Конспект урока 5 класс гласные звуки и обозначающие их буквы рыбченкова

Обновлено: 17.06.2024

Звук речи – минимальная единица произносимой речи.

Речевой аппарат – совокупность органов человека, предназначенных для производства звуков речи.

Транскрипция – графическая запись звучащей речи с помощью специальных знаков и символов.

Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуковую сторону языка.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Козулина М. В. Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. – Саратов: Лицей, 2012. – 320 с.

2. Челышева И. Л. Русский язык. 5 класс. I полугодие: планы-конспекты уроков. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Основой звука является воздух, поэтому человек произносит звуки на выдохе. Для того чтобы произнести звук речи, мы используем речевой аппарат: струя воздуха проходит из лёгких сначала через гортань, в которой вибрируют голосовые связки, затем через рот или нос наружу. В ротовой полости бывают задействованы язык, губы, зубы, нёбо. Если воздух встречает препятствие только в гортани, а затем свободно, как при дыхании, проходит через полость рта, то получается звучание, которое называется голосом, или тоном. Так образуются гласные звуки.

Звуки, для образования которых необходим ещё и шум, называются согласными. Шум возникает в результате преодоления воздухом преграды в ротовой или носовой полости: например, смыкаются губы или язык приближается к нёбу.

В современном русском языке 6 гласных звуков ([а], [о], [у], [э], [и], [ы]) и 10 гласных букв (А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я). Буквы е, ё, ю, я могут обозначать один звук, если стоят после согласных (например, м[а]со, м[и]сной), и два звука, если стоят в начале слова ([й’а]корь, ([й’э]сли), после разделительных ъ и ь (вь[й’у]н, съ[йʼэ]л), после гласной (по[й’о]т, ма[й’а]к).

Гласные звуки бывают ударные и безударные. Под ударением различаются все шесть гласных звуков: например, воды [в о´д ы], мишка [м ʼи´ш к а].

В безударном положении гласные отчётливо не произносятся (кроме [у]). Например, в слове вода вместо [о] произносится [а]: вода [в а д а´].

Именно гласный звук образует слог, поэтому сколько в слове гласных, столько и слогов.

Записываем мы слова буквами. Но звуки тоже можно обозначить на письме, то есть сделать транскрипцию. Звуки речи записываются в квадратных скобках с помощью специальных знаков, в том числе и буквенных. Однако нельзя путать транскрипцию слова и буквенную запись слова! Сравните:

буквенная запись – дом,

транскрипция – [д о´м];

буквенная запись – варежка,

транскрипция – [в а´р’ и ш к а];

буквенная запись – сгонять,

транскрипция – [з г а н’ а´т’].

Кроме того, как мы видим, транскрипция включает определённые дополнительные знаки, которые нужно понимать и уметь использовать. Это, например, ударение, запятая справа от согласного звука, обозначающая мягкость согласного и др.

При транскрибировании слова необходимо внимательно прислушиваться к тому, как вы его произносите. Если в первый раз не удалось хорошо расслышать все составляющие слово звуки, повторите ещё и сделайте транскрипцию.

Тренировочные задания:

Гласные звуки являются слогообразующими. Сколько слогов в пословице?

Нет в мире краше Родины нашей.

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить: гласные звуки являются слогообразующими. Значит, в слове столько слогов, сколько гласных.

Правильный ответ: 10

Подчеркните слова, которые начинаются с гласных букв, обозначающих два звука.

Ясный, одежда, юмор, эхо, яркий, апельсин, ягода, огромный, юг, ящерица, эльф, единица, изумительный, ёлка, изредка, янтарный.

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, что гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука (согласный звук [й ʼ] + гласный звук) в следующих случаях:

  • в начале слова: ёж [й ʼо ш], ель [й ʼэ л ʼ], юла [й ʼу л а];
  • после разделительных твёрдых мягких знаков ь и ъ: вьюн [в ʼу н], съел [с ʼэ л];
  • после гласной: [м а й ʼа к], поют [п а й ʼу т].

Правильный ответ: ясный, юмор, яркий, ягода, юг, ящерица, единица, ёлка, янтарный.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2) сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях; продолжить формировать навык транскрибирования;

3) развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

4) воспитывать культуру письма, речи.

Ход урока: 1. Оргмомент. 2. Словарная работа.

- Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово яичница. (Слайд №7). Обратите внимание, что произносится оно по-другому (с сочетанием шн . Каково лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо).

- Давайте составим с этим словом словосочетание. (Вкусная яичница). (Слайд №8)

- Теперь давайте составим предложение с этим словосочетанием, запишем его и произведём синтаксический разбор. (Н-р: Мама приготовила вкусную яичницу.)

3. Повторение.

- А теперь, чтобы не забыть главные и второстепенные члены предложения, которые вы используете на каждом уроке, повторим их.

- На какие вопросы отвечает обстоятельство?

- Словами какой части речи чаще всего выражается дополнение?

- Как подчёркивается определение?

4. Актуализация знаний.

Орфографический диктант (слайд №6)

Уд..вительный пейзаж, р..деть на востоке, объед..нить людей, разд..вался крик, посв..тить рассказ, др..жать от холода, прибл..жаться к дому.

- Какой раздел науки о языке вы сейчас изучаете?

- Что же такое фонетика? (Слайд №2)

- А теперь ответьте на вопросы на следующем слайде (слайд №3)

- Какие звуки существуют в русском языке? (Гласные и согласные)

- Сколько всего гласных букв? (10)

- Сколько всего гласных звуков? (6)

- Ребята, я вам подскажу, как легче запомнить эту цифру. Для этого нужно вспомнить, сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида. Их тоже 6.

- Почему так происходит, что гласных звуков меньше, чем букв? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать один или два звука.

5. Объяснение нового материала.

Сказка о буквах – актёрах

Поднялся переполох. Буквы Е, Ё, Ю. Я так громко спорили, что на шум сбежались все остальные сёстры. Когда они поняли, в чём дело, то не согласились с буквами Е, Ё, Ю. Я. Они ни за что не хотели считать их буквами – актёрами.

- А на чьей стороне вы? Согласны ли вы, что буквы е, ё, ю, я действительно актёры? В конце урока мы ответим на эти вопросы.

- Выполним упражнение №54. Прочитайте задание. Работаем с первой парой слов. Записываем слова. К доске идёт …

- Проследите и скажите, где стоят буквы е, ё, ю, я?

- Сколько звуков они обозначают?

- После каких согласных они стоят в словах мёд, люк, мель, мяч? (После мягких)

- Решите пропорцию. (слайд №10)

- Что вы вставите после вопросительного знака? Почему?

- Подведём итог: так когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук? (Слайд №11) (Обозначают один звук, когда стоят после мягкой согласной).

- Работаем со словами. Ем, ёлка, юг, ясный. К доске идёт …

- Где стоят в словах этого столбика буквы е, ё, ю, я? (В начале слова)

- Сколько звуков они обозначают? (2)

- Какие это звуки? (йэ, йо, йа, йу) (Слайд №12)

- С какого словарного слова мы начинали сегодняшний урок? (Яичница)

- Подходит ли оно под наше правило? (Да)

- Сколько звуков обозначает буква я и почему? (Два, потому что стоит в начале слова).

- Подведите итог этой работе. (Если буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова, то обозначают два звука). (Слайд №12)

- Записываем слова. Боец, приём, каюта, стоят. К доске идёт …

- Где стоят в словах этого столбика буквы е, ё, ю, я? (После гласной)

- Сколько звуков обозначают? (2)

- Подведём итог этой работе. (Если буквы е, ё, ю, я стоят после гласной, то обозначают два звука).

- Записываем следующие слова.

Отъезд, съёмка, вьюга, обезьяна.

- Где стоят в словах этого столбика буквы е, ё, ю, я? (После мягкого и твёрдого знаков).

- Сколько звуков они обозначают? (2)

- Подведём итог этому исследованию. (Если буквы е, ё, ю, я стоят после ь или ъ знаков, то обозначают 2 звука). (Слайд №13)

- На странице 28 учебника прочитайте правило.

Работа со схемой – упр. 55

- В виде таблицы это правило можно изобразить так… (Слайды №14, 15)

6. Закрепление материала.

Прочитайте слова на экране. Что происходит с согласной буквой Р в первом слове? (Она стала мягкой). А если поменяем гласную на А (слово рад)? (она станет твёрдой).

- Следовательно, буквы е, ё, ю, я смягчают впереди стоящий согласный. Слайд №17.

- Приведите ещё примеры таких слов.

Просмотр слайда №18.

- Сделайте вывод: какая роль у гласных е, ё, ю, я? (ответ уч-ся)

- Упражнение 56. Сколько звуков может обозначать буква И в словах?

- А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание.

Д / з: параграф 7 (выучить правило), упр. 59.

- Отложите дневники и продолжаем работать.

У вас на партах лежат по три листка с заданиями. Одно из них посложнее – это тест, а второе и третье полегче – заполнить таблицу. Выберите одно из них и выполните там же.

Подведём итог урока.

- С какой темой мы сегодня познакомились?

- Сколько выводов сделали?

- Какую роль играют эти буквы? (Смягчают и обозначают два звука).

- Согласны ли вы, что названные вами буквы актёры? Почему?

-При каком условии е, ё, ю, я обозначают один звук? Два звука?

- Заканчивая урок, давайте ещё раз вспомним правило, с которым мы сегодня познакомились.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Учитель Плетнева И. А.

Тема. Гласные звуки и обозначающие их буквы.

Планируемые результаты

Личностные: самооценка деятельности на уроке по освоению нового материала

Регулятивные:

выделение и осознание того, что усвоено и что еще предстоит усвоить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

логические: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, формулировка учебной задачи на определённом этапе деятельности

1.Организационный момент . Словарная работа стр.28.

2.Актуализация опорных знаний. Целеполагание.

Повторение по теме фонетика:

- Что такое фонетика?

- На какие две группы делятся звуки речи?

- На какие группы делятся согласные звуки?

- Сколько гласных букв в алфавите?

- Сколько гласных звуков речи?

- Почему? Какие буквы гласные не обозначают звуков?

Мера, полет, клюв, мясо.

Ехать, ёлка, юг, ясный.

Боец, приём, каюта, стоят.

Отъезд, съемка, вьюга, обезьяна.

- Кто может ответить на вопрос о роли букв Е,Ё,Ю,Я.

Чтение правила стр.28.

3.Работа над материалом урока.

Записать слова, подчеркнуть, в каких буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

Яблоко, прядь, лепить, льётся, ясный, небо, песня, мерить, место, съем, юбка, ёжик, лес, мясо, клюква, явь, янтарь, заяц, лента, пояс, вера.

Распределительный диктант. Записать в два столбика.

Цепь, нёс, ёж, пять, въезд, юг, сюрприз, баня, семья, ёмкость, всё, гиря, вьюга, редька.

Со словом семья составить и записать предложение.

Работа с текстом.

Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из-за кр..вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился,обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике.

Выпишите слова, где гласные е, ё, ю, я обозначают два звука.

4.Рефлексия. Продолжите фразу.

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

у меня получилось …

5.Домашнее задание пр.стр.38, упр.59.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 932 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.11.2017 4127
  • DOCX 15.9 кбайт
  • 274 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Плетнева Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка в 5 классе

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Предметные: Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся. Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука. Метапредметные цели урока: Познавательные: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы; Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации ,владение разными формами речи. Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.

Урок 13. Гласные звуки и обозначающие их буквы. Предметные: Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся. Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука. 5 класс, 24.09.18. Метапредметные цели урока: Познавательные: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы; Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации ,владение разными формами речи. Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы. Оборудование: учебник. 1. Актуализация опорных знаний. Блиц­опрос. Ход урока. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Что такое фонетика? Из чего состоят слова, которые мы слышим? Звуки делятся на … Гласные бывают … На какие звуки делятся согласные? Из чего состоят слова, которые мы пишем? Сколько букв в русском алфавите? Сколько гласных звуков в русском языке? А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6? 2. Работа у доски ­Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их. К доске. Мера[м`эра] Полёт[пал`от] Клюв [кл`уф] Сяду [с`аду] ­Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я ( после согласных) ­Сколько звуков они обозначают? (1) ­После каких согласных они стоят? (После мягких) ­Решите эту пропорцию, записав её в тетради. ­Что вы вставили вместо вопросительного знака? (Я=Ю=Ё=Е ) `А `У `О `Э ­Почему? ­Подведём итог: так когда буквы Е,Ё,Ю.Я обозначают 1 звук? (обозначают 1 звук , когда стоят после мягких согласных) ­Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод. ­Работаем со следующим столбиком. К доске: Ем [й`эм] Ёлка [й`олка ] Юг [й`ук ] Ясный [й`асный` ] ­Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова) ­Сколько звуков они обозначают? (2) ­Какие звуки? (ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ) ­С какого слова мы начали сегодняшний урок? (яичница) ­Подходит оно под наше правило (Да) ­Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова) ­Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова , то обозначают 2 звука. ­Записываем следующий столбик: Боец [бай`эц ] Приём [пр`ий`ом ] Каюта [ кай`ута ] Стоят [стай`ат ] ­Где стоят в словах этого столбика буквы Е, Ё, Ю, Я? (После гласной) ­Сколько звуков обозначают? (2) ­Подведём итог этой работе: если буквы Е, Ё, Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука. ­Записываем следующий столбик: отъезд [атй`эст ] съёмка [сй`омка ] вьюга [в `й`уга ] обезьяна [аб`из`й`ана ] ­Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я ( После Ъ или Ь знаков) ­Сколько звуков они обозначают? (2) ­Подведём итог этому исследованию: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака , то они обозначают 2 звука. 3. Объявление темы и цели урока. Чтение теоретического материала на с. 28 Упражнение 55 (работа со схемой). 4.Закрепление материала. Выборочный диктант. ­Запишите слова в 2 столбика: 1 звук и 2 звука ВЬЮН, ЕДА, СЪЁМКА, РЮМКА, ПОЛЕТ, ЁЖ, ПОЕЗД, ПЬЁТ, ЧЕСТЬ. 5. Физкультминутка ­ Наклон вправо, если обозн. мягкость, влево, если 2 звука. ­ ягода, реки, ель, пена, юла, люди, рябина, ёмкость, клён. 6. Работа с учебником. Упражнение 56, 59. 7. Подведение итогов. Рефлексия. 8. Домашнее задание. Упражнение 58

Читайте также: