Конспект урока русского языка состав слова 2 класс

Обновлено: 30.06.2024

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Состав слова

Цели: актуализировать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; формировать умение разбирать слова по составу; развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и сопереживания при работе в командах.

Оборудование: индивидуальные карточки, жетоны, рисунки учащихся, эмблемы команд, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Внимание мое растет.

Я, как разведчик, все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я готов к работе.

Дети разбиваются на три команды и садятся за парты, сгруппировавшись по командам.

- Сегодня встретятся 3 команды. Наша задача - выявить команду -победительницу и лучших знатоков в каждой из них. За правильный ответ - жетон. Начнем, но сначала дадим командам названия. Для этого вспомним, какие части слова вы знаете. (Приставка, корень, суффикс, окончание.)

- Отгадайте, какая буква похожа на лесной шалашик? (Буква Л.)

- Дайте характеристику звуку, который обозначает эта буква. (Звук [л] - согласный, звонкий, непарный, в зависимости от гласной, которая следует за ним, звук [л] может быть мягким или твердым).

2. Пальчиковая гимнастика.

- Подготовим пальчики к работе.

Дети соединяют поочередно пальцы, затем хлопают в ладоши.

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик самый сильный,

Этот толстый и большой,

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его,

Этот пальчик самый длинный,

И стоит он в середине,

Этот пальчик безымянный,

Он избалованный самый,

А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал.

3. Письмо букв.

- Запишите, продолжив закономерность.

лЛ лЛл Ллл ллЛлл

- Назовите несколько словарных слов, начинающихся на данную букву (команды получают дополнительные очки по количеству названных слов).

- Прочитайте слова. Определите части речи. От данных слов образуйте однокоренные слова. Запишите в тетрадь.

1-я команда - лень, .

2-я команда - боль, .

3-я команда - соль, .

Проверка осуществляется с помощью доказательства. За правильный ответ - жетон.

Лень - имя существительное, так как отвечает на вопрос что?, обозначает предмет.

Боль - имя существительное, отвечает на вопрос что?, обозначает предмет.

Лень, ленивый, леность; боль, больной, болевой, больница; соль, соленый, соленость, засолить.

- Составьте слова и разберите по составу:

1-я команда - и, ник, под, снеж.

2-я команда - и, к, по, дар.

3-я команда - а, ушк, корм.

Дополнительное задание: сделать рисунки к данным словам и составить схемы слов.

Физкультминутка

Не ошибись, пожалуйста

1. Встаньте, пожалуйста.

2. Поднимите руки.

3. Будьте добры, похлопайте.

4. Потопайте, пожалуйста.

5. Тихонько сядьте.

6. Попрыгайте, пожалуйста.

7. Тихонько сядьте, пожалуйста.

- А сейчас пусть отдохнут ваши глаза. (Звучит медленная музыка.) Закройте глаза и подумайте о чём-нибудь хорошем.

Учитель считает до 10, дети открывают глаза.

- Запишите как можно больше слов за одну минуту.

1-й вариант: при помощи приставок от корня -ход- образуйте и запишите новые слова. Выделите приставки.

Во время проверки выдаются жетоны (по количеству правильно составленных слов).

- Чем различаются приставка и суффикс? (За правильный ответ - дополнительный жетон.)

Вся же - в дневнике я и в журнале. (Оценка.)

2. Корнем с дорогой роднится,

Целым же в космос проник. (Спутник.)

3. Мой корень - родственник сражению,

А весь - тружусь я под землей. (Забойщик.)

Во время игры используются карточки двух видов: на одних написаны вопросы, на других - ответы. В каждой команде имеются по две такие карточки. Команды задают друг другу вопросы.

- Что вы знаете о родственных словах? (Родственные слова имеют общую часть. Они близки по смыслу.)

- Какая часть слова бывает во всех словах? (Главная часть слова - корень.)

- Что называется корнем? (Корнем называется общая часть всех родственных слов.)

-Что называется окончанием? (Окончанием называется изменяемая часть слова, окончание служит для связи слов в предложении.)

- Что такое приставка? (Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем, при помощи приставок образуются новые слова.)

- Что такое суффикс? (Суффикс — часть слова, которая стоит после корня, при помощи суффикса образуются новые слова.)

Во время проверки выдаются жетоны тем, кто правильно отвечает.

- Я читаю загадку. Вы должны записать отгадку и подобрать однокоренные слова. Выделите корень (работа выполняется в тетради, оценивается по командам).

Кто рыбачит на реке

С тонкой удочкой в руке?

(Рыбак - рыба, рыбалка, рыбачит. )

Кто хлопочет с поварёшкой,

Варит вкусный суп с картошкой?

(Повар - сварил, варенье, заварка. )

- Какие слова называют однокоренными?

• Холод, холмик, холодный. (Холмик.)

• Лист, лисица, лисёнок. (Лист.)

• Моряк, море, морж. (Морж.)

• Лось, лосось, лосёнок. (Лосось.)

IV. Итог урока.

- Итак, наша игра подошла к концу. Давайте подсчитаем количество жетонов в каждой команде.

Объявляется команда-победитель, оценивается работа всех участников игры.


Содержимое разработки

Конспект урока русского языка

во 2 классе .

Цель: упорядочить знания учащихся о составе слова;

учить наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие-либо

- сформировать умение разбирать слово по составу; образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;

- формировать навык грамотного написания слов;

- развивать память, внимание, мышление, речь;

- воспитывать интерес к предмету.

Личностные: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи.

Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: вступление в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказание взаимопомощи, осуществление взаимоконтроля, высказывание собственного мнения, формулирование своих мыслей, своего отношении к чему-либо.

Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.

Оборудование: компьютерная презентация, листы для самооценки.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

- Проверьте свою посадку. Не забывайте об осанке.

1) На доске: Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ (слайд 3)

- Если вы уберёте непарные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока.

- В словаре Ожегова сказано: состав – это: (слайд 5)

- Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать?

- Тема нашего урока – состав слова.

- Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?

- Я думаю, ребята, если мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать, то к концу урока сможем самостоятельно разбирать слова по составу и даже сможем научить других ребят (взрослых) разбирать слова по составу.

2.Таблица (начало – конец урока). Заполняет каждый ребёнок.

III. Актуализация знаний.

- Ну что ж, давайте рассмотрим состав, на котором совершим путешествие по саванне. Самое главное в составе поезда – паровоз. Это движущая сила, без него нет состава. Так и в слове есть самая главная часть, без которой слово существовать не сможет. Что же это за часть? (Корень.)

- Кто знает, как она называется? (Приставка.)

- Вагон за паровозом – это вагон для нас пассажиров. И в слове есть частички, которые следуют только за корнем и образуют новые слова. Как они называются? (Суффикс.)

- А в конце состава маленький квадратный вагончик для груза. С какой частью слова его можно сравнить? Где всегда находится окончание?

- Состав паровоза очень похож на состав слова. Из каких частей состоит слово? (Ответы детей.)

IV. Минутка чистописания.

- Посмотрите, в саванне кипит жизнь. Мы видим много животных. Чтобы узнать, кто они такие, нам нужно правильно вставить букву и прочитать слово, а вставленную букву запишем на минутке чистописания.

– Догадайтесь, какие слова написаны.

– Определите, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (К, р, н, е, о, ь). Прочитайте:

– Чем похожи слова? (Имена сущ., ед.ч., отвечают на вопрос кто?)

– Составьте из данных букв слово, начиная с буквы к. (Корень).

– Напишем слово корень без отрыва три раза.

V. Словарная работа: город , видеть, готовить , желать , рисовать, ш ё л.

- Назовите новое словарное слово. Определите орфограмму. Постарайтесь запомнить это слово. Запишите его несколько раз.

VI Закрепление изученного.

1. Состав слова (памятка в учебнике).

2. Устная работа:

- Что мы должны знать по теме урока? (Мы должны знать, что такое окончание, основа, корень, приставка, суффикс.)

- В каком порядке следует выполнять разбор по составу.

- Как правильно выделять из слова окончание, основу, корень, приставку, суффикс?

3. Разбор одного слова по составу, используя памятку.

4. Работа по учебнику.

5. Повторение о предложении (слайд 6-9):

– Используя слова таблицы, выделите части слова и составьте новое слово.

– В тетради запишите полученные слова. Составьте предложение из данных слов (слайд 10).

(Меткая пословица научит мудрости.)

– Вспомните пословицы про учение. (Ответы учащихся).

6. Повторение об однокоренных словах.

– В каждой группе слов найдите лишнее и разберите его по составу (слайды 11–12).

Водитель, водичка, водить.

Пёсик, песок, пёс.

Газетный, газ, газовый.

Листок, лисичка, лисонька.

Горе, горевать, пригорок.

(Учащиеся записывают слова в тетрадях: водичка, песок, газетный, листок, пригорок.)

7. Работа с тестом 1.

- Ответьте на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.

1. Часть, без которой слово не может существовать:

2. Родственные слова это:

У) слова, которые сходны по смыслу;

Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

3. Окончание служит для образования новых слов:

4. Суффикс служит для связи слов в предложении:

О) общая часть родственных слов;

И) общая часть слов.

6. Открытие нового знания. Разбор слова по составу надо начинать с:

К) окончания.

7. Приставка служит для образования новых слов:

- Какое слово у нас получилось? (слайд 13)

- ЗНАТОКИ. Кто это? А можете ли вы назвать себя знатоками после нашего урока (Ответы детей.)

VII. Итог урока.

- А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали?

- Какие задачи мы ставили перед собой, чтоб достичь данной цели?

- Кто из вас для се6я решил поставленные задачи?

- Кто самостоятельно может разбирать слова по составу?

- Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?

VIII. Рефлексия.

IX. Домашнее задание.

- Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:

1) Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово.

2) Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации материала с использованием мультимедийной технологии на всех этапах урока.

Цель: упорядочить знания детей о составе слова; учить наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие либо части.

- сформировать умение разбирать слово по составу; образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;

- формировать навык грамотного написания слов;

Личностные: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи.

Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли. Регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.

Введение в анализ урока.

Этапы урока

I. Организационный момент.

Мотивация к работе, правильной посадке.

III. Актуализация полученных ранее знаний.

Повторение пройденного о

Умение определять цели и задачи

усвоения новых знаний. (Р)

Работа с разными источниками информации (П)

Ответственное отношение своей речи, к русскому

языку,осознание себя носителем русского

языка,желание им умело пользоваться. (Л)

Умение обосновывать свои суждения. (П)

Всотрудничестве с учителем ставить новые

учебные задачи. (Р)

V.Словарная работа (включение нового словарного слова в

письменную речь учащихся).

VI.Закрепление изученного.

Обеспечение прочности и

Систематизации знаний пройденного материала (работа по учебнику. Повторение об

однокоренных словах, открытие нового знания – слово знатоки, его значение узнают из сети Интернет)

VII Итог урока

(формирование вывода по данной теме)

Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата. (Р)

(Находить из учебника информацию и новые сведения, пользоваться ими, сравнивать сделанные выводы с информацией в учебнике, строить

необходимые рассуждения (П).

Работа с разными источниками информации (П)

Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения

результата, осознанно выполнять задания (Р)

Способность выполнять логические операции: анализ содержания и языкового

оформления произведения. (П)

Познавательный интерес к наблюдениям за словом. (Л)

Способность к контролю, самоконтролю и

VIII. Рефлексия.

Способность и привычка к рефлексии, способность осознавать трудности и стараться преодолевать их. (Р)

Способность выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения. (К)

Понимать перспективы дальнейшей учебной работы. (Р)

IX. Домашнее задание (на выбор: традиционное и творческое).

Обобщать изученные тайны нашего языка, конструировать и создавать свои материалы.

Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер (учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнивать, анализировать, делать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс. Учителю компьютер – подсказчик (позволяет реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, иллюстратор, аниматор, повышающий уровень усвоения материала учащимися).

Компьютер позволяет сделать урок динамичным (способствует здоровьесбережению детей).

Учитель начальных классов

Тип урока: Урок обобщения .

Учитель начальных классов

Начало урока было организованным. Учащиеся к уроку готовы, настрой на урок хороший. Учитель приветствует детей. В начале урока учитель задал вопрос, который стал хорошей мотивацией к уроку. Учитель смог в начале урока класс мобилизовать и настроить на работу.
Далее была минута чистописания, которая развивала навыки каллиграфического письма учащихся. Отрадно, что это используется систематически. На уроке присутствовали разные формы работы. Была письменная и устная работа. Содержание урока было оптимальным, методы обучения - словесный, наглядный. Формы работы были фронтальными. Учителем использовались следующие приемы активизации познавательной деятельности – это постановка проблемных вопросов, использование новых информационных технологий, использование фрагментов из устного народного творчества.
Далее была работа с орфограммами. Работа проводилась с использованием ИКТ. Учитель использовал самопроверку. Очень плавно учитель подвел детей к теме урока. Тему урока дети сформулировали самостоятельно. Очень хорошо, что учитель рассказал сказку о корне. Здесь использование ИКТ было оправданным, так как шло воздействие на несколько органов чувств, за счет чего будет достигнуто более осознанное и глубокое усвоение материала. Понравилось то, что учитель использовал разнообразные виды деятельности, а также разные по типу задания. За счет постоянной смены видов деятельности, проведения физминутки, дети не устали, хотя плотность урока была высокой.
Хотелось бы отметить физминутку: очень интересная, способствовала сплочению класса, закреплению материала урока и повышению внимания.
Структура урока была четкой, соответствовала типу и целям урока. На каждом этапе подводились небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому был плавным. Учащиеся работали совместно с учителем и самостоятельно. Ученики показали, что умеют работать с учебником, умеют работать у доски. Они были активны в течение всего урока. Они показали умение продуктивно работать, умение наблюдать, делать выводы по увиденному, умение анализировать и обобщать свои знания. Также дети показали наличие навыков самоконтроля. Валеологический подход учителем соблюдается. Психологический климат на уроке позитивный. На мой взгляд, урок целей достиг.

Учитель начальных классов


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка во 2 классе.

Тема урока : Состав слова.

создание условий для изучения состава слова

· учить выполнять разбор слов по составу на основе словообразовательного анализа;

· обогащать словарный запас учащихся; формировать умение пользоваться Обратным словарём;

· развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь.

· воспитывать навыки самостоятельной работы, взаимопроверки.

Развитие УУД

-Проявлять интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов.

Познавательные

-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям;

- использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учащимися и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов;

- задавать вопросы , экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

- сопоставлять свою работу с образцом;

- оценивать ее по критерия, выработанным в классе;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

- обосновывать высказанное суждение;

- уметь задавать уточняющие вопросы.

1. Мотивация к учебной деятельности

- Прозвенел опять звонок.

Должно на парте всё лежать:

Дневник, учебник и тетрадь,

Карандаш, линейка, ручка.

Вижу класс готов.

Ребята, работа на уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок и подготовим руку к письму.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Откройте тетрадь, правильно положите её на столе.

Запишите число, классная работа.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Вьюги, зимний, снегири, пушистый, играть, измениться (и, ий, ир, ый, игр, из).

- Что вы сейчас записали? Определите тему урока.

3. Выявление места и причины затруднения

- Как вы думаете, в чём будет заключаться наша работа? Кто нам будет помогать в работе? (Анишит Йокоповна , Миша и Маша – герои учебника).

На доске запись: состав поезда, состав слова

- Сравните оба словосочетания. Как вы их понимаете?

Интрига учебника ( читает учитель)

Вы знаете, что поезд иногда называют составом? – спросила Анишит Йокоповна. – А ты знаешь? Сможешь объяснить – почему?

Железнодорожный состав – это ряд сцепленных вагонов, – сказала Волшебница. Он из них состоит. А что такое состав слова? – спросила она.

– Это ряд сцепленных вместе частичек, из которых состоит слово! – догадался Миша.

Анишит Йокоповна с одобрением улыбнулась. – Возьмём, например слово поезд и выделим в нём части: по езд

– Кто скажет, сколько частей в этом слове – каков его состав?

– Две части! – сказал Миша.

– Три части! – сказала Маша.

– А ты как думаешь?

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Какие части слова вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание)

Что такое корень? Суффикс? Приставка? Окончание?

1. Поселю я приставку в первом вагоне,

Потому что стоит она перед корнем.

2. Ну, а корень – общая часть – во втором вагоне выспится всласть.

3. Суффикса в этом слове нет, и он не купит в вагончик билет.

4. Окончание – это кончик, пусть идёт в последний вагончик.

5. Реализация построенного проекта

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по –приставкой посмеяться,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и всё настало время

С за – зарядку завершить.

- Назовите, какие приставки помогли сделать физминутку.

6. Первичное закрепление во внешней речи

– Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

– Записать одним словом:

1) ягоды, плоды, сваренные в сахаре;

2) мастер по приготовлению пищи;

3) большая ложка для разливания жидкой пищи;

4) маленький варёный пирожок

– Какие слова записали? (Варенье, повар, поварёшка, вареник)

– Как их можно назвать одним словом? (Однокоренные, родственные)

- Выделите корень в этих словах.

- Отгадайте, кто это:

Летом он ходит без устали по лесу, а зимой лежит в берлоге со своим крошечным детёнышем, лижет лапу и мечтает, наверное, о том, чтобы скорее наступило лето. Ведь летом можно будет разыскивать ульи диких пчел, и лакомиться мёдом. До чего же он любит мёд! И назвали его знающий ( ведающий), где мёд. То есть… ( медведь, медведица, медвежонок)

- Запишите к слову медведь однокоренные слова. Как образовались эти слова?

Какой суффикс в этой группе слов? На что он указывает? (Показывает, что все прочитанные слова обозначают людей и животных женского пола. Окончание а – все слова женского рода).

Работа в тетрадях с комментированием: записать из этих слов три любых и выделить корень, суффикс и окончание.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

На доске написаны слова в 2 столбика. Одновременно выходят к доске 2 ученика и выделяют в словах окончания, молча садятся, другие 2ученика –основу и т. д.

1. Грязный 2. часовой

8. Включение в систему знаний и повторение

- Найдите слова на –ИК. Что вы можете сказать о составе этих слов? ( Эти слова состоят из трёх частей: корня, суффикса, окончания.)

- Как называются такие окончания? ( Нулевые окончания.)

- Какой общий оттенок смысла сообщает всем этим словам суффикс? ( Уменьшительно – ласкательный оттенок.)

- Выпишите и разберите по составу три слова из списка.

Работа в парах (у детей карточки со стихотворением Е. Измайлова)

Как-то много лет назад посадили странный сад.

Не был сад фруктовым – был он только словом.

Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

Вот ещё посадки рядом.

С ним садовник идёт.

Гулять в саду словесном

(Е. Измайлов. Как растут слова.)

- О каком саде идёт речь? (сад – это слова)

- Почему слова сравнивают с деревьями?

- Какие плоды принесло это дерево? ( родственные слова)

- Какие слова называются РОДСТВЕННЫМИ? (родственные слова – это не просто слова, имеющие общую часть: важно то, что эта общая часть хранит общий смысл этих слов.)

- Найдите родственные слова в стихотворении и выпишите их в тетрадь. ( сад, рассада, посадка, садовод, садовник).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфем; учить выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней.

Тема: Как собрать и разобрать слово.

(Урок введения нового знания)

Цель: дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфем; учить выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней.

сформировать вместе с детьми определение корень слова;

находить и подбирать родственные слова, выделять в них общую часть.

формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

формировать представление о значении русского языка в жизни человека.

формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;

формировать умение оценивать совместную с учителем или одноклассником результат своих действий

формировать умение высказывать свои предположения.

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

умение выражать свою точку зрения; адекватно воспринимать позицию одноклассника.

Этапы учебного занятия

Ход учебного занятия

I. Организационный момент

Цель: включение детей в деятельность на личностно- значимом уровне

Утром солнышко проснулось,

И, отбросив одеяло

На зарядку побежало.

эмоциональный настрой на урок;

мотивация на учебную деятельность.

развиваем умение: планировать свою деятельность.

II. Актуализация знаний.

Цель: определить тему урока на основе изученных словарных слов, развивать орфографическую зоркость.

- Прочитайте слова на доске (слайде).

В…р…на, в…р…бей, с…р…ка,

С…д, с…довник, пос…дил.

- Что общего у всех этих слов?

- Самостоятельно разбейте слова на группы, в зависимости от вида орфограммы.

- Как проверить правильность написания слов?

- Запишите слова второй групп.

Чем похожи слова второй группы? Сделайте вывод.

- Вспомните, как называются такие слова?

Учащиеся вставляют пропущенные буквы с использованием интерактивной доски.

- Все слова обозначают предмет;

орфограмма – безударная гласная

- слова можно разделить на две группы: проверяемые безударные гласные и непроверяемые. Разбивая слова на группы доказывают свою точку зрения, записывают слова, оформляя орфограмму на письме.

I группа: ворона, воробей, сорока.

II группа: сад, садовник, посадил.

- Это словарные слова и необходимо знать их написание.

-Написание слов можно проверить по орфографическому словарю (работа с орфографическим словарем). Дети записывают слова первой группы.

- Называют слова с орфограммой проверяемая безударная гласная в слове. Подбирают проверочное слово. Выделяют корень.

Это родственные слова, у них одинаковый корень.

- Однокоренные или родственные слова, у них одинаковый корень.

уметь анализировать и делать вывод.

уметь оформлять свои мысли в устной речи с учётом жизненной ситуации; обосновывать свою точку зрения, уметь выслушивать и принимать решение партнёра.

выполнять учебные задания в соответствии с целью и задачами учебной деятельности.

уметь применять орфографические правила.

III Мотивационный этап. Самоопределение к деятельности.

Цель: обсуждение затруднений,

Работа в группах.

1 группа: Задание: разобрать картинку из готовых пазлов и собрать из этих частиц новую картинку.

2 группа: Разобрать готовый дом из конструктора и собрать из этих же частей новый предмет.

3. Группа: Помочь Ане и Ване решить спор при написании слов в предложении.

Ваня предлагает написать: В лису ребята увидели рыжую лесу.

А Аня наоборот: В лису ребята увидели рыжую лису.

4. Группа: Работа на интерактивной доске со строками:

Проверь слова, да не сп…ши,

Красиво, грамотно, сп…ши!

- Представитель группы вытягивает конверт с заданием.

- Дети проделывая работу делают вывод: что можно разобрать любую картинку и собрать новую из этих же частей. Части не меняются, а сюжет поменялся.

- Дети делают вывод: можно разобрать предмет и из этих же деталей собрать новый предмет.

- Доказывают, что была права Аня. Что Ваня неправильно подобрал проверочные слова и перепутал лексическое значение слов. Слова леса и лиса не родственные, не однокоренные. Подбирая родственные слова, доказывают их написание:

- лиса – лис, лисонька

Делают синтаксический разбор предложения: находя в предложение грамматическую основу и признак.

- Работают со словами, доказывая их написание–

В одном случае надо вписать букву е, проверочное слово – спешка; в другом надо писать и -, проверочное слово спишет. Дети доказывают, что написание слов различно, лексическое значение разное, а звуковая транскрипция будет одинакова.

Делают вывод: что слово состоит из слогов, звуков и буков.

учиться искать информацию из разных источников.

уметь формулировать высказывание, обосновывать собственные позиции; работать в группе.

выделять и формулировать познавательные цели с помощью учителя, планировать совместно с учителем свои действия для достижения целей.

III.Формулирование темы и целей урока.

Цель: получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями.

- Посмотрите внимательно, сегодня, чтоб выполнить задание, сделать что – то новое и более интересное необходимо было разобрать или собрать предмет, предложение.

- С сегодняшнего дня мы туже самую работу будем делать, но только со словами. Попробуйте сформулировать тему урока, оттолкнувшись от нашей работы на уроке.

- Правильно мы должны научиться находить части в слове и собирать слова из частей. Выполнять разбор слова по составу.

Работа по учебнику и интерактивной доске.

- Как называется раздел?

- Как звучит тема урока?

- Послушайте, что сообщает профессор Самоваров. Какой секрет он вам открыл?

- Почему надо знать эти части?

Первичное знакомство с понятиями приставка, суффикс.

Выполняя упражнения: дети отрабатывают нахождение общей части слова – корень, находят перед корнем общую часть – приставку, после корня общую часть – суффикс.

- Разбор слова по составу:

- Разбирать и собирать слово – подбирая родственные слова – однокоренные.

- Как собрать и разобрать слово.

- Слово можно разобрать на части.

- Чтобы понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать.

- с. 45 правило. Вывод профессора Самоварова.

- Окончание, основа, корень (подбирание однокоренных слов), приставка, суффикс.

понимание глобального значения корня для любого предмета.

использовать графические средства, строить логические цепи рассуждения.

уметь слушать, уметь формировать высказывания.

аргументировать свои мнения,

уметь делать умозаключение.

формирование определений корень слова, однокоренные слова, знакомство с понятием морфема.

IV. Закрепление изученного материала.

Цель этапа: создать условия для мотивировки активной, осознанной деятельности учащихся.

- Задание на карточках.

Подчеркните карандашами разных цветов три группы родственных слов.

1 вариант – Сад, дубовый, ходить, садовник, дуб, посадка, переход.

2 вариант – Дом, часовщик, лесник, домовой, часовой, лес, домашний, час, перелески.

- Работа с интерактивной доской.

Собрать слова. Соотнести с правильной схемой.

- Проверка на интерактивной доске.

осознание ответственности за выполнение учебного действия.

уметь структурировать знание.

грамотно строить речевые высказывания.

выполнять учебные задания в соответствии с целью; умение соотносить учебные действия с известными правилами.

Знать части слова.

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель: оценить свою работу на уроке.

- Какую цель мы с вами ставили на уроке?

- Как вы считаете, мы справились с поставленной задачей?

- Что вам больше всего понравилось?

- Что нового узнали?

- Оцените свою работу на уроке с помощью наших Светофорчиков.

Л.: определить свою степень усвоения данной темы, степень эмоционального удовлетворения от процесса работы на уроке.

Читайте также: