Конспект урока зона лесов 4 класс окружающий мир

Обновлено: 05.07.2024

Цели: сформировать у учащихся представление о лесной зоне; ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром.

Формируемые УУД: познавательные — умения извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты; коммуникативные — задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Тест

1. Зона тундры расположена:

а) севернее зоны арктических пустынь

б) южнее зоны арктических пустынь +

в) вдоль берегов северных морей +

а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности

б) длинная суровая зима и жаркое лето

в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето +

3. Главное занятие коренного населения тундры:

4. К тундровым растениям относятся:

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус

б) карликовая ива, мох ягель, черника +

в) кедр, осина, пальма

5. В тундре обитают:

а) тюлени, моржи, киты

б) песцы, лемминги, волки +

в) верблюды, лошади, коровы

6. Верная схема цепи питания:

а) растения—> лемминги —> полярные совы +

б) комары, мошки —> полярные куропатки —> песцы

в) растения —> кречеты —> волки

7. Тундровый заповедник расположен на:

а) полуострове Ямал

б) полуострове Таймыр +

в) Кольском полуострове

2. Графический диктант

№ п/п

Утверждение

Знак согласия / несогласия

Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей

Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето

В тундре зимой только полярная ночь, а летом — только полярный день

В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения

Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стерха, тундрового лебедя

Растения тундры высоко тянутся к солнцу

Ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища

Дикие северные олени обычно живут стадами

В тундре добывают нефть и природный газ

Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек

3. Индивидуальное задание на карточке

— Запишите две-три цепи питания, сложившиеся в тундре.

— Перечислите экологические проблемы тундры.

— Перечислите сходства и различия природных зон тундры и арктической пустыни.

4. Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 2, 7 на с. 43, 45 рабочей тетради.

(Для своего выступления ученики используют записи выполнения задания 8 на с. 46 рабочей тетради.)

III. Самоопределение к деятельности

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь — мы свои!

— Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция? (5 стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лесную зону.)

— Мы действительно должны найти ответ на вопрос: почему одни леса темные, а другие светлые? Спрогнозируйте, что еще будет характерно для лесной зоны.

(Учитель фиксирует на доске предположения детей.) — Проверим ваши предположения во время урока.

IV. Открытие нового знания

1. Работа с картой

— Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? (Примерный ответ. Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно- Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая. В данной природной зоне три части: самая большая часть — тайга, она обозначена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса — тоже зеленым, но светлее, и еще одна часть — широколиственные леса — светло-зеленым.)

— Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Что это? (Это лесотундра.)

— А какую роль она играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)

2. Работа в группах

— На с. 95—96 учебника вам на выбор предложены три задания. Познакомьтесь с ними, выберите то задание, которое будете выполнять. Те, кто выбрал первое задание, садятся за стол № 1, второе — стол № 2, третье — стол № 3.

(Ученики выполняют задание, работая в группах, пользуясь учебником, атласом-определителем, гербарием, энциклопедиями.)

План ответа для первой группы

1. Что называют тайгой?

2. Природные условия тайги.

3. Что общего у всех растений тайги?

4. Какие растения растут в тайге?

План ответа для второй группы

1. Расположение смешанных и широколиственных лесов.

2. Природные условия в этих лесах.

3. Что объединяет растения этих лесов?

4. Какие растения растут в этих лесах?

План ответа для третьей группы

1. Животный мир тайги.

2. Краткие рассказы о животных и птицах.

3. Цепь питания, характерная для тайги (модель).

V. Первичное закрепление

Рассказ первой группы

Тайга — это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, — хвойные. У хвойных Деревьев листья — хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями.

В тайге растут ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (показ гербария или слайдов). У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму (показ еловых шишек). Ели — долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна — хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму (показ шишек). Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки (показ картинки).

Лиственница — единственное хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает иголки (показ фотографии).

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена — кедровые орешки (показ шишки и ее семян).

Рассказ второй группы

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи (показ гербария или слайдов). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Березу можно узнать по коре: она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающая семенами (показ рисунка). Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки (показ рисунка). Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик (показ рисунка).

Клен бывает остролистный (с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трех—пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клена крылатые (показ плодов клена).

Рассказ третьей группы

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут кедровка, бурундук, летяга, соболь (показ картинок или слайдов). Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ — они живут по всей зоне. Одни животные на зиму впадают в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка — таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов. Белка-летяга — родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками. Бурый медведь — всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать. Лось — лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы. Рысь — хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах — кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней. Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

Цепи питания, характерные для леса: растения —> заяц-беляк —> рысь; растения мышь-полевка —> соболь.

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

- Поработаем в парах и выполним задание 1 на с. 46.

(Ученики подбирают нужный цвет карандаша и раскрашивают лесные зоны на контурной карте.)

- Выполним задание 2 на с. 47, работая в группах.

— Выполним задание 3 на с. 48.

(Ученики находят и закрашивают контуры животных, составляют список этих животных. Проверка: летяга, соболь, рысь, бурундук, кедровка, бурый медведь, глухарь.)

2. Кроссворд

(Работа в парах или группах.)

— Разгадайте кроссворд. Если вы узнаете названия растений, то в выделенных клетках прочтете название еще одного дерева, которое имеет прочную древесину, не поддающуюся гниению.

(Ключевое слово в выделенных клетках: лиственница.)


3. Работа с CD

VIII. Подведение итогов урока

— Какие леса образуют лесную зону? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок окружающего мира в 4 классе

Цель: создать условия для развития интеллектуального потенциала младших школьников через познание окружающего мира.

Задачи: сформировать у учащихся представление о лесной зоне; развивать познавательную активность обучающихся; воспитывать уважение и любовь к природе.

Организационный момент. Вдохновение.

Звучит музыка "Звуки леса"

- Что вы представили, когда слушали эти звуки? (Лес)

- С чем ассоциируется лес для каждого из Вас?

- Какие чувства и эмоции наполняют Вас при этом?

Представьте себе, что Вы прямо сейчас попали в лес… Какие ощущения испытываете ?

А что вы можете сделать, чтобы чувствовать себя увереннее?

Сказочный лес, он так прекрасен!

Это лес тайн, тут обитают сказки.

Ты можешь, хочешь и должен пойти к нам.

Ну, пожалуйста, ну приходи.

Ты же знаешь, как мы тебе рады.

И не думай, а иди прямо по указателю.

По шкале от 1 до 10 отметьте, насколько Вы уверенны в освоении предметного содержания по изучаемой теме. Что для каждого из Вас данная отметка?

А теперь погружаемся в исследование…

Сегодня в нашей Академии будут работать 4 лаборатории:

II . Работа над новой темой. Исследование.

У вас на партах лежат: карточки-помогайки, географическая карта (учебник с.60-61), текст в учебнике (с.84-91), ноутбук с презентацией, справочные материалы, рабочая тетрадь (с.27).

1. Найдите на карте природную зону лесов.

2.Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

- Найдите ответы на данные вопросы и заполните ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТУ .

3.Составьте коллаж из раздаточного материала по вашей темы.

Карточка-помогайка 1-ой группы географов:

Где находится зона лесов относительно зоны тундры? В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? (Географическая карта на столе и в учебнике с.60-61)

Какая у зоны лесов земная поверхность? (текст в учебнике с.84-85) рабочая тетрадь (с.27)

Какая она в сравнении с другими природными зонами? ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Какие части лесной зоны вы увидели?

Ребята рассматривают карту, анализируют, отвечают

Карточка-помогайка 2-ой группы - ботаников:

Что называется тайгой? Т екст в учебнике (с.84-86)

Природные условия тайги.

Что общего у всех растений тайги? Презентация.

Какие растения растут в тайге?

Карточка-помогайка 3-ой группы-ботаников:

Расположение смешанных и широколиственных лесов. Географическая карта.

Природные условия в этих лесах. Текст в учебнике (с.86-87)

Что объединяет растения этих лесов? Презентация

Какие растения растут в этих лесах?

Карточка-помогайка 4-ой группы:

Птицы тайги, что их объединяет. Текст в учебнике (с.90-91),

Животные тайги, что их объединяет. Презентация.

Животный мир смешанного и широколиственного леса (краткие рассказы о животных и птицах)

Рассказ первой группы - географов:

Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Я увидел, что в этой природной зоне три части: самая большая – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть – широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее.

Давайте вспомним, на какие три части можно разделить зону лесов? (тайга, смешанный лес, широколиственный лес) Скажите, в какой природной зоне мы живем? Что растет в смешанных и широколиственных лесах, нам поможет разобраться группа биологов.

А группа зоологов изучит, кто живет в лесной зоне.

Рассказ второй группы ботаников:

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (слайд картины тайги, непроходимой тайги) Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (слайд)

Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. (слайд)

Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

Рассказ третей группы ботаников:

К югу на смену тайге приходит смешанный лес . В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет ни у одного дерева, размножающегося семенами.

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.

Ближе к югу зоны становится теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по несколько штук под одним крылышком.

У клена большие резные листья, плоды – крылатки.

-Хорошо, давайте выслушаем группу зоологов и узнаем, кто же живет в зоне лесов.

Рассказ четвертой группы- зоологов:

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь, благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рысь, зайцы, белки, глухарь, полевки. Для животных нет границ, они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку, другие делают на зиму запасы.

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка–летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушках – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожное животное.

III . Представление результатов исследования.

Слово предоставляется 1 лаборатории, 2-ой, 3-ей, 4-ой….

IV Подведение итогов.

- О животном мире леса можно говорить бесконечно. Как много здесь разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

Мы сегодня познакомились с зоной лесов благодаря работе Академии школьников 4 класса. Предлагаю юным исследователям вернуться на живую шкалу. Много работы было проделано на уроке. Возьмите свои фишки и, если вам удалось за урок продвинуться по этой шкале, покажите, - где Вы теперь находитесь.

- Насколько Ваша уверенность стала ощутимей?

- Что в уроке помогло каждому из вас продвинуться в достижении цели?

- Что особенно понравилось?

- Что вызвало особый интерес?

Давайте поблагодарим себя и друг дуга. (Апплодисменты)

А ЧТО ЕЩЁ ПОМОЖЕТ ВАМ ПРОЯСНИТЬ ЗНАНИЯ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ, ЧТОБЫ ПРОДВИНУТЬСЯ НА 10-КУ?

КОНЕЧНО, ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ!

Домашнее задание.

Обязательное:

Статья из учебника на стр. 84-94, ответы на вопросы.

Вариативное:

Провести исследование и подготовить доклад о растениях и животных зоны лесов, занесенных в Красную книгу России.

Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок окружающего мира. Сегодня на уроке мы будем говорить о природных зонах нашей страны.

2. Проверка домашнего задания.

Сейчас вам предстоит вспомнить особенности изученных природных зон и некоторых представителей их растительного и животного мира.

О какой природной зоне идет речь?

– Белый мох на скале, а в расщелине лед.
Старый снег залежался, не тает.
Ледяная пустыня на мили вокруг
А тепло здесь совсем не бывает. (Арктика)

– Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Зима ветреная, холодная, длится 8 – 9 месяцев. Короткое и прохладное лето наступает вместе с полярным днем. (Тундра)

– Назовите растение, которое встречается в зоне Арктики и в зоне тундры. (Мох)

– Полярная лисица. (Песец)

– Это хищное животное почти всю жизнь проводит в воде. Оно выходит на сушу только для сна и отдыха. В такие моменты можно слышать его голос, похожий на хриплый лай. Длина его тела достигает 2 метров. (Тюлень)

– Основной корм для оленей. (Ягель)

– Этот обитатель Крайнего Севера быстро передвигается по льду. Ловко плавает и ныряет. Питается главным образом тюленями и рыбой. (Белый медведь)

– Самый крупный зверь тундры. (Олень)

– Это растение – ближайший родственник малины, однако не кустарник, а однолетнее травянистое растение. (Морошка)

– Весь организм этой хищной птицы приспособлен к ночной охоте, у нее бесшумный полет, огромные глаза, которые дают возможность видеть в темноте, острый слух. Побеление оперения связано с усиленным выделением тепла. (Полярная сова)

– Одно из самых распространенных тундровых растений. Его плоды – синеватые, округлые ягоды с сизым налетом. (Голубика)

– О каком явлении идет речь:

Широкая дуга самых блестящих цветов сияла на небе, словно огромная радуга, и из нее то и дело вылетали вверх тысячи разноцветных лучей. (Полярное сияние)

3. Объявление темы урока.

Один поэт сказал о лесе:

“Здравствуй, лес, дремучий лес”. Что значит дремучий? (это значит темный, непроходимый).

Но ведь не все леса темные.

Какой лес изображен? (Светлый, веселый)

Мы будем исследовать природу лесной зоны. Что значит “исследовать”? (Подвергать научному изучению, тщательно рассматривать.)

Сегодня мы должны найти ответ на вопрос: Почему одни леса темные, а другие светлые.

3. Изучение новой темы.

Работа с картой “Природные зоны России”.

Вся лесная полоса состоит из 3 подзон. В северной части преобладают хвойные деревья, которые образуют труднопроходимые леса. Это и есть тот самый дремучий лес. Эту территорию называют тайгой.

Южнее тайги расположена зона смешанных лесов.

Еще южнее находятся широколиственные леса.

Где находится лесная полоса по сравнению с зоной тундры? (Южнее зоны тундры) Приложение 1. Слайд 3.

Верно, запишите это в тетрадь.

Солнце поднимается здесь выше, светит дольше.

Здесь ярко выражены все 4 времени года, зима холодная, а лето теплое.

Запишите в тетради, в какие погодные условия мы с вами попали в зоне лесов.

Итак, на какие подзоны делится зона лесов?

Сейчас каждая группа с помощью дополнительной литературы исследует растения одной из подзон и подготовит небольшой рассказ. При составлении рассказа пользуйтесь планом исследования.

1 группа исследует тайгу. Приложение 2.

2 группа исследует смешанные леса. Приложение 2.

3 группа исследует широколиственные леса. Приложение 2.

5 минут на подготовку, далее заслушиваем рассказы групп.

В процессе каждого рассказа меняются слайды в презентации в соответствии с темой рассказа. Приложение 1. Слайды 6-17.

В отличие от других зон, леса отличаются разнообразием животного мира. Это можно объяснить тем, что в лесу наиболее благоприятные для них условия. Лес – это жилище для зверей и птиц, их дом, убежище от врагов. Лес кормит всех обитателей.

Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы подумайте, о каком животном идет речь?

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. Медведь

Через поле напрямик
Скачет белый воротник. Заяц

Кто на своей голове лес носит? лось
Кто зимой холодной бродит злой, голодный? волк

Водяные мастера строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины и плотину? бобры

С ветки на ветку, быстрый как мяч,
Прыгает по лесу, рыжий циркач. Белка

Днем спит, ночью летает? филин

Черный жилет, красный берет,
Нос как топор, хвост как упор. Дятел

5. Закрепление.

Блиц-турнир “Я знаю лес”.

  1. Какой лес называется тайгой?
  2. Назовите дерево: высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой, ветви только на вершине, хвоинки длинные, расположены попарно, шишки маленькие, округлые.
  3. Какое особое отличие есть у лиственницы?
  4. Плодами какого дерева являются желуди?
  5. Какое дерево при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?

6. Подведение итогов.

Итак, о какой природной зоне мы с вами говорили сегодня? На какие 3 подзоны делится зона лесов? Почему одни леса темные, а другие светлые?

Вы хорошо работали, молодцы.

7. Домашнее задание.

Домашнее задание: придумать вопросы для одноклассников по теме “Зона лесов”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия интеллектуального потенциала младших школьников Через познание окружающего мира.

Урок окружающего мира в 4 классе

Цель: создать условия для развития интеллектуального потенциала младших школьников через познание окружающего мира.

Задачи: сформировать у учащихся представление о лесной зоне; развивать познавательную активность обучающихся; воспитывать уважение и любовь к природе.

Организационный момент. Вдохновение.

Звучит музыка "Звуки леса"

- Что вы представили, когда слушали эти звуки? (Лес)

- С чем ассоциируется лес для каждого из Вас?

- Какие чувства и эмоции наполняют Вас при этом?

Представьте себе, что Вы прямо сейчас попали в лес… Какие ощущения испытываете?

А что вы можете сделать, чтобы чувствовать себя увереннее?

Сказочный лес, он так прекрасен!

Это лес тайн, тут обитают сказки.

Ты можешь, хочешь и должен пойти к нам.

Ну, пожалуйста, ну приходи.

Ты же знаешь, как мы тебе рады.

И не думай, а иди прямо по указателю.

По шкале от 1 до 10 отметьте, насколько Вы уверенны в освоении предметного содержания по изучаемой теме. Что для каждого из Вас данная отметка?


А теперь погружаемся в исследование…

Сегодня в нашей Академии будут работать 4 лаборатории:

II. Работа над новой темой. Исследование.

У вас на партах лежат: карточки-помогайки, географическая карта (учебник с.60-61), текст в учебнике (с.84-91), ноутбук с презентацией, справочные материалы, рабочая тетрадь (с.27).

1. Найдите на карте природную зону лесов.

2.Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

- Найдите ответы на данные вопросы и заполните ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТУ.

3.Составьте коллаж из раздаточного материала по вашей темы.

Карточка-помогайка 1-ой группы географов:

Где находится зона лесов относительно зоны тундры? В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? (Географическая карта на столе и в учебнике с.60-61)

Какая у зоны лесов земная поверхность? (текст в учебнике с.84-85) рабочая тетрадь (с.27)

Какая она в сравнении с другими природными зонами? ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Какие части лесной зоны вы увидели?

Ребята рассматривают карту, анализируют, отвечают

Карточка-помогайка 2-ой группы - ботаников:

Что называется тайгой? Текст в учебнике (с.84-86)

Природные условия тайги.

Что общего у всех растений тайги? Презентация.

Какие растения растут в тайге?

Карточка-помогайка 3-ой группы-ботаников:

Расположение смешанных и широколиственных лесов. Географическая карта.

Природные условия в этих лесах. Текст в учебнике (с.86-87)

Что объединяет растения этих лесов? Презентация

Какие растения растут в этих лесах?

Карточка-помогайка 4-ой группы:

Птицы тайги, что их объединяет. Текст в учебнике (с.90-91),

Животные тайги, что их объединяет. Презентация.

Животный мир смешанного и широколиственного леса (краткие рассказы о животных и птицах)

Рассказ первой группы - географов:

Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Я увидел, что в этой природной зоне три части: самая большая – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть – широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее.

Давайте вспомним, на какие три части можно разделить зону лесов? (тайга, смешанный лес, широколиственный лес) Скажите, в какой природной зоне мы живем? Что растет в смешанных и широколиственных лесах, нам поможет разобраться группа биологов.

А группа зоологов изучит, кто живет в лесной зоне.

Рассказ второй группы ботаников:

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (слайд картины тайги, непроходимой тайги) Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (слайд)

Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. (слайд)

Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

Рассказ третей группы ботаников:

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет ни у одного дерева, размножающегося семенами.

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.

Ближе к югу зоны становится теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по несколько штук под одним крылышком.

У клена большие резные листья, плоды – крылатки.

-Хорошо, давайте выслушаем группу зоологов и узнаем, кто же живет в зоне лесов.

Рассказ четвертой группы- зоологов:

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь, благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рысь, зайцы, белки, глухарь, полевки. Для животных нет границ, они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку, другие делают на зиму запасы.

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка–летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушках – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожное животное.

III. Представление результатов исследования.

Слово предоставляется 1 лаборатории, 2-ой, 3-ей, 4-ой….

IV Подведение итогов.

- О животном мире леса можно говорить бесконечно. Как много здесь разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

Мы сегодня познакомились с зоной лесов благодаря работе Академии школьников 4 класса. Предлагаю юным исследователям вернуться на живую шкалу. Много работы было проделано на уроке. Возьмите свои фишки и, если вам удалось за урок продвинуться по этой шкале, покажите, - где Вы теперь находитесь.

- Насколько Ваша уверенность стала ощутимей?

- Что в уроке помогло каждому из вас продвинуться в достижении цели?

- Что особенно понравилось?

- Что вызвало особый интерес?

Давайте поблагодарим себя и друг дуга. (Апплодисменты)

А ЧТО ЕЩЁ ПОМОЖЕТ ВАМ ПРОЯСНИТЬ ЗНАНИЯ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ, ЧТОБЫ ПРОДВИНУТЬСЯ НА 10-КУ?

КОНЕЧНО, ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ!

Домашнее задание.

Обязательное:

Статья из учебника на стр. 84-94, ответы на вопросы.

Вариативное:

Провести исследование и подготовить доклад о растениях и животных зоны лесов, занесенных в Красную книгу России.

Читайте также: