Конспект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему рассматривание семян

Обновлено: 05.07.2024

Прозрачный аквариум с комнатным растением; слайды с изображением схем-моделей: “Признаки живого”, “Строение растения”, “Функции корня”; мультимедийная установка, тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из марли; окрашенные цветы для рассматривания, лупы; белый лист А4, сбор свежих растений, деревянные молоточки для изготовления рисунка.

Знакомство с растениями леса, поля, луга, растениями Камчатского края, длительные наблюдения за посадками семян, проведение опытов-доказательств, разработка схем-моделей “Признаки живого”, “Строение растений”, проведение игр-превращений “Представь себя совсем иным”, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание картин.

Ход образовательной деятельности.

Игра-вход. На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Я цветок, и ты цветок,

Становись скорей в венок.

Я - роза, кто со мной?

1, 2, 3, 4 становитесь в круг пошире.

Сегодня мы будем говорить о цветах.

На экране изображения садовых цветов

Как назвать их одним словом? Садовые цветы.

Что ещё общего есть у этих цветов? (корень, стебель, они цветут. ) слайд в презентации.

Посмотрите на наш цветок (аквариум)

Слава, покажи стебель. Для чего он нужен растениям? стебель, растет, растет и цветок. чтоб растение росло.

Владик, покажи лист. Для чего он нужен растениям? листочками растение дышит

Лиза, покажи цветок. Для чего он нужен растениям? Из цветка получаются плоды и семена.

Данил, покажи корень. Для чего он нужен растениям? Корни удерживают растение в земле и всасывают влагу.

Сейчас мы проведём опыт и увидим, правда ли корень всасывает воду из почвы.

Опыт. Возьмите тарелку с подкрашенной водой, опустите в неё кончик корня из марли.

Что вы видите? Вода поднимается вверх, марля окрашивается всё выше и выше.

Что это значит? Что корни действительно пьют воду из земли.

А нужна ли вода растениям? Растение не может жить без воды, оно засохнет без неё.

Правильно, растение пьёт воду. Влага всасывается корешками, поднимается по стебельку и попадает в листочки и цветок. Увидеть это можно, если напоить цветок (растение) цветной водой.

Давайте мы эти необычные цветочки рассмотрим поближе.

Опыт. Возьмите тарелочку с цветком и рассмотрите его в лупу. Какую водичку пил твой цветок?

Что ты видишь? (Я вижу полосочки-жилки, по которым поднималась вода в цветок.)

Как вы думаете, если вода красная, то белый цветок каким станет? Красным (показываю).

А если водичка синяя? растение станет синим.

Воспитатель: – Ребята, а что произойдет, если с земли исчезнут все растения?

(Если не будет растений, не будет жизни на земле.)

– А зачем нужны растения? Какая от них польза?

Дети отвечают, что растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, одежду, много разных материалов, растения лечат, а чаще они очень красивые и мы любуемся ими, не зря говорят: “Растение – земли украшение”.

Воспитатель: – Правильно, ребята. Растения живут вокруг нас, помогают нам жить. Как же мы должны относиться к ним?

(Беречь, охранять, ухаживать и т.д.)

– А как это ухаживать?

(Ответы детей – рассаживаем, поливаем, протираем листья, опрыскиваем, удобряем и т.д.)

- А как можно сохранить на память красоту цветов? (Сфотографировать, засушить и сделать гербарий, нарисовать.)

А ещё можно сделать красивую картину, рисуя цветами.

Возьмите лист бумаги, отогните плёнку, выложите свежие цветы, листья и траву красиво на бумаге, закройте плёнкой и постучите деревянным молоточком по растениям.

Теперь отогните плёнку и выложите цветы в коробочку. Если плохо отречаталось, то можно сделать оттиски цветами.

Какие получились необычные картины.

Что вам понравилось на занятии?

Что вы расскажете дома?

А теперь, давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку.

Аутотренинг: (звучит запись Д. Лолей “Одинокий пастух”).

“Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю чистый свежий воздух. Колышутся травы, звонко поют птицы Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Мы нужны друг другу. Я буду другом и защитником всему живому”.

Цель. Обобщить представление детей о семенах и росте и развитии овощей, развивать самостоятельные обследовательские действия, воспитывать познавательный интерес к жизни растений.

Задачи: Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы. Развивать мелкую моторику рук, связную речь. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности. Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы.

Материал. Семена овощей (фасоль, горох, свекла, редис, огурец, томат, муляжи овощей, лупы, соль, стакан с водой.

Вос-ль. Что, прежде всего, необходимо сделать, чтобы у нас в огороде летом выросли овощи? (Ответы детей). Верно, прежде всего, в землю надо посеять семена. А, вы, можете определить семена разных овощей по их внешнему виду? Рассмотрите их внимательно и разложите семена к соответствующему овощу.

2. Семена отличаются друг от друга по форме, цвету и размеру. Некоторые семена крупные – это семена, каких овощей? (фасоли, гороха). Помельче семена – (свёклы, огурца). Совсем мелкие - (редиса, томата).

Форма у семян тоже разная.

Вос-ль: А вы знаете, что семена одного вида растения, например фасоли, тоже могут быть разными? (Показывает мелкие и крупные семена фасоли). Как вы думаете, из этих двух семян вырастут одинаковые растения или разные? (Ответы детей). Верно, из обоих семян вырастут стручки с фасолью. Но из крупного семечка разовьётся сильное молодое растение, из мелкого- маленькое и слабое. Поэтому, готовясь к посеву, необходимо отбирать самые крупные и тяжелые семена. Так отбирают семена гороха, фасоли, кабачков, свеклы.

Воспитатель предлагает детям заранее разложенные в тарелочки разные виды семян. Даётся задание обследовать их и отобрать хорошие семена.

4.. Вос-ль. А вот, мелкие семена огурца, томата, редиса. (Дети обследуют семена). Как определить, какие из них годятся для посадки? Ведь все они мелкие. Я научу вас одному способу. Эти семена можно опустить в солёную воду (1 чайная ложка соли на 0,5 стакана воды). Тяжелые хорошие семена осядут на дно, а сухие пустые семена всплывут на поверхность раствора. Их надо аккуратно слить вместе с жидкостью. Оставшиеся семена необходимо промыть чистой водой и подсушить перед посадкой. Давайте попробуем это сделать.

Воспитатель вместе с детьми проводит эксперимент и отбирает хорошие семена.

5. Вос-ль. Ребята, представляете, какое чудо спрятано в этом маленьком семечке? Целая жизнь растения от росточка до плодов. Посмотрите, какой твёрдой оболочкой покрыто каждое семечко. (Дети через лупу рассматривают семена). Как, вы думаете, для чего семечку нужна такая твёрдая оболочка? (Ответы детей).

Сначала надо напоить семена влагой, тогда разбухнет и лопнет защитная оболочка, начнёт развиваться жизнь из зародыша. Предложить детям рассмотреть проведённый ранее эксперимент с горохом. Дети увидят, что горошины залитые водой в стакане, разбухли, стали большими. А ещё, что нужно кроме влаги? (тепло). Семена необходимо сеять в тёплую землю. Тогда они быстрее прорастут, пустят свои корешки и появятся первые листочки на маленьком стебельке. (Воспитатель сопровождает рассказ показом моделей).

Вос-ль. А, что ещё необходимо росткам для жизни? (Ответы детей).

Верно, кроме влаги, почвы и тепла, всем растениям нужен свет. Все растения должны расти в хорошо освещённом месте, чтобы появились здоровые, вкусные плоды.

Вос-ль. Вам понравилось в нашей лаборатории? Что нового, интересного узнали? Что запомнили? (ответы детей).

Экологические занятия в детском саду. Старший дошкольный возраст

Методическое пособие является результатом работы авторов.

Предлагаемые занятия рассчитаны на 5-6-летних детей.

На занятиях дети познакомятся с живой и неживой природой, многообразием живых существ, их развитием, ростом, размножением, приспособлением к среде обитания. Эмоционально откликнуться на красоту природы помогут художественные произведения писателей-классиков.

Пособие адресовано воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений, а также может быть использовано студентами высших и средних педагогических учебных заведений, родителями и гувернерами.

Желаем творческих успехов!


Конспект занятия по экологии "Солнце, воздух и вода - наши верные друзья" для детей старшей группыОписание материала: конспект занятия по математике подготовлен для детей старшей группы. Непосредственная образовательная деятельность направлена на расширение знаний дошкольников и развитие умений и навыков в различных видах деятельности. Данный конспект может быть интересен как педагогам дошкольных образовательных организаций, так и студентам, обучающимся на специальности "Дошкольное образование".


Конспект занятия


Экологическое воспитание. Презентация для дошкольников "Природа и мы"Автор: Топольникова Надежда Викторовна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 14 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. Цель: Прививать бережное отношение к природе. Задачи: - Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни; - Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех к.

Экология в старшей группе. НОДКонспект НОД по экологии в старшей группе. Виртуальная экскурсия на лугАвтор: Жолобова Ирина Павловна, воспитатель МБДОУ № 22. Цель: Сформировать представления детей о луге. Программное содержание: - активизировать представления детей о разнообразии живых организмов луга; - продолжать учить пользоваться микроскопом; - учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом; - развивать любознательность, внимание; - развивать интерес к исследов.


Здесь представлен Конспект ООД по экологическому воспитанию
"Мир комнатных растений" в старшей группе.
Поможет воспитателям, студентам при подготовке к занятию по ознакомлению с окружающим миром для тебе 5-7 лет

Оценить 741 0

Конспект ООД по экологическому воспитанию

"Мир комнатных растений" в старшей группе.

Цель: расширять знания детей о комнатных растениях

Закреплять умение узнавать знакомые растения, называть их части;

Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями

Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей

Совершенствовать навыки ухода за растениями

Формировать желание помогать взрослым по уходу за растениями

Пополнять словарный запас детей (фикус, фиалка, аспидистра, кливия)

Развивать образное восприятие, воображение, творчество

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе; желание ухаживать за растениями.

Количество детей: вся группа

Место проведения: групповая комната ДОУ

Материалы и оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, слайды с изображением комнатных растений, схемы по теме.

В: Здравствуйте, ребята, сегодня я хочу поговорить с вами на очень интересную тему, но для начала отгадайте загадку.

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

(Комнатные растения).

Правильно, сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях. А у вас есть они дома? А какие? (ответы)

А у нас в группе они есть? Давайте посмотрим на них. Цветы и зимой и летом оставались зелеными. Может быть цветы не живые, а искусственные? Докажите, что это не так. Какие признаки живого вы знаете? (рост, питание, дыхание).

- Растут ли цветы? Чем и с помощью чего они питаются? (вода, питательные вещества из почвы с помощью корней).

- Дышат: поглощают углекислый газ и выделяют кислород (очищают воздух). Воздух нужен и для корней (рыхление).

- Умеют ли цветы передвигаться? (поворачиваются к солнцу).

- Какие условия необходимы для роста растений? (свет, тепло, влага).

Для хорошего роста растений их необходимо содержать в чистоте. Почему? (Листья цветка должны быть чистыми, чтобы хорошо дышать)

Ребята, вы такие молодцы! Знаете даже больше, чем я.

А может вы еще расскажете, какие части есть у растений?

Воспитатель показывает части растения: корень, стебель, листья, цветок.

В: А сейчас я вам предлагаю побыть маленькими растениями. Садитесь на ковер.

Посажу я зернышко в маленький горшок (садятся на корточки)

Вырастет из зернышка тонкий стебелек (тихо встает, руки вверх)

А потом листочки (руки в стороны, вперед, поочередно)

А потом цветочки (руки перед грудью, ладошки постепенно открываются)

А сейчас мы рассмотрим некоторые виды комнатных растений.

Фикус. Скажите, пожалуйста, на что похоже растение: на дерево или траву? (на дерево)

В. Правильно, фикус похож на дерево. А почему вы так решили? (Ствол, большие листья)

В. Верно, у дерева ствол, и у фикуса стебель тоже похож на ствол.

В. Посмотрите кокой стебель прямой крепкий. Ребята, скажите какие листья по величине у фикуса? (Большие)

А знаете, какую особенность они дают фикусу? Листья необходимо регулярно протирать влажной губкой. А еще они очень светолюбивые.

Следующее растение Аспидистра представлена в виде трав, которые не имеют стебля. Должна быть защищена от прямых солнечных лучей, на солнце она начинает бледнеть. Фикус мы сравнили с деревом, а аспидистра больше на что похожа? (на траву) Листья также длинные, овальной формы.

Кливия – цветущее растение. Имеет ремневидные листья, плотно охватывающие друг друга, образуют ложный стебель. Цветки - оранжевые, красновато-оранжевые или желтовато-розовые, собраны в густой многоцветковый зонтик из 50-60 цветков. Кливия не выносит беспокойств, нельзя переставлять горшок в период завязывания бутонов или цветения. В зимнее время для кливии должен быть организован сухой 2-3-месячный период покоя.

Фиалка – это цветущее комнатное растение. У фиалки розовые, фиолетовые, голубые, белые цветки с желтыми серединками.

-Что есть еще у фиалки? (Листья, стебельки)

- Какие листья у фиалки? (Зеленые, сочные, опушенные.)

С листьев смахивали пыль кисточкой, потому что у фиалки опушенные листья, а их протирать нельзя.

Лиловый букет удивленных фиалок

Похож на лиловый закат

Подобно закату он светит устало

И нежный стоит аромат.

И теперь мы снова превращаемся в ребят, и я предлагаю вам разгадать загадки.

Вроде я неприхотлива,

Но зимой хочу быть ленивой (Кливия)

В банке трава

В одном права:

В тени зеленеет,

На солнце бледнеет. (Аспидистра)

Листья овальные,

Листья большие,

Стебель его похож на ствол

Также любит влажность он (фикус)

Просит у меня дружок

Фиолетовый цветок.

Мне отдать его не жалко

Подарить дружку. (Фиалка)

В: Вы большие умнички! А сейчас я хочу узнать, знаете ли вы как нужно правильно ухаживать за комнатными растениями? (ответы детей) а знаете, как называется человек, которых ухаживает за растениями? (цветовод)

Я предлагаю ваши ответы проверить, посмотрев вот это видео. (просмотр)

В: Ребята, цветоводом может стать любой человек, который научится правильно ухаживать за растением.

Давайте вспомним, какие комнатные растения мы сегодня с вами изучили. Много нового узнали? А как в жизни помогают нам растения?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.

Образовательные:

- Закрепить представления детей о весне, об особенностях данного времени года.

- Обратить внимание детей на первые признаки весны: яркое солнце, первая молоденькая травка, деревья с набухшими почками, прилетают птицы из тёплых стран, просыпаются медведи, ежи, барсуки.

- Учить называть весенние месяцы.

- Учить созерцать красоту природы.

Развивающие:

- Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику.

- Развивать речь, мышление, внимание; слуховую, зрительную, двигательную память; мелкую моторику рук.

- Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности детей.

- Развивать чувство формы, цвета, пропорции.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей любовь к родному краю.

- Развивать у детей интерес к живой природе.

Предварительная работа:

- Наблюдения за изменениями в природе в весенний период.

- Отмечать изменения состояния срезанных веток (набухшие почки, раскрывающиеся почки, листья). Уточнить условия их прорастания.

1.Организационный момент (возле воспитателя)

Воспитатель: Ребята давайте начнём день с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Тему нашего занятия вы сейчас отгадаете.

Она приходит ласково, со своею сказкою.

Лишь только палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт. (весна)

- Догадались, о каком времени года идёт речь? (ответы детей). Какая бывает весна? После какого времени года наступает весна? Какие весенние месяцы вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Весна наступает после зимы. Весенние месяцы: март, апрель, май(хором повторение 2 раза). Ребята сейчас мы с вами немножко поиграем. Я буду показывать картинки, а вы, глядя на них будете называть признаки весны, приметы весны

2. Основная часть (сидя за столами)

Рассматривание картин

- Что общего между картинками и весенней погодой (показ картин, ответы детей).

- Правильно вы все назвали весенние признаки. (Воспитатель обобщает ответы детей.): Рассказывает про растения: почки, трава, первые цветы, листочки. Птички возвращаются с юга. Что делают животные в начале весны? Из норок выползают ежи, змеи, барсуки; зайцы меняют шубку с белой на серую. В берлоге просыпается медведица. Пока она спала у неё зимой родились медвежата. И вот весной она их выводит из берлоги, учить выживать в лесу.

Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги (из положения- сидя, медленно вставать, шагать),

Огляделся на пороге (повороты влево право),

Потянулся он со сна (потягивание руки вверх),

К нам опять пришла весна,

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил (вращение головой),

Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд-назад).

Вот он по лесу идёт,

Ищет Мишка корешки и трухлявые пеньки,

В них съедобные личинки –

Для медведя витаминки (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом на оборот),

Наконец медведь наелся

И на брёвнышко уселся (дети садятся).

Воспитатель: Молодцы мы немножко отдохнули и продолжаем наше знакомство с весной.

- Ребята, скажите пожалуйста, художники в чём выражают красоту природы? (ответ детей).Правильно, в картинах. А поэты? (ответ детей). Правильно, в стихах. А кто знает, в чём композиторы выражают красоту природы? (ответ детей). Правильно художники показывают красоту природы в картинах, поэты в стихах, а композиторы в музыке.

Слушание музыки

Рисование

- Ну, а сейчас вы станете художниками, будите рисовать весеннюю природу. Можно изобразить начало весны, когда природа только начинает просыпаться после зимнего сна, когда только начал таять снег и началась капель. Но можно изобразить весну в самом разгаре: голубое небо, первая молоденькая травка, деревья с набухшими почками, яркое солнце.

(Воспитатель следит за детьми, как они рисуют, может делать словесные замечания по ходу работы).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень красиво нарисовали. У вас у всех разные рисунки. Все очень интересны и красивы.

3.Заключительная часть.

- Я хочу услышать от вас, что вы нового узнали о весне, что вам больше всего запомнилось на нашем занятии (ребёнок берет цветок нарцисса и говорит, что ему больше всего запомнилось или понравилось).

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнёзд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются,

День – деньской от зари до зари!

Стихи А.Толстого о весне


Стихи Алексея Толстого о весне написаны в необычной манере. Это целые рассказы, поэмы о весне, её красотах и причудах, признаках и характеристиках.

То было раннею весной,
Трава едва всходила,
Ручьи текли, не парил зной,
И зелень рощ сквозила;
Труба пастушья поутру
Еще не пела звонко,
И в завитках еще в бору
Был папоротник тонкий.
То было раннею весной,
В тени берез то было,
Когда с улыбкой предо мной
Ты очи опустила.
То на любовь мою в ответ
Ты опустила вежды -
О жизнь! о лес! о солнца свет!
О юность! о надежды!
И плакал я перед тобой,
На лик твой глядя милый,-
Tо было раннею весной,
В тени берез то было!
То было в утро наших лет -
О счастие! о слезы!
О лес! о жизнь! о солнца свет!
О свежий дух березы!
***
Стихи А.Толстого о весне – это и рассказы о чувствах, которые вызывает в нас весна. А чувства эти разные. Глядя на пробуждающийся мир, испытываешь восторг, радость, умиление.

Во дни минувшие бывало,
Когда являлася весна,
Когда природа воскресала
От продолжительного сна,
Когда ручьи текли обильно
И распускалися цветы,
Младое сердце билось сильно,
Кипели весело мечты…
***
Земля цвела. В лугу, весной одетом,
Ручей меж трав катился, молчалив;
Был тихий час меж сумраком и светом,
Был легкий сон лесов, полей и нив;
Не оглашал их соловей приветом;
Природу всю широко осенив,
Царил покой; но под безмолвной тенью
Могучих сил мне чуялось движенье.
Не шелестя над головой моей,
В прозрачный мрак деревья улетали;
Сквозной узор их молодых ветвей,
Как легкий дым, терялся в горней дали;
Лесной чебер и полевой шалфей,
Блестя росой, в траве благоухали,
И думал я, в померкший глядя свод:
Куда меня так манит и влечет?
Проникнут весь блаженством был я новым,
Исполнен весь неведомых мне сил:
Чего в житейском натиске суровом
Не смел я ждать, чего я не просил -
То свершено одним, казалось, словом,
И мнилось мне, что я лечу без крыл,
Перехожу, подъят природой всею,
В один порыв неудержимый с нею.
***
Сквозит на зареве темнеющих небес
И мелким предо мной рисуется узором
В весенние листы едва одетый лес,
На луг болотистый спускаясь косогором.
И глушь и тишина. Лишь сонные дрозды
Как нехотя свое доканчивают пенье;

Вот донеслась еще из дальнего болота
Весенних журавлей ликующая нота -
И стихло все опять — и в глубине ветвей
Жемчужной дробию защелкал соловей.

Читайте также: