состоялось?
Ученик после урока отдает учителю труда
инструмент, которым он работал, а учитель
кладет его в шкаф.
Общение
выступает
межличностное взаимодействие.
как

Процесс взаимодействия включает два компонента:
•внешний компонент - регламентированный порядок
действий в каждой конкретной ситуации, т. е. этикет
общения;
•внутренний
компонент
относится
к
психологической стороне взаимодействия, в ходе
которого люди удовлетворяют ряд потребностей,
связанных
с
поддержанием
их
психического
равновесия.
Примеры подобных потребностей:
•потребность в определении своей социальной
принадлежности и статуса;
•потребность в поддержании хороших отношений.

Действия
Взаимодействие во время общения
Устойчивые действия
Реакция партнера
Систематические
действия
Реакция
воздействующего

Взаимодействие как процесс
Духовный контакт
Физический контакт
Вербальная
форма
Невербальная
форма
Варианты взаимодействия
Кооперация
Конкуренция

Партнеры по общению.
Типы
партнеров по
общению
Доминантный
собеседник
Недоминантный собеседник
Мобильный
собеседник
Ригидный
собеседник
Экстраверт
Интраверт
Сильные
стороны
Слабые
стороны
Стратегия
общения

Партнеры по общению.
Типы
партнеров по
общению
Сильные
стороны
Доминантный •активность
•инициативсобеседник
Слабые
стороны
• бецеремонность
ность
• авторита• высокая ком- ризм
муникабель• неумение
ность
слушать
• ответственность
• стремление
достичь своей
цели
Стратегия
общения
• держаться
уверенно
• не выходить
из себя
• не перебивать его
• не высмеивать
• проявлять
такт и терпение

Недоминант- • чуткость к
ный собесед- собеседнику
ник
• застенчивость
• нерешительность
• склонность
перекладывать
отетственность
на
других
• чаще
хвалить, подбадривать, поощрять
• дать почувствовать, что он
сам в состоянии принять
решение

Мобильный • высокая коммусобеседник никабельность
• легкое переключение на общение
• наличие
множества версий
• неумение сосредоточиться
на общении
• торопливая
речь
• излишняя
эмоциональность
• помочь
сосредоточиться
на выбранной
стратегии взаимодействия
Ригидный
собеседник
• неумение
• не
сразу
включиться в беседу
• неумение
быстро
прощать обиду
жаться
• не торопиться завершать
разговор
• учитывать
темп общения
собеседника
• основательность
• внимательность
и вдумчивость
раздра-

Экстраверт
Интраверт
• расположенность к общению
• дружелюбие
• готовность
• проявлять
общаться
с такт и терпелюбым
ние
• поверхностность
• экстравагантность
ради
привлечения
внимания
• низкая ком- • взять иницимуникабельативу на себя
ность
• подбадривать собеседника
• показывать
значимость
его мнения


Задание:
Какие проблемы в общении вы
испытываете?
Как вы думаете, почему это происходит?
Нуждаетесь ли вы в общении?

Интерактивное общение со сверстниками важно для
юношества, так как:
• это важный канал информации
• вырабатываются навыки социального взаимодействия,
умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же
время отстаивать свои права
• соотносятся личные интересы с общественными
• это специфический вид эмоционального контакта,
которое дает подростку важное чувство эмоционального
благополучия и устойчивости

Общение в этом возрасте строится на основе
переплетения двух противоречивых потребностей:
Обособление
Включения в какуюлибо группу или
общность


Задание:
Познакомьтесь с наиболее распространенными формами общения подростков.
Охарактеризуйте и проанализируйте их.

Формы общения подростков
Я и ты
Я и случайные они
Я и общество
В какой из форм общения молодежь не может
проявить себя в полной мере? Почему?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Общение как межличностное взаимодействие" предназначена для учителей и учащихся 10 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах

Обществознание, профильный уровень

ОБЩЕНИЕ КАК МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Д.З: § 32, ?? (с.338),

© ред. А.И. Колмаков

Универсальные учебные действия

Изучение нового материала

  • Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция.
  • Общение в юношеском возрасте.

Вспомните. Что такое межличностные отношения? Какие виды межличностных отношений существуют? Что составляет специфику межличностных отношений? Какую роль в межличностном взаимодействии играют эмоции?

Все многообразие проявлений взаимодействия людей в процессе общения можно представить как кооперацию или конкуренцию .

Взаимодействие представляет собой систематическое, устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны партнера, при этом его реакция вызывает реакцию воздействующего.

Взаимодействие представляет собой систематическое, устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны партнера, при этом его реакция вызывает реакцию воздействующего.

Все многообразие проявлений взаимодействия людей в процессе общения можно представить как кооперацию или конкуренцию . Все виды общения Конкуренция Кооперация припомните случаи, когда общение затруднено или вовсе блокировано из-за того, что участники взаимодействия поссорились; оцените продуктивность общения! конфликт Крайняя форма конкуренции

Все многообразие проявлений взаимодействия людей в процессе общения можно представить как кооперацию или конкуренцию .

Все виды общения

Конкуренция

  • припомните случаи, когда общение затруднено или вовсе блокировано из-за того, что участники взаимодействия поссорились; оцените продуктивность общения!

Крайняя форма конкуренции

Стратегия взаимодействия в общении

Познакомиться с определенным типом собеседников :

  • Доминантный собеседник
  • Недоминантный собеседник
  • Мобильный собеседник
  • Ригидный собеседник
  • Экстраверт
  • Интроверт

Представить варианты взаимодействия по парам.

В юношестве происходит переориентация общения с родителей на ровесников. Почему общение так важно в юношеском возрасте? Общение – важный специфический канал информации, которую можно получить от сверстников, но не от взрослых. Получение навыков общения, умений считаться с коллективом, отстаивать свою позицию и приобретение других коммуникативных качеств доступнее в кругу равных. Получение чувства принадлежности к группе, солидарности означает для подростка эмоциональное и социальное благополучие.

В юношестве происходит переориентация общения с родителей на ровесников. Почему общение так важно в юношеском возрасте?

  • Общение – важный специфический канал информации, которую можно получить от сверстников, но не от взрослых.
  • Получение навыков общения, умений считаться с коллективом, отстаивать свою позицию и приобретение других коммуникативных качеств доступнее в кругу равных.
  • Получение чувства принадлежности к группе, солидарности означает для подростка эмоциональное и социальное благополучие.

Взаимодействие, основанное на личной симпатии, привязанности, близости интересов, ценностей. В юношестве идет активный поиск человека, близкого по духу. Потребность в дружбе, привязанности, влюбленности.

Такое общение основывается на выполнении социально значимых дел, дающих личностный выход и более широкий общественный круг. Это уже социально ориентированное общение, появляется по мере взросления. Молодой человек может проявить себя как личность в позитивной социальной деятельности. Если нет возможности проявить себя позитивно, подростки ищут способ социально утвердиться в каких-либо стихийных, часто социально негативных группах.

1. Кто выигрывает в конкуренции в общении? 2. Когда одиночество – благо? 3. Надо ли быть как все, чтобы не остаться в одиночестве? 4. Какой собеседник нужен в общении? 5. Каким быть по жизни правильно: интровертом или экстравертом?

1. Кто выигрывает в конкуренции в общении?

2. Когда одиночество – благо?

3. Надо ли быть как все, чтобы не остаться в одиночестве?

4. Какой собеседник нужен в общении?

5. Каким быть по жизни правильно: интровертом или экстравертом?

Проверь себя В чём заключается интерактивная функция общения? Охарактеризуйте сущность кооперации в общении. Чем опасна конкуренция в общении? Какие качества человека способствуют взаимодействию в общении, а какие препятствуют? В чём состоят особенности общения в юношеском возрасте?

Проверь себя

Источники

  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П .А . Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
  • Н. В. Савка, учитель истории и обществознания МБОУ "Февральская СОШ"


-75%

Урок по обществознанию для профильного 10 класса (социально-экономический профиль) разработан на основе программы Боголюбова Л.Н. "Обществознание" для 10-11 класса в рамках блока "Личность и межличностные отношения". Разработка урока отвечает требованиям ФГОС, расширяет горизонт знаний обучающихся, заставляет активно развивать и применять ситуативные, социальные, коммуникативные компетентности, развивает навыки работы в гоуппах, наблюдать, делать выводы. Урок предполагает использование игровых моментов, что повышает интерес обучающихся к материалу урока.

ВложениеРазмер
urok_obshchestv._10_klass_karasavidi.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №5 г. Пыть-Ях ХМАО-Югра

Елена Юрьевна Карасавиди

Тип урока: практикум

Возраст обучающихся : урок рассчитан на учащихся 10 класса

  1. Рассмотреть общение с точки зрения соотношения деятельности и общения и своеобразия этого вида проявления человеческой активности.
  2. Научить ребят использовать психологические знания в личной и общественной жизни.
  1. Охарактеризовать общение как особый вид деятельности.
  2. Способствовать формированию умения применять психологические знания в повседневной жизни.
  3. Способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения как проявления их активности.

4. На примере изучения общения развивать такие качества, как внимательность, толерантность, и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения

К предполагаемым результатам изучения данной темы следует отнести:

  1. Закрепление следующих понятий: деятельность, общение (невербальное и вербальное, формальное, неформальное, графическое, интерактивное ).
  2. Формирование умений и навыков практического применения психологических знаний (выполнение ряда социальных ролей).
  3. Воспитание необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.
  1. указанные термины и понятия;
  2. приемы социально-психологического взаимодействия;
  3. особенности формального и неформального общения.
  1. взаимодействовать в социуме;
  2. диагностировать и анализировать ситуацию;
  3. быть успешным в любом виде деятельности

Методы и приемы:

  • беседа;
  • психологические упражнения;
  • игровые приемы и упражнения;
  • работа в группах

Оборудование: экран, проектор, компьютер.

Оформление: презентация; столы расставлены для работы в группах.

  1. Задача практикума – научиться диагностировать возможного собеседника, его настроение, готовность к контакту, для выстраивания дальнейшей модели поведения.

Работа со слайдовой презентацией. Формулирование правил поведения при непосредственном общении. Каждая группа получает задание. Группа А – правила визуального общения формального характера. Группа Б – правила общения неформального характера. Группа В – правила для общения с незнакомыми людьми.

( на работу отводится 4-5 минут) Итоги работы заслушиваются.

Слово учителя. На сегодняшний день большую роль в передаче информации и в общении играет общение графическое. Какие виды графического общения можете назвать? (предполагаемые ответы: письма личные и деловые, СМС, интернет-общение).

Задача практикума - выработать навыки графического общения.

Группы получают задание сформулировать правила для графического общения. . Группа А – правила написания СМС. Группа Б – правила написания писем делового характера. Группа В – правила общения в интернете.

( на работу группам отводится 4-5 минут) Итоги работы заслушиваются.

Задача практикума - научиться вежливо и лаконично вести беседу по телефону.

Слово учителя. Телефон стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Но все ли умеют вести беседу по телефону? Телефонный разговор, один из видов делового разговора - самый быстрый способ связи в современной жизни, он позволяет решить многие проблемы, установить контакты, прибегая к непосредственному общению. Однако телефон может стать и настоящим бедствием, если не уметь им пользоваться, пренебрегать правилами делового общения по телефону. Давайте попробуем и для телефонного разговора составить особые правила.

Группы получают задание сформулировать правила ведения беседы по телефону. Группа А – правила дружеского телефонного разговора. . Группа Б – правила делового телефонного разговора . Группа В – правила общения по телефону с незнакомыми людьми.

( на работу группам отводится 4-5 минут) Итоги работы заслушиваются.

Обучающимся предлагается сделать вывод по работе групп, подвести итоги урока.

Слово учителя. Предлагаю, итоги вашей работы опубликовать в интернете среди друзей и знакомых. А так же изготовить буклеты, содержащие правила общения, и распространить их среди учащихся школы.

Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Это позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

Психологическая структура совместной деятельности включает в себя наличие общих целей и мотивов, совместные действия и общий результат. Общая цель совместной деятельности – центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, к которому стремится группа. Общая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъекта к цели. Обязательным компонентом психологической структуры совместной деятельности является общий мотив. Следующий компонент совместной деятельности – совместные действия, т. е. такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач. Структуру совместной деятельности завершает общий результат, полученный ее участниками.

В психологии все многообразие взаимодействий между людьми принято подразделять на следующие типы:

1) сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;

2) противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;

3) уклонение от взаимодействия: оба партнера стараются избегать активного сотрудничества;

4) однонаправленное содействие: когда один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;

5) однонаправленное противодействие: один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым;

6) контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме);

7) компромиссное взаимодействие: оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

Обобщение вышеперечисленных видов позволяет выделить два основных вида взаимодействия: 1) направленное на сотрудничество и кооперацию и 2) основанное на соперничестве и конкуренции, часто ведущих к конфликтному взаимодействию.

Конфликт (от лат. соnfliсtus – столкновение) представляет собой столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п. Конфликтная ситуация, таким образом, включает в себя субъектов возможного конфликта и его объект. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

Социально-психологический анализ позволяет выделить четыре типа конфликта:

– внутриличностный. Сторонами конфликта могут выступать две или более составляющих одной и той же личности – например, отдельные черты, типы или инстанции. В этом случае мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека;

– межличностный конфликт возникает между двумя (или более) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок;

– личностно-групповой конфликт зачастую возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям;

– межгрупповой. В этом случае может происходить столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп.

В динамике конфликта выделяют следующие четыре основные стадии.

2. Осознание объективной конфликтной ситуации. Для того чтобы конфликт был осознан, необходим инцидент, т. е. ситуация, при которой одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

3. Переход к конфликтному поведению. После того как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. При переходе конфликта из потенциального в актуальный он может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный, стабилизирующий или неконструктивный.

Конструктивным межличностным конфликтом считается тот, при котором оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов, отношений и не касаются личности противоположной стороны. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. К. У. Томас и Р. Х. Килман выделили следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации:

1) сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

2) компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки;

3) избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем;

4) приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами;

5) конкуренция – соперничество, открытая борьба за свои интересы.

Неконструктивный межличностный конфликт возникает тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения.

4. Разрешение конфликта является заключительной стадией его протекания. Оно возможно как за счет изменения объективной конфликтной ситуации, так и за счет преобразования ее образов, имеющихся у оппонентов. Разрешение может быть частичным (когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается) и полным (когда конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений). Таким образом, можно назвать четыре возможных типа разрешения конфликтов:

1) полное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации – например, пространственное или социальное разведение сторон, предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие которых привело к конфликту;

2) частичное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации в направлении создания незаинтересованности в конфликтных действиях;

3) полное разрешение на субъективном уровне за счет кардинального изменения образов конфликтной ситуации;

4) частичное разрешение на субъективном уровне за счет ограниченного, но достаточного для временного прекращения противоречия изменения образов в конфликтной ситуации.

Читайте также: