Презентация культура и повседневная жизнь народов россии в xvi в 7 класс конспект урока торкунов

Обновлено: 06.07.2024

1. Цель работы – написать статью для устного журнала из 12-15 предложений на основе представленного ниже материала, которая бы характеризовала просвещение XVI века по направлениям :

а) Кто учил? Чему учили?

б) Основные имена и названия произведений;

г) Развитие книгопечатания;

д)развитие науки – физика ,техника , география ,медицина.

! Нужные слова:

АРХИТЕКТУРА XVI в.

1. Цель работы – написать статью для устного журнала из 12-15 предложений на основе представленного ниже материала, которая бы характеризовала архитектуру XVI века по направлениям :

а) названия построек;

б) имена архитекторов;

в) основные архитектурные традиции.

Подъём, Кремлёвский ансамбль в Москве – стены и башни, соборы, Грановитая палата; Аристотель Фиорованти, Пьетро Солари ,Марко Руффо, Алевиз Новый – имена итальянских архитекторов; Василий Дмитриевич Ермолин, Федор Сергеевич Коня – имена русских архитекторов; Нижний Новгород, Тула ,Зарайск ,Коломна – города ,где идёт стройка; деревянное строительство; храмы шатрового типа; церковь Вознесения в селе Коломенское – храм шатрового типа; Успенский Собор, храм Святой Троицы.

ЖИВОПИСЬ XVI в.

1. Цель работы – написать статью для устного журнала из 12-15 предложений на основе представленного ниже материала, которая бы характеризовала живопись XVI века по направлениям :

а) основные традиции живописи 16 века;

б) основные названия живописных произведений и их авторы.

ФОЛЬКЛОР XVI в.

1. Цель работы – написать статью для устного журнала из 12-15 предложений на основе представленного ниже материала, которая бы характеризовала фольклор XVI века по направлениям :

а) Сказки и их характер;

б) поговорки, пословицы;

в) основная тема фольклора XVI века.

БЫТ XVI в.

1. Цель работы – составить сравнительную таблицу, характеризующую быт XVI века ,на примере жизни и быта крестьянина, для устного журнала на основе нижеприведённого материала:

Примеры быта

XVI век

XXI век

Столы, лавки ,сундуки из дерева/ домодельная

Одежда, материал

Домотканая, из холста, овчины

Обувь ,материал

Домодельная, из дерева ,глины

Основа питания

Зерно: хлеб, каши, пироги, квас, пиво

Размер семьи, глава

10 человек, старший – мужчина

Возраст вступления в брак

12 лет – женщины;

15 лет – мужчины

Время свадеб

Деление жизненного пространства на зоны: труда, отдыха, развлечений и.т.п.

Рабочий лист №1:

1. Тема учебного занятия:

2. Многообразие понятия культура:

а) Культура - часть истории народа;

б) Культура - исторически развивающаяся многослойная система, созданных человеком материальных и культурных ценностей, а также процесс раскрытия творческого потенциала человека и общества.

в) Культура - исторически определённый уровень развития общества и творческих сил.

3. События и явления, оказавшие влияние на развитие и формирование культуры XVI века:

в) становление единого государства;

г) личность Ивана Грозного;

д) опричный террор;

з) национальная гордость;

Впишите выбранные вами ответы в пустые ячейки схемы:

Вывод общий:_________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Разработка учебного занятия

Предмет: история

Тема: Культура и быт России в XVI в.

Класс: 11

Автор : Быкова Евгения Юрьевна.

Тема: Культура и быт России в XVI веке.

Цели учебного занятия:

развивающая – развитие и совершенствование навыков работы с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами); развитие умения источниковедческого анализа, соотнесения исторического события с произведениями русской культуры; умения устанавливать причинно-следственные связи, проводить линии сравнения между прошлым и настоящим, развитие умения групповой работы;

воспитательная – воспитание чувства гордости и ответственности за прошлое своего Отечества; воспитание толерантного отношения к событиям прошлого и точке зрения одноклассников.

1. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI – XVII столетиях. - М., 1992.

3. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная культура и быт XI – XVII вв .: М: Владос, 1997.

4. Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца XVII века: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение ,2006.

5. Гумилёв Л.Н. Быт и культура. – М., 1997.

Оборудование:

3. Презентация, выполненная в программе Power Point 2003;

4. Материалы для рефлексии: ватман, цветная бумага, магниты;

5. ДМК: рабочий лист №1, №2; иллюстративный материал по заданной теме;

6. Берестяные грамоты.

Домашнее задание :

Подготовить рассказы об одном из деятелей культуры XVI века.

План учебного занятия:

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой класса на работу.

2. Определение темы и целей урока.

3. Изучение нового материала:

б) выявление событий и явлений, повлиявших на развитие культуры указанного периода;

в) выявление уровней культуры;

г) работа в группах с целью написания устного журнала;

д) выступление групп;

е) вывод по изученному материалу;

5 . Ход учебного занятия:

Мы сегодня с вами будем работать с проектором, пожалуйста, обратите внимание на слайд ( слайд №1 ) – здесь представлен определённый коллаж из иллюстраций разного рода, предположите о чём пойдет речь на занятии и вместе определим тему?

1. уточнить понятие культура;

2. выявить основные направления и представителей культуры России XVI века.

Слайд №3 ( понятия культура) . Ребята, я предлагаю вашему вниманию 3 понятия культура, выберите то понятие, которое вы считаете наиболее полным и правильным на ваш взгляд. Правильный ответ обоснуйте и обведите в своих рабочих листах.

Учитель: обобщает ответы, говоря о том, что все они верны, но наиболее полно отражает понятие культура вариант №2, потому что.. ( оперирует мнениями учащихся)

Учитель: Действительно, развитие культуры XVI века обусловили вышеперечисленные факторы. Давайте выделим уровни культуры, чтобы конкретизировать разговор: ( слайд №6 )

Уровни культуры:

Далее организуется работа в группах по 5 человек (заранее расставить столы).

Учитель: Ребята! Сейчас мы с вами будем работать над изданием устного журнала с одноимённым названием нашего занятия.

Задача каждой группы – написать статьи по определенному уровню культуры на основании материала, представленном на рабочем листе №2. Статья должна содержать не менее 15 предложений. На работу группы даётся 8 минут, на представление своей статьи 1,5-2 минуты.

Идёт работа в группах. Через 8 минут вступление учителя: (слайд №7)

Выступление групп со своими статьями в соответствии с выбранным уровнем культуры. После выступления целесообразно спросить у групп, чья статья больше понравилась.

1. Просвещение – слайд №8

2. Архитектура – слайд №9

3. Живопись – слайд №10

4. Фольклор – слайд №11

5. Быт – слайд №12.

Подведение итогов урока:

Учитель: Спасибо всем за работу! Таким образом, мы рассмотрели культурное наследие наших предков, которое обогатило и плавно влилось не только в мировую культуру, но её отголоски и ощущаем мы, в веке XXI .

Вы сегодня для меня были, действительно, тем маяком, свет которого поддерживал на протяжении всего занятия.

Я предлагаю в качестве домашнего задания написать рассказ об одном из выдающихся произведений литературы, архитектуры, живописи изучаемого периода. ( слайд №13)

Запись в тетради: Факторы, повлиявшие на особенности развития культуры: 1) 2) 3) 4) Особенности развития культуры России в XVI веке

Домострой -16 век ( необходимость вести в хозяйстве письменный учет) Стоглавый собор-1551 год( школы при монастырях и церквях) Азбуковники- первые словари Учебник по арифметике –вторая половина 16 века Труды Максима Грека по грамматике Мектебе , медресе Просвещение

1) Воскресенская летопись –ок.1531 г. 2) Никоновская летопись-1520 или 1539-1542 3)Лицевой летописный свод-1560-1570 г. Летописание. Исторические произведения

Летописание. Исторические произведения

Домашнее задание: Подготовить рассказы об одном из деятелей культуры XVI века.

План учебного занятия:

Ход учебного занятия

Мы сегодня с вами будем работать с проектором, пожалуйста, обратите внимание на слайд (Приложение 1) (слайд 1) – здесь представлен определённый коллаж из иллюстраций разного рода, предположите, о чём пойдет речь на занятии, и вместе определим тему?

  1. уточнить понятие культура;
  2. выявить основные направления и представителей культуры России XVI века.

Слайд 3 (понятие культура). Ребята, я предлагаю вашему вниманию три понятия культура, выберите то понятие, которое вы считаете наиболее полным и правильным на ваш взгляд. Правильный ответ обоснуйте и обведите в своих рабочих листах.

Учитель: обобщает ответы, говоря о том, что все они верны, но наиболее полно отражает понятие культура вариант 2, потому что.. (оперирует мнениями учащихся)

Учитель: Действительно, развитие культуры XVI века обусловили вышеперечисленные факторы. Давайте выделим уровни культуры: (слайд 6)

Уровни культуры:

  1. Просвещение.
  2. Архитектура.
  3. Живопись.
  4. Фольклор.
  5. Быт.

Далее организуется работа в группах по 5 человек (столы расставляются перед началом урока по количеству групп).

Учитель: Ребята! Сейчас мы с вами будем работать над изданием устного журнала с одноимённым названием нашего занятия.

Задача каждой группы – написать статьи по определенному уровню культуры на основании материала, представленном на рабочем листе 2. (Приложение 3) Статья должна содержать не менее 15 предложений. На работу группы даётся 8 минут, на представление своей статьи 1,5-2 минуты.

Идёт работа в группах. Через 8 минут вступление учителя: (слайд 7)

Выступление групп со своими статьями в соответствии с выбранным уровнем культуры и одновременная демонстрация слайдов. После выступления целесообразно спросить у групп, чья статья больше понравилась.

Подведение итогов урока.

Учитель: Спасибо всем за работу! Таким образом, мы рассмотрели культурное наследие наших предков, которое обогатило и плавно влилось не только в мировую культуру, но её отголоски и ощущаем мы, в веке XXI.

Вы сегодня для меня были, действительно, тем маяком, свет которого поддерживал на протяжении всего занятия.

Я предлагаю в качестве домашнего задания написать рассказ об одном из выдающихся произведений литературы, архитектуры, живописи изучаемого периода. (слайд 13)

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке

Презентация по теме: Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке составлена с учетом необходимого наглядного материала для учащихся 7 класса, имеются звуковые файлы, которые помогут учащимся понять, какой была музыка в XVII веке, имеются иллюстрации быта и жизни населения.авторская презентация "Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке"

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке

Проверка домашнего задания Проверка домашнего задания 1. Какую роль играл приходской 1. Какую роль играл приходской храм для округи? храм для округи? 2. В чем суть спора между 2. В чем суть спора между 3. Расскажите про проявление 3. Расскажите про проявление иосифлянами и иосифлянами и нестяжателями? нестяжателями? ереси на Руси? И ереси на Руси? И представителей­ представителей­ сподвижников ереси сподвижников ереси 3. Почему для светской власти 3. Почему для светской власти была важна поддержка была важна поддержка церкви? церкви?

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке

Живопись — искусство, на которое  Живопись — искусство, на которое можно смотреть; скульптура — можно смотреть; скульптура — искусство, вокруг которого можно искусство, вокруг которого можно обойти; архитектура — искусство, сквозь обойти; архитектура — искусство, сквозь которое можно пройти. которое можно пройти.

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке

План урока План урока Особенности развития культуры России в 16  1. 1. Особенности развития культуры России в 16 веке. веке. 2. Просвещение. Начало книгопечатания  2. Просвещение. Начало книгопечатания 3. Летописание. Исторические произведения  3. Летописание. Исторические произведения 4. Публицистика. Светская литература.  4. Публицистика. Светская литература. 5. Архитектура  5. Архитектура 6. Изобразительное искусство  6. Изобразительное искусство 7. Музыка  7. Музыка 8. Религиозные праздники и быт.  8. Религиозные праздники и быт.

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке

Читайте также: