Конспект урока лебедь рак и щука 3 класс

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 809 0

Образовательные задачи:

Познакомить учащихся с произведением И. А. Крылова, расширять читательский кругозор детей.

Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.

Развивающие задачи:

Развивать навык правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения.

Развивать произвольное внимание, речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

Содействовать формированию культуры диалога на уроке.

Планируемые результаты:

предметные:научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев.

метапредметные:принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;

-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение; выделять существенную информацию;

-строить понятные для партнёра высказывания.

личностные:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.

I. Организационный этап. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Создание позитивного настроения.

- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было светло и спокойно? Надо улыбнуться. Пожелайте друг другу удачной работы в команде, пожмите друг другу руки.

- Вспомните правила работы в команде, которые мы с вами приняли.

Правила работы в группах.

Чтобы попросить слово, подними руку.

Говори по теме, понятно, кратко.

Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.

Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.

Поощряй других к участию в обсуждении.

Будь доброжелателен и терпим.

- Желаю вам успешной и дружной работы.

2. Речевая разминка.(Слайд 2)

- А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе.

Девиз уроков литературного чтения:

«Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко, говорим,

Потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем,

Звук ударный выделяем,

Хорошо мы говорим,

- Ребята, скажите зачем уметь читать?

- Что можно определить по устной речи человека?

- Тогда для чего нам уроки литературного чтения?

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Ребята, творчество какого писателя мы изучали с вами на прошлом уроке? (А.С. Пушкина)

- В чём отличие сказок А.С. Пушкина от других сказок? (они написаны в стихотворной форме)

- А сегодня на уроке знакомство с произведением ещё одного замечательного писателя. Он писал свои произведения тоже в стихотворной форме, но это и не стихотворения и не сказки.

- Если вы отгадаете зашифрованное слово, то узнаете какие произведения писал этот автор.

На доске выставка книг И.А. Крылова.

- Посмотрите на выставку книг к сегодняшнему уроку. Кто автор всех этих произведений? (И.А. Крылов)(Слайд 4,5 краткая биография)

- Скажите, если И.А. Крылов писал басни, кто он? (баснописец) (Слайд 6)

III. Этап выявления места и причины.

– А кто знает что такое басня? (Ответы детей)

– На какой жанр литературы похожа басня? Почему? (На сказку, потому что животные разговаривают и действуют, как люди)

– В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

2. Словарная работа с толковым словарём (на парке карточка).

БАСНЯ – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ, в которых действуют звери, птицы, деревья, вещи, обычно они умеют говорить.

МОРАЛЬ :

1. Нравственные нормы поведения, в отношении с людьми, а также сама нравственность.

2. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Отсюда мораль - это как поступать не годится.

3. Нравоучение, наставление.

- В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. (Слайд 7)

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

- А теперь давайте сформулируем цель нашего урока. (познакомиться с басней И.А. Крылова, научиться находить мораль басни, учиться читать басню правильно, выразительно)

V. Этап реализации построенного проекта.

1. Определение названия басни. (Слайд 8)

-Сегодня мы будем читать басню, а, чтобы узнать, как она называется нужно прочитать эту строчку справа налево.

АКУЩ И КАР, ЬДЕБЕЛ (Лебедь, рак и щука)

-Эта басня была написана в 1814 году. 200лет назад.

2. Знакомство с басней (аудио запись). (Слайд 9)

3.Словарная работа.(Слайд 10)

- Есть ли незнакомые слова? Как вы понимаете смысл этих слов:

Дело на лад – налаживается.

Воз– деревянная повозка для лошадей.

Поклажа– багаж.

Впряглись – вместо лошадей.

Из кожи вон – очень стараются.

И ныне там – на том же месте.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

1. Чтение басни детьми (3-4 человека). Учебник с.104

Физкультминутка

Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

2. Беседа по содержанию.

- Понравилась ли вам басня?

- Как написана эта басня прозой или стихотворением? (стихотворением)

- Назовите героев басни.

- Что вам не понравилось в поведении героев басни? (они были не дружными)

- Кого вы можете считать настоящим другом? (дружба должна быть бескорыстной)

- А легко ли найти друга? А потерять?

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

1.Работа в парах.

- А сейчас ребята поработаем парах: прочитайте друг другу эту басню. Старайтесь читать правильно и с выражением.

2.Выразительное чтение басни (2-3 человека).

VIII. Этап включения в систему знаний.

Работа над пословицей. Работа в парах.

- У вас на парте лежит карточка с пословицами. Найдите среди них ту, которая относиться к теме нашей басни.(Слайд 11, пословица)

Выбрать пословицу, которая подходит к этой басне.

Другом зовётся, а недругом отзывается.

Старый друг лучше новых двух.

Дружно – не грузно, а врозь хоть брось.

Легче друга потерять, чем найти.

- В чём смысл этой пословицы?

Ответы детей (Вместе, согласованно работать не тяжело, а порознь — трудно)

IX . Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

- Ребята, как вы думаете, что необходимо для дружного сотрудничества? Напишите свои мысли на цветочке, который лежит у вас на парте (взаимопонимание, поддержка, умение договориться)

- Посмотрите на доске изображена ваза, с одним цветком. Мы можем сказать, что в вазе стоит красивый, пышный букет? Почему? (потому, что 1 цветок – это не букет)

- Давайте украсим нашу вазу цветами, на которых вы написали, что необходимо для дружного сотрудничества.

(Дети выходят по одному к доске, приклеивают цветы)

- Посмотрите какой получился красивый букет с вашими советами.

X . Подведение итога урока.

Беседа:

- Кем был Иван Андреевич Крылов?(баснописцем)

- Скажите, кто и что делал:

Лебедь (рвался в облака)

Рак (пятился назад)

Щука (тянула в воду)

- Верно ли, что автор своих героев наделил характерами людей? (да)

- Спасибо всем, кто работал старательно и слушал внимательно! Урок окончен!

Домашнее задание : выучить басню (всем); составить небольшой рассказ о друге (по желанию)

Автор: Токарева Светлана Николаевна

Населенный пункт: Курская область, г. Курск

Образовательные: Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова,

вспомнить другие изучаемые ранее, расширять читательский кругозор. Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.

Развивающие: Развивать логическое мышление учащихся, умение делать выводы;

развивать их творческое воображение, способствовать формированию художественного вкуса; развивать навыки выборочного, выразительного чтения.

Тип урока: Изучение нового материала

Планируемые результаты урока:

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, принимать участие в работе парами.

Средства обучения: презентация, карточки.

Технология обучения: здоровьесберегающее.

Компетенции:

  • Ставить конкретную педагогическую цель, задачу;
  • Подводить итоги проделанной работы;
  • Ясно и чётко излагать учебный материал;
  • Владеть правильной грамотной речью.

ХОД УРОКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Прозвенел звонок, начинается урок.

Ребята, поднимите руки те, у кого хорошее настроение. Поднимите руки те, у которых не очень. Ребята, сегодня на уроке я желаю вам отличного настроения и успехов.

Приветствуют учителя, садятся

Выполняют указания учителя

2. Актуализация знаний.

Сейчас я вам прочитаю несколько строк, а вы внимательно подумайте и послушайте, и скажите, о каком авторе говорят эти строки.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша боль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят. (Крылов, портрет)

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

Прочитайте что написано на доске, только справа налево (тренировка произвольного внимания):

КАР и АКУЩ, ЬДЕБЕЛ (лебедь, щука и рак)

– Что вы знаете об этих животных?

– Какими вы их себе представляете? (картинки)

– Как вы думаете, в каком произведении мы можем встретить лебедя, рака и щуку? Кто догадался?

– Правильно, в басне Крылова.


Урок познакомит учащихся с произведением известного баснописца, научит читать басню, определять ее как жанр литературы по характерным признакам (мораль, поучительность).

Описание разработки

Цель:

Тип урока: Урок знакомства с новым произведением.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с произведением И. А. Крылова, учить читать басню, расширять читательский кругозор. Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (мораль, поучительность)

2. Работать над усвоением конкретного содержания, иносказания и морали басни

3. Развивать навыки выборочного, выразительного чтения.

4. Воспитывать любовь к чтению

5. Воспитать умение согласовывать совместную деятельность учащихся друг с другом.

Литературное чтение: учебник 2 класс, часть 1 Л. Ф. Климанова, М. В. Голованова;

рисунки с изображением животных;

иллюстрации к басням;

портрет И.А. Крылова;

текст скороговорки, пословицы

выставка книг с баснями И. А. Крылова

мультимедийный проектор, компьютер с презентацией

карточки с заданием

лесенка из букв

картинки лебедя, щуки, рака

Проверка домашнего задания.

Постановка целей урока.

Рассказ заранее подготовленных учащихся об И. А. Крылове.

Объяснение нового материала.

Физминутка на внимание.

Первичное чтение басни по цепочке.

Самостоятельное чтение басни (жужжащее чтение)

Физминутка для глаз.

Выразительное чтение басни детьми.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел долгожданный звонок

А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе

(Работа со скороговоркой (произнести с огорчением, с радостью, в ускоренном темпе, шепотом, громко). (у каждого ребенка есть текст)

Отметить учащихся, которые выразительнее других и чётче работали.

- Итак, для чего мы выполняли эти упражнения? (мы выполняли эти упражнения, чтобы подготовить голос для дальнейшей работы. )

II. Проверка домашнего задания.

- Какое было домашнее задание?

(Одни ученики читают начало фразы, а другие заканчивают).

1. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла пряжу.

презентация по литературному чтению И.А. Крылов Лебедь, Рак и Щука

2. Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

3. «Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не даёт старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с Богом,

4. Пошёл он ко своей землянке,

А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светёлкой,

С кирпичною, белёною трубою,

С дубовыми, тесовыми воротами.

5. «Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть чёрной крестьянкой,

6. «Здравствуй, барыня – сударыня, дворянка!

На него прикрикнула старуха,

На конюшне служить его послала.

7. «Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Осердилася пуще старуха,

по щеке ударила мужа.

8. Старика взашеи затолкали.

А в дверях-то стража подбежала,

Топорами чуть не изрубила.

А народ-то над ним насмеялся:

«Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука:

9. Отыскали старика привели к ней.

Говорит старику старуха:

«Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в Окияне-море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

10. Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился-

Глядь: перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто. (оценивание чтения)

III. Постановка целей урока.

- Сегодня будем знакомиться с произведением одного замечательного писателя и должны постараться и научиться очень хорошо читать его произведение.

Подготовительная работа (выставка книг)

- Рассмотрите книжную выставку. Можно ли по ней определить тему нашего урока?

Весь материал - в архиве.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока представлена разнообразными инновационными технологиями.

Урок по литературному чтению

Расширить представление детей о творчестве русского баснописца И. А. Крылова. Углубить знания учащихся о басне как литературном жанре.

Учить детей связно, логично и последовательно излагать свои мысли, понимать моральное содержание басни.

Развивать правильную речь, фантазию, творческие способности детей

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, стремление к добру и справедливости, необходимости взаимопомощи.

Оборудование: презентация к уроку, индивидуальные карточки, дополнительная информация.

Тип урока:комбинированный.

1. Орг. момент:

Мы друг к другу повернёмся,

Нежно, мило улыбнёмся,

Руку другу мы пожмём

И работать все начнём.

2. Постановка целей и задач урока: ( слайд 1 )

Нам предстоит серьёзная, но очень интересная, творческая работа.

Наш урок пройдёт под таким девизом:

Чтобы всё на свете знать,

Слушать надо, не зевать,

Быть активным на уроке,

Думать как?, что?, где? сказать. ( слайд 2 )

- Как вы понимаете девиз урока? ( Думать как сказать?: с какой интонацией говорить; думать где сказать?: уместность высказывания; думать что сказать?: обдумывать свои ответы на вопросы. )

- На уроке нам придётся не только думать, что сказать, но и выразительно читать. Поэтому, я предлагаю настроить наш речевой аппарат. Артикуляционные упражнения:

Задание: Прочитайте текст на слайде, подумайте, как читать эти строки?

Сыпся, сыпся, ( тихо, спокойно, таинственно )

Снег, снег. Слайд 3.

Посыпай нас

Ух, зимище, ( грозно, громко )

Злится, злится. Слайд 4.

Заморозить нас

3. Актуализация знаний учащихся:

- Проверим домашнее задание. Что же было задано на дом?

А вот насколько хорошо вы подготовили своё домашнее задание, мы сможем проверить, посетив лабораторию. Так как у нас урок чтения, я приглашаю вас не просто в лабораторию, а в литературную лабораторию.

Дело в том, что в каждой лаборатории работают группы над каким-то заданием. Вот и наши дети, работая в своих группах, подготовили для вас необычные задания. Внимание на экран ( видео ).

Пробежитесь глазками по предложенному нами тексту, и скажите, в чём же фокус? ( Пропущены несколько предложений ). Зачитайте только исчезнувшие предложения.

На листах написаны пословицы, которые есть в учебнике и новые пословицы. Учащиеся зачитывают только новые пословицы, анализируя смысл .

Дети работают в группах по рядам. Дети от имени мамы подбирают такие слова, которые бы помогли дочери понять, что обманывать нельзя.

- Мне было так стыдно за тебя, что это произошло именно с моим ребёнком.

Ведь нестолько страшно, что чашка разбита, а сама ложь страшна. Позволишь обмануть один раз, потом это станет привычкой.

Мини-итог проверки домашнего задания.

4. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя:

1.Знакомство с биографией И.А. Крылова.

–Петр Андреевич Вяземский писал о Крылове такие строки..

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта — наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

И.А. Крылов родился 14 февраля 1769 года в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях.

Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Крыловы жили в глубокой нищете. Мать ходила читать и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, будущий баснописец начал служить в одном из казенных учреждений. Он рано познакомился с несправедливостью, бесправием, унижением.

-Ванюшка был смышленым мальчиком, любил математику, очень сильно любил читать.

Будущий писатель не учился в школе. Но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему нелегко. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал “Зритель”. Но именно басня сделала его известным.

Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками людей, общества.

21 ноября 1844 года Ивана Андреевича Крылова не стало. Умер он в зените славы, дожив до глубокой старости.

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца “дедушки Крылова”, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

Работа по учебнику: Прочитайте статью в учебнике, что нового вы ещё узнали из прочитанного? Что больше всего вас впечатлило?

( Работа с презентациею: слайды 5, 6, 7, 8, 9 ) .

2. Обычно героями басни являются …

3. В басне обязательно есть …

5. Мораль в басне пишется …

6. В басне высмеиваются …

- Почему эти слова написаны с большой буквы? ( названия героев ).

Прогнозирование содержания басни:

- Обычно, автор берёт в свои произведения таких героев, которые бы ассоциировались с какими-то человеческими качествами, чертами характера. Например: лиса с хитростью, волк со злостью, жадностью, пчела и муравей с трудолюбием. А в этой басне мы видим таких героев.

- Судя по названию, мы сможем предположить, о чём пойдёт речь в басне?

Но прежде, чем мы познакомимся с басней, проведём словарную работу.

Словарная работа:

- В тексте встретятся такие слова: поклажа, воз, только мука.

Первичное чтение басни учителем.

Проблемный вопрос: О чём же эта басня?

Самостоятельное чтение басни детьми и выполнение задания ( Дополни: В этой басне говорится о том, как…).

Чтение басни хором.

- Где находится мораль басни?

5.Закрепление изученного материала

Анализ басни:

Задание: Найдите в тексте басни глаголы или словосочетания, которые подтверждают, как же герои басни начали совместную работу (везти взялись, вместе впряглись).

- То есть, мы можем сделать вывод, что от работы никто не увиливал.

- Как автор показал, что его герои старались выполнить работу? ( Из кожи лезут вон ). Крылатое выражение.

- Так почему же воз и ныне там? ( Разногласия в действиях героев ).

- А могли бы эти герои выполнить свою работу?

- Подумайте, как И. А. Крылов даёт шанс этим героям сдвинуть воз? ( Автор объединил этих персонажей в одном произведении, потому что они все связаны с водой). Может быть в этом автор и показывал ключ к решению проблемы?

Работа в парах:

Дайте совет героям басни.

Конкурсное чтение басни.

Работа по вопросам учебника:

- Какая основная мысль басни? ( Она же и мораль).

- Выберите одну из пословиц, которая раскрывает суть басни.

Работа в группах: Басня всегда тесно связана с жизнью, так как ситуации взяты из жизни, а под образами животных подразумевают действия и поступки людей.

Подумайте, в жизни к какой ситуации можно было бы применить мораль басни.

Читайте также: