Население сибири 9 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: изучение особенностей заселения и хозяйственного освоения Западной Сибири.

ПЗУ (проверка знаний учащихся).

После прослушивания учитель раздаёт ученикам текст песни и предлагает отметить в нём географические термины, понятия и явления (Приложение 1). Отмеченное разбирают, повторяя материалы предыдущих уроков – природу и факторы формирования района.

Кедровый дух – основная ПЗ тайга.

Ученик зачитывает информацию о тракте (Приложение 2).

Так как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на нашем уроке? Что будет являться

нашей целью? Запись в тетрадь числа, темы урока.

Изучение нового материала.

Освоение территории Западной Сибири русскими (Приложение 3)

через Белое и Баренцево моря через Большой Камень (Уральские горы)

поморы казаки, московские служивые люди

п-ов Ямал, река Таз реки Обь, Иртыш

город и порт Мангазея (1601) остроги: Обдорск (1595), Березов (1593),

Сургут (1594), Тобольск (1587)

Ученики, совместно с учителем, разбирают схему, находят на карте названные НП.

Вопрос классу: а где находится Мангазея? Работа с учебником – стр. 210 , читают об этом НП, ищут на карте Туруханск .

(см. атлас, стр. 24)

просмотр фотографий коренных народов

(см. атлас, стр. 24)

*/ найти в атласе языковую семью – индивидуальное задание ученику

Основные показатели (обсуждение, выборочная запись в тетрадь) :

  • общая численность около 7 млн. чел. (10% населения РФ);
  • средняя плотность 4 чел./км² (ниже средней по РФ), юг – 30 чел./км², север – меньше 1 чел./км²;
  • прирост отрицательный, кроме Тюменской обл. и Республики Алтай (многодетность, трудовые миграции);
  • уровень урбанизации 73%;
  • крупные города Омск (более 1 млн. чел.), Тюмень;
  • экономически активное население 51%;
  • доля занятых в промышленности 25%, в с/х 12%.

Решение заданий ОГЭ по географии (Приложение 5).

Выставление оценок ученикам, проверка заданий.

Автор: Олег Митяев

Западная Сибирь,
За пятьдесят мороз,
Край настоящих зим
И чистых сугробов в рост.
Здесь меня, средь снегов,
Ждут, если друг не в счет,
Несколько мужиков
И кое-кто еще.

Она живет на берегу Томи,
И от раскосых от татарских глаз
В моем сплетенье солнечном щемит,
Наверно, каждый раз,
Когда наутро в университет
Выходит на Московский тракт одна,
И никого на остановке нет
Красивей, чем она.

Водит мой друг КАМАЗ
Днем по стеклу болот,
А я все пишу про нас
Песню под Новый год.
Стужа узор плетет,
Праздника ждет страна,
Ждут мужики, и ждет
С мамой своей она.

А на неделе той
Снег полетит, как пух,
Друг принесет домой
Снедь и кедровый дух.
Свалятся мужики,
Будем галдеть и петь,
И в форточках огоньки
Будут всю ночь гореть.
За старый год, за нас
Наговорим речей,
Друг заведет КАМАЗ,
И мы поедем к ней.

Московский тракт — улица в Томске . Исторически являлся частью Сибирского тракта . Сибирский путь (тракт) был учреждён царским указом 12 ноября 1689 года. Фактически стал прокладываться после 1730 года.

В XIX веке по тракту проезжало до 100 000 подвод ежегодно, а город Томск в то время являлся настоящим экономическим центром Сибири.

Цель урока: сформировать знания о населении и народах Сибири: обычаях, культуре, традициях.

Методы: по источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, самостоятельная работа учащихся
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Методы контроля: письменный контроль, устный контроль.

Принципы: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связь теории с жизнью.

Тип урока: круглый стол (изучение нового материала)

Форма урока: урочная, групповая (Ю.К.Бабанский)

Опережающее задание: учащиеся заранее были разделены на группы. Задание: используя различные источники информации составить характеристику народа.

План урока:

1. Организация учащихся к занятию (приветствие, проверка готовности класса к уроку, объяснение правил работы)

2. Актуализация знаний – краткий опрос учащихся по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным.

– Какие события у нас произошли 2 марта?
Представляю вам нового президента РФ.

Выступление президента.

– Здравствуйте! Я занял пост президента несколько дней назад и постепенно начинаю вникать в дела государства.
Накануне меня заинтересовал вопрос, касающийся малочисленных народов проживающих на территории РФ. Я, как приемник предыдущего президента, полностью придерживаюсь политики в отношении малочисленных народов, в том числе и Сибири.
И сегодня я встретился с вами, с представителями малочисленных народов Сибири, чтобы вы осветили особенности быта, культуры, обычаев и традиции своего народа.
Давайте познакомимся с представителями, присутствующими на конференции.

– Я, как пресс-секретарь нового президента предлагаю пройти ко мне по-очереди представителей народов Сибири.

– Назовите и покажите на карте субъект РФ, на территории которого вы проживаете, если ответ будет правильный вы получите карточку и жетон.
(алтайцы – республика Алтай, манси – Ханты – Мансийский АО, буряты – республика Бурятия, эвенки – Эвенкийский АО, хакасы – Республика Хакасия, тувинцы – Республика Тува, шорцы и телеуты – Кемеровская область)

4. Изложение нового материала.

– Я хотела бы ознакомить вас с динамикой численности населения Сибири и Дальнего Востока (график №1)

Динамика численности населения Сибири и Дальнего Востока

После присоединения к России, начинается создание сети городов, ставших опорной базой расселения и закрепления территории. Начался этот процесс в XVI-XVII вв. с создания крепостей-острогов: Тюменского, Тобольского, Томского, Енисейского, Красноярского, Якутского, Охотского. Т.о., менее чем за 100 лет за Русским государством закрепились обширные пространства тайги от Урала до берегов Тихого океана. В целом до революции было основано 44 города. После отмены крепостного права и, особенно, проведения Транссибирской железной дороги в лесостепные и степные районы Сибири двинулись миллионы крестьян из центральных губерний. В начале XX века во всем Восточном регионе проживало менее 10 млн. человек. В советское время население в Восточном регионе быстро росло: 1926 – 12,3 млн; 1959 – 22,5 млн.; 1979 – 28 млн; 1989 – 32,3 млн; 2000 – 31,2 млн.; 2006 – 30,3 млн. Но в последнее время начался отток населения с северных районов и Дальнего востока, за последние 6 лет на 2 млн человек.

– Объясните, почему в последнее время наблюдается резкое сокращение численности? (Раскройте не менее 3 причин)

– Чтобы ответить на этот вопрос надо получить информацию об этих народах.
Презентации учащихся: алтайцы, манси, шорцы и телеуты, эвенки.

– Ребята, по ходу доклада, вы должны заполнить таблицу в ваших картах самоконтроля и в конце презентации задать вопросы докладчикам.

Карта самоконтроля

5. Закрепление и обобщение

Предоставим слово президенту РФ для подведения итогов:

– Я даю слово президента, что приму все меры для развития социальной политики в отношении малочисленных народов Сибири. В настоящее время:

– В 2005 году за счет средств федерального бюджета закуплено оборудование для деревообрабатывающего цеха, начато строительство водопроводов, ранее были построены ЛЭП, которые помогли провести свет в отдаленные поселки.

– Кроме того, по программе строятся фельдшерско-акушерские пункты в отдаленных поселках, покупается дорогостоящее оборудование и делается многое другое, что помогает развивать инфраструктуру в местах компактного проживания коренных малочисленных народов.

– Работают специализированные музеи, отражающие историю, культуру, быт коренных народов.


Краткий письменный опрос учащихся по новому материалу, с целью более глубокого уяснения его узловых вопросов.

– Мы рассмотрели особенности лишь некоторых народов, а какие еще проживают на территории Сибири – заполните схему пользуясь картами атласа.

6. Задание на дом

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

География 9 класс Дата ___________

Урок 54. Тема. Сибирь: население и хозяйство

Цель урока: сформировать знания о населении и народах Сибири: обычаях, культуре, традициях, хозяйстве региона Сибирь.

Образовательные :

дать характеристику истории заселения территории, изучить особенности народов Сибири: обычаи, культуру, традиции;

выявить современные проблемы малочисленных народов;

рассмотреть особенности развития хозяйства, выделив промышленные районы

Развивающие :

Воспитательные:

формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к жизни, красоте, духовной культуре различных народов; воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность в работе.

Методы: по источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, групповая работа учащихся
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Методы контроля: устный контроль.

Принципы: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связь теории с жизнью.

Тип урока: изучение нового материала

1. Организация учащихся к занятию (приветствие, проверка готовности класса к уроку, объяснение правил работы)

2. Актуализация знаний – краткий опрос учащихся по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным.

4. Изучение нового материала

1. Население Сибири.

Численность населения района – 22,778 млн. человек, здесь проживает 2/3 населения всей Восточной зоны России.

Расчитайте среднюю плотность населения Сибири, используя данные таблицы 1 на стр. 223-224 (задание по группам). Запись в листах (приложение1).

1 группа Западная Сибирь 14609,9:3700=3,94 чел/км 2

2 группа Восточная Сибирь 8179:5794=1,4 чел/км 2

3 группа Общую Сибирь 22,778:9494 тыс км 2 =2,39 чел/км 2

А теперь самостоятельно расчитайте плотность населения для отдельных субъектов Сибири (индивидуально каждой группе регионы). (Ответы детей).

А теперь назовите регион с самой высокой плотностью, самой низкой плотностью населения. Сформулируйте вывод о размещении населния по территории Сибири. (Размещено население крайне неравномерно)

А теперь давайте обратимся к этническому составу населения.

Задание. Используя карты атласа и текст учебника (стр.170-171), охарактеризуйте этнический состав населения, данные занесите в таблицу. (5 мин.) по группам

1 группа Индоевропейская языковая семья

2 группа Уральско-юкагирская языковая семья

3 группа Алтайская семья

Сформулируйте вывод об этническом составе населения Сибири.

(Более 90% населения - русские, довольно высока доля украинцев. Коренное население северных районов - ненцы, ханты и манси. Коренное население гор - алтайцы, шорцы, в районах, пограничных с Казахстаном, живут казахи).

В результате индустриального развития района возрос удельный вес городского населения (71%). Крупные города расположены в основном в пунктах пересечения железными дорогами судоходных рек. Особенно выделяются Новосибирск и Омск (города -"миллионеры"), Красноярск, Иркутск, Улан-Уде. Многие города выросли в местах разработки полезных ископаемых, переработки древесины и сельскохозяйственной продукции.

В последние годы заметно увеличилось городское население в Среднем Приобье и на севере района (коэффициент урбанизации в Ханты-Мансийском автономном округе - 91%). Здесь выросли современные города: Надым - на базе нефтяного месторождения Медвежье; Уренгой - возле Уренгойского газового месторождения и др. В связи с добычей нефти и газа, развитием промышленности население в прежние годы росло, но в целом район испытывает недостаток в трудовых ресурсах (используется вахтовый метод работы).

Население а) численность,

1/3 населения России. Низкая плотность населения, особенно на Севере, на юге вдоль Сибирской магистрали плотность выше.

Высокий процент городского населения 74 – 76%.

Преобладает отток населения, кроме южных территорий, а также нефтяных и газовых комплексов.

Редкая сеть городов (230), из них 2 города-миллионника – Новосибирск и Омск.

Слабая обеспеченность трудовыми ресурсами.

2. Хозяйство

А теперь более подробно остановимся на особенностях развития хозяйство Сибири. Откройте учебник на стр. 173 и определите, как шло развитие Сибири в разные исторические периоды. Какую роль в хозяйственном освоении сыграла Транссибирская магистраль? Запись в листах (ответы учащихся)

А теперь выделите промышленные районы и выделите их специализацию (учебник ст. 174-175)

5. Закрепление и обобщение

Сделайте вывод: особенности Сибири (письменно в листах). Учащиеся зачитывают свои выводы

6. Задание на дом

1. Парараф 41-42, прочитать, закончить задание в листах

2. Задание 7 на стр. 175 (на 4)

3. Задание 8 на стр. 175 (на 5)

7. Рефлексия

Учитель: Мы с вами выполнили все задачи урока.

А теперь продолжить фразу:

1.Сегодня я узнал.

Объявляет отметки за урок.

Приложение 1.

Группа_________ Ф.И.___________________________

1. Расчитайте среднюю плотность населения Сибири, используя данные таблицы 1 на стр. 223-224 :


2. Используя карты атласа и текст учебника (стр.170-171), охарактеризуйте этнический состав населения, данные занесите в таблицу. (5 мин.) Религия

3. Откройте учебник на стр. 173 и определите, как шло развитие Сибири в разные исторические периоды.

Когда Сибирь начала выполнять промышленные и транзитные функции

Какова роль транссибирской магистрали

Как развивалась Сибирь в совеский период

4. Экономические районы Сибири (стр.174-175)

зона Крайнего Севера

Вывод: выделите особенности Сибири:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урока является сформировать представление об особенностях формирования населения Восточной Сибири, хозяйстве, проблемах и перспективах развития.

План-конспект по географии в 9 классе.

Тема: Население и хозяйство Восточной Сибири.

Цели: 1. Сформировать представление об особенностях формирования населения этого региона, его хозяйстве, промышленности, проблемах и перспективах развития.

3. Воспитать чувство ответственности за природу родной страны и бережного отношения к её ресурсам.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Атлас по географии России 9 класс, презентация, видеофрагмент.

1.Организационный момент.

2.Проверка пройденного материала.

2.1.Фронтальный опрос:

Перечислите административные единицы вхо­дящие в со­став тер­ри­то­рии Восточной Сибири.

Дайте характеристику географического положения Восточной Сибири

В чем проявляются его особенности?

Какие особенности природы Восточной Сибири?

Рас­ска­жи­те о кли­ма­те и при­ро­де Восточной Сибири.

2.2. Заслушивание докладов.

3.Актуализация опорных знаний.

Продолжаем изучение экономических районов.

Сегодня на уроке познакомимся c особенностями формирования населения этого региона, его хозяйством, промышленностью, проблемами и перспективами развития.

4.Формирование новых З.У.Н.

4.1 Рассказ с демонстрацией презентации по теме:

На­се­ле­ние рай­о­на – 1,5 млн. чел. Рус­ских – 80%. Плот­ность на­се­ле­ния – 2,2 чел./кв.км.. Уро­вень ур­ба­ни­за­ции – 72%. Наи­боль­ший уро­вень ур­ба­ни­за­ции на­блю­да­ет­ся в Крас­но­яр­ском крае.

Оле­не­во­ды и ры­ба­ки обыч­но ко­чу­ют. Обыч­ное жи­ли­ще ко­че­вых на­ро­дов – чум. Его остов со­став­ля­ют несколь­ко опи­ра­ю­щих­ся друг на друга ко­льев, ко­то­рые рань­ше об­тя­ги­ва­лись оле­ньи­ми шку­ра­ми, а сей­час – бре­зен­том или дру­ги­ми непро­мо­ка­е­мы­ми ма­те­ри­а­ла­ми. В цен­тре чума рас­по­ла­га­ет­ся ко­стер или ме­тал­ли­че­ская печка, по бокам устра­и­ва­ют­ся ле­жан­ки.

Часть ко­рен­но­го на­се­ле­ния пе­ре­ш­ла от ко­че­во­го об­ра­за жизни к осед­ло­му. В по­сел­ках по­стро­е­ны руб­ле­ные бре­вен­ча­тые дома. Жи­те­ли ра­бо­та­ют на зве­ро­фер­мах или в по­ши­воч­ных ма­стер­ских.

На­ро­ды Си­би­ри при­над­ле­жат к раз­лич­ным язы­ко­вым се­мьям и груп­пам.

Круп­ней­шие го­ро­да: Норильск и Якутск

Хо­зяй­ство.

Ос­нов­ные от­рас­ли спе­ци­а­ли­за­ции:

1. цвет­ная ме­тал­лур­гия

2. алмазодобывающая и уголь­ная про­мыш­лен­ность

3. лес­ная про­мыш­лен­ность

4. оленеводство, рыболовство, пуш­ной про­мы­сел

Хо­зяй­ство Во­сточ­но-Си­бир­ско­го рай­о­на фор­ми­ру­ет­ся на ос­но­ве соб­ствен­ных при­род­ных ре­сур­сов. Во­сточ­ная Си­бирь, несмот­ря на еще недо­ста­точ­ную ее изу­чен­ность в гео­ло­ги­че­ском от­но­ше­нии, от­ли­ча­ет­ся ис­клю­чи­тель­ным бо­гат­ством и ши­ро­ким раз­но­об­ра­зи­ем при­род­ных ре­сур­сов. Здесь со­сре­до­то­че­на боль­шая часть гид­ро­энер­ге­ти­че­ских ре­сур­сов и об­ще­гео­ло­ги­че­ских за­па­сов угля, на­хо­дят­ся уни­каль­ные ме­сто­рож­де­ния цвет­ных, ред­ких и бла­го­род­ных ме­тал­лов (меди, ни­ке­ля, ко­баль­та, мо­либ­де­на, ни­о­бия, ти­та­на, зо­ло­та, пла­ти­ны и др.), мно­гих видов неруд­но­го сырья (слюды, ас­бе­ста, таль­ка, гра­фи­та, маг­не­зи­та, пла­ви­ко­во­го шпата и др.), от­кры­ты круп­ные за­па­сы нефти и при­род­но­го газа. Во­сточ­ной Си­би­ри при­над­ле­жит пер­вое место в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции по за­па­сам дре­ве­си­ны.

Гео­ло­ги­че­ские за­па­сы угля более осво­е­ны Тай­мыр­ский, Тун­гус­ский бас­сей­ны.

Тун­гус­ский уголь­ный бас­сейн за­ни­ма­ет боль­шую часть (1 млн. кв. км.) Си­бир­ской плат­фор­мы между ре­ка­ми Леной и Ени­се­ем. Изу­чен он пока еще слабо, и в связи с труд­но­до­ступ­но­стью и уда­лен­но­стью от про­мыш­лен­ных цен­тров не экс­плу­а­ти­ру­ет­ся (ве­дет­ся лишь до­бы­ча угля для нужд Но­риль­ска). Од­на­ко, по оцен­кам, гео­ло­ги­че­ские за­па­сы угля в Тун­гус­ском бас­сейне очень ве­ли­ки и со­став­ля­ют около 2299 млрд. т. В се­вер­ной части по­лу­ост­ро­ва Тай­мыр рас­по­ло­жен Тай­мыр­ский ка­мен­но- уголь­ный бас­сейн с об­щи­ми за­па­са­ми 235 млрд. т. Он еще мало изу­чен из-за су­ро­вых при­род­но-кли­ма­ти­че­ских усло­вий и сла­бо­го раз­ви­тия транс­порт­ной сети. В пре­де­лах Крас­но­яр­ско­го края на­хо­дит­ся и часть Лен­ско­го уголь­но­го бас­сей­на – Ана­ба­ро-Ха­танг­ский уг­ле­нос­ный район с за­ле­жа­ми бу­ро­го угля.

Кроме того, Во­сточ­ная Си­бирь – один из глав­ных зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щих ре­ги­о­нов.

Также энер­го­ем­ко цел­лю­лоз­но-бу­маж­ное про­из­вод­ство. В этом про­из­вод­стве ис­поль­зу­ют­ся мест­ные лес­ные и вод­ные ре­сур­сы. В Но­риль­ске пред­став­ле­но про­из­вод­ство меди, ни­ке­ля, ко­баль­та и дру­гих ред­ких цвет­ных ме­тал­лов.

Читайте также: