Конспект реки в природе и на географических картах

Обновлено: 05.07.2024

Урок географии в 6 классе по теме:

Предметные - должны знать: определения реки ее части; о питании и режиме рек; называть и показывать чести речной системы; реки своего края;

Метапредметные - должны уметь: называть и показывать крупнейшие реки мира и России на физической карте; устанавливать причинно-следственные связи зависимости характера рек от рельефа территории; определять географическое положение рек и обозначать их на контурной карте;

Личностные - проявлять свои творческие способности, осознают необходимость самосовершенствования.

Образовательные ресурсы: физическая карта мира, России, репродукции картин Левитана и Васнецова.

Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование.

Метод обучения: беседа, иллюстрации, видеофильм, доклад ученика, инструктаж, практическое задание - составление схем, таблиц, выполнение творческих заданий, индивидуальный и фронтальный опрос.

Форма организации работы на уроке: индивидуальная и фронтальная.

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

Какую оболочку Земли мы изучаем?

В каких трех состояниях находится вода в природе?

Докажите, что гидросфера - единая оболочка.

Назовите составные части гидросферы.

Какова доля вод Мирового океана?

Какова доля пресных вод?

- Из окон нашей школы мы часто любуемся одним из объектов изучаемой нами оболочки Земли - рекой (Иртыш)

Обращаясь к эпиграфу урока. Записать тему урока.

- Сегодня мы познакомимся со строением реки, характером и режимом рек, ответим на вопрос: какую роль играют реки в жизни человека.

Посмотрите на картины известных художников, изображающие реки. (показ репродукции картин И.И. Левитана и В.М. Васницовского)

- Многие поэты посвятили рекам свои стихи.

Читают заранее подготовленные учащиеся.

Течет река издалека,

Течет река, течет река…

Как хорошо, когда река

И широка, и глубока!

Над ней - пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей.

О, Волга. Колыбель моя,

Любил ли кто тебя, как я?

Один по утренним зарям,

Когда еще все в мире спит,

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке…

РАСКАЗ УЧИТЕЛЯ. Беседа.

Разные чувства вызывает река у поэтов, писателей, художников, мы же попробуем сказать, что такое река.

По ходу урока учащиеся заполняют карточки с определениями (Приложение 1)

Река - это постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении - русле.

Углубление в речной долине, по которому постоянно течет вода, - это русло.

Русло - главная часть реки, располагающаяся на дне речной долины - наиболее широкого понижения в рельефе.

Исток - место, где река берет свое начало.

Одна река начинается из родника…

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника

Выбегает голубое чудо -

Русская великая река.

Показ на картине истока Волги.

Вторая вытекает из… (болота)

Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

Третья зарождается на склонах гор …

Много лет в горах подряд

Снег идет и сыплет град.

Слои осадков там велик,

И зовут его …(ледник)

Показ на картине истока Терека.

А четвертая начинается из… (озера)

Должен ответить, дружок, без труда:

Что меньше моря, но больше пруда?

Показ на картине истока Ангары.

Течет река сотни километров и где-то впадает в океан, море, озеро или другую реку.

Устье - место впадения реки в океан, море, озеро, другую реку.

Устье рек имеют разную форму. Выделяют два основных типа устья - дельта и эстуарий.

Дельта - это устье в виде низменной равнины, сложенной речными наносами и прорезанной многочисленными протоками - ветвящимися руслами.

Эстуарий - это воронкообразный залив в устье реки, глубоко вдающийся в долину.

- Устье в виде дельты имеют реки Волка, Нева, в виде эстуария - Амазонка, Янцзы. (Показ их на карте)

- Почему реки текут? (Рельеф земной поверхности неровный поэтому вода течет оттуда, где выше, туда, где ниже)

- Какую часть реки вы еще видите на схеме? (Притоки)

- Впадая в реку, другая река становится ее притоком. Давайте найдем на карте крупные притоки Волги - Оку и Каму. Одна из этих рек - правый приток Волги, а другая - левый. Как это определить?

- Определите, что такое фарватер реки (учебник, рис.133, с.182)

Речная система - река вместе с впадающими в нее притоками.

- Зарисуйте схему реки в тетрадь. (Учащиеся выполняют задания)

- Площадь, с которой в речную систему попадает вода, называется бассейном реки.

Водосборный бассейн реки - площадь суши, с которой вода стекает к главной реке и ее притоками.

- Каждая река имеет свой бассейн. Так, бассейном Амазонки является Амазонская низменность, а бассейном Оби - Западно-Сибирская равнина.

Граница между соседними бассейнами является водоразделы (горы, гряды, повышения рельефа)

- Водораздел - это граница, разделяющая соседние речные бассейны.

- Действительно, по одному сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую - в другую. В горах водораздел происходит по гребням хребтов, на равнинах - по наиболее возвышенной их части.

2. РАБОТА С КАРТОЙ.

- Водоразделы каких речных бассейнов проходят по Уральскому хребту? Покажите на карте.

3. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАСКАЗА УЧИТЕЛЯ.

Реки равнинные и горные.

- Природа наделила людей разными характерами, и у каждого человека свой, особый, индивидуальный, ни на чей больше не похожий характер. (Ответы учащихся)

Вот и реки тоже распределяются по характеру своего течения. Равнинные реки текут спокойно, плавно, в широких долинах, их скорость - 3-4 км/час. Не обладая силой, достаточной для того, чтобы проложить себе прямой путь, равнинная река обходит препятствия и вырабатывает широкую долину, по дну которой извивается русло. Равнинные реки, у которых достаточная глубина, удобный для судоходства.

Горные реки текут гораздо быстрее, чем равнинные. Они не образуют значительных извилин. Их долины узкие, глубокие. Многие реки, начинаются в горах, выходят затем на равнину; горная река становится равниной.

Это описано у М.Ю. Лермонтова

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит…

- В каких строках описан горный характер реки, а в каких - равнинный?

- От чего зависит характер течения реки? (От рельефа)

- В долинах равнинных рек есть поймы. Это прибрежные места, на которых вовремя разливов вода оставляет плодородный ил.

Пойма - это возвышающаяся над руслом часть речной долины, заливаемая водой только во время разливов рек.

- В русле реки на поверхность могут выходить горные породы, которые трудно разрушаются водой. Такие породы образуют уступы в русле реки. Вода здесь бурлит, перекатываясь через выступы или валуны. Участки русла реки с большим падением и бурным течением называют порогами.

Пороги - каменистые неровности в русле реки, возникающие при пересечении рекой твердых скалистых гор.

- Грандиозное и красивое зрелище представляет собой водопад. Водопад образуется, если река встречает на своем пути крутые отвесные уступы твердых пород.

Водопад - крутые отвесные уступы твердых пород в русле реки.

- Самый высоки в мире водопад - Анхель, самый известный - Ниагарский, самый высокий в Северной Америке - Йосемитский, самый высокий в России - Тальниковый. (Показ на карте)

- Чтобы поддерживать свой организм, мы питаемся. Чем? Кто что любит? (Ответы детей)

- Так и реки, что бы поддерживать свое течение (а вы все видели, что у реки есть течение, вода бежит-бежит и не кончается), должна питаться. Откуда берется вода, за счет чего питается река, то есть пополняет свои воды? (Ответы детей)

А питает речку подземный запас, а еще питает дождь, снег и таянье льда.

И характер питания зависит от климата.

Есть немало рек, питающихся исключительно дождевой водой. Среди них - самые полноводные реки Земли: Амазонка и Конго. Уровень воды в этих реках почти не изменяется, так как дожи выпадают в их бассейнах весь год. (Показ рек на карте)

- Талыми водами горных ледников питаются протекающие по пустыне реки, истоки которых находятся высоко в горах. Самый высокий уровень воды в этих реках - летом. Причем чем жарче летом, тем выше их уровень. Почему? К таким рекам относится, например, Амударья. (Показ реи) (Ответы детей).

- Большинство равнинных рек в нашей стране имеет смешанное питание. Весной - талым снегом, летом - дождем. Зимой, когда они покрыты льдом, единственный источник питания - выходы грунтовых вод в руслах рек. Если бы не подземное питание, реки зимой подо льдом могли бы вообще иссякнуть.

Роль различных источников питания меняется по сезонам года. В зависимости от этого формируется режим рек.

Режим реки - это поведение реки в течение года.

В режиме рек чередуется периоды с разной полноводностью. Весной в реку стекают талые снеговые воды. Они переполняют русла и заливают дно долины. Это весеннее половодье. Летом происходит сильное испарение воды из реки и с поверхности ее бассейна. И хотя выпадают дожди, главным становится подземное питание. Уровень реки понижается. Называется это явление межень. Осенью испарение меньше, чаще идут затяжные дожди. Вода в реке прибывает, уровень ее повышается. Обильные дожди могут вызывать сильные кратковременные подъемы - паводки. Зимой реки, в зависимости от климата, в разное время суток покрываются льдом.

Совсем иной режим имеют реки в других климатических условиях. Например, в экваториальном поясе они не замерзают и полноводны круглый год. Почему? (Ответы детей).

- Какие реки вы знаете в нашем крае? На каких реках вы были?

- Посмотрите на карту мира, и вы увидите на ней множество глубинных нитей, покрывающих Землю сложным узором. Это реки нашей планеты. Через горы, равнины, леса несут они свои воды - чистые и мутные, студеные и теплые, пресные и соленые. Одни реки могучи и полноводны, другие скромны и незаметны. Сколько же этих рек, больших и малых, на нашей планете? Считал ли их кто-нибудь?

Нажмите, чтобы узнать подробности

-развивать логическое мышление, умение делать выводы.

-воспитывать бережное отношение к природе;

-развивать интерес к предмету.

Конспект открытого урока:

Дата: март 2017 г.

Учитель: Ибрагимов Абдул Эмирасланович

Тип урока: урок комбинированный.

Форма урока: Беседа.

-сформировать представления о реке, ее частях, о речном бассейне и водоразделе;

-научить находить водоразделы рек, определять бассейн реки, направление течения;

-научить показывать реки;

-развивать логическое мышление, умение делать выводы.

-воспитывать бережное отношение к природе;

-развивать интерес к предмету.

Методы обучения:

Словесные: беседа, рассказ.

Оборудование:

настенная физическая карта полушарий и России,

Тип урока: комбинированный.

Организованное начало урока.

Изучение нового материала.

Закрепление и обобщение –

Организация домашнего задания.

План изучения нового материала:

Что такое река. Бассейн реки и водораздел. Реки: горные и равнинные.

Пороги и водопады. Питание и уровень реки.

Учитель: Здравствуйте. На прошлом уроке мы изучили тему Подземные воды.

Давайте повторим изученный материал!

Что называют подземными водами?

Подземные воды – это воды, находящиеся в горных породах земной коры.

Назовите типы горных пород по степени проницаемости воды.

Водонепроницаемые – глина, кальций, мрамор, базальт, гранит. Водопроницаемые – песок, гравий, галька.

От чего зависит скорость просачивания воды?

Чем крупнее поры и трещины, тем скорость просачивания будет быстрее.

Изучение нового материала.

Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении. Это углубление называют руслом реки.

Русло реки расположено на дне более широкого углубления в рельефе, называемой речной долиной. Речная долина – это относительно узкая, вытянутая в длину, извилистое углубление, образованное стекающей по руслу воды. Речная долина имеет русло, пойму и террасу. Русло – это самая низкая часть долины, занятая водным потоком. Пойма – это нижняя часть речной долины, регулярно заливаемая в половодье. Терраса – это естественная горизонтальная или слабо наклоненная площадка. Террасы бывают одиночные или в виде ступней.

У: Каждая река и ручеек имеют исток и устье. Исток – это начало реки. Устье – это конец реки. Расстояние от истока до устья реки называется длина реки.

Все самые большие реки впадают в моря, заливы, океаны. Большинство же являются притоками других рек (так р. Москва левый приток Оки, Ока правый приток Волги). Для того что бы узнать правый или левый приток Волги р. Ока, надо встать лицом к устью реки (вниз по течению). Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева, то соответственно.

Главная река со всеми притоками образует речную систему. Пользуясь атласом сравните речные системы Амазонки и Нила.

У Амазонки большое количество притоков, в отличии от Нила.

Каждая река, даже маленькая имеет свой бассейн. Откройте учебник на стр. , и выпишите определение бассейна реки. (самый большой бассейн р. Амазонки, ее площадь 7 млн км2, лишь не много меньше площади Австралии). Граница, разделяющая соседние речные бассейны, называется водоразделом. В горах он проходит по гребням хребтов, на равнинах по наиболее возвышенной их части.

Направление и скорость течения реки зависит от рельефа поверхности, по которой река течет. Равнинные реки текут спокойно, в широких долинах. Типичная равнинная река р. Волга. Ее длина 3530 км. Падение реки небольшое, средняя скорость течения меньше 1 м\с. при достаточной глубине равнинные реки удобны для судоходства. Горные реки текут значительно быстрее, чем равнинные. Они образуют большие извилины. Долины узкие и глубокие, русло занимает все дно долины. Примером такой реки может быть Терек. Он берет начало в горах Кавказа на высоте более 5 тыс. метров. И впадает в Каспийское море. Даже на спокойных равнинных реках могут быть участки, на которых течение реки резко изменяется. Выходы твердых пород, пересекающих русла и нагромождение камней, образуют пороги. Давайте запишем определение пороги – каменистые неровности в русле реки. Падая с высокого уступа, река образует водопад.

Самый высокий водопад Анхель в Южной Америке на реке Ориноко. Водопад был открыт в 1935 г. С самолета летчиком Анхелем. Поток воды падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья. Ниагарский водопад Северной Америки не относится к числу самых высоких, его высота всего 51 м. через Ниагару проходит вся вода, вытекающая из Великих Американских озер.

Реки питаются дождевой водой, талыми водами снега и льда, подземными водами. От питания реки зависит изменение ее уровня. Питание дождевое - лето начало осени, снеговое – весна, начало лета, ледникового – нет, подземное – весь год.

Общий анализ реки

Назвать и показать реку.

-определить на каком материке, и в какой его части находиться река?

-между какими меридианами и параллелями?

-относительно других объектов:

-положение относительно форм рельефа?

-в каком направлении течет?

-к бассейну какой реки(или озера, моря)относится?

Амазонка ( с Мараньоном)

Находиться на материке Юж. Америка, в центральной части.

Между 10- и 10-й параллелями с.ш. и ю.ш., 50 и 80 меридианами.

Находится на Амазонской низменности.

Берёт начало в Андах. Течет с запада на восток. Впадает в Атлантический океан. 6437км. К бассейну Атлантического океана.

Открываем дневники и записываем домашнее задание, параграф 30, выучить все определения и схемы, и закончить практическую работу.

Лист ученической тетради.

Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении.

Русло – это самая низкая часть долины, занятая водным потоком.

Пойма – это нижняя часть речной долины, регулярно заливаемая в половодье.

Терраса – это естественная горизонтальная или слабо наклоненная площадка.

Исток – это начало реки.

Устье – это конец реки.

Граница, разделяющая соседние речные бассейны, называется водоразделом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Рабочий лист учащихся.doc

Задание 1. Подпиши части реки, указанные цифрами:

hello_html_626c98c8.jpg

1 –

Прочитайте текст и сделайте вывод, какое питание имеют реки?

Вы уже знаете, что количество воды в реке не бывает одинаковым в течении всего года. Так, например, река Волга зимой имеет исключительно подземное питание, весной – главным источником воды служат талые снеговые воды, летом – дождевое и подземное.

А вот Амур разливается летом. Дело в том, что в бассейне этой реки в летнее время выпадают обильные дожди.

Реки Амазонка и Конго многоводны в течении всего года, так как в их бассейнах весь год выпадает большое количество осадков.

Река Амударья, берет свое начало в горах и бывает полноводной в летнее время, благодаря таянию ледников в горах.

Вывод: реки имеют __________________, _____________________, ___________________ и _______________________________ питание.

Задание 3. Разгадайте кроссворд, по вертикали должно получиться слово, которое определило тему нашего урока.

hello_html_43fb29bf.jpg

Углубление на дне реки, по которому течет вода?

Место впадения реки в озеро, море?

Как называется речка, впадающая в главную реку?

Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку?

Задание 4. Домашняя работа

Найдите на Физической карте России реку Волга и Енисей, опишите их речные системы по плану, заполнив таблицу:

Волга

Енисей

Левый приток.

Правый приток.

Крупный город.

Я открыл для себя:

Я еще раз убедился:

Я все же не понял:

Выбранный для просмотра документ Реки в природе и на географической карте 6 класс.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кулундинского района Алтайского края

Проект урока географии в 6 классе

hello_html_m30fde6.jpg

Разработала: учитель географии

Чугреева Евгения Анатольевна

п. Октябрьский 2014 год

Тема урока : Реки в природе и на географической карте

Тип урока : изучение нового материала.

Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши - реках.

Задачи урока:

Образовательные:

Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.

Познакомить с крупнейшими реками России, мира.

Сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных рек
Развивающие:

Уметь называть, показывать реки мира, России, мира.

Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.

Планируемый результат:

Учащиеся должны уметь:

Называть и правильно показывать реки, основные части реки, бассейн, водораздел.

Объяснять понятия: река, исток, устье, приток, бассейн, водораздел, речная система.

Описывать реку по плану.

Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, практический.

Оборудование: физическая карта полушарий и России, рисунок “Строение речной системы”, презентация к уроку “Реки”, проектор.

Организационный момент (1 мин.)

2. Интрига (2 мин.)

Я очень люблю читать и узнавать что-то. И вот однажды до меня дошла следующая информация:

Когда в 1500 году испанцы открыли побережье нынешней Бразилии, они

наткнулись на чудо природы, повергнувшее смелых мореплавателей в панический

страх. Таинственная земля низвергала в океан огромные массы клокочущей воды;

со стороны казалось, что сам ад разверзнул во всю ширь свою пасть.

Водовороты кишели стволами могучих деревьев, вырванных с корнем, а плавучие

лесные островки, оторванные от суши, усиливали ужас этого хаоса.

Суеверные испанцы крестились и испуганно спрашивали у своих попутчиков-индейцев:

- Бог, - отвечали туземцы, - великий, грозный бог!

- Амассона, - испуганно шептали индейцы; на их языке это означало

По-видимому, это было устье какой-то неведомой могучей реки. Испанцы

боязливо обходили грозные водовороты, опасаясь за участь своих судов.

Тридцать лет спустя, завоеватели Перу, вторично открыли эту реку, но на этот раз у её истоков. Даже там своей мощью она поразила пришельцев. Самый дерзкий моряк, Франсиско де Орельяна, построил бриг и пустился на нем в плавание вниз по реке; Когда много месяцев спустя он, наконец, добрался до устья реки, то стал седым - вот что сделала с ним величественная река Амазонка!

Как Вы думаете, что увидел Франсиско де Орельяна?

3.Воспоминание (4 мин)

Для начала давайте повторим материал прошлого урока.

Продолжаем изучать водную оболочку земли – а символом этой оболочки является - вода.

В каких состояниях вода находится в природе?

Докажите, что гидросфера – единая оболочка?

Давайте вспомним, какие виды круговорота воды в природе мы выделяем?

Малый круговорот, большой круговорот.

Опишите малый круговорот воды в природе?

В чем отличие большого круговорота воды в природе?

Какие виды вод суши мы знаем?

7. Отгадайте загадки:

1. Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода)

2. . Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька и солона. (Море)

3. По морю идет, идет,
А до берега дойдет – тут и пропадет.

4. Плавающая ледяная гора. (Айсберг)

5. В нее льется, из нее льется,
Сама по земле плетется (Река)

6. Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

4.Изучение нового материала (8 мин.)

Наша последняя загадка была о реке.

Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом река?

Кто из вас видел реку?

А как вы поняли, что это именно река, а не болото или озеро?

Посмотрите на картину:

Что здесь изобразил художник?

А как вы решили, что это именно река?

Используя все признаки реки, давайте попробуем ответить на вопрос: что такое река?

Река- постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле (запись темы урокам и определения в рабочий лист)

Ребята, а название каких рек вы знаете? (перечисляют)

У меня река ассоциируется с человеком, его жизнью и деятельностью.

1. Человек рождается. Место, где человек родился, называют Родиной

1. И у реки есть место рождения. Оно называется – родник или исток

Работа с рис. 132. стр. 181 учебника

2.Часто человек живет для других людей, родных и близких. Например, ваши родители живут для вас, вы – для своих детей. Это и есть смысл жизни.

2.У реки есть так же смысл жизни. Донести свои воды до моря, озера или другой реки, что бы ни нарушить круговорот воды в природе.

Место, где река впадает в море, озеро или другую реку называют – устье

Виды устьев.

Эстуа́рий – однорукавное воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря. Устья в виде эстуария имеют такие реки, как Амазонка (широкий, расположен после дельты), Енисей (Енисейский залив), Обь (Обская губа), Темза, Амур.

Дельта - форма устья с потоками, на которые делиться главное русло. Устье в виде дельты имеют такие реки, как Нил, Нева, Дунай, Волга, Лена.

Откройте в атласах физическую карту полушарий.

Как на карте обозначаются реки? На карте реки обозначаются извилистой линией синего цвета.

А пунктирной линией? (пересыхающие реки). Учитель показывает реки на карте.

Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии.

Устье: Дельта - Лена, Волга, Миссисипи; Эстуарии - Енисей, Амур, Амазонка.

3. У человека 2 руки: правая и левая

3. И у реки есть руки – рукава или притоки: правые и левые. Чтобы определить, где правый, а где левый приток надо стать по течению реки, лицом к устью, спиной к истоку. С правой стороны – правый приток, с левой – левый.

Задания по физической карте полушарий:

1. Найдите на карте и назовите притоки Волги.

2. Каким притоком у Волги является река Кама?

3.Каким притоком у Оби является Иртыш?

Пользуясь полученными знаниями, выполните задание 1 в рабочих листах.

(проверка и корректировка знаний учащихся)

Физминутка (с показом на физической карте России у доски) ( 3 мин)

1.Хомяк-турист по кличкой Полга

В круиз ушел по речке … (Волга)

2. Королевич Елисей

Прыгнул в речку …. (Енисей)

3. Дятел выбивает дробь

На сосне у речки … (Обь)

4. Из Мексики спорсменка-лама

Плыла легко по речке … (Кама)

Я рыбки хочу из речки …(Амур)

6. По берегу бежала мышь:

7. В море Лаптевых полено

Плывет весной по речке …(Лена)

8. Француз воскликнул: «Но, пардон,

Изучение нового материала (продолжение) (15 мин.)

5. У человека есть дом, где собираются его друзья, семья

5. И у реки есть дом, охватывающий все ее притоки, и называется он – речной бассейн

Выделим бассейны рек Волга, Обь, Енисей и Лена.

Что является бассейном р. Обь?

Что разделяет реки Енисей и Лена?

Что разделяет реки Обь и Волга?

Введение нового понятия.

Граница между речными бассейнами называется водоразделом.

Понижению или повышению в рельефе соответствует речной водораздел?

Повышению в рельефе.

6 Ребята, что вам необходимо ежедневно, чтобы жить?

6. И реке необходимо питание.

Как вы думаете, за счет чего пополняется вода в реке? (перечисляются источники питания рек)

Выполнение Задания 2 в рабочих листах учащихся (3 мин.)

7. Многое в жизни людей зависит от их настроения

Когда приближается время школьных каникул – у вас поднимается настроение

И у реки так же

У реки так же есть такой период, когда в одно и то же время в году поднимается уровень воды в реке. Называется этот период половодье.

Бывает время, когда у нас нет настроения, не все задуманное получается. Наступает депрессия, а может это духовная межень?

И у реки есть межень – самый низкий уровень воды в реке.

Настроение может и резко улучшиться

Что ребята вам может быстро поднять настроение?

И у реки может быть резкий, кратковременный подъем уровня воды. Называется этот режим – паводок. Обычно паводок наступает из-за ливневых дождей или резкого таяния снега, льда

8. Кем бы вы хотели стать?

Вы мечтаете создавать, творить (о хорошей работе)?

И река так же создает, творит, работает.

Углубление, которое создала река своим течением, называется – речная долина. Река, размывая горные породы, создает пороги и водопады

Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород. Река размывает более мягкие породы, а выходы трудноразмываемых твердых пород образуют пороги. Преодолевая их, вода бурлит, пенится, высоко вверх летят брызги, возникают водовороты. При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада. Водопад не остается на одном месте, он медленно “пятится” вверх по течению реки по мере того, как поток воды неуклонно разрушает ступень. Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности.

Самый высокий водопад на Земле – находится в Южной Америке, в бассейне реки Ориноко. Определите, название этого водопада по координатам: 5 0 с.ш., 62 0 з. д. (Анхель) Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья.

9. Все мы разные по характеру.

Кто-то веселый и энергичный, кто-то спокойный, уравновешенный.

9 Реки так же различаются по характеру течения. Выделяются горные: быстрые, не извилистые как Терек и равнинные: спокойные, извилистые, глубокие реки как Обь.

Задание: сравнение горной и равниной рек по картине на слайде

10. У каждого из нас есть в жизни роль, предназначение. Например, роль сына, дочери, матери

10. У реки так же есть своё предназначение.

Давайте вспомним о роли рек в нашей жизни:

Зона отдыха и т.д.

Наше представление о реках совпало с высказыванием великого писателя России

Действенное закрепление (6 мин.)

Ребята, давайте вместе вспомним основные понятия нашего урока, задание 3 (кроссворд)

Составьте рассказ о строении реки, используя как можно больше понятий и теминов (Повторяются ключевые понятия и термины урока)

Проблемные вопросы:

- На каких участках суши рек нет?

- Когда бывает ледоход на реках Австралии?

- Где находится самый высокий водопад в мире?

6. Возврат к интриге (3 мин.)

В реках на севере Бразилии иногда так же вырастают волны, которые называют поророка, что переводится как "сильный шум". В период полнолуния и когда луна начинает расти, дважды в день (каждые 12 часов) поднимается стена из воды коричневатого цвета. Река поворачивает вспять. Волна распространяется против течения реки на сотни километров вверх от устья Амазонки со скоростью 5 — 7,5 м/сек; имеет вид водяного вала, и высоту двухэтажного дома Ученые называют такие волны сбойным течением. Наиболее мощную волну можно увидеть в нижнем течении реки Амазонка.

Поророка долго не исчезает. Серфингисты, в наше время, умудряются на ней даже прокатится. Мы все привыкли к волнам в океане. Но когда человек впервые видит несущийся на него вал воды в реке – его охватывает изумление и смертельный ужас.

Урок формирования новых понятийных знаний, расширения имеющихся.

  • Сформировать понятия: река, русло, исток реки, устье, главная река, притоки, речная система, водосборный бассейн, водораздел
  • Научить учащихся сравнивать устья рек, определять левые и правые притоки, показывать на карте бассейн реки, определять водораздел, описывать речную систему.
  • Формировать читательскую грамотность учащихся.
  • текст учебника параграф 38 (с. 147-151) (В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведение. 6 класс)
  • подготовленные отрывки текстов из научно-популярной литературы;
  • карты атласа;
  • иллюстрации учебника (с. 149 рис.132).
  • самостоятельное индивидуальное чтение с последующим обсуждением в парах;
  • решение учебных задач, предполагающих получение новых знаний, с использованием карт, иллюстраций;
  • фронтальная беседа;
  • работа с контурной картой.
  • знания, представленные в устной форме;
  • знания, представленные в виде схемы на контурной карте.
  • Предметные
  • знать определения понятий “река”, “русло”, “исток реки”, “устье”, “главная река”, “притоки”, “ речная система”, “водосборный бассейн”, “водораздел”;
  • знать части реки;
  • понимать различия между речной системой и бассейном реки;
  • называть и показывать на карте крупнейшие реки мира и России;
  • определять по картам разные виды истоков и устьев рек.
  • Познавательные: выявлять главные признаки понятий, находить сходство и различие, формулировать выводы, делать обобщения; вести отбор, анализ информации из текста, графических схем, осуществлять ее преобразование, сохранение, передачу;
  • Смысловое чтение
  • Регулятивные: ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы, организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; выполнять учебное действие в соответствии с заданием;
  • Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, эффективно сотрудничать и взаимодействовать в группе при выработке общего решения в совместной деятельности, осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата.
  • Личностные: использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов, потребностей.

Технологическая карта урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1. Организационный Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Личностные (отношение к учебной деятельности)
2. Актуализация знаний (беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к определению темы урока, постановке задач)

Коммуникативные (эффективно сотрудничать и взаимодействовать в группе при выработке общего решения).

- Обсудите с соседом по парте, о чем идет речь в предложенном материале.

- Объясните, что такое исток реки и что может служить её истоком?

- Найдите и покажите на карте истоки Оби, Енисея, Лены, Волги.

2. Учащиеся работают с физической картой полушарий, определяют истоки рек Амазонка, Миссисипи, Нил. Показывают их на карте от истока до устья (важно, чтобы ребята поняли, что исток не может находиться в море или океане).

Учащиеся формулируют определение понятия “устье реки”.

3. Используя рис. “Основные типы устьев рек” в учебнике (с.149) и информацию к нему, учащиеся знакомятся с понятиями: “дельта” и “эстуарий” (“губа”).

Затем, используя физическую карту России, ученики сравнивают устья рек, называют сходство и различия:1) Волги и Северной Двины; 2) Енисея и Печоры; 3)Енисея и Оби; 4) Волги и Лены.

Используя физическую карту полушарий, сравнивают устья рек: 1) Миссисипи и Колорадо, 2) Нигера и Нила и выявляют сходство и различия.

Понятия “устье реки”, “дельта”, “эстуарий” произносится несколькими учениками.

4. Понятия “главная река”, “ притоки реки”, “левый берег”, “правый берег” формируются на примере местных рек

Затем по картам выполняется ряд заданий по определению левого и правого притоков (от простого к сложному).

- Определите, каким – левым или правым – притоком является:

1) Иртыш для Оби

2) Тобол для Иртыша

3) Алдан для Лены

4) Кама для Волги

5. Работа с контурной картой России.

Учащиеся находят Волгу, отмечают её исток и устье. Затем подписывают главную реку, её притоки (выделяют разными цветами). Вводится понятие “речная система”.

Несколько учащихся устно проговаривают определение.

6. Прочитайте фрагменты из книги “Я познаю мир” (Приложение 3)

- Обсудите в группе, о чем идет речь в предложенном материале.

- Найдите на карте территорию, которая является бассейном Оби.

- С какой территории река Лена собирает воду? Покажите на карте водосборный бассейн Лены?

- Дайте определение понятия “водосборный бассейн”.

Несколько учащихся устно проговаривают определение.

- Покажите водосборный бассейн Амазонки.

Водосборный бассейн Амазонки самый большой в мире (7 млн. км 2 ).

Назовите страны Южной Америки, которые лежат в бассейне Амазонки.

7. Работа на контурной карте

Выделяют примерную территорию водосборного бассейна Волги.

Регулятивные (выполнение пробного задания, фиксирование индивидуальных затруднений, контрольно-оценочная деятельность).

Коммуникативные (участие в учебном диалоге, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, умение работать с текстом).

Обговаривает вначале с учащимися замысел рассказа.

1.Сегодня я узнал.

2. Было интересно.

5. Мне понравились задания.

Личностные (самооценка на основе критериев успешности, адекватное понимание успешности или неуспешности).

2. Географическая задача.

Определите, бассейнам каких океанов принадлежат реки Евразии: 1) Хуанхэ и Янцзы; 2) Енисей и Лена; 3) Дунай и Днепр.

Читайте также: