Конспект урока волк и журавль

Обновлено: 03.07.2024

Оценить 985 0

Задачи: Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей.
Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Оборудование: портрет писателя, фото памятника И.А. Крылову в С-Петербурге, карточки с заданиями, аудиозапись басни.

Ход урока.
1) Организационный момент.

а) Вступительное слово учителя.
В Петербурге в Летнем саду стоит памятник. Около памятника всегда много детей. Они с интересом рассматривают фигуру человека, который сидит в кресле. У него доброе, умное лицо. Немного ниже кресла на памятнике – различные животные. Здесь и лиса, и волк, и обезьяна….

– Кому воздвигли этот памятник? (Это памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Памятник создал известный скульптор Петр Карлович Клодт).

- В какой семье родился И.А.Крылов. (в семье небогатого армейского офицера).

- Сколько лет было И. Крылову, когда он вынужден был пойти работать? (10)

- Где стоит первый памятник И. Крылову? ( в Петербурге)

- Сколько лет прожил И.А.Крылов? (75)

2) Проверка домашнего задания.

Разобрать по составу слово баснописец. Объясните его значение.

А что такое басня? (Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей: хитрость, ложь, жадность, глупость и т.п.)

На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают, как люди? (На сказку.)

В каждой басне обязательно есть мораль. Что такое мораль? (Это поучительный вывод в художественном произведении .

Где находится мораль в произведении ? (Мораль находится в начале или в конце и в ней заложен смысл всей басни ).

– Произведения какого автора мы изучаем? (Мы изучаем басни И.А. Крылова).

– Как называется басня, которую вы читали дома?

– Что было задано на домашнее задание?

3.Чтение по ролям.

- Были ли слова кукушки и петуха правдивыми?

4.Физкультминутка.

- Сегодня мы познакомимся с ещё одной басней Крылова. Чтобы узнать о ком пойдёт речь в этой басне, отгадайте загадки.

Длиннокрылый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным.

Ловит в них лягушек,

Вторая загадка:

На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож.

Он бежит оскалив пасть,

На овцу готов напасть.(Волк).

7.Работа по усвоению нового материала.

Учитель. - Прежде, чем познакомимся с басней,поиграем в слова.

-К словам, написанным на доске подобрать синонимы, т.е. слова, близкие по значению.

2. Прослушивание аудиозаписи.

- Что случилось с волком?

3. Физминутка для глаз.

4. Отработка выразительности чтения.

5. Беседа по непосредственным впечатлениям.

- Как Волк отблагодарил Журавля? (получил ругательства и угрозы).
- Каким считает Волк Журавля? (глупым).

б) чтение басни вполголоса.

- На сколько частей можно разделить басню? (3)


в) чтение басни по частям вслух учащимися;

Учитель. - А сейчас давайте поговорим о качествах Волка и Журавля.

Цель: Найти отрицательного и положительного персонажа и соотнести его качества.

Волк – жадный, злой, заносчивый, неблагодарный, лживый.

Журавль – добрый, благородный, порядочный .

Учитель. – Встречаются ли в наше время люди с такими же чертами характера? Можете ли вы это доказать?


8. Закрепление.

д)Работа с иллюстрацией, стр. 89.

- Найти строки в басне к этой иллюстрации.

е) Задание 3. с.89 (устно).

Подберите к следующим выражениям строчки и из басни:

С одним волком случилось несчастье - …

Пришлось хоть умирать - …

Журавль оказался рядом - …

Волк стал его звать - …

9. Итог урока.

- Найдите мораль басни и зачитайте.

- Какова мораль этой басни?

(Мораль состоит в том, что оказав помощь недостойному человеку нельзя получить ничего кроме ругательств и недовольства. Жадным и злым людям стоит запомнить то, что не поблагодарив за помощь один раз в другой ее можно и не получить).

(С первых же строк автор говорит, что всякий знает о жадности волков. Собственно, из-за этой самой жадности герой и попал в неприятность – кость застряла в его горле. Но Журавель все равно поспешил помочь своему естественному врагу, прельстившись наградой – и чуть не был съеден. Из этого и следует указанная мораль).

Если случается беда и помощь последовала, то не стоит забывать выразить слова благодарности.

Учитель. - Крылов учит людей лучше узнавать самих себя, помогает обнаружить в себе недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться.

10. Оценки за урок.

11. Домашнее задание: Выучить басню наизусть с.88

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Сейчас дети очень не внимательны, часто переходя дорогу не отрываются от телефона, что может повлечь. Подробнее.

Спасибо за интересный материал, который пригодиться для расширения кругозора всех спортсменов. Есть . Подробнее.

Благодарю за предложенный сценарий мероприятия. Много полезной информации. Обязательно воспользуюсь . Подробнее.

Хореография является видом искусства, материалом которого служат движения и позы человеческого тела. Подробнее.

Спасибо за представленный материал, интересный подход к пению. У меня имеется подобная консультация. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном уроке присутствуют активные методы обучения.

Тип урока – комбинированный.

б). Коррекционная: коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в соотнесении.

в). Воспитательная: воспитывать интерес к творчеству И.А.Крылова.

Портрет И.А. Крылова и репродукции к его басням

Выставка книг поэта

Мультимедийная презентация к биографии и его басням

Карточки с коррекционными заданиями

аудиозаписи басен И.А.Крылова

Организационный момент

- О чем? ( Ученики: «О разном и о прочем. О том, что хорошо. И хорошо не очень.).

Вывод: вот вы и настроились на хорошую работу на уроке. 1 слайд

2 Актуализация знаний.

Приготовьте, пожалуйста, карточки. (карточки под № 1, 2, 3, 4, 5).

Прочтите задание под цифрой 1. Положите карточку с правильным ответом на парту. Следующее задание под цифрой 2.Прочтите задание под №2. Положите карточку с правильным ответом слева направо от предыдущей. И третье задание читаем со слайда. Выберите карточку с правильным ответом. Проверьте, так ли вы разложили карточки? Слайд №5. (проверка и взаимопроверка). Оценивание.

Следующее задание учащимся: « Я предлагаю вам прослушать 4 из 5 представленных на слайде фрагментов аудиозаписей басен И.А.Крылова. (какой-то здесь лишний). Отрывков для прослушивания только 4. Прослушайте 4 отрывка из басен, а затем по памяти разложите карточки в таком порядке, каким они обозначены на слайде. Слайд № 6. Дети прослушивают и кладут карточки с цифрами. Правильный ответ на слайде №7 (проверка и взаимопроверка).

Учащимся предлагается рассказать, в каком порядке они слушали басни, используя слова в рамке – (сначала, потом, затем, наконец со слайда №6). Оценивание.

Я приглашаю к доске с учебниками 4 учеников. Коля будет читать за петуха, Олег – за кукушку, Кирилл – за автора, а Дима – за воробья. Коля и Олег, вы должны передать восхищение друг другом, насмешку в словах воробья – Дима. А Кирилл – просто выразительно прочитать слова автора. Чтение детей по ролям. Во время чтения - просмотр слайдов 8 и 9

3 Изучение нового.

А сейчас давайте отгадаем загадки.

Сегодня мы познакомимся с ещё одной басней Крылова. Чтобы узнать о ком пойдёт речь в этой басне, отгадайте загадки.

Длиннокрылый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным.

Ловит в них лягушек,

На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож.

Он бежит оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

А сейчас, после того, как мы поставили цели, давайте послушаем басню в моем исполнении. Вопрос перед прослушиванием такой: «Что случилось с волком? Как объясняет это И.А.Крылов? Слайды № 13-19.

А кто из вас попробует себя в роли актеров – покажет, что случилось с волком, каким образом журавль ему помог и как повел себя волк дальше? Драматизация. (2 человека). Молодцы. А сейчас давайте поработаем над выразительным чтением каждой части

басни. Слайды 25-27.

Ответы детей. А для чего мы изучаем басни И.А.Крылова? (ответы детей).

А как мы справились с целями урока? Слайд 29.

Выводы. Аргументированные оценки. Рефлексия. Домашнее задание – выучить басню наизусть.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задачи: Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей.

Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Оборудование: портрет писателя, фото памятника И.А. Крылову в С-Петербурге, карточки с заданиями, аудиозапись басни.

1) Организационный момент. Вступительное слово учителя.

В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке, окруженной со всех сторон кустарником, стоит памятник. – Кому воздвигли этот памятник?

- Кто создал этот памятник? (Петр Карлович Клодт)

Бронзовый Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у его ног теснятся бронзовые звери.

– Почему у ног Крылова теснятся звери?

2) Речевая разминка. Хоровое чтение

Запись на доске:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Хоровое чтение выражения

Учитель: Ребята, а знаете ли вы, сколько басен написал Крылов?

Учитель: Что высмеивает Крылов в этой басне?

Учитель: А что такое басня?

Ученики: Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей: хитрость, ложь, жадность, глупость и т.п.

Учитель: На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают, как люди?

Ученики: На сказку.

Учитель: В каждой басне обязательно есть мораль. Что такое мораль?

Ученики: Это поучительный вывод в художественном произведении.

Урок посвящен творчеству Крылова И.А и его произведениям - басням.

Ход урока

1. Вступление

Сегодня урок посвящен творчеству И. А. Крылова.

И.А. Крылов родился 13 февраля 1769г. В Москве, в семье небогатого армейского офицера. Когда И.А. Крылову было 10 лет, умер его отец, и мальчику пришлось поступить на службу, жил он с матерью в глубокой нищете.

Жизнь Крылова в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию было настолько сильным, что он сам овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Начал писать он еще в юности, в основном тогда он писал комические (веселые) пьесы для театров. Но широко известен он стал благодаря своим басням.

- Кто главные герои его басен? (Животные)

Человек и зверь живут у писателя в одном прекрасном мире сказки.

- Почему басни похожи на сказку?

И животные и люди в баснях Крылова сказочные и в то же время правдоподобны. Написаны басни Крылова замечательным русским языком. Названия, отдельные строки и герои остаются в памяти, воспринимаются как народные поговорки, пословицы, крылатые слова.

- Что такое крылатые слова? (Слова и выражения, которые вошли в речь народа отдельно от самого произведения).

2. Викторина (цитаты, иллюстрации детей).

а) Сейчас я прочитаю вам крылатые выражения из басен Крылова, в которых заключается главная мысль, поучение, мораль.

б) Рассмотрим иллюстрации на доске. К каким они басням?

3. Новый материал

1) Восприятие на слух (читает учитель).

2) Почему кот сказал, что мужики не помогут волку?

- Какова мораль басни?

3) Словарная работа.

Живот спасая, за шкуру он свою дрожал;

ободрал барана – содрал шкуру;

грозится за ягненка;

авось – может быть, расчет на случайную удачу;

кум – крестный отец по отношению к родителям, окрещенного в церкви ребенка. В разговорной речи на Руси обращение к пожилому мужчине.

насолил – здесь: навредил;

защиту сулил – устаревшее обещал;

жни (жать) – срезать под корень серпом стебли растений.

4) Чтение про себя.

6) Анализ (с выборочным чтением)

- При каких обстоятельствах встретились волк и кот?

- С какой просьбой обратился волк к коту?

- К кому посоветовал обратиться кот волку? Перечислите по порядку.

- Почему волк не мог к ним обратиться? Ответьте, зачитав слова Васьки.

- Кого и за что осуждает в басне Крылов?

- Чему учит басня? Какова мораль?

- Как же вы понимаете последнюю фразу?

7) Чтение по ролям (2 раза).

а) – А сейчас послушаем еще одну басню Крылова, с которой вы еще не знакомы, прочитает ее актер.

- Подумайте, какие качества здесь высмеивает автор?

б) Прослушиваем ф/хрест.

- Какие же людские качества высмеивает автор, изображая волка в этой басне? (Жадность, грубость, неблагодарность).

- Какое чувство у вас вызывает волк? Журавль? (Негодование – волк; жалость, сочувствие – журавль).

5. Конкурс чтецов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока чтения и развития речи для обучающихся коррекционной школы для детей с нарушением интеллекта. Изучение басен И.А. Крылова.

МОУ Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида.

План-конспект открытого урока

чтения и развития речи в 7 классе.

Учитель:Голубкова Елена Анатольевна.

Учить беглому выразительному чтению по ролям.

Развивать логическое мышление, технику чтения, связную речь, фонематический слух, внимание, воображение, стимулировать зрительно-поисковую активность.

Воспитывать доброжелательность, способность к сопереживанию, чуткость.

Прививать интерес к чтению книг.

I. Организационный момент.

- Ребята, сели правильно, приготовились к уроку чтения.

Успокаиваю детей после перемены, настраиваю на урок чтения.

II. Речевая разминка.

Работа со скороговоркой.

Фрол с Марком красят арку в парке.

Дыхательная гимнастика: глубокий вдох, задержка дыхания, выдох.

Развиваю работу органов речевого аппарата.

Восстанавливаю дыхание детей перед чтением.

III. Повторение.

- Творчество какого писателя мы с вами проходим? (И.А.Крылова)

- Что писал И.А.Крылов? (басни)

- Кто является героями его басен? (животные)

- Кого И А Крылов подразумевает под животными? (людей)

IV. Проверка домашнего задания.

- Что высмеивается в этой басне? (лесть)

Оцениваю чтение каждого ученика.

Настраиваю на восприятие нового материала.

VI.Первичное знакомство с басней.

VII.Проверка восприятия.

- Назовите главных героев басни (Волк и Журавль)

- Что случилось с Волком? (он костью чуть не подавился)

- Кто помог Волку? (Журавль)

- Как Волк отблагодарил Журавля? (нагрубил ему)

- Как вы оцениваете поступок Волка?

- Как Волк должен был поступить?

- Кого в басне можно назвать неблагодарным? (Волка)

- Встречаются ли такие неблагодарные среди людей?

- Ребята, а как вы думаете, чему нас учит эта басня? Какова её мораль? (платить добром за добро)

Чтение вслух басни учителем.

Развиваю фонематический слух.

Каждый вопрос сопровождается наглядной иллюстрацией из басни.

Определение морали (главной идеи басни).

Физкультминутка.

VIII. Чтение басни учащимися.

- Каким тоном вы должны читать слова Волка? Журавля?

Вслух по цепочке.

Отрабатываю выразительность при чтении

IX.Словарная работа.

Пасть – волчий рот

Коварный – злой, корыстный.

Долгий (нос) – длинный.

Объяснение значений слов.

X. Составление характеристики Главных героев.

Волк: злой, грубый, неблагодарный.

Журавль: добрый, отзывчивый.

XI.Чтение басни учащимися по ролям.

XII. Работа с выражениями из текста басни.

- Подберите к следующим выражениям строчки из басни:

Читайте также: