Конспект урока сравнительная характеристика кирибеевича и калашникова

Обновлено: 29.06.2024

Урок литературы в 7 классе

по ФГОС с использованием образовательных структур

сингапурской системы образования.

Михаил Юрьевич Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича,

Столкновение Калашникова с Кирибеевичем.

Гайнутдинова Гульнара Зуфаровна,

учитель русского языка и литературы

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

• умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;

• формирование умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;

умение работать в группе, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

• понимание литературы как особого способа познания жизни,

• формирование умения в процессе чтения вставать на позицию другого;

• воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развернутые монологические высказывания аналитического и интерпретирующего характера.

1)сравнить образы Калашникова и Кирибеевича; 2)проанализировать, как ав­тор от­но­сит­ся к сво­им ге­ро­ям; 3) раз­ви­вать вни­ма­ние, па­мять, мыш­ле­ние, уме­ние ана­ли­зи­ро­вать, де­лать вы­во­ды; 4) вос­пи­ты­вать вни­ма­ние к ок­ру­жаю­щи­м людям, умение в ситуации нравственного выбора принимать взвешенное решение.

Оборудование урока: презентация к уроку Microsoft Power Point, таблица для работы в группах, диагностическая карта группы.

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

Обучающие структуры (Educare): Corners, Single Round Robin, Teambuilding.

Тип урока: комбинированный

На распутье в диком древнем поле

Черный ворон на кресте сидит.

Заросла бурьяном степь на воле.

И в траве заржавел старый щит.

На распутье люди начертали

Роковую надпись: «Путь прямой

Много бед готовит, и едва ли

Ты по нем воротишься домой.

Путь направо без коня оставит -

Побредешь один и сир, и наг, -

А того, кто влево путь направит,

Обсудите с партнёром по лицу:

Как связана эта ситуация с изучением поэмы Лермонтова? (В поэме Лермонтова мы видим Степана Калашникова, который оказался в ситуации выбора). Надо сказать, что сказочные и былинные герои проходят через испытания, из трех дорог выбирают самую трудную. Калашников как натура цельная, внутренне не противоречивая, выбирает именно такую дорогу. Это для него и отмщение, и духовное испытание.

Отвечает участник №1 стол №3, №3 стол №4.

Обсудите с партнёром по плечу:

(а) рассказывает об определенной эпохе;

б) среди действующих лиц есть реальные исторические лица (Иван Грозный);

в) показаны реалии жизни и быта 16 века (сцена пира).

(Лингвистическая задача) Семантика названия.

- Докажите, что уже в названии поэмы есть авторское отношение к Кирибеевичу и Калашникову.

(Молодой опричник (молодость, сила, буйство чувств, опричник - личное войско Грозного, нелюбовь народа, нет имени - безродность);

- Удалой купец Калашников (удаль, мужество сила, купец - почтенный человек, достоинство, фамилия - есть род, семья). Кирибеевич лишен честного имени - он "бусурманский сын", без роду, без племени. Не случайно, Лермонтов величает Калашникова по имени отчеству, а Кирибеевича называет только Кирибеевичем.)

Каждый из вас получил сегодня билет, раскройте его. Что вы видите? (Это строки из поэмы, связанные с одним из героев)

Речью ласковой гостей он заманивает,

Злато, серебро пересчитывает.

Да недобрый день задался ему:

Ходят мимо баре богатые… (Калашников).

В золотом ковше не мочил усов;

Опустил он в землю очи темные,

Опустил головушку на широку грудь… (Кирибеевич).

И нахмурил брови черные;

Повелел он схватить удалова купца

И привесть его пред лицо свое. (Иван Васильевич).

Смотрит сладко - как голубушка;

Молвит слово - соловей поет…(Алена Дмитревна)

Ваша задача - определить, о ком идёт речь.

А теперь посмотрите внимательно на стены и найдите имя своего героя. Пройдите к нему.

- Зачитайте ваше описание друг другу (15 сек.) Согласны, что правильно определили героя?

А теперь займите места следующим образом:

Разрешите ситуацию. Группа №1,3,5,7

Задеты честь и достоинство человека и его близких. Существует несколько способов защиты чести, но в каждом из них необходимо обнародовать случившееся, т. е. разгласить семейную тайну. Как должен поступить настоящий мужчина? Есть ли подобная ситуация в поэме М.Лермонтова?

Отвечает участник №2 стол №4, №3 стол №7.

Разрешите ситуацию. Группа №2,4,6

Человек привык быть активным. У него есть воля, сила, чувство уверенности в себе. Появилась цель, достижение которой имеет для него особенное значение. Все ли средства хороши для этого? Что является нравственной чертой, границей, которую никому не позволено переступать? Есть ли в поэме Лермонтова герой, переступивший в своих действиях нравственную черту?

Отвечает участник №4 стол №2, №1 стол №5.

Для начала разберем, что обозначают эти понятия?

Кулачный бой в XVI веке на Руси был состязанием, испытанием силы и удали русских богатырей без ненависти и желания смерти друг другу. Победа в таком бою доказывала лишь превосходство одного из соперников, торжество справедливости.

Дуэль - поединок между двумя противниками по вызову одного из них.

Судебник (документ XIV века) устанавливал, что если все возможности разрешения конфликта уже исчерпаны, то в поединке должна победить не сила, а правда, правота одного из соперников, которому Бог дарует победу как доказательство высшей справедливости. Судный поединок - это бой между оскорбленным и оскорбившим.

- Из каких побуждений идет на бой Степан Калашников? (Он хочет отомстить обидчику, причем сделать это принародно.)

- Кому кланяются герои перед боем? Почему?

- Кто посылает противнику вызов? (Тот, чьи честь и достоинство были задеты, Калашников.)

- Посылал ли Калашников вызов Кирибеевичу? (Формально - да, фактически - нет. Калашников сказал о причинах, толкнувших его на этот шаг, только в ответ Кирибеевичу.)

Слово учителя: Таким образом, с точки зрения традиций - поединок Кирибеевича и Калашникова нельзя назвать дуэлью, так как Кирибеевич до самой схватки не знал, что он участвует в дуэли. Но по сути, это дуэль, так как противники сошлись по причине, известной обоим, не вызывающей сомнения. Они знают, что единоборство будет не на жизнь, а на смерть, о чем и предупреждает Калашников:

По одному из нас будут панихиду петь.
Не шутку шутить, ни людей смешить
К тебе вышел я.

- Может ли Кирибеевич уклониться от поединка? (нет, так как рискует потерять честь. Причина вызова для опричника очевидна.

- Еще одним обязательным признаком дуэли является наличие секундантов. Есть ли секунданты у сошедшихся в поединке противников?
(Как ни странно есть. Наиболее очевидны они у Калашникова. Вспомним разговор братьями накануне поединка:
Опозорил семью нашу честную
Злой опричник царский Кирибеевич.
А побьет он меня - выходите вы
За святую правду - матушку.

Между прочим, дуэльные традиции в разные времена в разных странах существенно отличались. Например, во Франции в XVI веке кроме дуэлянтов в поединке сходились и их секунданты, а если один из противников был убит, то его напарник мог оказаться один против двоих.

- Есть ли секундант у Кирибеевича? (В таком качестве выступает сам царь Иван Васильевич, опекающий своего любимца и, в конечном итоге, наказывающий его убийцу).

Микровывод: Итак, мы обнаружили в тексте все формальные признаки дуэли. Но всё же это не была дуэль в чистом виде, это превращение потешного боя в судный поединок. А конфликт произведения не в противостоянии двух мужчин, а в противостоянии двух нравственных позиций.

Ученики импровизируют, обыгрывают строки из поэмы:

И гуляют, шумят ветры буйные… (ученики встают, поднимают руки вверх и делают плавные махи)

И проходят мимо люди добрые: (ходьба на месте)

Пройдет стар человек - поклонится, (ученики делают наклоны туловища)

Пройдет молодец - приосанится, (ученики делают повороты туловища)

Пройдет девица - пригорюнится. (ученики делают наклоны головы в разные стороны)

- Какова народная оценка поступка купца? (Простые люди считают поступок купца правильным, поэтому, проходя мимо его могилы, люди вспоминают о Калашникове, т.е. суд царя разошелся с судом народным: Калашников, казненный царем, становится народным героем.

Не создавай себе кумира - для Кирибеевича кумиром является царь Иван Васильевич. Ему он поклоняется, служит верой и правдой;
Не желай жены ближнего своего - Кирибеевич нарушил эту заповедь, влюбившись в замужнюю женщину;

Не укради - Кирибеевич по сути крадет честь и достоинство Алены Дмитриевны;
Не убивай - Калашников убивает опричника, тем самым нарушает заповедь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для учащихся Специальных (коррекционных) школ 1 и 2 вида.

Тема. Сравнительная характеристика Кирибеевича и Калашникова.

Цель: обучающая - формировать навыки работы с литературным текстом и иллюстрациями, учить характеризовать героев по возрасту, социальному положению, поступкам; развивающая - развивать связную речь, навыки выразительного чтения, монологическую речь; воспитательная – воспитывать нравственные ценности и идеалы.

Оборудование: мультимедиа проектор, карточки.

У.- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Наденьте наушники. Как вы слышите?

У.- Будет урок развития речи (за экраном).

у. - Нет, вы ошиблись, будет урок литературы.

2. Фонетическая зарядка.

План урока ( на доске).

Работа с иллюстрациями.

Характеристика главных героев.

- Какое произведение мы изучаем?

- Вспомните полное название произведения?

Небольшой тест на экране:

Иван Васильевич это:

Б) Царь Иван IV (Грозный).

А) Дворянин, служивший в войске Ивана IV,отличавшийся крайней жестокостью.

В) Человек, который готовит еду для царя.

Б) Поп (священник).

В) Торговец, имевший свою лавку.

- Кто автор произведения?

- Сколько частей в произведении?

5. Работа с иллюстрациями.

- О чём рассказывается в 1 части?( монологическая речь ученика).





- О чём рассказывается во 2 части? (монологическая речь ученика).

- Посмотрите иллюстрации, подберите к ним цитаты.

7.Работа над характеристикой.

- Ребята, кто же главные герои произведения?

Купец Калашников и Кирибеевич.

Сравним этих двух героев. Что у них общего и в чём различия?( табличка заполняется на доске и в тетради с чтением цитат).

Характеристика Калашникова

Молодой купец Степан Парамонович Калашников – главный герой поэмы М. Ю. Лермонтова. Автор описывает его могучим богатырем с широкими плечами и горящими очами. Калашников – честный человек, имеющий торговую лавочку с шелками и тканями. У героя есть замечательная семья: двое ребятишек и красавица-жена Алена Дмитриевна. Степан ведет праведную жизнь: верует в Бога, имеет честный заработок, уважает жену. Узнав о поруганной чести Алены Дмитриевны, он не испугался и в честном кулачном бою убил обидчика своей суженой Кирибеевича. Таким образом он выполнил просьбу своей поруганной жены о защите от людской молвы. Находясь перед рассерженным царем Иваном Грозным, главный герой не юлит и честно признается, что убил опричника по собственной воле. Хотя, если бы он соврал и сказал, что нечаянно убил Кирибеевича, то царь его, возможно, помиловал. Однако герой привык жить по совести и готов пойти на казнь. Единственная просьба к царю касается его жены и детей. Он просит царя не наказывать их, и царь, пораженный такой силой духа, разрешает братьям Калашникова беспошлинную торговлю, а жене назначает выплаты за казненного мужа.

Характеристика Кирибеевича

Кирибеевич – молодой опричник, любимец царя Ивана Грозного. Он происходит из рода Малюты Скуратова, известного своею жестокостью. Кирибеевич – смелый и бесстрашный воин, утверждающий, что нет ни одного человека, способного победить его в кулачном бою. Кирибеевич имеет буйный характер. Влюбившись в замужнюю женщину Алену Дмитриевну, он, несмотря на ее законный брак с купцом Калашниковым, пристает к ней и позорит ее прямо на улице на глазах у соседей. Назвать героя честным и порядочным человеком нельзя, так как он запятнал честь венчанной женщины, а также не признался царю, который одобрил его сватовство к Алене Дмитриевне, что она замужем. За свои поступки Кирибеевич поплатился собственной жизнью: в кулачном бою он погибает от руки купца Степана Калашникова.

Сравнение Калашникова и Кирибеевича

Калашников был цельным человеком. Он видел свое назначение в честном труде и заботе о своих близких. Кирибеевич же был человеком одиноким, не знал куда податься, не мог найти смысл в своей жизни.

В своём произведении “Песнь про царя Ивана Васильевича” Лермонтов описывает тот мир, в котором живут обычные люди, со своими обычными проблемами. Он показывает этот мир таким, каким он и должен предстать перед читателем, чтобы он в полной мере смог пропитаться той атмосферой, которую автор намеренно создал в произведении. Также в нём автор раскрывает тему добра и зла, которые выражаются в соотношении двух образов персонажей, которых автор наделил диаметрально противоположными чертами личности. Взаимодействуя, данные персонажи создают полную картину всего произведения, и в полном объёме объясняют концепцию темы, выражаемой автором в данном произведении.

Всё произведение наполнено интереснейшими эпизодами, через которые автор как бы общается со своим читателем, создавая канал обратной связи, через который он и делится своей идеей. Автор говорит о том, что на каждого доброго человека найдётся свой антипод, который будет всячески мешать ему жить, тем самым создавая некий баланс добра и зла в мире. Очень часто баланс сводится в сторону зла, и потому добрые люди страдают. Автор выражает данную тему очень ясно, чтобы читатель мог в полной мере оценить то, что вложил в данное произведение автор, какую глубокую мысль он пытался передать через своё произведение. Отличным примером персонажей, через которые автор наиболее точно передаёт свою идею, являются образы Калашникова и Кирибеевича.

Два этих человека в произведении хоть и имеют некоторые сходства, но всё-таки это два абсолютно разных человека, которые не имеют ничего общего между собой. Даже напротив, эти люди являются полными противоположностями друг друга, так как их характеры являются взаимоисключающими друг друга, а потому два этих персонажа просто не могут сосуществовать вместе. Если Калашников представляет собой примерного семьянина, который всегда готов помочь своей семье, постоять за неё, когда же Кирибеевич, полная противоположность Калашникова, презирает образ жизни Калашникова, так как считает его самым приторным из всех возможных, а потому, эти два персонажа просто не могут существовать вместе, из-за чего на протяжении всего произведения они конфликтуют по самым разным причинам. В конце произведения автор всё же даёт читателю посмотреть на развязку всего конфликта, что даёт нам понять, что любой конфликт обязательно должен заканчиваться, а не продолжаться на протяжении поколений.

Сочинение для 7 класса

В повествовательном рассказе “Песнь об Иване Васильевиче” рассказывается о времени правления Ивана Грозного, временного отрезка связанного с опричниной и опричниками. В этом сочинении я буду сравнивать двух персонажей. Это купец по фамилии Калашников и опричник по фамилии Кирибеевич. Оба они являются людьми достойными, с правильными убеждениями и целями, однако пытаются добиться успеха в достижении этих целей они по – разному. Калашников является человеком добрым, относящимся к людям с пониманием, но в тоже время строгим, не идущим на компромисс человеком, старающимся добиться своего. Его заботит лишь его семья, её честь и то, что о ней подумают, он буквально готов отдать жизнь за родных и близких, что, несомненно, располагает к нему как к персонажу.

Кирибеевич же антагонист Калашникова, страстный опричник Ивана Грозного, который сделает всё ради царя, что царь использует и заставляет его заниматься грязной работой, такой как казни, убийства и т.д. Кирибеевич привык получать все, что он хочет ежесекундно, благодаря чему его характер сложился как очень неприятным, и, можно сказать, даже отталкивающим. Он по сути своей является человеком злым, эгоистичным, лицемерным, готовым на всё ради личной выгоды или же выгоды правящего царя.

Оба персонажа являются полными противоположностями друг другу, их мнения расходятся практически во всех вещах, но цели, опять же, у них одинаковые. Оба они желают благосостояния своей стране, и чтобы всё у всех было хорошо, но добиваются этой цели они по – разному.

Несмотря на объединяющую их единую цель, они всё равно не смогли бы найти общий язык, правда, в основном из-за эгоистичности Кирибеевича, и нежелания Калашникова общаться с такими людьми. Калашников сделает всё, чтобы обезопасить свою семью, а опричники наводили хаос на улицах городов, из-за чего Калашников их ненавидел и всеми силами старался избегать.

В отношениях данных авторов возможно и раскрывается проблема вечной несогласованности действий человечества, как бы указывая на то, что, несмотря на общую схожесть людей, всеобъемлющего и всепоглощающего мира между ними не будет никогда, по причине людского высокомерия и эгоизма. Высокомерие как бы заложено в людской природе, и, к сожалению, против природы не пойти, из-за чего невозможен мир между двумя людьми, жаждущими войны.

Алена Дмитриевна

Алена Дмитриевна – жена купца Калашникова. Это нравственно чистая девушка, которая живет в соответствии с понятиями чести и достоинства. Героиня – хранительница семейного очага. Она является хозяйственной девушкой, которая искренне любит своего мужа и своих детей. Ей чужды понятия измены и предательства. Когда Алена Дмитриевна рассказывает Калашникову о том, что ее посрамил Кирибеевич, она признается, что ей страшна не людская молва, а немилость мужа. Это говорит о том, что девушка – честный человек, который имеет чистую душу. Алена Дмитриевна осталась верна своим принципам и своему мужу. Автор описывает стойкость ее характера, силу духу и стремление к справедливости.

Сравнительная характеристика 3

Поэма написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году. Степан Парамонович был очень хорошим и честолюбивым человеком, в поэме он играет положительную роль. В некоторой степени даже оскорбленного человека. Калашников Степан Парамонович был торговцем, у него была своя торговая лавка. Так же у него были братья, которых он очень сильно любил и был готов защищать ценой своей жизни. Его братья так же торговали в своих лавках.

Семья для него играла важную роль в его жизни. Калашников сильно любил свою жену Алену Дмитриевну и детей. Он старался все для них сделать и хотел, чтобы они жили в мире и достатке. Степан Калашников был красивым и храбрым мужчиной, он не понаслышке знал, что такое честь и достоинство. Калашников всегда поступал по справедливости и чести, придерживался религии и законам царя.

Степан Парамонович вызывает уважение и одобрение со стороны читателя, ведь не каждый готов умереть ради восстановления справедливости и честности. Калашников с уважением относился к Ивану Грозному и смог перед ним держать ответ. Когда произошел бой и Калашников убил Кирибеевича, то царь с уважением отнесся к его последней просьбе, хоть и не знал, из-за чего произошла вся эта борьба.

Калашников был сдержанным и спокойным человеком, он был скромным и не любил хвастаться. Жена и дети его любили, но старались не попадаться ему в немилость. Он посчитал нужным не рассказывать, почему так поступил с Кирибеевичем, хотя поступок был достойным и справедливым.

Когда Калашникова казнили, то похоронили его как положено христианским традициям. Он с достоинством защитил честь своей семьи.

Кирибеевич служил царю, но особого уважения к нему не проявлял, ведь ничего не сказал о той девушке, в которую он влюбился. Ей оказалась жена того самого Калашникова, которой Кирибеевич подарил кольцо Ивана Грозного.

Он был очень сильным человеком, но, несмотря на это при виде Калашникова немного струсил. Он вышел на бой с мужем Алены Дмитриевны, которую не так давно опозорил и посягнул на честь и достоинство самой девушки и ее семьи.

Кирибеевич был очень хвастлив и не очень умен. Когда он дрался, то продолжал хвастаться, что убьет любого. Хвастовство не спасло Кирибеевича, и он умер после одного удара в висок. Он поступил как трус по отношению к семье Калашникова. Лермонтов не пишет, что случилось с дружинником после смерти и где и как его похоронили. Читателю не очень нравится образ Кирибеевича, ведь он нарушил личное пространство семьи и опорочил Алену Дмитриевну. Кирибеевич не задумался о чувствах других людей и том, что же будет с семьей Калашникова. В тот момент он думал только о себе, и ему было на всех наплевать. Читатель не поддерживает Кирибеевича и считает, что Степан Парамонович поступил, правильно защитив от него свою семью.

Описание персонажа

Кирибеевич имеет знатное происхождение – он из рода Малюты Скуратова, который славился своей жестокостью и помогал царю. Кирбеевич идет против установленного веками порядка. Он заявляет, что не служит ни народу, ни церкви, а служит только царю своему.

Поведение опричника

Этого человека вырастили так, чтобы он смог до конца жизни находиться во дворце. Он быстро нашел правильный подход к государю. Кирибеевич мог замолчать, если нужно, и заговорить, когда его попросят. Он знал, что не нужно злить царя, поэтому не всегда говорил ему правду. Однако своими горестями с государем слуга делился. Так он показал, что полностью верит ему.

На фоне остальных Кирибеевич выделяется. Царь любит своего слугу больше других опричников. Он готов сделать все, чтобы его воин не грустил. Другие люди при дворе по-разному относились к нему. Некоторые уважали его за бесстрашие в кулачных поединках, другие же завидовали его статусу и богатству.


Среди многих красивых женщин, засматривающихся на него, он выбрал замужнюю девушку, жену Степана. Его задело, что она равнодушна к нему. Для опричника она стала идеалом будущей супруги — красивой, робкой, добродушной, настоящей христианкой. Однако он не попытался узнать о чувствах девушки, лишь навязывал ей свою любовь. В один из дней он выждал ее на улице и насильно стал целовать, заманивая богатствами.

Даже перед битвой он не признался императору, что соблазнил замужнюю особу. До последнего хвалился своей мощью и пообещал убить противника. Но когда увидел, что сражаться нужно с Калашниковым, побледнел от страха. Он перепугался, что купец скажет правду государю. Но на сражение слуга вышел без страха, первый ударил, хоть и погиб потом.

Кирибеевич

Кирибеевич – это опричник. Он является нарушителем общественных и нравственных начал. Для героя законы народа оказываются незначительными. Он чувствует свое преимущество перед другими людьми, потому что он любимец царя Ивана Грозного. Чтобы показать свое превосходство, Кирибеевич не рассказывает царю полную историю. Ради своих корыстных целей опричник обманывает Ивана Грозного, чтобы последний встал на его защиту. Кирибеевич поставил собственные интересы превыше интересов других людей. Он восстает против нравственных и моральных законов, которые касаются семейной жизни человека. Кирибеевич не обращает внимания ни на общественные законы нравственности, ни на желания его возлюбленной. Герой не хочет понять, что насильно мил Алене Дмитриевне он не будет.

Когда Кирибеевич предлагает свою любовь Алене Дмитриевне, он не понимает, что любовь невозможно купить за деньги. Эгоизм героя позволяет спокойно обращаться к замужней девушке и предлагать ей различные богатства. Ничего не останавливает Кирибеевича. Его привлекает не внутренние качества Алены Дмитриевны, а ее красота.

Значение поединка

Поединок описывается Лермонтовым как столкновение двух богатырей, обладающих равной силой. И победителем среди них может быть только лишь тот, на чьей стороне находится справедливость. Поэт показывает, насколько значимым является моральное превосходство противника. Ведь еще никому не удавалось побеждать в бою Кирибеевича. Сделать это мог только лишь тот, кто борется за правду. И вызывая на бой, Кирибеевич посмеивался над потенциальными противниками.

краткий анализ песни про купца калашникова

Краткое содержание

Прежде чем описывать характер Кирибеевича, стоит кратко познакомиться с произведением. В нем представлено описание противоборства купца и опричника из-за жены Калашникова. Всего в сказании три главы:

  1. Кирибеевич поведал императору о неразделенной любви к Алене Дмитревне.
  2. Домогательство опричника к супруге Степана.
  3. Битва противников.

После кончины Василия страной стал руководить его сын Иван. Во дворце проходил пир, где царь был в окружении своих слуг. На фоне всех пирующих выделялся опричник Кирибеевич — он очень грустен и ничего не пил.

Император это увидел и спросил, что его печалит. Царь готов был избавить опричника от тоски любыми путями. Кирибеевич сказал, что страдает от неразделенной любви к Алене Дмитревне — юной красивой девушке. Император подарил своему слуге яхонтовое кольцо и жемчужные бусы, чтобы тот посватался к женщине. Но опричник не сказал Ивану Васильевичу, что у девушки уже есть муж.

Купец всегда удачно проводил свои дела, но в тот день у него торговля не шла, к тому же появились домашние проблемы. Его жена вернулась поздно вечером из церкви. Калашников не смог успокоить малых детей, плачущих без матери. В это время Алена вошла в дом, удивив супруга своим внешним видом: растрепанные волосы, голова без косынки, побледневшее лицо.

Степан тут же заподозрил измену. Женщина сказала Калашникову о домогательствах опричника. Слуга царя хотел засыпать ее дарами, он целовал ее на виду у соседей, чем опозорил супругу купца. Девушка попросила его отстоять честь ее семьи, поскольку сама была сироткой, у нее остался лишь младший брат.

Степан был зол на опричника. Купец принимает решение победить соперника в кулачном бою, а если он не выиграет, тогда его родные должны заступиться за честь его супруги. Братья Калашникова обещали выполнить его желание.

Возле реки начиналось гуляние, на ярмарке должны были состояться кулачные бои. Оба соперника были сильными. Первым нанес удар в грудь Калашникова царский слуга, однако в ответ сразу же получил ранение в голову. Так описана смерть опричника и то, почему он умер.

Император был зол, поскольку Калашников убил его опричника. Он попытался допросить купца, но Степан не открыл настоящие причины своего гнева. Царь велел казнить его на площади, но сначала дал обещание обеспечить семью.

​​Источник: Пивнюк Н.А., Гребницкая Н.М. Литература: Учебник для 8 класса. — К.: Грамота, 2008​

Читайте также: