Чехов душечка конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Аксянова Гузель Саитовна

Организация: ГБОУ СОШ № 2 г. Сызрани Самарской области

Населенный пункт: г. Сызрань

Слово как средство художественного изображения давно привлекает внимание исследователей. Основной тенденцией научных работ по языку литературных произведений является стремление определить назначение каждого отдельного речевого компонента текста.

Как известно, творчество Антона Павловича Чехова - это явление, принадлежащее не только отечественной, но и мировой культуре. Даже спустя более ста лет после смерти писателя к его произведениям не ослабевает интерес. Но если литературоведение имеет большой опыт изучения художественных особенностей рассказов и повестей Чехова, то лингвистические исследования его прозы освещают лишь узкий круг аспектов языка и речи.

Главная героиня этого небольшого произведения, Оленька Семеновна, принадлежит окружающему ее обществу, живет по его законам. В ее характере есть очень важная черта — способность к самоотверженной любви, которая составляет сущность натуры героини. Любовь Оленьки проявлется по-разному, ее чувство — это всецелая зависимость от предмета любви.

Показателем душевных переживаний героини является ее речь. Читая произведение, можно обратить на обилие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: голубчик, крылечко, красавчик, деточка и пр. Говоря о мужчине-муже, Оленька обычно использует суффикс -ичк-: Васичка, Ваничка, Володичка. Отношение к мужчине-ребенку передает суффикс -еньк-: Сашенька, славненький, миленький, умненький, беленький и тд. Частое использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами показывает добродушие и отзывчивость главной героини.

Далее в доме Оленьки Семеновны появляется Саша и ее жизнь обретает смысл. Героиня будто оживает. На это указывают ряды однородных членов: распоряжалась, засветилась, посвежела, очнулась, проговорила; любит, делает, молится, крестит, шепчет; обедают, разговаривают, готовят (уроки). Следует отметить, что среди этих сказуемых не только глаголы, показывающие физические действия, но и глаголы, связанные интеллектуальной и эмоциональной сферами.

Читатель также может заметить, что при глаголах-сказуемых неизменно идут наречия образа действия. Молча, серьезно, ласково, беззаветно, бескорытсно, тихо, смирно, постоянно сильно — использование автором обстоятельств при однородных членах является показателем того, что Оленька и любит, и страдает искренне. В лучших традициях славянской православной культуры героиня отдается чувству без остатка.

Мы же уверены, что это произведение об истинной самоотверженной любви и о непостоянстве земного счастья. Убеждает нас в этом лексический и грамматический строй комического и одновременно грустного рассказа «душечка А. П. Чехова.

Литература

Еремеева Т.М. Выявление авторской позиции через лингвистический анализ текста // Филологический класс (сборник статей). 2003. № 3. С.82-85.

Матюшенко Л. И. Матюшенко А. Г. Учебное пособие пособие по истории русской литературы 19 века. М.: МАКС ПРЕСС. 2009. С.127

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ душечка урок.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Средства характеристики героя Другие средства Речь Имя Портрет Жесты Композиция

Средства характеристики героя Другие средства Речь Имя Портрет Жесты Композиция

Задачи урока Анализ композиции Анализ эпизода Анализ жестов

Задачи урока Анализ композиции Анализ эпизода Анализ жестов

Анализ композиции Что такое композиция литературного произве6дения? Какие эле.

Анализ композиции Что такое композиция литературного произве6дения? Какие элементы композиции вам известны?

Анализ композиции Какие элементы композиции можно выделить в рассказе? Нарису.

Анализ композиции Какие элементы композиции можно выделить в рассказе? Нарисуйте композицию рассказа в виде геометрической фигуры. Объясните, почему выбрали именно эту фигуру. Как она характеризует героиню





Анализ эпизодов Правильно ли был понят вами этот фрагмент? Обратите внимание.

Анализ эпизодов Правильно ли был понят вами этот фрагмент? Обратите внимание на внешность героини: прическу, платье. Как ведет себя героиня в эпизодах?





Анализ эпизодов Что происходит в эпизодах? Как речь героев помогает понять их.

Анализ эпизодов Что происходит в эпизодах? Как речь героев помогает понять их отношение к героине? Обратите внимание на внешность героини: прическу, платье. Как ведет себя героиня в эпизодах? Дайте оценку поведению героини.

ЖЕСТ м. франц. -телодвижение человека, немой язык вольный или невольный; обн.

Анализ жестов Найдите в первой и последней частях рассказа жесты героев. Разы.

Анализ жестов Найдите в первой и последней частях рассказа жесты героев. Разыграйте небольшие сценки, повторив жесты героев.


Анализ жестов Отличается ли Душечка в просмотренном вами эпизоде от той Душеч.

Анализ жестов Отличается ли Душечка в просмотренном вами эпизоде от той Душечки, которую показали вы? Какой вы ее увидели в фильме? Почему режиссер решил отступить от текста? Согласны ли вы с ним? Предполагает ли чеховский текст такую трактовку образа Душечки? Пересмотрите этот фрагмент рассказа


Домашнее задание Напишите сценарий понравившегося вам эпизода.

Домашнее задание Напишите сценарий понравившегося вам эпизода.

Выбранный для просмотра документ конспект урока.doc

Душечка? Душечка! Душечка…

учитель русского языка и литературы

Цыбикова Оюна Дамбаевна

Тема: Душечка? Душечка! Душечка…

Цели урока :

развивать творческое воображение;

воспитывать художественный вкус.

Задачи :

вспомнить средства создания характера литературного героя;

анализ композиции рассказа;

анализ жестов героини рассказа;

анализ эпизода рассказа.

Метод обучения : интерактивный

Организационный момент .

Целевая установка урока и его общая организационная четкость (своевременность начала и создание установок на конкретный вид деятельности). Создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление материала.

Характеристики литературного героя .

- Вспомнить средства характеристики литературного персонажа (портрет, речь, жесты, имя, композиция, средства выразительности и др.)

- Сегодня на уроке мы будем использовать композицию, жесты и анализ эпизода.

Работа в группах. Анализ композиции рассказа.

- Что такое композиция художественного произведения? Назовите известные вам виды композиции.

Нарисуйте особенности композиции в виде геометрической фигуры. Объясните, почему вы выбрали именно эту фигуру. Какова особенность композиции рассказа? Представьте себе, что вы режиссеры фильма. Создайте живую статичную картину по мотивам чеховского рассказа, иллюстрирующую каждую часть рассказа. Отображают ли ваши живые иллюстрации нарисованную вами фигуру?

Выступление учащихся

Работа в группах. Анализ эпизода.

Для этого необходимо понять, какой эпизод отражен во фрагменте, какие герои участвуют в этом эпизоде.

Выступление учащихся.

Просмотр фрагментов фильма со звуком.

Проверьте, правильно ли был понят вами этот фрагмент? Как вам удалось понять, о каком эпизоде рассказа идет речь?

Обратите внимание на внешность героини: прическу, платье. Что происходит в эпизоде? Как ведет себя героиня в эпизоде? Дайте оценку поведению героини.

Работа в группах. Анализ жестов.

- Что такое жест? Какова его функция в художественном произведении?

Найдите в первой и последней частях рассказа жесты героев.

Разыграйте небольшие сценки, повторив жесты героев.

Подумайте, как еще можно было бы повести себя в подобных ситуациях?

Выступление учащихся.

Просмотр последнего эпизода фильма.

Отличается ли Душечка в просмотренном вами эпизоде от той Душечки, которую показали вы? Какой вы ее увидели в фильме? Почему режиссер решил отступить от текста? Согласны ли вы с ним? Предполагает ли чеховский текст такую трактовку образа Душечки? Пересмотрите этот фрагмент рассказа.

- Вернемся к теме нашего урока. Какие знаки препинания вы бы поставили на месте пропусков? Прокомментируйте свой ответ.

- Прочтите высказывания о Душечке и сделайте свой вывод.

Душечка – безликая раба своих привязанностей? (Горький М.);

Душечка – непостоянное, беспринципное существо? (Ленин В.И.);

Душечка – воплощение истинного предназначения женщины? (Толстой Л.Н.).

Выступление учащихся.

Итог урока . 2 мин

- Сегодня на уроке мы исследовали текст художественного произведения, используя приемы театрализации, просмотрели фрагменты фильма С.Колосова по мотивам рассказа и пришли к выводу о многозначности образа и произведения, возможности разного понимания и толкования, что и является свойством творений высокого искусства.

Анализ рассказа А.П. Чехова

А.П. Чехов: на стыке веков Л.Толстой писал о "новых, совершенно новых для всего мира формах письма, созданных

А.П. Чехов: на стыке веков Л.Толстой писал о

А.П. Чехов: на стыке веков

Л.Толстой
писал о "новых, совершенно новых для всего
мира формах письма, созданных Чеховым, о присущей ему необыкновенной
технике реализма".

Отзыв М.Горького об одном из поздних
рассказов Чехова: "Знаете, что Вы делаете? Убиваете реализм".

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Споры о главной героине рассказа

Споры о главной героине рассказа

Споры о главной героине рассказа

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

М. Горький о Чехове Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от…

М. Горький о Чехове Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от…

М. Горький о Чехове

Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой. Вот тревожно, как серая мышь, шмыгает "душечка" -- милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. Ее можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, кроткая раба.

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

М. Горький о Чехове Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от…

М. Горький о Чехове Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от…

М. Горький о Чехове

Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой. Вот тревожно, как серая мышь, шмыгает "душечка" -- милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. Ее можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, кроткая раба.

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Что бы было с миром, что бы было с нами, мужчинами, если бы у женщин не было этого свойства и они не проявляли бы его? Без женщин-врачей, телеграфисток, адвокатов, ученых, сочинительниц мы обойдемся, но без матерей, помощниц, подруг, утешительниц, любящих в мужчине все то лучшее, что есть в нем, и незаметным внушением вызывающих и поддерживающих в нем все это лучшее,— без таких женщин плохо было бы жить на свете. Не было бы Марии и Магдалины у Христа, не было бы на каторге жен декабристов, не было бы тысяч и тысяч безызвестных, самых лучших, как все безвестное, женщин, утешительниц слабых, тех, для которых нужнее, чем кому-нибудь, утешения любви. В этой любви, обращена ли она к Кукину или к Христу, главная, великая, ничем не заменимая сила женщины.

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Почему возможны разные прочтения рассказа

Почему возможны разные прочтения рассказа

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Разные прочтения в издательствах?

Разные прочтения в издательствах?

Разные прочтения в издательствах?

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Разные прочтения в издательствах?

Разные прочтения в издательствах?

Разные прочтения в издательствах?

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Каким видится вам режиссерское прочтение?

Каким видится вам режиссерское прочтение?

Каким видится вам режиссерское прочтение?

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Жизнь русской провинции, однообразная и пошлая

Жизнь Ольги Племянниковой, способной к самоотверженной любви

Ольга – образ романтический, драматический, героический
или комический?

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Тайна имени Почему Оленька, а не

Тайна имени Почему Оленька, а не

Почему Оленька, а не Ольга?

Почему Душенька, а не душа?

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

По второй версии происхождения имя Ольга – это древнеславянское имя и произошло оно от имён Вольга, Волх, где имена Вольга и Волх – мужские

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

"Да, ничего себе. " – и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия: "Душечка!"

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Что не так? Котикова В.С. МБОУ г

Что не так? Котикова В.С. МБОУ г

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Талант « Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого

Талант « Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Роль четырехчастной композиции «

Роль четырехчастной композиции «

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Безличность, безликость Ольга

Безличность, безликость Ольга

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Душа и душечка Женщине – нужен мужчина, мужчине – женщина, но личности, человеку помимо прочего, нужна другая личность, другая индивидуальность

Душа и душечка Женщине – нужен мужчина, мужчине – женщина, но личности, человеку помимо прочего, нужна другая личность, другая индивидуальность

Женщине – нужен мужчина, мужчине – женщина, но личности, человеку помимо прочего, нужна другая личность, другая индивидуальность.

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Чью жизнь проживает Душечка?

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Роль художественной детали «

Роль художественной детали «

Роль художественной детали

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

В какой момент сатирические ноты угасают, а на первый план выходит человеческое начало? «Ах, как она его любит!

В какой момент сатирические ноты угасают, а на первый план выходит человеческое начало? «Ах, как она его любит!

В какой момент сатирические ноты угасают, а на первый план выходит человеческое начало?

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Финал грустно-иронического рассказа

Финал грустно-иронического рассказа

Финал грустно-иронического рассказа

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Встреча души с душой, обретение себя, актуализация в материнской любви

Встреча души с душой, обретение себя, актуализация в материнской любви

Встреча души с душой, обретение себя, актуализация в материнской любви

Страх потерять Сашу рождает не полынную горечь, а острую боль.

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Не все смешно, что смешно, да и так ли уж это смешно, а?

Не все смешно, что смешно, да и так ли уж это смешно, а?

Не все смешно, что смешно, да и так ли уж это смешно, а?

Котикова В.С. МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"

Домашняя работа: какая из интерпретаций рассказа

Домашняя работа: какая из интерпретаций рассказа

Цель: Развитие навыков поискового чтения.

Задачи:

Класс: 10

Оборудование: УМК О. В. Афанасьева, Дж. Дули и др. “Spotlight - 10 Student’s book”, проектор (или другая аудио и видео аппаратура), раздаточный материал.

Ход урока

1. Введению в тему. Речевая разминка.

На экране или на доске портрет А.П. Чехова

Look at the portrait. Do you know him? What’s his name? Have you ever read his works? What are they? Did you like it?

So, think three questions you would like to ask about Chekhov. Then will watch a video and will see if you can answer them.

Suggested answers: Where did he travel? What books did he write? What cities are connected with his name? What famous play did he write?

2. Работа c краткой биографией А. П. Чехова

Учитель раздает задание по видео. Учащиеся изучают задание, задают вопросы.

- Choose the correct item.

1. Anton Pavlovich Chekhov was born in 1816.

a) True b. False c. Not stated

2. His father had his own greengrocer’s

a) True b. False c. Not stated

3. Chekhov had got 5 brothers and sisters

a) True b. False c. Not stated

4. He and his father brought home the bacon

a) True b. False c. Not stated

5. Chekhov’s first works were published in the magazine New Times

a) True b. False c. Not stated

6. Short story “Ward № 6” was written in 1890

a) True b. False c. Not stated

7. Chekhov had been suffering from the tuberculosis since his youth

a) True b. False c. Not stated

Видео (см. презентацию).

- Now we’re going to meet the abstract from one of the popular Chekhov’s works. It’s “The Darling”. But firstly, look at the pic. on p.52 which shows Olenka and Sasha. How are they related? Read to find out.

- Now, you’ll read it one more to time and as you can see 7 sentences have been removed. Match each of the (A-G) to the appropriate gap (1-7) p.52 ex.3a.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно, озвучивая свои предположения.

- Let’s listen and check 3b

4. Работа с лексикой

- Now. We’re going to lean new words and phrases. P.53 ex.4a Match the highlighted words in the text with their meanings below.

  • abandoned - left alone for a long time
  • fixed up - set up, organised
  • sound - deeply (asleep)
  • shoved - puched quickly and carelessly
  • stout - rather fat
  • aroused - awakened
  • difficult - hard

p. 53 ex5. -Try to match picture with the appropriate word (см презентацию).

- Now decide who felt these emotions and feelings: Olenla or Sasha and complete the diagram in your copybooks.

Резерв : ex.6 p53. –Look at the pic at p/52 one more time and say which of the text best describes this picture.

6. Домашнее задание

С.52-53 слова и фразы учить, уметь объяснять, с.53 у.7 РТ с.24 у.1-3.

7. Подведение итогов

Well, it’s high time to sum everything up.

What do you know about A.P. Chekhov? When and where was he born? What was his works? What are main characters of the story “The darling”.

What are they like?

Which new words did you remember?

- So, the bell has already gone. Thank you for thr lesson. You may be free.

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 – 1904)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Оборудование:
учебник, тексты рассказов, раздаточный материал, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Какова функция рассказчика в этой трилогии?

• Герой какого рассказа трилогии напоминает персонажей Салтыкова-Щедрина? В чём их сходство?

• В чём вы видите связь между проблемами, поднятыми Чеховым в этом произведении, и современной жизнью России?

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Споры, размышления об особенностях жанра рассказов Чехова длятся уже не одно десятилетие. Различные точки зрения, появившиеся за прошедшие годы, открывают новые грани уникального жанра чеховского рассказа, помогают лучше, объёмнее его понять. Точнее определить жанр всегда очень важно, потому что от этого зависит понимание любого произведения. По традиции рассказы Чехова называют новеллами. Л. Е. Кройчик, например, предлагает называть ранние чеховские рассказы комическими новеллами, а поздние — сатирическими рассказами.

1) Коллективная работа по составлению плана рассказа
(запись на доске и в тетрадях)

План

1. Душечка замужем за антрепренёром Кукиным.

3. Душечка замужем за управляющим Пустоваловым.

5. Роман Душечки с ветеринаром Смирниным.

6. Отъезд ветеринара.

8. Любовь к Сашеньке.

• Найдите ключевые слова, постройте словесный ряд, который создаёт образ героини.

• Определите авторское отношение к Оленьке. Сделайте вывод.

Ориентировочные ответы

Ключевые слова: без него не могла спать; сидела у окна; смотрела на звёзды; сравнивала себя с курами; не спят, испытывают беспокойство; в курятнике нет петуха.

• Душечка — прекрасная жена и мать, мечта мужчины.
Согласны ли вы с этим высказыванием?

3. Исследовательско-аналитическая работа (в группах)

1) Выполнение аналитической работы

• Выясните время написания рассказа.

• Задумайтесь и постарайтесь объяснить смысл заглавия.

• Подумайте, какова тема рассказа, в какой тональности он написан и почему; каково общее впечатление от рассказа.

• Изложите сюжет произведения, определите ведущие мотивы и особенности композиции.

• Постарайтесь объяснить, чем рассказ интересен (проблемами, показом героев, их взаимоотношений и др.), какие чувства и мысли вызвало у вас чтение рассказов.

• Проанализируйте систему образов в рассказе.

• Продумайте план и форму своего высказывания. Обоснуйте и докажите все свои суждения, выводы, предположения.

2) Обобщение учителя

Они не в силах совладать ни с любовью, ни с жизнью, и их связь так и остаётся обычной связью, ибо они не в состоянии ни разорвать свои отношения, ни вступить друг с другом в законный брак.

Со смертью Дымова угасла надежда объединения двух групп героев, разделённых невидимой, но прочной стеной непонимания.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

• Объясните, почему Чехов предпринял путешествие на остров Сахалин?

• Какие новые мотивы появляются в зрелом творчестве писателя 1890-х годов?

• Почему А. П. Чехов избрал основной темой своего творчества изображение потока обыденной жизни?

2. Заключительное слово учителя

Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, А. П. Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворённости бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.

VI. Домашнее задание

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

Читайте также: