Конспект урока ветер и солнце

Обновлено: 07.07.2024

Цель: на примере притчи подвести детей к пониманию, что любовью, лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом, силой и грубостью.

- Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, речь.

- Формировать правильное отношение к мыслям и информации, умение внимательно слушать и слышать другого человека, рисовать положительные и отрицательные эмоции, примерять на себя и делать выводы;

- Закрепить одно из качеств личности - доброжелательность.

- Воспитывать коммуникативные качества: уважение к говорящему человеку, способность видеть других и считаться с чужим мнением.

Материал: компьютер, видеоролик с притчей, мячи: белый и красный. Музыкальная спокойная фонограмма, заготовки масок, по две каждому ребенку, кисти, краски, стаканы с водой, салфетки.

3. Просмотр видео притчи

4. Беседа по притчи

6. Практическая часть

7. Подведение итога занятия

1. - Всем добрый день! Встаньте в круг.

- Встаньте в шеренгу. Красный мяч означает землю. Тот, кто ловит его, должен быстро назвать какое-нибудь животное.

- Белый мяч означает воздух. Тот, кто его поймает, должен назвать птицу, насекомое, которое умеет летать.

- Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

-Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ. Сказал - и начал дуть, что было сил. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

- Как называется притча?

- Кто сильнее по ветер или солнце, почему?

Вывод: оказывается: грубая сила, злость, себялюбие, гнев - не могут быть помощниками в жизни, как бы ветер или человек не старался, только зря можно потратить свои силы

- А каким образом солнцу удалось выиграть в споре с ветром (Ответы детей).

- Что такое доброжелательность? (Ответы детей).

- Можно солнце назвать доброжелательным?

Вывод: любовью, лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом, силой и грубостью.

- Дети встаньте в круг запомните движения, их нужно выполнять в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками (в лучезапястных и локтевых суставах).

- Кто ошибается, считается проигравшим.

6. Практическая часть. Рисование красками за столами.

- На столе у каждого по две маски и краски. Померьте маску, что она вам напоминает? (Лицо).

- О каких чувствах сегодня шла речь, чему нас учила притча?

- Я предлагаю на масках нарисовать противоположные чувства: злость и доброжелательность.

- Дети, какая маска вам больше нравится? Почему?

6. Подведение итога занятия.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Музыкальный руководитель Рожкова Яна Юрьевна.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологию Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей моральным ценностям человечества и конкретного общества. Как.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формировать навык выразительного и беглого чтения

Развивать познавательный интерес школьников

Воспитывать доброе отношение к людям

Оборудование: Литературное чтение: Учебник для 2 класса 11-летней общеобразовательной школы К.Х. Жаданова, Е.Д.Бражникова.-Алматы: Алматыкітап баспасы ,2013,картинки

Организационный момент(1мин)

На уроке не зевай,
Быстро думай,
Отвечай!

Проверка домашнего задания.(7мин)

Объяснение нового материала (23мин)

- Сейчас я прочитаю вам слова. Если среди них попадутся те, которые относятся к природным явлениям, то вы хлопаете в ладоши, если нет - молчите.

- Ветер, книга, камень, дождь, вьюга, окно, солнце, мороз, град, ручей.

- А сейчас, если вы отгадаете загадки, то узнаете, как называется произведение, с которым мы познакомимся на уроке.

1.Вот он деревце качает

И разбойником свистит,

Вот последний лист срывает

И кружит его, кружит.(Ветер)

2.Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

(Слова- отгадки появляются на доске)

-Откройте учебники на стр. 137

(Дети читают название. Учитель вывешивает портрет К.Д.Ушинского.)

-Назовите автора этого произведения. Что вы о нём знаете?

Константи́н Дми́триевич Уши́нский русский педагог, детский писатель, основоположник научной педагогики в России , родился в 1824 году. В студенческие годы он увлекался русской и зарубежной литературой, писал стихи, серьёзно изучал истории и географию России, занимался точными науками. Но больше всего его привлекала педагогическая деятельность.

Книги Ушинского являются не только энциклопедиями знаний, но и энциклопедиями жанров детской литературы. Деловые научно-популярные и яркие научно-художественные статьи, прозаические миниатюры, очерки, сказки, рассказы, стихи - в них можно найти почти все малые жанры детской литературы.

Развитие четкости произношения.

Вертлявый ветер вырывал

Ворота, как вертушки.

Ворчливый ворон воровал

Отработка техники чтения.

-Прочитайте сначала слова по слогам, затем целыми словами:

пу-те шест-вен -ни- ком

Первичное чтение произведения учителем и сильными учениками с продолжением.

-О чём поспорили Ветер и Солнце?

-Как Ветер доказывал свою силу? Удалось ли ему сорвать плащ с путешественника?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с жизнью и творчеством К.Д.Ушинского.

Читать произведение по ролям; отрабатывать навыки выразительного чтения

Учить характеризовать героев произведения, находить главную мысль произведения.

Воспитывать стремление к доброте, сопереживанию.

Оборудование: произведение К.Д.Ушинского “Ветер и Солнце” (Приложение 1), портрет писателя (Приложение 3), карточки – задания (Приложение 2), цветные карандаши.

Актуализация знаний

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Какой вывод сделали?

- Каких писателей вы знаете?

- Вспомните названия произведений.

Целеполагание

Вычеркни незнакомые буквы, и ты узнаешь фамилию писателя.

А с каким произведением мы сегодня познакомимся, вы узнаете после того, как отгадаете загадки. По полю рыщет,

Поёт да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет.
(Ветер)

Ну-ка, кто из вас ответит:
НЕ огонь, а больно жжёт,
НЕ фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?
(Солнце)

Работа по теме занятия

- А кто догадался, над каким произведение мы сегодня будем работать и кто автор?

-Что должны узнать, чему научиться?

- Правильно, сегодня на занятии мы познакомимся с творчеством Константина Дмитриевича Ушинского. К.Д. Ушинский родился в Туле в 1824 году. Его мать, Любовь Степановна, была образованная, одарённая женщина. Она стала первым учителем Кости Ушинского. Два класса начальной школы он прошёл дома, а потом поступил в гимназию. По образованию К.Д. Ушинский был юристом. Но всю свою жизнь он посвятил педагогике – науке о воспитании детей. Он считал, что дети должны хорошо освоить родной язык, чувствовать и понимать народную мудрость, переданную через пословицы, загадки, сказки. Поэтому он составил книги для детей: “Детский мир”, “Родное слово”.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

Продолжение работы по теме занятия

А теперь познакомимся с текстом. После прочтения вы должны будете ответить на вопрос: О чём поспорили Ветер и Солнце?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: интерактивная доска, листы с текстом о творчестве писателя, листы А-4, фломастеры у каждого ребенка.

Ход урока:

- Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Постановка цели. Актуализация знаний.

- А сейчас, если вы отгадаете загадки, то сможете догадаться , как называется произведение, с которым мы познакомимся на уроке. ( Слайд)

Он поет, гудит, играет

и над тучами летает.

Воет волком за окном

И пугает перед сном.

А когда устанет –

Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
(Солнце)

( Слова – отгадки появляются на интерактивной доске.(Слайд )

- Сегодня мы познакомимся с произведением, который написал К.Д. Ушинский. Будем учиться работать с текстом, делать предположения и прогнозировать, учиться размышлять и рассуждать.

  1. Составим кластер о творчестве писателя.(Слайд)

К. Д. Ушинский - известный педагог и писатель (1824-1871). Детство он провел на Украине в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии. Директор гимназии был добрый и образованный человек, и он сумел воспитать в гимназистах уважение к знанию, к науке. После гимназии Ушинский учился в Московском университете и стал учителем.

-- А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите о ветре и о солнце?

Ответы учащихся (выброс на доску)

Ветер: холодный, сильный, срывает листья, шумит…

Солнце: теплое, веселое, греет…

- Представьте, что ветер и солнце поспорили между собой о том, кто из них сильнее.

- Как вы думаете, кто победит в этом споре?(прогнозирование)

Вопросы к 1 части

- О чем поспорили Ветер и Солнце?

- Как вы считаете , будут ли они мериться силами?

- Выскажи свое предположения о дальнейших событиях (прогнозирующий вопрос)

2). Чтение 2 части до слов « ему плаща не сдернуть)

Вопросы ко 2 части:

- Оправдались ли твои прогнозы?

- Как Ветердоказывал свою силу?

- Как защищался путешественник от Ветра?

- Удалось ли Ветру сорвать плащ с путешественника?

- Сможет ли Солнце снять плащ с путешественника?

Вопросы к 3 части:

- Удалось ли Солнцу снять плащ с путешественника?

- Что чувствовал человек, когда действовало солнце?

- Как вы думаете, что сказало Солнце сердитому Ветру?

4) Чтение концовки текста

- Кто победил в споре? Почему?

- Совпало ли ваше мнение с мнением автора?

- Найдите в тексте главную мысль рассказа.

- Что хотел сказать автор?

Физминутка. (Слайд)

Солнце спит и небо спит, ( сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит ( указательный пальчик приставляем к губам – т-с-с)

Рано утром солнце встало, ( подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало, ( растопырили пальчики-лучики и шевелим ими)

Только солнышко проснулось,

Всем в округе улыбнулось ( улыбаемся всем)

Работа над пословицами. Объясни смысл пословиц: (Слайд)

Добрый человек придёт – словно свет принесёт.
Большая душа, что большой костёр – издалека видна.
Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

Добро не умрет, а зло пропадет

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

-Подумай, где можно использовать пословицы: в начале или концовке рассказа – повествования.

Разыгрывание сценки по сюжету.

Составление синквейна( по группам) (Слайд)

1 группа – Ветер

3.Сердился, свирепел, осыпал

4.Гневом мало чего добьешься

2 групаа – Солнце

  1. Солнце
  2. Доброе, кроткое
  3. Выглягуло, обогрело, осушило.
  4. Доброе слово теплей шубы греет
  5. Тепло

Итог урока.

- Как называется произведение, изученное на уроке? Кто его написал?

- Чему оно нас учит?

- У меня получилось…

Домашнее задание.(Слайд)

Выразительное чтение притчи, отвечать на вопросы по учебнику. Придумать свою версию сказки.

Нарисовать рисунок к тексту.

Здравствуйте, дорогая редакция журнала

Пишет Вам Бектурова Майра Сагандыковна, учитель начальных классов ГУ СШ Айнакольского сельского округа г.Аксу Павлодарской области. Мой педагогический стаж 26 лет.

Ваш журнал помогает мне в работе учебно-воспитательного процесса. Из вашего журнала беру много полезного и интересного материала у коллег, которые делятся своимии разработками.

Очень приятно видеть на страницах Вашего журнала свои работы.Надеюсь, что мой урок литературного чтения также будет интересен учителям.

Желаю Вам дальнейшего процветания и огромного количества подписчиков!


Урок литературного чтения во 2 классе

М.С. Бектурова

учитель начальных классов ГУ СШ Айнакольского сельского округа г.Аксу, Павлодарская область

Цели и задачи: познакомить с новым произведением, формировать умение работать с текстом, применяя технологию критического мышления;

развивать мыслительные навыки, познавательные способности, умение делать выводы;

воспитывать доброе отношение к людям.

Тип: изучение нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, листы с текстом о творчестве писателя, листы А-4, фломастеры у каждого ребенка.

Организационный момент.

Психологический настрой

- Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения.

Проверка домашнего задания.

Постановка цели. Актуализация знаний.

- А сейчас, если вы отгадаете загадки, то сможете догадаться , как называется произведение, с которым мы познакомимся на уроке. ( Слайд)

Он поет, гудит, играет

и над тучами летает.

Воет волком за окном

И пугает перед сном.

А когда устанет –

Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
(Солнце)

( Слова – отгадки появляются на интерактивной доске. (Слайд )

- Сегодня мы познакомимся с произведением, который написал К.Д. Ушинский. Будем учиться работать с текстом, делать предположения и прогнозировать, учиться размышлять и рассуждать.

5. Работа по теме урока.

Составим кластер о творчестве писателя. (Слайд)

К. Д. Ушинский - известный педагог и писатель (1824-1871). Детство он провел на Украине в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии. Директор гимназии был добрый и образованный человек, и он сумел воспитать в гимназистах уважение к знанию, к науке. После гимназии Ушинский учился в Московском университете и стал учителем.

-- А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите о ветре и о солнце?

Ответы учащихся (выброс на доску)

Ветер: холодный, сильный, срывает листья, шумит…

Солнце: теплое, веселое, греет…

- Представьте, что ветер и солнце поспорили между собой о том, кто из них сильнее.

- Как вы думаете, кто победит в этом споре?(прогнозирование)

Вопросы к 1 части

- О чем поспорили Ветер и Солнце?

- Как вы считаете , будут ли они мериться силами?

- Выскажи свое предположения о дальнейших событиях (прогнозирующий вопрос)

2). Чтение 2 части до слов « ему плаща не сдернуть)

Вопросы ко 2 части:

- Оправдались ли твои прогнозы?

- Как Ветер доказывал свою силу?

- Как защищался путешественник от Ветра?

- Удалось ли Ветру сорвать плащ с путешественника?

- Сможет ли Солнце снять плащ с путешественника?

Вопросы к 3 части:

- Удалось ли Солнцу снять плащ с путешественника?

- Что чувствовал человек, когда действовало солнце?

- Как вы думаете, что сказало Солнце сердитому Ветру?

4) Чтение концовки текста

- Кто победил в споре? Почему?

- Совпало ли ваше мнение с мнением автора?

- Найдите в тексте главную мысль рассказа.

- Что хотел сказать автор?

Физминутка. (Слайд)

Солнце спит и небо спит, ( сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит ( указательный пальчик приставляем к губам – т-с-с)

Рано утром солнце встало, ( подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало, ( растопырили пальчики-лучики и шевелим ими)

Только солнышко проснулось,

Всем в округе улыбнулось ( улыбаемся всем)

Работа над пословицами. Объясни смысл пословиц: (Слайд)

Добрый человек придёт – словно свет принесёт.
Большая душа, что большой костёр – издалека видна.
Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
Добро не умрет, а зло пропадет

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

-Подумай, где можно использовать пословицы: в начале или концовке рассказа – повествования.

Разыгрывание сценки по сюжету.

Составление синквейна ( по группам) (Слайд)

1 группа – Ветер

3.Сердился, свирепел, осыпал

4.Гневом мало чего добьешься

2 групаа – Солнце

Выглягуло, обогрело, осушило.

Доброе слово теплей шубы греет

- Как называется произведение, изученное на уроке? Кто его написал?

- Чему оно нас учит?

- У меня получилось…

Домашнее задание.(Слайд)

Выразительное чтение притчи, отвечать на вопросы по учебнику. Придумать свою версию сказки.

Читайте также: