Конспект урока социальные группы

Обновлено: 30.06.2024

Раздел ЕГЭ: 3.2. Социальные группы

Людям свойственно объединяться между собой по наличию каких-либо определённых признаков.

Социальная группа — объединение людей на основе каких-либо общественно важных признаков.

ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ

Социальной группой считается совокупность людей, обладающих следующими признаками:

  • условия жизнедеятельности;
  • потребности;
  • собственная культура;
  • социальная идентификация членов группы их самопричисление к этой группе;
  • совместная деятельность.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Поскольку человек — существо многогранное и он может являться членом одновременно нескольких групп, закономерно, что количество групп в мире превышает общее количество людей на Земле.

  • классовые — по общественному положению (класс, социальный слой);
  • демографические — по половому и возрастному признаку (мужчина, женщина, ребёнок, пенсионер);
  • этнические — по единству происхождения, менталитета, языка (племя, народ, нация);
  • профессиональные — по роду деятельности (учитель, строитель, инженер);
  • территориальные — по территории расселения (деревня, город, регион, страна).

ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА

Положительное влияние. К позитивным итогам принадлежности к социальной группе относят:

  • усвоение нравственных норм;
  • передачу языка и культуры;
  • совершенствование абстрактного мышления, речи, самодисциплины;
  • получение информации;
  • ощущение сопричастности.

Отрицательное влияние. Негативные итоги принадлежности к социальной группе:

  • групповой эгоизм;
  • конформизм;
  • оригинальные и передовые идеи часто отвергаются и порицаются, поскольку остаются непонятными большей частью группы.

Конформизм — безоговорочное принятие существующего порядка, пассивное существование, приспособление и согласие с общественным мнением.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Социальные группы могут существовать в различных формах, которые отличаются между собой по признакам, взятым за основу.

⇒ По количеству членов группы:

  • малочисленные (семья);
  • многочисленные (христиане).

⇒ По времени существования:

  • кратковременные (слушатели музыкального концерта);
  • долговременные (японцы).

⇒ По крепости внутригрупповых связей:

  • устойчивые (мусульмане);
  • стихийные (очередь в магазине).

КВАЗИГРУППЫ

Квазигруппа — социальная группа, характеризующаяся неустойчивыми внутренними связями, не имеющая своей внутренней структуры и культуры.

  • Толпа — стихийное недолговечное собрание людей, которых объединяет некая общая составляющая: интерес или идея. Пример: митинг в защиту прав животных.
  • Фанаты — собрание людей, чьи интересы сосредоточены вокруг определённого объекта. Пример: фанаты футбольной команды.
  • Аудитория — группа людей, объединившихся с целью получения и передачи информации. Пример: просмотр телепередачи.

Квазигруппы отличаются от всех остальных рядом признаков:

Урок по обществознанию по теме "Социальные группы" содержит как теортетический материал, так и практический с использованием рзаданий в формате ЕГЭ различной степени сложности задания А, Задания В, задания С.

ВложениеРазмер
urok_sotsialnye_gruppy.rar 22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка у рока по обществознанию в 10 классе

Социальные группы и их классификация

Автор : Бабошина Елена Владимировна

1) Представить общую типологию социальных групп

2) Изучить особенности социальных групп , на примере семьи как малой социальной группы

- усвоение учащимися понятий о социальной структуре общества. ,

- формирование системы знаний о социальных группах, видах групп, признаков семьи как малой группы и социального института.

Развивающая - способствовать формированию:

-мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через проблемные ситуации, анализ документов

-информационно- методологических умений: формулирования понятий, умения работать с разнообразными источниками знаний, конспектирования, критического сопоставления источников

-организационных умений: умение организовать самостоятельную познавательную деятельность

- формированию познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, актуализацию субъектного опыта учащихся.

- формированию исследовательских умений учащихся.

По соотношению структурных звеньев - Урок изучения нового материала,

По ведущему методу - Практикум в сочетании с эвристической беседой.

По характеру деятельности - Проблемный, исследовательский урок

4. Оборудование урока:

- раздаточный материал (задания в формате ЕГЭ различной степени сложности задания А, Задания В, задания С.)

- презентация, выполненная в программе Power Point,

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала по плану:

1.Социальная группа. Формирование социальных групп

2. Виды социальных групп

3.Семья как социальный институт и малая группа

1. СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.

В ходе человеческой деятельности, которая носит совместный характер, возникают определённые объединения людей. Эти объединения создаются для удовлетворения их потребностей и интересов. Группа социальная представляет собой относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие социальные признаки. Группа имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные ценности. В социальных группах отношения внутренне организуются, структурируются. Членство человека в группе определяет его статус и роли.

Вся жизнь человека проходит в различных социальных группах: семье, школьном классе, производственном коллективе, дружеской компании и т. д. Современное общество демонстрирует большое разнообразие социальных групп, которые, вместе с тем, имеют сходные механизмы формирования.

Формирование социальной группы должно рассматриваться сквозь призму внутренних, связей в ней. Группа характеризуется определённой целостностью и устойчивостью, что обусловливается её целями и задачами. Наличие общих целей и задач становится фактором формирования и развития структуры группы.

Итак, Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: Доход Власть Образование Возраст Раса Профессия Место жительства

Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп

2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Основания
классификации групп

По количеству участников

семья, группа друзей, спортивная команда, совет директоров фирмы

трудовой коллектив, жители микрорайона, выпускники университета

этносы, конфессии, программисты

По характеру отношений и связей

политическая партия, трудовой коллектив

По месту жительства

горожане, селяне, жители столичного мегаполиса, провинциалы

В зависимости от пола и возраста

мужчины, женщины, дети, старики, молодежь

По этнической принадлежности

русские, белорусы, украинцы, вепсы, марийцы

По уровню дохода

богатые (люди с высоким уровнем дохода), бедные (люди с низким уровнем дохода), средние слои (люди со средним уровнем дохода)

По характеру и роду занятий

программисты, операторы, учителя, предприниматели, адвокаты, токари

По размеру или численности выделяют группы большие и малые. Большая группа представляет собой общность людей, выделяемую на основе определенных социальных признаков: классовых, религиозных, этнических, демографических, профессиональных. Непосредственные связи между всеми членами большой группы отсутствуют; главное значение в ней приобретает опосредованное взаимодействие, поэтому в большой группе обязательно возникает необходимость в институционализированной (организованной) регламентации деятельности её членов.

Малая группа представляет собой относительно небольшое число непосредственно взаимодействующих индивидов, объединенных общими целями и задачами. Во всех отношениях между членами малой группы выступает элемент личного знакомства, приводящий к тому, что взаимодействия, даже институционализированные, никогда не являются полностью обезличенными, что имеет место в больших группах, где воздействия людей друг на друга в основном анонимны. В малых группах создаётся особый вид связи между членами, создающий больше возможностей полной идентификации члена с группой, чем в больших группах. Наличие непосредственных взаимодействий формирует развитое чувство принадлежности индивида к группе, особые групповые ценности и нормы.

Малые группы могут быть неформальными (круг друзей, семья), но могут существовать и высокоформализованные группы, где отношения между индивидами регулируются служебными предписаниями (производственная группа или воинское подразделение

Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением одного, относятся к малым социальным группам.

1) семья, 2) футбольные фанаты, 3) бригада скорой помощи, 4)рок-группа, 5) группа близких друзей.

Найдите и выпишите номер примера, выпадающего из этого ряда.

Формальная группа (официальная) - это группа, обладающая определённым правовым статусом. Формальная группа создается для решения определенного круга задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне. Она имеет определенную нормативно закрепленную структуру, руководство, права и обязанности ее членов, деятельность которых регулируется специальными правилами и распоряжениями. Примером формальной группы является производственный коллектив, студенческая группа и т. д. В формальных группах могут возникнуть группы с неформальными отношениями, объединяющие друзей и единомышленников.

Неформальная группа основана на добровольном объединении и во зникает на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий. В неформальной группе за каждым ее участником нет строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами и обязанностями. Такой группе свойственны дружеские, доверительные отношения, не основанная на формальной системе санкций, готовность к содействию и взаимопомощи. Чем меньше деятельность группы регламентирована нормами, санкционированными государством, тем больше она тяготеет к неформальной.

Назовите характерные признаки формальных и неформальных групп.

Приведите собственные примеры формальных и неформальных групп

Вводится понятие маргинальность .

Маргинал, маргинальный человек (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.

Лица без определённого места жительства.

Приведите три примера, раскрывающих проявления положительной стороны маргинальности.

3. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И МАЛАЯ ГРУППА.

Семья - это основанное на браке или родстве объединение людей, общественный механизм воспроизводства человека Семья представляет собой малую группу, основанную на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью

Поскольку семья получает моральную и правовую санкцию, общественную и государственную поддержку, она выступает и как социальный институт. Когда говорят о семье как о социальном институте, то интерес представляет не конкретная семья, а образцы семейного поведения, ролевые отношения, специфика формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.

Как малая социальная группа, семья чаще всего рассматривается в тех случаях, когда изучается конкретная семья, исследуются реальные отношения между ее членами или ее внутренние связи. Исследователей интересуют цели, структура, состав семьи, семейные нормы и ценности, отношения членов семьи, выполнение основных функций её членами.

III. Закрепление изученного может проводиться как в форме фронтального опроса, применяя задания уровня А или В СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ .

( или в виде теоретических вопросов в формате ЕГЭ

III. Домашнее задание

2. С1-4. Работа с текстом Автор Э. Гидденс . Проанализируйте текс и ответьте на вопросы к нему.

Задания уровня А

А1. Деление общества на группы называется:

1) социальным перемещением 2) социальной дифференциацией

3) социальной адаптацией 4) социальным поведением

А2. Любая социальная группа характеризуется:

1) малочисленностью состава 2) общностью социального статуса

3) неформальным контролем поведения 4) родственными отношениями

A3. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и национальных отношений между ними — это:

1) характер общества 2) политика общества

3) структура общества 4) социальная мобильность

А4. Маргиналами называют:

1) наиболее богатых членов общества 2) наиболее бедных членов общества

3) деклассированные элементы 4) пограничные слои и группы

А5. Племена и народности — это:

1) исторические типы общества 2) социальные страты

3) этнические общности 4) социальные группы

А6. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально значимого признака?

1) дети 2) пожилые люди 3) мужчины 4) молодежь

А7. Семья в отличие от других малых групп характеризуется:

1) высокой политической активностью 2) общностью быта

3) общими увлечениями 4) профессиональными интересами

А8. К малым группам, в отличие от больших, можно отнести:

1) мелких предпринимателей страны 2) директоров предприятий региона

3) бригаду рабочих на крупном предприятии 4) рабочих страны

А 9.К малой социальной группе относится (ятся):

1)Интеллигенция 2) преподаватели

3) выпускники школ 4)семья

А 10.Молодежь как социальную группу отличает:

1)общность быта 2)общность социального происхождения

3)социально-психологические особенности, 4) единство политических взглядов

А11.Основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это:

1)род, 2)сословие, 3)семья, 4)элита

А12.Т. родился в Париже, его бабушка уехала из России еще до революции 1917 г. Т. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем, что он русский. Признаки, какой общности проявляются в этом примере?

1)Демографической, 2)территориальной, 3) этносоциальной, 4)конфессиональной

А13.Совокупность всех функционирующих в обществе общностей называется социальным (ой):

1)институтом, 2)структурой,3)средой, 4)группой

А14. Семья относится к социологическому понятию:

1)институт, 2) престиж, 3)статус, 4)мобильность

А15. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на формальные и неформальные.

В. Формальные группы имеют четко определенную структуру.

1.верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

А16.Верны ли следующие суждения о современной семье?

А. В современном обществе преобладает патриархальный тип семьи.

Б. В ряде стран увеличивается число свободных семейных союзов.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

Задания уровня В

В2. Вставьте пропущенное слово.

«Социальная . — это группа людей, выделяемая на основе дохода, власти, престижа, образования и отличающаяся от других по своему стилю жизни и

В3. Установите соответствие.

В 4.Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением одного, относятся к малым социальным группам.

1) семья, 2) футбольные фанаты, 3) бригада скорой помощи, 4)рок-группа, 5) группа близких друзей.

Найдите и выпишите номер примера, выпадающего из этого ряда.

Задания уровня С.

1.. Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп

1) демографический критерий (возраст, пол, состояние в браке, семейное положение);

2) этнический критерий (принадлежность человека к определенному этносу (народность, нация, национальность);

3) расовый критерий (принадлежность к расе – монголоидная, негроидная, европеоидная);

4) поселенческий критерий (по месту жительства);

5) профессиональный критерий (по трудовой деятельности).

2. Приведите три примера, раскрывающих проявления положительной стороны маргинальности .

1) маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни;

2) маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям;

3) отсутствие жестко очерченных норм и связей, характерное для маргиналов, способствует повышению социальной активности индивида и др.

5.Текст. Автор Э. Гидденс — современный английский социолог.

Большинство из нас принадлежит множеству групп (включая, например, семьи, в которых мы родились), а также разнообразным организациям гораздо большего размера — таким, как школы, колледжи и фирмы. Группы и организации управляют нашими жизнями, и системы власти, существующие в них, ограничивают и непосредственно влияют на наше поведение.

Понятие социальной группы следует отличать от двух других близких понятий — агрегата и социальной категории. Социальная группа — это некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе. Такая регулярность приводит к сплочению принимающих участие во взаимодействии в отдельное целое с некими общими социальными характеристиками. Члены группы ожидают друг от друга определенных форм поведения, не требующихся от нечленов. Группы могут быть разного размера, от интимных, таких, как семья, до больших коллективов, таких, как спортивные клубы. Агрегат (социальная совокупность) есть набор людей, оказавшихся в одном месте в одно и то же время, но не имеющих никаких определенных связей друг с другом. Пассажиры в аэропорту, зрители в кино, студенты, ожидающие в очереди записи на курс обучения, — все это примеры агрегатов. Используя высказывание Ирвинга Гоффмана, агрегаты — скопления людей, находящихся в нефокусированном взаимодействии друг с другом. Конечно, внутри агрегатов обычно можно обнаружить различные виды групповых отношений.

Социальная категория является статистической группировкой — в рамках классификации людей объединяют вместе на основе конкретных характеристик, таких, как определенный уровень дохода или профессиональное положение. Люди из одной социальной категории не взаимодействуют друг с другом и не собраны в одном месте; они не обязательно придают особое значение тем общим характеристикам, согласно которым их объединяют.

Первичные и вторичные группы

Вопросы и задания.

1) Какова, по мнению автора, роль группы и организаций в жизни человека?

2) Что автор называет социальной группой? Что автор называет агрегатом?

3) Чем социальная группа отличается от социальной категории? Чем различаются социальная группа и агрегат?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока обществознания 6 класс на тему

Цель урока : формирование представления обучающихся о видах социальных групп и их значимости.

Познавательные: усвоение учащимися понятий о социальной структуре общества, формирование системы знаний о социальных группах, видах групп, признаков семьи как малой группы и социального института.

Развивающие: получение умений сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через проблемные ситуации. Умение формулировать понятия, работать с разнообразными источниками знаний, конспектирования, критического сопоставления источников. Умение организовать самостоятельную познавательную деятельность.

Воспитательные: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, актуализацию субъектного опыта учащихся.

Тип урока: изучение новых знаний

Оборудование: учебник, тетрадь, ответы и знания учащихся.

Организационный момент: Здравствуйте, присаживайтесь.

Актуализация: На прошлом уроке мы говорили с вами о конфликтах в межличностные отношениях, расскажите пожалуйста, какие существуют методы решения межличностных конфликтов?

Постановка цели и задач урока:

Почему люли в древности не могли жить в одиночку и объединялись в группы? Какие группы объединения людей вы знаете? Что даёт человеку вхождение в группу? О чём будем сегодня говорить? Что хотите узнать о группах?

Изучение нового материала:

Социальная группа – это объединение людей, выделяемая по определённому признаку. Только представьте, что численность групп на Земле превышает численность людей. Всё потому что человек одновременно может входить в разные социальные группы. Участником каких групп являетесь вы?

Каждый день вы приходите в школу и учитесь в определённом классе. У вас есть права и обязанности, которые нужно знать и выполнять.

Другой группой выступают спортивные секции, кружки, студии, которые также вы можете посещать.

Вы живёте в многонациональной стране, население которой также характеризуется как как группа и отличается от других народов своей культурой и традициям.

Социальная группа – устойчивые объединения людей, которые имеют общие отличительные признаки.

Группы по численности: малая (2 – 3 человека), средняя (до 1000 человек), большая (более 1000).

По характеру взаимодействия: первичная (межличностное взаимодействие), вторичная (формально-деловой характер)

По факту существования: номинальная (искусственно созданная), реальная (создана по реальным признакам).

По способу организации: формальная (в рамках организаций), неформальная (возникает на базе личных интересов)

По социальному положению: этническая, территориальная, демографическая, профессиональная, конфессиональная (религиозная).

Какие правила могут действовать в группе?

Что бывает, когда нарушают правила? (санкция – мера воздействия)

Проверка понимания новых знаний:

Действительно, это верное утверждение. Ведь человек способен состоять сразу в нескольких группах.

Задание 1. Укажите ситуацию или пример, в которой(-ом) упоминается или действует неформальная группа.

1. Светлана и Максим зарегистрировали брак.

2. Семилетнего Костю записали в 1-й класс.

3. Олимпийская сборная России успешно выступила на зимней Олимпиаде.

4. Маша пригласила подруг на день рождения.

Ответ: Маша пригласила подруг на день рождения.

Впишите вид социальной группы.

Социальные группы

Критерии по социальному положению

1) Мусульмане

Конфессиональная

3) Новгородцы

Территориальная

Профессиональная

Демографическая

Рефлексия: Что нового вы сегодня узнали? Сможете ли вы назвать социальные группы, к которым относитесь?

Тест на тему

______________________________________________________________________________________

1. Семья — это особая группа, которая

1) ставит перед собой профессиональные задачи
2) удовлетворяет потребности людей в познавательной дея­тельности
3) является примером малой группы
4) никогда не применяет негативные санкции (наказания)

2. Выберите наиболее точный термин из предложенных ниже. Человек, который берет на себя руководство группой, — это

1) лидер 2) друг 3) выскочка 4) личность

3. В каком из приведённых примеров речь идёт о санкциях?

1) Классный руководитель пригласила родителей на роди­тельское собрание.
2) Шестиклассники стали участниками школьного фести­валя искусств.
3) На контрольной работе по математике не было ни одной тройки, и учитель математики сказал, что ребята мо­лодцы.
4) Накануне Нового года принято готовить подарки близ­ким людям.

4. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: форменная одежда, правила, ритуалы, __________.

1) клубы 2) кружки 3) деятельность 4) традиции

5. Найдите слово (понятие), обобщающее перечисленные терми­ны: горожане, филателисты, рабочие, мужчины, китайцы.

1) толпа 2) народ 3) группа 4) класс

Тест на тему

______________________________________________________________________________________

1. Семья — это особая группа, которая

1) ставит перед собой профессиональные задачи
2) удовлетворяет потребности людей в познавательной дея­тельности
3) является примером малой группы
4) никогда не применяет негативные санкции (наказания)

2. Выберите наиболее точный термин из предложенных ниже. Человек, который берет на себя руководство группой, — это

1) лидер 2) друг 3) выскочка 4) личность

3. В каком из приведённых примеров речь идёт о санкциях?

1) Классный руководитель пригласила родителей на роди­тельское собрание.
2) Шестиклассники стали участниками школьного фести­валя искусств.
3) На контрольной работе по математике не было ни одной тройки, и учитель математики сказал, что ребята мо­лодцы.
4) Накануне Нового года принято готовить подарки близ­ким людям.

4. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: форменная одежда, правила, ритуалы, __________.

1) клубы 2) кружки 3) деятельность 4) традиции

5. Найдите слово (понятие), обобщающее перечисленные терми­ны: горожане, филателисты, рабочие, мужчины, китайцы.

1) толпа 2) народ 3) группа 4) класс

Тест на тему

______________________________________________________________________________________

1. Семья — это особая группа, которая

1) ставит перед собой профессиональные задачи
2) удовлетворяет потребности людей в познавательной дея­тельности
3) является примером малой группы
4) никогда не применяет негативные санкции (наказания)

2. Выберите наиболее точный термин из предложенных ниже. Человек, который берет на себя руководство группой, — это

1) лидер 2) друг 3) выскочка 4) личность

3. В каком из приведённых примеров речь идёт о санкциях?

1) Классный руководитель пригласила родителей на роди­тельское собрание.
2) Шестиклассники стали участниками школьного фести­валя искусств.
3) На контрольной работе по математике не было ни одной тройки, и учитель математики сказал, что ребята мо­лодцы.
4) Накануне Нового года принято готовить подарки близ­ким людям.

4. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: форменная одежда, правила, ритуалы, __________.

1) клубы 2) кружки 3) деятельность 4) традиции

5. Найдите слово (понятие), обобщающее перечисленные терми­ны: горожане, филателисты, рабочие, мужчины, китайцы.


На этом уроке речь пойдёт о том, что такое социальная группа, а также о признаках, которые отличают большие и малые социальные группы.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Социальные группы (большие и малые)"

Какие ассоциации у вас возникают со словом группа?

Впервые это слово попало в русский из итальянского языка в начале девятнадцатого века, как термин, который использовали художники для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию, то есть что-то общее.

Однако сегодня одни из вас подумали о своей любимой музыкальной группе, другие о группе ребят, которых вы постоянно видите во дворе, ну а третьи вспомнили свою группу в детском саду.


Во всех трёх случаях такую группу ещё можно назвать социальной. Что же означает данное понятие? На этот вопрос достаточно трудно ответить.

В самом общем смысле социальная группа – это совокупность людей, которые объединены общим признаком.


Но если говорить более узко, то социальная группа – это совокупность людей, которые:

· объединены общим значимым признаком;

· связаны между собой определёнными отношениями, регулируемыми социальными институтами.

Социальный институт – это комплекс норм и правил, которые регулируют какую-либо сферу жизни или какие-либо общественные отношения.


Каждый из нас, хочет он этого или нет, с момента своего рождения принадлежит к какой-либо социальной группе, которая выступает своеобразным посредником между человеком и обществом в целом.

На нашей планете проживает более семи миллиардов человек, а количество социальных групп, по мнению учёных, доходит до четырнадцати миллиардов. Это возможно благодаря тому, что один человек может одновременно состоять в пяти-шести социальных группах.

Человек ходит на работу, играет в футбол за свою команду, как турист путешествует по миру, как избиратель участвует в политической жизни страны. А ещё он может коллекционировать монеты, водить мотоцикл или участвовать в митингах и демонстрациях. А вот если человек нарушит закон, то он станет участником ещё одной социальной группы – правонарушителей.

Всем социальным группам присущи определённые черты, связи и отношения с другими социальными группами.

Например, всё население нашей страны является одной социальной группой, которая входит в состав другой социальной группы – население планеты Земля.

Социальная группа непосредственно влияет на формирование характера человека, его поведение, восприятие мира, ценностные ориентиры.


Именно в группе вырабатывается система норм, правил, обычаев, стандартов поведения, которые регулируют деятельность и поступки людей, как участников этой группы, и определяют характер взаимоотношений между ними.

По мнению американского социолога Нейла Смейзера, можно выделить следующие функции социальных групп.


Функция социализации заключается в приобщении человека к жизни в обществе, усвоении им общественных норм и ценностей.

Только в группе человек может воспитать подрастающие поколения.

Пример такой группы – ваша семья. Ваши родители заботятся о вас, помогают вам, покупают одежду, кормят и так далее. И когда у вас самих появится семья, вы не только точно так же должны будете заботиться о собственных детях, но и о ваших престарелых родителях.

Инструментальная функция заключается в осуществлении той или иной деятельности людей. Например, посещая школу, вы получаете определённые знания, то есть осуществляете познавательную деятельность совместно с вашим классом.

Экспрессионная функция. Состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Согласитесь, что при любом вашем начинании найдутся люди, которые вам помогут или окажут поддержку. Это могут быть друзья, семья или коллеги по работе.

Поддерживающая функция заключается в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.

Но любую ли группу людей можно назвать социальной? Представьте себе, что на дороге случайно встретились несколько путников, они продолжили путь вместе и непринуждённо общались между собой, так как оказалось, что между ними было много общего. Но когда солнце скрылось за горизонтом и на них напали разбойники, хотя путешественников было гораздо больше, разбойники обобрали всех до нитки: один разбойник держал одного из путников, пока другой отнимал у него вещи. И ни один путник не смог одолеть сразу двух разбойников. Как вы думаете, можно ли назвать наших путешественников социальной группой? Подумайте над этим вопросом!

На основании различных критериев принято выделять различные виды социальных групп. Например, по критерию численности различают большие и малые социальные группы.

Малая социальная группа – это объединение людей, которые вступают в непосредственные отношения друг с другом, знают о своей принадлежности к одному сообществу и зависят друг от друга при достижении общих целей.

Для малой социальной группы свойственны следующие признаки:

· небольшое количество участников группы. Как правило, от двух-трёх до двадцати-тридцати человек;

· прямые контакты между участниками группы и их взаимодействие;

· распределение функций и социальных ролей между членами группы;

· общие цели деятельности;

· общие интересы, ценности, установки, стереотипы поведения, обычаи и традиции;

· устойчивость во времени.

Такими малыми группами являются: семья, спортивная команда, компания друзей, школьный класс, студенческая группа и так далее.

Что же даёт человеку членство в малой группе?

Прежде всего именно в составе малой группы человек может достичь определённых целей, которых в одиночку достичь невозможно.

Во-вторых, другие участники малой группы могут помочь человеку в трудных жизненных ситуациях. Согласитесь, что в непростые моменты жизни человеку необходима поддержка, а оказать её зачастую могут только семья или очень близкие друзья.

В-третьих. Поддержка участников малой группы в любом начинании способна повысить самооценку человека. Мотивировать его на определённые действия, которые первоначально кажутся ему непосильными.

В-четвёртых. Малая группа позволяет построить очень близкие отношения. Например, найти хороших друзей.

В-пятых. Малая группа позволяет человеку чувствовать себя в безопасности. В любой трудной ситуации человек всегда может обратиться за помощью к участникам такой группы и получить защиту.

Малые социальные группы входят в состав больших социальных групп.

Большая социальная группа – это количественно неограниченная социальная группа, имеющая устойчивые ценности и нормы поведения.

Для большой социальной группы характерны следующие признаки:

· многочисленность участников группы;

· схожее положение членов группы в структуре общества;

· отсутствие прямых контактов между членами группы.

Человек входит не только в малые, но и в большие социальные группы.


К первой категории можно отнести группы, которые учёные различают по социальному положению (например, классы, сословия), по этнической принадлежности (например, нации и народности), по возрасту (например, дети, молодёжь, трудоспособные взрослые, пенсионеры), по месту жительства (например, городские и сельские жители), по половому признаку (например, мужчины и женщины), по профессиональной деятельности (например, работники умственного и физического труда).

Главной особенностью такого рода объединений людей является постоянное их существование.

Ко второй категории можно отнести публику, толпу или аудиторию, которые существуют на протяжении определённого промежутка времени, но при этом включены в единое эмоциональное пространство. Например, это могут быть болельщики сборной России по футболу. Их достаточно много в каждом городе нашей страны, и они, как правило, не знакомы друг с другом, но при этом, когда наша сборная выступает на чемпионате Европы или мира, они не только приезжают поддержать нашу команду на стадион, где проводится игра, но и болеют за неё у телевизора дома, на городских площадях и даже в космосе. Таким образом эти люди стихийно формируют единую большую социальную группу болельщиков сборной России по футболу.

Хотя конечно есть и поразительные совпадения, например, на Кубе в 2001 году в митинге с участием лидера страны Фиделя Кастро приняло участие более одного миллиона человек. Также многие кубинцы посмотрели выступление своего лидера по телевизору и ознакомились с его речью в газетах.

Как вы думаете, кем же на этот момент являлись все эти люди – участниками мероприятия или народом Республики Куба? Поразмышляйте об этом на досуге.

Как мы с вами увидели, социальных групп очень много и они сильно отличаются друг от друга. Но иногда их интересы пересекаются, тогда между различными группами может быть налажено сотрудничество.

Например, все ученики школы могут болеть за школьную футбольную команду.

Но бывает и так, что интересы социальных групп противоречат друг другу. Например, мотоциклисты постоянно соперничают с владельцами автомобилей за место на дороге.

Но так или иначе, представить человека без участия его в социальной группе невозможно. Как писал советский поэт Владимир Маяковский:

Плохо человеку, когда он один.

Горе одному, один не воин –

Каждый дюжий ему господин,

И даже слабые, если двое…

Единица – вздор,

Единица – ноль,

Даже если очень важный,

Простое пятивершковое бревно,

Тем более дом пятиэтажный.

В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты. Сегодня мы узнали с вами о том, что такое социальная группа, а также познакомились с признаками большой и малой социальных групп.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по Обществознанию "Социальные группы и их классификация" 11 класс

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Автор: Чистякова Е.В., учитель истории и обществознания

Методическая разработка итогового урока по обществознанию в 11 классе:

Социальные группы и их классификация

Развивающая: продолжить работу по развитию умений анализировать ряд обществоведческих терминов с выделением лишних или обобщающих терминов, проводить сравнение, определять фактические и оценочные суждения, умение вычленять из большого объема текста необходимую информацию.

Воспитательная : способствовать развитию навыка устанавливать правильный контекст тех или иных социальных явлений и давать им мировоззренческую оценку.

что такое общество?

Какие сферы общества вам известны?

Охарактеризуйте социальную сферу жизни общества, каковы ее главные элементы

Какие социальные связи вам известны.

Ответы на поставленные вопросы

обществом можно считать:

• обособившуюся от природы в процессе исторического развития, но тесно связанную с ней часть материального мира;

• совокупность всех взаимосвязей и взаимодействия людей и их объединений;

• продукт совместной жизнедеятельности людей;

• форму и способ совместной жизнедеятельности людей

Выделяют 4 сферы жизни общества – экономическую, политическую, социальную и духовную.

Социальная сфера состоит из социальных групп, индивидов, их взаимоотношений и взаимодействий.

Социальные связи и взаимодействия охватывают все сферы жизни общества, они могут служить для коммуникации, а по своему характеру являться партнерскими или конкурентными.

Объяснение нового материала

Учащимся предлагается ознакомиться с отрывком из Универсального справочника по обществознанию, посвященным классификации социальных групп и составить карту урока, в которой наглядно отразились бы основные признаки изучаемого понятия.

Учащимся напоминаются основные принципы составления карты урока:

Определение наиболее общего термина темы

Уточнение структурных элементов или частных случаев, раскрывающих тему

Выявление характерных признаков отдельных элементов

Приведение конкретных примеров

Через 15-20 минут – осуществляется фронтальная проверка правильности выполнения задания

Составление карты урока

Устный рассказ по основным пунктам составления карты урока

Решение заданий в формате ЕГЭ

Примеры заданий части А, В и С приведены ниже

Этап самоконтроля и разбора заданий

Часть А сдается на проверку учителю, часть В и С проверяется в классе при фронтальном обсуждении

Участвуют в обсуждении уместности приводимых примеров части С, еще раз разбирается вопрос о фактических и оценочных суждениях

Содержательные элементы урока, подлежащие проверке

В соответствии с кодификатором ЕГЭ по обществознанию 2014 года проверке подлежат следующие понятия:

3.2. Социальные группы

3.3 Молодежь как социальная группа

3.4 Этнические общности

1. Молодёжь как со­ци­аль­ную груп­пу от­ли­ча­ет(-ют)

1) общ­ность быта
2) един­ство по­ли­ти­че­ских взгля­дов
3) од­но­род­ность, от­сут­ствие диф­фе­рен­ци­а­ции
4) сход­ные черты со­зна­ния и по­ве­де­ния

2. Со­ци­аль­ная груп­па, по­ло­же­ние и по­ве­де­ние чле­нов ко­то­рой ре­гла­мен­ти­ру­ет­ся нор­ма­тив­ны­ми до­ку­мен­та­ми, на­зы­ва­ет­ся

3. Какие со­ци­аль­ные груп­пы об­ра­зо­ва­ны по по­ли­ти­че­ско­му при­зна­ку?

1) ме­не­дже­ры и бан­ки­ры
2) биз­не­сме­ны и ра­бот­ни­ки
3) из­би­ра­те­ли и пар­ла­мен­та­рии
4) пуб­ли­ка и ак­те­ры

4. По ка­ко­му при­зна­ку вы­де­ле­ны такие со­ци­аль­ные груп­пы как го­ро­жа­не, се­ля­не, про­вин­ци­а­лы, сто­лич­ные жи­те­ли?

1) де­мо­гра­фи­че­ско­му
2) кон­фес­си­о­наль­но­му
3) эт­но­со­ци­аль­но­му
4) тер­ри­то­ри­аль­но­му

5. Малой со­ци­аль­ной груп­пой счи­та­ет­ся

1) семья
2) нация
3) пар­тия
4) ин­тел­ли­ген­ция

6. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных груп­пах?

А. Любая со­ци­аль­ная груп­па — это кол­лек­тив не­по­сред­ствен­но вза­и­мо­дей­ству­ю­щих друг с дру­гом людей.

Б. Одним из кри­те­ри­ев раз­ли­че­ния в об­ще­стве боль­ших со­ци­аль­ных групп яв­ля­ет­ся раз­мер бо­гат­ства и форма по­лу­че­ния до­хо­да.

1) верно толь­ко А
2) верно толь­ко Б
3) верны оба суж­де­ния
4) оба суж­де­ния не­вер­ны

7. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ной груп­пе?

А.Со­ци­аль­ная груп­па — это объ­еди­не­ние людей, име­ю­щих общие со­ци­аль­но зна­чи­мые при­зна­ки.

Б. От­но­ше­ния в любой со­ци­аль­ной груп­пе обя­за­тель­но ре­гу­ли­ру­ют­ся офи­ци­аль­ны­ми до­ку­мен­та­ми.

1) верно толь­ко А
2) верно толь­ко Б
3) верны оба суж­де­ния
4) оба суж­де­ния не­вер­ны

8. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных груп­пах?

А. Об­ра­зо­ва­ние, про­фес­сия могут стать ос­но­ва­ни­ем для объ­еди­не­ния в со­ци­аль­ную груп­пу.

Б. От­но­ше­ния в со­ци­аль­ных груп­пах обя­за­тель­но ре­гу­ли­ру­ют­ся офи­ци­аль­ны­ми до­ку­мен­та­ми.

1) верно толь­ко А
2) верно толь­ко Б
3) верны оба суж­де­ния
4) оба суж­де­ния не­вер­ны

Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ва­нии дан­ных диа­грам­мы?


1) Глав­ной при­чи­ной ми­гра­ции, по мне­нию опро­шен­ных, яв­ля­ет­ся ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние.
2) Оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство опро­шен­ных на­зва­ли при­чи­ной ми­гра­ции не­до­воль­ство по­ли­ти­че­ской си­ту­а­ци­ей и про­фес­си­о­наль­ную не­ре­а­ли­зо­ван­ность.
3) Опро­шен­ных, на­звав­ших в ка­че­стве при­чи­ны ми­гра­ции про­фес­си­о­наль­ную не­ре­а­ли­зо­ван­ность, мень­шин­ство.
4) Боль­шин­ство опро­шен­ных свя­зы­ва­ют ми­гра­цию с не­до­воль­ством по­ли­ти­че­ской си­ту­а­ци­ей

B 1 За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.


1) На­род­ность 2) племя 3) нация 4)род 5) каста 6) го­су­дар­ство.

B 3 . Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­ци­аль­ны­ми общ­но­стя­ми и кри­те­ри­я­ми их вы­де­ле­ния: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

B 5 Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­де­лен­ной бук­вой.

( A ) Сред­ний класс в со­вре­мен­ных за­пад­ных об­ще­ствах — это наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ная часть об­ще­ства. ( Б ) Ви­ди­мо, не­воз­мож­но вы­де­лить еди­ный, уни­вер­саль­ный кри­те­рий при­над­леж­но­сти к сред­не­му клас­су. ( В ) В ка­че­стве кри­те­ри­ев ис­поль­зу­ют­ся и уро­вень до­хо­дов, и стан­дар­ты по­треб­ле­ния, и уро­вень об­ра­зо­ва­ния, и спо­соб­ность к ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­му труду . ( Г ) Сред­ний класс вклю­ча­ет мел­ких пред­при­ни­ма­те­лей, вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих, спе­ци­а­ли­стов сферы об­слу­жи­ва­ния, ад­ми­ни­стра­тив­ный пер­со­нал, ин­тел­ли­ген­цию и дру­гие груп­пы. ( Д ) Сред­ний класс пред­став­ля­ет­ся ос­но­вой ста­биль­но­го раз­ви­тия об­ще­ства.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста носят

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ния

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

C 5 На­зо­ви­те любые три при­чи­ны объ­еди­не­ния людей в груп­пы.

Текст для анализа

Прочитайте текст и вы­пол­ни­те задания С1-С4.

Принадлежность к группе

В со­ци­аль­ной психологии под груп­пой понимается двое или более индивидов, име­ю­щих общие цели и устой­чи­вые отношения, а также в опре­де­лен­ной степени вза­и­мо­за­ви­си­мых друг от друга и вос­при­ни­ма­ю­щих себя как часть этой группы. На одном конце шкалы на­хо­дят­ся группы, со­сто­я­щие из людей, ко­то­рые работают вме­сте в те­че­ние многих лет. Очевидно, что они удо­вле­тво­ря­ют всем усло­ви­ям определения. На дру­гом конце на­хо­дят­ся люди, име­ю­щие лишь крат­ко­вре­мен­ные взаимоотношения друг с другом.

Люди объ­еди­ня­ют­ся в со­ци­аль­ные группы по раз­ным причинам. Пре­жде всего, груп­пы помогают удо­вле­тво­рить важные пси­хо­ло­ги­че­ские или со­ци­аль­ные проблемы, например, по­треб­но­сти во вни­ма­нии и любви, пе­ре­жи­ва­нии чувства принадлежности. Это труд­но различимые, но очень важ­ные потребности: пред­ставь­те себе жизнь в пол­ной социальной изоляции! По­на­ча­лу вы бы не воз­ра­жа­ли против этого, но в конце кон­цов почувствовали бы себя ужас­но одинокими.

C 1 На­зо­ви­те при­зна­ки со­ци­аль­ной груп­пы, ука­зан­ные в тек­сте.

C 2 Вы­де­ли­те ука­зан­ные ав­то­ром при­чи­ны объ­еди­не­ния людей в груп­пы. На­зо­ви­те три при­чи­ны.

C 3 Про­ана­ли­зи­руй­те с точки зре­ния на­ли­чия или от­сут­ствия ос­нов­ных при­зна­ков со­ци­аль­ной груп­пы такую груп­пу, как пас­са­жи­ры од­но­го авиа­рей­са. Кон­кре­ти­зи­руй­те один из своих вы­во­дов.

Какие навыки и умения закреплены в ходе урока

В соответствии с кодификатором ЕГЭ по обществознанию 2014 года закреплению во время урока подлежат следующие умения и навыки:

2.2 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

2.5 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

3.4 ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

Из опыта проведения урока

Рассмотрение вопросов части А практически не вызывает затруднений у школьников, так же как и у части В. Анализ проведенных работ показал 100% выполнение тестовых заданий с выбором 1 правильного ответа из 4-х, и 90% выполнение заданий части В. Задание части С вызвало некоторое затруднение. Типичной ошибкой была конкретизация своих выводов. Процент справившихся с этой работой – 75%.

При обсуждении выполненных заданий затрагивались вопросы, требовавшие мировоззренческой оценки, в том числе связанные с современной структурой общества в РФ и маргинальными слоями населения.

Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М.: Астрель, 2010.

Кишенкова О.В., Семке Н.Н. Обществознание. Универсальный справочник. – М.:ЭКСМО, 2010.

Лазебникова А.Ю., Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова. Обществознание. Типовые тестовые задания. ЕГЭ-2010. – М.: Экзамен, 2010

Лазебникова А.Ю., Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова. Обществознание. Типовые тестовые задания. ЕГЭ-2011. – М.: Экзамен, 2011

Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С., Брандт М.Ю. Обществознание. Вступительные испытания. – М.:Экзамен, 2010

Обществознание. Практикум. 11 класс. Профильный уровень. (под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: Просвещение, 2008.

Рутковская Е.Л., Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С. Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М.: Русское слово, 2009.

Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс. - М.: ВАКО, 2010 ,

Читайте также: