Конспект урока стальное колечко презентация

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель высшей категории

Горина Наталья Викторовна

Цели: познакомить детей с творчеством К. Паустовского, развивать навыки осмысленного, беглого чтения, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, формирование собственного суждения и высказывания по теме, создать условия для формирования умения общаться через работу в группах, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения.

Средства обучения: (информационное обеспечение): учебник "Литературное чтение" для 3 класса, толковый словарь, портрет писателя, проектор, индивидуальные карточки.

1. Организационный момент.

- Поприветствуем наших гостей.

Итак, друзья, внимание.
Прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнём же наш урок.

2. Речевая гимнастика и подготовка голоса.

3.Проверка домашнего задания.

Начнём наш урок следующими словами.

“ Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”.
К. Г. Паустовский

Дома вы должны были познакомиться с произведением К. Паустовского.

Сведения об авторе

-Что вы можете сказать об авторе произведения.

1. Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. В его семье любили театр, много пели, играли на рояле. Учился в Киеве в гимназии. Много читал, писал стихи.

2. Ещё в последнем классе гимназии был напечатан первый рассказ. После этого он решил стать писателем. Паустовский работал кондуктором трамвая, рабочим на заводе, санитаром. Он много путешествовал по России. Каждая поездка - это книга.

3. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны впервые побывал в Италии, Турции, Греции, Швейцарии и т.д. Константин Паустовский известен многим читателям.

4. В его творчестве есть рассказы и сказки для детей. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю.

5.Он очень хотел, чтобы все люди были счастливы. Цель своего творчества он видел в том, чтобы сделать людей лучше, добрее, научить их любить жизнь, понимать красоту природы, искусства. В своих книгах он рассказывал о людях мужественных, добрых и трудолюбивых, любящих свою Родину и способных ради нее совершить героический подвиг.

Какие рассказы Паустовского вы уже прочитали? ( Барсучий нос, заячьи лапы..)

- Почему произведение называется так?

- Почему люди носят кольца?

В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением. Оно представлялось людям источником особой силы. Например, круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину. Кольца без паспорта могли рассказать, какого ты рода племени, дать информацию об успехе в охоте, на войне.

1. В Древней Греции и в Риме металл, из которого было, сделано кольцо указывал на положение человека в обществе. Так, рабы могли носить только железные кольца, вольноотпущенники - серебряные, а свободным дозволялось носить золото.

2. На Руси в старину кольца были необходимой принадлежностью украшения рук, как мужчин, так и женщин; их носили цари и царицы, бояре и крестьяне. Их оставляли в наследство. Изготавливались кольца из золота, серебра, меди, украшались драгоценными камнями.

- С тех пор кольца стали самым распространенным украшением. Хотя их роль была разная. Были такие перстни, в которых держали яд. А были кольца, которые несли любовь.

- В чём вы видите назначение этого стального колечка? (нести добро людям)

Определение жанра произведения.

- К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”?

– Какие признаки сказки мы находим в этом произведении?

(Произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко” - литературная сказка. В ней мы видим волшебные свойства стального колечка. Находим сказочный образ весны, образ воробья Сидора.)

- Что роднит "Стальное колечко" с рассказом? (реальные герои, реальные события…)

- 4.Работа над содержанием произведения.

- Дома вы были в роли читателей.

- Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным
читателем?

- Проверим. Ответьте на мои вопросы.

1. Где жила Варюшка с дедом?

2. Как звали деда?

3. Куда Варюшка пошла за махоркой?

4. Кто такой Сидор?

5. С кем Варюшка встретилась в Переборах?

6. Какой подарок она получила?

7. Знаете ли вы, какие события происходили в стране в это время.

Как принимал участие в военных событиях Паустовский?

(Во время ВОВ Паустовский на южном фронте, он работает в армейских газетах в качестве военного корреспондента, пишет очерки, короткие зарисовки и рассказы.)

Какая важная дата нас ожидает в мае этого года? Кто знает?

- Каким временем года начинается произведение и каким заканчивается?

6. Лексическая работа.

- В тексте встретилось много слов, значение которых не сразу понятно. Давайте послушаем их значение.

Цель: знакомство с произведением К.Паустовского “Стальное колечко” и определение жанровой принадлежности текста; формирование гражданского сознания школьников

Задачи урока (Планируемые результаты):

  • Познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского “Стальное колечко”
  • Формировать умения определять жанровую принадлежность текста
  • Развивать навыки правильного, беглого, выразительного чтения
  • Расширять и активизировать словарный запас

Метапредметные:

  • Формирование умений сохранять учебную цель, заданную учителем
  • Формирование самостоятельно ставить учебные задачи.
  • Формирование умений оценивать учебные действия
  • Развивать умение анализировать текст, раскрывать художественные особенности,
  • Работать над использованием знаково-символичных средств
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, Развивать умения строить простые речевые высказывания, давать определение понятиям.
  • Развивать умения работать со словарем
  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Работать над самооценкой и пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со словами, индивидуальные карточки, карточки для работы в парах, “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Ход урока

1. Организационный момент.

Звучит музыка “С чего начинается Родина?”

Слова учителя на фоне музыки:

“Есть у русского человека одно слово, самое дорогое, важное. Это слово Родина. Его можно заменить другим, не менее важным словом: родная сторона. У каждого человека есть свой маленький уголок – улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких разных уголков и состоит наша общая Родина. Страна, где человек родился”

Как вы думаете, почему урок я начала с этих строк? (Мы сегодня будем говорить о Родине, о родной стороне. Вчера мы познакомились с произведением Паустовского “Стальное колечко”. Это произведение о Родине, о родной стороне)

А что для вас слово “Родина?” (ответы детей)

2. Актуализация знаний

Вчера у нас состоялась первая встреча с произведением Паустовского “Стальное колечко”.

Вам понравилось это произведение? (ответы детей)

Чем понравилось? Кто из персонажей понравился вам больше всех? (Варюша) Как вы себе ее представили? (ответы детей)

А как автор относится к девочке? (Девочка нравится автору, он называет её ласково – Варюша)

А когда вы читали произведение, вы были внимательными читателями? Как узнать? (например, провести викторину по содержанию текста, игру “Верно или неверно)

“Викторина по произведению”. Дома вы прочитали текст до конца. Какие вопросы по содержанию текста вы составили? ( Где жила Варюшка с дедом? Как звали деда? Куда Варюшка пошла за махоркой? Кто такой Сидор? С кем Варюшка встретилась в Переборах? Какой подарок она получила?)

Для чего нужно уметь задавать вопросы? Где это умение может пригодиться?

Каждой паре предлагаются 6 высказываний. Вам необходимо оценить эти высказывания. Если высказывание верное, то вы ставите “+”, если высказывание неверное, вы ставите “-”.

  1. Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (“-”)
  2. Дед Кузьма и Варюша жиле в деревне Моховое (“+”)
  3. В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (“-”)
  4. В воскресенье Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (“+”)
  5. На платформе девочка встретила двух бойцов. (“+”)
  6. Боец попросил подарить ему махорки. (“-”)
  7. Боец попросил продать ему махорки. (“+”)
  8. Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (“+”)
  9. Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. (“-”)
  10. Боец надел Варюше на средний палец маленькое стальное колечко. (“+”)

Самопроверка. Даются правильные ответы. Если ваш ответ совпадает с правильным, то обводите его в кружочек.

Оцените свою работу на “Линеечках оценки”. Если все ответы совпали, то * поставьте на верхней ступеньке, если допущены ошибки ,частично совпали - * на средней ступеньке, если нет ни одного совпадения - * на нижней ступеньке.

У кого все ответы совпали – тот может себя назвать внимательным читателем.

3. Словарная работа. Определение значения слова

Вчера на уроке при знакомстве с произведением мы находили незнакомые слова и выражение. Что мы с ними делали? (Определяли значение слов). Как мы это делали? (Работали с толковым словарем, с Интернетом) Для чего нам нужна была такая работа? (Чтобы понять текст, его осознать)

Проверим, умеете ли вы соотносить слово и его значение.

У каждой группы есть карточки со словами и их значениями. Вам необходимо распределить карточки со словами между участниками группы, а каждому участнику подобрать к своему слову лексическое значение

Какому слову нет карточки с лексическим значением? (ЛЕЩИНА)

Можете ли дать определение этому слову? (нет))

Что будем делать? (искать значение в словаре).

Я предлагаю двум детям найти объяснение слова в толковом словаре, а двум другим найти предложение в тексте Паустовского с этим словом. (учебник стр.35)

(Группа детей работает с толковым словарем, остальные проверяют выполнение задания)

Пока группа детей работает с толковым словарем и учебник, остальные по предложенным картинкам определяют слово и значение.

Я показываю картинку, в каждой группе встает тот, у кого слово, обозначающее предмет, изображенный на картинке, и читает объяснение слова.

Проверка выполненной работы по определению слова “лещина” Учащиеся зачитывают определение слова из толкового словаря и отрывок из произведения “Стальное колечко”, в котором употребляется это слово.

Найдите на следующих картинках лещину.


А где можно узнать информацию об этом растении? (в энциклопедии, в учебниках окр.мира и т.д.)

4. Постановка учебной задачи

“Стальное колечко”. Вчера на уроке мы анализировали название произведения.

Какие вопросы возникли? Какие были версии?

Что за произведение? (стихотворение, научная статья, рассказ, сказка)

О чем произведение? (о колечке)

Прочитав произведение, ваше мнение изменилось? (ДА) О чем оно? (о девочке, о её судьбе, о Родине, о родной стороне)

Вчера мы анализировали название произведения и пытались по названию определить жанр. Какие были версии? (стихотворение, научно-популярная статья, рассказ, сказка)

Смогли ли мы по названию произведения узнать жанр? (нет)

Прочитав произведение, можете ли определить, к какому жанру относится произведение? (Учащиеся высказывают разные мнения. Одни считают, что это произведение – рассказ, другие – сказка)

Над чем нам сегодня предстоит поработать? (Стальное колечко – рассказ или сказка?)

Сформулируйте тему и цель урока. (К.Паустовский “Стальное колечко”. Рассказ или сказка?)

Цель – Определение жанровой принадлежности произведения.

Что нам нужно для того, чтобы выяснить, к какому жанру относится произведение “Стальное колечко”? (Вспомнить, что такое рассказ и что такое сказка. Знать содержание произведения. Уметь находить признаки рассказа и сказки в произведении)

Задачи урока я предлагаю сформулировать так:

1. Выделить признаки рассказа и сказки в произведении “Стальное колечко”

2. Развивать умение анализировать текст, находить художественные особенности

3. Развивать навыки сознательного чтения

4. Пополнять словарный запас

5. Формировать потребность к книге, чтению

6. Формировать понятие “Родина”, воспитывать потребность заботиться о близких людях, любить родной край, свою Родину.

5. Решение учебной задачи

Признаки рассказа и сказки мы будем определять через анализ произведения. Работать будем в группах. 1-2 группа будет доказывать, что “Стальное колечко” - это “рассказ”, а 3-4 группа будет доказывать, что это произведение – “сказка”

Вспомните, что такое “рассказ” и что такое “сказка” и назовите признаки рассказа и сказки. (Рассказ - это небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде о жизни героя. В рассказе реальные события. Есть завязка сюжета (начало), развитие сюжета (основная часть) и заключение. Сказка – это вид устного народного фантастического повествования, в котором добро побеждает зло. В сказке есть зачин, концовка, есть волшебные предметы, чудеса, есть герои-помощники, волшебные числа, все желания исполняются)

Прочитав произведение “Стальное колечко”, мы составили план. Работа по этому плану поможет нам последовательно выделять признаки сказки и рассказа в произведении.

Рассказ Сказка
Начало произведения. В деревне Моховое +
Встреча Варюши с бойцами + +
История про Сидора + +
Варюша потеряла колечко +
Приход Весны + +
Варюша нашла колечко +
Дедушка поправился + +
“Наша земля – истинный рай” +

Как начинается произведение? Прочитайте. (Жужжащее чтение)

Что можете сказать о начале? На что похоже начало произведения - на сказку или рассказ? (на рассказ) Какие признаки рассказа вы можете выделить? (Описываются события, которые могли происходить в реальной жизни. Указано, в каком селе живут герои). Отметьте в таблице знаком “+”, что начало произведения похоже на рассказ.

Посмотрите на следующие иллюстрации. Какой эпизод изобразил художник? (Встреча Варюши с бойцами)


Какое задание к этим иллюстрациям вам хотелось бы выполнить? (прочитать по ролям, по цепочке, пересказать отрывок и т.д.)

Выполняется задание в соответствии с выбором учащихся. Оценивается выполненная работа учащимися.

Что вы можете сказать о поступке Варюши? А бойца? (ответы учащихся)

Почему солдат подарил девочке колечко? (за доброту)

Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

Эпизод встречи Варюши с бойцом напоминает вам сказку или рассказ? Поставьте знак “+” в соответствующий столбик таблицы.

Как характеризует жанр произведения история про Сидора? Обсудите в группах

1-2 группа. История про Сидора напоминает рассказ, так как Сидор - обычная птица. Все, что происходило с Сидором – можно увидеть в реальной жизни.. Это не сказочный персонаж и искать колечко не может. Его ответ Варюше – это то, что ей слышится в писке Сидора.

3-4 группа. История про Сидора – это сказка, потому что Птица говорит человеческим языком.

Отметим в таблице, что история про Сидора напоминает и рассказ, и сказку.

А весна – сказочный персонаж или нет? (ответы детей)

Найдите отрывок, в котором говорится, как Варюша увидела Весну. Послушайте этот отрывок (Включается аудиозапись)

Что вы представили? Какой образ весны создал автор в своем произведении? (ответы детей)

Попробуйте создать образ весны: 1 группа – с помощью прилагательных, 2 группа – с помощью глаголов, 3 группа – с помощью существительных, 4 группа составит синквейн: 2 прилагательных, 3 глагола, 1 предложение о весне, существительное.

Учащиеся работают. Во время работы звучит музыка П.Чайковского “Апрель”

Представление и оценка выполненных работ.

Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о том, почему девочка потеряла колечко. Как это случилось? (ответы детей)

Почему расстроилась Варюша? (Не будет здоровья деду, не будет радости, не увидит она белый свет.)

Как же нашла Варюша то место, где потеряла колечко? Прочитайте.

О чем это говорит? О какой черте характера? (Девочка была сообразительная, смышленая, находчивая) Эти эпизоды напоминают вам рассказ или сказку? Отметьте в таблице.

На какой палец Варюша надела колечко? Как это характеризует девочку? (она любит своего деда и хочет ему помочь)

Какое чудо случилось в жизни Варюши и деда Кузьмы? (Приход весны само по себе чудо, т.к. преображается природа)

Отчего же поправился дед? (ответы детей) Это эпизод напоминает сказку или рассказ?

Варюша нашла колечко, надела на средний палец, дед сразу поправился (сказка)

Пришла весна, пригрело солнце – дед поправился (рассказ)

Как заканчивается произведение? Прочитаем последние 2 абзаца. О чем узнали? (Варя верит, что колечко волшебное, но отказывается от последнего желания)

Может ли подобное быть в сказке? (Нет, в сказке все желания исполняются)

Это заключение, как в рассказе или концовка как в сказке? (ответы детей)

Почему Варя отказывается от последнего желания? (она любила свою деревню, свою маленькую родину, что даже не хотела посмотреть на белый свет со всеми его чудесами)

Произведение “Стальное колечко” - сказка или рассказ? (и рассказ, и сказка). К.Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Сам Паустовский определил это произведение как сказку, а значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он говорил: “Мы живём в мире сбывшихся сказок. ” Как вы это понимаете? (рядом с нами всегда есть чудеса, нужно только уметь их замечать)

О чем важном хотел нам сказать писатель этим произведением? (о добре, заботе о ближних, любви к Родине)

“Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. В чем нашла свое счастье Варюша? (ответы детей)

- Я думаю, что Варюша нашла свое счастье на Родине. Ей нравиться жить в родной деревне, рядом с дедом Кузьмой, заботиться о нем. Она способна тонко чувствовать и любить природу, родную землю. Любите, своих родных, берегите их. Семья – наше достояние, наше счастье. Дорожите родным домом, своей Родиной. Ведь понятие “родина” начинается с малого, семьи, где тебя любят, понимают, в тебе нуждаются.

Итак, какие задачи решались сегодня на уроке? (определяли признаки сказки и рассказа в произведении “стальное колечко”, анализировали произведение, определяли художественные особенности, пополняли словарный запас, формировали навыки сознательного чтения.

7. Домашнее задание

1. Продолжите сказку, помечтайте вместе с Варенькой. Помните, в начале рассказа Варюша надела кольцо на мизинец. А солдат забыл ей сказать про него. Вот вы и придумайте, что было бы дальше, если колечко надеть на мизинец. Но одно условие, чтобы чудеса не были фантастическими, а реальными, как у Паустовского

2. Описать свои впечатления от прочитанного произведения в виде стихотворения или небольшого рассказа.

3. Самый любимый и родной уголок для Варюши – это деревушка моховое. А у вас есть любимый и родной уголок? Расскажите о нем.

Кто доволен работой на уроке? Что сегодня удалось? Кого бы вам хотелось сегодня особо отметить?

1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 3 кл. – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2012

2. Захарова В.В., Серова М.В.. Поурочные разработки по литературному чтению: 3-й класс. – Самара: корпорация “Федоров”, 2009.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для воспитания чувства бережного отношения к природе; умения видеть в обычном необычное, замечать красоту природы.

Оборудование:

Урок чтения в 6 классе

Формирование навыков работы с текстом художественного произведения и умений анализировать прочитанное; развивать навык правильного, беглого, выразительного чтения;

Создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;

Развивать внимание к авторскому слову, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному; развитие творческого воображения;

Создать условия для воспитания чувства бережного отношения к природе; умения видеть в обычном необычное, замечать красоту природы.

Оборудование:

Карточки, иллюстрации к рассказу

Организационный момент

Эмоциональный настрой

- Мы начинаем урок чтения.

Пусть будут поиски, решения,

Пусть будет мыслям вашим жарко,

Пусть будет он весенним, ярким!

Актуализация имеющихся знаний

–С каким произведением мы познакомились на предыдущих уроках?

- Кто автор этого произведения?

(К.Паустовский) ( слайд )

Наши биографы расскажут об этом замечательном писателе.

1. Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожника. В его семье любили театр, много пели, играли на рояле. Учился в Киеве в гимназии. Много читал, писал стихи.

2. Ещё в последнем классе гимназии был напечатан первый рассказ. После этого он решил стать писателем. Паустовский работал кондуктором трамвая, рабочим на заводе, санитаром. Он много путешествовал по России. Каждая поездка - это книга.

3. Во время Великой Отечественной войны Константин Паустовский был военным корреспондентом. После войны побывал в Италии, Турции, Греции, Швейцарии.

4. В его творчестве есть рассказы и сказки для детей. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал родную природу, народ и историю нашей страны. Паустовский считал это главным в жизни каждого человека.

Введение в тему урока. Знакомство с целями, задачами.

- Что было главным для К.Паустовского? (родная природа, народ, история страны).

- А что главное, самое дорогое для вас?

(мама, папа, близкие люди,

родной дом, природа родного края,

мир, покой в семье,

здоровье наше и близких людей,

- Вот об этих ценностях мы будем говорить сегодня на уроке. А придем к их пониманию через взаимоотношения героев сказки, события в их жизни, основную мысль , отношение к изображаемому.

Проверка усвоения изученного.

– Чтобы решить эти задачи, надо хорошо знать произведение, быть внимательными, вдумчивыми читателями. На прошлых уроках вы были в роли читателей.

Кто из вас был внимательным читателем 1-й главы, проверим с помощью блиц- опроса, кроссворда.

Кто по роду занятий был боец, который подарил девочке стальное колечко? (сапер) Лексическая работа. Сапер- представитель инженерных войск.

Как звали деда девочки? (Кузьма)

Какое имя было у героини произведения? (Варюша)

Какое было время года? (зима) Суровая- холодная, неблагоприятная для жизни.

Что подарил Варюше боец? (колечко)

- Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в клетках по вертикали прочитаете жанр произведения К.Паустовского. (сказка).

(слайд )

Курительный табак низкого качества (махорка)

Площадка для посадки пассажиров, погрузки багажа (платформа)

Большой топор для рубки дров (колун)

Форменное пальто для военных из сукна (шинель)

Свернутая из бумаги трубочка с табаком, самодельная папироса (цигарка)

Как звали воробья в сказке (Сидор)

- какое из этих слов лишнее (Сидор) Почему? (обозначает имя собственное)

- прочтите слово, выделенное цветом (колечко)

- о каком колечке говорится в сказке? (о стальном)

- обладало ли оно волшебными свойствами?

- Вот об этих волшебных свойствах колечка, о Варюше мы и поговорим на уроке, т.е. обобщим все то, что мы узнали на прошлых уроках.

а) – Назовите главную героиню сказки. (слайд – с изображением девочки)

- Скажите, где и с кем жила Варюша?

- Как вы думаете, почему Варюша жила с дедом Кузьмой? Что мы можем предположить? (Возможно, родители на фронте или погибли, она сирота. Рассказ написан в 1945 г., в военное время накануне окончания войны)

б) – Что заставило девочку пойти в соседнее село средь суровой зимы?

О каких качествах характера говорит этот поступок? (слайд – картинка зимней деревни)

(слайд) Задание. Среди предложенных качеств выберите те, которые характеризуют Варюшу: (карточки на доске – убрать лишнее)

Выборочное чтение эпизода по ролям

- Куда пошла Варюша, после того, как купила махорку? (на станцию, посмотреть поезда)

- Чтение по ролям: какие герои нам нужны?

(учащиеся читают по ролям стр. 164-165)

Беседа по содержанию эпизода.

- Почему Варюша угостила бойца махоркой? (Тяжелое было время - голод, разруха, бойцы возвращались с фронта домой. Каждый как мог помогал друг другу, старались отблагодарить бойцов, доброта девочки)

- Как Варю называет боец? (Цветок- лепесток в валенках, анютины глазки с косичками. Красивыми словами, с любовью, нежностью в ответ на ее доброту)

- Какой подарок получила от него девочка?

- Прочитаем, какими волшебными свойствами обладало стальное колечко.

Если будешь носить его на среднем пальце, принесет оно здоровье и тебе, и деду Кузьме.

А наденешь на безымянный, будет у тебя большущая радость.

Наденешь перстенек на указательный палец- увидишь белый свет со всеми его чудесами.

- А почему она поверила бойцу, рассказавшему ей о волшебном колечке? (она доверчивая, верит в чудеса, хочет видеть деда здоровым)

Справка о волшебных свойствах кольца. - Почему люди носят кольца? (Слайд)

1.В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением. Оно представлялось людям источником особой силы. Например, круглые кольца служили талисманом.

2.Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину. Кольца без паспорта могли рассказать, какого ты рода племени, дать информацию об успехе в охоте, на войне.

3. На Руси в старину кольца носили цари и царицы, бояре и крестьяне. Кольца оставляли в наследство. Изготавливались кольца из золота, серебра, меди, украшались драгоценными камнями.

- А какое колечко подарил боец Варюше? Стальное Сталь- это сплав металлов

Обзор сюжетных картинок:

- Что же произошло в рассказе дальше? (Варя потеряла колечко)

- Составьте сюжетную линию сказки после встречи с бойцами. Расставьте рисунки по порядку:

Встреча с бойцами

Дед Кузьма поправился

Большущая радость. Красива родная земля.

- Получился план рассказа (слайд )

-Расскажите, как Варя потеряла колечко.

- Какие чувства испытывала Варя от потери колечка? (сожаление, грусть, жалость)

- О чем больше всего жалела Варя? (о здоровье деда)

- Что она придумала, чтобы найти место пропажи колечка?

- Прочитайте, что посоветовал дед Кузьма девочке. («Ты не горюй, дурочка! Где упало, там и валяется. Ты Сидора попроси. Он тебе сыщет.)

- Кто такой Сидор? Какой у него характер? (чувствовал себя хозяином в доме, устраивал драки)

- Прочитайте, как Варюша с Сидором искали колечко. (Подчеркивается любовь девочки к природе, забота, уважение к воробью)

- Почему она очень хотела отыскать колечко?

Выборочное чтение

- Как Варюша узнала, что пришла весна? (стр.167)

-Найдите в тексте описания, рисующие оживающую природу. Прочтите.

( От слов:«Однажды утром… до слов: «Громче и громче…)

-Где Варюша нашла колечко? (стр.167)

На какой палец надела его? (На средний)- здоровье себе и своим близким

- Почему, как вы думаете? Чего она хотела больше всего? (чтобы дедушка выздоровел)

- Какое чувство испытала Варюша, когда увидела, что дед Кузьма вышел из избы, сидел на завалинке, услышала, что болезнь его отпустила? (Радость, она засмеялась, обрадовалась, весь день носила колечко на среднем пальце, чтобы накрепко прогнать дедовскую болезнь))

- На какой палец девочка надела кольцо, когда укладывалась спать? (На безымянный)

- А что значит должно произойти?(Должна случиться большущая радость)

-Как Варюша встретилась с весной?

- Какой девочка увидела весну?

- Какие весенние звуки услышала? (ответы)

- Слово у К.Паустовского удивительно музыкально.

Динамическая пауза

-Войдем и мы с Варюшей в весенний лес. Свежий ветерок ласкает ваши лица. (Движение ветра)

Пройдем по тропинке, потрогаем белые стволы берез (Потирают руки), тонкие веточки (Руки вперед, разминают пальцы).

Прослушивание музыкального произведения. О чем она? (О красоте природы, о торжестве света и добра) Эти чувства пробудила в нас музыка.

А каким настроением проникнута картина весны у К.Паустовского?

-Каким настроением проникнута эта картина весны? (светлым, легким, солнечным, ярким, радостным)

- Можно сказать, что человек, чьими глазами мы видим весенние краски и слышим весенние, звуки испытал большущую радость? (Да)

-Подтвердите свой вывод словами из текста (Стояла, приоткрыв рот, слушала, улыбалась, засмеялась громко, на весь лес. И большущая радость- такая, что не охватить руками, - зазвенела, запела у не на сердце)

- Каким человеком нужно быть, чтобы увидеть и услышать такую красоту природы? (Нужно быть наблюдательным, чутким, добрым, любить природу)

- Захотела ли Варюша надеть колечко на указательный палец? А это значит, какое чудо должно произойти? –Увидеть весь белый свет со всеми его чудесами. (Нет)

- Почему? О чем она подумала? Что поняла?

Задание. Прочитайте последний абзац сказки. (стр.170)

Сделайте вывод, почему девочка не стала надевать колечко на указательный палец. (Чтение заключительных строк)

(Она поняла, что наша земля- истинный рай, и нету другой такой хорошей земли на белом свете. Что чудеса- рядом, нужно только их заметить. Что нет ничего милее, красивее красоты родного края, дороже здоровья близких людей.)

- А сейчас поговорим об особенностях сказки.

Перечислите волшебные свойства стального колечка.

Средний палец – здоровье себе и своим близким

Безымянный палец – радость большущая

Указательный палец - увидеть весь мир

А какие волшебные события произошли в сказке?

1.Дедушка Кузьма выздоровел.

2. Варюша почувствовала большущую радость от приближения весны.

3. Поняла, что лучше родной земли нет.

- Дедушка Кузьма выздоровел, потому что… (Варя заботилась о нем)

(Это сделало волшебное колечко)

-Варюша почувствовала большущую радость от приближения весны, потому что…( девочка умела замечать красоту природы, была наблюдательной)

(Это сделало волшебное колечко)

- Варюша поняла, то лучше родной земли нет, потому что…( она любила природу, людей) (Это сделало волшебное колечко)

Чтение выводов учащимися.

-Ребята, из ваших выводов понятно, что волшебство заключается не в кольце.

А в ком? В чем? (В душевной красоте Варюши, в человеке, в его красивых делах и поступках, в красоте души человека)

Вы пришли к правильному выводу автора о главной героине произведения :

Так какие качества составляют красоту души человека?

Качества, которые составляют красоту человека:

- Доброта, забота о близких людях, отзывчивость, умение чувствовать красоту природы, любовь к родному краю.

Таким образом, ребята, вы назвали основную мысль произведения.

Сам автор, К.Г.Паустовский сформулировал ее так:

- А в чем же роль кольца в сказке? (Оно помогает верить в чудо) Но чтобы чудеса сбывались, нужно действовать.

И сейчас выполните задание.

Если надеть кольцо на…. палец, будет…

Если надеть кольцо на… палец, узнаешь…

Если кольцо надеть на… палец, увидишь…

Успех в учебе, в делах

Мир и согласие в семье

Узнаешь тайны природы

Увидишь красоту земли

Увидишь красоту родной природы

Учащиеся надевают колечко на палец и называют волшебное свойство кольца.

-Вы наделили колечко прекрасными волшебными свойствами. Но помните, как сказал К.Паустовский, чудеса – рядом, стоит их только заметить, а кольцо лишь укрепляет веру в них.

А значит, чтобы добиться успехов в учебе, в делах, чтобы люди уважали тебя, чтобы были мир, согласие, любовь в семье, чтобы увидеть красоту родной природы, нужно, прежде всего что сделать?- потрудиться, стать красивее душой: добрее, внимательнее к людям, дарить им радость, тепло, заботу , любовь, а значит, думать, как Варюша, о счастье других, - и тогда придет успех, и тогда люди будут уважать тебя, и в семье будут мир и согласие, а значит, и в стране, и на всей земле, и природа откроет вам свои тайны, ты заметишь ее красоту, а значит, будешь счастливым сам.

И сейчас девочки, выполнив творческое задание, прочитают слова древнегреческого ученого Платона- главный вывод нашего урока.

Заключение. Оценка работы учащихся.

- Урока время истекло.

За то, что он прошел светло,

Легко, свободно, энергично,

Урок окончен.

Задание. Среди множества знаков и букв подчеркните только заглавные буквы и сложите из них слова, из слов сложим предложение:

раиСыепТоаАждРсиАраавЯстиСЬ О стнСтссЧАттСбоорбТЬуеЕ

ммвДттрРчсмУюлГитьрИьббХ, МЫ чмсмНббпАхщоХлооОДюИвпМ

раиСыепТоаАждРсиАраавЯстиСЬ О стнСтссЧАттСбоорбТЬуеЕ

ммвДттрРчсмУюлГитьрИьббХ, МЫчмсмНббпАхщоХлооОДюИвпМ

бтСчмВюбОЁ биСбюбОчыБюнарСТраеВороЕдоННлооаОпспЕ

рппвСлщдоЧдждАшргСТщрЬЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планиремые результаты:

Предметные УУД:

-уметь давать полное название произведения,

-знать о характере героев произведения и уметь создавать их художественный образ,

- выразительно и осознанно читать.

Личностные УУД:

-уметь видеть внутренний мир героев произведения и умение сопереживать,

-уважительно относиться к собеседнику.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-уметь определять тему и формулировать цели на урок с помощью учителя,

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

-уметь оценивать правильность своих действий и на основе оценки и вносить коррективы.

Коммуникативные УУД:

-уметь выражать свои мысли, строить высказывание в устной форме

-слушать и понимать речь других,

-формулировать собственное мнение и позицию,

-вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Познавательные УУД:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний,

-уметь находить ответы на вопросы, используя текст, иллюстрации произведения, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,

-уметь работать с учебником, с таблицей.

Планиремые результаты:

Предметные УУД:

-уметь давать полное название произведения,

-знать о характере героев произведения и уметь создавать их художественный образ,

- выразительно и осознанно читать.

Личностные УУД:

-уметь видеть внутренний мир героев произведения и умение сопереживать,

-уважительно относиться к собеседнику.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-уметь определять тему и формулировать цели на урок с помощью учителя,

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

-уметь оценивать правильность своих действий и на основе оценки и вносить коррективы.

Коммуникативные УУД:

-уметь выражать свои мысли, строить высказывание в устной форме

-слушать и понимать речь других,

-формулировать собственное мнение и позицию,

-вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Познавательные УУД:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний,

-уметь находить ответы на вопросы, используя текст, иллюстрации произведения, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,

-уметь работать с учебником, с таблицей.

Организационный этап

-Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урока литературного чтения. Присаживайтесь.

-Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок

Чтобы многое узнать,

Надо думать, рассуждать

И внимательными быть

И старательными быть.

И тогда уж точно, каждый,

Знания свои покажет.

-Проверьте свою готовность к уроку, на столах у вас должен быть учебник, тетрадь, ручка.

-А сейчас мы с вами проведём дыхательную гимнастику, чтобы подготовить наш орган к работе.

Дыхательная гимнастика. (стоя)

Сделаем глубокий вдох и разом выдохнем весь воздух. Задуем свечу.

-А сейчас задуем три свечи (один вдох и три выдоха).

Работа со скороговоркой.

Около колодца кольцо найдется.

- прочитаем глазами,

-громко, медленно,

-громко, быстро,

-для чего мы работали со скороговоркой?

Включаются в урок, в сотрудничество с одноклассниками и с учителем.

Учащиеся выполняют дыхательную гимнастику, вместе с учителем.

2.Этап проверки домашнего задания

Итак, ребята, что была вам задана на сегодняшний урок?

Учащиеся объявляют домашнее задание.

3.Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

- Прочитайте эти замечательные слова.

Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”.

- Это слова Константина Георгиевича Паустовского. Какое произведение этого автора вы читали?

- Название нового произведения К.Г. Паустовского, с которым мы сегодня познакомимся вы сможете определить, если составите два слова их этих букв:

СЬОНЕТАЛ КЕЧОКОЛ

- Сформулируйте тему урока полностью.

- Тему урока вы определили. Установите его цель, учитывая, что на прошлом уроке мы говорили о его творчестве.

Расскажите мне о К. Г. Паустовском? Что вы знаете из его жизни? Что вам больше запомнилось из его жизни?

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. В его семье любили театр, много пели, играли на рояле. Учился в Киеве в гимназии. Много читал, писал стихи.

Ещё в последнем классе гимназии был напечатан первый рассказ. После этого он решил стать писателем. Паустовский работал кондуктором трамвая, рабочим на заводе, санитаром. Он много путешествовал по России. Каждая поездка - это книга.

Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны впервые побывал в Италии, Турции, Греции, Швейцарии и т.д. Константин Паустовский известен многим читателям.

В его творчестве есть рассказы и сказки для детей. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю.

- Сегодня мы познакомимся с одной из сказок К.Г. Паустовского. В ней вам придётся встретить малознакомые слова. Они даны в этой записи. Определите, какие это слова, установите их значение.

Тёс – тонкие доски;

Колун – тяжёлый топор для колки дров;

Лещина – лесной кустарник, дающий орехи, орешник;

Махорка – курительный табак низшего сорта;

Нрав – характер).

Шинель - форменное пальто военных

Цигарка - скрученная трубочка из бумаги с табаком

Сапёр - военнослужащий инженерных войск

Стреха -нижний край соломенной крыши

Темень- часть головы

Околица-изгородь вокруг деревни

Завалинка- земляная насыпь вдоль стен избы

Учащиеся читают слова на слайде.

(Похождение жука-носорога, Кот-ворюга, Жильцы старого дома, Тёплый хлеб, Квакша, Барсучий нос, Заячьи лапы,)

Учащиеся слушают биография К.Г. Паустовского.

Учащиеся называют по одному слову. Определяется значение каждого из них и записывают в тетрадь.

4.Этап первого восприятия

Итак, ребята, откроем с вами учебник на странице__. Я начну первая читать, а вы внимательно следите за мной, ведь я могу остановится в любом месте и попросить любого из вас продолжить читать.

Но перед тем, как мы начнём читать это произведение, как вы думаете о чём это произведение смотря только на название произведения?

-Хорошо, ребята, я выслушала ваши варианты, а теперь предлагаю вам прочитать это произведение.

Учащиеся делятся своими предположениями о том, о чём произведение.

5.Анализ литературного произведения.

Итак, ребята, ваши варианты, на счёт того, о чём это произведение были близки?

Давайте с вами поработаем над первой часть произведения.

Работа над первой частью:
-Где жили главные герои?
- Как описывается зима?
-Что говорится о здоровье деда Кузьмы?
-Что по его мнению ему помогло бы?
Работа над второй частью:
-Как называлось село, в которое Варюша пошла за махоркой?
-Кого Варюша встретила на платформе?
-Как автор описывает одного из бойцов?
-Почему автор акцентировал внимание на веселом глазе?
-За что боец отблагодарил девочку?

1. -Деревушка Моховое.

- Зима выдалась суровая, с сильным ветром и снегом. За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода. Ночью в лесу выли продрогшие волки.

- Дед сильно кашлял, жаловался на слабое здоровье и говорил, что если бы затянуться разок-другой – ему бы сразу полегчало.

2. - Село Переборы.

- На платформе сидели два бойца.

- Один был бородатый, с веселым серым глазом.

-За то, что она отсыпала ему махорку.

6.Физминутка

- Давайте немного отдохнём. Встаньте. Внимательно следите за моими движениями. Я, как Варюша буду надевать на палец колечко. Если надену колечко на указательный палец, вы приседаете. Если на средний, делаете наклон вперёд. Если на мизинец – ходьба на месте.

Выполнение физминутки вместе с учителем.

7.Анализ литературного произведения

Работа над третьей частью:
-чем отблагодарил?
-почему боец назвал колечко чудесным?

Работа над четвертой частью:
-как Варюша потеряла колечко?
-Пыталась ли Варюша найти колечко?
-смогла ли девочка вернуть себе колечко сразу, как потеряла?
-поверила ли девочка в волшебство кольца?
-что посоветовал дед Кузьма девочке?
-что говорится о воробье Сидоре?
-помог ли Сидор в поисках колечка?

Работа над пятой частью:
-Как чувствовал себя дед Кузьма к весне?
-Почему девочка винила себя в болезни дедушки? Как это ее характеризует?

Работа над шестой частью:
-как автор описывает приход весны?
-Удалось ли с приходом весны отыскать колечко?
-как вы думаете, почему девочка, когда нашла кольцо, надела его именно на средний палец?
-в чем дед Кузьма видел причину своего исцеления?
-в чем видела причину Варюша?

Работа над седьмой частью:
-Одела ли Варюша колечко на безымянный палец?
-Какая же радость охватила девочку?

Работа над восьмой частью:
-одела ли Варюша кольцо на указательный палец?
-Почему она не стала этого делать?

3. - Боец достал из кармана шинели маленькое стальное колечко, сдул с него крошки махорки и соли, потер о рукав шинели и надел Варюше на средний палец,

- что ежели будешь носить его на среднем пальце, принесет он здоровье. И тебе и деду Кузьме. А наденешь его вот на этот, на безымянный, – боец потянул Варюшу за озябший, красный палец, – будет у тебя большущая радость. Или, к примеру, захочется тебе посмотреть белый свет со всеми его чудесами. Надень перстенек на указательный палец – непременно увидишь,

4. - Она надела колечко на мизинец. Он был худенький, колечко на нем не удержалось, упало в глубокий снег около тропинки и сразу нырнуло на самое снежное дно,

-Варюша разгребала снег ручками,

-Да, поверила,

-– Ты не горюй, дурочка! Где упало – там и валяется. Ты Сидора попроси. Он тебе сыщет.

- Старый воробей Сидор спал на шестке, раздувшись, как шарик. Всю зиму Сидор жил в избе у Кузьмы самостоятельно, как хозяин. С характером своим он заставлял считаться не только Варюшу, но и самого деда. Кашу он склевывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать из рук и, когда его отгоняли, обижался, ершился и начинал драться и чирикать так сердито, что под стреху слетались соседские воробьи, прислушивались, а потом долго шумели, осуждая Сидора за его дурной нрав. Живет в избе, в тепле, в сытости, а все ему мало,

- Но Сидор скосил глаз, недоверчиво посмотрел на снег и пропищал,

5. - Дед Кузьма кашлял все сильнее. К весне он залез на печку. Почти не спускался оттуда и все чаще просил попить. Варюша подавала ему в железном ковшике холодную воду,

- Забаловалась, обронила перстенек. Вот тебе за это! Вот тебе,

6. - С крыши, перегоняя друг друга, падали длинные капли. Горячий свет бил в оконце. Орали галки,

- Варюша нашла в лесу старую еловую ветку – ту, что воткнула в снег, где обронила колечко, и начала осторожно отгребать старые листья, пустые шишки, накиданные дятлами, ветки, гнилой мох. Под одним черным листком блеснул огонек. Варюша вскрикнула и присела. Вот оно, стальное колечко! Оно ничуть не заржавело,

-Так, как из-за этого дедушка её стал бы здоровым,

- и продуло всю избу легким воздухом,

- Спасибо колечку! Вылечило оно тебя, дед Кузьма,

- Варюша засмеялась громко, на весь лес, и побежала домой. И большущая радость – такая, что не охватишь руками, – зазвенела, запела у нее на сердце,

-Успею, – подумала она. – Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете,

8.Этап постановки учебной задачи

-Что же хотел сказать автор своим произведением?

Учащиеся делятся своими предположениями.

9.Этап обобщения

Работа над образом Варюши.

- Теперь, ребята, я предлагаю вам составьте рассказ о Варюше, используя для этого в нужной последовательности, записанные на доске черты характера Варюши. Подтвердите свои мысли строчками из текста.

(учащиеся работают в парах или в группах, проводится проверка)

Сообразительная

Жалостливая

Сообразительная – воткнула в снег ветку, где потеряла колечко.

Заботливая – пошла деду за махоркой, чтобы ему стало легче. Завернула Сидора в платочек.

Жалостливая – жалела деда, потеряла колечко-плачет, бранит себя, что не сможет помочь деду.

Любящая – любит деда, свой родной край

Добрая – отсыпала махорки бойцам, а могла продать.

10.Этап объяснения домашнего задания

Итак, ребята, домашнее задание у вас будет интересное. Я предлагаю вам продолжить сказку, помечтайте вместе с Варенькой. Помните, в начале рассказа Варюша надела кольцо на мизинец. А солдат забыл ей сказать про него. Вот вы и придумайте, что было бы дальше, если колечко надеть на мизинец. Но одно условие, чтобы чудеса не были фантастическими, а реальными, как у Паустовского.

Учащиеся внимательно слушают о домашнем задании.

11.Итог. Рефлексия

Подведём итог нашей работы.

- Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?

- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? ()

- Ребята, а всё-таки -это произведение сказка или рассказ? - Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

Читайте также: