Конспект урока серафимович железный поток

Обновлено: 03.07.2024

2 СЛОЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ I мировая война; Октябрьская революция; гражданская война; политика военного коммунизма; НЭП.

4 В ТУ НОЧЬ ДО РАССВЕТА МЕЛЬКАЛА ИГОЛКА: СШИВАЛИ МЫ ПОЛОСЫ КРАСНОГО ШЁЛКА ПОЛОТНИЩЕМ ДЛИННЫМ, ПРЯМЫМ… МЫ СШИЛИ КРОВАВОЕ ЗНАМЯ СВОБОДЫ, МЫ БУДЕМ ХРАНИТЬ ЕГО ДОЛГИЕ ГОДЫ, НО МЫ НЕ РАССТАНЕМСЯ С НИМ! Д.БЕДНЫЙ Д.БЕДНЫЙ ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

6 ПОЛИТИКА ВОЕННОГО КОММУНИЗМА В ПОПЫТКАХ ЧАСТНУЮ ТОРГОВЛЮ ЗАПРЕТИТЬ ПРО ПРОДРАЗВЕРСТКУ ВЛАСТЬ НОВАЯ ЗАГОВОРИЛА. В РАСПРЕДЕЛЕНИИ, ОПЛАТЕ УРАВНИЛОВКУ ВМЕНИТЬ, ВОЙНУ ЗАКОНЧИТЬ ПОСКОРЕЙ СПЕШИЛА.

7 НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЧТОБ ВЫВЕСТИ ИЗ КРИЗИСА СТРАНУ, ВОССТАНОВИТЬ НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ПЕРЕД КРЕСТЬЯНСТВОМ ЧУВСТВУЯ ВИНУ, ВЛАСТЬ ЧЕРЕЗ ЭКОНОМИКУ БОРОЛАСЬ С РАЗГИЛЬДЯЙСТВОМ.

8 Особенности литературы 20-х гг. В сфере литературы раскол общества, завершившийся революцией и гражданской войной, выразился в том, что после 1917 года литературный процесс развивался по трем противоположным и часто почти непересекающимся направлениям.

11 Своеобразие литературного процесса Освоение нового жизненного материала; Освоение нового жизненного материала; новый герой – народ как субъект исторического процесса; новый герой – народ как субъект исторического процесса; новый конфликт, новый язык. новый конфликт, новый язык.

14 И.БУНИН А.КУПРИН З.ГИППИУС Д.МЕРЕЖКОВСКИЙ И.ШМЕЛЁВ К.БАЛЬМОНТ Эмигранты…

15 М.ЦВЕТАЕВА В.НАБОКОВ Н.ГУМИЛЁВ О.МАНДЕЛЬШТАМ Л.АНДРЕЕВ … Эмигранты…

18 Н. С. Тихонов Воспевал мужество, стойкость, несгибаемую волю борцов за революцию. Волнистая, цветная, огневая, Ковыльная, качаясь и шурша, Пленительная, звонкая, живая, Как чеховская повесть хороша.

19 Э. Г. Багрицкий Ненависть к старому миру, миру собственников, стяжателей, мещан. Поэт-романтик. Нас водила молодость В сабельный поход, Нас бросала молодость На кронштадтский лёд.

20 М. А. Светлов М. А. Светлов Лиризм, задушевность, мягкий юмор характерны его поэзии. хату покинул, Пошёл воевать, Чтоб землю в Гренаде Крестьянам отдать.

29 ОПОЯЗ – общество изучения поэтического языка Русская литературоведческая школа гг. Представители – Ю. Тынянов, В. Шкловский.

31 1929 год Всё изменилось. Всё изменилось. Этот год ознаменовал начало травли Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка. С этого года было резко нарушено относительное равновесие сил. С этого года было резко нарушено относительное равновесие сил. В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы. В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы. Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях. Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях. Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов. Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов.

Проблемы, поставленные в романе Серафимовича, перерастают временные рамки, сохраняя актуальность и в наши дни. Человек и война - это и проблема личности в революции, и проблема гуманизма и революционной целесообразности. "Что война делает с человеком? " - вот главный вопрос. На первом плане - не романтика подвига, не героический пафос - кровь.

ВложениеРазмер
zheleznyy_potok._materialy_k_izucheniyu_romana_a.s.serafimovicha.docx 25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Ногинского филиала ГОУ ВПО МГОУ

Человек и война

в литературе 20-х годов

Опыт современного прочтения

Материалы к уроку

Проблемы, поставленные Серафимовичем, не вмещаются во временные рамки, перерастают их, сохраняют актуальность и в наши дни; роман имеет не конкретно-историческое, а общечеловеческое значение.

ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА

Не было людей — было кишевшее,

переплетшееся кровавое зверье…

Где же человеческое в человеке? Откуда это страшное пренебрежение к человеческой жизни, равнодушие к чужой крови?

Где начало утраты нравственного чувства, изначально заложенное в человеке?

Главное условие человеческого существования, основа нравственности — труд. А если работа созидательная заменяется разрушающей, губящей — наступает время кровавой жатвы, и можно ли остаться человеком?

Какова же позиция автора? Здесь, как, впрочем, и во всем романе, нет прямой авторской оценки происходящего, но можно ли сомневаться в его отношении к описанному? За кажущейся отстраненностью — не бесстрастность, а беспристрастность повествователя, предоставляющего читателю право делать выводы — читателю думающему, чье сознание не сковано идеологическими установками. Это позиция писателя-гуманиста, не потерявшего надежду пробудить в человеке человеческое.

«И идут без имен святого

Все двенадцать — вдаль.

Ко всему готовы,

«Стали рубить детей. Атаманша на коленях волочилась с разметавшимися косами, неотдираемо хватаясь за их ноги. Один укоризненно сказал:

-Чого ж кричишь, як ризаная? От у мене аккурат як твоя дочка, трехлетка. В щебень закопалы там, у горах, - та я ж не кричав.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Двадцатые годы

Описание презентации по отдельным слайдам:

Двадцатые годы

Центральные исторические события начала XX века: Октябрьская революция Гражд.

Центральные исторические события начала XX века: Октябрьская революция Гражданская война

П Л А К А Т Ы Р О С Т А

П Л А К А Т Ы Р О С Т А

БЕЛЫЕ ВОЗМОЖНО КРАСНЫЕ

БЕЛЫЕ ВОЗМОЖНО КРАСНЫЕ

Век разбитых сердец… Век разбитых судеб… Век разбитых жизней…

Век разбитых сердец… Век разбитых судеб… Век разбитых жизней…

Александр Серафимович Серафимович (Попов) (1863-1949) Родился в семье есаула.

Александр Серафимович Серафимович (Попов) (1863-1949) Родился в семье есаула войска Донского. Детские годы провёл в Польше .В 1883 году окончил гимназию и поступил на физико –математический факультет Петербургского университета. Сближается с революционно настроенными студенческими кругами. В 1887году привлечён по делу А.Ульянова и сослан в Архангельскую губернию под надзор полиции, где пробыл 3 года.

Епифан Иович Ковтюх- прото - тип Кожуха , командира армии таманцев. Актёр Ни.

В основе сюжета- победный путь Таманской армии через районы, занятые белыми.

В основе сюжета- победный путь Таманской армии через районы, занятые белыми. Время действия- последние дни гражданской войны

Мирные И военные картины романа

Мирные И военные картины романа

«Это настоящий художник, большой человек. Серафимович принадлежит к тому поко.













В роли Бени Крика актёр И. Берсенев 1928 год.

В роли Бени Крика актёр И. Берсенев 1928 год.








  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 017 материалов в базе

Материал подходит для УМК

А. С. Серафимович (1863—1949)

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.11.2015 2182
  • PPTX 10.8 мбайт
  • 72 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шумарина Ирина Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Революционные события начала прошлого века не обошли стороной никого. Много трагедий принесла революция, но также было совершено множество подвигов, раскрывающих истинную мощь людского духа и стремление выжить. Роман Александра Серафимовича “Железный поток”, написанный в 1943 году и посвященный походу Таманской армии летом 1918 года через Кубань, является многогранным изображением трагедии гражданской войны.

Тематика войны, страшной и разрушительной, красной нитью проходит через все произведение. В любой войне нет победителей

и побежденных, а тем более в гражданской. Этот роман нельзя назвать написанным “под заказ” для изображения победы советов над белыми. “Железный поток” является результатом анализа автором самой сути России того времени, с ее контрастами, поисками и убеждениями.

Сюжет произведения описывает поход и трансформацию Таманской армии в 1918 году. Поначалу колонна полуголодных, изможденных людей, не совсем отчетливо понимающих суть событий и воспринимающих только личные ценности и беспокоясь только о собственном спасении, под предводительством Кожуха, замечательного и умелого стратега,

превращается в полноценную армию людей, наводящую ужас как на восставших казаков, так и на белых. Основной идеей, которую доносит автор, является возможность спастись и победить, исключительно объединив силы.

Несмотря на кажущуюся перспективу очерстветь и ожесточиться, ведь этот поход сопровождался многочисленными кровопролитиями и потерями, люди не только не деградировали в этом плане, но также обрели четкую цель и новые гражданские ориентиры.

Основная проблематика произведения раскрывается в неоднозначности общественно-политических процессов, соотношении свое – общее, которое затем трансформируется в качественно новое восприятие мира.

”Железный поток” – символ несгибаемости и твердости воли, как предводителя колонны Кожуха, так и всех участников похода, которые смогли объединиться не только ради выживания, но и сформировали новую формацию людей с мощной мотивацией перемен, несмотря на трагические потери.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: Показать неизбежность трагической судьбы человека в переломные моменты истории; понять, в чем особенность изображения Бабелем исторических современных ему событий.

Развивающие: Формировать навыки анализа текста, развивать устную монологическую речь, формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности (самостоятельному чтению и анализу художественных произведений, исследовательской работе).

Воспитательные: Воспитывать у учащихся гражданскую позицию, развивать чувства милосердия, сострадания, умение понять боль другого человека.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, песня “Марш Буденного”, репродукции картин о Гражданской войне, эпиграфы, текст рассказа “Письмо” для анализа, таблица “Последствия Гражданской войны”.

Оформление доски:

Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный.

Летопись будничных злодеяний теснит меня неутомимо, как порок сердца.

Таблица “Последствия Гражданской войны”

8 -13 млн. человек погибло от голода, холода, болезней, террора.
Из них 1 млн. бойцов Красной Армии.
Сколько погибло “белых”, крестьян-повстанцев – никто не считал.
2 млн. человек эмигрировали из России.
Промышленное производство упало до 20% от уровня 1913 года..
Сельское хозяйство сократилось вдвое.
Ущерб народному хозяйству составил 50 млрд. золотых рублей.

ХОД УРОКА Вступительная беседа.

Революция и Гражданская война круто изменили Россию, вошли в жизнь каждого человека, ломая, калеча, уродуя людские тела и души. Страшна любая война, потому что она несет смерть, горе, боль, разрушения, но война гражданская страшна и бесчеловечна вдвойне.

Изображение гражданской войны стало одной из главных тем русской литературы 20 века. Эта война, потрясшая огромную страну, осознавалась в литературе по-разному: и как трагедия народа, и как романтически окрашенное великое событие, закрепившее победу большевиков в революции.

– Вспомните, в произведениях каких писателей нашла свое отражение тема гражданской войны? ( М. Булгаков “Белая гвардия”; Б. Пильняк “Голый год”, “Повесть непогашенной луны”; Д. Фурманов “Чапаев”; А. Серафимович “Железный поток”; И. Бабель “Конармия”; А. Фадеев “Разгром”)

В России Гражданская война шла в течение 5 лет, с 1917 по 1922 год. “Обычно Гражданскую войну определяют как вооруженную борьбу за власть между представителями различных классов и социальных групп. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри народа, нации, зачастую между земляками, соседями, сослуживцами или друзьями и даже родственниками. Это трагедия, надолго оставляющая незаживающую рану в сердце нации и надломы в ее душе”. (Гражданская война в лирике и прозе. М, 2002г.)

Учитель зачитывает данные таблицы “Последствия Гражданской войны”.

– Как вы можете прокомментировать эти данные? Какие чувства они в вас вызывают?

Учитель: В конармейском дневнике И. Бабеля находим такие строки: “Почему у меня непроходящая тоска? Потому что далек от дома, потому что разрушаем. Идем, как вихрь, как лава, всеми ненавидимые, разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде”.

Панихида – это церковная служба по умершему, траурные речи. Кого, что оплакивает Бабель? Сегодня нам предстоит в этом разобраться. На основе своего конармейского дневника Бабель написал сборник новелл “Конармия”. Отношение к этому сборнику у критиков было разное: кто-то увидел здесь чуждую революционной позиции “поэтизацию бандитизма”, а Горький заявил, что увидел в “Конармии” героев, похожих на запорожцев Гоголя. Шли споры, как понимать и принимать это произведение. То ли это очернительство революционной истории, то ли революционная романтика. Кто же этот человек, который своим произведением внес такую сумятицу в ряды критиков?

РАССКАЗ УЧЕНИКА О БАБЕЛЕ

В течение 7 лет Бабель испробовал множество профессий и многое познал. Он был солдатом на румынском фронте, служил в ЧК, в Наркомпросе, в продовольственных экспедициях, воевал в Северной армии против Юденича, в Первой Конной армии Буденного, работал в Одесском губкоме, был репортером различных газет. Как вспоминал сам Бабель, “только в 1923 году я научился выражать мои мыли ясно и не очень длинно. Тогда я вновь принялся сочинять”.

Бабель известен как автор двух циклов очень ярких новелл: “Одесские рассказы” и “Конармия”. По ложному обвинению в мае 1939 года писателя арестовали, а в январе 1940 расстреляли. Через 14 лет его реабилитировали. Военный прокурор написал в заключении: “Что послужило основанием для ареста, из материалов дела не видно, так как постановление на арест было оформлено… через 35 дней после ареста Бабеля”.

Учитель: Самые сильные впечатления оставила у Бабеля служба в рядах Первой Конной армии, которой он посвятил свою знаменитую повесть “Конармия”. Писатель приехал туда в качестве корреспондента газеты “Красный кавалерист” и должен был писать статьи и вести дневник военных действий. Наблюдая за тем, что происходило, Бабель думал о судьбе революции. Теперь она представлялась ему не такой, как со стороны. Он не мог понять той ненужной жестокости, что была вокруг.

Свои наблюдения он записывал в личный дневник, который и оформился позднее в цикл рассказов.

Краткий исторический сценарий таков: опьяненный успехами на фронтах совнарком отправляет Конармию в поход на Варшаву с целью восстановления довоенных границ России. Поход заканчивается полным крахом. Западная Украина отходит Польше, а Бессарабия – Румынии. Основную массу конной армии составляли казаки, которые во времена Российской империи были привилегированным сословием. А в революцию они метались между “белыми” и “красными”. На этом драматическом фоне происходят основные события книги.

(Звучит песня “Марш Буденного”).

Вся страна тогда распевала этот бравурный марш. Бойцы Первой Конной армии были героями эпохи. А какими их увидел Бабель? Какими показал в своей знаменитой книге?

2. Особенности бабелевской прозы.

В своей критической статье Евгений Шкловский пишет: “И.Эм.Бабель пользуется двумя противоречиями, которые у него заменяют роль сюжета:

И.Эм.Бабель пользуется следующими художественными приёмами:

антитеза – противопоставление. У него всё строится на противопоставлении.

рефлексия – размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания.

гипербола – преувеличение

диалог – разговор 2, 3, 4 и более лиц (Бабель мастер диалога).

В рассказах Бабеля диалоги – это скорее, монологи, направленные в никуда, риторика, как средства самоутверждение персонажа. Они говорят не только друг с другом, сколько с миром, ёмкой спрессованной фразой заявляя о себе.

Любая фраза – это их выход на сцене бытия, как в античной трагедии. И в этом плане бабелевские рассказы – удивительный сплав эпоса, трагедии и лирики.

И.Эм.Бабель во многих рассказах предоставляет слово самому персонажу, стилизует произведение под документ, будь то докладная, письмо, объяснительная или сказ.

Главное, что в этих формах ярко выражается сознание тех людей, которые были захвачены ветром революции и гражданской войны, принеся в неё свои представления, часто смутные и фантастические.

Язык – стиль речи, сложный противоречивый сплав, который выражает не только их происхождение, но и образ мышления. Г.Горбачёв, писатель, писал: “В передаче Бабеля на фоне утрированного часто до пародии литературного приподнято-романтического языка великолепно ощущаются: язык крестьянско-солдатский с внедрёнными в него элементами традиционно-торжественного (“поклон от бела лица до сырой земли”) или сказочного (“я там был, самогон-пиво пил”) народного стиля и вульгаризированного газетно-митингового жаргона, в рассказах (“Письмо”; “Соль”; “Тимошенко и Мельников”), одесский полублатной жаргон налётчиков-евреев; речь талмудистов западного края, переработанная мещанским бытом города, крестьянская речь с искажёнными отражениями церковной поэзии, бульварно-трактирного говора и обыденного интеллигентного жаргона…”

И.Эм.Бабель запоминается в рассказах, а рассказы запоминаются не сюжетами или событиями, а уникальной интонацией и цветовой гаммой, контрастами и сочетаниями слов, афористичностью и своеобразием речи персонажей.

И.Эм.Бабель сливает воедино разнонаправленные стилевые элементы текста, которые часто противоречат друг другу:

Читайте также: