Конспект урока употребление дефиса 8 класс разумовская

Обновлено: 04.07.2024

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал, опорные схемы; таблицы.

Проверка домашнего задания ( устно)

Связный рассказ об употреблении дефиса в различных частях речи. Привести собственные примеры на каждый случай употребления тире.

3. Актуализация опорных знаний по орфографии.

ЗСП-1. определить, на какие правила орфографии приведены примеры в задании; записать слова, раскрыть скобки и обосновать свой выбор графически.

4.Обобщение, систематизация и комплексное применение знаний. Работа по теме урока.

* УПР № 27. Объяснить употребление дефиса.

* Инд. Задание 1: На доске выполнить морфемный разбор трех глаголов прошедшего времени и двух деепричастий.

Инд. задание 2: Объяснить написание слов с орфограммой в корне. Записать их на доске.

УПР, № 28. Комментированное письмо.

Запишите под диктовку, объясните написание сложных существительных.

Велокросс, юго-запад, в штаб-квартире, норд-ост, автопробег, завод-автомат, унтер-офицер, экс-чемпион, стереокино, жар-птица, расположен на северо-востоке, учится в школе-интернате, отдалённый микрорайон, сорвал стоп-кран, неумелый радиолюбитель, открывшееся кафе-кондитерское, перестройка метеослужбы, отложенная аэрофотосъёмка, плетёное кресло-качалка, говорить по-французски, пригласить по-дружески, быть по-прежнему, во-первых, в-четвертых, где-нибудь, мало-помалу, долго-долго.

Домашнее задание. Подобрать сои примеры на это правило.

ЗСП-1. Подготовиться к написанию своих примеров по памяти.

Подведение итогов урока.

Список похожих конспектов

Готовимся к ЕГЭ. Синтаксические нормы русского языка. Употребление деепричастий и причастных оборотов

Употребление местоимений

Сазонова Ирина Анатольевна,. учитель средней школы п. Лески Краснинского района Липецкой области. Урок русского языка в 6 классе «Употребление .

Употребление союзов в речи

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 им. В. П. Чкалова. Конспект урока. .

Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами

Русский язык. ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ. НЕ. С ГЛАГОЛАМИ. Урок 110 (99). Тема:. Употребление частицы не. с глаголами. Правило правописания частицы .

Употребление прилагательных в речи

Порохина Татьяна. Викторовна. учитель русского языка и литературы. муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения. «Средняя .

Употребление простого предложения

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья .

Состав слова. Корень и суффикс Употребление наречий в речи

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка 1.ФИО. Савченкова Светлана Власовна. 2.Место работы. МБОУ "Кантемировский лицей". 3.Должность. учитель. .

Употребление обращений

Предложения с однородными подлежащими, сказуемыми. Употребление запятых между однородными членами

Развитие речи. Употребление в речи предложений с причаст- ными и деепричастными оборотами

Тема урока. . Развитие речи. Употребление в речи предложений с причаст-. . ными и деепричастными оборотами. Цель:. организовать деятельность .

Обращение. Употребление обращений в устной и письменной речи

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение. «Средняя общеобразовательная школа с. Починок Кучук. Кукморского муниципального района Республики .

Морфологическая норма. Употребление форм существительных

Значения сложносочинённых предложений и пунктуация в них. Употребление сложносочинённых предложений в речи

План урока по русскому языку в 9 классе по теме «Значения сложносочинённых предложений и пунктуация в них. Употребление сложносочинённых предложений .

Употребление местоимений в речи

Употребление антонимов и синонимов в речи

Употребление антонимов и синонимов в речи. Цели:. Знать,. что такое антонимы, что такое синонимы; для чего синонимы и антонимы употребляются .

Употребление наречий в речи

Егораева Надежда Алексеевна. (. PedagogRus. ). Учитель русского языка и литературыМБОУ "Дегтярская СОШ". . Открытый урок русского языка в 7 .

Употребление букв Ъ и Ь

Употребление букв Ъ и Ь . 5 класс. Автор. : Фролова Ольга Николаевна. Место работы. : МОУ СОШ №4 г. Павловского Посада, Московской области. .

Употребление предлогов в речи

Урок русского языка в 7 классе. Тема:. Употребление предлогов в речи. . . Цель:. . Показать сферу употребления предлогов в речи; прививать .

Употребление в речи и правописание сложных слов

Русский язык. . . Тема:. Употребление в речи и правописание. сложных слов. . . Цель:. . (обучающее). -развитие умения писать сложные слова .

Употребление причастий в разных стилях речи

Тема. ". Употребление причастий в разных стилях речи". . Цель урока:. . умеют применять на практике пунктуационные и орфографические правила .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зная, что компетентность учителя состоит в том, чтобы не упускать общих педагогических задач и умело конкретизировать их в зависимости от условий, то я поставила перед собой задачи, направленные на разные стороны психического развития учащихся (образовательные, развивающие, воспитательные).

На первое место были поставлены развивающие задачи, а затем воспитательные и образовательные:

  • ассоциативно-образное и логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать);
  • умение ставить проблемы, делать выводы, видеть цель, добиваться результатов, работать в коллективе;
  • монологическую речь, память, наблюдательность, интерес к предмету, самостоятельность.
  • любознательность
  • интерес к творчеству русских писателей
  • настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе
  • интерес к урокам русского языка и литературы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Открытый урок русского языка в 8 классе:

Подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы

Алтухова Марина Ивановна

2014 – 2015 учебный год

Цели и задачи:

учиться строить односоставные предложения, отрабатывать навыки употребления их в речи, оценивать выразительную сторону односоставных предложений; развивать творческие способности, монологическую речь учащихся, умение владеть нормами речевого этикета;

I. Организационный момент.

У нас необычный урок. Поэтому я предлагаю вам для плодотворной работы провести специальную пальчиковую гимнастику.

Какие ассоциации возникают у вас в связи с грецким орехом? (похож на человеческий мозг). А мозг требует тренировки. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте постараемся все наши творческие способности мозга активизировать. Поможет нам орех, хорошо покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Во время урока, если вы почувствуете, что устали, покатайте орех по ладоням, и снова в бой.

II. Целеполагание. Постановка учебных задач урока.

Запишите в тетрадь приветствие, которое прозвучало в начале урока.

Что записано вами? (Предложение)

Охарактеризуйте это предложение.

(Это односоставное предложение, так как грамматическая основа состоит из сказуемого в форме глагола второго лица, поэтому это предложение определенно-личное)

Предположите, какова цель нашего урока.

III. Актуализация опорных знаний.

На какие группы делятся предложения по наличию в них главных членов?

Как вы их различаете?

/Определённо-личные/

2. По мнению Пешковского, внимание в этих предложениях сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, представляется как неизвестное, неопределённое. Например: Ведут ко мне коня.

/Неопределённо-личные/

/Обобщённо-личные/

4. По мнению лингвиста Скобликовой, особенностью данных предложений является то, что в них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные.

Например: Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

5.По мнению Скобликовой, действие в этих предложениях происходит само по себе, без действующего лица. Например: Подморозило.

Определенно-личные предложения – это односоставные предложения? (ДА)

Определённо-личные предложения – это односоставные предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым? (ДА)

Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее? (ДА)

Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2-го лица? (НЕТ)

Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (ДА)

Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (ДА)

Может ли назывное предложение быть распространенным? (ДА)

Назывные предложения – это двусоставные предложения? (НЕТ)

А сейчас определим соответствие главных членов виду односоставных предложений. Работа с интерактивной таблицей.

IY. Работа по теме урока.

Итак, мы назвали все виды односоставных предложений, их признаки. Посмотрим, научились ли вы отличать эти предложения друг от друга.

Проведём графический диктант (Интерактивный тренажёр).

На экране будут появляться предложения. Ваша задача: определить вид каждого из них и в тетрадь сокращенно записать Б/Л, О/Л, Н/Л, ОБ/Л, Н.

В избе жарко натопили.

Приготовьтесь к уроку.

Бездонную бочку водой не наполнишь.

Мне легко дышится.

Дерево зажгло грозою.

У тебя нет книги?

Дни поздней осени бранят обыкновенно…

Проверка графического диктанта:

С утра морозит. б/л

В избе жарко натопили. н/л

Приготовьтесь к уроку. о/л

Бездонную бочку водой не наполнишь. об/л

Иду по дороге. о/л

Мне легко дышится. б/л

Морозное утро. н

Дерево зажгло грозою. б/л

У тебя нет книги? б/л

Дни поздней осени бранят обыкновенно… н/л

А теперь я буду называть действия , а вы их выполняйте.

Положите руки на парты, поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши. Положите руки на парту. Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь. Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и, не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и еще раз: окно, двери, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе.

Какие предложения по цели высказывания я использовала? (Побудительные)

А какими они были по структуре? (Односоставные, определённо-личные, сказуемые выражены глаголом в повелительном наклонениии).

За двумя зайцами погонишься…

Не имей сто рублей…

Односоставные предложения какого вида у вас получились?

Помните, ребята, что в пословицах и поговорках заключается мудрость народа и они в какой-то мере могут служить своеобразными правилами поведения человека.

Самостоятельная работа обучающихся. Работа по индивидуальным карточкам.

Задание. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы, выдели в них грамматическую основу, определи тип.

Ради розы терп . т и шипы.

Под музыку осе(н,нн)его дождя иду во тьме.

Задание. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы, выдели в них грамматическую основу, определи тип.

Т. пло на солнышке.

Бр. жу по набережной снов.

Задание. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы, выдели в них грамматическую основу, определи тип.

Соловьи.

И вот в лицо п. хнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днём.

Проверка самостоятельной работы.

Ради розы терпят и шипы. (Обобщённо-личное.)

Под музыку осеннего дождя иду во тьме. (Определённо-личное.)

Тепло на солнышке. (Безличное.)

Брожу по набережной снова. (Определённо-личное.)

Соловьи. (Назывное./)

И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днём. (Безличное.)

Работа у доски. Синтаксический разбор предложений.

Когда в лунную ночь видишь широкую улицу с ее избами, стогами, ивами, на душе становится тепло.

Сердце громко стучит и рвётся на простор, и хочется куда-то мчаться.

Итак, мы с вами вспомнили виды односоставных предложений, продолжили учиться отличать их друг от друга, а теперь обратим внимание на особенности употребления односоставных предложений в речи.

Как вы думаете, односоставные предложения часто встречаются? Послушайте, пожалуйста, образцы художественных поэтических текстов и сделайте свои выводы. (Чтение учителем под музыку образцов художественных поэтических текстов русских поэтов).

1).Не спится, няня: здесь так душно! (А.С. Пушкин)

2). В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М.Ю. Лермонтов)

3). Шёпот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

Сонного ручья. (А.А. Фет)

4). Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман. (М.Ю.Лермонтов).

5). Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! ( А.С.Пушкин)

6). К кому-то принесли от мастера ларец. ( И.А. Крылов)

7). Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые.

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.С. Тургенев)

8). Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу. (С.А. Есенин)

9). Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я её донести?

Брошу всё. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси. (С.А. Есенин)

10). Люблю грозу в начале мая. (А.А. Фет)

Бесспорно, ребята, односоставные предложения играют важную роль в русском языке. Они отличаются особой красотой, удивительной эмоциональностью, выразительностью, экспрессивностью. Мы убедились, что писатели и поэты активно используют такие предложения в своих произведениях.

Творческая работа. Мини-сочинение по картине.

И в заключение урока попробуем сами составить рассказ по картине, используя односоставные предложения. (Самостоятельная работа обучающихся и её проверка)

Y. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Понравился ли вам урок? Что особенно запомнилось? Что было трудным для вас? Что нужно повторить? Оцените урок и свою работу на уроке с помощью односоставных предложений.

YI. Домашнее задание. Повторить теоретический материал об односоставных предложениях, найти и выписать из газет, из художественных произведений односоставные предложения.(по 3 предложения каждого типа.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация представляет собой комбинированный материал для усвоения темы "Употребление дефиса" . Повторяется правописание дефиса в словах разных частей речи, новое - дефис в наречиях. Далее предложены упражнения для закреплениятемы.

(комбинированный урок)

ПОВТОРЕНИЕ Глин. ый, таинств…ый, песч…ый, соловь..ый, демонстраци…ый, дерев…ый. Заработа(н,нн)ый, задума(н,нн)о, дли(н,нн)ая, каме(н,нн)ых, образова(н,нн)а.

  • Глин. ый, таинств…ый, песч…ый, соловь..ый, демонстраци…ый, дерев…ый.

Дефис в словах разных частей речи

пол- а рбуза

пол- Т омска

пол- л ета

горький и соленый)

Кто- нибудь

НО: пол м андарина

НО: древнерусский (Древняя Русь), дальневосточный (Дальний Восток)

(-ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ- пиши всегда с чертою)

(с приставкой пол-)

Дефис в наречиях 1.По-русски 2.Во-первых по-заячьи В наречиях, образованных от полных прилагательных и местоимений с приставкой по- и суффиксами -и , -ому (-ему). В наречиях, образованных от числительных при помощи приставки во- (в-) и суффиксов - ых -их. 3.Кое-как во-вторых по-прежнему по-моему куда-то В наречиях после приставки кое -. 4.Еле-еле где-либо Перед суффиксами - то, - либо, - нибудь. мало-помалу В сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или повторением слов. крепко-накрепко

Дефис в наречиях

В наречиях, образованных от полных прилагательных и местоимений с приставкой по- и суффиксами -и , -ому (-ему).

В наречиях, образованных от числительных при помощи приставки во- (в-) и суффиксов - ых -их.

В наречиях после приставки кое -.

Перед суффиксами - то, - либо, - нибудь.

В сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или повторением слов.

В каком ряду наречия пишутся через дефис? 1.Видимо (невидимо), почему (то), (с) легка. 2.Куда (нибудь), (пол) Москвы, сельско( хозяйственный). 3.Сделать (по) своему, где (нибудь), мало (помалу). 4. Ярко (красный), все (таки), (по) немногу.

В каком ряду наречия пишутся через дефис?

1.Видимо (невидимо), почему (то), (с) легка.

2.Куда (нибудь), (пол) Москвы, сельско( хозяйственный).

3.Сделать (по) своему, где (нибудь), мало (помалу).

4. Ярко (красный), все (таки), (по) немногу.

Закрепление (Ярко)красный автомобиль, (древне)русский язык, кто(нибудь) поможет, отрежьте (пол)лимона, поговорить с кем(либо), кто(то) был, (юго)западный ветер, кое(с)кем встретился, заводская (фабрика)кухня, (кисло)сладкий апельсин.

(Ярко)красный автомобиль, (древне)русский язык, кто(нибудь) поможет, отрежьте (пол)лимона, поговорить с кем(либо), кто(то) был, (юго)западный ветер, кое(с)кем встретился, заводская (фабрика)кухня, (кисло)сладкий апельсин.

Закрепление 1) Это была старая, (давно)заброшенная усадьба. 2) Забор из (беловато)серых камней местами обвалился. 3) В ворота был виден старинный дом с железной крышей, тоже старой, (рыжевато)бурой. 4) Среди (стволов)колонн затаилась ничем (не)нарушаемая тишина. 5) До горизонта на (северо)востоке сплошь расстилаются леса, черные вблизи и (темно)синие вдали, чем(то) напоминающие пятна. 6) На вышке, около домика конторы, приспособили для обогрева железный бочонок из(под) сожженного в пути горючего. 7) Мы ожидали в надежде, что какой(нибудь) шорох выдаст присутствие тигра. 8) Эта тишина была какой(то) особенной, (таинственно)страшной. 9) В (четырех)пяти метрах я увидел медведя. 10) Казалось, что снаружи кто(то) яростно бросал в стекла окон горсти сухого мелкого снега.

1) Это была старая, (давно)заброшенная усадьба.

2) Забор из (беловато)серых камней местами обвалился.

3) В ворота был виден старинный дом с железной крышей, тоже старой, (рыжевато)бурой.

4) Среди (стволов)колонн затаилась ничем (не)нарушаемая тишина.

5) До горизонта на (северо)востоке сплошь расстилаются леса, черные вблизи и (темно)синие вдали, чем(то) напоминающие пятна.

6) На вышке, около домика конторы, приспособили для обогрева железный бочонок из(под) сожженного в пути горючего.

7) Мы ожидали в надежде, что какой(нибудь) шорох выдаст присутствие тигра.

8) Эта тишина была какой(то) особенной, (таинственно)страшной.

9) В (четырех)пяти метрах я увидел медведя.

10) Казалось, что снаружи кто(то) яростно бросал в стекла окон горсти сухого мелкого снега.

Закрепление (Бело)голубой; (ближне)восточный; (борт)проводник; (аграрно)промышленный; (взаимо)выгодный; (жаро)понижающий; (горе)богатырь; (изжелта)зелёный; (зимне)весенний; (изба)читальня; (кисло)сладкий; (матч)реванш; (нефте)(газо)провод; (право)бережный; (ярко)зеленый; (свето)тень; (кое)что; с кем(нибудь); (пяти)миллионный; (сто)тысячный.

(Бело)голубой; (ближне)восточный; (борт)проводник; (аграрно)промышленный; (взаимо)выгодный; (жаро)понижающий; (горе)богатырь; (изжелта)зелёный; (зимне)весенний; (изба)читальня; (кисло)сладкий; (матч)реванш; (нефте)(газо)провод; (право)бережный; (ярко)зеленый; (свето)тень; (кое)что; с кем(нибудь); (пяти)миллионный; (сто)тысячный.

Познакомить учащихся с условиями написания наречий с приставками через дефис. Формировать умения писать при определенных условиях наречия через дефис: через повторение правописания с другими частями речи, т.е. ранее изученного материала, через схемы дефисного написания, усиливая зрительный образ, через многократное озвучивание учащимися предложенных схем. Учить анализировать ошибки.

Ход урока:
1. Проверка домашнего задания
2. Объяснение нового материала
3. Закрепление нового материала
4. Запись домашнего задания
5. Подведение итогов урока
6. Выставление отметок



Читайте также: