Конспект урока симфонический оркестр 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

фонограмму , слышать ритм пр и игре на му зыкальных инст рументах.

- воспитывать чу вства у важения к куль туре своего народа ;

- способствовать ф ормир ованию потреб ности в общении с му зыкой.

развивать му зыкальное мышле ние, у мение анализировать, сравнивать ;

- формировать комп оненты му зыкального слу ха (зву ковысотный, тембровы й),

творческие спо собности, умение анализ ировать характе р музыкально п роизведени я,

- способствовать раз витию вокаль но–хоровых нав ыков в процессе пен ия под фо нограмм

- В каком исполн ении прозвучал полонез? , ( в оркестр овом)

- Кто автор этого произведения? М. Глинка – осново положник классической

Учитель: Как вы думаете, какая тема урока буде т сегодня у нас ? ( 1 слайд)

Учитель : Что в ы знае те о симф оническом орке стре? ( большой, называется

Учитель : Основателем сим фонического ор кестра является Йозеф Га йдн

слайд 5 –великий австрийский композито р, венский классик. Музыка,

созданная ранее, была рассчитана на малый зал, то есть камерное звучание.

Так как, Й. Гайдну нужны были новые краски для св оих прои зведений, он

решил попр обовать объединить инструменты, стро го высчитал их

количество, так как сила звука у каждого инструмента разная. Так п оявился

симфонический о ркестр, который мало изменился и по сей день.

Оркестр - Группа музыкант ов, совместно исп олняющи х музыкальн ое произведени е

- С какими инструментам и симфоническо го оркестра вы знако мы?

Учитель: В сим фоническом оркестре с уществует 4 группы муз

инструментов, мы сего дня с вами р асширим свои знания и поговорим с

(2 слайд) 1 – ая группа инструм ентов. ( струнные , смычковые)

- Чем они похожи? ( у всех есть смычок , одна и та же форма, все стру нные,

деревянные, спос об извлечения звука одинаковы й, с помощью смычка и

учитель - В чем о тличие этих инструме нтов? ( тембр каждого и нструмента

особый, своеобразный; с крипку и альт держат на плече, а у виолончели

учитель - Знаком ы ли вам эти инструменты? Назовите их.

учитель - А как м ожно назвать все эти инструм енты одним словом? (

- Все ли инструм енты этой группы одинако вые? (нет, они разные по фор ме и

- Какой способ игр ы на этих инструментах? ( При помощи вдувания в н их

- А узнаете ли вы групп у следующих инструменто в? ( медные духовые )

- Как вы думаете, како й способ исполнения у этой группы инструментов? (

- Какие инструменты можно до бавить к этим ин струментам? ( треуго льник,

- Как звучат эти инструменты? ( Эти инструменты не имеют определенной

- Какую роль он и играют в оркестр е? Можно ли без них обойтись? Нет. Они

придают музыке окраску , подчеркивать р итм, усиливать общую зв учность

оркестра, дополн ять и украшать ее различными звук овыми эффектами

Ребята! Мы посл ушали все группы оркестр а, увидели, как они выгл ядят,

Все эти группы об разовывают один боль шой, дружный колле ктив,

Кто пишет музыку ? Композиор. Он пишет её на нотоносце. Партитура.

Почему не записаны ноты для ударных инструме нтов? Их не сущес твует.

Работа с карточ ками в парах . Н айти лишний музыкальный и нструмент,

который не входи т в состав симфонич. оркестр а. По каз работы.

А сейчас мы с вами б удем учить песенку. Слова на до ске. Игра на

музыкальных инс трументах. ( 12 слайд) Пох ож наш оркестр на

симфонический? Нет, это народный. А какие е щё бывают оркестр ы? духовые

В 1946 го ду английский композитор Б енджамин Бр иттен написал (сл айд 13)

Путеводитель по оркестру для моло дежи), которое по святил детям « в

музыки английског о композ итора XVII века Генри Пёрселл а, в творчестве которого

Бриттен черпал вдохнове ние на протяж ении всей своей ж изни.

( 14 слайд ) Фуга - бег. Вариац ии - различные изменения главной темы.

- Композитор на писал это произведение специально для тог о, чтобы

познакомить вас, ребята с инструментами симфон ического ор кестра.

Прослушаем фр агмент этого пр оизведения, которое называе тся

- Звучание каких инструментов вы услы шали и узнали? ( ответы де тей)

Верно ребя т а, дирижёр сим фонического оркес тра должен читать

партитуру , след я за движением каждой па ртии и вс ех пар т ий

- - Ребята! Давайте сдела ем вывод, какова ро ль симфонического оркестра в

исполнении музыкально го произведения? (большая, важная, главная)

- Да, вы правы. Сим фонический оркес тр, главное действующее ли цо во

время исполнени я крупных музыка льных форм: симфоний, ора торий,

Итог урока. Реб ята, вам понравил ось звучание симфоническо го оркестра?

Каким вы сегодн я его увидели, что нового узнали? Давайте попробуем

Кластер — это г рафическая форма ор ганизации информаци и.

И Пришла я к вам се годня в этот класс, чтоб расс казать о му зыке красивой,

И вижу , яркий блеск из ваши х глаз, я в жизни н е была тако й счастливой!

Она зву чала, как должна была зву чать, и на в опросы вы умели отвечать.

И слажено и грам отно в ы пели. Мы с ва ми за урок сег одня всё у спели!

И я довольна вам и в этот час. Я п равда, очень полюбила ва с!

Любили му зыу, без му зыки не жить, с хороше й музыкой всегда дол жны дру жить,

Неважно в ней как ой оркестр играет, пу сть в вашем сер дце она не у мирает!

конспект урока по музыке для 4 класса "Симфонический оркестр". Тип урока: комбинированный. Систематизация знаний учащихся об инструментах симфонического оркестра.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_muzyki_dlya_4_klassa22simfonicheskiy_orkestr22.doc 27.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки "Симфонический оркестр"

  • Расширить представления учащихся об инструментах симфонического оркестра.
  • Учить на слух распознавать звучания инструментов в симфоническом оркестре.
  • учить применять полученные знания на практике;
  • оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации;
  • активизировать слуховое внимание, музыкальную память.

Тип урока: комбинированный.

Музыкальный материал: Венский филармонический оркестр Л.Бетховен Симфония № 9, А. Филиппенко "Веселый музыкант"(пение), В. Моцарт Концерт для скрипки № 5, Слушание Д. Шостакович "Соната для виолончели фортепиано" op. 40, Р. Шуман "Сказочные картинки " для альта и фортепиано"(слушание).

I . Основная часть урока.

Учитель: -Кто эту музыку исполняет?

Ученик: симфонический оркестр.

Учитель . В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучание симфонического оркестра.

Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает подчас действие в кинофильме, участвует в исполнении опер и ораторий, соревнуется с солистами в инструментальных концертах.

Так какой же оркестр называется симфоническим?

Ученик. Симфоническим оркестром называют большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения.

Учитель. Правильно. И сегодня тема нашего урока "Симфонический оркестр" (Слайд № 1) и мы познакомимся с инструментами и группами симфонического оркестра. Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене. Слайд № 2

Учитель: Слайд 3. Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно подуть, чтобы получился звук. Есть инструменты, по которым нужно ударять. Вот и определились основные группы, на которые делятся все инструменты:

иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган.

Оркестр, как хорошо организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент – управляющий оркестром, которого называют дирижером .Слайд № 4

Одна из главных задач дирижера - заставить весь оркестр играть играть строго ритмично и слажено. Это достаточно сложно. Он разучивает произведение с исполнителями, показывает вступления всем инструментам, быстро или медленно, громко или тихо они должны играть.

Дирижер поднимает палочку, и… в оркестре воцаряется тишина. Взмахнет ею, и все инструменты, подчиняясь воле дирижера, заиграют согласно и дружно. (Слушание Венский филармонический оркестр).

Учитель:- А какие инструменты оркестра вы услышали?

-Как ты думаешь имеет ли значение, как рассаживаются музыканты в оркестре?

Ученик: Инструменты в оркестре распределены в строгом порядке.

Учитель: На опыте десятков дирижеров и оркестров стало ясно, что музыканты хорошо видят дирижерскую палочку, если располагаются веерообразно, а дирижер находится в центе.

Слева от них разместилась группа ударных инструментов – барабаны, тарелки, литавры, а в углу стоит арфа.

Попробуем рассадить оркестр на сцене!

А теперь подробнее познакомимся с группой струнно-смычковых инструментов. И послушаем, как они звучат. (Слайд № 5).

В оркестре они размещены на переднем плане:

Слева от дирижера – скрипки, а справа – альты, виолончели и контрабасы.

Семейство смычковых струнных инструментов - самое большое в составе современного симфонического оркестра.

Скрипка : 4-х струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре. Слушание В. Моцарт Концерт для скрипки № 5

Альт: по внешнему виду - копия скрипки, только чуть больших размеров, отчего звучит в более низком регистре, и играть на нем немного сложнее, чем на скрипке. Слушание Р. Шуман "Сказочные картинки " для альта и фортепиано".

Виолончель: Большая скрипка, на которой играют сидя, удерживая инструмент между коленями и упирая его шпилем в пол. Слушание Д. Шостакович "Соната для виолончели фортепиано" op. 40

Контрабас: Самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Д.Шостакович Соната op. 40 III ч Largo.

Ритмическое эхо (из первого тома "Шульверка" К.Орфа. )

Задание: учитель прохлопывает ритмическую последовательность которую учащийся затем правильно повторяет,не нарушая общего движения.

III. Вокально-хоровая работа.

Разучивание песни "Веселый музыкант"

Учитель: Сегодня мы разучим песню музыку к которой написал украинский композитор Аркадий Дмитриевич Филиппенко. Аркадий Дмитриевич писал песни и музыку для детей, в основе которых лежали дразнилки, считалки, догонялки. С одним из таких произведений мы сегодня и познакомимся. Это песня "Веселый музыкант". Сейчас мы послушаем эту песню. Пожалуйста определи на каких инструментах играл веселый музыкант?

Ученик: Балалайка, барабан, скрипка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Организационно - деятельностный компонент

Участники (класс): 4 класс

Целевой компонент урока

Воспитательные:

Способствовать становлению позитивного отношения к творчеству Бенджамина Бриттена;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников 4 класса через постижение красоты звучания инструментов симфонического оркестра.

Воспитание слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки ;

Формирование знаний об инструментах симфонического оркестра, о своеобразии звучания каждого инструмента;

Формирование знаний о выразительных возможностях различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр;

Формирование умений различать тембры инструментов симфонического оркестра,

Развивающие:

Развитие ассоциативного мышления школьников, умения сравнивать, сопоставлять;

Развитие умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке через музыкально – творческую деятельность;

Планируемые результаты:

Формирование Универсальных учебных действий:

Личностные результаты :

проявлять эмоциональную отзывчивость при слушании музыки для симфонического оркестра;

проявлять личностное отношение при восприятии музыки;

проявлять интерес к симфонической музыке и получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

Метапредметные результаты :

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

овладеет отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса (тембр)

Коммуникативные УУД :

сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования;

продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать тему и проблему урока;

определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки английского композитора Бенджамина Бриттена;

в процессе рефлексии проводить самооценку.

Предметные УУД:

отличать разные группы симфонического оркестра по внешнему виду и звучанию;

слушать и анализировать музыку Б. Бриттена, строить монологические высказывания.

Тип урока : урок закрепления полученных знаний и приобретения новых.

Формы работы учащихся на уроке: групповые, фронтальные, индивидуальные.

Основные образовательные ресурсы (Оборудование и оформление:)

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудио система

Виды музыкальной деятельности на уроке:

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ

Определение темы урока, постановка цели и задач;

Определение структуры урока;

Составление конспекта урока;

Подготовка музыкальных произведений в mp 3 формате, видеоматериалов;

Подготовка учебника: В.В.Алеев Музыка. 4 класс;

Подготовка рабочей тетради: В.В.Алеев Музыка. 4 класс;

Проверка мультимедиа аппаратуры

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

Организация начала урока: 3 мин

Приветствие 1 мин

Проверка готовности 1 мин

Мотивация к учебной деятельности 1 мин

Актуализация знаний: 4 мин.

Открытие новых знаний: 27 мин.

Слушание: 8 мин

Беседа по слушанию: 9 мин.

Физ. Минутка (игра): 1 мин.

Творческое задание: 10 мин

Рефлексия: 4 мин.

Итог урока: 1 мин.

Домашнее задание: 1 мин.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

Организация начала урока:

Приветствие:

У: Здравствуйте, ребята!

Проверка готовности:

Давайте проверим все ли у нас готово к уроку. Нам понадобится: учебник, тетрадь, ручка, карандаши.

Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня мы с вами познакомимся с композитором Бенджамином Бриттеном . Прослушаем его произведение для симфонического оркестра и окунёмся в волшебный и сказочный мир музыки.

Актуализация знаний.

У. Что вы изучали на прошлом уроке?

Д. Рисунок на окне

У. С помощью какого чудо-прибора можно наблюдать сменяющие разнообразные узоры из цветного стекла?

У. Как зовут композитора, с которым вы познакомились на прошлом уроке?

Д. Оливье Мессиан

У. С какими произведениями О.Мессиана вы познакомились?

Открытие новых знаний:

У. Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, которое подскажет тему нашего сегодняшнего урока. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: о чём говорится в стихотворении?

Дирижер рукой взмахнул,
И раздался странный гул,
А за ним протяжный звон,
Грохот, гул со всех сторон.
Взмах еще — и тишина,
И струна звучит одна,
Это скрипочка запела,
Неуверенно, несмело.
Снова взмах — и скрипок море
Забурлило в дружном хоре.
А затем раздались трели,
Это звук виолончелей.
Взмах рукой — поет валторна,
Взмах — мы слышим звуки горна,
Где-то арфы перезвон,
И трубы призывный стон.
Звуки все наперебой,
Но не хаос здесь, не сбой,
Здесь звучит произведенье —
Оркестровое творенье.

У. Ребята, о чём это стихотворение?

У. Ребята, а вы знаете что такое оркестр?

Д. Коллектив музыкантов, которым управляет дирижер.

У. Верно. А симфонический оркестр?

Д. Этот оркестр исполняет классическую музыку и в его состав входит много групп инструментов (слайд1)

У. Какие группы инструментов симфонического оркестра вы знаете?

Д.- 1 – группа струнные смычковые инструменты, 2 – группа деревянных духовых инструментов, 3 – группа медных духовых инструментов, 4 – группа ударных инструментов.

У. Какие инструменты входят в каждую группу? Откройте 31-32страницу в учебнике и посмотрите. Можно ли инструменты каждой группы назвать родственными? Почему?

Д. Да инструменты каждой группы похожи друг на друга, как родственники. Они близки по звучанию и по способу извлечения звука.

У. А как мы можем отличить звучание группы струнных инструментов от группы деревянных духовых или ударных?

Д. Струнные звучат, когда по струне водят смычком или щиплют струну пальцем. Деревянные и медные духовые звучат при вдувании в них воздуха. А из ударных извлекают звук ударом.

У. У каждого инструмента своя окраска звука. То есть свой тембр. Тембр – является отличительным знаком каждого инструмента. Это специфическая окраска звука, характер, присущий тому или иному инструменту или голосу. Зависит тембр от многих причин: от материала, из которого сделан инструмент, от того, каким способом извлекается звук, от размеров инструмента

Беседа после слушания

У. Какие инструменты симфонического оркестра вы слышали?

Д. Скрипка, флейта, труба, барабан, тарелки…

У. Какие группы инструментов в большей степени похожи по тембру? Какие отличаются?

Д. Похожи - струнные и деревянно – духовые. А инструменты группы ударных отличаются.

У. Как вы думаете, как называется запись музыкального произведения, созданного для симфонического оркестра, которая изображена на странице 33.

Д. Нотный стан, нотный лист, нотная запись, партитура.

У. Произведения для симфонического оркестра записываются в виде партитуры. Партитура – это специальная запись многоголосного произведения, в которой партия каждого инструмента представлена на отдельном нотоносце (нотном стане).

У. Как вы думаете, почему дирижер симфонического оркестра должен читать все партитурные голоса в одновременности?

Д. Потому что роль дирижёра объединить музыкальные инструменты в одно произведение.

У. Симфонический оркестр – главное действенное лицо во время исполнения многих музыкальных жанров.

У. В каких музыкальных жанрах важна роль симфонического оркестра?

Д. В симфонии. Его роль также велика в опере и балете, а также в оратории и кантате.

У. А теперь посмотрим, как вы запомнили состав групп музыкальных инструментов симфонического оркестра. Посмотрите на слайд и скажите, к какой группе музыкальных инструментов симфонического оркестра относится данный инструмент? (слайд 3 -6)

3. Физ. Минутка ( под музыку)

4. Творческое задание

У. Кто хочет выйти показать и рассказать о своём рисунке?

IV . Рефлексия

У. С каким композитором мы с вами сегодня познакомились?

Д. С композитором Бенджамином Бриттоном.

У. Как называется его произведение, которое мы изучали на уроке?

У. Сколько существует групп инструментов симфонического оркестра и как они называются?

Д. 4 группы. 1 – группа струнные смычковые инструменты, 2 – группа деревянных духовых инструментов, 3 – группа медных духовых инструментов, 4 – группа ударных инструментов.

V . Итог урока:

У. Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Много нового узнали. Мне понравилось с вами беседовать, мне понравились ваши рисунки и как вы хорошо отвечали.

VI . Домашнее задание:

У. Дома вам необходимо придумать загадки о музыкальных инструментах симфонического оркестра.

Автор: Корнюшенко Ирина Дмитриевна

Организация: МКОУ СОШ №1

Населенный пункт: Апанасенковский район, с.Дивное

Целевая аудитория: 4 класс (8 лет обучения).

Возраст обучающихся: 9 -10 лет.

Учебный предмет: Музыка 4 класс (8 лет обучения), 3 четверть.

Время учебного занятия: 40 минут.

Используемое оборудование: баян, магнитная доска, телевизор, ноутбук.

Средства обучения: презентация, музыкальный материал, карточки с названиями групп и музыкальных инструментов. Все мультимедийные пособия выполнены в программе Powerpoint.

Тип урока: Урок закрепления знаний.

Цель: показать детям разнообразие музыкальных инструментов, обобщить и углубить жизненные представления детей об уже известных музыкальных инструментах, создать условия для продолжения ознакомления учеников 4 класса с инструментами симфонического оркестра.

Задачи:

  • расширить и обобщить музыкально-слуховой опыт детей их представления о музыкальной культуре;
  • развивать тембровый слух умение определять звуковую окраску инструмента узнавать его звучание;
  • развивать слуховое внимание и музыкальную память.
  • воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;
  • формировать музыкальный вкус;
  • пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы:

  • словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);
  • проблемно-поисковый метод игровой мотивации;
  • создание ситуации успеха;
  • метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно - коммуникационных технологий.

Виды деятельности:

  • работа обучающихся с наглядными пособиями;
  • выполнение творческих заданий;
  • слушание музыки;
  • музыкальная викторина

План урока:

I. Организационно-мотивационный этап. (2 мин.)

1. Музыкальное приветствие.

2. Введение в тему урока.

II. Актуализация опорных знаний и умений. (8 мин.)

1. Беседа по изученному материалу.

2. Проверка выполненного задания.

III. Планирование и постановка учебных задач. (1 мин.)

1.Выведение темы и целей урока.

IV. Первичное усвоение новых знаний (15 мин.)

2. Изучение нового материала.

  1. Информационный этап.
  2. Практический этап.
  3. Обобщающий этап.

V. Динамическая пауза (4 мин)

VI. Вокальная работа (10 мин)

VII. Рефлексия (3 мин)

  1. Вывод детей о значении урока в их жизни.
  2. Выставление отметок за работу.

VII. Домашнее задание (2 мин)

Ход урока.

I. Организационно-мотивационный этап. (2 мин.)

Учитель:

Я прошу вас тихо сесть.

Прозвенел уже звонок,

О чудесном мире звуков.

К нотам тянется рука,

Ведь урок наш - музыка!

Сегодня урок музыки проведу у вас я, Ирина Дмитриевна Корнюшенко, учитель музыки средней школы №1 с.Дивное, Апанасенковского района.

Мне очень хочется вместе с вами сделать очередной шаг в яркий и удивительный мир музыки. И для этого я приглашаю всех вас, куда?

Дети: В театр.

Учитель: (на слайде) В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра.

У меня для вас есть интересное предложение – совершить поездку в Санкт-Петербург и побывать в музыкальном театре. А отправимся мы на поезде.

Учитель: Кто - нибудь из вас ездил на поезде? Кто может мне прохлопать ритм стука колес? Ребята, давайте я постучу, а вы скажете похоже или нет?

(Первый раз обычные хлопки, а затем стук колес)

Учитель: Давайте этот ритм возьмем с собой?

(Все вместе прохлопывают ритм)

Учитель: А теперь дадим звук нашему ритму (дум дэ дум дэ дум) Активно! Так хорошо!

Перед тем как поехать, поезд дает сигнал, кто покажет этот сигнал? Ну, смелее!

Дети: Ту-ту!

Учитель: Правильно! Молодцы! А теперь все вместе!

Прекрасно! Когда поезд останавливается, он тоже издает звук, какой?

Дети: Ш-ш-ш-ш!

Учитель: Прекрасно! А теперь мы с вами отправимся под мелодию поезда, дум, де-дум, де-дум.

Работа с детьми на поезде.

II. Актуализация опорных знаний и умений. (8 мин.)

Учитель: Ну что ж, вот мы и на месте. Мы прибыли с вами в Санкт-Петербурга, где находится концертный зал Мариинского театра. А вот и театральная афиша.

Учитель: Посмотрите, о чем она может рассказать?

Дети: На афише указываются названия произведений, их музыкальные жанры, фамилии авторов, имена и фамилии исполнителей главных ролей и дата.

Учитель: Глядя на афишу, что сегодня мы сможем с вами посмотреть?

Дети: Концерт Мариинского симфонического оркестра.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Учитель: Отлично! Каждый знает, что вход в театр без билета строго воспрещён, поэтому для вас я приобрела билет, билеты необычные, с вопросами.

Работа с билетами. Проверка выполненного задания.

III. Планирование и постановка учебных задач. (1 мин.)

(Звонок) Перед началом любого спектакля или концерта даются звонки. Поэтому и нам надо поспешить, пройти в зрительный зал и занять свои места. Можно сесть в удобное кресло и открыть путеводитель, который есть у каждого из вас. Итак, мы сегодня с вами услышим произведения в исполнении Мариинского симфонического оркестра.

IV. Первичное усвоение новых знаний (15 мин.)

Учитель: А кто дирижёр оркестра?

Дети: Валерий Гергиев. Советский и российский дирижёр. Художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра с 1988 года.

Учитель: Ребята, какие знакомые вам инструменты вы увидели во время прослушивания.

Дети: __________

Учитель: А что же такое оркестр?

Дети: Оркестр — большой коллектив музыкантов-инструменталистов.

Учитель: Как вы думаете, какой оркестр называют симфоническим?

Дети: Симфонический оркестр — большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки, который состоит из 4 основных групп.

Учитель:

Дети: Симфонический оркестр состоит из четырех групп инструментов: струнно-смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные.

Учитель: Самая большая группа является группа струнных смычковых инструментов. Какие инструменты входят в эту группу?

Дети: Скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Учитель: В чем сходство, а в чем различие этих инструментов?

Ученики: Они все одинаковые по форме, но различны по размеру, и тембровой окраске. Чем больше инструмент, тем ниже издаваемый им звук.

Учитель: Следующая группа – деревянные духовые инструменты. Какие инструменты входят в эту группу?

Дети: К ним относятся: флейта, гобой, кларнет, фагот.

Учитель: Следующая группа – деревянные медные инструменты, к которым относятся какие инструменты?

Дети: К ним относятся труба, валторна, тромбон, туба.

Учитель: Следующая группа - это ударные инструменты: литавры, колокола, а ещё какие, ребята?

Дети: Ксилофон, большой и малый барабан, тарелки, кастаньеты.

Учитель: Итак, мы познакомились с 4 основными группами инструментов симфонического оркестра. Нередко в состав оркестра входят дополнительные инструменты: рояль, арфа, челеста, орган и др.

Давайте посмотрим на расположение музыкальных инструментов в симфоническом оркестре? Музыканты в оркестре располагаются своеобразно, это нужно для того, чтобы

V. Динамическая пауза (4 мин)

(Действия по показу учителя. Шумовой оркестр К.Орфа)

VI. Вокальная работа (10 мин)

Учитель: Мы с вами сегодня услышали чарующие звуки оркестра. Но самый совершенный инструмент - это голос человека. Он, как и музыкальный инструмент имеет свой тембр и окраску, свою силу и свою красоту. Предлагаю вашему вниманию новую песню, которая так и называется.

(разучивание песни)

А сейчас мне хотелось бы раскрыть ещё одну тайну симфонического оркестра - под оркестр можно исполнять песни и мы сейчас попробуем это сделать.

VII. Рефлексия (3 мин)

Учитель: Сегодня мы с вами. Ребята говорили о симфоническом оркестре и послушали красивую музыку в исполнении Мариинского симфонического оркестра.

Учитель: К сожалению, наше пребывание в музыкальном театре сегодня заканчивается и нам пора возвращаться домой, тем более, что поезд уже нас ждёт. Если у вас возникло желание посетить концертный зал Мариинского театра, прикрепите к вагончику фигуру девочки или мальчика со скрипкой, а если урок был интересным и понравился вам – фигуры без скрипки.

На память об уроке я хочу подарить вам буклеты с видами и названиями музыкальных театров, и правилами театрального этикета.

Учитель: Молодцы, ребята. Спасибо за урок. Слушайте музыку и будьте здоровы!

VII. Домашнее задание (2 мин)

Нарисовать инструмент симфонического оркестра.

Использованная литература.

Нажмите, чтобы узнать подробности

повторить ранее изученный материал (группы инструментов, казахские инструменты)

осуществлять контроль знаний, полученных ранее и во время изучения новой темы.

формировать заинтересованность в изучении основных музыкальных понятий: инструмент, музыкант, оркестр;

воспитывать эмоциональное восприятие звучания фрагментов музыкальных произведений.

развивать музыкальный слух и музыкальную память;

развивать умение слушать музыку и оценивать услышанное.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, индивидуальный и фронтальный опрос.

Оборудование: - мультимедийная установка

- диск с музыкальными записями

- карточки с заданиями

Материал для слушания:

1. Музыкальное приветствие.

2. Организационный момент.

- Чтобы настроить вас на нужную волну, урок я хочу начать с небольшого стихотворения.

Прислушайся, и ты услышишь, как музыка во всём живет:

И дождь звучит, стуча по крыше, и дерево листвой поёт.

Своя мелодия у ветра, в капелях зазвенит весна,

А песню осени за летом продолжит белая зима.

Нам это всё дается свыше. Весь мир звучит, весь мир поёт.

Прислушайся, и ты услышишь, как музыка во всём живет!

- Музыка занимает в нашей жизни важное место. Она сопровождает нас с самого детства. С музыкой легче труд и веселее отдых. Без музыки мир вокруг нас станет серым и пустым.

Но ответьте мне на вопрос: а без чего не может быть самой музыки? (ответы детей).

- Правильно, музыки не может быть без музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты появились одновременно с появлением человека. Первым музыкальным инструментом был человеческий голос, затем человек натянул струну и научился выстукивать ритм. Со временем появилось огромное множество самых разнообразных музыкальных инструментов.

Но прежде, чем мы достигнем цели своего путешествия, у нас будет несколько остановок, где вы должны будете выполнить задания, чтобы отправится дальше. Давайте познакомимся с маршрутом нашего следования.

3. Повторение.

Карточка №1. Перед вами пустая таблица с группами. Рядом – названия различных инструментов. Ваша задача – распределить инструменты по группам и вписать названия в таблицу.

Но я немного вам помогу: и сейчас на экране появятся изображения этих инструментов. Итак, выполняем задание.

А теперь поменяйтесь карточками с соседом по парте и давайте проверим, как вы справились с заданием. Рядом с правильными ответами ставьте плюсы, а неправильные – зачеркивайте.

Тот, кто выполнил задание без ошибок – получает пятёрку.

Карточка №2. Это задание вы выполняете вдвоем (минигруппа). Перед вами изображение пяти казахских инструментов, а внизу их названия. Ваша задача – обсудить и подписать правильные названия под каждым инструментом, пользуясь подсказкой. Выполняем.

4. Новый материал.

И теперь нам будет помогать маршрутный лист (Приложение 2), в котором вы будете вписывать недостающую информацию. А после заполнения этот лист станет вам в дальнейшем хорошим помощником.

(ответы детей)

Действительно, оркестр – это большой коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. Давайте запишем это в нашем маршрутном листе.

Со временем сложилось несколько видов оркестров.

Оркестр народных инструментов (казахских, русских и др.)

Духовой или военный оркестр

Симфонический оркестр (самый полнозвучный)

Сейчас вы услышите фрагменты звучания двух оркестров. Попробуйте определить – какой оркестр звучит.

В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучание симфонического оркестра.

Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, участвует в исполнении опер и ораторий, часто звучит в кинофильмах и обладает самым совершенным и полным звучанием. Давайте послушаем фрагмент звучания симфонического оркестра.

- Мы уже знаем историю появления оркестра. А вот состав симфонического оркестра окончательно сложился в 18 веке.

(записываем в маршрутном листе)

Количество жителей города – музыкантов в оркестре доходит до 100 человек. (записываем)

Скажите, а как такое количество людей могут играть так слаженно и не каждый сам по себе? (ответы детей)

Правильно, есть человек, который управляет городом-оркестром – это дирижёр. В переводе с французского языка – управлять, руководить.

Мы знаем, что все музыкальные инструменты делятся на три группы: струнные, духовые, ударные. А вот в симфоническом оркестре деление происходит на четыре группы, так как духовые инструменты делятся на две подгруппы: духовые деревянные и духовые медные. Посмотрите на экран, а затем на свой маршрутный лист. Давайте вместе назовем группы симфонического оркестра: струнные смычковые, духовые деревянные, духовые медные, ударные.

Скажите, почему инструменты в симфоническом оркестре делятся на 4 группы, а не на 3? (ответы)

Посмотрите на схему оркестра и расположение групп.

Самая большая группа в оркестре – струнная смычковая, так как звук этих инструментов не очень громкий.

Дальше располагается группа духовых деревянных инструментов. За ней, по силе звучания – духовые медные и ударные инструменты.

О симфоническом оркестре можно говорить очень много и всего за один урок узнать невозможно, поэтому сейчас я вас кратко познакомлю с инструментами каждой группы. Вы увидите изображение инструментов и их названия на экране. На обратной стороне маршрутного листа у вас есть инструменты и не хватает только названий. Вы подпишите их сами.

(знакомство с группами инструментов)

5. Закрепление.

Замечательно. Ну а теперь немного встряхнемся и поднимем себе настроение.

9. Вокальные упражнения.

Сегодня мы много говорили о музыкальных инструментах, и чтобы не отходить от темы, разучим песню про инструмент, который всегда с нами – наш голос.

10. Итог урока.

Читайте также: