Конспект урока транскрипция 10 класс

Обновлено: 03.07.2024

Даннная разработка составлена как адаптивное учебное занятие по педагогической технологиии адаптивной школы Н.П. Капустина.

Урок строится на основе объединения учащихся в группы, каждая из которых получает технологическую карту с результатами оценивания своей деятельности ( учитывая самооценку и оценку группы). Так же каждый ученик получает индивидуальную рабочую карту с предлагаемыми заданиями.

Ценность данной технологии заключается в возможности активизировать свою работу на уроке, при этом получать помощь от одноклассников при решении трудных задач.

Данная методика позволяет наилучшему усвоению нового материала.

Предмет: Биология
Категория материала: Конспекты
Класс: 10 класс
Автор: Микульчик Ирина Борисовна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 50.76 Kb

Составлена: учитель Микульчик И.Б.

Тема урока: Транскрипция. Генетический код.

-продолжить формирование представлений о пластическом обмене клетки, о реакциях матричного синтеза.

-уметь характеризовать процесс транскрипции;

- определять значение образования и- РНК для биосинтеза белка.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: таблицы по общей биологии, компьютер, модель ДНК, рабочие листы, рабочие карты.

Организационный момент.Постановка проблемного вопроса:

Каким образом клетка синтезирует необходимый белок, если информация о нем хранится в ядре, а синтез белка происходит в рибосомах цитоплазмы?

Задания: (работа в группе). Выбрать один правильный ответ.

1. Материальным носителем наследственной информации в эукариотической клетке является:

И- РНК;Т- РНК;ДНК;хромосома.2. Общность между грибами, растениями и бактериями заключается в одинаковых:

1) способах питания;

2) способах размножения;

3) механизмах обмена веществ;

4) носителях наследственной информации.

3. Видовую принадлежность организма можно установить по анализу:

3) фрагмента ДНК;

4. В гене закодирована информация о:

1) строении белков, жиров и углеводов;

2) первичной структуре белка;

3) последовательности нуклеотидов в ДНК;

4) последовательности аминокислот в 2 и более молекулах белков.

5. В состав ДНК не входит нуклеотид:

6. Репликация ДНК сопровождается разрывом химических связей:

2) ковалентных, между углеводом и фосфатом;

3) водородных, между азотистыми основаниями;

7. Сколько новых одинарных нитей синтезируется при удвоении одной молекулы ДНК?

8. Если в молекуле ДНК 20% составляют цитозиновые нуклеотиды, то какой процент составят тиминовые нуклеотиды?

9. При репликации молекулы ДНК образуется:

1) отдельный фрагмент дочерних молекул;

2) молекула, состоящая из двух новых цепей ДНК;

3) молекула, половина которой состоит из нити и-РНК;

4) дочерняя молекула, состоящая из одной старой и одной новой цепи ДНК.

10. ДНК является генетическим материалом клетки, это подтверждается тем, что:

1) количество ДНК в клетках одного организма постоянно;

2) ДНК состоит из нуклеотидов;

3) ДНК локализована в ядре клетки;

4) ДНК представляет собой двойную спираль.

2.Задание на карточках. (см. приложение№1) – самостоятельная работа ученика.

Новая тема. Генетический код.Ген - участок ДНК, кодирующий информацию о первичной структуре одного белка.

Вопрос: Каким образом будет шифроваться каждая аминокислота?

Три триплета ДНК :

АТТ, АТЦ, АЦТ - не кодируют ни одной аминокислоты.

Они являются границами между генами.

Виды РНК.А) информационная РНК

Б) транспортная РНК

В) рибосомная РНК.

Каждая из них выполняет свою функцию.

Попробуйте самостоятельно определить эти функции и запишите свои мысли в рабочий лист.

А) Значение и-РНК:

и-РНК считывает информацию с участка ДНК о первичной структуре белка и несет эту информацию к месту синтеза белка (к рибосомам).

Б) Значение т-РНК:

т-РНК переносит аминокислоты к месту синтеза белка (к рибосомам).

В) Значение р-РНК:

р-РНК выполняет строительную функцию – входит в состав рибосом.

Задание классу: записать схему процесса:Образование и-РНК – транскрипция:

– А – А – Г – Ц – Т – Ц – Г – А – Т – Т – Г –

Генетический код- набор сочетаний из трех нуклеотидов, кодирующих 20 аминокислот.

Свойства генетического кода.

Код триплетенКаждая из 20 аминокислот зашифрована последовательностью 3 нуклеотидов, т.е. триплетом, который получил название кодон.

Число сочетаний из 4 нуклеотидов по 3 составляет 43 = 64, т. е. ДНК может кодировать 64 аминокислоты. Однако всего кодируется только 20 аминокислот.

Для чего это нужно?

Генетический код избыточенПочти каждая аминокислота шифруется более чем одним кодоном (от 2 до 6).

Предполагается, что такое свойство генетического кода — вырожденность (избыточность) — повышает надежность хранения и передачи генетической информации при делении клеток.

Код однозначенКаждый триплет шифрует только одну аминокислоту.

Код универсаленКод един для всех живущих на Земле существ, одни и те же триплеты кодируют одни и те же аминокислоты.

Между генами имеются знаки препинанияЧасто и-РНК является копией нескольких генов, они должны быть отделены друг от друга. Поэтому в генетическом коде существуют три триплета (УАА, УАГ, УГА), каждый из которых обозначает прекращение синтеза одной полипептидной цепи.

Внутри гена нет знаков препинания

Закрепление.Задания группе: (выбрать один правильный ответ)

1. Информационная РНК выполняет следующую функцию:

1) перенос аминокислот на рибосомы;

2) снятие и перенос информации с ДНК;

3) формирование рибосом;

4) все перечисленные функции.

2. Триплетность, универсальность, однозначность – это свойства:

3) генетического кода;

4) генофонда популяции.

3. Информация о последовательности расположения аминокислот в молекуле белка переписывается в ядре с молекулы ДНК на молекулу:

4. Роль матрицы в синтезе молекул и-РНК выполняет:

1) полипептидная цепь;

2) плазматическая мембрана;

3) одна из цепей молекулы ДНК;

4) мембрана эндоплазматической цепи.

5. Единство генетического кода всех живых существ на Земле проявляется в его:

6. Сколько нуклеотидов находится на участке гена, в котором закодирована первичная структура молекулы белка, содержащего 130 аминокислот?

7. Какому участку ДНК соответствует кодон УУГ?

Самостоятельная работа в группе. (каждый ученик выбирает одно из предложенных заданий)

1) Участок молекулы ДНК имеет следующее строение: А-Ц-Ц-А-Т-А-Т-Т-Ц-Ц-А-А-Г-Г-А Произвести транскрипцию.

2) Участок полипептидной цепи имеет такое строение: аланин->лизин->валин->cерин Определить последовательность нуклеотидов в участке ДНК, который кодирует эту часть цепи (один из вариантов).

3) и–РНК состоит из 312 нуклеотидов. Сколько аминокислот закодировано на ней? (записать решение)

4) Участок ДНК содержит 600 000 нуклеотидов. Сколько нуклеотидов нужно для репликации и сколько для транскрипции?

1. транскрипция: У-Г-Г-У-А-У-А-А-Г-Г-У-У-Ц-Ц-У

2. ЦАА - ТТТ – ЦАА – ТЦА (например)

3. Аминокислот – 104 ( 312:3 = 104)

4. Для репликации – 600 000 ( по 300000 на каждую цепь)

Для транскрипции – 300 000 (Молекула ДНК двухцепочечная следовательно нуклеотидов для транскрипции потребуется: 600 000/2=300 000 нуклеотидов. )

Подведение итогов. Рефлексия. ( Рабочие листы и карты сдаются учителю в конце урока)Домашнее задание:

§ 26, стр. 95 – 99, записать в тетрадь взаимосвязь между РНК-полимеразой, промотором и терминатором.

ученика (-цы) 10 класса ____________________________________________

Задание № 1. Установите соответствие между термином и его расшифровкой

Фермент, участие которого необходимо для удвоения ДНК.

Процесс, на основе шаблона строятся другие молекулы

Способность азотистых оснований образовывать водородные связи.

Удвоение ДНК по принципу комплементарности

Участок ДНК, кодирующий информацию

Задание № 2. Вопрос: Каким образом будет шифроваться каждая аминокислота?

Задание № 3. Запишите самостоятельно в рабочий лист значение трех видов РНК.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Составлена: учитель Микульчик И.Б.

Тема урока: Транскрипция. Генетический код.

-продолжить формирование представлений о пластическом обмене клетки, о реакциях матричного синтеза.

-уметь характеризовать процесс транскрипции;

- определять значение образования и- РНК для биосинтеза белка.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: таблицы по общей биологии, компьютер, модель ДНК, рабочие листы, рабочие карты.

Организационный момент.

Постановка проблемного вопроса:

Каким образом клетка синтезирует необходимый белок, если информация о нем хранится в ядре, а синтез белка происходит в рибосомах цитоплазмы?

Проверка знаний учащихся.

Задания: (работа в группе). Выбрать один правильный ответ.

1. Материальным носителем наследственной информации в эукариотической клетке является:

2. Общность между грибами, растениями и бактериями заключается в одинаковых:

1) способах питания;

2) способах размножения;

3) механизмах обмена веществ;

4) носителях наследственной информации.

3. Видовую принадлежность организма можно установить по анализу:

3) фрагмента ДНК;

4. В гене закодирована информация о:

1) строении белков, жиров и углеводов;

2) первичной структуре белка;

3) последовательности нуклеотидов в ДНК;

4) последовательности аминокислот в 2 и более молекулах белков.

5. В состав ДНК не входит нуклеотид:

6. Репликация ДНК сопровождается разрывом химических связей:

2) ковалентных, между углеводом и фосфатом;

3) водородных, между азотистыми основаниями;

7. Сколько новых одинарных нитей синтезируется при удвоении одной молекулы ДНК?

8. Если в молекуле ДНК 20% составляют цитозиновые нуклеотиды, то какой процент составят тиминовые нуклеотиды?

9. При репликации молекулы ДНК образуется:

1) отдельный фрагмент дочерних молекул;

2) молекула, состоящая из двух новых цепей ДНК;

3) молекула, половина которой состоит из нити и-РНК;

4) дочерняя молекула, состоящая из одной старой и одной новой цепи ДНК.

10. ДНК является генетическим материалом клетки, это подтверждается тем, что:

1) количество ДНК в клетках одного организма постоянно;

2) ДНК состоит из нуклеотидов;

3) ДНК локализована в ядре клетки;

4) ДНК представляет собой двойную спираль.

2.Задание на карточках. (см. приложение№1) – самостоятельная работа ученика.

Новая тема. Генетический код.

Ген - участок ДНК, кодирующий информацию о первичной структуре одного белка.

Вопрос: Каким образом будет шифроваться каждая аминокислота?

Три триплета ДНК :

АТТ, АТЦ, АЦТ - не кодируют ни одной аминокислоты.

Они являются границами между генами.

А) информационная РНК

Б) транспортная РНК

В) рибосомная РНК.

Каждая из них выполняет свою функцию.

Попробуйте самостоятельно определить эти функции и запишите свои мысли в рабочий лист.

А) Значение и-РНК:

и-РНК считывает информацию с участка ДНК о первичной структуре белка и несет эту информацию к месту синтеза белка (к рибосомам).

Б) Значение т-РНК:

т-РНК переносит аминокислоты к месту синтеза белка (к рибосомам).

В) Значение р-РНК:

р-РНК выполняет строительную функцию – входит в состав рибосом.

Задание классу: записать схему процесса:

Образование и-РНК – транскрипция:

– А – А – Г – Ц – Т – Ц – Г – А – Т – Т – Г –

- набор сочетаний из трех нуклеотидов, кодирующих 20 аминокислот.

Свойства генетического кода.

Каждая из 20 аминокислот зашифрована последовательностью 3 нуклеотидов, т.е. триплетом, который получил название кодон.

Число сочетаний из 4 нуклеотидов по 3 составляет 43 = 64, т. е. ДНК может кодировать 64 аминокислоты. Однако всего кодируется только 20 аминокислот.

Для чего это нужно?

Генетический код избыточен

Почти каждая аминокислота шифруется более чем одним кодоном (от 2 до 6).

Предполагается, что такое свойство генетического кода — вырожденность (избыточность) — повышает надежность хранения и передачи генетической информации при делении клеток.

Каждый триплет шифрует только одну аминокислоту.

Код един для всех живущих на Земле существ, одни и те же триплеты кодируют одни и те же аминокислоты.

Между генами имеются знаки препинания

Часто и-РНК является копией нескольких генов, они должны быть отделены друг от друга. Поэтому в генетическом коде существуют три триплета (УАА, УАГ, УГА), каждый из которых обозначает прекращение синтеза одной полипептидной цепи.

Внутри гена нет знаков препинания

Закрепление.

Задания группе: (выбрать один правильный ответ)

1. Информационная РНК выполняет следующую функцию:

1) перенос аминокислот на рибосомы;

2) снятие и перенос информации с ДНК;

3) формирование рибосом;

4) все перечисленные функции.

2. Триплетность, универсальность, однозначность – это свойства:

3) генетического кода;

4) генофонда популяции.

3. Информация о последовательности расположения аминокислот в молекуле белка переписывается в ядре с молекулы ДНК на молекулу:

4. Роль матрицы в синтезе молекул и-РНК выполняет:

1) полипептидная цепь;

2) плазматическая мембрана;

3) одна из цепей молекулы ДНК;

4) мембрана эндоплазматической цепи.

5. Единство генетического кода всех живых существ на Земле проявляется в его:

6. Сколько нуклеотидов находится на участке гена, в котором закодирована первичная структура молекулы белка, содержащего 130 аминокислот?

7. Какому участку ДНК соответствует кодон УУГ?

Самостоятельная работа в группе. (каждый ученик выбирает одно из предложенных заданий)

1) Участок молекулы ДНК имеет следующее строение: А-Ц-Ц-А-Т-А-Т-Т-Ц-Ц-А-А-Г-Г-А
Произвести транскрипцию.

2) Участок полипептидной цепи имеет такое строение:
аланин->лизин->валин->cерин
Определить последовательность нуклеотидов в участке ДНК, который кодирует эту часть цепи (один из вариантов).

3) и–РНК состоит из 312 нуклеотидов. Сколько аминокислот закодировано на ней? (записать решение)

4) Участок ДНК содержит 600 000 нуклеотидов. Сколько нуклеотидов нужно для репликации и сколько для транскрипции?

1. транскрипция: У-Г-Г-У-А-У-А-А-Г-Г-У-У-Ц-Ц-У

2. ЦАА - ТТТ – ЦАА – ТЦА (например)

3. Аминокислот – 104 ( 312:3 = 104)

4. Для репликации – 600 000 ( по 300000 на каждую цепь)

Для транскрипции – 300 000 (Молекула ДНК двухцепочечная следовательно нуклеотидов для транскрипции потребуется: 600 000/2=300 000 нуклеотидов. )

Подведение итогов. Рефлексия. ( Рабочие листы и карты сдаются учителю в конце урока)

Домашнее задание:

§ 26, стр. 95 – 99, записать в тетрадь взаимосвязь между РНК-полимеразой, промотором и терминатором.

РАБОЧИЙ ЛИСТ №2

ученика (-цы) 10 класса ____________________________________________

Задание № 1 . Установите соответствие между термином и его расшифровкой

Фермент, участие которого необходимо для удвоения ДНК.

Процесс, на основе шаблона строятся другие молекулы

Способность азотистых оснований образовывать водородные связи.

Удвоение ДНК по принципу комплементарности

Участок ДНК, кодирующий информацию

Задание № 2. Вопрос: Каким образом будет шифроваться каждая аминокислота?

Задание № 3 . Запишите самостоятельно в рабочий лист значение трех видов РНК.

Задание № 4 . Ответьте на вопрос:

Число сочетаний из 4 нуклеотидов по 3 составляет 43 = 64, т. е. ДНК может кодировать 64 аминокислоты. Однако всего кодируется только 20 аминокислот.

Для чего это нужно?

Задание №5. Выполнить один из номеров самостоятельной работы.

РАБОЧИЙ ЛИСТ №4

ученика (-цы) 10 класса ____________________________________________

Задание № 1 . Решите задачу:

В молекуле ДНК 10% всех азотистых оснований приходится на аденин.

Сколько процентов приходится на тимин, гуанин, цитозин (отдельно взятые)?

Сколько водородных связей образуется при репликации участка ДНК: -А-Г-Т-А-Ц-Ц-

Количество вод. связей

Задание № 2. Вопрос: Каким образом будет шифроваться каждая аминокислота?

Задание № 3 . Запишите самостоятельно в рабочий лист значение трех видов РНК.

Задание № 4 . Ответьте на вопрос:

Число сочетаний из 4 нуклеотидов по 3 составляет 43 = 64, т. е. ДНК может кодировать 64 аминокислоты. Однако всего кодируется только 20 аминокислот.

Для чего это нужно?

Задание №5. Выполнить один из номеров самостоятельной работы.

РАБОЧИЙ ЛИСТ №3

ученика (-цы) 10 класса ____________________________________________

Задание № 1 . Решить задачу.

а) Допишите вторую цепочку фрагмента молекулы ДНК: -ЦГГ-ГЦГ-ТГГ-ТТЦ-.

б) Какой принцип надо соблюдать при её написании?

в) Какую функцию выполняет ДНК в клетке?

Задание № 2. Вопрос: Каким образом будет шифроваться каждая аминокислота?

Задание № 3 . Запишите самостоятельно в рабочий лист значение трех видов РНК.

Задание № 4 . Ответьте на вопрос:

Число сочетаний из 4 нуклеотидов по 3 составляет 43 = 64, т. е. ДНК может кодировать 64 аминокислоты. Однако всего кодируется только 20 аминокислот.

Для чего это нужно?

Задание №5. Выполнить один из номеров самостоятельной работы.

РАБОЧИЙ ЛИСТ №1

ученика (-цы) 10 класса ____________________________________________

Задание № 1 . Что означают термины

Задание № 2. Вопрос: Каким образом будет шифроваться каждая аминокислота?

Задание № 3 . Запишите самостоятельно в рабочий лист значение трех видов РНК.

Задание № 4 . Ответьте на вопрос:

Число сочетаний из 4 нуклеотидов по 3 составляет 43 = 64, т. е. ДНК может кодировать 64 аминокислоты. Однако всего кодируется только 20 аминокислот.

Для чего это нужно?

Задание №5. Выполнить один из номеров самостоятельной работы.

Задания к самостоятельной работе в группе:

1) Участок молекулы ДНК имеет следующее строение: А-Ц-Ц-А-Т-А-Т-Т-Ц-Ц-А-А-Г-Г-А
Произвести транскрипцию.

2) Участок полипептидной цепи имеет такое строение:
аланин->лизин->валин->cерин
Определить последовательность нуклеотидов в участке ДНК, который кодирует эту часть цепи (один из вариантов).

3) и–РНК состоит из 312 нуклеотидов. Сколько аминокислот закодировано на ней? (записать решение)

4) Участок ДНК содержит 600 000 нуклеотидов. Сколько нуклеотидов нужно для

репликации и сколько для транскрипции?

1. транскрипция: У-Г-Г-У-А-У-А-А-Г-Г-У-У-Ц-Ц-У

2. ЦАА - ТТТ – ЦАА – ТЦА (например)

3. Аминокислот – 104 ( 312:3 = 104)

4. Для репликации – 600 000 ( по 300 000 на каждую цепь)

Для транскрипции – 300 000 (Молекула ДНК двухцепочечная следовательно нуклеотидов для транскрипции потребуется: 600 000/2=300 000 нуклеотидов. )

Ответы к заданиям на рабочих листах:

1. ДНК –нуклеиновая кислота, полимер, состоящий из мономеров – нуклеотидов.

2. Нуклеотид – мономер, состоящий из трех компонентов: азотистое основание, углевод и остаток фосфорной кислоты.

3. Нуклеиновые кислоты – органические вещества клетки, крупные молекулы- биополимеры, расположенные в ядре, митохондриях и пластидах: ДНК и РНК.

4. Правило Чаргаффа: в каждой молекуле ДНК количество АДЕНИНА соответствует количеству ТИМИНА, а количество ГУАНИНА равно количеству ЦИТОЗИНА.

5.Генетическая информация – наследственная информация в ДНК.

Б) Принцип комплементарности

В) ДНК – носитель генетической информации.

а) А = 10% , по правилу Чаргаффа: А = Т , следовательно Т = 10%,

Всего азотистых оснований 100% , следовательно:

Ц +Г = 100% - 20% =80%

Между А и Т – по 2 связи , 2*3=6

Между Ц и Г по 3 связи , 3*3=9

6+9=15 (водородных связей)

Количество вод. связей

Рабочая карта урока

Урок №________. Класс 10 Дата _____.

Тема : Транскрипция. Генетический код.

Цели : - продолжить формирование представлений о пластическом обмене клетки, реакциях матричного синтеза;

- уметь характеризовать процесс транскрипции;

-определить значение образования и-РНК для биосинтеза белка.

Фамилия, имя ученика

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Закрепление

Самостоятельная работа 10 мин

Дополнительные баллы:

Примечание: с/о — самооценка, в/о — взаимооценка, о/г — оценка группы.

Краткое описание документа:

Даннная разработка составлена как адаптивное учебное занятие по педагогической технологиии адаптивной школы Н.П. Капустина.

Урок строится на основе объединения учащихся в группы, каждая из которых получает технологическую карту с результатами оценивания своей деятельности ( учитывая самооценку и оценку группы). Так же каждый ученик получает индивидуальную рабочую карту с предлагаемыми заданиями.

Ценность данной технологии заключается в возможности активизировать свою работу на уроке, при этом получать помощь от одноклассников при решении трудных задач.

Данная методика позволяет наилучшему усвоению нового материала.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 661 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 12.07.2015 8056
  • DOCX 50.8 кбайт
  • 110 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Микульчик Ирина Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Д.Н. Ушаков

Цель урока – сформировать навыки фонетического анализа текста.

Задачи урока:

Формирование умений свободного пользования языком во всех сферах его применения;

Углубление знаний обучающихся о целостном восприятии фактов языка в единстве фонетики и других лингвистических наук;

Совершенствование навыков фонетического анализа.

Основные формы работы:

Оборудование: презентация в программе Power Point, карточки с индивидуальным заданием.

Вводное слово учителя: В речевом аппарате выделяют следующие части: легкие, бронхи; гортань - полость рта, язык, губы, небо, зубы.

(обучающиеся записывают в тетрадь)

Учитель диктует материал: Минимальная единица языка – звук.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные

А, О, У, Э, И, Ы Е, Е, Ю, Я обозначают два звука: [йэ],[йо],[йу],[йа]

Согласные

Фонетическая транскрипция – письмо для точной передачи устной речи.

Позиции

Гласный - под ударением - без ударения

Согласный - перед гласной - всегда в конце слова: (съе ст )

В транскрипции нет прописных букв, отсутствуют знаки препинания. В конце предложения ставиться - косая черта /.

Предлоги, союзы и частицы соединяются дугой над словами: и ловит.

Мягкий знак в фонетической транскрипции не употребляется. Знак мягкости - *.

У гласных существует 3 позиции:

Предударная – I – а,о:[а];

Все остальные – II - [ ъ ] .

знак удвоения согласных. Например: деревя[н]ый.

Буква й в транскрипции обозначается звуком [ j ].

Образец разбора слова в фонетической транскрипции:

Учитель: Пришло время практики. Приглашаю желающих к доске. Необходимо разобрать слово по образцу.

Обучающийся: Этого [ этъвъ ]

Обучающийся: Собака [ сабакъ ]

Обучающийся: Яблочко [j аблъчкъ ]

Обучающийся Покрывало [ пъкрывалъ ]

Обучающийся: Друзья [ друз* j а ]

Учитель: Переходим к транскрибированию текста (Первую строчку объясняет учитель) .

Октябрь уж наступил

[актабр уш нъступил/]

Учитель: Есть ли вопросы у класса? Все ли понятно? (После вопросов обучающихся, учитель вызывает к доске).

Уж роща отряхает

[уш рощъ атриха j эт]

[паслэдни j э листы]

[с сваих вэтвэ j //]

[дарогъ пръмэрза j эт]

Журча еще бежит ручей

[журча j эшо бэжит ручэ j ]

Но пруд уже застыл

[но прут ужэ застыл//]

Учитель: Подводим итоги урока. Ответьте на вопросы по пройденному материалу:

Что изучает фонетика?

Что является минимальной единицей языка?

Как называются гласный звуки, которые распадаются на 2 звука?

Перечислите сонорные звуки? Они всегда звонкие или глухие?

Дайте определение фонетической транскрипции?

Какие позиции существуют в транскрипции?

Учитель: Домашнее задание – затранскрибировать предложение: В прозрачном холоде заголубели долы.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 661 материал в базе

Материал подходит для УМК

§ 38. Фонетическая транскрипция

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.01.2018 2871
  • DOCX 24.3 кбайт
  • 23 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Налетова Полина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Комбинированный урок с закреплением знаний, новым материалом, решением проблемных вопросов и познавательных задач и использованием ИКТ.

1. Учащиеся должны усвоить новые понятия: «пластический обмен, транскрипция, трансляция, генетический код, триплетность, однонаправленность. вырожденность, специфичность, универсальность генетического кода, антикодоны ; знать сущность этапов транскрипции и трансляции, посттрансляционной модификации белков.

2. Учащиеся должны уметь самостоятельно прорабатывать учебный материал, объяснять схемы транскрипции и трансляции, аргументировать выводы, применять знания для выполнения ситуативных задач.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

«Средняя общеобразовательная школа № 1

имени П.М. Стратийчука с. Курсавка

Андроповского района Ставропольского края

для учащихся 10 класса

Учитель: Ларина Ольга Николаевна

Тип урока: комбинированный урок с закреплением знаний, новым материалом, решением проблемных вопросов и познавательных задач и использованием ИКТ.

Задачи урока:

Образовательные:

познакомить с молекулярными и цитологическими основами реализации наследственной информации на уровне синтеза полипептидной цепи и роли нуклеиновых кислот и белков в этом процессе. Раскрыть значение биосинтеза белка;

проконтролировать первичное усвоение знаний с помощью дидактических материалов.

Развивающие:

продолжать формировать межпредметные связи, развивать познавательный интерес;

продолжить формирование учебно-познавательной компетенции: характеризовать процессы биосинтеза белка, его стадии; владеть умениями сравнения, доказательства, вычленения основных идей в учебном материале, составления схемы, планирования проекта;

развивать умения работать с компьютером.

Воспитательные:

продолжить формирование естественнонаучной картины мира при рассмотрении успехов современной науки в решении вопросов, связанных с реализацией наследственной информации;

формировать коммуникативную компетенцию: уметь оформлять свою мысль, отвечать на вопросы, применять в своей речи логические приемы, соблюдать процедуру группового обсуждения;

воспитание ценностного отношения к своему здоровью (необратимые изменения возникающие при нарушении генетического кода).

1. Учащиеся должны усвоить новые понятия: «пластический обмен, транскрипция, трансляция, генетический код, триплетность, однонаправленность. вырожденность, специфичность, универсальность генетического кода, антикодоны ; знать сущность этапов транскрипции и трансляции, посттрансляционной модификации белков.

2. Учащиеся должны уметь самостоятельно прорабатывать учебный материал, объяснять схемы транскрипции и трансляции, аргументировать выводы, применять знания для выполнения ситуативных задач.

Методическое обеспечение:

раздаточный тестовый материал для закрепления, проверки и взаимопроверки знаний;

Актуальность использования средств ИКТ

Возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов.

Демонстрация этих процессов помогает наглядно представить сущность биосинтеза, расширить представление о матричном синтезе и кодировании наследственной информации.

Необходимость наглядной визуализации изучаемых процессов.

Возможность остановки на ключевых кадрах и повторной демонстрации наиболее важных фрагментов.

I. Оргмомент – 2 мин.

II. Мотивация и целеполагание

Первый слайд – титульный (вопрос)

Почитайте текст

Процесс осуществляется в хромосомах на молекулах ДНК по принципу матричного синтеза.
При участии ферментов РНК-полимеразы на соответствующих участках молекулы ДНК (генах) синтезируются все виды РНК (иРНК, тРНК, рРНК).
В цитоплазму через ядерную оболочку перемещаются иРНК и тРНК, в субъединицы рибосом встраиваются рРНК.
Рибосома вступает на один из концов иРНК (именно на тот, с которого начинается ее синтез в ядре) и начинает перемещаться прерывисто по иРНК, триплет за триплетом, соответственно наращивается полипептидная цепочка, одна за другой соединяются аминокислоты, поднесенные с соответствующим участкам иРНК транспортными РНК. Каждой аминокислоте соответствует свой фермент, присоединяющий ее к тРНК.Используется энергия АТФ.

Какой процесс описан?

III. Этап самоопределения (определение темы урока)

Учащиеся работают с текстом, в котором описывается биологический процесс. Их задача определить процесс.

Второй слайд – ставим цель урока, задачи урока, знакомим с содержанием.

Многообразие белков и строение молекулы ДНК

Важнейшим процессом ассимиляции в клетке является синтез белка. Так как белки выполняют в организме целый ряд функций, то необходимо синтезировать тысячи различных белков, тем более что большинство белков имеют ограниченный срок функционирования и синтез таких белков (компонентов мембран, гормонов, ферментов) не прекращается ни на минуту. Так, например, за сутки в организме человека распадается около 400 г различных белков, следовательно, такую же массу нужно синтезировать снова.
Каждый вид живых существ имеет свой собственный, строго определенный набор белков. Белки являются основой уникальности каждого вида, хотя некоторые белки, выполняющие одну и ту же функцию в разных организмах, могут быть похожими и даже одинаковыми.
С другой стороны, все особи одного вида хоть немного, но отличаются друг от друга. На Земле нет, например, двух абсолютно одинаковых людей или амеб. Индивидуальную неповторимость каждой особи определяют различия в структуре белков.

Николай Константинович Кольцов (1872-1940) Отечественный зоолог, цитолог, генетик. Выдвинул идею о том, что синтез белка идет по матричному принципу.
Центральная догма (основной постулат) молекулярной биологии – матричный синтез.
Смысл матричного синтеза в том, что, имея одну молекулу в качестве матрицы (формочка), можно синтезировать множество других одинаковых молекул

IV. Актуализация изученного материала (повторение теоретического материала по разделу Репликация и транскрипция)

Участники синтеза белка (работа с текстом)

Направлен на актуализацию знаний, необходимых для восприятия новой темы – повторяем материал о нуклеиновых кислотах, их видах и функциях. Обращаем внимание на рисунки, демонстрирующие разное пространственное строение молекул РНК и связь такого строения с выполняемыми функциями. учащихся имеются бумажные варианты тестов и технологические карты, куда они записывают результат.
Используя таблицу учащиеся дают определения терминам, названием веществ и органоидов клетки, проговариваемых в ходе работы над темой

Участники биосинтеза белка (далее – примерные ответы учащихся по пройденным темам)

1. ДНК

Строение. Актуализация знаний о строении ДНК, самоудвоении ДНК, реакциях матричного синтеза, принципе комплементарности.
Разнообразие белков обусловлено различной последовательностью аминокислот в первичной структуре белковой молекулы. А зашифрована информация об этой первичной структуре в последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК (самостоятельная работа учащихся с компьютером

Биологические функции ДНК

2. РНК

Строение. Молекулы рибонуклеиновой кислоты (РНК) всех типов построены по общим структурным принципам. Они состоят из одной полинуклеотидной цепочки, значительно более короткой, чем цепочка ДНК. В нуклеотидах РНК имеется 4 типа азотистых оснований: А, Г, Ц, У (урацил).

Все типы РНК образуется в результате реакций матричного синтеза.
В большинстве случаев матрицей служит одна из цепей ДНК. Таким образом, синтез РНК на матрице ДНК является гетерокаталитической реакцией матричного типа. Этот процесс называется транскрипцией.

Информационная (матричная) РНК — и-РНК (м-РНК). Содержит от нескольких сотен до 10 000 нуклеотидов. Молекула и-РНК представляет собой незамкнутую цепочку. Она переносит информацию о структуре белка с ДНК на рибосомы — место непосредственного синтеза полипептидной цепочки.

Учащиеся вспоминают, какими свойствами обладает генетический код.

Код триплетен. -одна АК кодируется тремя нуклеотидами (ТРИПЛЕТОМ)

Код не перекрывается –нуклеотид не может входить в состав двух триплетов.

Код однозначен. Каждый кодон шифрует только одну аминокислоту.

Из 64 триплетов три: У – А – А, У – А – Г, У – Г – А, – не кодируют аминокислоты. Эти триплеты (их называют стоп-кодонами) – сигналы окончания синтеза полипептидной цепи.

Определение аминокислот по генетическому коду и-РНК( самост-ая работа с компьютером)

3. Транспортная РНК — т-РНК. Переносит аминокислоты к месту синтеза белков на рибосомы.
Каждая молекула т-РНК содержит примерно 80 нуклеотидов. Специфичность т-РНК определяется структурой антикодона, т. е. участка соединения с конкретным триплетом и-РНК.

4. Рибосома, ее структура и функции

V. Изучение нового материала – 10 мин.

Этапы биосинтеза. Генетическая информация с ДНК на белок передаётся через иРНК.

ДНК — иРНК — белок

транскрипция трансляция

Ген – участок ДНК, кодирующий информацию об одном белке.

1. Транскрипция. Носителем генетической информации является ДНК, расположенная в клеточном ядре. Сам же синтез белка происходит в цитоплазме на рибосомах. Из ядра в цитоплазму информация о структуре белка поступает в виде информационной РНК (иРНК). Для того чтобы синтезировать иРНК, участок двуцепочечной ДНК раскручивается, а затем на одной из цепочек ДНК по принципу

Модель-анимация процесса транскрипции (самостоятельная работа учащихся с компьютером)

Необходимо помнить, что любая аминокислота может попасть в рибосому, только прикрепившись к специальной транспортной РНК (тРНК).

Трансляция. В цитоплазме происходит завершающий процесс синтеза белка – трансляция. Это перевод последовательности нуклеотидов молекулы иРНК в последовательность аминокислот молекулы белка. Важную роль здесь играют тРНК. Каждая тРНК присоединяет определённую аминокислоту и транспортирует её к месту сборки полипептида в рибосоме. В молекуле тРНК есть два активных участка: триплет-антикодон на одном конце и акцепторный конец на другом. Антикодон считывает информацию с иРНК, акцепторный конец является посадочной площадкой для аминокислоты. Синтез полипептидной цепи белковой молекулы начинается с активации аминокислот, которую осуществляют специальные ферменты. Каждой аминокислоте соответствует как минимум один фермент. Фермент обеспечивает присоединение аминокислоты к акцепторному участку тРНК с затратой энергии АТФ.

Это интересно…

Синтез одной молекулы белка длится 3-4 минуты

За одну минуту образуется от 50 до 60 тыс. пептидных связей

Половина белков нашего тела (всего 17 кг белка) обновляется за 80 дней

За свою жизнь человек обновляет весь свой белок около 200 раз

Найдите ошибку:

Рибосомы, словно бусы
Забрались на ДНК.
С ДНК они читают
Код молекулы белкa.
Строят цепь белкa они
Согласно информации.
Вместе весь процесс зовем
Коротко, мы, трансляция

VI. Закрепление знаний по теме: “Биосинтез белка”. Решение задач по изученному материалу

Работу можно проводить в малых группах, а так же индивидуально – 10 мин.(Приложение 1 и 2)

1. В искусственных условиях (вне клетки) удаётся синтезировать белок, используя для этого готовые, взятые из клеток организмов компоненты ( и-РНК, рибосомы, аминокислоты, АТФ, ферменты). Какой – овечий или кроличий белок будет синтезироваться, если для искусственного синтеза взяты рибосомы кролика, а и-РНК – из клеток овцы? Почему?

VII. Итог урока: подведение результатов работы на уроке; выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: §4.1 Биосинтез белка. Решение задач из технологической карты.

1. Что является мономерами белков:

А) нуклеотиды; Б) моносахариды;

В) аминокислоты; Г) карбоновые кислоты.

2. Какие особые связи образуются между аминокислотами в первичной структуре белка:

А) пептидные; Б) водородные;

В) дисульфидные; Г) сложноэфирные.

3. Где хранится информация о структуре белка:

А) в АТФ; Б) в ДНК; В) в РНК; Г) в цитоплазме.

4. Какие органические вещества могут ускорять процесс синтеза белка:

А) гормоны; Б) антитела; В) гены; Г) ферменты.

5. Какую основную функцию выполняют белки в клетке:

А) энергетическую; Б) защитную;

В) двигательную; Г) строительную

1. Материальным носителем наследственной информации в эукариотической клетке является:

2) тРНК 4) хромосома

2. В гене закодирована информация о:

1) строении белков, жиров и углеводов

2) первичной структуре белка

3) последовательности нуклеотидов в ДНК

4) последовательности аминокислот в 2-х и более молекулах белков

3. Репликация ДНК сопровождается разрывом химических связей:

1) пептидных, между аминокислотами

2) ковалентных, между углеводом и фосфатом

3) водородных, между азотистыми основаниями

4) ионных, внутри структуры молекулы

4. Сколько новых одинарных нитей синтезируется при удвоении одной молекулы ДНК:

1) четыре 2) одна 3) две 4) три

5. При репликации молекулы ДНК образуется:

1) нить, распавшаяся на отдельные фрагменты дочерних молекул

2) молекула, состоящая из двух новых цепей ДНК

3) молекула, половина которой состоит из нити иРНК

4) дочерняя молекула, состоящая из одной старой и одной новой цепи ДНК

Читайте также: