Конспект урока способы записи алгоритмов 8 класс босова фгос

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 314 0

Учитель информатики Приходько Надежда Владимировна.

Учебник: Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика

Вид урока: комбинированный

Образовательные: изучить формы представления алгоритмов, изучить графическое изображение, научить учащихся составлять блок-схемы алгоритмов, формирование информационной компетентности учащихся.

Воспитательные: воспитание информационной культуры у учащихся, внимательности, аккуратности.

Развивающие: развивать алгоритмическое мышление, умение анализировать и делать выводы, способствовать развитию познавательного интереса; способствовать повышению творческой активности; развивать навык самостоятельного изучения нового материала, умения “учиться”

Планируемые достижения учащихся на уроке:

предметные–строить блок-схемы для алгоритмических конструкций, читать блок-схемы.

метапредметные – соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности, определяют способы действий в рамках предложенных условий, корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивают правильность выполнения учебной задачи;

личностные– способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Мотивационный этап

- Здравствуйте, садитесь. Я рада вас видеть. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи. Теперь с хорошим настоянием приступим к изучению интересного предмета информатики.

- формирование навыков самоорганизации

II.Этап актуализации знаний и осуществление первого пробного действия.

- Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке.

1. Дайте определение алгоритму?

2. Назовите основные алгоритмические конструкции.

3. Следование – это..

4. Ветвление – это..

5. Повторение – это..

Получают карточки, выполняют задания.

1.Алгоритм– это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

2. Ветвление, следование, повторение.

Познавательные: закрепление материала, изученного на предыдущих уроках.

Личностные: мотивация к целенаправленной познавательной деятельности, мобилизация внимания.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, вести диалог, дискутировать.

III . Изучение нового материала

- Отлично, молодцы! теперь мы можем приступать к следующей теме.

Чаще всего алгоритм составляют (описывают) словесно, а затем, для его более

наглядного представления, используют графическую форму – блок-схему.

Презентация (слайд 2, 3)

1. Слушают и записывают в тетрадь, отвечают на вопросы.

Познавательные: извлекать информацию, отграничивать новое от старого, умение рассуждать

Коммуникативные: управление собственным поведением, умение выражать свои мысли

Регулятивные: установление затруднений.

IV.Закрепление

Теперь составим блок-схемы для решения простых задач:

составить блок-схему для нахождения периметра и площади прямоугольника.

составить блок-схему для определения с какой скоростью спортсмены пробежали 100 м, если 1-й пробежал за t 1 сек, 2-й – t 2 сек. И у кого скорость лучше.

1. Учимся строить блок-схемы.

2. Решать задачи с помощью блок-схем.

Познавательные: умение рассуждать

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем.

Регулятивные:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

V. Итог урока

Подсчитывают, определяют победителей

VI. Домашнее задание:

Составить блок-схему любой известной русской пословицы ((кроме использованных на уроке) на альбомном листе для представления на следующем уроке)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК НА ТЕМУ

(Учебник 8 класса. Авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. –М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.)

Цель урока: усвоение учащимися различных способов записи алгоритмов и приобретение практических навыков по их написанию.

Задачи урока:

Сформировать у учащихся представление о способах записи алгоритмов.

Научить составлять и записывать простые алгоритмы

Научить работать с программами исполнителями алгоритмов.

развивать мышление (умение сравнивать, анализировать, обоб­щать);

воспитывать уважительное отношение к мнению окружающих.

Тип урока: комбинированный .

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация

Формы работы на уроке: фронтальная (беседа), работа на компьютере, решение проблемных задач.

Актуализация опорных знаний.

Изучение нового материала.

Закрепление нового материала.

Подведение итогов урока.

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся и отмечает в журнале отсутствующих.

2. Актуализация знаний

Вспомним – Что называется алгоритмом?

Алгоритм – Точное и понятное описание последовательности действий над заданными объектами, позволяющее получить конечный результат.

Назовите свойства алгоритма?

Дискретность, понятность, определенность, результативность, массовость.

Кто исполняет алгоритм?

Исполнитель – некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определенный набор команд.

Что такое команда?

Предписание исполнителю о выполнении отдельного законченного действия называется командой.

Изучение нового материала.

На этом уроке мы продолжим знакомиться с алгоритмами. Мы узнаем о различных способах их записи.

Основными способами записи алгоритмов являются следующие:

словесные (словесное описание, построчная запись);

графические (блок схемы);

на алгоритмических языках (учебные алгоритмические языки).

Самая простая запись алгоритма - словесное описание.

Словесное описание – набор высказываний на обычном разговорном языке.

Рассмотрим задачу (1):

В качестве примера рассмотрим алгоритм Евклида, придуманный им для нахождения наиболь­шего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел A и B .

C оставьте таблицу из двух столбцов и назовите столбцы A и B . Запишите первое из заданных чисел в столбец A , а второе — в столбец B . Если числа не равны, за­мените большее из них на результат вычитания из большего числа меньшего. Повторяйте такие замены до тех пор, пока числа не ока­жутся равными, после чего число из столбца A считайте искомым ре­зультатом.

Достоинства словесного описания алгоритма – минимум ограничений.

Недостанки словесного описания алгоритма – возможность неоднозначности, объемности и трудности для восприятия.

Построчная запись – запись на естественном языке с соблюдением некоторых правил:

Каждое предписание начинается с новой строки

Каждая строка нумеруется в порядке возрастания

Исполнение алгоритма начинается с первой строки алгоритма и идет последовательно (если не встречается специальных указаний)

Рассмотрим задачу (2):

Рассмотрим алгоритм Евклида для нахождения наиболь­шего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел A и B в построчной записи.

Обозначить первое из заданных чисел A , второе обозначить B .

Если A = B , то перейти к п. 8.

Если A > B , то перейти к п. 4, иначе перейти к п. 6.

Заменить A на A - B .

Заменить B на B - A .

Считать A искомым результатом.

Достоинства построчной записи алгоритма – восприятие не требует дополнительных знаний.

Недостатки построчной записи алгоритма – требуют от человека большого внимания

Блок-схема – графический документ, дающий представление о порядке работы алгоритма. В нем предписания изображаются с помощью различных геометрических фигур, а последовательность действий с помощью линий соединяющих эти фигуры.

Рассмотрим блоки используемые при записи блок-схем:

Рассмотрим задачу (3):

Запишем алгоритм Евклида для нахождения наиболь­шего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел A и B в виде блок-схемы.

Ввод значений A и B

Проверка равенства A и B

Определение большего из A и B

Уменьшение большего числа на величину меньшего

Достоинства записи алгоритмов с помощью блок-схем – наглядность.

Недостатки записи алгоритмов с помощью блок-схем – блок-схемы сложных алгоритмов занимают большой размер и теряют свое основное преимущество - наглядность

Алгоритмические языки — формальные языки, предназначен­ные для записи алгоритмов.

Каждый алгоритмический язык характеризуется:

алфавитом — множеством используемых символов;

синтаксисом — правилами, по которым из символов алфа­вита образуются правильные конструкции языка;

семантикой — правилами, определяющими смысл и способ употребления конструкций языка.

Алфавит учебного алгоритмического языка ничем не ограничен он может быть как английским, так и русским. В него могут быть введены любые понятные всем символы: знаки арифметических операций (+, -, *, /), знаки отношений ( , =), специальные знаки и другие.

Кроме алфавита, в алгоритмическом языке определяются служебные слова, которые являются неделимыми:

Что нужно найти

Общая запись алгоритма может иметь следующий вид:

Рассмотрим задачу (4):

Имеются 3 пустых сосуда объёмами 6 л , 10 л и 15 л. Сосуды можно наполнить водой из крана. Составить алгоритм переливаний, в результате исполнения которого в каком-то из сосудов окажется 1 л воды, а объём использованной воды будет как можно меньше.

алг переливания

нач наполнить сосуд емкостью 15 литров

наполнить сосуд емкостью 10 литров из сосуда емкостью 15 литров

наполнить сосуд емкостью 6 литров из сосуда емкостью 10 литров

вылить все из сосуда емкостью 6 литров в сосуд емкостью 15 литров

наполнить сосуд емкостью 6 литров из сосуда емкостью 10 литров

наполнить сосуд емкостью 10 литров из сосуда емкостью 15 литров

Ч ертежник предназначен для построения рисунков, чертежей, графиков на бесконечном листе бумаги (координатной плоскости). Чертежник имеет перо, которое можно поднимать, опускать и перемещать. При перемещении опущенного пера за ним остается след - отрезок от старого положения до нового. Система команд исполнителя Чертежник включает следующие команды:

опустить перо - переводит Чертежника в режим перемещения с рисованием;

поднять перо - переводит Чертежника в режим перемещения без рисования;

сместиться в точку(x, y) - перемещает перо в точку с координатами x и y. Дробные значения записываются через точку (например 2.5);

сместиться на вектор(x, y) - перемещает перо на x вправо и y вверх (при отрицательных значениях x и y - влево и вниз соответственно);

установить цвет(S) - устанавливает цвет пера S (допустимые цвета: "черный", "белый", "красный", "желтый", "оранжевый", "зеленый", "голубой", "синий", "фиолетовый";

надпись (ширина, лит текст) - выводит на чертеж текст, начиная от текущей позиции пера.

Рассмотрим задачу (5):

Нарисовать квадрат со стороной 4

использовать Чертежник

поднять перо

сместиться в точку (1, 1) (переход с начала координат в точку (1, 1)

опустить перо

сместиться в точку (5, 1) (начерчена нижняя сторона)

сместиться в точку (5, 5) (начерчена правая сторона)

сместиться в точку (1, 5) (начерчена верхняя сторона)

сместиться в точку (1, 1) (начерчена левая сторона)

Решение задач

За компьютерами воспользовавшись программой исполнитель Чертежник начертите открытый конверт сторонами 12 на 6 .

УМК : Информатика и ИКТ. Базовый курс. 9 класс. Босова Л.Л.

Тема урока: Алгоритмы. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык.

Тип урока: Комбинированный урок

Цель : Формирование у учащихся общих представлений об алгоритмических языках.

Образовательные : обеспечить усвоение понятий алгоритм, исполнитель алгоритма, свойства алгоритма, дать представление об основных алгоритмических структурах, умение работать с блок-схемами, изучить основные конструкции школьного алгоритмического языка и уметь сравнивать способы записи алгоритмов на конкретных примерах.

Развивающие : способствовать развитию алгоритмического мышления, информационной культуры, развивать интеллектуальные качества, познавательный интерес и способности, используя данные из окружающей жизни, формировать альтернативность мышления (решение задач различными способами)

Воспитательные : формировать навыки самостоятельной и групповой работы, самоконтролю, работы за ПК, правильной организации рабочего времени на уроке, содействовать профориентации учащихся.

Основные понятия : алгоритм, словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык.

Используемые средства ИКТ:

ПК учителя, мультимедийная приставка, проектор, экран

Электронные образовательные ресурсы:

ПО Pencil Project – программа для рисования блок-схем

Система КуМир – Комплект учебных миров

Планируемые результаты:

Уметь оперировать основными понятиями: алгоритм, свойства алгоритма, блок-схема, алгоритмический язык;

Знать различных способов записи алгоритмов;

Уметь составлять алгоритмы с помощью различных форм записи;

Умение выбирать форму записи алгоритма, соответствующую решаемой задаче.

Метапредметные :

Уметь анализировать предлагаемые алгоритмы на предмет наличия определенных свойств;

Развивать познавательный интерес посредством четко построенного поэтапного процесса получения знаний.

Уметь применять навыки применения полученных знаний в повседневной жизни.

Воспитывать культуру речи.

Развивать алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Формировать и развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах.

Организационный момент (1')

Мотивация к учебной деятельности (2')

Постановка учебной задачи (3')

Усвоение новых знаний (10')

Динамическая пауза (1')

Закрепление полученных знаний. Практическая работа (20')

Домашнее задание (1')

Подведение итогов урока (2')

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

Организационный момент

Приветствие учащихся. Настрой на урок. Проверка посещаемости, готовности к уроку. ( Слайд 1. Приложение 1 )

Мотивация к учебной деятельности.

Какие способы записи алгоритмов мы здесь рассмотрели? (словесное описание, блок-схема)

Какой тип алгоритма представлен в решении данного задания? (алгоритм с полным ветвлением)

Какие еще типы алгоритмов вам известны? (линейный, циклический)

Какой способ представления алгоритмов по вашему мнению более понятен? Почему?

Для каких исполнителей понятны данные способы представления алгоритмов?

Постановка учебной задачи

Учитель направляет детей для формулирования темы урока, вовлекает учащихся в процесс определения цели урока, задавая наводящие вопросы. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе, выдвигают предположения относительно темы и цели урока. Учащиеся совместно с учителем формулируют цели урока.

А как же научить ПК понимать нас?

Правильно. Т.е. есть еще один способ записи алгоритмов – программ, понятных и электронным устройствам, это языки программирования. Сегодня на уроке мы познакомимся с самым простым языком программирования. Чтобы узнать его название, вам необходимо расшифровать ребус. ( Слайд 3. Приложение 1 )

Сформулируем вопросы, на которые вам бы хотелось получить ответы на уроке. ( Слайд 4. Приложение 1 )

Усвоение новых знаний

Новый материал излагается в сопровождении презентации (Слайды 6-11. Приложение 1). Учитель знакомит учащихся с АЯ, с общим видом программы на АЯ, с основными алгоритмическими операциями. Учащиеся делают конспект в рабочих тетрадях.

Алгоритмический язык — это формальный язык для записи алгоритмов в виде, промежуточном между записью алгоритма на естественном (человеческом) языке и записью на языке ПК (языке программирования). Для изучения основ алгоритмизации применяется так называемый Русский алгоритмический язык (школьный алгоритмический язык).

Алгоритмический язык с русским синтаксисом был введён в употребление академиком А. П. Ершовым в середине 1980-х годов, в качестве основы для "безмашинного" курса информатики.

К достоинствам учебного алгоритмического языка относится его простота, а также то, что алгоритм записывается на русском языке при помощи некоторого ограниченного числа слов, смысл и способ употребления которых строго определены. Эти слова называются служебными словами.


Рассмотрим основные алгоритмические конструкции на АЯ.

Полная форма ветвления:

если то

иначе
все

Неполная форма ветвления:

Цикл со счетчиком

Цикл с условием

Более подробно АЯ мы изучим на следующем уроке с помощью среды программирования Кумир на примере исполнителя Робот. Разберем решение задачи № 20.1 ОГЭ с использованием данного исполнителя.

Динамическая пауза

Учащиеся выполняют упражнения для глаз под руководством учителя ( слайд 12. Приложение 1 )

Закрепление полученных знаний. Практическая работа.

Я предлагаю вам дать сравнительную характеристику всех типов представления алгоритмов, заполнив в тетради соответствующую таблицу. Работаем по технологическим картам.

Учитель раздает технологические карты с заданиями (Приложение 2). Учащиеся выполняют на комбинированную работу: строят блок-схемы с помощью программы Pencil Project (программа ранее освоена учащимися), заполняют таблицу, делают выводы в тетради. Учитель отвечает на возникшие вопросы в индивидуальном порядке. Предусмотрено, что учащиеся уже знакомы с основными алгоритмическими конструкциями: линейный, ветвление, цикл, знают команду присваивания. Учащиеся, завершив работу, сдают тетради учителю.

Домашняя работа ( слайд 13. Приложение 1 )

Подведение итогов работы

Посмотрите на доску. Нашли ли мы ответы на поставленные в начале урока вопросы? Достигли цели?

Вопросы на экране ( слайд 13-14. Приложение 1 )

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Учитель выставляет оценки учащимся в электронный журнал. Благодарит за урок.

Список литературы

Босова Л.Л. Информатика. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций/-М.: Просвещение, 2017 г. – 144 с. – (Работаем по новым стандартам)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: организовать деятельность обучающихся по приобретению теоретических знаний в области алгоритмики и первоначальной практики использования и составления алгоритмов на алгоритмическом языке в программе Кумир.

Задачи урока:

1. формировать понятие алгоритмов, их свойств, способов описания;

2. посредством проблемных вопросов побудить обучающихся к самостоятельному осуществлению деятельности учения, постановке учебных целей, контролю и оцениванию процесса и результата собственной деятельности;

3. создать условия для практического использования теоретических знаний в области алгоритмики в программе Кумир;

4. использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов.

Тип урока: изучение нового материала.

На первом этапе урока я актуализировала знания обучающихся об алгоритмах посредством проверки домашнего задания. В ходе данной работы была организована беседа с обучающимися, направленная на выявление конкретных знаний: определение алгоритма и его свойства, применение алгоритма при решении задач. Была начата работа по побуждению обучающихся к контролю и оценке собственного результата деятельности с помощью заполнения оценочных листов.

Для того, чтобы подвести детей к самостоятельному формулированию темы и цели урока, мною была организована работа по сравнению различных способов записи алгоритмов. Дальнейшее изучение нового материала происходило на основе опорного конспекта с привлечением конкретных примеров, поясняющих термины опорного конспекта.

Так как словесная и графическая запись не вызывает затруднения у обучающихся, язык программирования и блок-схемы будут изучаться в дальнейшем, на уроке я решила более подробно остановиться на школьном алгоритмическом языке. Моей задачей было дать понятие, организовать практику применения алгоритмов на данном языке для конкретного исполнителя, и по возможности написания собственного алгоритма по данному рисунку. Для организации практической работы обучающихся мною были использованы карточки, содержащие разноуровневые задания. Каждый ребёнок должен был оценить свои возможности и выбрать соответствующие задания.

В ходе подведения итога урока дети осуществили рефлексию собственной деятельности, продолжив работу с оценочными листами. Также был организован контроль усвоения нового материала с помощью сопоставления термина с примерами различных способов записи алгоритмов.

Я считаю, что выбор теоретического, практического материала урока и использование словесных, наглядных и практических методов обучения было обоснованным. Урок цели достиг.

Читайте также: