Презентация культура и повседневная жизнь народов россии в xvi в 7 класс конспект урока торкунов
Обновлено: 06.07.2024
1. Цель работы – написать статью для устного журнала из 12-15 предложений на основе представленного ниже материала, которая бы характеризовала просвещение XVI века по направлениям :
а) Кто учил? Чему учили?
б) Основные имена и названия произведений;
г) Развитие книгопечатания;
д)развитие науки – физика ,техника , география ,медицина.
! Нужные слова:
АРХИТЕКТУРА XVI в.
1. Цель работы – написать статью для устного журнала из 12-15 предложений на основе представленного ниже материала, которая бы характеризовала архитектуру XVI века по направлениям :
а) названия построек;
б) имена архитекторов;
в) основные архитектурные традиции.
Подъём, Кремлёвский ансамбль в Москве – стены и башни, соборы, Грановитая палата; Аристотель Фиорованти, Пьетро Солари ,Марко Руффо, Алевиз Новый – имена итальянских архитекторов; Василий Дмитриевич Ермолин, Федор Сергеевич Коня – имена русских архитекторов; Нижний Новгород, Тула ,Зарайск ,Коломна – города ,где идёт стройка; деревянное строительство; храмы шатрового типа; церковь Вознесения в селе Коломенское – храм шатрового типа; Успенский Собор, храм Святой Троицы.
ЖИВОПИСЬ XVI в.
1. Цель работы – написать статью для устного журнала из 12-15 предложений на основе представленного ниже материала, которая бы характеризовала живопись XVI века по направлениям :
а) основные традиции живописи 16 века;
б) основные названия живописных произведений и их авторы.
ФОЛЬКЛОР XVI в.
1. Цель работы – написать статью для устного журнала из 12-15 предложений на основе представленного ниже материала, которая бы характеризовала фольклор XVI века по направлениям :
а) Сказки и их характер;
б) поговорки, пословицы;
в) основная тема фольклора XVI века.
БЫТ XVI в.
1. Цель работы – составить сравнительную таблицу, характеризующую быт XVI века ,на примере жизни и быта крестьянина, для устного журнала на основе нижеприведённого материала:
Примеры быта
XVI век
XXI век
Столы, лавки ,сундуки из дерева/ домодельная
Одежда, материал
Домотканая, из холста, овчины
Обувь ,материал
Домодельная, из дерева ,глины
Основа питания
Зерно: хлеб, каши, пироги, квас, пиво
Размер семьи, глава
10 человек, старший – мужчина
Возраст вступления в брак
12 лет – женщины;
15 лет – мужчины
Время свадеб
Деление жизненного пространства на зоны: труда, отдыха, развлечений и.т.п.
Рабочий лист №1:
1. Тема учебного занятия:
2. Многообразие понятия культура:
а) Культура - часть истории народа;
б) Культура - исторически развивающаяся многослойная система, созданных человеком материальных и культурных ценностей, а также процесс раскрытия творческого потенциала человека и общества.
в) Культура - исторически определённый уровень развития общества и творческих сил.
3. События и явления, оказавшие влияние на развитие и формирование культуры XVI века:
в) становление единого государства;
г) личность Ивана Грозного;
д) опричный террор;
з) национальная гордость;
Впишите выбранные вами ответы в пустые ячейки схемы:
Вывод общий:_________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Разработка учебного занятия
Предмет: история
Тема: Культура и быт России в XVI в.
Класс: 11
Автор : Быкова Евгения Юрьевна.
Тема: Культура и быт России в XVI веке.
Цели учебного занятия:
развивающая – развитие и совершенствование навыков работы с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами); развитие умения источниковедческого анализа, соотнесения исторического события с произведениями русской культуры; умения устанавливать причинно-следственные связи, проводить линии сравнения между прошлым и настоящим, развитие умения групповой работы;
воспитательная – воспитание чувства гордости и ответственности за прошлое своего Отечества; воспитание толерантного отношения к событиям прошлого и точке зрения одноклассников.
1. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI – XVII столетиях. - М., 1992.
3. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная культура и быт XI – XVII вв .: М: Владос, 1997.
4. Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца XVII века: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение ,2006.
5. Гумилёв Л.Н. Быт и культура. – М., 1997.
Оборудование:
3. Презентация, выполненная в программе Power Point 2003;
4. Материалы для рефлексии: ватман, цветная бумага, магниты;
5. ДМК: рабочий лист №1, №2; иллюстративный материал по заданной теме;
6. Берестяные грамоты.
Домашнее задание :
Подготовить рассказы об одном из деятелей культуры XVI века.
План учебного занятия:
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой класса на работу.
2. Определение темы и целей урока.
3. Изучение нового материала:
б) выявление событий и явлений, повлиявших на развитие культуры указанного периода;
в) выявление уровней культуры;
г) работа в группах с целью написания устного журнала;
д) выступление групп;
е) вывод по изученному материалу;
5 . Ход учебного занятия:
Мы сегодня с вами будем работать с проектором, пожалуйста, обратите внимание на слайд ( слайд №1 ) – здесь представлен определённый коллаж из иллюстраций разного рода, предположите о чём пойдет речь на занятии и вместе определим тему?
1. уточнить понятие культура;
2. выявить основные направления и представителей культуры России XVI века.
Слайд №3 ( понятия культура) . Ребята, я предлагаю вашему вниманию 3 понятия культура, выберите то понятие, которое вы считаете наиболее полным и правильным на ваш взгляд. Правильный ответ обоснуйте и обведите в своих рабочих листах.
Учитель: обобщает ответы, говоря о том, что все они верны, но наиболее полно отражает понятие культура вариант №2, потому что.. ( оперирует мнениями учащихся)
Учитель: Действительно, развитие культуры XVI века обусловили вышеперечисленные факторы. Давайте выделим уровни культуры, чтобы конкретизировать разговор: ( слайд №6 )
Уровни культуры:
Далее организуется работа в группах по 5 человек (заранее расставить столы).
Учитель: Ребята! Сейчас мы с вами будем работать над изданием устного журнала с одноимённым названием нашего занятия.
Задача каждой группы – написать статьи по определенному уровню культуры на основании материала, представленном на рабочем листе №2. Статья должна содержать не менее 15 предложений. На работу группы даётся 8 минут, на представление своей статьи 1,5-2 минуты.
Идёт работа в группах. Через 8 минут вступление учителя: (слайд №7)
Выступление групп со своими статьями в соответствии с выбранным уровнем культуры. После выступления целесообразно спросить у групп, чья статья больше понравилась.
1. Просвещение – слайд №8
2. Архитектура – слайд №9
3. Живопись – слайд №10
4. Фольклор – слайд №11
5. Быт – слайд №12.
Подведение итогов урока:
Учитель: Спасибо всем за работу! Таким образом, мы рассмотрели культурное наследие наших предков, которое обогатило и плавно влилось не только в мировую культуру, но её отголоски и ощущаем мы, в веке XXI .
Вы сегодня для меня были, действительно, тем маяком, свет которого поддерживал на протяжении всего занятия.
Я предлагаю в качестве домашнего задания написать рассказ об одном из выдающихся произведений литературы, архитектуры, живописи изучаемого периода. ( слайд №13)
Запись в тетради: Факторы, повлиявшие на особенности развития культуры: 1) 2) 3) 4) Особенности развития культуры России в XVI веке
Домострой -16 век ( необходимость вести в хозяйстве письменный учет) Стоглавый собор-1551 год( школы при монастырях и церквях) Азбуковники- первые словари Учебник по арифметике –вторая половина 16 века Труды Максима Грека по грамматике Мектебе , медресе Просвещение
1) Воскресенская летопись –ок.1531 г. 2) Никоновская летопись-1520 или 1539-1542 3)Лицевой летописный свод-1560-1570 г. Летописание. Исторические произведения
Летописание. Исторические произведения
Домашнее задание: Подготовить рассказы об одном из деятелей культуры XVI века.
План учебного занятия:
Ход учебного занятия
Мы сегодня с вами будем работать с проектором, пожалуйста, обратите внимание на слайд (Приложение 1) (слайд 1) – здесь представлен определённый коллаж из иллюстраций разного рода, предположите, о чём пойдет речь на занятии, и вместе определим тему?
- уточнить понятие культура;
- выявить основные направления и представителей культуры России XVI века.
Слайд 3 (понятие культура). Ребята, я предлагаю вашему вниманию три понятия культура, выберите то понятие, которое вы считаете наиболее полным и правильным на ваш взгляд. Правильный ответ обоснуйте и обведите в своих рабочих листах.
Учитель: обобщает ответы, говоря о том, что все они верны, но наиболее полно отражает понятие культура вариант 2, потому что.. (оперирует мнениями учащихся)
Учитель: Действительно, развитие культуры XVI века обусловили вышеперечисленные факторы. Давайте выделим уровни культуры: (слайд 6)
Уровни культуры:
- Просвещение.
- Архитектура.
- Живопись.
- Фольклор.
- Быт.
Далее организуется работа в группах по 5 человек (столы расставляются перед началом урока по количеству групп).
Учитель: Ребята! Сейчас мы с вами будем работать над изданием устного журнала с одноимённым названием нашего занятия.
Задача каждой группы – написать статьи по определенному уровню культуры на основании материала, представленном на рабочем листе 2. (Приложение 3) Статья должна содержать не менее 15 предложений. На работу группы даётся 8 минут, на представление своей статьи 1,5-2 минуты.
Идёт работа в группах. Через 8 минут вступление учителя: (слайд 7)
Выступление групп со своими статьями в соответствии с выбранным уровнем культуры и одновременная демонстрация слайдов. После выступления целесообразно спросить у групп, чья статья больше понравилась.
Подведение итогов урока.
Учитель: Спасибо всем за работу! Таким образом, мы рассмотрели культурное наследие наших предков, которое обогатило и плавно влилось не только в мировую культуру, но её отголоски и ощущаем мы, в веке XXI.
Вы сегодня для меня были, действительно, тем маяком, свет которого поддерживал на протяжении всего занятия.
Я предлагаю в качестве домашнего задания написать рассказ об одном из выдающихся произведений литературы, архитектуры, живописи изучаемого периода. (слайд 13)
Презентация по теме: Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке составлена с учетом необходимого наглядного материала для учащихся 7 класса, имеются звуковые файлы, которые помогут учащимся понять, какой была музыка в XVII веке, имеются иллюстрации быта и жизни населения.авторская презентация "Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке"
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке
Проверка домашнего задания Проверка домашнего задания 1. Какую роль играл приходской 1. Какую роль играл приходской храм для округи? храм для округи? 2. В чем суть спора между 2. В чем суть спора между 3. Расскажите про проявление 3. Расскажите про проявление иосифлянами и иосифлянами и нестяжателями? нестяжателями? ереси на Руси? И ереси на Руси? И представителей представителей сподвижников ереси сподвижников ереси 3. Почему для светской власти 3. Почему для светской власти была важна поддержка была важна поддержка церкви? церкви?
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке
Живопись — искусство, на которое Живопись — искусство, на которое можно смотреть; скульптура — можно смотреть; скульптура — искусство, вокруг которого можно искусство, вокруг которого можно обойти; архитектура — искусство, сквозь обойти; архитектура — искусство, сквозь которое можно пройти. которое можно пройти.
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке
План урока План урока Особенности развития культуры России в 16 1. 1. Особенности развития культуры России в 16 веке. веке. 2. Просвещение. Начало книгопечатания 2. Просвещение. Начало книгопечатания 3. Летописание. Исторические произведения 3. Летописание. Исторические произведения 4. Публицистика. Светская литература. 4. Публицистика. Светская литература. 5. Архитектура 5. Архитектура 6. Изобразительное искусство 6. Изобразительное искусство 7. Музыка 7. Музыка 8. Религиозные праздники и быт. 8. Религиозные праздники и быт.
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке
Читайте также: