Конспект урока сочинение описание 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Темы сочинения учащимся выдаются заранее (см. приложение 2).

Этот урок проводится на первом часе спаренного урока.

На втором часе проходит непосредственно написание сочинения-характеристики.

Сформировать у учащихся понятия “портретное описание” и “характеристика” человека

Научить ребят отличать положительные и отрицательные стороны характера человека и уметь пользоваться этими знаниями в повседневной жизни

Свести к минимуму вероятность негативных поступков учащихся в повседневной жизни.

    Закрепить основные методы написания сочинения-описания.
  1. Научить ребят писать сочинение-характеристику человека.
    Классная доска
  1. Распечатанные материалы для подготовки к сочинению
  2. Учебник русского языка для 8 класса
  3. Тетради для творческих работ учащихся.
  1. Оргмомент. Приветствие учителя и гостей урока.
  2. Вводная беседа с учащимися. Объяснение целей и задач урока.

Нам предстоит написать комплексную работу:

    Сочинение-описание внешности человека Сочинение-характеристику человека

    Материал для обсуждения (выдается учащимся в виде распечатанных материалов, см. приложение 1):

      Изобразить что-либо или рассказать о чем-либо в письменной или устной форме.
    • Изложить сведения о составе и особенностях чего-либо.
    • Создать письменный перечень чего-либо.
    • Сочинение или изложение, в котором описывают что-нибудь.

    Вывод: Какой стиль речи будем использовать при написании? (описание с элементами повествования)

    • Описание характерных, отличительных качеств, свойств, черт кого-либо (то есть описание качеств характера и поступков человека и их оценка).
    • Официальный документ с отзывом о служебной или общественной деятельности кого-либо.

    Вывод: Нам предстоит описать и дать оценку поступкам и качествам характера человека, которые могут быть положительными и отрицательными.

    Итог вводной беседы: Сегодня мы пишем сочинение-описание внешности, качеств характера и поступков человека и даем им оценку.

    Примерные вопросы для анализа:

    1. Кто описывается в первом (во втором) отрывке?

    2. Какие выводы о чертах характера этого человека мы можем сделать и по каким словам?

    Итог анализа фрагментов:

    Все ли понятно, как описывать характер человека и его поступки?

    1. О ком я хочу рассказать и почему?
    2. Особенности внешности этого человека.
    3. Основные черты его характера.
    4. Дела (поступки), в которых они раскрываются.
    5. Что привлекает меня в этом человеке?

    Вопросы для обсуждения плана сочинения:

    1. Это какой вид плана? (простой)
    2. Если перестроить этот план в сложный, какие части этого простого плана куда попадут? (Первый пункт во вступление; второй, третий и четвертый – в основную часть; пятый – в заключение)

    Итог обсуждения возможного плана сочинения: Предлагаемый план принять за основу.

    Всем ли понятно, как и о чем мы будем сегодня писать?

    В этот момент урока необходимо обратить внимание ребят на следующие моменты:

      При простой портретной зарисовке не всегда дается подробное описание внешности и всех черт характера человека, а выделяются только главное, особенное в нем.
    • Характер описания зависит от нашего отношения к этому человеку.

    Результатом данного урока должно быть успешно написанное учащимися сочинение-характеристика хорошо знакомого человека.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Учиться описывать архитектурные памятники в заданном стиле, используя изобразительно-выразительные средства и специальную терминологию.

    Конспект урока по русскому языку в 8 классе

    Учитель Вирик Татьяна Петровна

    Образовательная:

    - учиться описывать архитектурные памятники в заданном стиле, используя изобразительно-выразительные средства и специальную терминологию;

    Развивающая:

    - совершенствовать умение учащихся высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    Воспитательная:

    - воспитывать уважительное, бережное отношение к культуре прошлого, к памятникам древнерусского зодчества.

    Предметные: актуализация знаний о типах и стилях речи, об особенностях публицистического описания, об изобразительных средствах (эпитет, сравнение); обогащение лексики учащихся архитектурными терминами, умение создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её.

    Метапредметные результаты: развитие устной и письменной речи учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности.

    Личностные: обогащение внутреннего мира учащихся, формирование интереса и уважения к русской культуре.

    Регулятивные: постановка учебной задачи.

    Познавательные: поиск и извлечение необходимой информации .

    Коммуникативные: умение полно и точно выражать мысли .

    Тип урока: урок развития речи.

    Оборудование

    Технологии урока: создание проблемной ситуации, групповая, парная и индивидуальная работа; составление схемы.

    I. Организационный момент

    Класс делится на группы по посадочным рядам.

    - Как вы думаете, ребята, с какой целью? Чем мы будем заниматься на уроке?

    - Правильно, что-то описывать словами, сочинять текст. Мы будем писать сочинение.

    - Обратите внимание на второй эпиграф. Почему автор боялся жить в таком городе?

    (У каждой страны есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях и ученых.)

    - Итак, объектами нашего внимания на уроке выступят слова: сочинение – памятник культуры. Давайте определим тему нашего урока.

    (Учащиеся формулируют тему урока.)

    - Обозначим цели нашего урока.

    (Ребята совещаются в группах.)

    -научиться работать над сочинением – описанием памятника истории или культуры;

    - развивать свою речь;

    - узнать что-то новое, расширить свой кругозор;

    - воспитывать уважительное отношение к культуре прошлого.

    - Верно. Как строится наша работа над сочинением?

    (Сбор рабочих материалов, составление плана, написание черновика.)

    - В своей работе мы будем придерживаться этого плана.

    - Посмотрите на экран.

    Покрова на Нерли –

    То ли храм, то ли сказка,

    То ль поклон да привет

    Из стариной Руси,

    То ли белая лебедь

    И назвали ее – Покрова на Нерли.

    Покрова на Нерли –

    Наша боль и отрада,

    Наш привет журавлям,

    Что вернутся домой.

    Покрова на Нерли-

    То ли храм, то ли сказка,

    Наша гордость и боль

    Пополам со слезой.

    Словно облако с неба

    В поля опустилось,

    И не будет такого

    Как прощение нам

    От распятого Бога

    Этот храм на лугах-

    Покрова на Нерли.

    - Какой памятник мы будем описывать?

    (Храм Покрова на Нерли.)

    II. Сбор рабочих материалов

    - Вы видите, ребята, что храм Покрова на Нерли не только восхищает, но и вдохновляет к творчеству. Я надеюсь, что он вдохновит и вас. Чтобы писать о церковном памятнике, необходимо знать историю его создания, архитектурные особенности. Проведем мини-исследование (слайд №6). Первая группа – историки – расскажет нам об истории создания храма; вторая группа – зодчие – расскажет нам об архитектурных особенностях храма; третья группа – художники – представит нам словесный поэтический образ храма.

    1. В каком году был построен храм?

    2. Где была воздвигнута церковь? Почему было выбрано именно это место?

    (Храм был воздвигнут при впадении реки Нерли в Клязьму. Он удивительно гармонирует с окружающим пейзажем. Церковь будто вырастает из холма, на котором стоит, а во время весеннего разлива кажется, что она возвышается среди волн, как белоснежный лебедь.)

    3. В честь какого церковного праздника воздвигнут храм? О чем должен был свидетельствовать этот факт?

    (Храм был воздвигнут в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Сей факт был призван свидетельствовать о том, что Владимирская земля находится в особом покровительстве у Богородицы.)

    4. Расскажите о предании, которое связано с постройкой храма.

    (Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский (ок. 1111 – 1174) построил храм Покрова на Нерли после гибели в военном походе любимого сына Изяслава.)

    (Справочные материалы: №17, № 89)

    1. Какой приём использовали древние зодчие, чтобы зрительно увеличить высоту здания?

    (Легкий наклон стен внутрь здания.)

    2. Какие архитектурные детали подчеркивают изящество храма? Выпишите определения архитектурных терминов, используя толковый словарь учебника на с. 231.

    (Барабан – часть здания, поддерживающая купол; пилястра – четырёхгранная полуколонна, одной гранью вделанная в стену; фриз – верхняя часть сооружения в виде полосы между главной балкой и карнизом, обычно украшенная рисунком; апси́да — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом.)

    1. Какие эпитеты используются при описании церкви Покрова на Нерли (см. №17)? Какими еще словами можно передать уникальность и неповторимость церкви (см. слова в рамке на с. 45)?

    (Ослепительно сверкающий, легкий, белокаменный; великолепный, фантастический, удивительный, ослепительный.)

    Покрова на Нерли

    Покрова на Нерли –

    То ли храм, то ли сказка,

    То ль поклон да привет

    Из стариной Руси,

    То ли белая лебедь

    И назвали ее – Покрова на Нерли.

    Покрова на Нерли –

    Наша боль и отрада,

    Наш привет журавлям,

    Что вернутся домой.

    Покрова на Нерли-

    То ли храм, то ли сказка,

    Наша гордость и боль

    Пополам со слезой.

    Словно облако с неба

    В поля опустилось,

    И не будет такого

    Как прощение нам

    От распятого Бога

    Этот храм на лугах-

    Покрова на Нерли.

    (Сказка, боль, отрада, гордость, белая лебедь, облако с неба, прощение.)

    3. Как называют храм благодарные потомки (см. №17)?

    (Поэма, запечатленная в камне.)

    По мере проверки выполнения групповых заданий учащиеся заполняют опорную карту, которая поможет им составить черновик сочинения.

    Лебедь - храм Покрова на Нерли

    Храм Покрова на Нерли находится (где?) во _________________________ области,

    при впадении реки _______________в____________________.

    Он построен (когда?) ___________________ (кем?) __________________________

    Историки связывают это (с каким событием?) _______________________________

    На первый взгляд храм (какой?) ___________________________________________.

    Мы видим элементы, обычные для древнерусской архитектуры (какие?): _________

    Храм (какой?)_________________________________________________________ _______________________________________________________________________.

    (Почему он такой?) ______________________________________________________

    Поэты сравнивают храм (с чем?) ___________________________________________

    (Почему именно этот храм изобразил С. В.Герасимов?) _______________________________________________________________________

    (Что является фоном для храма?)________________________________________________________________

    (Как связан храм с окружающим пейзажем?)_____________________________________________________________

    (Зачем на картине изображены люди? (Ваши размышления) ____________________

    (Какие чувства вызывает у вас этот храм?) _____________________________________________________________________________.

    - Внимательно всмотритесь в фотографию храма. Подумайте: что стремились выразить зодчие в этой каменной поэме? (Слайды №16 – 21)

    (Зодчие стремились передать превосходство духовного над материальным.)

    (С. В. Герасимов показывает связь с природой, для С. А. Баулина важна архитектура.)

    - Ребята, представьте себе, что вы хотите поделиться впечатлениями со своим другом об изображённом на картинах. Какой из них вы отдадите предпочтение?

    (При описании памятника культуры важны обе картины, так как они создают необходимую целостность восприятия.)

    - Верно. Как изображена природа на картине С. В. Герасимова?

    (Церковь расположена на большом холме-возвышении, заросшем зелёной травой. Рядом с ней и поодаль деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне голубого неба. По небу бегут лёгкие, белые облака, которые, как и церковь, отражаются в реке. Неширокая река отделяет возвышенность, на которой стоит храм, от другого, более пологого берега, поросшего одуванчиками.)

    III. Актуализация знаний

    - Вы будете писать сочинение в публицистическом стиле. Каковы его особенности (слайд №23)?

    - Возможное наличие риторических вопросов или обращений;

    - Четкость, краткость и емкость изложения;

    - Ясно выраженная авторская позиция.

    - С чего мы начинаем работу над сочинением?

    (С составления плана.)

    Далее каждая группа предлагает свой вариант плана.

    2. История храма.

    3. Архитектурные особенности церкви.

    4. Церковь Покрова на Нерли на картинах С. В. Герасимова и С. А. Баулина.

    5. Моё впечатление от храма.

    - В вашей работе обязательно должны присутствовать описание храма, его связь с окружающим пейзажем и ваши впечатления.

    IV. Рефлексия

    - Ребята, подведем итоги. Как вы думаете, смогли ли мы достигнуть целей, которые ставили в начале урока?

    - Зачем же нужны храмы? Чем дорога нынешнему поколению маленькая церковь на Нерли?

    Мы пришли с тобой и замерли,

    И забыли все слова

    Перед белым чудом на Нерли,

    Перед храмом Покрова…

    Что не камень, а из света весь,

    Из любовей, из молитв, -

    Вот и с Вечностью сведались:

    И возносит, и знобит…

    Фамилия, имя учащегося

    Оценка (от 1 до 5)

    -научиться работать над сочинением – описанием памятника истории или культуры;

    - развить свою речь;

    - узнать что-то новое, расширить свой кругозор;

    - воспитывать уважительное отношение к культуре прошлого.

    Понравился урок

    Не понравился урок

    V. Организация домашнего задания

    Цель: подготовиться к написанию сочинения-описания памятника культуры.

    Задание: составьте на основе опорной карточки черновик сочинения.

    - Спасибо за внимание. Урок окончен (слайд №27).

    Список использованных источников

    3. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. Т. А. Захарова, И. А. Меховская [и др.]. – М.: Планета, 2010. – 256 с.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    8 класс Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию

    Цель урока: научить детей сочинять небольшой рассказ-описание.

    Задачи:1.познакомить со структурой построения текста-описания; показать необходимость употребления синонимов; соблюдение последовательности изложения мыслей. 2. развивать умения связно излагать свою мысль, избегая неоправданных повторов в речи. 3. воспитание внимательности и аккуратности при выполнении работ.

    Ожидаемые результаты :напишут сочинение-описание опираясь на схемы- образцы, тексты описательного характера.

    Тип урока: комбинированный .Методы и приемы: беседа, развитие речи, творческая работа-сочинение Оборудование: проектор, картинки, слайды, схема построения текста, черновики

    Схемы- образцы, тексты описательного характера.

    VI. Домашнее задание: написать сочинение –описание. Требования учителя к письменной работе:насколько ученик сумел составить текст-описание, насколько была соблюдена последовательность изложения мыслей.

    Цели урока: подготовить учащихся к сочинению-описанию памятника архитектуры; составить словарь слов, необходимый для описания памятника архитектуры; совершенствовать умение подбирать и использовать средства выразительности для сочинения; способствовать формированию интереса к русской культуре.
    Задачи урока: обогащение словарного запаса учащихся, совершенствование навыков работы с различными источниками информации; развитие у учащихся интереса к истории родного города; воспитание у школьников уважения к национальной истории, культуре, интереса к изучаемому предмету
    Эпиграф
    Ничего не боялся я столько,
    как жить в городе без истории,
    преданий и памятников
    Аполлон Григорьев, русский критик, поэт

    Ход урока
    I. Постановка целей и задач урока
    -Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева? Почему автор боялся жить в таком городе?
    - Есть ли в нашем родном городе Почепе такой памятник? (Да, это Воскресенский собор)
    -Определите, пожалуйста, тему урока.
    -А умеете ли вы ставить цели урока, задачи, зная тему?
    II. Словарно - лексическая работа. Разбор словосочетаний
    Памятник
    архитектура
    грандиозный
    постамент
    зодчий
    - Какие из этих слов являются синонимами? Составить с ними словосочетания и разобрать
    - Где можно использовать данные словосочетания?
    III. Создание проблемной ситуации.
    - Мы выяснили, что собор или хотя бы его изображение видели почти все. Вы все сказали, что храм вам нравится. Действительно, он очень красив и неповторим. А теперь представьте себе такую ситуацию. Вы приехали со своим младшим братом или сестрой, которые впервые увидели этот храм. Что вы сможете рассказать об этом соборе?

    Читайте также: