Конспект урока в бианки декабрь

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 2376 0

Цель: создание представления о зиме и её первом месяце - декабре на основе имеющихся знаний, а также на основе восприятия новых произведений искусства.

коррекционно – развивающая: развивать у детей творчество, воображение, ассоциативное, образное мышление, фантазию, коммуникативную и информативную компетентность, умение работать в парах, пространственную ориентировку.

воспитательная: воспитывать положительную мотивацию к учению, любви к природе, способствовать формированию положительных привычек поведения.

Тип урока: урок изучения нового материала, урок – проект.

Проектные цели:

развитие умения строить монологическую речь;

умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;

умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь

Оборудование: учебник чтения для 6 класса под редакцией И.М.Бгажноковой, Е.С.Погостиной, индивидуальный раздаточный материал с коррекционно-развивающими заданиями для практической работы, иллюстрации с картинами художников о зиме, выставка рисунков обучающихся о зиме, презентация о декабре, снежинки, проектор, компьютер, газеты – проекты обучающихся, музыкальные заставки.

I Организационный момент

охранительный режим обучения

Коррекция мотивации к обучению

II Актуализация прежних знаний и умений обучающихся

Коррекция экспрессивной (воспроизведение) стороны речи обучающихся

Коррекция безудержности, непреодолимости отдельных желаний

Коррекция зрительного восприятия и памяти

III Изучение нового материала

Формирование стремления добиваться результата, доводить начатое дело до конца

Коррекция зрительного восприятия

Коррекция просодической (темп, ритмика, мелодика) стороны речи обучающихся

Коррекция ассоциативного мышления

Физкультминуткана коррекцию зрения

Коррекция слухового внимания

IV Применение и закрепление изученного материала

Коррекция памяти

Физкультминутка на синтез деятельности слухового и двигательного анализаторов

Коррекция просодической (темп, ритмика, мелодика) стороны речи обучающихся

Коррекция ассоциативного, образного мышления

Развитие устной речи

Коррекция слухового восприятия, внимания

V Комментарий и выставление оценок

Коррекция самооценки

VI Домашнее задание

I Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.

Встали все у парт красиво.

Девочки за парты сели,

Мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Улыбнулись друг другу.

Подарили улыбку и мне.

Пусть урок принесёт нам радость общения и подарит прекрасное настроение. Не забывайте про правильную осанку на уроке.

Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность)

Кругом все белое и синее,

Все в тонком кружеве теней.

А лес укрыт пушистым инеем,

Уснул до первых вешних дней,

И снятся сны ему спокойные

И птичьи песни на заре.

Стоят безмолвно сосны стройные

В тяжелом зимнем серебре

Г. Скребицкий

II Актуализация прежних знаний и умений обучающихся

1. Вступительное слово учителя.

О каком же времени года мы начинаем изучать цикл рассказов? (О зиме)

Коррекция экспрессивной (воспроизведение) стороны речи обучающихся

- Зима - одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой. А давайте составим небольшой рассказ о зиме. Презентация о зиме (составление рассказа)

Зимой часто идёт снег. Снег лежит на ветках деревьев и кустарников. Только ёлочки зимой и летом зелёные. Зимой вода в реках замерзает и превращается в лёд. Зайчик зимой белый, а летом серый. Белочка зимой серая, а летом рыжая. Птицам зимой холодно и голодно. Зимой дети мастерят кормушки для птиц. Всю зиму спят медведи, барсуки, ёжики. Зимой дети строят горку, катаются на коньках, на лыжах, на санках, играют в снежки, лепят снеговика.

- Но ведь зима – это три месяца. А о каком месяце мы будем говорить сегодня, вы узнаете, если отгадаете загадки. Сегодня весь урок вы будете работать в парах, поэтому не забывайте заповеди совместной работы. Учитель знакомит ребят с заповедями общения, вывешивает их на доске.

Древние заповеди общения:

доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек, с которым вы общаетесь, готов с вами общаться;

уважение к тому, с кем общаешься, признание того, что общаться с человеком надо бережно и вежливо;

уступчивость, умение вовремя отступить, считаясь с мнением другого человека.

Коррекция зрительного восприятия и памяти

2.Обучающиеся работают в парах, отгадывают загадки и отгадки записывают в кроссворд, чтобы получилось слово декабрь. Калинин Роман работает на доске.

1.Без рук, без топорища построен мостище. (Лёд)

2.С неба падают зимою и кружатся над землёю лёгкие пушинки, белые … (Снежинки)

3.Под гору коняшка, а в гору – деревяшка. (Санки)

4.Их треплют, катают, а зиму таскают. (Валенки)

5.На дворе – горой, а в избе – водой. (Сугроб)

6.Невидимкой осторожно он является ко мне. И рисует, как художник, он узоры на стекле. (Мороз)

7.Кручу, урчу, знать никого не хочу. (Метель)

Формирование стремления добиваться результата, доводить начатое дело до конца

После решения кроссворда обучающимися, учитель вывешивает на доске для зрительного восприятия и самопроверки ответы Романа Калинина. И о каком же месяце мы начнём разговор? Декабрь.

И нас снова встречает Виталий Бианки с рассказом о первом зимнем месяце декабре.

III Изучение нового материала

1.Слово учителя о цели урока

- Как выражают люди свою любовь к зимней природе, к природе вообще? (Пишут стихи, рассказы, музыку, рисуют картины, делают фотографии - создают произведения.) Всё это будет у нас на уроке.

- Ребята, а что такое проект? Как вы думаете?

(Это план, замысел, дело)

-Запомните: проект - дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль и многое другое.

- Результатом (продуктом) нашей работы будет литературная газета. А знание услышанного материала о первом зимнем месяце декабре поможет вам в создании этой газеты.

2.Создание продукта проектной деятельности

А) Задание №1

Ребята! Пусть каждая страничка нашей литературной газеты имеет своё название. Вот и мы начнём нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах лежат лист А4 и конверты. Откройте конверт под №1,в нем есть несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился, и приклейте заготовку на вашу страницу.

Варианты названия странички:

1.Декабрь – зимы начало.

2.Декабрь год кончает, а зиму начинает.

3.Декабрь – самый старший месяц в году.

4.Декабрь – последний месяц года.

5.Декабрь – ожидание Нового года.

Выслушиваются ответы детей, дети объясняют свой выбор.

Коррекция просодической (темп, ритмика, мелодика) стороны речи обучающихся

В) Задание №2.

Да, декабрь и снежный, и холодный. и студень. Так назвал В.Бианки декабрь. Откройте конверты под №2. Достаньте заготовки.

А какие ассоциации у вас вызывает это время года? Выберите прилагательные (3), которые, по – вашему, характеризуют декабрь и приклейте заготовки на страницу, по вашему усмотрению.

Снежный, жгучий, пронизывающий, холодный, голодный, красивый, лёгкий, узорный, снегопадный, сказочный, тёмный, радостный, последний, новогодний.

По окончании работы дети зачитывают ассоциации.

Обучающиеся делают зарядку для глаз.

Ах, как долго мы читали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе ёлочку построим,

Вверх по ёлочке пойдем, (Посмотреть по ёлке вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатились вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

Физкультминуткана коррекцию зрения

Г) Обучающиеся прослушивают разговор дяди Кузи и Чевостика о декабре. Звуковая презентация о декабре.

Работа обучающихся в парах по составлению литературной газеты о декабре.

Народ наблюдал за декабрём и отмечал приметы декабря. В рассказе дяди Кузи некоторые из них прозвучали. Откройте конверты под №3. Возьмите заготовки с приметами декабря. Расположите примету на листе и приклейте её.

Физ. минутка.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок –

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Физкультминутка на синтез деятельности слухового и двигательного анализаторов

В конверте есть отрывки из стихотворений о зиме, выберите одно четверостишие на заготовку и приклейте на вашу страницу.

Вот такая зима бывает у нас в России. За это и любима она многими поэтами и писателями. Художники слова обращаются к теме зимы и создают свои замечательные произведения

Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников, и композиторов.

Перед вами репродукции картин А. Пластова, К. Юона, И.Левитана, На этих картинах каждый художник показывает зиму по – своему.. У Аркадия Пластова – первый снег воздушный, нежный, пахнущий свежестью арбуза; у К. Юона и А. Саврасова изображена русская зима с обилием снега, мягкого, пушистого. У И.Левитана изображен снег уходящий, начинающий таять, мартовский.

Я предлагаю вам почувствовать себя художниками и украсить страничку своими зимними рисунками. Трудиться вы будете под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского из цикла “Времена года”. Музыка посвящена зиме и называется “На тройке”. В ней передаются восторженные чувства людей, их восхищение зимней природой.

Коррекция ассоциативного, образного мышления

Ребята украшают рисунками свои страницы.

4. Презентация продукта

Представление (защита) работ по плану

1) Представиться. (Авторы работы)

2) Защита работ. (Дети комментируют композиции рисунков, темы, цветовое решение, включая в ответы цитаты из изученных произведений.)

3) Назвать источники информации.

4) Определить, где можно использовать готовый продукт.

V Комментарий и выставление оценок

- Подошёл к концу наш урок. Найдите конверт под № 4, в нем лежат снежинки. Если вы довольны своей работой, то закрасьте снежинку голубым цветом. Если вы не очень довольны своей работой, то синим. Если вы совсем недовольны своей работой, то оставьте снежинку белой.

-Из ваших страничек мы обязательно сделаем зимнюю газету и украсим ими наш кабинет на Новогодний праздник.

VI Домашнее задание

Дорисовать рисунок на газете

Вот и закончился наш урок, на котором мы познакомились с первым зимним месяцем - декабрём. Понравился урок?

Образовательная: дать краткие биографические сведения о В. Бианки; учить правильному, выразительному чтению; знакомить с народными приметами.

Коррекционно-развивающая: развивать устную речь учащихся, активизировать зрительные и слуховые анализаторы, расширять круг представлений об окружающем мире, обогащать словарь учащихся.

Воспитательная: воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование:

Ход урока.

I.Орг. момент.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

II. Проверка д/з.

Тест. Выберите нужный ответ.

- Вежливо поздороваться с друзьями, значит:

а) хлопнуть приятеля по плечу

- Вежливо поздороваться с девочкой значит:

а) дернуть ее за косичку

б) пройти мимо не заметив

- Вежливо поздороваться со старшими значит:

III. Введение в тему.

- О каком же времени года мы начинаем изучать цикл рассказов? (О зиме)

- Зима - одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой.

- Но ведь зима – это три месяца. А о каком месяце мы будем говорить сегодня, вы узнаете, если отгадаете загадки. ДЕТИ РАЗГАДЫВАЮТ КРОССВОРД

1. Рыбам зиму жить тепло: крыша толстое стекло. (Лёд)

2. Мухи белые хотят замести тропинки;

Эти мухи не жужжат, ведь они? (Снежинки)

3. Сел, коня не запрягал, с горки конь меня помчал.

С горы коняшка вёз меня, на горку я тащу коня. (Санки)

4. Тёплые, удобные ноги согревают,

Долго, долго по сугробам ходить позволяют? (Валенки)

5. Проработав целый день, намела гору метель.

Что за горка? Как зовётся? Вам ответить мне придётся. (Сугроб)

6. Мы бежали лыжный кросс. Кто хватает нас за нос

И румянит щёки гонит на уроки. (Мороз)

7. Все кругом белым-бело, чисто поле замело.

Это Зимушке постель стелет бабушка…(Метель)

- Какое слово получилось? (Декабрь)

БИОГРАФИЯ В. БИАНКИ

Виталий Валентинович Бианки, известный русский писатель, родился 30 января (11 февраля) 1894 года в Санкт-Петербурге. Его отец, Валентин Львович, был ученым-орнитологом и заведовал Зоологическим музеем. Всю жизнь Валентин Бианки посвятил изучению природы, что оказало огромное влияние на его сына. Еще в детстве Виталий Бианки проникся любовью к жизни леса и его обитателям. Будущий писатель часто посещал музей отца; дома, в большой квартире на Университетской набережной, располагался настоящий зоопарк с кошками, собаками, ежиками, многочисленными вольерами, клетками с птицами. В деревне Лебяжье, куда семья уезжала летом, отец часто брал Виталия с собой в лес на прогулку и рассказывал ему о птицах.

За свою жизнь Виталий Бианки написал более 300 рассказов, сказок и повестей, выпустил 120 книг, доброта которых с малых лет воспитывают в детях любовь и заботу об окружающей природе.

IV.Чтение рассказа учителем.

Первичное восприятие прочитанного.

-О каком времени года идет речь в рассказе?

-Как вы понимаете слово студень применительно к месяцу года? (холодный)

-Подберём однокоренные слова этому слову (студить, студеный)

V. Чтение рассказа учащимися. (цепочкой)

1. Восприятие прочитанного.

1)Как меняется природа с приходом декабря?

2)Приведите примеры своих наблюдений. (посмотри в окно)

3)Назовите день рождения солнца? (26 декабря)

4)Что начинается в природе с этого дня?

5)Прочитайте, что пишет автор о растениях и животных?

6) А что вы можете сказать о растениях зимой? (жизнь растений замирает,

о животных (кто-то впадает в спячку, кто-то ищет себе корм, а кто-то заготовил корм с осени).

Физ. пауза.

Вот студеною зимой Дети машут руками.

Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые движения руками.

Он суровый и могучий.

Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на

Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают.

Притаилась и сидит,

Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.

Но утихла злая вьюга,

Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.

Скачет по полю лиса. Прыжки.

Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.

И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.

2. Словарная работа:

Студень – так в народе называют декабрь, так как этот месяц холодный, студеный)

Буйные – шумные, бурные)

Близится - становиться близким, приближается)

3. Выборочное чтение

-прочитать образные выражения для описания первого месяца зимы.

-прочитайте, что пишет автор о растениях и животных

А какие ассоциации у вас вызывает это время года? Выберите прилагательные, которые, по – вашему, характеризуют декабрь.

Снежный, жгучий, пронизывающий, холодный, голодный, красивый, лёгкий, узорный, снегопадный, сказочный, тёмный, радостный, последний, новогодний.

По окончании работы дети зачитывают ассоциации.

VI. Закрепление.

Работа с пословицами о декабре.

- У вас на партах лежат разрезанные пословицы о декабре. Вам нужно собрать их и прокомментировать.

Декабрь год кончает, а зиму начинает

В декабре солнце на лето, зима на мороз.

Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.

Декабрь — шапка зимы.

В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты

Декабрь — месяц лютый, спрашивает, как обутый.

VII. Итог урока.

-Какой рассказ читали?

-Кто написал этот рассказ?

-Что вам особенно понравилось на уроке?

-Какого цвета зима?

VIII. Выставление оценок.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа

- Зима прекрасное время года. В завершение нашего урока хочется прочитать вам красивое стихотворение

В декабре не встретишь лужу –

Лужи вымерзли давно.

В декабре – мороз и стужа,

В декабре – год мудрый старый

Подведёт всему итог.

Ёлка снежная, с базара,

К нам войдёт через порог!

И запахнет сразу хвоей.

Станем ёлку украшать

И МОРОЗА, как героя,

С нетерпеньем поджидать.

У вас на партах лежат смайлики, с их помощью оцените свою работу.









План работы методического объединения воспитателей школы-интерната VIII вида на 2017–2018 учебный год Цель: создание условий и механизмов для обеспечения компетентного подхода к воспитательной работе. Задачи: изучать новые воспитательные.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ В.Бианки Декабрь.doc

2. Васильева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и чтения

4. timon . t _ v @ mail . ru

Данная разработка содержит конспект и презентацию к уроку. В презентации использованы портрет писателя, предметные и сюжетные картинки, кроссворд. Материал урока содержит коррекционные задания, загадки, пословицы. В презентацию включены: задание на внимание, кроссворд, тест, работа с пословицами, рефлексия.

Тип урока: урок изучения нового материала

Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии, технологии личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, технологии оценивания учебных успехов.

Образовательная : выявить уровень знаний по теме; дать краткие биографические сведения о В. Бианки; учить правильному, выразительному чтению.

Коррекционно-развивающая: развивать устную речь учащихся, активизировать зрительные и слуховые анализаторы, расширять круг представлений об окружающем мире, обогащать словарь учащихся.

Воспитательная : воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: учебники, карточки, домики, кроссворд, слова для домиков, презентация к уроку .

I .Орг.момент.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

II . Задание на внимание.

Исключи лишнее слово: Здравствуйте, здорово, доброе утро, добрый день.

III . Проверка д/з.

Тест. Выберите нужный ответ.

- Вежливо поздороваться с друзьями, значит:

а) хлопнуть приятеля по плечу

- Вежливо поздороваться с девочкой значит :

а) дернуть ее за косичку

б) пройти мимо не заметив

в) кивнуть и сказать здравствуй

- Вежливо поздороваться со старшими значит :

- Ученица встречает в школе несколько учителей. Девочка кричит :

а) здравствуйте Анна Николаевна

IV . Введение в тему.

- О каком же времени года мы начинаем изучать цикл рассказов? (О зиме)

- Зима - одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой.

- Но ведь зима – это три месяца. А о каком месяце мы будем говорить сегодня, вы узнаете, если отгадаете загадки.

1.Рыбам зиму жить тепло: крыша толстое стекло. (Лёд)

2. Мухи белые хотят замести тропинки;
Эти мухи не жужжат, ведь они? (Снежинки)

3. Сел, коня не запрягал, с горки конь меня помчал.
С горы коняшка вёз меня, на горку я тащу коня. (Санки)

4. Тёплые, удобные ноги согревают,
Долго, долго по сугробам ходить позволяют? ( Валенки)

5. Проработав целый день, намела гору метель.
Что за горка? Как зовётся? Вам ответить мне придётся. (Сугроб)

6. Мы бежали лыжный кросс. Кто хватает нас за нос
И румянит щёки гонит на уроки. (Мороз)

7. Все кругом белым-бело, чисто поле замело.
Это Зимушке постель с телет бабушка …(Метель)

- Какое слово получилось? (Декабрь)

Виталий Валентинович Бианки, известный русский писатель, родился 30 января (11 февраля) 1894 года в Санкт-Петербурге. Его отец, Валентин Львович, был ученым-орнитологом и заведовал Зоологическим музеем. Всю жизнь Валентин Бианки посвятил изучению природы, что оказало огромное влияние на его сына. Еще в детстве Виталий Бианки проникся любовью к жизни леса и его обитателям. Будущий писатель часто посещал музей отца; дома, в большой квартире на Университетской набережной, располагался настоящий зоопарк с кошками, собаками, ежиками, многочисленными вольерами, клетками с птицами. В деревне Лебяжье, куда семья уезжала летом, отец часто брал Виталия с собой в лес на прогулку и рассказывал ему о птицах.

За свою жизнь Виталий Бианки написал более трехсот рассказов, сказок и повестей, выпустил 120 книг, доброта и гуманность которых с малых лет воспитывают в детях любовь и заботу об окружающей природе.

V .Чтение рассказа учителем.

Первичное восприятие прочитанного.

-О каком времени года идет речь в рассказе?

-Как вы понимаете слово студень применительно к месяцу года? (холодный)

-Подберём однокоренные слова этому слову.(студить, студеный)

VI .Чтение рассказа учащимися .(цепочкой)

1. Восприятие прочитанного.

1)Как меняется природа с приходом декабря?

2)Приведите примеры своих наблюдений.(посмотри в окно)

3)Назовите день рождения солнца? (26 декабря)

4)Что начинается в природе с этого дня?

5)Прочитайте, что пишет автор о растениях и животных?

6) А что вы можете сказать о растениях зимой? (жизнь растений замирает),

о животных (кто-то впадает в спячку, кто-то ищет себе корм, а кто-то заготовил корм с осени).

Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.

2.Выборочное чтение

-прочитать образные выражения для описания первого месяца зимы.

-прочитайте, что пишет автор о растениях и животных?

3.Коррекция ассоциативного мышления

А какие ассоциации у вас вызывает это время года? Выберите прилагательные, которые, по – вашему, характеризуют декабрь.

Снежный, жгучий, пронизывающий, холодный, голодный, красивый, лёгкий, узорный, снегопадный, сказочный, тёмный, радостный, последний, новогодний.

По окончании работы дети зачитывают ассоциации.

4. Работа с пословицами о декабре.

- У вас на партах лежат разрезанные пословицы о декабре. Вам нужно собрать их и прокомментировать.

Декабрь год кончает, а зиму начинает

В декабре солнце на лето, зима на мороз.

Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.

Декабрь — шапка зимы.

В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мост

Декабрь — месяц лютый, спрашивает, как обутый.

VII . Закрепление.

Все животные по-разному проводят зиму.

- А сейчас мы поиграем и расселим животных по домикам, узнаем, какие животные делают запасы, какие впадают в спячку, какие ищут корм в природе?

(Карточки с названиями животных (Белка, медведь, лиса, волк, кабан, заяц, ёж, барсук, бобёр, хомяк.)

- В первый домик селим животных, которые к зиме делают запасы.

-Во второй домик животных, которые зимой впадают в спячку.

-В третий домик животных, которые зимой ищут корм в природе.

Подведение итога игры.

VIII . Итог урока.

-Какой рассказ читали?

-Кто написал этот рассказ?

-Что вам особенно понравилось на уроке?

-Какого цвета зима?

IX . Выставление оценок.

X . Домашнее задание.

XI . Рефлексия.

1. Зима прекрасное время года. В завершение нашего урока хочется прочитать вам красивое стихотворение о зиме.

В декабре не встретишь лужу –
Лужи вымерзли давно.
В декабре – мороз и стужа,
Разрисовано окно.
В декабре – год мудрый старый
Подведёт всему итог.
Ёлка снежная, с базара,
К нам войдёт через порог!
И запахнет сразу хвоей.
Станем ёлку украшать
И МОРОЗА, как героя,
С нетерпеньем поджидать.

2. У вас на партах лежат смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

Краткие рекомендации к использованию

Данный урок предназначен для работы в 6 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида, а также для учителей общеобразовательной школы, в классах, где изучают творчество В.Бианки. Рекомендую перед изучением данного рассказа провести экскурсию по зимнему лесу, для того чтобы полученные на экскурсии представления, результаты наблюдений, и собранные материалы использовать на уроке.

Цель: создание условий для формирования у обучающихся с ОВЗ представления о зиме и её первом месяце - декабре на основе имеющихся знаний, а также на основе восприятия новых произведений искусства.

Образовательные:

Коррекционно-развивающие:

  1. Ученик сможет расширять словарный запас, совершенствовать навык правильного, беглого и осознанного чтения;
  2. Ученик сможет воспроизвести информацию, необходимую для ответа, осуществить поиск информации с использованием текста учебника; составить небольшие рассказы о приметах декабря посредством пересказа.
  3. Ученик сможет обогатить зрительный, слуховой, обонятельный, и осязательный опыт.

3.Воспитательные:

- воспитание интереса к чтению, ценностному отношению к прекрасному.

Оборудование:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть всех вас здоровыми и в хорошем настроении. Надеюсь, что это настроение останется с вами до конца урока.

II. Проверка домашнего задания

- Начнем наш урок с проверки домашнего задания.

- Если утверждение верное, то хлопайте в ладоши, а если не верное – топайте ногами.

- Вежливо поздороваться с друзьями, значит:

а) хлопнуть приятеля по плечу;

- Вежливо поздороваться с девочкой значит:

а) дернуть ее за косичку;

б) пройти мимо не заметив;

- Вежливо поздороваться со старшими значит:

-Ученица встречает в школе несколько учителей. Девочка кричит:

а) здравствуйте Анна Николаевна;

- Кто же здоровается первым?

- Как приветствуют людей, которых мы часто видим, но с ними не знакомы?

III. Подготовительная работа к восприятию нового произведения.

II Актуализация прежних знаний и умений обучающихся

- Послушайте стихотворение и подумайте, о каком времени года говорится.

Кругом все белое и синее,

Все в тонком кружеве теней.

А лес укрыт пушистым инеем,

Уснул до первых вешних дней,

И снятся сны ему спокойные

И птичьи песни на заре.

Стоят безмолвно сосны стройные

В тяжелом зимнем серебре.

- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (о зиме)

- По каким признакам мы об этом догадались? (всё белое - в снегу, лес в инее, уснул до весны, сосны в зимнем серебре).

- Что автор называет серебром в стихотворении? Молодцы.

- Прочитайте слова на карточках. Подумайте, что их объединяет? Что это такое?

декабрь, ноябрь, февраль, январь.

- Расположите карточки с зимними месяцами по порядку. Какой месяц первый? Второй? Последний?

- Что вы знаете об этом писателе?

V. Работа над произведением.

1. Чтение текста учителем.

(- В календаре декабрем год заканчивается, а первый месяц зимы – декабрь).

2. Подготовка учеников к чтению. Словарная работа

- Ребята, прежде чем вы прочтете этот рассказ самостоятельно, давайте разберем новые слова, которые нам встретятся в тексте.

- Прочитайте и объясните слова и выражения, которые записаны у вас на карточках. ( На карточке: студень, буйные реки, возродится жизнь, близится).

- Студень – студеный, холодный.

- Буйные – шумные, бурные, неукротимые.

- Близится - становиться близким, приближается

3. Чтение текста учащимися вслух.

- Откройте страницу с 81. Прочитаем текст вслух по абзацам с. 81.

4. Беседа по прочитанному произведению.

I абзац

- Как меняется природа с приходом декабря?

Читаем II абзац.

- Как зимуют деревья, кустарники и травы?

(Снег укроет землю, и корни растений не погибнут. Лиственные растения сбросили листву, прекратилось движение влаги по стволам. Так растения и перезимуют. И проснутся только весной).

- Как вы понимаете «многие животные сумеют сохранить свою жизнь всю долгую зиму? (Они зимой не погибнут и доживут до весны.)

- Но сначала определите животных, которые у вас изображены на карточках. Наденьте повязки на глаза. Расположите карточки так, чтобы срезанный угол находился внизу справа. Какие животные изображены на карточках? Кто определил, поднимайте руку.


- Распределите животных по домикам. Молодцы.

- А теперь продолжим нашу работу. Назовите день рождения солнца. (23 декабря).

- Что начинается в природе с этого дня?

(Начинает прибавляться день. И каждая минутка приближает нас к весне. Солнце будет с каждым днём светить и пригревать. Наконец придёт весна, и снова возродится жизнь).

- Сегодня 21 декабря - день зимнего солнцестояния. День, когда солнце поднимается на наименьшую высоту над горизонтом. Это самый короткий день и самая длинная ночь в году. Световой день уменьшился до рекордно короткого отрезка времени - всего лишь 7 часов, а уже 23 декабря – день рождения солнца. День спешит начать увеличиваться, и уже к Новому Году прибавится на целых 8 минут. В древности, как во многих странах Европы, так и на Руси, этот день считался праздником. Дети и взрослые прыгали через костер, водили хороводы, мальчики состязались в силе и смекалке. Световой день увеличивается, а значит, весна не за горами. Сколько месяцев осталось до весны? Назовите их.

5. Работа в парах.

- На листе справа у вас изображены картинки, а слева – текст. Надо разными карандашами соединить картинки с соответствующими строками текста.

Физкультминутка.

- Вы немного устали, предлагаю отдохнуть и посмотреть танец снежинок.

6. Пересказ текста по картинкам.

VIII. Итог урока.

- Назовите произведение, которое мы с вами читали.

- Кто автор этого произведения?

- Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос, что происходит в природе в последний месяц года (просмотр м/ф с тифлокомментированием).

- Как меняется природа с приходом декабря?

- Что нового из этого фильма вы узнали, о чём на уроке не говорили?

- Какие запахи у вас ассоциируются с Новым годом? Чем пахнут новогодний праздник?

Определите запах синей подушечки.(ель) Чем пахнет оранжевая?(апельсин) Какой запах хранит голубая?(шоколад)

IX. Домашнее задание.

- Дома вы самостоятельно должны подобрать интересные новогодние загадки, записать их в тетрадь или по желанию выучить наизусть. На следующем уроке будем загадывать их друг другу.

X. Выставление оценок.

XI. Рефлексия

- Если вам было интересно на уроке, и вы узнали что-то новое, то нарисуйте на песке снежинку, если было неинтересно работать и у вас ничего не получилось - тучку.

Конспект урока чтения по рассказу В.Бианки

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

На уроке решается задача исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе овладения учебным материалом, учитываются особенности всех обучающихся: разный уровень успеваемости, быстрая утомляемость, недостаточно развитая речь. В структуру урока введены задания по степени нарастающей трудности (сначала дети настраиваются на рабочий лад, слушают музыку и стихотворение о зиме, составляют рассказ о зиме по картинкам; затем работают с кроссвордом, самостоятельно подбирают характеристику декабря, получают дополнительную информацию о декабре, завершает работу коррекционная работа по систематизации изученного материала); используются упражнения по коррекции высших психических функций и задания, предполагающие самостоятельную обработку информации. Воспитательная задача урока реализуется через методы организации деятельности обучающихся.Урок - проект о зимнем месяце декабре

Читайте также: