Конспект урока суровая арктика

Обновлено: 07.07.2024

1. Познакомить детей с климатической зоной Арктики,её климатом, растительностью.

2. Углублять представления о животных Арктики

3. Систематизировать представления детей об умениях животных приспосабливаться к среде обитания.

4. Познакомить с такими явлениями, как северное сияние

Климат, северное сияние, вечная мерзлота, айсберг, лемминг, Полярная ночь, ягель.

-Ребята, ни одна страна в мире не имеет такой богатой и разнообразной природы, как Россия.

- Как вы думаете, почему (ответы детей)

-Правильно, потому что наша страна самая большая в мире!На севере нашей страны очень холодно. Там можно увидеть льдины, айсберги, вечные снега, а на юге протянулись жаркие пустыни.

Давайте мы сегодня совершим путешествие по нашей стране и увидим все своими глазами.

Обитатель северных морей Тюлень.

-Ребята хотите, все это увидеть своими глазами?Отправляемся в путешествие на Крайний Север нашей Родины. (Воспитатель на глобусе показывает, куда они отправляются).

На севере снега, мороз

Суровая природа

На небе хороводы звезд

И солнца нет полгода.

Северные земли или зона тундры находятся на севере нашей страны и на нашей карте обозначены белым цветом. Найдите эту зону на карте нашей страны.

Почему она обозначена белым цветом?

Арктика включает в себя Северный Ледовитый океан, побережье Сибири полуостровТаймыр. Царство льдов и снегов (показ слайда).

Там долгие суровые зимы, которые длятся более полугода, морозы достигают до -40*-50* дуют холодные ветра, часто бывают снежные бури и ураганы. Земля глубоко промерзает, покрывается льдом и снегом, а лед на море держится большую часть года. Солнца зимой не видно, наступает Полярная ночь (показ слайда).

И лишь разноцветные сияния расцвечивают небо (показ слайдов)

Северное сияние- это завораживающие, прекрасное зрелище. Темно- синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление.

Что за чудо-чудеса:

Ой, горит, пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Никого за тучей нет,

Не пекут там хлеба

Это свет, холодный свет

Северного неба.

Зима на севере длинная, а лето короткое, но и летом температура не поднимается выше +5+10, поэтому почва не успевает прогреваться, а растения не успевают вырастать. Солнце не поднимается высоко над горизонтом и поэтому лед тает лишь по берегам морей (показ слайдов).

Я предлагаю Вам немного прогуляться по тундре.

Что нам нужно сделать, чтобы не провалиться в снег и не потеряться? (надевают лыжи и держатся рядом)

Нам мороз не страшен

Лишь ленивым он опасен (идут друг за другом)

Щечки дружно растираем (трут щеки круговыми движениями)

И про нос не забываем (трут нос)

Чтобы уши не болели

Разомнем мы их скорее (уши сгибают и разгибают)

И ладошки приживаем

Сильно сильно растираем (трут ладошки друг об друга)

Вот на лыжах проезжаем (имитируют движения на лыжах)

Санки мы не забываем (присаживаются и встают)

Постучимся в ворота (стучат по спине, впереди идущего ребенка)

Нам согреться помоги! (гладят спину, впереди идущего ребенка)

Растительность Арктики очень скудна. Это мхи и лишайники. Весной, когда пригреет солнце, вся тундра вдруг расцветает и становится похожей на цветущий ковер. При всей бедности растительного мира тундры, здесь есть даже цветы: полярный мох, снежный лютик, разноцветные камнеломки. (показ слайда).

В тундре растут карликовые березы, грибы, ягоды, голубика. Догадайтесь, почему ее так называли? Правильно она голубого цвета. (показ слайда)

Не смотря на суровый климат, животный мир очень разнообразен. И эти животные вам вряд ли знакомы. Их можно встретить только на севере, они нигде больше не водятся. Это лемминг- маленький зверек, похожий на мышь, песец-зверек с очень красивым мехом (показ слайдов).

Как вы думаете, что помогает северным животным выживать в таком суровом климате?

Да, ребята, живущие в таких условиях звери приспособлены к суровому климату. У них под шкурой толстый слой жира, который предохраняет от потери тепла, теплый толстый мех защищает от холода. Главные животные тундры- белый медведь и олень (показ слайдов).

Северный олень-житель крайнего севера ему не страшны ни сильные морозы; ни глубокие снега. Как вы думаете, почему? Хотите еще узнать про Северного оленя?

Оленей привлекает морская вода. Ведь соль для жизни животных необходима. Без соли олень может погибнуть. (показ слайда)

-Ребята, что вы знаете об этом животном (у них белая шкура, ловят и едят рыбу. Они умеют плавать).

-Белый медведь- грозный хищник, повелитель ледяных просторов Арктики. Благодаря острому чутью он выслеживает подо льдом тюленей. Белый медведь так же прекрасный пловец и спокойно ныряет в ледяную воду. Чтобы выбраться наружу, медведь хватается острыми когтями за проплывающую льдину. Затем зверь отряхивается и его шерсть вновь становиться сухой и не обмерзает. (показ слайда лежбища тюленей)

-Холодные воды Северного моря омывают каменистый берег. А на берегукак и на пляже,лежат странные звери. У них круглая усатая голова, круглые глаза, хвост как у рыб, а вместо лап ласты. Как вы думаете кто это?

-Тюлени живут на льдинах, плавают в море, питаются рыбой, креветками, крабами, моллюсками. Тюлень ныряет на глубину 100метров. Вдохнет воздух и может долго не дышать под водой (до 1.5 часов он охотится). Тело тюленя покрыто густым непромокаемым мехом под кожей толстый слой жира, спина и бока темные и в пятнах. Отталкиваясь от земли ластами они неуклюжи на суше, а в воде они настоящие акробаты, плавают не хуже рыб. (показ слайдов).

-Посмотрите, какие животные Крайнего Севера вам знакомы? (морж, заяц-беляк).

- Расскажите, где мы с вами сегодня побывали?

-Что особенного в природе Арктики?

- Какие растения встречаются на севере?

- Каких животных Крайнего Севера вы знаете?

- Что такое северное сияние?

На этом наше путешествие по Арктике закончено, спасибо жителям северных морей за приглашение.

Одна маленькая история нашей огромной страны Скоро наша великая страна будет праздновать один из самых великих праздников – 70- летие Победы. Тяжёлой ценой далась нашей стране эта победа.

Используемые приёмы: сводная таблица, эффективная лекция.

Цели и задачи урока:

  1. Содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общеучебных умений и навыков;
  2. Продолжить формирование умений делать выводы (оформление сводной таблицы).
  1. Формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению.

1.Изучение нового материала

Природные комплексы (региональные) природные зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Вспомните, как называется закономерность смены природных зон на равнинах? (широтная зональность)

Наличие этой закономерности обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт. Устанавливая и анализируя изменения климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т. д.

В XIX веке Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность-это общий закон природы. Следствием зональности является существование крупных ПТК – природных зон. Ведущими компонентами (факторами) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.

По карте атласа определите:

  • Как расположены природные зоны в России?
  • Какие зоны простираются от западных границ до побережья морей Тихого океана?
  • Какие зоны не простираются до восточных окраин России? Почему?

Сегодня мы с вами должны описать – арктические пустыни . Давайте определим критерии, по которым мы будем характеризовать природную зону.

Ученики определяют и фиксируют план описания природных зон на доске – составляют сводную таблицу:

Внешний облик зоны

Почвы и их свойства

Типичные растения и их приспособленность к условиям зоны

Типичные животные и их приспособленность к условиям зоны

Возможность использования природной зоны человеком

Проблемы и охрана природной зоны

2.Осмысление (Основной приём - эффективная лекция с использованием презентации – Приложение 1)

Учитель и учащиеся рассказывают об особенностях природной зоны арктических пустынь, ученики по ходу лекции заполняют сводную таблицу.

В этой зоне лежат Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова. Для зоны характерно огромное количество льда и снега во все сезоны года. Они являются главным элементом ландшафта. Арктика — край незаходящего солнца летом и затяжной зимней ночи, озаряемой полярными сияниями; мир морозов, метелей, дрейфующих льдов, обширных ледников и арктических пустынь. Здесь очень долгая и лютая зима, несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается — это полярная ночь. В небе светит луна, мерцают звезды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния. Летом в Арктике — полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло.

Круглый год здесь преобладает арктический воздух, радиационный баланс за год менее 400 мДж/м 2 , средние температуры июля 4-2°С. Зима продолжается 7-9 месяцев, морозы достигают 50°. Средняя температура самого холодного месяца (января) - 25-30° ниже нуля. Снега выпадает мало, постоянные ветры сдувают и уплотняют его, поэтому земля сильно промерзает. Лето короткое, холодное, пасмурное, с частыми туманами. Относительная влажность воздуха очень велика — 85%. Осадков выпадает 400-200 мм, причем почти все они выпадают в твердом виде, что способствует возникновению ледниковых щитов и ледников.

Почвообразовательный процесс в Арктике протекает в маломощном деятельном слое и находится на начальной стадии развития. Почвы характеризуются малым содержанием гумуса (до 1,5%).

Растительный покров крайне разрежен и пятнист, для него характерны бедность видового состава. Доминируют низкоорганизованные растения: лишайники, мхи, водоросли. Растения исключительно избирательны в своем распространении. Основной фон арктических пустынь образуют накипные лишайники. Обычны гипновые мхи, сфагновые мхи появляются лишь на юге зоны в очень ограниченном количестве. Из высших растений характерны камнеломка, полярный мак, крупка, звездчатка, арктическая щучка, мятлик и некоторые другие. Злаки пышно разрастаются, образуя полушаровидные подушки диаметром до 10 см на удобренном субстрате у гнездовий чаек и нор леммингов

Фауна как и флора, бедна видами; встречаются лемминг, белый медведь, белухи, нарвалы, моржи, и тюлени, а из птиц повсеместно распространены белая куропатка и полярная сова. На скалистых берегах многочисленны птичьи базары — массовые гнездовья морских птиц (кайры, белые чайки, глупыши, гаги и др.). Южные берега Земли Франца-Иосифа, западные берега Новой Земли представляют собой сплошной птичий базар. Их создают чистики, кайры, гагары.

Человек и Арктика

Первые представители Homo sapiens проникли на побережье Северного ледовитого океана около 30 000 лет назад. Об этом свидетельствуют стоянки древних людей в долине р. Усы "Мамонтовая курья" (Республика Коми) и в устье р. Яна "Берелех" (Республика Саха (Якутия).

Арктика - один из немногих уголков Земли, где природа сохранилась почти в первозданном виде. Здесь обитают белые медведи и северные олени, тюлени и киты. Из 238 главных экологических регионов мира семь находятся в Арктике.

И в то же время Арктика относится к самым уязвимым регионам мира. Когда мы говорим о повышении средней глобальной температуры на 2 градуса, то для Арктики это означает 5 градусов, а в некоторых местах - до 10. Быстрое таяние льдов может привести к тому, что к концу столетия белые медведи исчезнут как вид…

Какие природные особенности Арктики препятствуют широкому освоению ее человеком?

Какие виды хозяйственной деятельности развиты в Арктике?

Можно ли выделить проблемы, связанные с освоением Арктики?

Домашнее задание: подготовить доклады и презентации об исследовании Арктики

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ - средняя общеобразовательная школа № 38 с углубленным изучением предметов эстетического профиля г. Орла.

Учитель начальных классов

обучающие: актуализировать знания детей о зоне Арктики, ее природных условиях, жизни людей, экологических проблемах, расширять знания обучающихся через различные источники информации, систематизировать знания детей о зоне Арктики путем сравнения, анализа, синтеза.

развивающие: развить предметные умения: уметь различать природные зоны по их отличительным признакам, развивать личностные и коммуникативные умения через создание проблемных ситуаций, исследовательскую деятельность.

воспитательные: воспитывать любовь к природе на примере особенностей растительного и животного мира Арктики, воспитывать понимание правил экологической культуры; учить любоваться природой.

Урок изучения нового материала.

Групповая, работа в парах, индивидуальная

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила: Бурамбаева Юлия Владимировна

Предмет: окружающий мир класс : 4

Тема урока: Суровая Арктика.

Тип урока: Изучение нового материала с использованием ИКТ.

Форма урока : мультимедийный урок с использованием средств современных информационных технологий, практико-ориентированная деятельность обучающихся.

Методы: частично-поисковый, исследовательский .

Создать условия для знакомства с зоной арктических пустынь.

Создать условия для формирования знаний о климатических условиях, характерных растений и животных, занятиях людей в Арктике;

Создать условия для решения экологических проблем, возникающие по вине человека;

Создать условия для развития умения выявлять причинно – следственные связи, умение читать карту;

Создать условия для развития познавательного интереса у обучающихся;

Создать условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.

Наглядные пособия:

фотографии и рисунки с изображением растений и животных мира Арктики.

Раздаточный материал:

Карточки с заданиями

Инструкция по выполнению исследований

Технические средства обучения:

мультимедийная доска;

Планируемые результаты урока

мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем; самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

знать животных и растения, относящихся к зоне арктических пустынь, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данной природной зоны.

метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку.

Познавательные: сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая.

Технология критического мышления, элементы технологии здоровьесбережения, технология обучения в сотрудничестве, элементы проблемно – диалогической технологии.

Основные понятия

Северный Ледовитый океан, Арктика, Северный полюс.

Межпредметные связи

Литературное чтение, русский язык.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Организационно-мотивационный этап.

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу я, меня зовут Юлия Владимировна!

Демонстрируется слайд № 2

-Посмотрите. Какое за окном Солнце, оно встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость. Улыбнитесь друг другу и нашим сегодняшним гостям.

Демонстрируется слайд № 2

Пусть суровые ветры нам дуют в лицо,

Все пути нам, ребята, открыты.

Мы поднимемся в горы, поплывем по морям,

Мы – искатели, мы – следопыты.

Сегодня мы с вами окажемся в роли путешественников, исследователей, первооткрывателей. Узнаем много нового и интересного.

Прошу за работу тихонько садиться.

Дети слушают, выполняют, настраиваются на работу.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Проверка домашнего задания

- О теме нашего путешествия мы узнаем, если успешно выполним тест и внесем правильные ответы в таблицу.

-Возьмите ваши тестовые задания и выполните задание, затем будем проверять.

Демонстрация слайдов № 3-9

-Ребята, давайте проверим, как вы выполнили задания, посмотрите на экран и назовите мне правильные ответы на вопросы.

1.Полезными ископаемыми называют:

А) горные породы, добываемые из недр земли и используемые для нужд человека;

Б) горные породы, не используемые людьми.

2.Полезные ископаемые бывают:

В) сыпучие, горючие, твердые;

Р) твёрдые, жидкие, газообразные.

3.Прибор, с помощью которого можно обнаружить залежи железной руды: называется:

Б) самая длинная река;

Т) самое большое пресноводное озеро.

5.Как называется пояс освещенности:

6.Природный материал, используемый для изготовления посуды

7.Что такое природная зона?

А) места с одинаковыми климатическими условиями, одинаковыми почвами, растительным и животным миром;

В) места с одинаковым животным миром.

-Возьмите лист контроля достижений и оцените вашу работу.

Обучающиеся отвечают домашнее задание, выполняют задание на листочках и затем проверяют.

Добрый день, я рада вас видеть. Давайте поприветствуем гостей.

2. Постановка проблемного вопроса.

Сегодня мы отправимся в большое путешествие на вертолете по необъятной территории нашей страны. Мы будем знакомиться с климатом, растительным и природным миром каждой природной зоны.

Одинаковые почвы тянуться на сотни и тысячи километров, на них образуется одинаковый растительный покров. В результате на больших территориях Земли с близкими климатическими условиями и почвами вырастают соответствующие растения и поселяются соответствующие животные. Такие территории получили название природной зоны. Природные зоны являются той окружающей средой, в которой мы живем.

Почва – это связующее звено между неживой и живой природой. Если в местности изменится климат, значит изменится почва, следом поменяется растительность, следовательно и животный мир тоже изменится.

3. Изучение нового материала.

- Кто может назвать природные зоны нашей родины с севера на юг?

А куда именно, угадайте сами.

3. Новый материал.

Я как песчинка мал,
А землю покрываю;
Я из воды, а с воздуха летаю;
Как пух лежу я на полях, как алмаз блещу
При солнечных лучах. (Снег.)

Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лед.)

Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз.)

- Что объединяет все отгадки?

- Куда же мы отправимся, где все эти явления могут быт?

Все зоны будем изучать по плану.

- Где же находится зона Арктических пустынь?

Арктическая пустыня занимает острова в Северном Ледовитом океане – Врангеля, Новосибирские, Северная Земля, Новая Земля, Земля Франца – Иосифа, а также заходит частично на материк – на северную часть полуострова Таймыр.

- Что мы знаем о Северном Ледовитом океане?

Северный Ледовитый океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Зимой часто бушуют метели, свирепствуют морозы. В это время солнце долго не показывается над горизонтом. Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд и луны, а иногда и северного сияния освещает бескрайние снежные просторы.

На смену длиной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается не высоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лед взламывается и начинает таять.

- Какова природа данной зоны?

В летнее время, когда температура в Арктике поднимается немного выше нуля, местами снеговой покров тает и обнажает небольшие участки каменистой почвы. Слой вечной мерзлоты, который находится под тонким слоем почвы, тоже начинает подтаивать, и образуются озерки ледяной воды. Скудная растительность оживает, и кое – где расцветают полярные маки. Господствуют же в Арктике мхи и лишайники. В южных районах можно встретить приземистые кустарнички полярной ивы.

- Каков животный мир суровой Арктической пустыни?

Как ни сурова природа Северного ледовитого океана и его островов, здесь обитают многие животные, например, тюлени, моржи. Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лед. По ледяным просторам бродят белые медведи. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов. Медведь – прекрасный пловец, он охотится за рыбой и тюленями. Зимой у белых медведей рождаются детёныши. Через два месяца они выходят из заснеженной берлоги. Медведица приучает их ловить рыбу, а затем и тюленей.

На острова в летнее время слетается множество птиц: кайры, гагары, тупики, чистики. Они находят в море богатую пищу: различных рыб, мелких рачков. На скалистых берегах откладывают яйца и выводят птенцов. Гнезд эти птицы не устраивают. Одни из них откладывают яйца на голых карнизах скал (кайры), другие – в нишах (гагары), третьи – в щелях между камней (чистики). Подстилки или нет вовсе, или она представлена тонким слоем сухой травы.

На зиму птицы улетают к незамерзающим морям.

Физкультурная минутка.

4. Работа с учебником.

- Чем занимаются люди, живущие в этом крае? Об этом вы прочитаете в учебнике на странице 114.

Итак, чем же заняты люди на крайнем севере?

- Что такое рыболовство?

- А в нашей местности есть такой вид деятельности?

- Каким видом транспорта пользуются местные жители?

- Как называются дома, в которых живут местные жители?

- Почему в данной местности нет обычных многоэтажных домов?

- Кто такие полярники?

- Чем они занимаются?

5. Первичное закрепление.

- Какие острова и полуострова входят в зону Арктических пустынь?

- Именами, каких российских путешественников названы географические объекты Арктики?

- Какие полезные ископаемые вы знаете?

- Какие полезные ископаемые можно добывать в данной зоне?

По последним данным на дне Баренцева моря и Карского моря найдены залежи нефти и природного газа. Сейчас идет разработка новых месторождений.

Читайте также: