Назначение и устройство компьютера конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Урок: Назначение и устройство компьютера

§ Образовательная: расширить представления учащихся о компьютере и его назначении, познакомить с принципиальной схемой устройства и работы компьютера;

§ Развивающая: развитие познавательных интересов к предмету, внимания, мышления, памяти, формирование навыков работы с цифровыми образовательными ресурсами;

§ Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, аккуратности, дисциплинированности;

§ познакомить учащихся с функциональным назначением компьютера, архитектурой персонального компьютера;

§ заложить основу для будущего более подробного изучения аппаратных средств компьютера;

Формы организации работы:

§ Лекция с элементами дискуссии;

§ Самостоятельная работа учащихся за компьютером;

Технические средства обучения:

§ компьютерная презентация (MS PowerPoint);

§ тест (Internet Explorer);

Семакин: учебник Информатика, 8 класс, ЦОР

Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

o Аналогия между компьютером и человеком;

o Информационный обмен в компьютере;

o Принципы фон – Неймана;

o Структура персонального компьютера;

o Программа-тренажер "Устройство компьютера-1";

План – конспект урока

1. Организационный момент

Приветствие учеников. Проверка готовности учащихся к уроку.

Какое слово зашифровано в ребусе?

Объявление цели урока:

С точки зрения информатики компьютер это не только устройство для работы с информацией, но и объект изучения. Сегодня вы познакомитесь с назначением компьютера, его устройством и принципами работы .

Записывают дату и тему урока.

2. Объяснение нового материала.

Ответим на вопрос, для чего человек создал компьютер?

С давних времен люди стремились облегчить свой труд, прежде всего физический. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Проблема физического труда была решена после изобретения колеса и рычага. Компью­ тер был изобретен в середине XX века для усиления возмож­ностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией.

Итак, компьютер – универсальное техническое средство для работы с информацией.

Русский ученый Н. Е. Жуковский также исследовал механизм полета птиц. Результаты этих исследований используются при расчетах конструкций самолетов.

Ребята, как вы думаете, есть ли в природе прототип компьютера?

Сам ч еловек – является прототипом компьютера.

Рассмотрим а налогию между компьютером и человеком.

У человека есть органы чувств, с помощью которых он воспринимает информацию – у компьютера есть устройства ввода информации. У человека есть мозг, в котором он хранит информацию – у компьютера есть устройства хранения информации. С помощью мозга человек может мыслить, обрабатывать информацию – у компьютера есть процессор – устройство обработки информации. Через речь, жесты, письмо человек может передавать информацию – у компьютера есть устройства вывода информации.

Человек информацию может принимать, хранить, обрабатывать, передавать. То же самое с информаций может делать компьютер

Компьютер похож на человека интеллектуальными возможностями.

Компьютер – модель человека, работающего с информацией.

Попробуйте ответить на вопрос: чем отличается компьютер от человека?

Главное отличие компьютера от человека – человек умеет мыслить, может принимать решения, компьютер – исполнитель программ, созданных человеком.. Работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями. Ум компьютера – ум человека, реализованный в программе.

И человек и компьютер работают с информацией. Для человека информация – знания. Для компьютера информация – данные и программы

Рассмотрим схему информационного обмена в компьютере. Объясните, как происходит информационный обмен в компьютере?

В ходе работы компьютера информация через устройства ввода попадает в память; процессор извлекает из памяти информацию, работает с ней (обрабатывает) и возвращает результаты обработки в память, полученные результаты через устрой­ ства вывода сообщаются человеку.

Основные принципы устройства и работы ЭВМ были сформулированы американским ученым Джоном фон Нейманом в 1946 году. Эти принципы во многом сохранились и в современных компьютерах

Рассмотрим схему ЭВМ фон Неймана. ЭВМ включает в свой состав три основных узла: процессор, память, устройства ввода и вывода. Все узлы компьютера выполняют определенную работу с информацией.

Джон фон Нейман также сформулировал основные принципы работы ЭВМ.

Что собой представляет компьютер? Реализован ли он как цельный объект?

Персональный компьютер – это комплекс взаимосвязанных устройств.

Компьютер в своем составе имеет базовую конфигурацию – основные части и дополнительные части. Базовая конфигурация компьютера - минимальный комплект аппаратных средств, достаточный для начала работы с компьютером.

Перечислите основные части компьютера.

Внутри системного блока размещаются:

Функция монитора – устройство вывода информации на экран.

Функция клавиатуры – устройство ввода текстовой информации.

Функция мыши – устройство управления курсором.

Перечислите дополнительные части компьютера.

Функция принтера - устройство вывода информации на бумагу.

Функция сканера – устройство ввода информации в компьютер.

функция колонок, наушников - устройство вывода звуковой информации

функция микрофона - устройство ввода звуковой информации

Итак, к омпьютер включает в себя устройства, выполняющие функции мыслящего человека:

· устройства запоминания — память;

· устройство обработки — процессор;

Устройство современных компьютеров основано на магистрально-модульном принципе построения.

Составные части компьютера называются его модулями. Модули взаимодействуют между собой через информационную магистраль.

Процессор через магистраль связывается с другими устройствами. Каждое устройство компьютера получает свой номер, который выполняет роль адреса этого устройства. У каждого устройства есть свой контроллер, который управляет работой этого устройства.

Проверку задания осуществляем на интерактивной доске.

Молодцы! Все справились с заданием!

А теперь проверьте себя, выполнив тест по сегодняшней теме урока. Учащиеся самостоятельно выполняют тест, показывают свои результаты учителю.

Ребята! Что нового вы узнали сегодня на уроке?

В чем назначение компьютера? Какую роль он играет в жизни человека? Как устроен компьютер?

Изучают слайд презентации:

Изображают в тетради схему:

Изображают в тетради схему:

Изображают в тетради схему:

Учащиеся работают в программе- тренажере, расставляют подписи к основным устройствам компьютера

Один ученик выполняет задание на интерактивной доске

Учащиеся выполняют задание, показывают результаты выполнения учителю. (разрешить заблокированное содержимое)

Дети отвечают на вопросы.

(Подвести итоги, какие оценки получены, кто работал активнее).

Выполнить задание в тетради: описать конфигурацию своего компьютера, его основные характеристики.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Отзыв на урок проведенный в 8 классе

Содержание урока и учебного материала соответствует поставленным целям и задачам. Учителем определена оптимальная структура урока, используются информационные технологии, выбраны рациональные методы и средства обучения.

Материал изложен доступно и последовательно. Продуман процесс закрепления изученного материала, организована индивидуальная, самостоятельная работа учащихся. Для повышения познавательной активности учащихся используются цифровые образовательные ресурсы, ТСО (компьютер, интерактивная доска), наглядные материалы.

Учитель владеет культурой общения, эрудирован.

На уроке созданы условия для комфортного обучения учащихся, создан благоприятный психологический климат. Дети активно включаются в диалог с учителем, достаточно компетентно отвечают на вопросы, с увлечением выполняют практическую работу на компьютере. Отмечены наиболее активные учащиеся на уроке. Урок имеет логическое завершение, цели урока достигнуты.

Учитель информатики Гатауллина Роза Михайловна собрала материал по данной теме, систематизировала и обобщила его, выработала свою технологию преподавания. Создала пособия для учащихся по теме, которые отсутствуют в учебниках. Разработанный дидактический и раздаточный материал к уроку представляют большой интерес, актуален и позволяет реализовать поставленные педагогические задачи через новые технологии.

Отзыв на урок информатики и ИКТ

Количество учащихся : 18 человек

Присутствовало на уроке : 16 человек

Урок лекция с элементами беседы и дискуссии, по дидактической цели - изучение нового материала.

На протяжении всего урока прослеживается отчетливая целенаправленность урока в целом. Темп лекции посилен для учащихся. При демонстрации наглядности учащиеся привлекаются к разговору. Лекция ориентирует учащихся в объемном материале темы. Лекция носит поисковый характер. Учителем используется достаточное материальное и организационное обеспечение урока (мультимедиа презентация, наглядный материал, дифференцированное домашнее задание).

Учителем найден оптимальный объем изучаемого содержания с учетом требований программы курса и уровня учебных возможностей учащихся. Усилия учителя направлены одновременно и на изучение нового материала и на развитие их умственной активности. Деятельность учащихся носит продуктивный характер. Учитель приобщает учащихся к научным методам познания, используя на учебном занятии такие виды деятельности учащихся, как исследование с обобщением его итогов. Используются активные формы организации учебного труда, такие как индивидуальная (самостоятельная) работа. Учитель вовлекает учащихся в контрольно-оценочную деятельность в форме самоконтроля. Участие в процессе обучения носит у учащихся осознанный характер. Учащиеся привлекаются к планированию своей деятельности, выбору рациональных способов достижения цели. Только при таком подходе в обучении каждый ученик включается в активную познавательную деятельность. На протяжении всего урока отмечается оптимальный психологический климат, достаточный темп и ритм. Домашнее задание дано вовремя и с комментариями, дифференцированно. Поставленные цели реализованы, урок представляет собой целостную систему.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Учебный предмет, класс: Информатика, 7 класс

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: знакомство с назначением и устройствами компьютера

Задачи: систематизация знаний учащихся об основных устройствах персонального компьютера; развивать умение читать информацию, развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности; воспитывать умение работать в команде.

1. Организационный момент (2 мин). Здравствуйте ребята! Есть ли отсутствующие на уроке? Все готовы к уроку?

2. Изучение нового материала (25 мин).

С точки зрения информатики компьютер это не только устройство для работы с информацией, но и объект изучения. Сегодня вы познакомитесь с назначением компьютера, его устройством и принципами работы.

Как вы думаете, для чего человек создал компьютер?

С давних времен люди стремились облегчить свой труд, прежде всего физический. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Проблема физического труда была решена после изобретения колеса и рычага.

(Слайд 2) Электронная вычислительная машина (ЭВМ) в современности это уже компьютер был изобретен в середине XX века для работы с информацией.

Итак, компьютер – это универсальное техническое средство для работы с информацией.

Запишем определение в тетрадь.

(Слайд 4) Русский ученый Н. Е. Жуковский также исследовал механизм полета птиц. Результаты этих исследований используются при расчетах конструкций самолетов.

Ребята, как вы думаете, есть ли в природе прототип компьютера?

Сам человек - является прототипом компьютера.

(Слайд 5) Рассмотрим аналогию между компьютером и человеком.

У человека есть органы чувств, с помощью которых он воспринимает информацию - у компьютера есть устройства ввода информации.

У человека есть мозг, в котором он хранит информацию - у компьютера есть устройства хранения информации.

С помощью мозга человек может мыслить, обрабатывать информацию - у компьютера есть процессор - устройство обработки информации.

Через речь, жесты, письмо человек может передавать информацию - у компьютера есть устройства вывода информации.

(Слайд 6) Какие устройства входят в состав компьютера.

Информационная деятельность человека делится на составляющие:
• прием (ввод) информации;
• запоминание информации (сохранение в памяти);
• процесс мышления (обработка информации);
• передача (вывод) информации.

Запишем в тетрадь.

(Слайд 7) К устройствам ввода относятся: (ПОКАЗАТЬ НА ПРИМЕРЕ)

Устройства позиционирования (Мышь, Джойстик, Графические планшеты)

Микрофон
Запишем в тетрадь

(Слайд 8) В состав компьютера входят устройства, выполняющие аналогичные функции:
• устройства ввода;
• устройства запоминания – память;
• устройство обработки – процессор;
• устройства вывода.

Запишем в тетрадь

(Слайд 9) К устройствам вывода относятся: (ПОКАЗАТЬ НА ПРИМЕРЕ)

Монитор, принтер, акустические колонки

Попробуйте ответить на вопрос: чем отличается компьютер от человека?

Главное отличие компьютера от человека – человек умеет мыслить, может принимать решения, компьютер – это исполнитель программ, созданных человеком. Работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями. Ум компьютера – это ум человека, реализованный в программе.

(Слайд 10) Данные – это обрабатываемая информация, представленная в памяти компьютера в специальной форме.

Программа – это описание последовательности действий, которые должен выполнить компьютер для решения поставленной задачи обработки данных.

Запись в тетрадь.

И человек и компьютер работают с информацией. Для человека информация – это знания. Для компьютера информация – это данные и программы.

(Слайд 11) Рассмотрим схему информационного обмена в компьютере. Как же происходит информационный обмен в компьютере?

В ходе работы компьютера информация через устройства ввода попадает в память ; процессор извлекает из памяти информацию, работает с ней (обрабатывает) и возвращает результаты обработки в память, полученные результаты через устройства вывода сообщаются человеку.

Зарисовать схему в тетрадь.

(Слайд 12) В 1946 году американский ученый Джон фон Нейман сформулировал основные принципы устройства и работы ЭВМ. Описанный выше состав устройств ЭВМ и взаимодействие между ними называют архитектурой фон Неймана. Его принцип предполагает, что программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определенной последовательности.


Образовательные цели:
1.знать функциональное назначение компьютера;
2.знать основные устройства компьютера.
Задачи урока:
1. освоить основные характеристики устройств компьютера;
2. иметь представление о функциональном назначении периферийного оборудования;
3. развить у учащихся интерес к предмету.



Архитектурой компьютера называют описание основных устройств компьютера и принципов их работы.
Любой персональный компьютер включает в себя четыре блока:
1. Системный блок – в нем располагаются основные компоненты компьютера, к нему подключаются различные внешние устройства.
2. Монитор – на нем отражается полученная информация в процессе работы текстового или графического редактора.
3. Клавиатура – предназначена для ввода в компьютер текстовой информации и различных команд.
4. Мышь – манипулятор, предназначенный для указания различных объектов на экране монитора и выбора команд, облегчая работу на компьютере.


Персональный компьютер включает в себя следующие основные блоки:
1. Процессор (Системный блок) – в нем располагаются основные компоненты компьютера.
2. Внутренняя память (оперативная и запоминающая).
3. Периферийные устройства.
Процессор.

Из всех частей компьютера процессор (системный блок) выглядит наиболее скромно, но именно он является главной частью. В системном блоке располагаются все основные компоненты компьютера и именно к нему подключаются монитор, клавиатура и любые дополнительные устройства, которые могут входить в состав ПК.
Центральный процессор осуществляет арифметические и логические операции, заданные программой, управляющие вычислительным процессом и координирующие работу всех устройств компьютера.
Основные узлы ПК находящиеся внутри процессора:
1.Системная плата (материнская плата), к которой подключаются все остальные платы и микросхемы (микропроцессор, оперативная память, контроллеры различных устройств);
2.накопитель на жестком магнитном диске (винчестер);
3.дисководы для чтения и записи гибких магнитных дисков, компакт-дисков и видео-дисков;
4.блок питания.

Контроллеры – платы с электронными схемами, управляющими различными устройствами компьютера (монитором, клавиатурой, мышью, дисководами и т.д.)

Портами – называют контакты (разъемы) находящиеся на контроллерах и выведенные на тыльную сторону системного блока.

Кулер (Cooler). Процессор при работе нагревается, поэтому корпус процессора необходимо охлаждать. Для этого используют специальные радиаторы с вентиляторами – кулеры.


Дисплей.
Монитор в ПК предназначен для вывода на экран графической или текстовой информации. Монитор по диагонали бывает 14, 15, 17, 19, 21 дюйм (1 дюйм = 2,54 см.).
Мониторы бывают:
1.ЭЛТ (на основе электронно – лучевой трубки);
2.ЖК (жидко – кристаллический монитор).

Память.
Существует два вида памяти:
1. Внутренняя (основная) - это ПЗУ и ОЗУ;
2. Внешняя (НЖМД – накопитель на жестком магнитном диске и НГМД – накопитель на гибком магнитном диске).
1. Внутренняя.
Оперативная память (ОЗУ).
ОЗУ (оперативно – запоминающее устройство) или RAM – память с произвольным доступом. Оперативная память постоянно получает и отдает информацию, обеспечивая обработку этой информации процессором по хранящейся в памяти программе. Основной характеристикой оперативной памяти является ее размер, который измеряется в мегабайтах.
Постоянная память (ПЗУ).
ПЗУ (постоянно – запоминающее устройство).
Для постоянного хранения используется постоянное запоминающее устройство, где хранятся данные, не требующие вмешательства пользователя и необходимые для корректной работы компьютера. Компьютер может читать или исполнять программы из постоянной памяти, но он не может изменять их и добавлять новые. Постоянная память предназначена только для считывания информации.
2. Внешняя.
НЖМД – накопитель на жестком магнитном диске и НГМД – накопитель на гибком магнитном диске.
Устройство, которое обеспечивает запись и считывание информации, называется накопителем, или дисководом, а хранится информация на носителях информации.

Клавиатура.
С клавиатуры осуществляется ручной ввод различных символов и служебных команд. Современная клавиатура имеет более 104 клавиш, которые по расположению делятся на четыре поля и 3 световых индикатора в правом верхнем углу, информирующие о режимах работы клавиатуры.


Клавиатурные эквиваленты
CTRL+Z - Отменить
CTRL+A - Выделить все
BACKSPACE - Перейти к папке верхнего уровня
CTRL+TAB - Перейти из одной вкладки в другую
F4 – Раскрыть адресную строку
F1 - Справка
F10- Перейти к меню SHIFT+F10 - Вызвать контекстное меню для выделенного объекта
CTRL+ESC - Открыть главное меню
CTRL+ESC - Нажать на кнопку Пуск
ALT+TAB - Перейти из одного окна в другое (смена активности окна) Alt+M - Свернуть все окна
Win+R - Открыть окно Запуск программы
Win+M - Свернуть все открытые окна
Win+F1 - Вызвать справочную систему Windows
Win+E - Вызвать Проводник Windows
Win+F - Найти файл и папку
CTRL+Win+F - Найти компьютер
Win+Tab - Переход между приложениями Панели задач
Win+Break - Вызвать свойства системы

Мышь.
Мышь – один из распространенных типов манипулятора. В верхней части корпуса мыши установлены кнопки для выполнения действий. Движение мыши отражается на экране монитора в виде курсора.


В современной жизни всё вокруг стремительно растёт и развивается. Общение между людьми, странами и континентами осуществляется мгновенно. Любая информация доступна и поступает оперативно, благодаря всемирной сети Интернет. Компьютер в нашей жизни по праву занял одно из главных мест. В данном уроке рассказывается, для чего в компьютере процессор, как работает память компьютера и что относится к устройствам ввода и вывода информации.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Устройства компьютера и их функции"

· Устройства ввода и вывода информации.

В современной жизни все вокруг стремительно растёт и развивается. Общение между людьми, странами и континентами осуществляется мгновенно. Любая информация доступна и поступает оперативно, благодаря всемирной сети Интернет. Компьютер в нашей жизни по праву занял одно из главных мест.

По своему назначению компьютер - это универсальный прибор для работы с информацией. По принципам своего устройства компьютер - это модель человека, работающего с информацией.

Человек создал компьютер, чтобы облегчить свою умственную деятельность, поэтому у человека и компьютера много общего.

Человек получает информацию с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. А компьютер получает информацию с помощью устройств ввода: клавиатуры, мышки и других устройств.

Человек хранит информацию в памяти и на носителях информации. А компьютер хранит информацию в оперативной и долговременной памяти.

Человек осмысливает, обдумывает, преобразует информацию, делает выводы с помощью головного мозга, а компьютер обрабатывает информацию с помощью процессора.

Человек передаёт информацию другим людям с помощью речи, мимики, жестов. А компьютер выводит информацию с помощью устройств вывода: монитора, принтера и других устройств.


Но всё же не стоит равнять человека с компьютером. Человек управляет своими действиями сам, а компьютером управляет человек, программируя его.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем:

· Для чего в компьютере процессор;

· Как работает память компьютера;

· Что относится к устройствам ввода и вывода информации.

Компьютер – это аппаратно-программный комплекс, служащий для приёма, передачи, хранения и обработки информации.

Совокупность всех устройств компьютера называют его аппаратным обеспечением. Состав этих устройств может изменяться в зависимости от того для чего используется компьютер, то есть какие задачи поставлены.

Основной набор включает следующие функциональные блоки: системный блок, монитор, клавиатуру, мышь.


Системный блок представляет собой корпус с размещёнными внутри него системной платой, блоком питания и другими устройствами, которые называют внутренними: например, дисковод для оптических дисков.

Не входящие в системный блок устройства называют внешними.


Основной компонент системного блока — системная (или материнская) плата. На ней размещаются процессор, устройства памяти, набор микросхем, управляющих работой устройств, разъёмы для подключения устройств.


Процессор — это важнейшее устройство компьютера, его мозг, он предназначен для выполнения вычислений и исполнения программ.

Процессор строит свою работу следующим образом:

1) получает данные, то есть считывает из оперативной памяти команды;

2) анализирует их;

3) затем выполняет;

4) отправляет результаты работы на требуемое устройство.

Основные характеристики процессора, определяющие его быстродействие: тактовая частота и разрядность.

Процессор обрабатывает поступающие к нему электрические сигналы (импульсы).

Промежуток времени между двумя последовательными электрическими импульсами называется тактом. На выполнение процессором каждой операции выделяется определённое количество тактов.

Тактовая частота — это число тактов, которые процессор выполняет за одну секунду. Различные операции могут занимать один или несколько тактов. Тактовая частота измеряется в герцах.

У современных процессоров тактовая частота достигает нескольких миллиардов герц. Поэтому её измеряют в производных единицах:

1 МГц = 1000000 Гц

1 ГГц = 1000000000 Гц

Процессоры выполняют операции не над десятичными числами, а над двоичными. Как вы помните двоичные числа записываются цифрами 0 и 1, которым соответствуют единицы информации, называемые битами.

Разрядность процессора — это количество двоичных цифр (битов), которые одновременно обрабатывает процессор.

Большинство современных процессоров имеет разрядность 32 бит или 64 бит.

Производительность процессора может быть повышена за счёт одновременного выполнения нескольких последовательностей операций (потоков).

Процессоры, способные одновременно обрабатывать несколько потоков, являются многоядерными.

Другое важнейшее устройство компьютера — это память.

Память компьютера предназначена для приёма, записи, хранения и выдачи данных.

Чтобы понять принцип работы памяти компьютера давайте представим лист бумаги в клеточку. Каждая клеточка этого листа ¾ это наименьший элемент памяти компьютера, 1 бит. В каждой клеточке может храниться одно из двух значений: 0 или 1.


То есть в 1 бите памяти содержится 1 бит информации.

Для хранения информации используются различные виды памяти или запоминающие устройства. Различают внутреннюю и внешнюю память.

Внутренняя память – это память, которая встроена в компьютер и напрямую управляется процессором.


Внутренняя память компьютера передаёт и принимает от процессора данные с такой же скоростью, с какой процессор их обрабатывает. Поэтому её ещё называют оперативной (быстрой).

Оперативная память (ОЗУ — оперативное запоминающее устройство) предназначена для хранения данных и программ во время их выполнения.

Обмен данными между процессором и оперативной памятью выполняется за очень короткие промежутки времени. Информация в оперативную память поступает после включения компьютера, а при его выключении не сохраняется.


ОЗУ представляет собой набор микросхем, которые собраны в модули. Для установки модулей на материнской плате имеются соответствующие разъёмы.


Для постоянного хранения информации даже при выключенном компьютере предназначено постоянное запоминающее устройство (ПЗУ).

Хранимые в ПЗУ данные и программы обеспечивают запуск компьютера и работу с клавиатурой, монитором и другими устройствами.

Внешняя память относится к внешним устройствам компьютера и используется для долговременного хранения любой информации.

Если пользователь запускает программу, которая хранится во внешней памяти компьютера, то она сначала загружается в оперативную память и после этого начинает выполняться.


Основным устройством долговременного хранения информации является накопитель на жёстких магнитных дисках (винчестер). Он представляет собой набор вращающихся дисков с магнитным покрытием, у поверхности которых расположены головки для записи — чтения. Винчестер является энергонезависимым, перезаписываемым запоминающим устройством. Он является основным носителем данных практически во всех современных компьютерах. Обычно находится внутри системного блока.


Для переноса данных используют съёмные носители: оптические диски (СD и DVD), флэш-память и другие.


Если пользователь запускает программу, которая хранится во внешней памяти компьютера, то она сначала загружается в оперативную память и после этого начинает выполняться.

Максимальный объём информации, который может быть записан на носитель, называют его ёмкостью.

За единицу измерения объёма информации принят байт. Ёмкость носителей измеряют в производных единицах.

1 Кбайт = 1024 байт

1 Мбайт = 1024 Кбайт

1 Гбайт = 1024 Мбайт

1 Тбайт = 1024 Гбайт.

К системному блоку подключаются внешние устройства компьютера – устройства ввода и вывода информации.

На прошлых уроках мы с вами уже научились переводить числа, слова в двоичную систему чисел. Гораздо труднее понять двоичный код. И совсем невозможно понять информацию, которая представлена в виде электрических импульсов. Для этого служат устройства ввода и вывода информации.

Устройства ввода переводят человеческий язык в компьютерный, а устройства вывода наоборот компьютерный язык переводят в человеческий.

К устройствам ввода информации относятся:

1. Клавиатура. Она служит для ввода в компьютер текстовой информации и команд управления при помощи клавиш.


2. Манипуляторы, например, мышь, джойстик и другие. Это специальные устройства, которые используются для управления курсором.

· Мышь перемещает указатель мыши по экрану и вводит команды пользователя. Управление курсором осуществляется путём перемещения мыши по поверхности стола или коврика для мыши. Клавиши и колёсико мыши вызывают определённые действия, например, активация указанного объекта, вызов контекстного меню, вертикальная прокрутка веб-страниц и электронных документов.


· Джойстик – это стержень-ручка, отклонение которой от вертикального положения приводит к передвижению курсора в соответствующем направлении по экрану монитора. Часто применяется в компьютерных играх.


· Трекбол – небольшая коробка с шариком, встроенным в верхнюю часть корпуса. Пользователь рукой вращает шарик и перемещает курсор.


3. Сканер – устройство для ввода графической информации в компьютер.


4. Микрофон – устройство для ввода звуковой информации.


5. Веб-камера – видео- или фотокамера, способная в реальном времени фиксировать изображения, предназначенные для дальнейшего использования.


К устройствам вывода относятся:

1. Монитор служит для вывода информации пользователю на экран.


2. Принтер – устройство для вывода информации на бумагу.


3. Звуковые колонки и наушники предназначены для воспроизведения звуковой информации.


Практическая часть урока.

На флеш-память объёмом 1 Гигабайт загрузили максимально возможное число фотографий. Каждое фото занимает 500 Килобайт. Нужно выяснить, сколько времени займёт просмотр всех фотографий на флеш-памяти, если на просмотр одной уходит 6 секунд.


Пришло время подвести итоги урока.

Сегодня на уроке:

Современный компьютер — универсальное электронное программно-управляемое устройство для работы с информацией.

Любой компьютер состоит из процессора, памяти, устройств ввода и вывода информации.

Функции, выполняемые этими устройствами, в некотором смысле подобны функциям мыслящего человека.

Читайте также: