Конспект урока симонов к солдатская слава

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: лекция с элементами аналитической беседы.

Оборудование:

Война не вмещается в оду,
И многое в ней не для книг.
Я верю, что нужен народу
Души откровенный дневник.

1. Слово учителя.

1941-1945 год. Черточка между этими двумя датами заключает сравнительно небольшой исторический срок: 4 года жизни страны. Но это были годы страшных испытаний, когда каждый из них по выстраданному, пережитому, утраченному мог быть приравнен к десятилетию.

С первых дней войны писатели и поэты вместе со всем народом встали на защиту Родины. Они остро чувствовали свою ответственность. 941 из них ушел на фронт, 417 - не вернулись.

На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, пехотинцами, летчиками, танкистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово.

2. Беседа с учащимися.

- Как вы думаете, какие темы раскрывали поэты в стихотворениях о войне? Какие они находили слова? (В стихотворениях о войне поэты писали о подвигах, о героизме, о мужестве, храбрости солдат, о сражениях, о победе, о горе, страданиях, приводили воспоминания о прошлом, возлагали надежды на будущее, звучала тема памяти.)

- Почему поэзия оказалась необходимой людям - и тем, кто был на фронте, и тем, кто был в тылу? (Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, переживания, вселяла веру и надежду.)

Жестокая, на пределе физических и духовных сил война была немыслима без духовного раскрепощения. И об этом тоже свидетельствует поэзия. Сначала предполагалось, что солдат - это всегда герой, готовый безрассудно умереть в любую минуту, защищая Родину. Теперь, перед лицом большой беды всё видится иначе: и смерть, и жизнь, и любовь. Пережитое на войне подталкивало поэтов к предельной искренности. Семен Кирсанов писал в 1942 году: Война не вмещается в оду, И многое в ней не для книг. Я верю, что нужен народу Души откровенный дневник.

Она связывала воюющих и оставшихся в тылу. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь Родину, а тебя любят и ждут, давала силы воевать и верить в победу.

3. Обращение к истории появления стихотворений.

(Чтение текста слайда заранее подготовленным учащимся.)

Давайте обратимся к истории появления этих стихотворений.

Написаны они в 1941 году. Их авторы и думать не могли, что напечатают стихи. Симонов посвятил стихотворение любимой женщине, Валентине Серовой, а Сурков – Софье Кревс. На этот счёт есть их собственные признания.

- О чём говорит история их появления? Что заставило авторов опубликовать свои стихи? (Такие стихотворения нужны были всем. Люди испытывали такие же чувства, поэты дали фронтовикам слова, которые были у тех в сердце, но не находили точного выражения.)

4. Чтение и анализ стихотворения К. Симонова.

Обратимся к анализу стихотворений.

- Послушайте стихотворение в исполнении автора, Константина Симонова.

- Подумайте, каким предстаёт лирический герой этого стихотворения как человек? Какие у него чувства? Каким вы его представляете?

(Звучит стихотворение в исполнении К. Симонова.)

- Как вы думаете, от чьего имени ведется повествование? (От имени автора.)

- Каким вы увидели лирического героя? Каково его душевное состояние? Какой он человек? (Лирический герой этого стихотворения простой солдат, который хочет выжить, вернуться домой, надеется, верит.)

Это послание любимой, написанное сдержанным языком. Нет здесь нежных слов, признаний в любви. Но мы ощущаем силу чувств поэта.

- Найдите строки, которые говорят о том, что между любящими – особые чувства. (Будем знать только мы с тобой. Ты спасла меня.)

- Найдите строки, где автор выражает надежду на то, что ничто не должно поколебать веру любимой? (Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут. )

Да, ни погода, ни настроения окружающих не должны поколебать эту веру.

- Во что верит автор, когда просит ждать его даже когда самые близкие – мать, сын, друзья – устанут ждать? (Автор очень верит в любовь, она сильнее дружеских и родственных чувств.)

- Найдите строку, где автор упоминает о смерти. (Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло.)

- Почему это стихотворение стало близким каждому солдату на поле боя, в тылу врага, в военном госпитале, каждой женщине – матери, сестре, любимой? (Потому что оно написано простым, понятным всем языком.)

- Какая главная мысль пронизывает всё стихотворение? (Мысль – надеяться, ждать, вопреки всему.)

- Послушайте стихотворение ещё раз, попробуйте ответить на вопрос: в какие моменты жизни может вспомниться это стихотворение?

- В какие моменты жизни мы можем вспомнить эти строки? (Эти строки можно вспомнить во время военных действий, длительных командировок, службы в армии и т.д.)

5. Чтение и анализ стихотворения А.Суркова.

- Какие чувства испытывает герой этого стихотворения? (Герой стихотворения вспоминает дом, тоскует, осознаёт опасность.)

- Найдите в стихотворении слова, образы, звучавшие также и в стихотворении Симонова. В этом вам поможет сравнительная таблица.

6. Заполнение таблицы.

(Комментирование записей.)
(Слайд 6)

(Проверка записей).
(Слайд 7)

- Не кажется ли вам, что такие совпадения не случайны? (Совпадения в этих стихотворениях не случайны: у авторов одни и те же мысли, образы, слова.)

7. Выводы по уроку.

- Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока. Прочитайте его, ответьте на вопрос: что представляют собой лирические стихотворения военных лет? Запишите вывод в тетрадь. (Стихотворения военных лет представляют собой лирический дневник, исповедь солдата. Это мысли всех людей военного времени, выраженные в стихотворной форме.)

8. Рефлексия.

Вот уж даль дневную
Окрасил вечерний свет.
Что же меня волнуют
Песни военных лет?
Что-то для нас святое
Скрыто в их глубине,
Строки, какие стоя
Хочется слушать мне.

- Какие чувства вызвали стихотворения К.Симонова и А.Суркова? О чем вы подумали? Какие моменты особенно понравились?

9. Итог урока.

расширить представление учащихся о творчестве К.М.Симонова, познакомить с особенностями лирики военных лет.); показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями

1)развивать познавательные способности учащихся;

2)формировать коммуникативные и информационные компетентности;

3)раскрывать творческий потенциал учащихся

Воспитательные : способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ

3.Экран . Электронная презентация


Тип урока: лекция с элементами аналитической беседы.

«…И шла моя душа босой

«Наше время ещё занесут на скрижали ^ .

Беседа учителя : С высоты 2013 года нам видно, насколько пророческими оказались эти слова Симонова, сказанные в 1939 году. В самом деле, это была удивительная эпоха, хотя бы уже потому, что она не похожа ни на одну другую, хотя бы уже потому, что людям

30-х годов предстояли 40-е. Гражданином этой эпохи, гражданином своего времени был и Константин Михайлович Симонов.

И 30-е, и 40-е без его имени не полны. Не будь Симонова, наше понимание времени войны, времени, предшествующего войне, было бы куда беднее.

Константин Симонов принадлежал к поколению, на плечи которого судьба возложила

нелёгкий солдатский вещмешок. Когда грянула Великая Отечественная, ему было только 26. Лейтенантский возраст. Основную часть своей жизни провёл он среди солдат и талант свой отдал военной теме.

. Беседа с учащимися.

- Как вы думаете, какие темы раскрывали поэты в стихотворениях о войне? Какие они находили слова? (В стихотворениях о войне поэты писали о подвигах, о героизме, о мужестве, храбрости солдат, о сражениях, о победе, о горе, страданиях, приводили воспоминания о прошлом, возлагали надежды на будущее, звучала тема памяти.)

- Почему поэзия оказалась необходимой людям - и тем, кто был на фронте, и тем, кто был в тылу? (Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, переживания, вселяла веру и надежду.)

Жестокая, на пределе физических и духовных сил война была немыслима без духовного раскрепощения. И об этом тоже свидетельствует поэзия. Сначала предполагалось, что солдат - это всегда герой, готовый безрассудно умереть в любую минуту, защищая Родину. Теперь, перед лицом большой беды всё видится иначе: и смерть, и жизнь, и любовь. Пережитое на войне подталкивало поэтов к предельной искренности. Семен Кирсанов писал в 1942 году:

Война не вмещается в оду, И многое в ней не для книг. Я верю, что нужен народу Души откровенный дневник.

Стихи 37-39-ых годов полны предчувствия войны, страшной, но неизбежной.

—Что необычно в стихотворении с таким праздничным названием?

—Что тревожит поэта?

Основная тема? (предчувствие войны)—запись в тетради.

Он был в числе тех немногих писателей, для которых война началась в 1939 году на Халкин-Голе. Оказавшись в районе боевых действий в качестве корреспондента, он увидел лик современной войны, тогда перед ним остро встал вопрос, как писать о войне.

Куда только не бросала Симонова военная судьба, с кем только не сводила. Он знал, что было на сердце у фронтовика и в мрачное лето 41-ого года, и в победную весну 45-ого.

Два стихотворения—два мира. Какие? (война и дом)

Скрижали—доска с написанным священным текстом (устар.)

---Каким настроением проникнуто это стихотворение?

Основная мысль ? (трагедия отступления) запись в тетрадях .

«Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шёл тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

—Как образ дороги показывает русскую землю?

Родина в стихотворении – это ещё

«…просёлки, что дедами пройдены,

Но вера в победу уже с первых дней войны живёт.

—Какие слова автор повторяет несколько раз? (русский, русская, по-русски.)

Никто из жителей оставленных деревень не осуждает бойцов. Люди понимают ужас войны, понимают и настроение солдат, которые просто не могут противостоять натиску фашистов. Старики и старухи верят, что бойцы вернутся: они молятся за них.

Симонов говорит о том, что сейчас по-настоящему понял, что значит Родина:

«Нас пули с тобою пока ещё милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

Это гордость за веру, нравственную силу русского народа, принадлежность к нему.

Поэт писал о судьбе двух людей—об их любви, разлуке, тоске, мучительной радости встреч. О любви в дни всеобщего горя, ненависти. Эту книгу переписывали, заучивали наизусть. Одно из самых ярких стихотворений этого сборника было написано в страшном 41-ом.

Запись в тетрадях (название, тема)

Литовский поэт Эдуардас Межелайтис писал:

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жди, когда снега метут…

И вздрогнул, как от удара током. Тогда это были самые главные, самые сокровенные слова. Они были всеобщей душой, надеждой, мольбой. В них заключено было всё:

вера, надежда и любовь.

- Подумайте, каким предстаёт лирический герой этого стихотворения как человек? Какие у него чувства? Каким вы его представляете?

- Как вы думаете, от чьего имени ведется повествование? (От имени автора.)

- Каким вы увидели лирического героя? Каково его душевное состояние? Какой он человек? (Лирический герой этого стихотворения простой солдат, который хочет выжить, вернуться домой, надеется, верит.)

Это послание любимой, написанное сдержанным языком. Нет здесь нежных слов, признаний в любви. Но мы ощущаем силу чувств поэта.

- Найдите строки, которые говорят о том, что между любящими – особые чувства. (Будем знать только мы с тобой. Ты спасла меня.)

- Найдите строки, где автор выражает надежду на то, что ничто не должно поколебать веру любимой? (Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут. )

Да, ни погода, ни настроения окружающих не должны поколебать эту веру.

- Во что верит автор, когда просит ждать его даже когда самые близкие – мать, сын, друзья – устанут ждать? (Автор очень верит в любовь, она сильнее дружеских и родственных чувств.)

- Найдите строку, где автор упоминает о смерти. (Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло.)

- Почему это стихотворение стало близким каждому солдату на поле боя, в тылу врага, в военном госпитале, каждой женщине – матери, сестре, любимой? (Потому что оно написано простым, понятным всем языком.)

- Какая главная мысль пронизывает всё стихотворение? (Мысль – надеяться, ждать, вопреки всему.)

- Послушайте стихотворение ещё раз, попробуйте ответить на вопрос: в какие моменты жизни может вспомниться это стихотворение?

- В какие моменты жизни мы можем вспомнить эти строки? (Эти строки можно вспомнить во время военных действий, длительных командировок, службы в армии и т.д.)

Даже прокляв день,

Когда расстанусь с тобой,

В который тебя увидел…

Будь хоть бедой в моей судьбе,

Но кто б нас ни судил,

Я сам пожизненно к тебе

Любовь к тебе—как бедствие,

И нет ему конца…

Вблизи она прошла…

Ещё одна тема, какая? (любви, верности)

Слайды № 11,12, 13.

Когда окончилась война, Симонову не было ещё 30.

Мирное время сразу же навалилось новыми большими обязанностями, он руководитель Союза писателей, общественный деятель. С середины 50-ых годов большее, что он написал—проза. Стихи немногочисленны. Одно из них

Какая тема этого стихотворения ? (память о войне) запись в тетрадях.

«Я не был солдатом, был всего- навсего корреспондентом, но и у меня есть кусок земли, который мне век не забыть,-- вот это поле за Могилёвом, где я впервые увидел в июле 41-ого, как наши сожгли 29 немецких танков.

В июле 1941 –ого с беспримерной стойкостью отбивал здесь атаки немецких танков.

Почти всё, что написал Симонов,--о войне. В этом он видел свой долг перед павшими.

И он жил все эти годы с чувством связи с теми, кому судьба не подарила, как ему, этих послевоенных лет, кто навеки остался на поле боя, как мог бы остаться там и он.

Прах его смешался с прахом погибших в 1941 году. Он вернулся к ним—навсегда.

Ко всему, что оплакал и не оплакал

Возвращался поэт благодарно развеянным

Ну, а если поэт и виновен был в чём-то

То пред всеми людьми дал развеять себя виновато.

. Выводы по уроку.

Для чего была нужна поэзия на войне?

(Она связывала воюющих и оставшихся в тылу. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь Родину, а тебя любят и ждут, давала силы воевать и верить в победу.)

Вот уж даль дневную
Окрасил вечерний свет.
Что же меня волнуют
Песни военных лет?
Что-то для нас святое
Скрыто в их глубине,
Строки, какие стоя
Хочется слушать мне.

- Какие чувства вызвали стихотворения К.Симонова? О чем вы подумали? Какие моменты особенно понравились?

Домашнее задание: выучить наизусть (по выбору) стихотворение К. Симонова.

. Беседа с учащимися.

- Как вы думаете, какие темы раскрывали поэты в стихотворениях о войне? Какие они находили слова? (В стихотворениях о войне поэты писали о подвигах, о героизме, о мужестве, храбрости солдат, о сражениях, о победе, о горе, страданиях, приводили воспоминания о прошлом, возлагали надежды на будущее, звучала тема памяти.)

- Почему поэзия оказалась необходимой людям - и тем, кто был на фронте, и тем, кто был в тылу? (Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, переживания, вселяла веру и надежду.)

Жестокая, на пределе физических и духовных сил война была немыслима без духовного раскрепощения. И об этом тоже свидетельствует поэзия. Сначала предполагалось, что солдат - это всегда герой, готовый безрассудно умереть в любую минуту, защищая Родину. Теперь, перед лицом большой беды всё видится иначе: и смерть, и жизнь, и любовь. Пережитое на войне подталкивало поэтов к предельной искренности. Семен Кирсанов писал в 1942 году :

Война не вмещается в оду, И многое в ней не для книг. Я верю, что нужен народу Души откровенный дневник.

Вернемся к вопросу:

3. Обращение к истории появления стихотворений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту.


План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"

Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме.



План-конспект открытого урока по литературе

"Скорблю и плачу" К 180-летию со дня гибели А.С. Пушкина .Урок-воспоминание.


ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Лирика Константина Симонова военных лет

Образовательные:

расширить представление учащихся о творчестве К.М.Симонова, познакомить с особенностями лирики военных лет.); показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями

Развивающие:

1)развивать познавательные способности учащихся;

2)формировать коммуникативные и информационные компетентности;

3)раскрывать творческий потенциал учащихся

Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ


Используемое оборудование:

3.Экран. Электронная презентация


Тип урока: лекция с элементами аналитической беседы.

«Наше время ещё занесут на скрижали.

Слово учителя . С высоты 2017 года нам видно, насколько пророческими оказались эти слова Симонова, сказанные в 1939 году. В самом деле, это была удивительная эпоха, хотя бы уже потому, что она не похожа ни на одну другую, хотя бы уже потому, что людям 30-х годов предстояли 40-е. Гражданином этой эпохи, гражданином своего времени был и Константин Михайлович Симонов. И 30-е, и 40-е без его имени не полны. Не будь Симонова, наше понимание времени войны, времени, предшествующего войне, было бы куда беднее.

Константин Симонов принадлежал к поколению, на плечи которого судьба возложила нелёгкий солдатский вещмешок. Когда грянула Великая Отечественная, ему было только 26. Лейтенантский возраст. Основную часть своей жизни провёл он среди солдат и талант свой отдал военной теме.

Беседа с учащимися.

- Как вы думаете, какие темы раскрывали поэты в стихотворениях о войне? Какие они находили слова? (В стихотворениях о войне поэты писали о подвигах, о героизме, о мужестве, храбрости солдат, о сражениях, о победе, о горе, страданиях, приводили воспоминания о прошлом, возлагали надежды на будущее, звучала тема памяти.)

- Почему поэзия оказалась необходимой людям - и тем, кто был на фронте, и тем, кто был в тылу? (Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, переживания, вселяла веру и надежду.)

Жестокая, на пределе физических и духовных сил война была немыслима без духовного раскрепощения. И об этом тоже свидетельствует поэзия. Сначала предполагалось, что солдат - это всегда герой, готовый безрассудно умереть в любую минуту, защищая Родину. Теперь, перед лицом большой беды всё видится иначе: и смерть, и жизнь, и любовь. Пережитое на войне подталкивало поэтов к предельной искренности. Семен Кирсанов писал в 1942 году:

Война не вмещается в оду, И многое в ней не для книг. Я верю, что нужен народу Души откровенный дневник.

Стихи 37-39-ых годов полны предчувствия войны, страшной, но неизбежной.

- Что необычно в стихотворении с таким праздничным названием?

- Что тревожит поэта?

- Основная тема? (предчувствие войны) - запись в тетради.

Он был в числе тех немногих писателей, для которых война началась в 1939 году на Халкин-Голе. Оказавшись в районе боевых действий в качестве корреспондента, он увидел лик современной войны, тогда перед ним остро встал вопрос, как писать о войне.

Куда только не бросала Симонова военная судьба, с кем только не сводила. Он знал, что было на сердце у фронтовика и в мрачное лето 41-ого года, и в победную весну 45-ого.

(записать в тетради)

- Два стихотворения — два мира. Какие? (война и дом)

- Каким настроением проникнуто это стихотворение?

- Основная мысль? (трагедия отступления) Запись в тетрадях.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шёл тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась…

- Как образ дороги показывает русскую землю?

Родина в стихотворении – это ещё

… просёлки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил…

Но вера в победу уже с первых дней войны живёт.

— Какие слова автор повторяет несколько раз? (русский, русская, по-русски.)

Никто из жителей оставленных деревень не осуждает бойцов. Люди понимают ужас войны, понимают и настроение солдат, которые просто не могут противостоять натиску фашистов. Старики и старухи верят, что бойцы вернутся: они молятся за них.

Симонов говорит о том, что сейчас по-настоящему понял, что значит Родина:

Нас пули с тобою пока ещё милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился…

Это гордость за веру, нравственную силу русского народа, принадлежность к нему.

Поэт писал о судьбе двух людей – об их любви, разлуке, тоске, мучительной радости встреч. О любви в дни всеобщего горя, ненависти. Эту книгу переписывали, заучивали наизусть. Одно из самых ярких стихотворений этого сборника было написано в страшном 41-ом.

Запись в тетрадях (название, тема)

Литовский поэт Эдуардас Межелайтис писал: «…я развернул газету и прочёл: Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

И вздрогнул, как от удара током. Тогда это были самые главные, самые сокровенные слова. Они были всеобщей душой, надеждой, мольбой. В них заключено было всё: вера, надежда и любовь.

- Подумайте, каким предстаёт лирический герой этого стихотворения как человек? Какие у него чувства? Каким вы его представляете?

- Как вы думаете, от чьего имени ведется повествование? (От имени автора.)

- Каким вы увидели лирического героя? Каково его душевное состояние? Какой он человек? (Лирический герой этого стихотворения простой солдат, который хочет выжить, вернуться домой, надеется, верит.)

Это послание любимой, написанное сдержанным языком. Нет здесь нежных слов, признаний в любви. Но мы ощущаем силу чувств поэта.

- Найдите строки, которые говорят о том, что между любящими – особые чувства. (Будем знать только мы с тобой. Ты спасла меня.)

- Найдите строки, где автор выражает надежду на то, что ничто не должно поколебать веру любимой? (Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут. )

Да, ни погода, ни настроения окружающих не должны поколебать эту веру.

- Во что верит автор, когда просит ждать его даже когда самые близкие – мать, сын, друзья – устанут ждать? (Автор очень верит в любовь, она сильнее дружеских и родственных чувств.)

- Найдите строку, где автор упоминает о смерти. (Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло.)

- Почему это стихотворение стало близким каждому солдату на поле боя, в тылу врага, в военном госпитале, каждой женщине – матери, сестре, любимой? (Потому что оно написано простым, понятным всем языком.)

- Какая главная мысль пронизывает всё стихотворение? (Мысль – надеяться, ждать, вопреки всему.)

- Послушайте стихотворение ещё раз, попробуйте ответить на вопрос: в какие моменты жизни может вспомниться это стихотворение?

- В какие моменты жизни мы можем вспомнить эти строки? (Эти строки можно вспомнить во время военных действий, длительных командировок, службы в армии и т.д.)

Даже прокляв день,

Когда расстанусь с тобой,

В который тебя увидел…

Будь хоть бедой в моей судьбе,

Но кто б нас ни судил,

Я сам пожизненно к тебе

Любовь к тебе – как бедствие,

И нет ему конца…

Вблизи она прошла…

Ещё одна тема, какая? (любви, верности) Слайды № 11,12, 13.

- Какая тема этого стихотворения? (память о войне) запись в тетрадях.

«Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом, но и у меня есть кусок земли, который мне век не забыть, - вот это поле за Могилёвом, где я впервые увидел в июле 41-ого, как наши сожгли 29 немецких танков.

Почти всё, что написал Симонов, – о войне. В этом он видел свой долг перед павшими. И он жил все эти годы с чувством связи с теми, кому судьба не подарила, как ему, этих послевоенных лет, кто навеки остался на поле боя, как мог бы остаться там и он.

Прах его смешался с прахом погибших в 1941 году. Он вернулся к ним – навсегда.

Ко всему, что оплакал и не оплакал

Возвращался поэт благодарно развеянным

Ну, а если поэт и виновен был в чём-то

То пред всеми людьми дал развеять себя виновато.

Выводы по уроку

- Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока. Прочитайте его, ответьте на вопрос: что представляют собой лирические стихотворения военных лет? Запишите вывод в тетрадь. (Стихотворения военных лет представляют собой лирический дневник, исповедь солдата. Это мысли всех людей военного времени, выраженные в стихотворной форме.)

- Для чего была нужна поэзия на войне?

(Она связывала воюющих и оставшихся в тылу. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь Родину, а тебя любят и ждут, давала силы воевать и верить в победу.)

Вот уж даль дневную
Окрасил вечерний свет.
Что же меня волнуют
Песни военных лет?
Что-то для нас святое
Скрыто в их глубине,
Строки, какие стоя
Хочется слушать мне.

- Какие чувства вызвали стихотворения К.Симонова? О чем вы подумали? Какие моменты особенно понравились?

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение К. Симонова (по выбору).

Возрастная категория: 13-14 лет
Цель: дать обзор военной поэзии К.М.Симонова; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

Оборудование урока: записи песен, выставка книг, фотографий, иллюстраций, коспьютер ,презентация Power Point, интерактивная доска.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА
1. Слово учителя
О войне сказано, наверное, почти всё, немало и мы, люди 21 века, знаем о ней из фильмов и прочитанных книг, рассказов ветеранов и детей войны. Но почему-то снова и снова хочется прикоснуться к той великой эпохе, ощутить героизм тех, кто несмотря ни на что выстоял и победил. Сегодня мы поговорим о том, как поэты-очевидцы, активные участники войны и творцы победы показали нам тяжёлые будни военного лихолетья. Одним из них является К. М. Симонова, все четыре огневых года сражавшийся плечом к плечу с солдатами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: способствовать формированию представлений о жизни и творчестве К.М. Симонова как поэта – участника Великой Отечественной войны, правдиво, честно и проникновенно рассказывающем о войне, пробуждению чувства скорбной памяти о тех, кто не вернулся с поля боя, содействовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за наш героический народ, который отстоял свою Родину, ее независимость, защитил свой народ.

образовательная – расширить эрудицию учащихся при изучении темы; продолжить обучение выразительному чтению стихотворного текста с учетом его смысла и чувств.

развивающая- развивать поэтический слух; развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности.

Воспитательная – воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе; воспитывать у детей поэтическое восприятие лирического стихотворения и интерес к поэзии; воспитывать умение наслаждаться поэзией; показать красоту и глубину народной мудрости; создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского народа, толерантное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя стихотворение, учащиеся проникаются пониманием, что поэзия- это выражение авторских чувств при помощи художественного слова, изобразительно-выразительных средств по законам стихосложения.

Метапредметные:

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Читайте также: