Конспект урока жизнедеятельность растительной клетки 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Познакомить учащихся с процессами жизнедеятельности растительной клетки.

Обучающие:

сформировать знания о жизнедеятельности клетки – движении цитоплазмы, рост, деление, дыхание, питание.

способствовать раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки.

Развивающие:

развивать понимание, что растительная клетка живая;

продолжать работу по формированию научного материалистического мировоззрения.

Воспитательные:

создавать условия для учения с увлечением;

воспитывать наблюдательность и любознательность;

способствовать формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету.

Формирование УУД:

Предметные УУД:

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов).

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- продолжать формирование умений осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, структурировать учебный материал, грамотно формулировать мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:

- продолжать формирование умений планировать свою работу, делать выводы по результатам работы, осуществлять межпредметные связи, выполнять простейшие опыты.

Коммуникативные УУД:

-продолжать формирование умений работать в составе творческих групп, высказывать своё мнение.

Личностные УУД:

- формировать устойчивый познавательный интерес;

Элементы содержания: межклеточное вещество, межклетники, хромосомы, дочерние и материнские клетки.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы работы: опрос, эвристическая беседа, демонстрация, репродуктивный, частично-поисковый.

1 этап : организационный момент. Учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность рабочего места учащихся. Учащиеся приветствуют учителя.

2 этап : мотивация, актуализация знаний.

3 этап : целеполагание. Подводит к постановке цели – используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма.

4 этап: изучение нового материала. Процессы жизнедеятельности клетки (дыхание, питание, обмен веществ, размножение, рост.)

5 этап : информация о домашнем задании. Изучить п. 3, доработать опорный конспект, приготовить вопросы.

6 этап : Закрепление материала. Сказка и ответы на вопросы. Рефлексия.

I .Организационный момент

Сегодня урок открытия новых знаний.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир растительной клетки. Для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений (тетради на печатной основе) лежит на парте, письменные принадлежности и хорошее настроение.

А чтобы наш урок (наше путешествие) было интересным и познавательным, между нами должно царить взаимопонимание и сотрудничество.

II . Актуализация знаний

Фронтальная беседа.

На планете Земля можно встретить огромное разнообразие живых организмов. Все они разделены на 4 Царства (дети называют их). И первое Царство, которое мы начали изучать на уроках биологии – это Царство Растения.

Прежде, чем перейдём к повторению, проведём разминку для ума.

Ребята, а из чего состоят все живые организмы, в том числе и растения?

Еще Козьма Прутков говорил: “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь”.

Прежде, чем мы вспомним строение растительной клетки, дайте определение, что такое клетка.

Как же устроена клетка? Проверим ваши знания. На парте у вас карточки ( приложение № 2 ). Для выполнения двух заданий я вам даю 2 минуты. При проверке заданий идет демонстрация презентации.

Cлайд. Назовите органоиды клетки.

Из каких веществ состоят живые организмы, в том числе и клетка? (органических и неорганических). Проверка домашнего задания.

- Почему из семян пшеницы не делают масло, а из семян подсолнечника не пекут хлеб?

III . Целеполагание

Мы вспомнили строение клетки, её химический состав, а теперь настала очередь погрузиться в тайну жизни клетки.

Сегодня, мы попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки .

Цель нашего урока - используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма.

IV .Изучение нового материала

Наше путешествие начинается. Я предлагаю посмотреть видеоролик (Движение цитоплазмы).

В клетках зелёных растений можно увидеть, что хлоропласты плавно перемещаются с цитоплазмой вдоль клеточной оболочки. Оказывается, движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы.

Цитоплазма одной живой клетки обычно не изолирована от цитоплазмы других живых клеток, расположенных рядом. Нити цитоплазмы соединяют соседние клетки, проходя через поры в клеточных оболочках.

Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество. (Запись определения в тетрадь). Если межклеточное вещество разрушается, клетки разъединяются. Так происходит при варке клубней картофеля. В спелых плодах арбузов и томатов, рассыпчатых яблоках клетки также легко разъединяются.

Нередко живые растущие клетки всех органов растения меняют форму. Их оболочки округляются и местами отходят друг от друга. В этих участках межклеточное вещество разрушается. Возникают межклетники, заполненные воздухом. (Запись определения в тетрадь).

Предположите , как клетки питаются?

Вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток, поступают в них сквозь клеточную оболочку в виде растворов из других клеток и их межклетников. Какой можно сделать вывод из рассказа? Растение получает эти вещества из воздуха и почвы.

Физминутка

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь вы в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Как делится клетка? Клетки некоторых частей растений способны к делению, благодаря чему их число увеличивается. В результате деления и роста клеток растения растут.

2 этап - В результате сложного процесса каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части и выстраиваются на экваторе клетки.

3 этап - В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой из двух новых клеток их оказывается столько же, сколько было в материнской клетке.

4 этап - Все содержимое также равномерно распределяется между двумя новыми клетками.Каждое растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48, у кукурузы – 20, у земляники – 56, у рака – 116, у человека – 46. Как видно, число хромосом не зависит от уровня организации. Дополнительный материал. Стр. 24.

Составьте схему деления клеток. У вас лежат разрезанные карточки в конверте (приложение № 3) из которых необходимо её составить. Проверка с проговариванием этапов деления. Отложите конверты с заданием (то же повторяют у доски).

Посмотрите на доску, какой из процессов жизнедеятельности мы не рассмотрели? (рост)

А сейчас вы поработаете самостоятельно с учебником, страница 23, снизу рис. 10.

V .Домашнее задание

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели все процессы жизнедеятельности. Так вот вашим домашним заданием будет: закончить конспект, наклеить схему деления, зарисовать рост клетки. Выучить п. 5, ответить на вопросы в конце параграфа.

VI .Закрепление

Получило объяснение.
Я вам сказку рассказала.
Что о клетке вы узнали?

Прочитайте сказку еще раз, самостоятельно, отметьте, какие процессы происходят в клетке?

Является ли одна клетка живым организмом?

Клетка обладает всеми свойствами живых организмов, поэтому КЛЕТКА – ЖИВАЯ.

Ну, вот мы и побывали в гостях у клетки – единице всего живого на Земле.

VII .Рефлексия

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

VIII. Оценки за урок

Краткое описание документа:

Цель урока:

Познакомить учащихся с процессами жизнедеятельности растительной клетки.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать знания о жизнедеятельности клетки – движении цитоплазмы, рост, деление, дыхание, питание.
  • способствовать раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки.

Развивающие:

  • развивать понимание, что растительная клетка живая;
  • продолжать работу по формированию научного материалистического мировоззрения.

Воспитательные:

  • создавать условия для учения с увлечением;
  • воспитывать наблюдательность и любознательность;
  • способствовать формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету.

Формирование УУД:

Предметные УУД:

-характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов).

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- продолжать формирование умений осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, структурировать учебный материал, грамотно формулировать мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:

- продолжать формирование умений планировать свою работу, делать выводы по результатам работы, осуществлять межпредметные связи, выполнять простейшие опыты.

Коммуникативные УУД:

-продолжать формирование умений работать в составе творческих групп, высказывать своё мнение.

Личностные УУД:

- формировать устойчивый познавательный интерес;

Элементы содержания: межклеточное вещество, межклетники, хромосомы, дочерние и материнские клетки.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы работы: опрос, эвристическая беседа, демонстрация, репродуктивный, частично-поисковый.

1 этап: организационный момент. Учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу, проверяет готовность рабочего места учащихся. Учащиеся приветствуют учителя.

2 этап: мотивация, актуализация знаний.

3 этап: целеполагание. Подводит к постановке цели – используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма.

4 этап: изучение нового материала. Процессы жизнедеятельности клетки (дыхание, питание, обмен веществ, размножение, рост.)

5 этап: информация о домашнем задании. Изучить п. 3, доработать опорный конспект, приготовить вопросы.

6 этап: Закрепление материала. Сказка и ответы на вопросы. Рефлексия.

Ход урока

I.Организационный момент

Сегодня урок открытия новых знаний.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир растительной клетки. Для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений (тетради на печатной основе) лежит на парте, письменные принадлежности и хорошее настроение.

А чтобы наш урок (наше путешествие) было интересным и познавательным, между нами должно царить взаимопонимание и сотрудничество.

II. Актуализация знаний

Фронтальная беседа.

На планете Земля можно встретить огромное разнообразие живых организмов. Все они разделены на 4 Царства (дети называют их). И первое Царство, которое мы начали изучать на уроках биологии – это Царство Растения.

Прежде, чем перейдём к повторению, проведём разминку для ума.

Ребята, а из чего состоят все живые организмы, в том числе и растения?

Еще Козьма Прутков говорил: “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь”.

Прежде, чем мы вспомним строение растительной клетки, дайте определение, что такое клетка.

Как же устроена клетка? Проверим ваши знания. На парте у вас карточки (приложение № 2). Для выполнения двух заданий я вам даю 2 минуты. При проверке заданий идет демонстрация презентации.

Cлайд. Назовите органоиды клетки.

Из каких веществ состоят живые организмы, в том числе и клетка? (органических и неорганических). Проверка домашнего задания.

- Почему из семян пшеницы не делают масло, а из семян подсолнечника не пекут хлеб?

III. Целеполагание

Мы вспомнили строение клетки, её химический состав, а теперь настала очередь погрузиться в тайну жизни клетки.

Сегодня, мы попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки.

Цель нашего урока - используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма.

IV.Изучение нового материала

Наше путешествие начинается. Я предлагаю посмотреть видеоролик (Движение цитоплазмы).

В клетках зелёных растений можно увидеть, что хлоропласты плавно перемещаются с цитоплазмой вдоль клеточной оболочки. Оказывается, движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движе­ния цитоплазмы.

Цитоплазма одной живой клетки обычно не изолиро­вана от цитоплазмы других живых клеток, расположен­ных рядом. Нити цитоплазмы соединяют соседние клет­ки, проходя через поры в клеточных оболочках.

Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество. (Запись определения в тетрадь). Если межклеточное вещест­во разрушается, клетки разъединяются. Так происходит при варке клубней картофеля. В спелых плодах арбузов и томатов, рассыпчатых яблоках клетки также легко разъединяются.

Нередко живые растущие клетки всех органов расте­ния меняют форму. Их оболочки округляются и местами отходят друг от друга. В этих участках межклеточное ве­щество разрушается. Возникают межклетники, запол­ненные воздухом. (Запись определения в тетрадь).

Предположите, как клетки питаются?

Вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток, поступают в них сквозь клеточную оболочку в виде растворов из других клеток и их межклетников. Какой можно сделать вывод из рассказа? Растение получает эти вещества из воздуха и почвы.

Физминутка

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь вы в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Как делится клетка? Клетки некоторых частей расте­ний способны к делению, благодаря чему их число уве­личивается. В результате деления и роста клеток расте­ния растут.

2 этап - В результате сложного процесса каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части и выстраиваются на экваторе клетки.

3 этап - В ходе деления части хромосомы расходятся к раз­ным полюсам клетки. В ядрах каждой из двух новых клеток их оказывается столько же, сколько было в мате­ринской клетке.

4 этап - Все содержимое также равномерно рас­пределяется между двумя новыми клетками.Каждое растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48, у кукурузы – 20, у земляники – 56, у рака – 116, у человека – 46. Как видно, число хромосом не зависит от уровня организации. Дополнительный материал. Стр. 24.

Составьте схему деления клеток. У вас лежат разрезанные карточки в конверте (приложение № 3) из которых необходимо её составить. Проверка с проговариванием этапов деления. Отложите конверты с заданием (то же повторяют у доски).

Посмотрите на доску, какой из процессов жизнедеятельности мы не рассмотрели? (рост)

А сейчас вы поработаете самостоятельно с учебником, страница 23, снизу рис. 10.

V.Домашнее задание

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели все процессы жизнедеятельности. Так вот вашим домашним заданием будет: закончить конспект, наклеить схему деления, зарисовать рост клетки. Выучить п. 5, ответить на вопросы в конце параграфа.

VI.Закрепление

Получило объяснение.
Я вам сказку рассказала.
Что о клетке вы узнали?

Прочитайте сказку еще раз, самостоятельно, отметьте, какие процессы происходят в клетке?

Является ли одна клетка живым организмом?

Клетка обладает всеми свойствами живых организмов, поэтому КЛЕТКА – ЖИВАЯ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная цель: Способствовать ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки, расширить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов. Называть главные части клетки, отличия в строении растительной и животной клетки, научиться применять биологические знания в современном мире.

Технологическая карта урока № 13

Тема: Жизнедеятельность клетки, её деление и рост.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

Технологии: Здоровье сбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, группового обучения.

Цель урока: Выделение существенных признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Готовить микропрепараты и работать с микроскопом.

Задачи урока:

Дидактическая цель: Создать условия для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуации.

Образовательная цель: Способствовать ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки, расширить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов. Называть главные части клетки, отличия в строении растительной и животной клетки, научиться применять биологические знания в современном мире.

Деятельностная: Формирование умений реализации новых способов действий: формулировать цель учебной деятельности; планировать этапы работы, уметь выбирать способ и средства реализации учебной цели, осуществляет самооценку собственной учебной деятельности на уроке и работы одноклассников.

Развивающая: Продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Коммуникационная: Участие во фронтальном опросе, поиск нужной информации.

Задачи познавательной деятельности: Преобразовывать информацию в форму рисунка.

Воспитательная: Создать условия для учения с увлечением, воспитывать самостоятельность, чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности, воспитывать культуру общения при участии в беседе, при работе в группах; формировать нравственные качества у учащихся: чувство доброты, внимания к окружающим.

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), устанавливать рабочие отношения в паре, проявлять интерес к исследовательской деятельности.

Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать учебную проблему.

Познавательные: Вычитывать все уровни текстовой информации, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Личностные УУД: Формирование навыков применения биологических знаний в современном мире, формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Репродуктивный, частично-поисковый, словесный (беседа, рассказ),

наглядный (работа с рисунками, схемами, текстами, таблицами),

практический (выполнение практической работы в парах),

Формы организации познавательной деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая:

фронтальная беседа, работа с текстом, биологическими терминами, иллюстрациями и текстом учебника, таблицами, выполнение практической работы в паре.

Ресурсы: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса:

• регулятивными УУД:

формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов

преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную, совместно с учителем

• познавательными УУД:

собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);

• коммуникативные УУД:

высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

• личностные УУД:

осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:

Вид планируемых учебных действий

Планируемый уровень достижения результатов обучения

1 уровень — понимание, адекватное употребление в речи.

• рассказывают и показывают по таблице (рисунку строение растительной клетки) строение.

2 уровень — воспроизведение.

• анализируя и оценивая факты, приходят к выводу о клеточном строении растений.

3 уровень — реконструкция (преобразование) информации.

• самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную,

3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий.

• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний о методах биологических исследования.

• сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

2 уровень — совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся.

• готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя.

• осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы

2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Приветствует, проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, организует внимание к работе, включает в учебный ритм;

создаёт положительный, эмоциональный настрой.

Ученики эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность, проверяют готовность оборудования и школьных принадлежностей к работе

Коммуникативные:- учатся культуре общения.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные:

Умение организовать выполнение

2. Вызов информации

1. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

Предлагает определить тему урока по оформлению кабинета, определить связь темы с понятиями: клетка, микроскоп, ядро, цитоплазма, мембрана.

Сегодня урок открытия новых знаний.

На доске цитата “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь!” Козьма Прутков.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир растительной клетки.

2. Актуализация

Определите цель урока и предложите план, ход работы.

Вы узнали, что лист, плод, лепесток цветка состоит из клеток. Какой вывод можно сделать из этого?

Как осуществляются жизненно важные процессы в клетке?

Каковы признаки живого организма?

Является ли одна клетка живым организмом?

Выдвигает проблему, сообщает тему урока.

1.Формулируют тему урока, обсуждают в парах связь темы и понятий на доске,

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка Д/З:

2. Актуализация знаний

Давайте просмотрим видеофрагмент, который поможет сформулировать тему и этапы урока.

Просмотрев фрагмент, обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.


3. Изучение нового

(вопросы записаны заранее на доске).

  1. С чего начинается деление клетки? (деление клетки начинается с ядра)
  2. Где хранится наследственная информация клетки? (в хромосомах)
  3. Где находятся хромосомы? (в ядре)
  4. Какую роль играют хромосомы? (хранят наследственную информацию)
  5. Почему клетки имеют постоянный набор хромосом?

Чем объясняется рост растения? (делением клеток, увеличения их количества)

Работа с рисунком учебника (рис. 10. Рост клетки)

Давайте внимательно рассмотрим рисунок и попытаемся сравнить между собой молодую и старую клетку? (результаты записываем в виде схемы)


4. Подведение итогов урока

5. Рефлексия

Синквейн по теме урока.

Клетка
Маленькая, зеленая, живая.
Дышит, питается, растет, размножается.
Из клеток состоят растения.
Часть живого.


Видеоурок способствует формированию представлений о процессах, происходящих в клетке, о дыхании, питании (фотосинтезе) как о процессах, в ходе которых клетки получают энергию для жизнедеятельности. Учащиеся рассмотрят схему взаимосвязи обмена веществ и превращения энергии в организме, обобщат представления о процессах деления и развития клеток.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Жизнедеятельность клетки. Деление и рост клетки"

Вы уже знаете, что всё пространство клетки заполнено бесцветным вязким веществом – цитоплазмой. Она находится в постоянном движении. Движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы. Если клетку сильно нагреть или заморозить, то цитоплазма разрушается, и клетка погибает.

Цитоплазма одной живой клетки обычно не изолирована от цитоплазмы других живых клеток, расположенных рядом. Нити цитоплазмы (плазмодесмы) соединяют соседние клетки, проходя через клеточные стенки.


Растения имеют клеточное строение, так как их органы состоят из клеток. А каждая клетка – это микроскопически малая составная часть растения.

Каждая живая клетка дышит, питается, выделяет ненужные ей вещества, реагирует на воздействие внешней среды, в течение определённого времени растёт и размножается.

Клетки в процессе жизни потребляют различные вещества – воду, кислород, углекислый газ, органические и неорганические соединения. Они поступают в клетку в виде растворов и необходимы клетке для питания, дыхания и роста. А само растение получает необходимые вещества из воздуха и почвы.

Поступление веществ в клетку и их переработка называется питанием. В клетке из поступивших простых неорганических веществ образуются сложные вещества (белки, жиры и углеводы). Эти вещества идут на образование ядра, цитоплазмы и других частей клетки.

По типу питания все живые организмы делятся на две группы: гетеротрофы и автотрофы. Вспомним, что гетеротрофы получают готовые органические вещества из окружающей среды (это животные, грибы, многие виды бактерий). Автотрофы самостоятельно синтезируют органические вещества из неорганических в результате фотосинтеза (это растения и цианобактерии).

Фотосинтез – это сложный процесс, который происходит только в хлоропластах клеток растений только на свету. Более подробно мы рассмотрим этапы фотосинтеза при изучении отдельной темы. А сейчас запишем уравнение фотосинтеза – это процесс образования из двух неорганических веществ (углекислого газа и воды) органического вещества глюкозы. В результате фотосинтеза происходит выделение в окружающую среду кислорода. Фотосинтез происходит только на свету.


Часть образованных питательных веществ идёт на построение клетки, а другая часть расходуется на получение энергии.

Дыхание происходит в живых клетках в течение всей их жизни. Растения – аэробные организмы (аэробы) – они используют для клеточного дыхания кислород.

Внутри клетки кислород вступает в реакции с органическими веществами. При этом происходят химические реакции, в результате которых сложные органические вещества превращаются в неорганические (воду и углекислый газ) и выделяется энергия. Такой процесс называется дыханием. Высвобождаемая энергия запасается в молекулах АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты) – сложного химического соединения. Энергия нужна для обеспечения процессов жизнедеятельности – движения цитоплазмы, превращения одних веществ в другие.


Заполним таблицу, в которой сравним процессы клеточного дыхания и фотосинтеза, используя следующие показатели: время суток, в которое происходит процесс; вещества, служащие исходным материалом; образующиеся вещества; тип используемой энергии. Клеточное дыхание происходит всегда, фотосинтез – только днём. Для клеточного дыхания необходимы органические вещества и кислород, для фотосинтеза – углекислый газ и вода. В результате дыхания образуются углекислый газ и вода, а в результате фотосинтеза – глюкоза и кислород. Для дыхания используется энергия химических связей, а при фотосинтезе – световая энергия.


В течение жизни в клетке образуются ненужные вещества (избыток воды и солей, конечные продукты обмена). Все они выделяются в окружающую среду. Процесс освобождения организма от данных веществ называется выделением или экскрецией.

Одно из главных свойств живых систем – постоянный обмен веществ и энергии с окружающей средой. В клетках непрерывно идут процессы синтеза (пластический обмен, ассимиляция), то есть из простых неорганических соединений (углекислого газа, воды, минеральных солей) образуются сложные органические вещества (белки, жиры и углеводы). Все процессы синтеза идут с затратами энергии.

Примерно с такой же скоростью идёт энергетический обмен (диссимиляция). Это процесс расщепления сложных органических веществ до более простых соединений, сопровождающийся выделением энергии. Конечные продукты энергетического обмена: углекислый газ, вода и аммиак.

Совокупность реакций пластического и энергетического обмена, лежащих в основе жизнедеятельности и обуславливающих связь организма с окружающей средой, называется обменом веществ (или метаболизмом).

Заполним схему взаимосвязи обмена веществ и превращения энергии в организме. В ходе энергетического обмена сложные органические вещества расщепляются до конечных продуктов обмена и высвобождается энергия.

В результате пластического обмена происходит образование сложных органических веществ. При этом происходит поглощение энергии, которая образована в результате реакций энергетического обмена. Часть энергии расходуется на процессы жизнедеятельности.

Получается, что пластический и энергетический обмены неразрывно связаны. Они являются противоположными сторонами единого процесса обмена веществ.

Вещества, которые образуются в ходе энергетического обмена, могут использоваться в пластическом обмене для образования сложных органических соединений. И наоборот.

В молодых клетках преобладает процесс пластического обмена, в результате чего обеспечивается накопление веществ, рост и развитие. В старых клетках преобладает процесс энергетического обмена.


Жизнь клетки с момента её образования в процессе деления материнской клетки до собственного деления (включая это деление) или гибели называется клеточным циклом. В течении этого цикла каждая клетка растёт и развивается таким образом, чтобы успешно выполнять свои функции в организме. В процессе жизни клетки растут и увеличиваются в размерах. Молодые растительные клетки содержат много мелких вакуолей, которые растут и в результате сливаются, заполняя практически весь объем клетки.


У разных видов живых организмов клеточный цикл, во время которого клетка выполняет свои функции, занимает разное время: например, у бактерий он длится около 20 минут, у инфузории-туфельки – от 10 до 20 часов. Клетки многоклеточных организмов на ранних стадиях развития делятся часто, а затем клеточные циклы удлиняются.

Жизнь клетки включает два периода: деление, в результате которого образуются две дочерние клетки, – митоз; период между двумя делениями, который носит название интерфазы. Рассмотрим поближе данные периоды.

Интерфаза – промежуток клеточного цикла между двумя делениями. Вспомним, что в ядре находятся тельца цилиндрической формы – хромосомы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. В течение всей интерфазы хромосомы деспирализованы (раскручены), они находятся в ядре клетки в виде нитей. В этот период клетка растёт и выполняет свои функции. Происходит обмен веществ, синтез белков и АТФ. Происходит удвоение числа хромосом, соответственно и генетического материала в клетке. При этом образуются два набора хромосом, несущие одинаковую информацию о жизненных процессах.


Размножение клеток – это увеличение их количества. Новые клетки возникают в результате деления уже существующих клеток. Размножение является одним из обязательных свойств живого.

Для эукариотических клеток характерен митоз, в результате которого из одной материнской клетки образуются две дочерние с таким же набором хромосом. Сейчас мы с вами рассмотрим последовательные фазы митоза. Их четыре: профаза, метафаза, анафаза и телофаза.


В профазе в клетке увеличивается объём ядра, начинают спирализоваться нити, в результате чего формируются хромосомы. Каждая хромосома состоит из двух хроматид, соединённых в области центромеры. Постепенно растворяются ядрышко и ядерная оболочка. Хромосомы оказываются в цитоплазме и располагаются в ней беспорядочно. На полюсах клетки формируется веретено деления. Часть нитей веретена деления идёт от полюса к полюсу, другие нити прикрепляются к центромерам и способствуют их перемещению в экваториальную плоскость клетки.

В метафазе завершается формирования веретена деления. Хромосомы располагаются упорядоченно в экваториальной плоскости клетки. Образуется метафазная пластинка. В эту фазу можно легко посчитать количество хромосом в клетке и изучить их строение.

В анафазе нити веретена деления укорачиваются, в результате чего хроматиды каждой хромосомы отделяются друг от друга и расходятся к противоположным полюсам клетки.

В телофазе хромосомы оказываются у полюсов клетки и деспирализуются (раскручиваются). Вокруг ядерного материала каждого полюса формируются ядерные оболочки. В двух образовавшихся ядрах образуются ядрышки. Нити веретена деления разрушаются.

На этом деление ядра заканчивается, и начинается деление клетки надвое. В экваториальной плоскости клеток растений из содержимого пузырьков комплекса Гольджи образуется срединная пластинка, которая разделяет две дочерние клетки, являющиеся копиями друг друга и исходной материнской клетки. С момента разделения дочерних клеток каждая из них вступает в интерфазу нового клеточного цикла.

Биологическое значение митоза заключается в том, что он обеспечивает передачу наследственных признаков и свойств от клетки к клетке, что необходимо для нормального развития многоклеточного организма. Митоз обуславливает важнейшие процессы жизнедеятельности – рост, развитие, восстановление повреждённых частей растения. Митотическое деление лежит в основе бесполого размножения многих живых организмов.

Клеточная гибель бывает двух видов: некроз и апоптоз. Рассмотрим, в чём же их отличия.


Некроз – отмирание клеток, которое вызвано действием повреждающих факторов (низкие или высокие температуры, химические вещества, ионизирующие излучения). В повреждённых клетках нарушается проницаемость мембран, прекращается образование белков и другие процессы обмена веществ, происходит разрушение ядра, органоидов и, наконец, всей клетки.

Апоптоз – запрограммированная гибель клеток, которая регулируется организмом. От своего образования в результате деления до апоптоза клетки проходят определённое количество клеточных циклов.

Читайте также: