Конспект урока студента практиканта в начальной школе

Обновлено: 01.07.2024

Учитель правильно и обоснованно определила цели урока с учетом программных требований и содержания учебного материала, но следовало обратить внимание на постановку воспитательных и развивающих задач и целей урока.

Структура данного урока соответствует его цели и типу. Умело организует начало урока.

Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны, переход от одного этапа к другому осуществляется с помощью проблемных связок (осуществляется анализ предложений, где одно и то же слово является обращением и членом предложения).

Умело выбирает темп урока, задания, требующие напряженного интеллектуального труда, чередуется с более легкими.

Время использует эффективно, однако имеют место случаи снижения учебной работы, возникающие из-за необходимости дополнительных объяснений при смене типов заданий (при даче задания по индивидуальным карточкам).

Умеет отбирать учебный материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связывает изучаемый материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связывает изучаемый материал с жизнью и интересами учащихся, с прочтенными текстами художественных произведений.

Выделяет ведущие идеи по теме и определяет новые понятия с учетом уровня знаний учащихся.

Использует пути формирования самостоятельного мышления средствами содержания учебного материала (развивает умение осознанного осмысления учебного материала.

Учитель использует разнообразные тренировочные упражнения для закрепления полученных знаний по теме, при этом осуществляет индивидуальный разноуровневый подход при выполнении предложенных заданий.

Следует отметить правильную речь учителя, хорошую дикцию. Создана хорошая рабочая атмосфера на уроке.

Учащиеся в основном владеют рациональными приемами обучения, вырабатываются умения самостоятельными овладения знаниями.

Прививаются навыки самоконтроля (при выполнении индивидуальных карточек – заданий). Домашнее задание имеет дифференцированный характер дополнительно предложено отдельным учащимся выполнить упражнение № 360 (с более усложненным заданием).

Классная доска пригодна для работы, оборудована к уроку; на ней аккуратно расположены записи; имеется необходимая наглядность к уроку (таблица, опорный конспект); слова на карточках. В помещении чисто, мебель соответствует возрасту учащихся, соблюдается режим проветривания, правила по охране учебного труда.

В ходе урока учитель обращает внимание на осанку учащихся во время письма в тетрадях, на доске, при выполнении устных упражнений; проводит физкультминутку.

Обязательно подводить итог урока, желательна – рефлексия по изученному материалу.

Своевременно выставлять и комментировать оценки за урок. Можно привлечь к оцениванию выполненных работ самим учащимся.

Разнообразность формы проведения физкультминуток, использовать элементы аутотренинга.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Итак, присутствующим на уроке экспертам целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

1. Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. В отличие от работы врача, эта оценка не требует использования приборов, инструментария — эксперт ориентируется на свои органы чувств (нередко более объективные, чем технические устройства!). Отметим, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Напомним, что к их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7–10 минут.

4. Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок.

5. Чередование видов преподавания не позже чем через 10–15 минут.

7. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. Вместе с тем эти нормы в части использования видеоэкранных средств, на наш взгляд, входят в противоречие с реальной действительностью и потребностями учебного процесса. Дома многие дети часами просиживают у экранов телевизоров и компьютеров, чем действительно реально подрывают свое здоровье. На этом фоне 8–10-минутные регламентации гигиенистов выглядят анахронизмом, особенно с учетом постоянного совершенствования качества мониторов.

8. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

10. Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

11. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

12. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь. Определить же уровень мотивации школьников может любой присутствующий на уроке, а педагог — тем более.

13. Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, — дополнительная гирька на чашу весов, определяющих позитивное воздействие школы на здоровье. И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т.п. проявления как со стороны учителя, так и учеников свидетельствуют о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций.

15. Преобладающее выражение лица учителя, к примеру, различные проявления доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивости — угрюмости и т.п. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

В конце урока советуем обратить внимание на следующие четыре показателя.

16. Итоговую плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели — в диапазоне от 60% до 80%.

17. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.

18. Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показателям относятся:

• отсутствие времени на вопросы учащихся;

• необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.

Все это — ненужный стресс как для школьников, так и для учителя. Кроме того, недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

Поскольку посещение урока руководством — стрессогенная процедура не только для учащихся, но и для учителя, желательно помочь ему освободиться от излишнего напряжения, так как впереди следующий урок. Лучший способ — сразу после занятия поблагодарить педагога и сказать несколько слов поддержки. Анализу урока лучше посвятить время после окончания занятий, когда и проверявший, и учитель успеют немного отдохнуть. Но не следует надолго откладывать процедуру анализа, поскольку педагог волнуется и затягивание только увеличивает напряжение.

Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога, поскольку именно они уменьшают переутомление как учителя, так и его учеников. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии.

Дополнительные рекомендации для пров еряющих

Руководителю любого уровня — тем более самого высокого — необходимо располагать инструментарием простой, оперативной и объективной оценки того, насколько созданное в проверяемой школе образовательное пространство и используемые педагогами технологии являются здоровьесберегающими. И хотя многолетний опыт любого руководителя стоит не менее сотни томов специальных книг, предложим несколько полушутливых рекомендаций, которые позволят взглянуть на ситуацию инспектирования под непривычным углом зрения и вспомнить, что чувство юмора руководителя одаривает здоровьем и его самого, и тех, кто его окружает.

2. Атмосфера в классе после окончания последнего урока — и воздушная, и эмоционально-психологическая — это простой и точный индикатор воздействия урока на здоровье школьников.

Проанализируйте свое первое впечатление от последнего урока!

3. Спросите у учителя о главной цели его занятия.

Спуститесь с пьедестала, даже если вас на него водружают.

Сроки практики: 06.04.2015 – 19.04.2015

Выполнил студент 18 группы

Направления 050400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиля Психология и педагогика начального образования

Клейнова Светлана Сергеевна

Руководитель практики от СОШ: Директор Сальманова Разия Хусаиновна

Студент группы ИД

Клейнова Светлана Сергеевна

Период педагогической практики 06.04.2015 – 19.04.2015

630017 г.Новосибирск, ул.Бориса Богаткова ,187

Телефон:260-39-29

Директор Сальманова Разия Хусаиновна

Зам. директора по начальным классам Давыдова Светлана Владимировна

Учитель начальных классов Петрова Лилия Яковлевна

Класс 2-ой Кабинет № 223

Индивидуальный план-график практики

Содержание работы на практику

Знакомство с администрацией, педагогами и психологом

Ознакомление с учебным кабинетом

Изучение программ по предмету

Беседа с учителем 2-го класса

Изучение классного журнала

Знакомство с учащимися 2-го класса

Беседы с учащимися

Составление и утверждение индивидуального плана

Изучение расписания и звонков 2-го класса.

Наблюдение учащихся на уроках

Посещение уроков в 2-м классе.

Наблюдение за учителем на уроке.

Наблюдение за использованием вербальных и невербальных оценок на уроке

Составление характеристики 2-го класса (Приложение 7)

Беседа с учителем

Изучение плана классного руководителя

Посещение урока учителя по предмету математика

Наблюдение и заполнение протокола за поведением учащегося на уроке и во внеурочное время.

Сос тавление плана проведения урока по математике во втором классе

Посещение классного часа и участие в его фрагменте

Наблюдение за вниманием учащихся на уроке

Проведение индивидуальной беседы с учеником

Наблюдение за ним в процессе беседы. Заполнение протокола бесседы.

Проведение родительского собрания с родителями в виде презентации (Приложение 10)

Составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося

Посещение урока по рисованию во 2-м классе

Подведение итогов практики. Составление отчета по практике

Список учащихся 2 -го класса

План размещения учащихся в классе.

t1582228045aa.jpg

Расписание звонков в школе № 11

Расписание звонков

на 2014-2015 учебный год

I смена II смена

Перемена 20 минут

Перемена 20 минут

Перемена 20 минут

Перемена 20 минут

Перемена 20 минут

Перемена 10 минут

Перемена 10 минут

Перемена 10 мин

Перемена 10 минут

Перемена 10 мин

Перемена 10 минут

Расписание звонков на субботу

9 .00- 9 . 35

Перемена 20 минут

9. 55 - 10 . 3 0

Перемена 20 минут

10. 50 -1 1 . 25

Перемена 10 минут

1 1 . 35 -1 2 . 1 0

Перемена 10 минут

1 2 . 2 0-12. 55

Перемена 10 минут

1 3 . 05 -13. 40

Расписание уроков во 2-м классе

План воспитательной работы учителя на период педагогической практики студента.

Задачи : воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой.

Классный час - Мои любимые уроки

Гражданско-правовое и патриотическое направление

Классный час - Человек, общество, природа

Всемирный день здоровья

Преподаватель физич. культуры

Экологическое и трудовое направление

Классный час – Где нас подстерегают опасности?

Соц. педагог, организаторы

Выпуск школьной газеты

Работа с родителями.

Встречи с родителями по успеваемости учащихся

Индивидуальный план студента-практиканта на период практики

Содержание работы на практику

Знакомство с администрацией, педагогами и психологом

Ознакомление с учебным кабинетом

Изучение программ по предмету

Беседа с учителем 2-го класса

Изучение классного журнала

Знакомство с учащимися 2-го класса

Беседы с учащимися

Составление и утверждение индивидуального плана

Изучение расписания и звонков 2-го класса.

Наблюдение учащихся на уроках

Посещение уроков в 2-м классе.

Наблюдение за учителем на уроке.

Наблюдение за использованием вербальных и невербальных оценок на уроке

Составление характеристики 2-го класса (Приложение 7)

Беседа с учителем

Изучение плана классного руководителя

Посещение урока учителя по предмету математика

Наблюдение и заполнение протокола за поведением учащегося на уроке и во внеурочное время.

Сос тавление плана проведения урока по математике во втором классе

Посещение классного часа и участие в его фрагменте

Наблюдение за вниманием учащихся на уроке

Проведение индивидуальной беседы с учеником

Наблюдение за ним в процессе беседы. Заполнение протокола бесседы.

Проведение родительского собрания с родителями в виде презентации (Приложение 10)

Составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося

Посещение урока по рисованию во 2-м классе

Подведение итогов практики. Составление отчета по практике.

Наблюдение, протоколирование и анализ посещенных воспитательных мероприятий группы.

внеклассного мероприятия проведенного во 2 классе СОШ 11

Учитель начальных классов: Курганова светлана Генадьевна

Присутствовали: учащиеся 20 человек и их родители.

Место проведения: классное помещение.

Цель: Выработка чувства любви и уважения к женщине – матери.

Вторая часть мероприятия: игры, конкурсы, утренник, также были направлены на воспитательную сторону. Звучала музыка, песни о наших любимых матерей, были и стихотворения. В конце мероприятия все спели песню о матери.

Родители были довольны, получили удовольствие, дети счастливы.

Выводы и предложения:

Данное мероприятие достигло своей цели, дети получили дополнительную динамику воодушевления на прекрасную жизнь – детства.

Анализ своих уроков и внеклассных занятий

Самоанализ урока по русскому языку во 2 классе.

В классе 20 учеников, из них высокий уровень обученности у 8 учеников, выше среднего у 2, средний уровень обученности у 5 учеников, низкий уровень обученности у 5 учащихся. В целом, учебные возможности класса средние. У учащихся сформированы первоначальные навыки самостоятельной, групповой работы, работы в парах.

При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 2 класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию к учебной деятельности.

Цель деятельности учителя: Создать условия для формирования и проверки умения писать имена собственные с заглавной буквы.

Планируемые результаты:

• Умеют определять имена собственные;

• Умеют писать географические названия с большой буквы;

• Понимают значение верного написания слов для различения их по смыслу.

• Познавательные УУД: делают выводы о результате совместной работы группы;

• Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; работают по предложенному учителем плану;

• Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с материалом, данным учителем (карточки, презентационные слайды, учебник).

• Осознают роль языка в речи и жизни людей;

• Понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают;

• Обращают внимание на особенности устных и письменных высказываний своих одноклассников.

Тип урока: Урок изучение нового

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, частично - поисковый, наглядный.

Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения :

по виду источника информации:

словесные (объяснение, беседа с учащимися);

наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);

практические (работа с карточками)

по виду учебной деятельности:

проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Для активизации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались информационные компьютерные средства.

Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы учащихся. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.

Урок начинается с организационного момента и проверки домашнего здания. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Следующий этап – словарная работа в форме ребусов. Учащиеся с интересом писали слова, разделяя их на группы: имена собственные и нарицательные. Итогом этого этапа была формулировка темы и целей урока.

Третий этап - обобщение изученного материала, проверка уровня сформированности знаний по изученной на уроке теме.

Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний учащимся были предложены проблемные вопросы и задания. Через систему упражнений и показ слайдов, учащиеся записали известные им географические названия.

Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по своему успешен. На уроке проводилась физминутка, которая позволила снять физическую и эмоциональную напряжённость.

Учащиеся, на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников показала себя очень эффективной, т.к темп урока позволил выполнить больший объём заданий. Создание проблемных ситуаций (в самом начале урока) мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.

Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

ДНЕВНИК ПО ПРАКТИКЕ

Деятельность студента, результаты выполнения, наблюдения, выводы

Пожелания, замечания, анализ проведенной работы. Отметка о выполнении заданий (заполняется учителем и преподавателем вуза, заверяется подписью).

В первый дь практики я познакомилась с базой практики, а именно знакомство с администрацией школы, педагогическим составом, психологом, мед работником, логопедом.

Учитель начальных классов показала мне учебный кабинет, где проходят занятия, и сказала, чмне, что это рабочее место для моей практики. Предоставила мне для ознакомления учебную программу для начальных классов, для того, чтобы я при составлении плана практики ориентировалась на нее.

Так же сегодня я познакомилась с детьми 2-го класса, с которыми буду проходить практику. Я провела беседу учащимися, представилась, познакомилась.

И последним моментом сегоднешнего дня было знакомствор с журналом.

Я считаю, что день пролшем плодотворно и хорошо, мне все очень понравилось

Мой день сегодня начался с общения с детьми, с целью знакомства и закрепления отношений. Я проводила беседы с учащимися, на которых пыталась узнать казждого, для дальнейшей работы.

Главным моментом сегоднешнего дня у меня было составление индивидуального плана на весь период практики.

Я изучила рассписание 2-го класса и расписание звонков.

Сегодня 08.04 я посетила, укори во 2-м классе, провела наблюдение за учащимися и учителем на уроках.

Составила протакол наблюдения.

Цель наблюдения за учителем была следующая: как учитель на уроке использует вербальные и невербальные оценки.

Мною было выявлено, что педагог часто использует на уроке как вербальные, так и невербальные оуенки, и в основном это положительные оценки.

Так же мною сегодня была составлена общая психолого-педагогическая характеристика на 2-й класс. (Приложение 7)

После составления плана мероприятия ч провела беседу с учителем, посоветовалась с ним, все ли я правильно делаю.

Сегодня так же я изучила план внеклассной работы учителя на месяц.

Посетила урок математики

Наблюдение и заполнение протокола за поведением учащегося на уроке и во внеурочное время.

Сегодня я составила конспект урока по математике, который планирую провести самостоятельно с учащимися 2-го класса.

После уроком я посетила внеклассное мероприятие проведенное учителем в классе, и составила анализ этого мероприятия.

Также посетила урок русского языка, на котором провела наблюдение за вниманием учащимися и запротоколировала это.

Также провела ндивидуальную беседу с учащейся 2-го класса. Заполнила протокол беседы с учащейся, это было одно из заданий практики с которым я успешно справилась.

Проведение родительского собрания с родителями в виде презентации (Приложение 10)

Составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося

Посещение урока по рисованию во 2-м классе

Сегодня весь день я занималась составлением ответа по практике, подготовкой всех необходимых документов. Составила отчет по практике. Сделала выводы и самоанализ.

Наблюдение за поведением учащихся на уроке и во внеурочное время

Цель наблюдения - наблюдение за детьми на уроке и во внеурочное время.

Наблюдение за учащимися организуется в соответствии со следующим планом.

Обстановка – благоприятная атмосфера присутствовала в классе, наблюдение проводилось во время урока по математике. Все дети были рассажены по местам, которые отведены для учебы. Учитиль постоянно меняла свое место, то сидела за столом, то стояла у доски, то проходила между рядами.

Поведение – урок - математики, суть урока – изучение нового материала. Все дети внимательно слушали педагога. Уровень активности на уроке - средний, т.к учитель излогал новый материал, но перед началом нового изложения новый темы, она проверила домашнее задание, дети активно приняли участие, все были готовы ответить. Симптомы тревожности наблюдались у учеников такие как:

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей педагогической практике я перенеслась из роли студента в непривычную мне роль педагога. Ведь человек может понять насколько сложно или наоборот очень доступно и легко ему будет в данной области только тогда, когда сам попробует себя в ней. Педагогическая практика, на мой взгляд, помогает студенту понять все те предметы, что он изучал эти четыре года и дает возможность применить свои знания.

Одним из важнейших элементов педагогической практики является ознакомление с планированием и овладение основами методики организации воспитательной работы в учебном учреждении. Приобретение навыков самостоятельного ведения воспитательной работы с учащимися, при учете их возрастных и индивидуальных особенностей, – необходимое условие профессионального становления будущего учителя. Только на практической работе могут быть сформированы умения педагогически правильно строить свои отношения с учащимися, их родителями, коллегами.

Для успешного прохождения практики, мною были поставлены определённые цели и задачи, которые я постаралась выполнить.

Целью производственной практики является закрепление и расширение знаний, полученных студентами за время теоретического обучения, формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций организации и проведения образовательного процесса в школах различных типов.

В задачи практики входят:

- совершенствование профессиональных умений по определению целей и задач, планированию и проведению уроков по учебным предметам начальной школы;

-совершенствование практики применения методов и приемов обучения; различных форм организации учебной деятельности учащихся на уроке с учетом возрастных психофизиологических особенностей учащихся;

- совершенствование умений наблюдения за образовательным процессом и анализа его результатов;

- закрепление методов и приемов руководства учебной и познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

- творческое применение на практике знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин и частных методик.

Содержание педагогической практики:

Производственная практика проводится в форме профессиональной работы студентов в школах разного типа. Практика каждого студента проводится в разных классах, по предметам с учетом вариативности учебных программ.

В процессе прохождения производственной практики студенту рекомендуется:

 работа с дополнительной литературой и лекционным материалом;

 проведение экспертизы УМК по предметам на соответствующей базе практики;

 анализ методических требований к целевой установке урока;

 анализ способов определения дидактических целей урока;

 моделирование различных этапов урока;

 составление вариантов проверки знаний и умений учащихся по темам предмета в контексте инновационных технологий обучения;

 проведение анализа и самоанализа уроков в соответствии с изученным алгоритмом.

За время практики я ознакомилась с деятельностью учителя начальных классов, Ирина Анреевна давала мне советы по проведению уроков, в свою очередь я к ней прислушивалась. Полученные в результате прохождения практики знания и данные, представлены в отчете. За период этой практики, я дала 6 уроков.

В первые дни практики было трудно страшно давать уроки, но после проведения первого урока на уроки ходила с радостью. Учитель старался оказывать мне посильную помощь в проведении уроков русского языка, литературы, математики. Так же мною были проанализированы уроки Ирины Андреевны, у нее я наблюдала интересные методы работы и взяла их на заметку. На уроках математики, я бы позаимствовала у нее умение заинтересовать учащихся темой урока: она подбирает такие задания, которые интересны ребятам и способствуют их активной работе на уроках. Работа с этим учителем многому научила меня. Я старалась также быть полезной ей.

Класс, в котором я проводила уроки дружный и любознательный. В классе 24 человека, из них 8 девочек и 14 мальчиков. Способности у большинства хорошие, дети добрые и уважительные. На уроках работают активно, с интересом отвечали на все заданные вопросы, многие из них посещают дополнительные секции. В целом обучающиеся класса разнородны с точки зрения своих индивидуальных способностей.

В этой школе педагогический коллектив дружный, развито сотрудничество и взаимопомощь. Еще раз я убедилась в том, что учитель должен придерживаться правильным манерам общения, быть уважительным не только со своими коллегами, но и с детьми.

Каждый проведенный день в школе, приносил мне уверенность в себе, что позволило мне поверить в себя.

План педагогической практики мной выполнен в полном объеме: я провела 6 уроков:

-1 урок русского языка

-2 урока математики

-1 урок окружающего мира

-1 урок литературного чтения

К каждому уроку я тщательно готовилась. Качество проведенных мною занятий считаю достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним учащиеся класса, и отзывы педагогов, присутствовавших на них.

Неоценимую поддержку мне оказали методисты из колледжа. Именно они подсказывали мне, какой учебно-методической и справочной литературой воспользоваться, какие методы и приемы выбрать, что понравится детям, а что, наоборот, испортит урок.

В рамках уроков я часто использовала творческие задания, чему учащиеся были всегда очень рады. Творческий подход в работе с учащимися, на мой взгляд, повышает их познавательный интерес к предмету и учебе в целом.

На протяжении всей практики я старалась себя проявлять исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. С учениками старалась прежде всего находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным. Кроме того, узнавая все больше и больше о каждом учащемся, я старалась к каждому из них найти индивидуальный подход, всегда обращала внимание на их речевую культуру.

На каждом уроке русского языка и литературного чтения у меня присутствовал методист по предмету, она с улыбкой наблюдала мои уроки, что в свою очередь меня очень подбадривало, у меня появлялась уверенность в себя, что всё делаю правильно. Когда методиста не было, меня оценивал учитель нач.кл. Ирина Андреевна, она всегда меня объективно оценивали и писала анализ урока. Примеры анализов уроков представлены на рисунках (Рис.1, Рис.2,)

По собственной инициативе я стала посещать уроки параллельного класса. Мне было очень интересно наблюдать, как проводят уроки мои одногрупницы. После проведения урока мы вместе анализировали урок, было как много положительных моментов так и отрицательных. Положительные моменты я дополнила в свою копилку знаний, большинство отрицательных моментов были такие же, как и у меня, смотря на эти ситуации со стороны, я старалась в своей практике больше не допускать таких ошибок.

Отдельно можно отметить, что состояние школы очень хорошее. В школе много широких окон, и поэтому она очень хорошо освещена, что, безусловно, большой плюс. Расположение кабинетов правильно и рационально продумано. В каждом кабинете чистота и порядок, и это конечно радует глаз. Кроме того я обратила внимание на оснащение, которое стоит в кабинетах. Это новейшее современное оборудование: проекторы, компьютеры, документ камеры и прочие вспомогательные средства, что бесспорно помогает педагогической деятельности. Таким образом, ученику не придется скучать на уроке.

Были такие уроки, на которых дети больше всего отличались активностью, материал был более интересный, чем на остальных уроках. ( Рис.3)

Хочу отметить и тот момент, что за период практики, мы с детьми подружились, нашли общий язык и за столь короткий срок к друг другу успели привязаться, этот момент представлен на рисунке. (Рис.4).

Так же мною был посещен концерт в начальной школе, посвященный 8 марту. Дети моего класса выступали и я чувствовала гордость за них. (рис. 5)

За время прохождения практики я познакомилась с профилем учебного заведения, его деятельностью, а также его руководителями и педагогическим коллективом. Изучила основные цели и задачи организации учебно- воспитательной деятельности. Изучила основные приемы организации образовательного процесса. Исследовала уровень развития учебного коллектива, изучила особенности ученического коллектива.

За время практики я приобрела много знаний и полезной информации, которая в дальнейшем, безусловно, мне очень пригодится.

В данной работе были достигнуты все поставленные задачи. Аттестационный лист представлен на рисунке 6.


В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при проведении пробных уроков русского языка и литературного чтения в начальных классах. Рассматривается современный урок русского языка в начальной школе, схема его анализа, приводятся примерные образцы анализа структурных элементов урока, перечень УУД, формированию которых способствовал данный этап урока. Кроме того, в предлагаемой схеме указываются достоинства урока, проблемы, замечания и даются методические рекомендации по ликвидации выявленных несовершенств.

Ключевые слова: схема анализа урока в начальной школе, основные этапы современного урока, УУД, формируемые на уроках русского языка и литературного чтения.

Современный этап общественного развития предъявляет новые требования к школьному образованию. Раньше традиционная задача урока в начальной школе была — дать ученику определённую сумму знаний, умений и навыков в определенной области. В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование таких качеств, которые должны позволить младшему школьнику самостоятельно изучать что-либо. При этом ведущая роль при подготовке и проведении урока принадлежит учителю, его профессионализму.

Три положения современного урока:

  1. Урок есть открытие истины, поиск истины, осмысление истины в деятельности учащихся и учителя.
  2. Урок есть часть жизни ребёнка.
  3. Человек всегда является наивысшей ценностью на уроке.

Современное образование направлено на формирование УУД (универсальных учебных действий), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности младшего школьника — систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, формировать способность к рефлексии, т. е. осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.

При анализе урока, в первую очередь, учитываются достижение цели, решение всех задач урока, рациональный отбор содержания, выбор и реализация методов, форм и средств обучения, психологическая и эмоциональная атмосфера на уроке. Оценивая уроки русского языка в начальной школе, следует отметить, что они имеют свои особенности. Во-первых, уроки русского языка в силу специфики предмета создают нравственную духовную атмосферу, благодаря этому ребёнок осваивает богатейший опыт национальной культуры, созревает как личность. Во-вторых, уроки русского языка тесным образом связаны с уроками литературного чтения, эти уроки обогащают, дополняют друг друга, сливаются в едином процессе усвоения языка и развития речи учащихся. В-третьих, уроки русского языка, наряду с уроками чтения, имеют явно выраженную когнитивно-коммуникативную направленность. В-четвёртых, умения, полученные на уроках русского языка, приобретают метапредметный характер. В-пятых, уроки русского языка имеют более сложную структуру, большее разнообразие видов, что требует от учителя высокого педагогического мастерства. Это объясняется тем, что на уроках русского языка при выполнении учебных заданий ученику приходится обращаться одновременно к знания различных тем и разных разделов курса.

Правильное определение целей и задач урока в общей системе обучения русскому языку, разработка адекватной структуры, соблюдение требований к нему — вот путь повышения качества начального филологического образования.

Поэтому руководителю практики важно научить студента анализировать свой урок. Нередко студент, дававший пробные уроки русского языка в начальной школе, не может провести грамотного их анализа или испытывает затруднения в его проведении. Для решения этой проблемы была разработана специальная схема анализа урока в помощь студенту-практиканту. Рассмотрим ее особенности.

Схема анализа урока русского языка

Информация опосещённом уроке

Ф.И.О., должность посетившего урок

Цель посещения урока

Дата посещения урока

Учитель (Ф.И.О., должность)

Читайте также: