Население сибири 9 класс конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Цель урока: изучение особенностей заселения и хозяйственного освоения Западной Сибири.
ПЗУ (проверка знаний учащихся).
После прослушивания учитель раздаёт ученикам текст песни и предлагает отметить в нём географические термины, понятия и явления (Приложение 1). Отмеченное разбирают, повторяя материалы предыдущих уроков – природу и факторы формирования района.
Кедровый дух – основная ПЗ тайга.
Ученик зачитывает информацию о тракте (Приложение 2).
Так как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на нашем уроке? Что будет являться
нашей целью? Запись в тетрадь числа, темы урока.
Изучение нового материала.
Освоение территории Западной Сибири русскими (Приложение 3)
через Белое и Баренцево моря через Большой Камень (Уральские горы)
поморы казаки, московские служивые люди
п-ов Ямал, река Таз реки Обь, Иртыш
город и порт Мангазея (1601) остроги: Обдорск (1595), Березов (1593),
Сургут (1594), Тобольск (1587)
Ученики, совместно с учителем, разбирают схему, находят на карте названные НП.
Вопрос классу: а где находится Мангазея? Работа с учебником – стр. 210 , читают об этом НП, ищут на карте Туруханск .
(см. атлас, стр. 24)
просмотр фотографий коренных народов
(см. атлас, стр. 24)
*/ найти в атласе языковую семью – индивидуальное задание ученику
Основные показатели (обсуждение, выборочная запись в тетрадь) :
- общая численность около 7 млн. чел. (10% населения РФ);
- средняя плотность 4 чел./км² (ниже средней по РФ), юг – 30 чел./км², север – меньше 1 чел./км²;
- прирост отрицательный, кроме Тюменской обл. и Республики Алтай (многодетность, трудовые миграции);
- уровень урбанизации 73%;
- крупные города Омск (более 1 млн. чел.), Тюмень;
- экономически активное население 51%;
- доля занятых в промышленности 25%, в с/х 12%.
Решение заданий ОГЭ по географии (Приложение 5).
Выставление оценок ученикам, проверка заданий.
Автор: Олег Митяев
Западная Сибирь,
За пятьдесят мороз,
Край настоящих зим
И чистых сугробов в рост.
Здесь меня, средь снегов,
Ждут, если друг не в счет,
Несколько мужиков
И кое-кто еще.
Она живет на берегу Томи,
И от раскосых от татарских глаз
В моем сплетенье солнечном щемит,
Наверно, каждый раз,
Когда наутро в университет
Выходит на Московский тракт одна,
И никого на остановке нет
Красивей, чем она.
Водит мой друг КАМАЗ
Днем по стеклу болот,
А я все пишу про нас
Песню под Новый год.
Стужа узор плетет,
Праздника ждет страна,
Ждут мужики, и ждет
С мамой своей она.
А на неделе той
Снег полетит, как пух,
Друг принесет домой
Снедь и кедровый дух.
Свалятся мужики,
Будем галдеть и петь,
И в форточках огоньки
Будут всю ночь гореть.
За старый год, за нас
Наговорим речей,
Друг заведет КАМАЗ,
И мы поедем к ней.
Московский тракт — улица в Томске . Исторически являлся частью Сибирского тракта . Сибирский путь (тракт) был учреждён царским указом 12 ноября 1689 года. Фактически стал прокладываться после 1730 года.
В XIX веке по тракту проезжало до 100 000 подвод ежегодно, а город Томск в то время являлся настоящим экономическим центром Сибири.
Цель урока: сформировать знания о населении и народах Сибири: обычаях, культуре, традициях.
Методы: по источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, самостоятельная работа учащихся
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Методы контроля: письменный контроль, устный контроль.
Принципы: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связь теории с жизнью.
Тип урока: круглый стол (изучение нового материала)
Форма урока: урочная, групповая (Ю.К.Бабанский)
Опережающее задание: учащиеся заранее были разделены на группы. Задание: используя различные источники информации составить характеристику народа.
План урока:
1. Организация учащихся к занятию (приветствие, проверка готовности класса к уроку, объяснение правил работы)
2. Актуализация знаний – краткий опрос учащихся по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным.
– Какие события у нас произошли 2 марта?
Представляю вам нового президента РФ.
Выступление президента.
– Здравствуйте! Я занял пост президента несколько дней назад и постепенно начинаю вникать в дела государства.
Накануне меня заинтересовал вопрос, касающийся малочисленных народов проживающих на территории РФ. Я, как приемник предыдущего президента, полностью придерживаюсь политики в отношении малочисленных народов, в том числе и Сибири.
И сегодня я встретился с вами, с представителями малочисленных народов Сибири, чтобы вы осветили особенности быта, культуры, обычаев и традиции своего народа.
Давайте познакомимся с представителями, присутствующими на конференции.
– Я, как пресс-секретарь нового президента предлагаю пройти ко мне по-очереди представителей народов Сибири.
– Назовите и покажите на карте субъект РФ, на территории которого вы проживаете, если ответ будет правильный вы получите карточку и жетон.
(алтайцы – республика Алтай, манси – Ханты – Мансийский АО, буряты – республика Бурятия, эвенки – Эвенкийский АО, хакасы – Республика Хакасия, тувинцы – Республика Тува, шорцы и телеуты – Кемеровская область)
4. Изложение нового материала.
– Я хотела бы ознакомить вас с динамикой численности населения Сибири и Дальнего Востока (график №1)
Динамика численности населения Сибири и Дальнего Востока
После присоединения к России, начинается создание сети городов, ставших опорной базой расселения и закрепления территории. Начался этот процесс в XVI-XVII вв. с создания крепостей-острогов: Тюменского, Тобольского, Томского, Енисейского, Красноярского, Якутского, Охотского. Т.о., менее чем за 100 лет за Русским государством закрепились обширные пространства тайги от Урала до берегов Тихого океана. В целом до революции было основано 44 города. После отмены крепостного права и, особенно, проведения Транссибирской железной дороги в лесостепные и степные районы Сибири двинулись миллионы крестьян из центральных губерний. В начале XX века во всем Восточном регионе проживало менее 10 млн. человек. В советское время население в Восточном регионе быстро росло: 1926 – 12,3 млн; 1959 – 22,5 млн.; 1979 – 28 млн; 1989 – 32,3 млн; 2000 – 31,2 млн.; 2006 – 30,3 млн. Но в последнее время начался отток населения с северных районов и Дальнего востока, за последние 6 лет на 2 млн человек.
– Объясните, почему в последнее время наблюдается резкое сокращение численности? (Раскройте не менее 3 причин)
– Чтобы ответить на этот вопрос надо получить информацию об этих народах.
Презентации учащихся: алтайцы, манси, шорцы и телеуты, эвенки.
– Ребята, по ходу доклада, вы должны заполнить таблицу в ваших картах самоконтроля и в конце презентации задать вопросы докладчикам.
Карта самоконтроля
5. Закрепление и обобщение
Предоставим слово президенту РФ для подведения итогов:
– Я даю слово президента, что приму все меры для развития социальной политики в отношении малочисленных народов Сибири. В настоящее время:
– В 2005 году за счет средств федерального бюджета закуплено оборудование для деревообрабатывающего цеха, начато строительство водопроводов, ранее были построены ЛЭП, которые помогли провести свет в отдаленные поселки.
– Кроме того, по программе строятся фельдшерско-акушерские пункты в отдаленных поселках, покупается дорогостоящее оборудование и делается многое другое, что помогает развивать инфраструктуру в местах компактного проживания коренных малочисленных народов.
– Работают специализированные музеи, отражающие историю, культуру, быт коренных народов.
Краткий письменный опрос учащихся по новому материалу, с целью более глубокого уяснения его узловых вопросов.
– Мы рассмотрели особенности лишь некоторых народов, а какие еще проживают на территории Сибири – заполните схему пользуясь картами атласа.
6. Задание на дом
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
География 9 класс Дата ___________
Урок 54. Тема. Сибирь: население и хозяйство
Цель урока: сформировать знания о населении и народах Сибири: обычаях, культуре, традициях, хозяйстве региона Сибирь.
Образовательные :
дать характеристику истории заселения территории, изучить особенности народов Сибири: обычаи, культуру, традиции;
выявить современные проблемы малочисленных народов;
рассмотреть особенности развития хозяйства, выделив промышленные районы
Развивающие :
Воспитательные:
формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к жизни, красоте, духовной культуре различных народов; воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность в работе.
Методы: по источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, групповая работа учащихся
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Методы контроля: устный контроль.
Принципы: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связь теории с жизнью.
Тип урока: изучение нового материала
1. Организация учащихся к занятию (приветствие, проверка готовности класса к уроку, объяснение правил работы)
2. Актуализация знаний – краткий опрос учащихся по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным.
4. Изучение нового материала
1. Население Сибири.
Численность населения района – 22,778 млн. человек, здесь проживает 2/3 населения всей Восточной зоны России.
Расчитайте среднюю плотность населения Сибири, используя данные таблицы 1 на стр. 223-224 (задание по группам). Запись в листах (приложение1).
1 группа Западная Сибирь 14609,9:3700=3,94 чел/км 2
2 группа Восточная Сибирь 8179:5794=1,4 чел/км 2
3 группа Общую Сибирь 22,778:9494 тыс км 2 =2,39 чел/км 2
А теперь самостоятельно расчитайте плотность населения для отдельных субъектов Сибири (индивидуально каждой группе регионы). (Ответы детей).
А теперь назовите регион с самой высокой плотностью, самой низкой плотностью населения. Сформулируйте вывод о размещении населния по территории Сибири. (Размещено население крайне неравномерно)
А теперь давайте обратимся к этническому составу населения.
Задание. Используя карты атласа и текст учебника (стр.170-171), охарактеризуйте этнический состав населения, данные занесите в таблицу. (5 мин.) по группам
1 группа Индоевропейская языковая семья
2 группа Уральско-юкагирская языковая семья
3 группа Алтайская семья
Сформулируйте вывод об этническом составе населения Сибири.
(Более 90% населения - русские, довольно высока доля украинцев. Коренное население северных районов - ненцы, ханты и манси. Коренное население гор - алтайцы, шорцы, в районах, пограничных с Казахстаном, живут казахи).
В результате индустриального развития района возрос удельный вес городского населения (71%). Крупные города расположены в основном в пунктах пересечения железными дорогами судоходных рек. Особенно выделяются Новосибирск и Омск (города -"миллионеры"), Красноярск, Иркутск, Улан-Уде. Многие города выросли в местах разработки полезных ископаемых, переработки древесины и сельскохозяйственной продукции.
В последние годы заметно увеличилось городское население в Среднем Приобье и на севере района (коэффициент урбанизации в Ханты-Мансийском автономном округе - 91%). Здесь выросли современные города: Надым - на базе нефтяного месторождения Медвежье; Уренгой - возле Уренгойского газового месторождения и др. В связи с добычей нефти и газа, развитием промышленности население в прежние годы росло, но в целом район испытывает недостаток в трудовых ресурсах (используется вахтовый метод работы).
Население а) численность,
1/3 населения России. Низкая плотность населения, особенно на Севере, на юге вдоль Сибирской магистрали плотность выше.
Высокий процент городского населения 74 – 76%.
Преобладает отток населения, кроме южных территорий, а также нефтяных и газовых комплексов.
Редкая сеть городов (230), из них 2 города-миллионника – Новосибирск и Омск.
Слабая обеспеченность трудовыми ресурсами.
2. Хозяйство
А теперь более подробно остановимся на особенностях развития хозяйство Сибири. Откройте учебник на стр. 173 и определите, как шло развитие Сибири в разные исторические периоды. Какую роль в хозяйственном освоении сыграла Транссибирская магистраль? Запись в листах (ответы учащихся)
А теперь выделите промышленные районы и выделите их специализацию (учебник ст. 174-175)
5. Закрепление и обобщение
Сделайте вывод: особенности Сибири (письменно в листах). Учащиеся зачитывают свои выводы
6. Задание на дом
1. Парараф 41-42, прочитать, закончить задание в листах
2. Задание 7 на стр. 175 (на 4)
3. Задание 8 на стр. 175 (на 5)
7. Рефлексия
Учитель: Мы с вами выполнили все задачи урока.
А теперь продолжить фразу:
1.Сегодня я узнал.
Объявляет отметки за урок.
Приложение 1.
Группа_________ Ф.И.___________________________
1. Расчитайте среднюю плотность населения Сибири, используя данные таблицы 1 на стр. 223-224 :
2. Используя карты атласа и текст учебника (стр.170-171), охарактеризуйте этнический состав населения, данные занесите в таблицу. (5 мин.) Религия
3. Откройте учебник на стр. 173 и определите, как шло развитие Сибири в разные исторические периоды.
Когда Сибирь начала выполнять промышленные и транзитные функции
Какова роль транссибирской магистрали
Как развивалась Сибирь в совеский период
4. Экономические районы Сибири (стр.174-175)
зона Крайнего Севера
Вывод: выделите особенности Сибири:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Целью данного урока является сформировать представление об особенностях формирования населения Восточной Сибири, хозяйстве, проблемах и перспективах развития.
План-конспект по географии в 9 классе.
Тема: Население и хозяйство Восточной Сибири.
Цели: 1. Сформировать представление об особенностях формирования населения этого региона, его хозяйстве, промышленности, проблемах и перспективах развития.
3. Воспитать чувство ответственности за природу родной страны и бережного отношения к её ресурсам.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Атлас по географии России 9 класс, презентация, видеофрагмент.
1.Организационный момент.
2.Проверка пройденного материала.
2.1.Фронтальный опрос:
Перечислите административные единицы входящие в состав территории Восточной Сибири.
Дайте характеристику географического положения Восточной Сибири
В чем проявляются его особенности?
Какие особенности природы Восточной Сибири?
Расскажите о климате и природе Восточной Сибири.
2.2. Заслушивание докладов.
3.Актуализация опорных знаний.
Продолжаем изучение экономических районов.
Сегодня на уроке познакомимся c особенностями формирования населения этого региона, его хозяйством, промышленностью, проблемами и перспективами развития.
4.Формирование новых З.У.Н.
4.1 Рассказ с демонстрацией презентации по теме:
Население района – 1,5 млн. чел. Русских – 80%. Плотность населения – 2,2 чел./кв.км.. Уровень урбанизации – 72%. Наибольший уровень урбанизации наблюдается в Красноярском крае.
Оленеводы и рыбаки обычно кочуют. Обычное жилище кочевых народов – чум. Его остов составляют несколько опирающихся друг на друга кольев, которые раньше обтягивались оленьими шкурами, а сейчас – брезентом или другими непромокаемыми материалами. В центре чума располагается костер или металлическая печка, по бокам устраиваются лежанки.
Часть коренного населения перешла от кочевого образа жизни к оседлому. В поселках построены рубленые бревенчатые дома. Жители работают на зверофермах или в пошивочных мастерских.
Народы Сибири принадлежат к различным языковым семьям и группам.
Крупнейшие города: Норильск и Якутск
Хозяйство.
Основные отрасли специализации:
1. цветная металлургия
2. алмазодобывающая и угольная промышленность
3. лесная промышленность
4. оленеводство, рыболовство, пушной промысел
Хозяйство Восточно-Сибирского района формируется на основе собственных природных ресурсов. Восточная Сибирь, несмотря на еще недостаточную ее изученность в геологическом отношении, отличается исключительным богатством и широким разнообразием природных ресурсов. Здесь сосредоточена большая часть гидроэнергетических ресурсов и общегеологических запасов угля, находятся уникальные месторождения цветных, редких и благородных металлов (меди, никеля, кобальта, молибдена, ниобия, титана, золота, платины и др.), многих видов нерудного сырья (слюды, асбеста, талька, графита, магнезита, плавикового шпата и др.), открыты крупные запасы нефти и природного газа. Восточной Сибири принадлежит первое место в Российской Федерации по запасам древесины.
Геологические запасы угля более освоены Таймырский, Тунгусский бассейны.
Тунгусский угольный бассейн занимает большую часть (1 млн. кв. км.) Сибирской платформы между реками Леной и Енисеем. Изучен он пока еще слабо, и в связи с труднодоступностью и удаленностью от промышленных центров не эксплуатируется (ведется лишь добыча угля для нужд Норильска). Однако, по оценкам, геологические запасы угля в Тунгусском бассейне очень велики и составляют около 2299 млрд. т. В северной части полуострова Таймыр расположен Таймырский каменно- угольный бассейн с общими запасами 235 млрд. т. Он еще мало изучен из-за суровых природно-климатических условий и слабого развития транспортной сети. В пределах Красноярского края находится и часть Ленского угольного бассейна – Анабаро-Хатангский угленосный район с залежами бурого угля.
Кроме того, Восточная Сибирь – один из главных золотодобывающих регионов.
Также энергоемко целлюлозно-бумажное производство. В этом производстве используются местные лесные и водные ресурсы. В Норильске представлено производство меди, никеля, кобальта и других редких цветных металлов.
Читайте также: