Конспект урока русский язык 9 класс подготовка к огэ практикум

Обновлено: 07.07.2024

Урок повторения и обобщения изученного, дан в формате ФГОС. В ходе урока объединены различные приемы: индивидуальная и групповая работа, анализ текста, исследовательская работа, работа с тестами.

Материал будет полезен как 9-классникам, так и учащимся старшего звена.

Автор: Караева Т.Р.

Цели урока:

1) повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ОГЭ-2020:

→ Грамматическая основа предложения;

→ Знаки препинания в сложных предложениях;

→ Типы подчинительной связи в словосочетаниях;

→ Орфографический анализ слов;

→ Анализ средств выразительности;

→ Лексический анализ слов;

→ умение применять знания на практике; подготовка к сдаче экзамена;

2) развитие творческого потенциала учащихся, выработка навыка работы над тестовой частью ОГЭ;

3) обеспечение ценностного отношения к совместной творческой деятельности;

Автор: Мухутдинова Наталия Геннадьевна

Населенный пункт: г. Болгар Спасского муниципального района Республики Татарстан

При подготовке девятиклассников к ОГЭ по русскому языку учителя ещё испытывают трудности и нуждаются в определённой методической помощи. Методическая разработка данного урока является примером того, как в рамках учебного занятия можно повторить, закрепить знания и отработать навыки, которые необходимы для успешного выполнения заданий 3, 13, 14, 15.3 экзаменационной работы ОГЭ по русскому языку. Всё, сказанное выше, указывает на актуальность данного методического материала. Разработка может быть полезной учителям, готовящим учащихся не только к ОГЭ, но и к ЕГЭ по русскому языку. Данная разработка в чистом виде может использоваться только в том случае, если учитель, работающий в 9 классе, обеспечен дополнительным часом из школьного компонента, выделенным для ведения специального курса по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Если же учителю приходится готовить к итоговой аттестации исключительно в рамках двухчасового курса, то вполне можно использовать отдельные элементы, фрагменты данной разработки.

Мои заявки
Диплом участника конкурса

Диплом участника конкурса

Цель: формировать умения, необходимые для написания сжатого изложения.

Задачи урока:

  • Образовательная: сформировать навыки, необходимые для написания сжатого изложения, научить понимать устную речь, воспроизводить её в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы;
  • Развивающая: содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся; развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом. (Презентация. Слайд 1)

Оборудование:

  • раздаточный материал (текст по Солоухину);
  • критерии оценивания изложения (таблица);
  • презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Целеполагание

– Хорошее владение языком необходимо для решения многих задач, в том числе для успешной сдачи экзамена по русскому языку. Одно из заданий ОГЭ – написание сжатого изложения – требует умения понимать текст, запомнить его и грамотно изложить.

III. Актуализация знаний

– Что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора)

– Какое может быть изложение? (подробное и сжатое (содержание передается сжато, кратко, обобщенно).

– Какие приемы сжатия текста вы знаете? (повторение памятки)

– После применения приёмов сжатия, что должно остаться в тексте? (авторский замысел, ключевые слова и микротемы) (Слайд 3)

IV. Практическая работа

- Перед вами на партах текст без разделения на абзацы и таблица, которую вы заполните по мере выполнения заданий.

Задания:

1. Внимательно прочитайте текст, разделите его на три абзаца.

Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики.

Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка. Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень. Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени. Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессоницы сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (По В.Солоухину)

3. Выделите первый абзац.

Какие способы сжатия вы использовали? (Исключение, замена и объединение) (Слайд 6)

1 абзац. Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка. (59 слов)

Заменим

Объединим

Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка

. на земном шаре на Земле
…автомобилей, тракторов, мотоциклов,
поездов, самолётов транспорт
…от шума которых современный человек
не спасается даже в своём жилище
проникая в дома
…Но это стоит нервов, нервов и нервов.
И сердца. И психики.
Но это стоит здоровья

Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной

Но это стоит здоровья.

Сжатое изложение 1-го абзаца

Тишина - самый большой дефицит на Земле. Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка. (32 слова)

4. Выделите второй абзац.

Какие способы сжатия вы использовали? (Исключение, замена и объединение) (Слайд 7)

2 абзац

Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень. (35 слов)

Заменим

Объединим

Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.
повторы (слов, близких понятий)

Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.
грязный воздух

Прибавьте к этому
современные скорости,
ядовитые газы, которые
ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.
эти предложения:
Прибавьте к этому скорости,
грязный воздух, спешку,
нехватку времени, переизбыток информации, вредные привычки, очереди,
городскую скученность, и вы
поймёте, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень.

Сжатое изложение 2 абзаца

Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень. (22 слова)

5. Выделите третий абзац.

Какие способы сжатия вы использовали? (Исключение) (Слайд 8)

3 абзац

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени. Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессонницы сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (50 слов)

Исключим

Исключим

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени.
Вот растение, которому в наш
суматошный век истрёпанных нервов, изнурительны х бессониц и сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие.
это предложение продолжает авторскую мысльпричастный оборот

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени.
Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессонницы сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие.
дополнение к уже известной информации

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени.
Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессонниц сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие.
Определение сравнение

Сжатое изложение 3-го абзаца

Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и нашел её. Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (31 слово) - 85 слов (Слайд 9)

6. Посчитайте количество слов в вашем изложении. Обращаю ваше внимание: в изложении должно быть не менее 70 слов.

V. Ознакомление с критериями оценивания сжатого изложения

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК 1 – ИК 3 – 7. (Слайд 10)

VI. Рефлексия

– Что должно быть отражено в сжатом изложении?

– Какие способы сжатия текста вы знаете?

– По каким критериям оценивается сжатое изложение? (Слайд 11)

Домашнее задание: написать сжатое изложение по тексту, предложенному в 3 варианте сборника ОГЭ (2018г. Под ред. И.П.Цыбулько). (Слайд 12)

1) повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ОГЭ-2020:

умение применять знания на практике; подготовка к сдаче экзамена;

2) развитие творческого потенциала учащихся, выработка навыка работы над тестовой частью ОГЭ;

3) обеспечение ценностного отношения к совместной творческой деятельности;

4) воспитание познавательного интереса к русскому языку.

1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи, предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок, формирование умения применять полученные знания на практике, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее смысловой цельностью и структурной связностью;

2) развивающие: развитие любознательности, творческой, речевой и мыслительной активности, логического мышления, развитие коммуникативных возможностей учащихся, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме, отработка навыков использования раздаточного материала и выполнения тестовых заданий в формате ОГЭ;

3) воспитательные: воспитание у учащихся ответственности, организованности, самостоятельности, чувства коллективизма, эстетического вкуса, формирование психологической установки на успешное решение тестовой части ОГЭ.

Тип урока: урок развивающего контроля

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на работу на уроке.

Вступительное слово учителя.

Слово… Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять, а не разъединять людей. Слово – это поступок. И от каждого из нас зависит, будет ли этот поступок добрым или злым…

1. Найдите в тексте антонимы, выпишите их. Какова их роль в текст?

2. Объясните значение фразеологизма испокон веков, подберите к нему синонимы (с давних времен, издавна, от века, со времен царя Гороха)

3. Вспомните определение фразеологизма

Фразеологизмы (идиомы) — это устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет всё словосочетание в целом.

В предложении фразеологизм является одним членом предложения

4. Соедините прилагательные и существительные в верные фразеологизмы. Запишите. Объясните их значение и происхождение.

3. Маланьина победа,

5.валаамова курица,

6. иерихонская грамота,

7.канцелярская сирота,

8.казанская ворона,

9.заблудшая коза,

10.белая ослица,

11. пиррова труба.

/ Мокрая курица, сидорова коза, Маланьина свадьба, филькина грамота, валаамова ослица, иерихонская труба, канцелярская крыса, казанская сирота, заблудшая овца, белая ворона, пиррова победа /

II .Анализ текста

Хотя роман его с Машенькой прод…лжался в те д…лекие годы не три дня не неделю а гораздо больше он (не) чу…ствовал (ни) какого (не) соответствия между д…йствительным врем…нем и тем другим врем…нем в к…тором он ж.л так как пам…ть его сов…рше(нн, н)о (не) учит…вала каждого мгновения а перескак…вала через пустые (не) нужные ему места я…стве(нн,н) озаряя только то что было связа(нн,н)о с Машенькой и потому вых…дило так что (не) было (не) соответствия между ходом прошлой ж…зн… и ходом наст…ящей.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

2. Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. Определите тип этого сложного предложения.

3. Выпишите основу 5 части. Определите тип сказуемого.

4. Напишите номер части, которая осложнена однородными определениями.

5. Напишите номер части, которая осложнена обособленным обстоятельством.

6. Выпишите из предложения слова, правописание которых определяется правилом: «В глаголах пишется суффикс – ЫВА-/-ИВА -, если в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени он не чередуется с суффиксом – У-/-Ю-, а остается неизменным.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕСТ /СЛОВ.ДИКТ

9. Выпишите из 7 части контекстные антонимы.

10. Назовите средство художественной выразительности

Память перескакивала через пустые места

III . КРОССВОРД -ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли учащиеся знают определения средств выразительности. Итак, возвращаемся к листам контроля. Учитель читает определение термина, задача обучающихся – НАЗВАТЬ название средства выразительности.

1) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА)

2) Употребление слова в переносном значении. (МЕТАФОРА)

3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)

4) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)

5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение.(ФРАЗЕОЛОГИЗМ)

6) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

1.Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. (Пришвин М.)

1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение

2.На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. (Пришвин М.)

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

3 . Шатры чёрных ив нависают над головой. (Пришвин М.)

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) фразеологизм

4. А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало.

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

5. Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.)

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

6. Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. (Солоухин В.)

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

7. Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: "Ну, бывай здоров! Не падай духом. " (Солоухин В.)

1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение

8. Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя, где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. (Солоухин В.)

1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

9. Значит, не было случая до этого, чтобы рассказать и облегчить душу. (Солоухин В.)

1) олицетворение 2) фразеологизм 3) эпитет 4) сравнение

Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот:

1.полковое знамя – (знамя полка)

2. солнечная энергия – (энергия солнца)
3.лесной запах – (запах леса)

4. учительский стол - (стол учителя)
5. конское ржание - (ржание коня)
6. школьный портфель - (портфель для школы)

7.плюшевый медвежонок – (медвежонок из плюша)
8. приморский парк - (парк у моря)
9.клетчатый шарф – (шарф в клетку)

10.бессонная ночь – (ночь без сна)

VI . Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке:

Читайте также: