Конспект урока семейство розоцветные

Обновлено: 02.07.2024

Формы организации познавательной деятельности ученика на уроке: работа в творческих группах, анализ схем, работа с учебным текстом, игровые ситуации.

Тип урока: комбинированный.

Педагогические технологии, используемые на уроке: личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения.

Методические приемы, приводящие к активному усвоению знаний: создание ситуации успеха, эвристическая беседа, игровые ситуации, диалогические методы, .

Образовательная программа: Н.И. Сонин “Многообразие живых организмов”, 7 класс.

Прогнозируемый результат:

  • ученик должен уметь
  • назвать общие признаки растений семейства розоцветные, класса двудольные растения;
  • привести примеры наиболее распространенных видов и сортов растений;
  • характеризовать строение вегетативных и генеративных органов;
  • обосновать влияние деятельности человека на многообразие видов розоцветных растений, последствия этой деятельности;
  • распознать растения семейства розоцветные;
  • сравнить различные представители данного семейства.

Дифференцированные задания на уроке:

  • 1 группа – сочинить сказку на тему “Семейство розоцветные”,
  • 2 группа – инсценировать сказку,
  • 3 группа – рассказ о представителях семейства, дифференцированное домашнее задание.

Средства обучения: компьютер, таблицы.

Принципы организации познавательной деятельности на уроке:

  • самодеятельность учащихся
  • самоорганизация учащихся
  • развитие личности
  • формирование коллективизма
  • принцип ролевого участия
  • принцип психологического обеспечения

Этапы урока:

  1. организационный момент;
  2. этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний;
  3. усвоение новых знаний;
  4. закрепление новых знаний;
  5. информация учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний

На прошлых уроках мы с вами начали изучать представителей отдела Покрытосеменных.

Давайте повторим изученный материал.

Далее повторяем систематическое положение отдела Покрытосеменные.

3. Усвоение новых знаний

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним семейством, относящимся к классу Двудольных.

Необходимо сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Чтобы выполнить это задание, вы должны отгадать - о каких растениях говорится в загадках?

Зачитываю загадки, ребята отгадывают, проверяем на слайдах (Слайд 2-4, приложение 1)

Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна, нежна.
Но тронешь меня невзначай,
Почувствуешь, как я сильна.
(Роза)

Сижу на дереве,
Кругла, как шар,
Красна, как кровь,
Сладка, как мед.
(Вишня)

Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет –
Всяк поклон отдает
(Земляника)

Подумайте, к какому семейству относятся эти растения? Правильно, к семейству розоцветные (Тема записывается на доске и в тетради. (Слайд 5, приложение 1))

Цель нашего урока - выявить признаки растений семейства розоцветные. Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы добиться этой цели? Учащиеся самостоятельно формулируют задачи.

Характеризовать каждое семейство мы будем по плану:

  1. План - характеристика семейства представлен на инструктивном листе.
  2. Количество видов
  3. Представители
  4. Жизненные формы
  5. Строение вегетативных органов
  6. Строение генеративных органов
  7. Значение

Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. В основном они принимают участие в образовании 2 яруса и подлеска в лесах и кустарниковых зарослях. т.к. среди них мало естественных древесных форм. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека Плодоводство главным образом основано на представителях этого семейства. Многие представители отличаются необычайной декоративностью, их можно назвать основой для выведения сортов культурных декоративных деревьев и кустарников.

- Сейчас мы с вами попадем в сказочную страну, где растения могут с нами говорить.

Ребята разыгрывают сказку, во время которой открываем слайды 7-18.

Учитель: Алиса брела по странному парку зазеркалья. Вокруг было много растений. По каким то признакам напоминающим друг друга . Наконец она увидела розы.

- Как жаль, что цветы не умеют разговаривать - сказала Алиса.

- Разговаривать мы умеем и даже громче тебя, просто мы считаем, что не удобно начинать разговор первыми-ответила белая роза.

-Ой, помогите мне разобраться, какие растения растут вокруг –попросила Алиса.

-Это все представители семейства розоцветных

  • вот: это - травянистые: земляника, гравилат, лапчатка
  • это полукустарники: малина., ежевика
  • это кустарники: калина, шиповник, вишня
  • а это деревья: яблоня, груша, абрикос, слива

-Почему же они все розоцветные?-продолжала Алиса.

-Потому, что они имеют признаки одного семейства.

-У них корневая система стержневого типа - стебель прямостоячий или ползучий.

-Лист простой(цельный) или сложный(тройчатый или непарноперистый)

- Листорасположение - очередное или супротивное, часто с прилистниками.

- Но самое главное это цветок – обоеполый с двойным околоцветником, чашелистиков 5 (причем они разной формы, поэтому цветок ассиметричный), лепестков 5, но может быть и много, тычинок тоже5 или много, пестик 1,5 или много.

Опыляют их насекомые

  • цветы могут быть одиночные или собраны в соцветия-кисть, щиток.
  • а еще у них самые разные плоды: многоорешек, ягода, семянка, костянка или яблоко.

- Ой, спасибо вам розы, я так много интересного узнала.

Учитель: Алиса побежала по парку дальше,а розы замолчали.т.к.у них теперь не было собеседника.

Во время того, как показывается сказка, учащиеся в своих Инструктивных картах дают характеристику семейства.

Вы прослушали сказку, давайте проверим, как вы справились с заданием.

4. Закрепление новых знаний

Эвристическая беседа по материалу:

  1. Сколько видов входит в состав данного семейства.
  2. почему растения этого семейства образуют в лесу в основном 2 ярус?
  3. какие жизненные формы встречаются у представителей данного семейства?
  4. какие особенности есть в строении вегетативных органов?
  • корня
  • стебля
  • листа( +листорасположение + жилкование)
  1. особенности генеративных органов
  • цветок
  • плод
  1. Растения этого семейства играют огромное значение в жизни человека. Давайте ознакомимся с некоторыми из них (Учащихся демонстрируют ранее подготовленные презентации – пищевые, лекарственные, дикорастущие Розоцветные (приложение 1))

По ходу презентации учащиеся выполняют задание в Инструктивной карте (приложение 2).

Подведение итогов урока, выставление оценок

5. Домашнее задание

Записи в тетради и Инструктивной карте.

Рефлексия по итогам урока

Нарисовать вазу, вырезать из самоклеящейся бумаги белые и красные розы-поставить розу в вазу (белая-понравилось, красная-нет)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Семейство Розоцветные. 6 класс..docx

Волкова Татьяна Викторовна,

Поурочный план

Дата ______

Предмет: биология

Тема урока № 44. Семейство Розоцветные.

Тип урока: комбинированный с элементами исследования и проектирования.

Цель: познакомить учащихся с характерными признаками семейства Розоцветные.

Образовательные: познакомить учащихся с отличительными признаками, многообразием и значением растений семейства Розоцветных; показать их биологические особенности;

Развивающие: продолжить формирование умения составлять морфологическую характеристику растения, разви вать интеллектуальны е умени я (анализировать, выделять главное, обобщать), культур у речи учащихся .

Воспитательные: создать условия для воспитания коммуникативности; совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой при выполнении домашнего задания

Оборудование: презентация, гербарий растений семейства Розоцветных.

«На свете чудеса рассеяны повсюду

Содержание учебного материала

I. Организаци

Сегодня замечательный день! Сегодня со мной происходит только самое хорошее!

Я себе нравлюсь. Я счастливый человек. Я здорово учусь!

Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение)

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

Управление и лидерство в обучении

Использование ИКТ в преподавании

Преподавание и обучение в соответствии

с возрастными особенностями учеников

Обучение критическому мышлению

II . Актуализация опорных знаний

Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства крестоцветных:

Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.

Венчик цветка состоит из 6 свободных лепестков.

Венчик цветка состоит из 4 свободных лепестков.

Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные.

Плод – стручок или стручочек.

Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.

Ответы: 2, 3, 6, 8. 9.

б). Из предложенного списка растений выберите те, которые относятся к семейству Крестоцветные:

1.Капуста белокочанная. 2. Фасоль обыкновенная. 3. Редька дикая. 4. Горох посевной. 5. Ромашка аптечная. 6. Горчица белая. 7. Клевер белый. 8. Вишня обыкновенная. 9. Ярутка полевая. 10. Сурепка обыкновенная.

Ответ: 1, 3, 6, 9, 10).

Назовите основные признаки покрытосеменных растений?

Что такое цветок?

Назовите главные части цветка?

Какие цветки называются обоеполыми, какие раздельнополыми?

Что называют соцветием? Каково биологическое значение соцветий?

Что называют опылением?

Какие способы опыления вы знаете?

Какую функцию выполняет плод?

Что образуется из оплодотворенной яйцеклетки?

Что образуется из центральной клетки?

Из чего образуется семя?

III . Мотивация

У Садовника была дочь Вишня. Однажды она сидела у ворот и стерегла родительский огород, на котором росли: редька, капуста, хрен, репа, горчица и т.д.

Разозлился Северный ветер и принялся ловить Вишенку. А та шмыгнула в мышиную нору. Северный ветер очень рассердился и уничтожил нору своим холодным дыханием.

Садовник горько плакал о своей Вишенке. Слезы садовника капали на землю, и на ней выросло дерево. В память о дочери Садовник назвал его Вишней.

- Назовите героев сказки.

- Как сказка связана с эпиграфом урока?

- Что вам известно о растениях, которые упоминаются в сказке и эпиграфе?

IV . Изучение нового материала

а). Название следующего семейства дало растение… Родовое название образовано от греческого слова rhodon – красный – из- за окраски плодов и цветков этого растения. Оно воспето поэтами всех времен и народов:

«О ней поют поэты всех веков,

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот сверток нежных лепестков,

Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна, нежна.
Но тронешь меня невзначай,
Почувствуешь, как я сильна.

Правильно, наше следующее семейство называется Розоцветные.

б). К семейству относится около 120 родов и 3000 видов. В Казахстане произрастает 35 видов. Розоцветные распространены почти во всех областях земного шара, где могут расти цветковые растения, но основная их часть сконцентрирована в умеренной и субтропической зонах северного полушария.

в). Среди растений этого семейства встречаются древесные, кустарниковые и травянистые формы растительности.

Самостоятельная работа: используя материал учебника под редакцией К. Кайыма на стр. 89 выпишите жизненные формы растений данного семейства и приведите примеры.

Внешне розоцветные отличаются между собой строением органов. Например, листья у шиповника перистые, а у яблони и многих других растений - цельные. Стебли у большинстве розоцветных прямостоячие, с длинными междоузлиями, а у земляники - вертикальные, очень короткие, имеют розетку листьев, из пазушных почек образуются ползучие побеги - усы.

Почему же такие разнообразные по внешнему виду растения, принято относить к одному семейству?

Объединяющим признаком для растений большинства семейств является строение цветка.

г). Для того, чтобы выяснить строение цветка и плода растений семейства Розоцветные проведем лабораторную работу.

Цель : изучить строение цветка и плода растений семейства Розоцветные.

Оборудовани е : гербарные образцы представителей семейств класса Двудольные.

Определение формулы цветка семейства Розоцветные по диаграмме.

Определение формулы с помощью модели цветка вишни.

Определение формулы цветка с помощью гербария и рисунка цветка шиповника.

(Старая легенда о шиповнике:

полюбила девушка казачка пригожего, а атаман станичный сам на неё виды имел. Заслал сватов, но получил отказ. Решил атаман увести насильно девушку к себе. Но казачка вырвалась и убежала к реке, пронзила грудь кинжалом. Хлынула кровь на землю, и на этом месте вырос красный шиповник с шипами, защищающими от злых людей).

1-я группа. Вишня

2-я группа. Яблоня.

3-я группа. Малина.

3.Работая с гербарием определите тип соцветия:

1-я группа. Вишня

2-я группа. Яблоня.

3-я группа. Черемуха.

4.Внесите полученные результаты в таблицу.

5. Вывод: Почему шиповник, яблоню и лапчатку объединяют в семество Розоцветные?

е). Характеристика Семейства Розоцветные:

2. Сильно разросшееся цветоложе (выпуклое, вогнутое или плоское).

3. Соцветие или одиночные цветки.

4. Плод – яблоко, ягода, орешек, многоорешек, костянка и многокостянка.

Давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс,
Там продолжим наш рассказ.

ж). В виде кластера изобразите значение растений Розоцветные в природе и жизни человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Организационный момент

- подготовка аудитории к работе

2. Проверка знаний.

Сегодня мы с вами тоже совершим путешествие по океану знаний в страну, которой нет на карте, но с жителями этой страны вы немного знакомы. Это страна покрытосеменных или цветковых.

В пути вам предстоит выполнить ряд заданий, прежде чем мы остановимся на конечном пункте путешествия. (Слайд 1)

-Назовите характерные признаки покрытосеменных растений.

- Какие редкие цветковые растения вам известны?

- Какую роль в жизни покрытосеменных растений играет цветок?

- Какие части цветка являются главными, и почему?

I. Для того чтобы продолжить наше путешествие необходимо пройти тестирование.

Побег – стебель с расположенными на нем листьями и почками.

Цветковыми называют растения, которые цветут хотя бы раз в жизни.

Цветок – видоизмененный побег, на месте которого созревает плод с семенами или одним семенем

Чашечка образована яркоокрашенными лепестками

Венчик образован зелеными листочками – чашелистиками

Главные части цветка – чашечка и венчик

Главные части цветка – пестик и тычинка

Тычинка состоит из широкой нижней части – завязи, узкого столбика и рыльца

Тычинка состоит из тонкой тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца

Пестик состоит из тонкой тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца

Плод развивается из завязи

Плод развивается из столбика

Околоцветник, образованный венчиком и чашечкой, защищает внутренние части цветка от повреждений и может привлекать насекомых-опылителей

Для цветковых растений характерно двойное оплодотворение

II. Проверьте свои ответы на экране (Слайд 2)

Ответы: 1, 2, 3, 7, 9, 11, 13, 14. Проанализируйте ошибки. Нет ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; более 3 – 3

3. Изучение нового материала:

Признаки однодольных и двудольных растений

Двудольные и однодольные – основные классы отдела покрытосеменных.

Бежит тропинка через лес

Ныряет влево вправо

Куда ни глянь цветы вокруг

Да по колено травы

На пути нашего следование перекресток. У перекрестке стоит столб, а на нем две стрелки.





На право пойдешь к двудольным попадешь. На лево пойдешь к однодольным попадешь.

Давайте выясним признаки однодольных и двудольных растений. У вас на столах лежат гербарные экземпляры однодольных и двудольных растений. (?) По каким признакам отличаются эти растения.

Используя иллюстрации учебника, текст на стр. 82-83 заполните таблицу (Задание 2 в маршрутном листе)

Основные признаки классов

1. Кол-во семядолей в зародыше

2. Строение корневой системы

3. Жилкование листьев

Из предложенных растений, определить какое растение относится к классу двудольных, свой ответ обоснуйте.

Семейства класса двудольные

Класс двудольные включает ряд семейств. Мы будем рассматривать не все семейства, а только некоторые, представители которых широко распространены на территории нашей страны и многие из них имеют важное хозяйственное значение. (Слайд 3)

Семейство розоцветных, общая характеристика (Слайды 4-7)

О каком растении идет речь? Это - … А семейство называется …

Правильно, наше следующее семейство называется розоцветные.

Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Что бы вы хотели узнать? С чем познакомиться?

Слайд 1. Давайте запишем тему нашего урока (презентация)

Учитель: Это семейство также называют семейством розановых или розовых. К этому семейству относится около 3000 видов 120 родов. Розоцветные распространены преимущественно в странах северного полушария с субтропическим и умеренным климатом, но некоторые виду произрастают и в странах южного полушарий. Среди растений этого семейства встречаются как древесные и кустарниковые, так и травянистые формы растительности (преимущественно многолетние травы). Среди растений семейства встречаются даже вечнозеленые виды (например, дриада точечная, лавровишня лекарственная).

(?) Почему столь непохожие друг на друга растения относятся к одному семейству?

На столах гербарии семейства розоцветных.

2.Подсчитать количество лепестков, чашелистиков, тычинок и пестиков (дополнительно использовать рисунки учебника)

Цветки растений семейства розоцветные правильные, обычно обоеполые (цветы морошки разнополые, растение двудомное ). Они имеют двойной околоцветник, состоящий из 5 чашелистиков и 5 (в редких случаях 4-6 ) лепестков. Тычинок в цветке множество, а пестиков может быть множество (как у малины, ежевики, клубники, шиповника ) или один ( как у вишни, сливы ). Если тычинок в цветке много, то они как правило, расположены в несколько кругов и различаются по длине тычиночных нитей. Попробуй написать формулу цветка растений этого семейства.

(К доске выходят 2 ученика, каждый из них пишет вариант формулы растений семейства розоцветные. Класс проверяет и исправляет возможные ошибки).

Учитель: Формула цветка растений семейства розоцветные может выглядеть так:
3. Вывести формулу цветка * Ч5 Л5 Т- П1 или так : * Ч5Л5Т –П-.

Но посмотрите на строение цветка розы ( учитель демонстрирует засушенный или живой цветок розы). Разве у него пять лепестков?

Учащиеся: У этого цветка множество лепестков.

Учитель: Но почему же мы не написали и такую формулу цветка?

( Дети делают свои предположения, учитель исправляет ошибки и дополняет сказанное ).

Учитель: Дело в том, что у розы махровые цветки образуются благодаря видоизменению тычинок в лепестки венчика. Настоящих лепестков у нее только пять, а все остальные – видоизмененные тычинки. Такие махровые цветки появились в результате действий селекционеров. У такого растения, как лапчатка прямостоячая или калган, наблюдается обратное явление. У цветков этого растения на 5 лепестков и чашелистиков, а 4. Почему же оно относится к этому семейству?

( Дети делают свои предположения).

Учитель: Дело в том, что лишь на территории России обитает более 100 видов этого рода, и лишь у некоторых из них околоцветник состоит не из 5, а из 4 частей.
Цветки розоцветных обычно крупные, яркие. Благодаря этому их часто используют в декоративных целях. Цветоложе может быть различной формы, чаще всего оно нектароносное. Но у растений данного семейства встречаются и мелкие или не очень крупные цветки. В этом случае цветки собраны в соцветия. Вспомните, что такое соцветие?

Учащиеся: Соцветие – это группа цветов, расположенных близко друг к другу в определенном порядке.

Учитель: Для растений семейства розоцветные характерны такие соцветия как кисть, щиток и простой зонтик, но встречаются и другие типы соцветий. Как вы думаете, какой способ опыления характерен для цветков этого семейства?

Учащиеся: Чаще всего цветки розоцветных опыляются насекомыми.

Учитель: Какие признаки насекомоопыляемых растений вы выявили?

Учащиеся: Для насекомоопыляемых растений характерно наличие крупных ярких цветков с нектаром и приятным запахом. Кроме того, большое количество тычинок в цветке розоцветных, их круговое расположение вокруг пестика и неодинаковая высота являются дополнительным средством, повышающим вероятность разного размера, которые не могут миновать контакта с тычинками на пути к пестику за нектаром.

Учитель: У растений семейства разноцветных наблюдается, наверное, самое большое разнообразие плодов среди всех семейств. У растений этого семейства могут быть простые и сложные плоды, сухие или сочные, односемянные и многосемянные, цельные и распадающиеся. Чаще всего это многогнездные коробочки, орешки, многоорешки или костянки. У многих растений семейства встречается плод яблоко.

Вспомните строение плодов. Как выглядит плод, образованный из цветка с несколькими пестиками?

Учащиеся: Из цветков с несколькими пестиками образуются сборные плоды, состоящие как бы из отдельных плодиков.

Учитель: Для каких растений семейства разноцветных характерен подобный плод?

Учащиеся: Для малины, ежевики.

Учитель: Земляника и клубника имеют особый плод, который образован не стенками завязи, а разросшимся мясистым сочным цветоложем. Вспомните, как называется подобный плод? Такой плод называют земляничной, или фрагой. Название этого плода произошло то латинского родового названия земляники и клубники- Fragaria. Способы распространения семян растений розоцветных также крайне разнообразны. Некоторые семена, как например, семена гравилата, имеют специальные выросты в идее волосков или крючочков, с помощью которых они прикрепляются к шерсти животных или одежде людей и переносятся на новое место. Семена некоторых лапчаток, например, лапчатки гусиной, прилипают к лапкам животных вместе с частичками размокшей от дождя земли и тоже переносятся на большие расстояния. Плоды рябины, черемухи, боярышника поедаются птицами и, пройдя через пищеварительный тракт, вместе с пометом выбрасываются на большом расстоянии от материнского организма. Листовые пластинки у растений семейства розоцветных могут быть как простыми (яблоня, груша), так и сложными, в разной степени рассеченными: перистыми (шиповник, лапчатка гусиная), тройчатыми (земляника, клубника). В целом сложные листовые пластинки в рамках данного семейства встречаются чаще, чем простые. Листорасположение обычно очередное, реже супротивное. Несмотря на подобное разнообразие в строении плодов, соцветий и многообразии жизненных форм, однотипность строения цветка очевидна. Именно по сходности строения цветков все многообразие растений и было объединено в общее семейство.
Типичный представитель семейства

Самое распространенное среди плодово-ягодных растений семейства. Яблоневые сады занимают 80% площади всех плодовых насаждений. Яблоня – зимостойкая культура. Она выдерживает морозы до 30 C.

Вишня – одно из самых красивых деревьев, зацветающих у нас весной. Около десяти дней можно наслаждаться радующим глаз зрелищем цветущих вишен. Её выращивали ещё в VI веке до н. э. Вишня – вторая по распространенности садовая культура после яблони.

Значение Розоцветных (беседа)

Более подробно хотелось бы поговорить о лекарственных растениях данного семейства и направлениях их применения в медицине. Сушеные плоды малины используются как потогенное средство при простудных заболеваниях. Из свежих плодов варят сироп, часто входящий в состав многих микстур для улучшения их вкуса. Плоды малины содержат эфирные масла, яблочную и лимонную кислоту, витамин С. Плоды и листья земляники так же используют в медицине при подагре, почечных камнях. Некоторые виды шиповника используются в медицине как противоцинговое средство. Многие виды этого растения содержат большое количество витамина С, а так же провитамин А (каротин).

Водные и спиртовые настои, а так же жидкие экстракты плодов боярышника применяют при нервных заболеваниях. Сердечно – сосудистых заболеваниях и при гипертонии. Плоды черемухи употребляют как вяжущее средство, а так же применяют вытяжку из цветков черемухи в качестве глазной примочки.
1. Употребляют в пищу.

2. Применяются как лекарственные средства.

3. Используются в парфюмерии.

4. Декоративное значение.

4. Закрепление знаний

: А сейчас вы дадите морфолого -биологическую характеристику растениям, лежащими на ваших столах. План характеристики написан на доске.

1. Жизненная форма (трава, кустарник, дерево)
2. Характер стебля (прямостоячий, вьющийся, ползучий)
3. Листья (сложные или простые, жилкование: сетчатое или дуговое)
4. Формула цветка (Ч5Л5ТмПм, Ч5Л5ТмП1)
5. Тип соцветия (зонтик, кисть, щиток)
6. Тип плода (костянка, яблоко, многоорешек, ягода)

Б) Выпишите номера растений, относящихся к семейству Розоцветные.

1. Ромашка аптечная 2. Малина обыкновенная. 3. Редька дикая. 4. Капус-

та белокочанная. 5. Горох посевной. 6. Яблоня дикая. 7. Слива домашняя

8. Пастушья сумка. 9. Груша обыкновенная. 10. Земляника лесная

Царицей цветов я зовусь, Долгоножка хвалится:

На вид я прекрасна, нежна, Я ли не красавица?

Но тронешь меня невзначай, А всего то - косточка

Почувствуешь, как я сильна. Да красненькая кофточка.

Хоть жжет его солнце На сучке висят шары

Одет он в суконце. Покраснели от жары.

А сукно золотистое (сливы)

Тонкое и чистое. Не жил в ягоде жучок,

(персик) И не кушал червячок,

У мамы дочки – А сорвал её с куста -

На шнурочке. Глядь – середка вся пуста.

(усы земляники) (плод малины)

6. Рефлексия. Выберите изображение соответствующее вашему настроению.

Маршрутный лист

ФИО________________________

Класс двудольные, характерные особенности растений семейства розоцветных.

Впишите правильные ответы__________________________________

Заполните таблицу

Основные признаки классов

1. Кол-во семядолей в зародыше

2. Строение корневой системы

3. Жилкование листьев

Лабораторная работа

Строение растения семейства розоцветных

1) рассмотрите и опишите внешний вид растения

2) рассмотрите его листья: как они расположены на стебле, какое имеют жилкование. Листья простые или сложные? сделайте рисунок.

3) рассмотрите цветок, опишите его. Подсчитайте и запишите число лепестков венчика, чашелистиков чашечки __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) рассмотрите и зарисуйте тычинки и пестики

Вывод (объяснить принадлежность растений к розоцветным)

Заполните таблицу

кисть зонтик щиток

Многоорешик, _______, яблоко, многокостянка

Подчеркните названия растений относящихся к семейству розоцветных

Ромашка, ландыш, шиповник, малина, рожь, черемуха, капуста, томаты, земляника, абрикос, редька, лапчатка.

Лекарственные растения.

ЛЛег пластом у дороги,
Разметал руки – ноги,
Его бьют сапогом,
Его мнут колесом,
Ему все нипочем,
Хоть ударь кирпичом. (Подорожник)

Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдешь –
На себе их все найдешь. (Репей).

Не пустили в огород,
Оттого она и жжет. (Крапива).

Сверху листик гладкий
С байковой подкладкой . (Мать-и-мачеха).

Своим венчиком лучистым
Очень нравишься ты нам.
Синий глаз на ножке твердой
Затерялся в колосках. (Василек)

Носит этот мальчик желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное, ветерку послушное. (Одуванчик).

Кто любит меня,
Тот и рад поклонится.
А имя дала мне
Родная землица. (Земляника)

Зеленые кусточки, алые цветочки.
Когти-коготочки стерегут цветочки:
На плоды красна рубаха сшита,
Брюшко зернышком набито. (Шиповник)

Ведь не зря в лесу хвален
Витаминный чемпион.
Красная и черная
Ягодка ядреная. (Смородина).

Он “любит -не любит” сказать может
И глянет приветливо желтым глазком
Аптечный цветок на него так похож,
Его мы лекарством и другом зовем. (Ромашка)


Данный конспект урока предназначен и будет интересен для учащихся 6 класса и педагогов.

Содержимое разработки

Урок биологии по теме "Семейство Розоцветные"

выявить признаки семейства Розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека;

развитие интеллектуальных умений учащихся: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать; развитие гибкости, нестереотипности, оригинальности мышления.

формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, правил экологической этики; воспитание гармоничных отношений учащихся с природой;

Формы организации познавательной деятельности ученика на уроке: работа в творческих группах, анализ схем, работа с учебным текстом, игровые ситуации.

Тип урока: комбинированный.

Педагогические технологии, используемые на уроке: личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения.

Методические приемы, приводящие к активному усвоению знаний: создание ситуации успеха, эвристическая беседа, игровые ситуации, диалогические методы, .

Прогнозируемый результат:

ученик должен уметь

назвать общие признаки растений семейства розоцветные, класса двудольные растения;

привести примеры наиболее распространенных видов и сортов растений;

характеризовать строение вегетативных и генеративных органов;

обосновать влияние деятельности человека на многообразие видов розоцветных растений, последствия этой деятельности;

распознать растения семейства розоцветные;

сравнить различные представители данного семейства.

Средства обучения: компьютер, таблицы.

Принципы организации познавательной деятельности на уроке:

принцип ролевого участия

принцип психологического обеспечения

Этапы урока:

этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний;

усвоение новых знаний;

закрепление новых знаний;

информация учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Организационный момент

Объединение в группы

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний

Работа на карточках

3. Усвоение новых знаний

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним семейством, относящимся к классу Двудольных.

Необходимо сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Чтобы выполнить это задание, вы должны отгадать - о каких растениях говорится в загадках?

Зачитываю загадки, ребята отгадывают, проверяем на слайдах (Слайд 2-4, приложение 1)

Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна, нежна.
Но тронешь меня невзначай,
Почувствуешь, как я сильна.
(Роза)

Сижу на дереве,
Кругла, как шар,
Красна, как кровь,
Сладка, как мед.
(Вишня)

Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет –
Всяк поклон отдает
(Земляника)

Подумайте, к какому семейству относятся эти растения? Правильно, к семейству розоцветные (Тема записывается на доске и в тетради. (Слайд 5, приложение 1))

Цель нашего урока - выявить признаки растений семейства розоцветные. Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы добиться этой цели? Учащиеся самостоятельно формулируют задачи.

Характеризовать каждое семейство мы будем по плану:

План - характеристика семейства представлен на инструктивном листе.

Строение вегетативных органов

Строение генеративных органов

Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. В основном они принимают участие в образовании 2 яруса и подлеска в лесах и кустарниковых зарослях. т.к. среди них мало естественных древесных форм. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Плодоводство главным образом основано на представителях этого семейства. Многие представители отличаются необычайной декоративностью, их можно назвать основой для выведения сортов культурных декоративных деревьев и кустарников.

- Сейчас мы с вами попадем в сказочную страну, где растения могут с нами говорить.

Ребята разыгрывают сказку, во время которой открываем слайды 7-18.

Учитель: Алиса брела по странному парку зазеркалья. Вокруг было много растений. По каким то признакам напоминающим друг друга . Наконец она увидела розы.

- Как жаль, что цветы не умеют разговаривать - сказала Алиса.

- Разговаривать мы умеем и даже громче тебя, просто мы считаем, что не удобно начинать разговор первыми-ответила белая роза.

-Ой, помогите мне разобраться, какие растения растут вокруг –попросила Алиса.

-Это все представители семейства розоцветных

вот: это - травянистые: земляника, гравилат, лапчатка

это полукустарники: малина., ежевика

это кустарники: калина, шиповник, вишня

а это деревья: яблоня, груша, абрикос, слива

-Почему же они все розоцветные?-продолжала Алиса.

-Потому, что они имеют признаки одного семейства.

-У них корневая система стержневого типа - стебель прямостоячий или ползучий.

-Лист простой(цельный) или сложный(тройчатый или непарноперистый)

- Листорасположение - очередное или супротивное, часто с прилистниками.

- Но самое главное это цветок – обоеполый с двойным околоцветником, чашелистиков 5 (причем они разной формы, поэтому цветок ассиметричный), лепестков 5, но может быть и много, тычинок тоже5 или много, пестик 1,5 или много.

Опыляют их насекомые

цветы могут быть одиночные или собраны в соцветия-кисть, щиток.

а еще у них самые разные плоды: многоорешек, ягода, семянка, костянка или яблоко.

- Ой, спасибо вам розы, я так много интересного узнала.

Учитель: Алиса побежала по парку дальше,а розы замолчали.т.к.у них теперь не было собеседника.

Работа в группах

1 группа –Лекарственные розоцветные

2 группа –Пищевые розоцветные

3 группа –Дикорастущие розоцветные

Выполнение лабораторной работы

Во время того, как показывается сказка, учащиеся в своих Инструктивных картах дают характеристику семейства.

Вы прослушали сказку, давайте проверим, как вы справились с заданием.

4. Закрепление новых знаний

5. Домашнее задание

Доделать лабораторную работу

Рефлексия по итогам урока

Нарисовать вазу, вырезать из самоклеящейся бумаги белые и красные розы-поставить розу в вазу (белая-понравилось, красная-нет)

Читайте также: