Конспект урока симметрия начальная школа
Обновлено: 07.07.2024
Цель урока: познакомить с понятием симметрии как явления.
- Предметные: сформировать представление о симметрии, симметричных фигурах и умение находить симметричные фигуры среди других;
- Сформировать представление о симметрии в окружающем мире.
- Метапредметные: развивать внимание и наблюдательность, умение анализировать, сравнивать предметы;
- Воспитывать интерес к предмету, доброжелательное отношение друг к другу.
- Планируемые результаты: находить на рисунках пары симметричных предметов или их частей, уметь строить фигуры, симметричные данной; определять ось симметрии фигуры с помощью перегибания.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, набор геометрических фигур, кленовый лист (бумажный), счетный материал, цветная бумага, ножницы, зеркало, толковый словарь русского языка.
Ход урока
– Крошка Енот прислал нам письмо. Давайте прочитаем его письмо и узнаем, что он нам пишет.
Здравствуйте, ребята!
Ребята! Собираясь на встречу с вами, я узнал, что симметрия – одно из важных явлений нашей жизни. Разберитесь-ка в свойствах симметрии и ответьте на мои вопросы:
– Что такое симметрия?
– Что делает ось симметрии с фигурой?
– Правда ли, что нас окружают симметричные предметы?
Будьте внимательными, наблюдательными, сообразительными и настойчивыми в достижении цели. Желаю успеха!
– Кого увидел Енотик в пруду?
– Какие цифры выглядят совершенно одинаково на странице учебника и в зеркале?
– Кто изображен на рисунке? (Фигурист)
– Вам понятно, что с помощью коньков написал фигурист? (Нет)
– С помощью чего мы можем прочитать то, что написал фигурист на льду? (С помощью зеркала)
– Прочитайте, что написал фигурист на льду? (С новым годом)
– Изменяется ли в зеркале верхняя и нижняя часть рисунка? (Нет)
– А левая и правая стороны рисунка? (Да, что было слева, стало справа, а что было справа, стало слева).
Предметы на картинке и их отображение в зеркале симметричные относительно прямой (ребро зеркала).
– Чем является сейчас эта прямая (ребро зеркала)?
Эту прямую линию называю осью симметрии.
– Давайте откроем толковый словарь русского языка и прочитаем, что означает слово “Симметричный”.
Симметричный – обладающий симметрией.
– Прочитайте, что означает слово “Симметрия”.
Симметрия – соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь, по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости.
– Давайте обратим внимание, на какой слог падает ударение в этом слове?
– Посмотрите, у вас у каждого есть листочек клёна. Случайно ли он у нас на уроке появился?
– Возьмите лист клёна и согните пополам так, чтобы все края совпали.
– Сколько осей симметрии имеет кленовый лист? (Одну).
– А теперь исследуйте прямоугольник. Симметричен ли он? (Да).
– Возьмите желтый треугольник. Выясните, симметричен ли он? (Нет).
– Почему? (При сгибании половинки не совпадают).
– Какие фигуры мы называем симметричными? (Фигуры, имеющие ось симметрии).
– Что такое ось симметрии? (Ось симметрии – это прямая линия, которая делит фигуру на две равные части).
– Приведите примеры симметричных фигур.
Даны следующие примеры в зеркальном отображении:
– Решите задачу самостоятельно, но сначала скажите, являются ли матрешки, расположенные на рисунке учебника, симметричными?
– После того, как решите задачу, оцените вою работу, закрасив кружок.
Решение задачи с последующей самопроверкой по эталону.
– Сейчас мы займемся вырезанием, да не простым, а симметричным. Для этого мы приготовили цветную бумагу и ножницы.
– Что можно сделать с листком бумаги, чтобы вырезать симметричную фигуру. (Сложить пополам).
– Сложив лист пополам, что мы получили? (Ось симметрии).
– На листе цветной бумаги будем рисовать целую фигуру? (Нет, половинку).
– Покажите ось симметрии.
– Итак, откуда мы начнем рисование фигуры. (От сгиба, от сои симметрии).
(Дети рисуют фигуры, вырезают симметричные силуэты).
– Что у вас получилось? (Дерево, лист и т.д.).
– Покажите ось симметрии.
– Что делает ось симметрии с фигурой?
– Какие задания вам понравилось выполнять?
– Какие вызвали затруднения?
Если вы довольны своей работой, поднимите веселого Енотика. А если недовольны, поднимите грустного Енотика.
Познакомить с понятиями симметричность фигур, ось симметрии.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: Путём совместных открытий в ходе практической деятельности определить признаки симметричности фигур.
Метапредметные: развивать навыки общения, умение логически мыслить, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, обобщать, делать выводы и заключения.
Личностные: воспитать культуру общения, научится высказываться о симметричных предметах.
Симметрия, симметричность фигур, ось симметрии.
Трудовые действия учителя
1. Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.
2. Создание позитивного психологического климата в коллективе, создание условий для доброжелательных отношений между детьми.
Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование)
Для учителя
Презентация, ноутбук, интерактивный экран, учебник, дидактический и наглядный материал.
Для обучающихся
Презентация, интерактивный экран, учебник, дидактический и наглядный материал.
Математический диктант:
Найдите частное чисел 85 и 17.
Первое слагаемое 5 , второе слагаемое 25.
Найдите произведение 6 и 8.
Запишите разность чисел 28 и 5;
Запишите сумму 28 и 20.
-Отгадайте загадку: Шевелилась у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
На доску вывешивается бабочка неправильной формы.
- Рассмотрите бабочку. Что необычного заметили? (Бабочка неправильной формы)
-Да, в природе вы не встретите такую бабочку. Природа – мир гармонии и красоты. Скорее мы встретим такую бабочку. (Вывешивается бабочка правильной формы)
- Что вы скажете о форме этой бабочки и дома? ( с правой стороны так же, как и с левой)
-Посмотрите, я закрываю одну часть бабочки, остается вторая часть.
Первая часть и вторая часть бабочки образует ЧТО? (1 целое)
-А теперь посмотрите на эту бабочку (Асимметр): закрываю одну часть бабочки, затем показываю вторую часть бабочки.
Первая часть и вторая часть бабочки образует одно целое? Почему?
(Части есть, но целого нет)
- Значит, целое – это две одинаковые, идентичные, похожие части.
- А, теперь, дорисуйте так, чтобы:
1. обе части были одинаковые
2. части не были похожими
- Как же мы будем называть, одно целое, когда 2 части похожие, одинаковые? (симметричные)
- А как мы будем называть, если части не похожие, разные? ( асимметричные)
- чтобы это узнать, нам необходимо решить примеры и угадать, что же за слово зашифровано.
- Скажите мне, пожалуйста, где мы можем встретить симметрию?
- Где мы можем встретить в математике?
-Итак, симметрия – это…?
- Откройте урок 15, с.40 и мы с вами проделаем практическую работу и увидим симметрию в математике.
№1- Давайте проверим наши предположения. Возьмите лист бумаги и согните пополам, затем ножкой циркуля проткните. Разогните листок. Что видим?
Обозначьте полученные точки буквами А и В. Что интересного заметили? ( Что они располагаются на одинаковом расстоянии относительно линии сгиба.)
-Соедините точки А и В отрезком. Точку пересечения – линию сгиба точкой О.
-Линия сгиба в математике называется ОСЬЮ СИММЕТРИИ.
- Давайте, измерим расстояние АО и ВО. Что заметили? (Что отрезки одинаковы или расстояния равны.)
- Теперь возьмём угольник и приложим к углу, который образуется отрезком АВ и осью симметрии. (Получился прямой угол).
- №2 устно. Как вы думаете, какие точки на рисунках являются симметричными относительно изображенных прямых?
- №3. На доске показывать точки и каждую клетку считать.
Точка В расположена левее прямой L, нам необходимо сделать симметричную точку. Для этого надо посмотреть на сколько квадратиков левее расположена точка В. На 1 квадратик. Значит симметричная точка будет на 1 квадратик правее прямой L.
Точка А находится выше точки В на два квадратика. И отдаляется от прямой L на три квадратика. Значит симметричная точка будет находиться правее на 3 квадратика.
- №5 на доске:
530 840:40 15 786+64400:80
272 580:3 436 500-255 681:9
- №4 на доске:
Построй отрезки, симметричные данным относительно прямой L. Как проверить, правильно ли они построены?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема урока: Симметрия
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить с понятием симметрии как явления.
Предметные: сформировать представление о симметрии, симметричных фигурах и умение находить симметричные фигуры среди других;
Сформировать представление о симметрии в окружающем мире.
Метапредметные: развивать внимание и наблюдательность, умение анализировать, сравнивать предметы;
Воспитывать интерес к предмету, доброжелательное отношение друг к другу.
Планируемые результаты: находить на рисунках пары симметричных предметов или их частей, уметь строить фигуры, симметричные данной; определять ось симметрии фигуры с помощью перегибания.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, набор геометрических фигур, кленовый лист (бумажный), счетный материал, цветная бумага, ножницы, зеркало, толковый словарь русского языка.
- Ребята, вспомните, какому герою мультфильма помогла улыбка (Крошка Енот).
- Крошка Енот прислал нам письмо. Давайте прочитаем его письмо и узнаем, что он нам пишет.
Здравствуйте, ребята!
Ребята! Собираясь на встречу с вами, я узнал, что симметрия – одно из важных явлений нашей жизни. Разберитесь-ка в свойствах симметрии и ответьте на мои вопросы:
- Что такое симметрия?
- Что делает ось симметрии с фигурой?
- Правда ли, что нас окружают симметричные предметы?
Будьте внимательными, наблюдательными, сообразительными и настойчивыми в достижении цели. Желаю успеха!
- Ну как, ребята, выполним задание Крошки Енота?
- Прочитайте ещё раз вопросы.
Открытие нового знания
- Ребята, каков будет наш первый шаг для того, чтобы понять, что такое симметрия?
- Кого увидел Енотик в пруду?
- Покажите на экране нос Енотика и его отражение в воде, правый глаз, левый глаз, палку, куст, левое ухо.
Чем отличается изображение Енота от его отображения в воде? (Его отображение получилось перевернутым)
- Ребята, а где ещё отображаются предметы? (В зеркале)
Работа по учебнику. Стр. 130, задание № 1.
- Перед вами цифры, назовите их. А теперь поставьте зеркало справа, слева, сверху и снизу от каждой цифры и посмотрите на её отображение в зеркале.
- Какие цифры выглядят совершенно одинаково на странице учебника и в зеркале?
- Кто изображен на рисунке? (Фигурист)
- Вам понятно, что с помощью коньков написал фигурист? (Нет)
- С помощью чего мы можем прочитать то, что написал фигурист на льду? (С помощью зеркала)
- Прочитайте, что написал фигурист на льду? (С новым годом)
- Изменяется ли в зеркале верхняя и нижняя часть рисунка? (Нет)
- А левая и правая стороны рисунка? (Да, что было слева, стало справа, а что было справа, стало слева).
Предметы на картинке и их отображение в зеркале симметричные относительно прямой (ребро зеркала).
- Чем является сейчас эта прямая (ребро зеркала)?
Эту прямую линию называю осью симметрии.
Симметричный – обладающий симметрией.
Симметрия – соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь, по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости.
- Давайте обратим внимание, на какой слог падает ударение в этом слове?
- Прочитаем это слово хором. (Симметр И я)
- Двигаемся под музыку симметрично, а теперь несимметрично. (Дети повторяют движения за учителем).
- Посмотрите, у вас у каждого есть листочек клёна. Случайно ли он у нас на уроке появился?
- Возьмите лист клёна и согните пополам так, чтобы все края совпали.
- Разверните. Что заметили? (Линия сгиба делит лист на две равные части).
- Как мы можем назвать линию сгиба, чем она является? (Осью симметрии).
- А что можно сказать про лист, который ось симметрии разделила на две равные части? (Этот лист является симметричной фигурой относительно своей оси симметрии).
- Попробуйте согнуть листик ещё как-нибудь, чтобы две половинки при этом совпали. (Не получается).
- Сколько осей симметрии имеет кленовый лист? (Одну).
- Давайте исследуем квадрат. Симметричен ли он? (Да).
- Докажите. (Если перегнуть квадрат пополам, то две половинки совпадут).
- Сколько осей симметрии у квадрата? (4).
- А теперь исследуйте прямоугольник. Симметричен ли он? (Да).
- Сколько осей симметрии у прямоугольника? (2).
- Почему у прямоугольника две оси симметрии, а не четыре?
- Возьмите у себя на парте зелёный треугольник. Проверьте, симметричен ли он. (Да)
- Почему вы так считаете? (Если перегнуть его пополам, то обе половинки совпадут).
- Сколько осей симметрии у этого треугольника? (1).
- Возьмите желтый треугольник. Выясните, симметричен ли он? (Нет).
- Почему? (При сгибании половинки не совпадают).
-Давайте сделаем вывод.
- Какие фигуры мы называем симметричными? (Фигуры, имеющие ось симметрии).
- Что такое ось симметрии? (Ось симметрии – это прямая линия, которая делит фигуру на две равные части).
- Как проверить, симметрична фигура или нет? (Сгибанием).
Гимнастика для глаз.
- Ребята, давайте подумаем, на какой вопрос Енотика мы ещё не ответили? (Действительно ли нас окружают симметричные фигуры?).
- Кто из вас может ответить на вопрос Енотика?
- Приведите примеры симметричных фигур.
- А вокруг нас где встречаются симметричные фигуры?
Работа с интерактивной доской.
- Посмотрите внимательно на доску. Перед вами расположены различные предметы и шкатулка. Вы должны сложить в шкатулку те предметы, которые являются симметричными.
Работа по закреплению знаний.
1. Запишите выражение, используя зеркало. Вычислите.
Даны следующие примеры в зеркальном отображении:
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
2.Решение задачи № 8 на странице 132.
- Решите задачу самостоятельно, но сначала скажите, являются ли матрешки, расположенные на рисунке учебника, симметричными?
- После того, как решите задачу, оцените вою работу, закрасив кружок.
Решение задачи с последующей самопроверкой по эталону.
3. Практическая работа.
- Сейчас мы займемся вырезанием, да не простым, а симметричным. Для этого мы приготовили цветную бумагу и ножницы.
- Что можно сделать с листком бумаги, чтобы вырезать симметричную фигуру. (Сложить пополам).
– Сложив лист пополам, что мы получили? (Ось симметрии).
- На листе цветной бумаги будем рисовать целую фигуру? (Нет, половинку).
- Покажите ось симметрии.
- Итак, откуда мы начнем рисование фигуры. (От сгиба, от сои симметрии).
(Дети рисуют фигуры, вырезают симметричные силуэты).
- Что у вас получилось? (Дерево, лист и т.д.).
- Покажите ось симметрии.
- Как проверить, симметричную ли мы вырезали фигуру?
Подведение итогов урока.
- Что такое симметрия?
- Что делает ось симметрии с фигурой?
- Действительно ли нас окружают симметричные предметы?
- Давайте вспомним, какие цели мы ставили на уроке?
- Достигли ли мы цели урока? Докажите.
- Чем заинтересовал вас урок?
- Какие задания вам понравилось выполнять?
- Какие вызвали затруднения?
Если вы довольны своей работой, поднимите веселого Енотика. А если недовольны, поднимите грустного Енотика.
Крошка Енотик тоже остался доволен вашей работой на уроке. А на память дарит каждому из вас маленькое зеркальце, чтобы в нем отражались ваши счастливые улыбки.
Здравствуйте, ребята! Готовясь к нашей встрече, я узнал, что симметрия – один из важных факторов красоты. Разберитесь-ка в понятии симметрия и ответьте на мои вопросы:
Что такое симметрия? Что делает ось симметрии с фигурой? Действительно ли нас окружают симметричные предметы? Будьте внимательными, наблюдательными, сообразительными и настойчивыми в достижении цели. А поможет вам в этом мультфильм с моим участием. Желаю успеха!
слева солнышко домик ежик
Проверь себя 1 способ 2 способ
Действительно ли нас окружают симметричные предметы?
Симметрия в природе
Симметрия в архитектуре
Симметрия на улицах нашего города
Симметрия у вас дома
Имеют ли оси симметрии изображения данных предметов? да да нет нет да да нет нет да нет да
Подведем итоги Что такое симметрии? Что делает ось симметрии с фигурой? Действительно ли нас окружают симметричные предметы?
Приведите примеры симметричных предметов
Название документа конспект.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
г. Балаково Саратовской области
Методическая разработка урока математики
Автор: Ольховская Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
г. Балаково Саратовск5ой области
Технологическая карта урока
Тема урока: Симметрия
Тип урока : урок изучения нового учебного материала
Цель : создать условия для формирования осознанного понимания симметрии как явления.
- формировать представление о симметрии, симметричных фигурах и умение распознавать симметричные фигуры среди других;
- формировать представление о симметрии в окружающем мире;
- развивать внимание и наблюдательность, умения анализировать и сравнивать предметы;
- развивать воображение, математическую речь;
- воспитывать интерес к предмету, восприятие прекрасного, общей культуры;
- воспитывать умения работать в парах.
Методы: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые.
Формы организации деятельности : фронтальная, работа в парах.
Средства: ПК, мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация, набор геометрических фигур, кленовый лист (бумажный);
у каждого ученика: раздаточный материал, включающий рабочий лист (Приложение 1), набор геометрических фигур, кленовый лист (бумажный); цветная бумага, ножницы, зеркало прямоугольной формы.
Межпредметные связи: окружающий мир, технология, русский язык.
I . Организация начала урока
II . Мотивация и целеполагание
- Ребята, а какому герою мультфильма помогла улыбка?
- Крошка Енот прислал нам письмо по электронной почте. Давайте почитаем, что он пишет.
2- 3 слайды (читает учитель).
Готовясь к нашей встрече, я узнал, что симметрия – один из важных факторов красоты.
Разберитесь-ка в свойствах симметрии и ответьте на мои вопросы:
Что такое симметрия?
Что делает ось симметрии с фигурой?
Действительно ли нас окружают симметричные предметы?
Будьте внимательными, наблюдательными, сообразительными и настойчивыми в достижении цели. А поможет вам в этом мультфильм с моим участием.
- Ну, что ж, ребята, выполним задание Крошки Енота?
- Чем будем заниматься на уроке? (будем разбираться в свойствах симметрии и отвечать на вопросы).
- Прочитайте еще раз вопросы.
- О чем еще просил Крошка Енот? (быть внимательными, наблюдательными…).
III . Формирование новых понятий и способов действий
- Давайте рассмотрим в учебнике иллюстрацию к этому мультфильму.
- Кого увидел Енотик в пруду? Покажи нос Енотика и его отражение в воде, правый глаз (левый глаз, правое ухо, левое ухо, палку, куст) и его отражение в воде. (Один ученик показывает на экране.)
- Чем отличается изображение Енота от его отображения в воде? (отображение получилось перевернутое.)
- Изменилась ли правая и левая сторона? (нет).
- Ребята, а где еще отражаются предметы? (в зеркале).
- Рассмотрите рисунок в рабочем листе. С какой стороны от домика находится солнышко? (справа). А ежик? (слева).
- Поставьте зеркало справа от солнышка. С какой стороны от домика вы его видите в зеркале? (слева). Отметьте значком.
- Поставьте зеркало справа от ежика. Назовите слева направо рисунки, которые видите в зеркале. Сделайте записи.
- Изменяется ли в зеркале верхняя и нижняя часть рисунка? (нет). А левая и правая стороны рисунка? (да, что было слева, стало справа, а что было справа, стало слева).
- Предметы на картинке и их отражение в зеркале симметричные относительно прямой (ребра зеркала). Эту прямую линию называют осью симметрии.
Симметричный – обладающий симметрией .
Симметрия – соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь, по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости.
- Посмотрите на треугольники (в рабочем листе) и скажите, как они называются? (симметричные).
- Покажите каждую вершину треугольника и симметричную ей вершину, каждую сторону и симметричную ей сторону (один ученик показывает на экране).
Физминутка 8 слайд
- Двигаемся под музыку симметрично, а теперь несимметрично (дети повторяют движения за учителем).
- Возьмите лист клена и согните пополам, чтобы все края совпали. Разверните. Что заметили? (линия сгиба делит лист пополам).
- Как можно назвать линию сгиба, чем она является? (осью симметрии).
- А сам лист? (симметричным).
- Попробуйте согнуть листик еще как-нибудь, чтобы две половинки при этом совпали (не получается).
- Сколько осей симметрии имеет кленовый лист? (одну).
- Давайте исследуем квадрат. Симметричен ли он? (да).
- Докажите! (Если перегнуть квадрат пополам, то две половинки совпадут.)
- Сколько осей симметрии у квадрата? (четыре). Запишите.
- Теперь исследуйте прямоугольник. Симметричен ли он? (да).
- Сколько осей симметрии у прямоугольника? (две). Запишите.
- А теперь исследуем треугольники.
- Проверьте, симметричен ли зеленый треугольник? (да).
- Почему вы так считаете? (если перегнуть его пополам, то обе половинки совпадут). Сколько осей симметрии у этого треугольника? (одна). Запишите.
- А теперь проверим оранжевый треугольник. Симметричен ли он? (нет).
- Почему? (при перегибании половинки не совпадают).
- Давайте сделаем вывод .
- Какие фигуры мы называем симметричными? (фигуры совпадающие при перегибании плоскости по прямой; фигуры, имеющие ось симметрии).
- Что такое ось симметрии? (прямая линия, которая делит фигуру на две одинаковые части).
- Как проверить, симметрична фигура или нет? (перегибанием).
Задание в парах.
- Возьмите два несимметричных треугольника и сложите из них один симметричный.
Проверка: дети показывают 2 способа решения.
- Определите, является ли круг симметричной фигурой.
- А сколько у него осей симметрии? (много).
- Еще в Древней Греции круг считался венцом совершенства. И не случайно. У него больше всего осей симметрии.
- Последите глазками за кругом.
14 – 22 слайды: Гимнастика для глаз.
- Ребята, давайте вспомним вопросы Енота. На какой вопрос мы еще не ответили? (Действительно ли нас окружают симметричные предметы?)
- Кто может ответить на этот вопрос? (ответы детей).
слайды 23 - 30 (сопровождаются рассказом учителя).
IV . Применение понятий и способов действий
1. Запишите выражения, используя зеркало. Вычислите.
Работа на интерактивной доске : ученики решают по одному примеру на доске, остальные на рабочих листах.
2. Дорисуйте половинки букв.
Работа на интерактивной доске : дети по очереди выходят к доске, остальные рисуют на рабочих листах.
3. Имеют ли оси симметрии изображения данных предметов?
Дети с помощью сигнальных кругов зеленого и красного цвета показывают ответ.
4. Практическая работа.
- Ребята, сейчас мы займемся симметричным вырезанием. Для этого у нас есть цветная бумага и ножницы.
- Что нужно сделать с листом бумаги, чтобы получить симметричную фигуру? (сложить пополам).
Дети, используя шаблоны, вырезают симметричные силуэты (домик елочку, сердечко, лист и т.п.).
Читайте также: