Конспект урока технологии 7 класс основы дизайна

Обновлено: 05.07.2024

Вид учебного труда: вводное занятие.

Цели: провести вместе с учащимися обзор тем учебного года; дать представление о тематике уроков I четверти и об их особенностях; вспомнить последовательность работы над проектами; обсудить возможности использования компьютера при выполнении проектов.

Оборудование: для учителя – наглядные пособия: швейные изделия, выполненные учащимися разных лет, и плакаты, репродукции картин, шаблон женской фигурки из бумаги; для учащихся – тетради, карандаши, фломастеры.

Ход уроков

1. Организационный момент

2. Повторение изученного материала

Прежде, чем вы познакомитесь с тематикой занятий по технологии в 7 классе, обратимся к учебному материалу прошлого года.

– Кто назовет главные темы уроков по технологии в 6 классе? (Кулинария и шитье.)
– Какие умения вы приобрели, чему научились на этих уроках?
– Какие из умений пригодились вам в домашнем хозяйстве во время летних каникул?
– Чему в шитье, кулинарии, ведении домашнего хозяйства вы научились самостоятельно, с помощью родителей, родственников, друзей?

В этом учебном году вам предстоит выполнять новые проекты – более сложные, чем прежде, но поэтому и более интересные. Кроме шитья и кулинарии вы станете изучать еще одно важное направление домоводства – ручное изготовление трикотажного полотна, т. е. вязание. Вы уже рассматривали различные приемы работы с нитками, выполняли из них разные поделки – полезные и просто забавные.
– Кто напомнит, какие это были поделки? (Куколки-обереги, закладки, пояса, поделки в технике макраме.)

Вы освоите новые приемы художественного использования ниток – вязание спицами и крючком. Научившись основным вязальным действиям спицами и крючком, вы сможете самостоятельно создавать сначала простейшие детали вязания (полоски и др.), а потом и целые вещи. Вязание можно использовать в разных случаях. Например, для изготовления кружевного воротничка, декоративных деталей. Или для вывязывания отдельных частей забавных игрушек-сувениров. (Следует демонстрация готовых поделок или их фотографий.)

Чтобы правильно вести домашнее хозяйство, надо умело распоряжаться поступающими в семейный бюджет деньгами, и этому вы тоже будете учиться. Вы займетесь расчетами собственных денежных трат, научитесь анализировать личный бюджет и бюджет вашей семьи.

4. Метод проектов

Как и в предыдущие годы, осваивать новые темы вы будете с помощью знакомого вам учебного метода – метода проектов.

Вспомните: когда в прошлом году вы оценивали проекты друг друга, мы договорились, что главным условием обсуждения должна быть тактичность. При оценке готового изделия важно подчеркнуть его положительные стороны, и только потом давать рекомендации по возможному улучшению.

5. Работа с учебником

1. Определение потребности и краткая формулировка задачи.
2. Набор первоначальных идей.
3. Проработка одной из нескольких идей.
4. Изготовление изделия.
5. Испытание и оценка изделия.

Вам придется еще составлять технологическую карту по конкретному изделию, приобретать новые знания и навыки.

6. Работа в тетради

7. Использование компьютера на занятиях

В прошлом году вы получили некоторое представление о возможном использовании компьютера на наших занятиях. В этом году вам предстоит более широкое знакомство с информативной базой, которую предоставляет Интернет.

8. Работа с учебником

В таблице 1 на с. 7 приведены главные поисковые системы. Прочитайте их названия по-русски, затем сравните с записями латинскими буквами.
В таблице 2 на с. 8 указаны образовательные сайты. Эти данные устарели. Но в течение года мы будем знакомиться с новыми сайтами, чтобы находить нужный материал.

9. Понятие об авторском праве

Вам уже приходилось выполнять работы, в которые вы включали прямые цитаты или указания на статьи, учебники и другие книги. Использование готового материала является нормальным, ведь, создавая что-то новое, человек опирается на уже имеющиеся достижения. Но необходимо помнить об авторском праве и непременно указывать название первоисточника и фамилию того, кто является автором (данной статьи, книги и др.). Такое указание считается обязательным условием при создании своего текста, поскольку используемый в работе текст – это чья-то интеллектуальная собственность. А интеллектуальная собственность охраняется государством, как и любая другая собственность. Охрана авторского права распространяется не только на тексты, но и на фотографии, рисунки, музыку.

В учебнике на с. 8–9 приведен перечень материалов, которые вы можете брать из Интернета. Прочитайте о них и о тех данных, которые следует указывать при использовании. (Школьницы читают перечень форм и пояснения к ним: текстовой материал, фотографии, киновидеофрагменты, отрывки музыкальных произведений.)

10. Санитарные нормы при работе на компьютере

Вы уже знаете, что всякие технические устройства при их использовании требуют выполнения определенных правил.

– Как называются такие правила? (Правила техники безопасности.)
– На что нацелены правила техники безопасности? (На сохранение здоровья людей.)
– При работе с какими предметами, устройствами вам приходилось соблюдать правила техники безопасности? (Примерный ответ. При работе со швейной иглой, ножницами, проволокой, швейной машиной, ножами и вилками, кухонной техникой.)
– К каким устройствам следует отнести компьютерную технику? (В первую очередь к электрическим.)
Важно, чтобы электрическая розетка, в которую включается компьютер, была исправной. Каждый пользователь должен знать о мерах собственной защиты, чтобы избежать ухудшения здоровья.
Нельзя устанавливать монитор напротив окна, поскольку это создает дополнительную нагрузку на глаза. Нельзя сидеть перед монитором, буквально уткнувшись в него. При работе на компьютере в течение 6–8 ч необходимо делать перерыв через каждые 2 ч. Опасна долгая вынужденная неподвижность. Напряженной оказывается одна группа мышц. Час работы на компьютере врачи приравнивают к 5–6 школьным урокам. Поэтому даже 15-летние подростки не должны сидеть за компьютером непрерывно более часа в день.
– Какие меры следует принять, чтобы не было вреда здоровью? (Следить за осанкой, не сутулиться, чаще делать физкультпаузы.)
– Какие физические упражнения нужно делать? (На снятие напряжения мышц спины и плечевого пояса: поднятие и опускание плеч, повороты и наклоны головы, отведение рук вверх и в стороны.)
Особенность подобной гимнастики состоит в том, что ее можно выполнять сидя, не покидая рабочего места. Начинать надо плавно, постепенно увеличивая скорость и количество движений. Давайте все вместе выполним несколько таких упражнений.
– Что еще может ослабить нагрузку на опорно-двигательный аппарат? (Специальная мебель – стул или кресло со спинкой и подлокотниками для снижения напряжения в спине и в лучезапястных суставах рук.)
– Какие существуют приспособления для ослабления зрительной нагрузки? (Специальные очки.)
– На каком расстоянии от монитора следует располагаться? (Расстояние от глаз до монитора должно быть не менее 40– 50 см.)
– Какие упражнения для глаз вы знаете? (Примерный ответ. Энергично зажмуриваться и широко открывать глаза; попеременно смотреть в стороны, вверх и вниз; на некоторое время необходимо закрывать глаза ладонями, чтобы они отдохнули.)
– Можно ли использовать подобную гимнастику для глаз на других школьных уроках? (Да.)

11. Закрепление изученного материала

Прочитайте вопросы на с. 9 учебника, дайте на них ответы.

РТ, с. 5–6, задание 2: письменно ответить на вопросы.
На следующее занятие принести: предметы для снятия мерок и создания выкройки – сантиметр, линейку, карандаш, газеты; кусочки ткани для отработки техники шитья на швейной машине.

Краткое описание: Тема Технология создания дизайн-проекта. Основные этапы создания дизайн-проекта (7 класс) Цели: - расширить знания о видах дизайна, познакомиться с основными этапами создания дизайн-проекта, представить основные требования к дизайнерской работе;-

Тема Технология создания дизайн-проекта. Основные этапы создания дизайн-проекта (8 класс)

расширить знания о видах дизайна, познакомиться с основными этапами создания дизайн-проекта, представить основные требования к дизайнерской работе;

формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы, познавательный интерес к творчеству, творческим видам деятельности; развивать воображение, творческие способности; развивать ассоциативное, образное, творческое мышление, эстетический вкус.

Оборудование: карточки-задания, цветной картон, ножницы, клей, вырезки из журналов, таблички-памятки о влиянии цветов, профориентационные буклеты.

Тип урока: комбинированный.

І. Организационный момент

ІV. Закрепление нового материала (Фронтальный опрос)

V. Практическая работа (Создание макета обложки учебника- по выбору учащихся)

VІ. Подведение итогов. Выставление оценок

VІІ. Домашнее задание.

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний.

"Не запрещай себе творить,

Пусть иногда выходит криво -

Твои нелепые мотивы

Никто не в силах повторить."

Пусть эти слова молодой поэтессы о творчестве помогут вам в сегодняшней работе. Я желаю вам творческого вдохновения, и верю, что у нас все получится.

Я бы хотела начать с рассказа о совершенно необыкновенном, таинственном гении эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи.

Диза́йн (англ. design замысел, план, намерение, цель и от лат. designare отмерять, намечать) - творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Человека, занимающегося художественно-технической деятельностью, в рамках какой-либо из отраслей дизайна, называют в общем случае 'дизайнером' (в том числе архитектора, проектировщика, иллюстратора, дизайнера плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнера).

Так вот: трудно найти область интересов людей, которой бы не коснулся гений Леонардо да Винчи. Даже просто перечисление его интересов кажется невероятным: анатомия (создал первый атлас строения тела человека, которым медики и художники пользуются до наших дней), математика, аэронавтика, оптика (первым, за 100 лет до Галилея, изобрёл увеличительное стекло), механика, ботаника, конструирование оружия, астрономия, градостроительство.

Он был гениальным инженером и изобретателем. Именно Леонардо первым создал проекты скафандра, подводной лодки, парохода, велосипеда, вертолёта, парашюта, пулемёта, танка, подъёмного крана, арочных мостов и многого другого.

Когда он всё успевал? Может секрет в необычной формуле сна?

Вот и мы не будем более терять время, а перейдём непосредственно к теме сегодняшнего урока. Итак, откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему урока.

ІІІ. Изучение нового материала. Постановка задач.

Сегодня на уроке мы проработаем информацию о разных видах дизайна, познакомимся с основными этапами создания дизайн-проекта, узнаем основные требования к дизайнерской работе,выполним практическую работу. Давайте попробуем вместе добавить задачи, которые мы должны решить (запись на доске)

Дизайн интерьеров (общественные здания, жилые помещения, промышленные здания)

Каждой группе предлагается карточка для изучения одного из этапов создания дизайн-проекта.

Этап 1. Получение задания на проектирование (техническое задание)

Художественное конструирование объектов проектирования начинается с момента составления и выдачи задания. Дизайнеру предоставляются все необходимые сведения об объекте проектирования. Желательно, чтобы в процессе составления задания принимали участие дизайнеры, как будущие авторы проекта. Задача предоставляется заказчиком в письменном виде, иногда дополняется схематическими чертежами, в которых проставляются основные размеры объекта проектировании. В задании, в сжатом виде, уточняется функциональное назначение, возможен вариант конструктивно-технологического решения, особые требования, предъявляемые к художественно-конструктивного решения, вид материала, показатели качества. Задание на художественное конструирование представляется, как на перспективное проектирование нового объекта технологической деятельности, так и на модернизацию или усовершенствование существующего изделия.

Этап 2. Пред проектные исследования

Цельэтого этапа - сбор всех небходимых для проектирования материалов. На этой стадии дизайнер проводит работу с источниками информации (архивами, баблиотеками, и пр..)., изучает аналоги, передовой отечественный и зарубежный опыт в этой области. Инженер-конструктор и дизайнер, а в некоторых случаях, совместно с технологами и другими специалистами, тщательно изучают задачи и требования, предъявляемые к объекту проектирования. Кроме того, в зависимости от объекта проектирования, может быть организован опрос потребителей.

Этап 3. Эскизное проектирование

На этом этапе создается банк идей. После детального ознакомления с заданием, изучение различных информационных источников и действующих образцов, дизайнер приступает к разработке эскизов. Эскизы выполняются в нескольких вариантах, с целью определения художественно-конструктивного решения объекта проектирования. Выполняется достаточно большое количество рисунков и набросков, позволяющих представить объект во всех ракурсах, выделить и подчеркнуть его особенности. Разработанные модели выполняются в виде художественных эскизов: в цвете, в свободном масштабе, манере и технике исполнения. Основное требование к эскизного проекта - минимум изображений должны предоставлять максимум информации об объекте проектирования. По разработанным эскизам дается описание внешнего вида моделей. Для выбора и обоснования основной модели для дальнейшей разработки проводится оценка моделей. Выбранный эскизный проект становится основной моделью и служит основанием для разработки технического проекта и технической документации. Для наглядного представления художественного решения основная модель изображается двумя эскизами: художественными и техническими.

В художественном эскизе модель изображается в цвете в двух позициях (вид спереди и сзади), со всеми аксессуарами.

В техническом эскизе модель выполняется в виде физического рисунка, лаконично отражающего модель особенности изделия.

В процессе поиска композиционного решения объекта проектирования, используются также, объемно-изобразительные средства - макеты. Сначала макеты выполняют в небольшом масштабе, в дальнейшем, по мере завершения формы, их масштабов бы увеличиваются. Макеты выполняются из доступных, пластических материалов (пластилин, глина, пенопласт) и твердых (дерево, металл, гипс, пластмасса и т.п.).

В настоящее время на многих предприятиях, конструкторских и художественно-конструкторских бюро, в учебных заведениях, широко используется бумага, как материал исполнения моделей, особенно на поисковом этапе конструирования. Такие материалы, как глина, пластилин, пенопласт и дерево больше подходят для более детальной проработки формы изделия. Они податливы и пластичны, но на процесс изготовления моделей тратится больше времени и средств.

В большинстве случаев макет - это лучшее средство поиска художественно-композиционного решения объектов технологической деятельности, но основными средствами остается графические изображения.

Таким образом, к первой стадии художественного конструирования относятся: выполнение проектного предложения, разработка чертежей, рисунков эскизного проекта, изготовление макетов. Первая стадия художественного конструирования - наиболее ответственная и является определяющей, так как на этом этапе выполняется объемное решение, появляется образность и другие качества объекта проектирования. Эскизный проект сопровождается демонстрационными материалами, которые должны обладать высокими демонстрационными качествами.

Первая стадия завершается рассмотрением проектного предложения объекта проектирования на специальных художественно-технических советах и ​​принятием решений о ее утверждения в соответствующих инстанциях.

Этап 4. Техническое проектирование.

Вторая стадия дизайна объектов технологической деятельности - это разработка дизайн-проекта. На этом этапе, также осуществляется изготовления рабочей модели и выполнения рабочих чертежей. Дизайн-проект объекта проектирования состоит из: общего вида изделия выполненного в ортогональных проекциях; конструктивных разрезов; чертежей узлов и деталей; шаблонов и т.д., то есть всех проектных материалов, которые необходимы для полноценного изготовления изделия. Технические проект (ТП) на изделие в соответствии с требованиями ЕСКД (Единой системы конструкторской документации) должен содержать проектно-конструкторские и технические документы, дающие полное представление о конструкции изделия и методах обработки.

Иногда вторая стадия дизайна завершается изготовлением экспериментального варианта опытного образца, который обязательно выполняется под наблюдением авторов проекта. Цель выполнения опытного образца - уточнение компоновочного решение изделия, как в целом, так и отдельных его частей, проверки и наладки технологических процессов, проверки экономической эффективности процесса производства и т.п..

На данном этапе разрабатывается технология изготовления изделия. Также в этой части проекта дается краткая характеристика технологической обработки отдельных узлов изделия. Вся эта информация отражается в маршрутных, операционных и инструкционных картах.

В некоторых случаях, при изготовлении сложных изделий, разработка технического проекта входит в состав другой стадии дизайн-проектирования. В том случае, рабочий проект относится к третьей стадии.

Если техническое задание выдается на объект проектирования, который уже изготавливается на производстве, то эта задача является задачей по модернизации производства. В данном случае, дизайн-проектирование осуществляется не в полном объеме, так как возвращение к стадии проектирования, которые были пропущены, является очень сложным и неэффективным. То есть, в процессе модернизации производства, дизайнер не всегда участвует в процессе проектирования, или сотрудничает с инженером-конструктором только на некоторых стадиях.

Этап 5. Рабочее проектирование.

Рабочий проект любого изделия является завершающей стадией подготовки новой модели к промышленному производству. На этой стадии проектирование также изготавливается первичный образец объекта, окончательно уточняются чертежи комплекта лекал, составляется техническое описание на новую модель. В соответствии с правилами технического черчения разрабатывают сборочный чертёж изделия. Чертежи лекал строят на все детали, включая маленькие. На все детали составляется спецификация

В конструкторской документации приводятся чертежи всех лекал с указанием их номера по спецификации.

Составление технического описания изделия.

Конструкторская документация на проектируемое изделие включает техническое описание и чертежи комплекта лекал деталей из основных и отделочных материалом.

Изготовление макета изделия

Разработанная конструкция проверяется и уточняется путем изготовления первичного образца или макета. Для этого используются копии деталей чертежа конструкции, на основе которых изготавливаются лекала. По этим лекалам изготавливается образец модели.

На заключительном этапе после проверки конструктивного соответствия проверяется качество его технической обработки. Качество образца оценивается экспертной комиссией. Все обнаруженные дефекты заностятся в таблицу. После устранения недостатков делается вывод о возможности изготовления данного изделия и условиях серийного или массового производства.

Продолжим изучение материала

Рассказ учителя . Запись основных понятий

На чем основывается дизайнерское проектирование?

Основы композиции были заложены еще в древних трудовых традициях украинцев, и служили основой в творческих проявлениях народных мастеров. Народные художественные ремесла производили традиционные предметы домашнего обихода, в которых функциональные качества органично сочетались с эстетическими. В композиции художественно конструкторских изделий действуют такие законы, как масштаба, закон пропорциональности, закон контраста.

Закон масштаба. Среди объектов художественного конструирования случается немало предметов, имеющих одинаковую форму, но разные размеры, что вызвано определенными функциональными требованиями. Например, набор фарфоровых чайников, тарелок, деревянных ложек. Понятно, что размеры этих предметов должны иметь разумные пределы - от миниатюрных, через оптимальные, до больших. Удобными в использовании являются предметы оптимальных размеров. Отсюда следует, что человек (как пользователь вещей) в композиции объектов художественного конструирования является своеобразным масштабным эталоном, мерой всех вещей. Закон масштаба раскрывает логично и художественно мотивированые метрические отношения между человеком и произведением, окружающей средой и произведением, его элементами и общиеми габаритами формы.

Закон пропорциональности предполагает интуитивное или сознательное организацию приемов плоскостного и объемно-пространственного формовоспроизводства на основе кратных и простых соразмерных величин.

(Ролик о Золотом сечении)

Средства выразительности. Художники-конструкторы в своих изделиях выборочно применяют разнообразные средства эмоционально-художественной выразительности, а именно: фактуру, текстуру, цвет, графика, пластичность и ажурность. Три первые полностью зависят от природных свойств материала и технологии его обработки. Так, фактура, текстура и цвет дерева, из которого сделан предмет, могут вызвать не одинаковы чувственные эмоции при пользовании этим предметом. Они могут нести ощущение легкости или значимости, совершенной изысканности, совершенства и лаконичной простоты или привычной обыденности.

Фактура (от латинского factura - выполнение) - способ подачи, формирование поверхности произведения. Всего ее разделяют на естественную и технологическую. К естественной относят фактуру поверхности, которая не обрабатывается. Например, естественная фактура коры дерева, рога оленя, камня. Технологическую фактуру получают при соответствующей обработки материалов: резка, тески, ковка, чеканка, шлифовка или в результате изготовления самих произведений: плетение, ткачество, вышивка и т.д..

Текстура (от латинского textura - строение, связь, ткань) - естественный узор на поверхности разреза древесины, некоторых минералов, рога, образованный различными слоями материала. Она бывает простой и сложной, причудливой и даже капризной. Рисунок текстуры бывает мелкий и крупный, слабо и четко выраженный.

Графичность - достоинство композиции, своими элементами трактовкой напоминает графику или имеет с ней общие средства выразительности: линии, точки, пятна, силуэты.

Понятие о цвете. Цвет играет большую роль в нашей жизни и деятельности, окружает и сопровождает нас повсюду. Художник, архитекторы, дизайнеры, решают композиционные задачи, связанные с цветным климатом города, производственной и общественной интерьеров, выставочного ансамбля. Текстильщики понимают под этим термином средство, применяемое для окрашивания. Цвет - это свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение согласно спектральным составом отраженного или вы-проминюваного ими света. Цвета делятся на две важные группы: хроматические и ахроматические. В группу ахроматических относятся белый, серый и черный цвета. Они характеризуются лишь количеством отраженного света или неодинаковым коэффициентов-циента отражения. Ахроматические цвета отличные друг от друга только по яркости, то есть они отражают различное количество света, падающего на тело. Между самыми яркими - белыми и самыми темными - черными поверхностями являются различные оттенки серого цвета: светло-серые, Темно-серые. Человеческий глаз различает в гамме ахроматических цветов около 3000 оттенков. Хроматические цвета - это те цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Хроматический цвет определяется тремя физическими понятиями: фон, насыщенность и яркость.

ІV. Закрепление нового материала

Инструктаж перед работой. Учащиеся выбирают цвет обложки, шрифт для названия учебника, подбирают иллюстрации, делают эскизы макета и выполняют сам макет.

Работа в группе, во время работы учитель осуществляет текущий контроль. Музыкальное сопровождение

VІ. Подведение итогов. Выставление оценок

Методы дизайна наиболее близки к композиционным методам, выработанным в архитектуре, но включают в себя и эвристические приемы изобретательства, а также ряд приемов и методов, родственных применяемым в различных видах художественного и научного творчества.

Адресатом дизайна могут быть все и может стать каждый, поэтому в методологии дизайн-проектирования повышенное внимание уделяется не только эргономическим, но и социально-культурным, а также психологическим характеристикам потребителя конкретного дизайн-продукта.

Профориентационная страничка - рассказ о профессии дизайнера, профориентационные буклеты

Оборудование : карточки-задания, цветной картон, ножницы, клей, вырезки из журналов, таблички-памятки о влиянии цветов, профориентационные буклеты.

Тип урока: комбинированный.

І. Организационный момент

ІV. Закрепление нового материала (Фронтальный опрос)

V. Практическая работа (Создание макета обложки учебника- по выбору учащихся)

VІ. Подведение итогов. Выставление оценок

VІІ. Домашнее задание.

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний.

"Не запрещай себе творить,

Пусть иногда выходит криво –

Твои нелепые мотивы

Никто не в силах повторить."

Пусть эти слова молодой поэтессы о творчестве помогут вам в сегодняшней работе. Я желаю вам творческого вдохновения, и верю, что у нас все получится.

Я бы хотела начать с рассказа о совершенно необыкновенном, таинственном гении эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи.

Диза́йн (англ. design замысел, план, намерение, цель и от лат. designare отмерять, намечать) — творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Человека, занимающегося художественно-технической деятельностью, в рамках какой-либо из отраслей дизайна, называют в общем случае 'дизайнером' (в том числе архитектора, проектировщика, иллюстратора, дизайнера плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнера).

Так вот: трудно найти область интересов людей, которой бы не коснулся гений Леонардо да Винчи. Даже просто перечисление его интересов кажется невероятным: анатомия (создал первый атлас строения тела человека, которым медики и художники пользуются до наших дней), математика, аэронавтика, оптика (первым, за 100 лет до Галилея, изобрёл увеличительное стекло), механика, ботаника, конструирование оружия, астрономия, градостроительство.

Он был гениальным инженером и изобретателем. Именно Леонардо первым создал проекты скафандра, подводной лодки, парохода, велосипеда, вертолёта, парашюта, пулемёта, танка, подъёмного крана, арочных мостов и многого другого.

Когда он всё успевал? Может секрет в необычной формуле сна?

Вот и мы не будем более терять время, а перейдём непосредственно к теме сегодняшнего урока. Итак, откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему урока.

ІІІ. Изучение нового материала. Постановка задач.

Сегодня на уроке мы проработаем информацию о разных видах дизайна, познакомимся с основными этапами создания дизайн-проекта, узнаем основные требования к дизайнерской работе,выполним практическую работу. Давайте попробуем вместе добавить задачи, которые мы должны решить (запись на доске)

Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере жизнедеятельности людей. Согласно объектам деятельности разделяют виды дизайна. Давайте вместе проработаем этот материал. Различают

  • Графический дизайн
  • Индустриальный дизайн
  • Компьютерный дизайн
  • Веб-дизайн
  • Дизайн интерьеров (общественные здания, жилые помещения, промышленные здания)
  • Городской дизайн
  • Ландшафтный дизайн
  • Фитодизайн
  • Световой дизайн
  • Архитектурный дизайн
  • Звуковой дизайн
  • Визаж
  • Одежда
  • Прически
  • Экодизайн

Каждой группе предлагается карточка для изучения одного из этапов создания дизайн-проекта.

Этап 1. Получение задания на проектирование (техническое задание)

Художественное конструирование объектов проектирования начинается с момента составления и выдачи задания. Дизайнеру предоставляются все необходимые сведения об объекте проектирования. Желательно, чтобы в процессе составления задания принимали участие дизайнеры, как будущие авторы проекта. Задача предоставляется заказчиком в письменном виде, иногда дополняется схематическими чертежами, в которых проставляются основные размеры объекта проектировании. В задании, в сжатом виде, уточняется функциональное назначение, возможен вариант конструктивно-технологического решения, особые требования, предъявляемые к художественно-конструктивного решения, вид материала, показатели качества. Задание на художественное конструирование представляется, как на перспективное проектирование нового объекта технологической деятельности, так и на модернизацию или усовершенствование существующего изделия.

Этап 2. Пред проектные исследования

Цельэтого этапа – сбор всех небходимых для проектирования материалов. На этой стадии дизайнер проводит работу с источниками информации (архивами, баблиотеками, и пр..)., изучает аналоги, передовой отечественный и зарубежный опыт в этой области. Инженер-конструктор и дизайнер, а в некоторых случаях, совместно с технологами и другими специалистами, тщательно изучают задачи и требования, предъявляемые к объекту проектирования. Кроме того, в зависимости от объекта проектирования, может быть организован опрос потребителей.

Этап 3. Эскизное проектирование

На этом этапе создается банк идей. После детального ознакомления с заданием, изучение различных информационных источников и действующих образцов, дизайнер приступает к разработке эскизов. Эскизы выполняются в нескольких вариантах, с целью определения художественно-конструктивного решения объекта проектирования. Выполняется достаточно большое количество рисунков и набросков, позволяющих представить объект во всех ракурсах, выделить и подчеркнуть его особенности. Разработанные модели выполняются в виде художественных эскизов: в цвете, в свободном масштабе, манере и технике исполнения. Основное требование к эскизного проекта - минимум изображений должны предоставлять максимум информации об объекте проектирования. По разработанным эскизам дается описание внешнего вида моделей. Для выбора и обоснования основной модели для дальнейшей разработки проводится оценка моделей. Выбранный эскизный проект становится основной моделью и служит основанием для разработки технического проекта и технической документации. Для наглядного представления художественного решения основная модель изображается двумя эскизами: художественными и техническими.

В художественном эскизе модель изображается в цвете в двух позициях (вид спереди и сзади), со всеми аксессуарами.

В техническом эскизе модель выполняется в виде физического рисунка, лаконично отражающего модель особенности изделия.

В процессе поиска композиционного решения объекта проектирования, используются также, объемно-изобразительные средства - макеты. Сначала макеты выполняют в небольшом масштабе, в дальнейшем, по мере завершения формы, их масштабов бы увеличиваются. Макеты выполняются из доступных, пластических материалов (пластилин, глина, пенопласт) и твердых (дерево, металл, гипс, пластмасса и т.п.).

В настоящее время на многих предприятиях, конструкторских и художественно-конструкторских бюро, в учебных заведениях, широко используется бумага, как материал исполнения моделей, особенно на поисковом этапе конструирования. Такие материалы, как глина, пластилин, пенопласт и дерево больше подходят для более детальной проработки формы изделия. Они податливы и пластичны, но на процесс изготовления моделей тратится больше времени и средств.

В большинстве случаев макет - это лучшее средство поиска художественно-композиционного решения объектов технологической деятельности, но основными средствами остается графические изображения.

Таким образом, к первой стадии художественного конструирования относятся: выполнение проектного предложения, разработка чертежей, рисунков эскизного проекта, изготовление макетов. Первая стадия художественного конструирования - наиболее ответственная и является определяющей, так как на этом этапе выполняется объемное решение, появляется образность и другие качества объекта проектирования. Эскизный проект сопровождается демонстрационными материалами, которые должны обладать высокими демонстрационными качествами.

Первая стадия завершается рассмотрением проектного предложения объекта проектирования на специальных художественно-технических советах и ​​принятием решений о ее утверждения в соответствующих инстанциях.

Этап 4. Техническое проектирование.

Вторая стадия дизайна объектов технологической деятельности - это разработка дизайн-проекта. На этом этапе, также осуществляется изготовления рабочей модели и выполнения рабочих чертежей. Дизайн-проект объекта проектирования состоит из: общего вида изделия выполненного в ортогональных проекциях; конструктивных разрезов; чертежей узлов и деталей; шаблонов и т.д., то есть всех проектных материалов, которые необходимы для полноценного изготовления изделия. Технические проект (ТП) на изделие в соответствии с требованиями ЕСКД (Единой системы конструкторской документации) должен содержать проектно-конструкторские и технические документы, дающие полное представление о конструкции изделия и методах обработки.

Иногда вторая стадия дизайна завершается изготовлением экспериментального варианта опытного образца, который обязательно выполняется под наблюдением авторов проекта. Цель выполнения опытного образца - уточнение компоновочного решение изделия, как в целом, так и отдельных его частей, проверки и наладки технологических процессов, проверки экономической эффективности процесса производства и т.п..

На данном этапе разрабатывается технология изготовления изделия. Также в этой части проекта дается краткая характеристика технологической обработки отдельных узлов изделия. Вся эта информация отражается в маршрутных, операционных и инструкционных картах.

В некоторых случаях, при изготовлении сложных изделий, разработка технического проекта входит в состав другой стадии дизайн-проектирования. В том случае, рабочий проект относится к третьей стадии.

Если техническое задание выдается на объект проектирования, который уже изготавливается на производстве, то эта задача является задачей по модернизации производства. В данном случае, дизайн-проектирование осуществляется не в полном объеме, так как возвращение к стадии проектирования, которые были пропущены, является очень сложным и неэффективным. То есть, в процессе модернизации производства, дизайнер не всегда участвует в процессе проектирования, или сотрудничает с инженером-конструктором только на некоторых стадиях.

Этап 5. Рабочее проектирование.

Рабочий проект любого изделия является завершающей стадией подготовки новой модели к промышленному производству. На этой стадии проектирование также изготавливается первичный образец объекта, окончательно уточняются чертежи комплекта лекал, составляется техническое описание на новую модель. В соответствии с правилами технического черчения разрабатывают сборочный чертёж изделия. Чертежи лекал строят на все детали, включая маленькие. На все детали составляется спецификация

В конструкторской документации приводятся чертежи всех лекал с указанием их номера по спецификации.

Составление технического описания изделия.

Конструкторская документация на проектируемое изделие включает техническое описание и чертежи комплекта лекал деталей из основных и отделочных материалом.

Изготовление макета изделия

Разработанная конструкция проверяется и уточняется путем изготовления первичного образца или макета. Для этого используются копии деталей чертежа конструкции, на основе которых изготавливаются лекала. По этим лекалам изготавливается образец модели.

На заключительном этапе после проверки конструктивного соответствия проверяется качество его технической обработки. Качество образца оценивается экспертной комиссией. Все обнаруженные дефекты заностятся в таблицу. После устранения недостатков делается вывод о возможности изготовления данного изделия и условиях серийного или массового производства.

Продолжим изучение материала

Рассказ учителя . Запись основных понятий

На чем основывается дизайнерское проектирование?

Основы композиции были заложены еще в древних трудовых традициях украинцев, и служили основой в творческих проявлениях народных мастеров. Народные художественные ремесла производили традиционные предметы домашнего обихода, в которых функциональные качества органично сочетались с эстетическими. В композиции художественно конструкторских изделий действуют такие законы, как масштаба, закон пропорциональности, закон контраста.

Закон масштаба . Среди объектов художественного конструирования случается немало предметов, имеющих одинаковую форму, но разные размеры, что вызвано определенными функциональными требованиями. Например, набор фарфоровых чайников, тарелок, деревянных ложек. Понятно, что размеры этих предметов должны иметь разумные пределы - от миниатюрных, через оптимальные, до больших. Удобными в использовании являются предметы оптимальных размеров. Отсюда следует, что человек (как пользователь вещей) в композиции объектов художественного конструирования является своеобразным масштабным эталоном, мерой всех вещей. Закон масштаба раскрывает логично и художественно мотивированые метрические отношения между человеком и произведением, окружающей средой и произведением, его элементами и общиеми габаритами формы.

Закон пропорциональности предполагает интуитивное или сознательное организацию приемов плоскостного и объемно-пространственного формовоспроизводства на основе кратных и простых соразмерных величин.

(Ролик о Золотом сечении)

Средства выразительности . Художники-конструкторы в своих изделиях выборочно применяют разнообразные средства эмоционально-художественной выразительности, а именно: фактуру, текстуру, цвет, графика, пластичность и ажурность. Три первые полностью зависят от природных свойств материала и технологии его обработки. Так, фактура, текстура и цвет дерева, из которого сделан предмет, могут вызвать не одинаковы чувственные эмоции при пользовании этим предметом. Они могут нести ощущение легкости или значимости, совершенной изысканности, совершенства и лаконичной простоты или привычной обыденности.

Фактура (от латинского factura - выполнение) - способ подачи, формирование поверхности произведения. Всего ее разделяют на естественную и технологическую. К естественной относят фактуру поверхности, которая не обрабатывается. Например, естественная фактура коры дерева, рога оленя, камня. Технологическую фактуру получают при соответствующей обработки материалов: резка, тески, ковка, чеканка, шлифовка или в результате изготовления самих произведений: плетение, ткачество, вышивка и т.д..

Текстура (от латинского textura - строение, связь, ткань) - естественный узор на поверхности разреза древесины, некоторых минералов, рога, образованный различными слоями материала. Она бывает простой и сложной, причудливой и даже капризной. Рисунок текстуры бывает мелкий и крупный, слабо и четко выраженный.

Графичность - достоинство композиции, своими элементами трактовкой напоминает графику или имеет с ней общие средства выразительности: линии, точки, пятна, силуэты.

Понятие о цвете. Цвет играет большую роль в нашей жизни и деятельности, окружает и сопровождает нас повсюду. Художник, архитекторы, дизайнеры, решают композиционные задачи, связанные с цветным климатом города, производственной и общественной интерьеров, выставочного ансамбля. Текстильщики понимают под этим термином средство, применяемое для окрашивания. Цвет - это свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение согласно спектральным составом отраженного или вы-проминюваного ими света. Цвета делятся на две важные группы: хроматические и ахроматические. В группу ахроматических относятся белый, серый и черный цвета. Они характеризуются лишь количеством отраженного света или неодинаковым коэффициентов-циента отражения. Ахроматические цвета отличные друг от друга только по яркости, то есть они отражают различное количество света, падающего на тело. Между самыми яркими - белыми и самыми темными - черными поверхностями являются различные оттенки серого цвета: светло-серые, Темно-серые. Человеческий глаз различает в гамме ахроматических цветов около 3000 оттенков. Хроматические цвета - это те цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Хроматический цвет определяется тремя физическими понятиями: фон, насыщенность и яркость.

ІV. Закрепление нового материала

Инструктаж перед работой. Учащиеся выбирают цвет обложки, шрифт для названия учебника, подбирают иллюстрации, делают эскизы макета и выполняют сам макет.

Работа в группе, во время работы учитель осуществляет текущий контроль. Музыкальное сопровождение

VІ. Подведение итогов. Выставление оценок

Методы дизайна наиболее близки к композиционным методам, выработанным в архитектуре, но включают в себя и эвристические приемы изобретательства, а также ряд приемов и методов, родственных применяемым в различных видах художественного и научного творчества.

Адресатом дизайна могут быть все и может стать каждый, поэтому в методологии дизайн-проектирования повышенное внимание уделяется не только эргономическим, но и социально-культурным, а также психологическим характеристикам потребителя конкретного дизайн-продукта.

Профориентационная страничка - рассказ о профессии дизайнера, профориентационные буклеты

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по технологии "Интерьер жилого дома" 7 класс

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Средняя общеобразовательная школа с.Кирово

Краснокутского района саратовской области

Подготовила: учитель технологии

Белан Снежана Анатольевна

Технологическая карта учителя

Раздел: Интерьер жилого дома.

Класс 7 Занятие 2 (1ч)

обобщить знания о проектировании, об интерьере жилого дома;

способствовать формированию навыков проектирования:

*разрабатывать критерии оценки.

развивать эстетический вкус, исследовательские навыки;

воспитывать трудолюбие, целенаправленность;

знакомить с профессией дизайнера.

Знать алгоритм выполнения первого этапа проекта.

Уметь оформлять документацию по проекту (первый этап).

Объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский, самостоятельная работа.

Компьютер, проектор, таблицы-листы проекта, рисунки планов комнат.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.

Межпредметные связи. ИЗО, графика, биология.

Проверка явки учащихся, готовности к уроку.

Подготовка к уроку.

Тема и задачи урока

Предложение темы и задач урока.

Запись темы урока в тетради.

Ответы на вопросы.

Обобщение и систе-матизация знаний по выполнению I этапа проекта:

предложение роли дизайнера

обобщение знаний о выполнении проекта

выбор темы проекта

Организация исследова-тельской работы по оформлению проекта.

демонстрация слайдов с видами интерьера;

предложение вопросов об алгоритме I этапа проекта;

предложение вариантов тем проектов;

Выполнение I этапа проекта – заполнение листов проекта.

ответы на вопрос, какие элементы украшают интерьер комнаты;

ответы на вопросы;

выбор конкретной темы проекта, обоснование выбора;

Закрепление знаний на практике

Предложение самостоя-тельной работы на ПК;

обсуждение выполненной работы.

Заполнение таблиц – листов по проекту;

Предложение работы дизайнера.

Выполнение эскиза украшения интерьера комнаты.

Подведение итогов работы, выставление оценок.

Самоанализ, самооценка работы.

Разъяснение домашнего задания

Запись домашнего задания в дневник.

Подготовка к уроку.

Тема и задачи урока.

Задачами урока сегодня будут:

* Знать алгоритм выполнения первого этапа проекта и

* Уметь оформлять документацию по проекту.

Сегодня вы поработаете в качестве дизайнеров в агентстве по дизайну.

III . Актуализация знаний.

Вспомним, что мы знаем об интерьере (фронтальный опрос).

- Что называется интерьером? ( Внутреннее убранство помещения )

- Какие элементы включает в себя интерьер помещения? ( Мебель, шторы, светильники, украшения и др.)

- Есть ли какие-то правила размещения мебели в комнате? ( Крупногабаритная мебель стоит дальше от окна, рабочий стол ставится у окна или справа от него, так чтобы свет падал слева на рабочую поверхность стола)

IV . Обобщение и систематизация знаний.

Обратимся к профессиональным дизайнерам. На слайдах представлены некоторые примеры разработок интерьера помещений столовой, гостиной и детской комнаты.

- Обратите внимание, какие элементы дополняют и украшают интерьер комнат? ( Комнатные растения, предметы искусства, рисунки, фотографии )

2. Перейдем непосредственно к решению задач нашего урока. Вспомним и обобщим знания о процессе проектирования.

- Какие этапы творческого проекта мы выделяем? ( Поисково-исследовательский, конструкторско-технологический, заключительный)

3. Предлагаю вам поучаствовать в работе агентства по дизайну. Каждый из вас будет работать дизайнером.

В наше агентство поступило несколько заказов:

*интерьер детской комнаты.

Вам предстоит выбрать один из вариантов проекта, обосновать свой выбор (почему выбрали именно этот вариант?) и разработать документацию первого этапа проекта.

V . Закрепление знаний на практике.

В тетради оформляем аналитическую матрицу и записываем вывод, – какой вариант украшения комнаты вы выбрали.

Заполнение таблиц-листов проекта.

Подведение итогов работы, самооценка.

Работа дизайнера состоит не только в выборе вариантов оформления и украшения интерьера помещения, но и в разработке эскизов или рисунков таких вариантов. Теперь ваша задача состоит в разработке эскиза вашего варианта украшения.

Вы можете выполнить эту работу на ПК в программе Paint или вручную на ваших заготовках эскизов.

Выполнение рисунков интерьера.

Выдвижение гипотезы по проекту.

Разъяснение домашнего задания.

Список используемой литературы

Атутов П.Д. и др. Дидактика технологического образования. – М.: Просвещение, 1997.

Капустин В.С. Выполнение проектов на уроках технологии в 5-7 классах. // Школа и производство, 1998. № 1. – с. 15-20.

Самородский П.С. Основы разработки творческих проектов: Книга для учителей технологии и предпринимательства. – Брянск, 1995.

Варианты заполнения таблиц-листов проекта

Потребность – создание уюта в помещении.

Цель - сделать комнату интереснее, уютнее, красивее.

Проблема состоит в оформлении (украшении) комнаты.

предложение вариантов украшения комнаты;

разработка критериев для выбора варианта украшения;

составление аналитической матрицы;

выбор варианта украшения комнаты;

составление эскиза (рисунка) интерьера комнаты.

Критерии для оценки вариантов:

целесообразность (функциональность) украшения;

доступность (возможность сделать самому);

вариативность (возможность менять положение);

экологичность (воздействие на человека).

Читайте также: