Конспект урока редкие и исчезающие животные

Обновлено: 06.07.2024

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам Красной книги.

Тема нашего урока – “Охрана животных”

Животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.

Ученик читает стихотворение Б. Заходера “Про всех на свете”.

II. Беседа.

1. Создание Красной книги

- Ребята, все вы знаете, как прекрасны творения природы. Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно обстоятельство: все они занесены в Красную Книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с Земли.

Начиная с 1600 г., на нашей планете вымерло много видов животных. Многие вымерли по вине человека. К началу ХХ века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.

В 1948 году была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба создала список исчезающих животных и растений и указала причины их исчезновения. Ученые решили назвать этот список Красной Книгой.

- Для чего нужна Красная Книга?

- Как вы думаете, почему ее назвали именно Красная Книга, а не желтая или синяя?.

Красная Книга – это сигнал опасности. Красная Книга – это факты, собранные учеными о животных и растениях. Чтобы создать Красную книгу потребовалось 14 лет. Позже она переиздавалась.

- Как вы думаете, почему она переиздавалась?

Красная Книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и все новые виды могут оказаться исчезающими. Вместе с тем, меры, которые принимает человек, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные и растения. Например, бобр и соболь.

2. Угроза исчезновения животных.

Почему некоторых животных остается все меньше на Земле?

Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все само собой восстановится.

И просчитались. Некоторых животных совсем истребил, а некоторые находятся под угрозой вымирания.

Угрозой для животных является чрезмерная их добыча, охота, коллекционирование.

Но самая главная не эта причина. Ученые ставят на первое место разрушение мест обитания животных.

Например: вырубают леса, в реки сбрасывают вредные отходы.

Сейчас ребята вам расскажут о животных, занесенных в Красную книгу.

4. Чтение и анализ экологической сказки.

Тюлень и Морж

Давно это было, в самую старую старину. Ледяные горы половину земли покрывали, моря были мелкие, островов много. На островах звери разгуливали. На одном острове жили два брата: Тюлень и Морж. Хозяином острова был самый большой, самый сильный зверь. Мамонт его звали. Четыре клыка имел тогда Мамонт: два больших, а рядом два поменьше. Шкура Мамонта была покрыта густыми и колючими волосами. Ноги Мамонта, когда он шел, дробили камни и песок. Все звери любили и слушались Мамонта. Потому любили, что хотя он и самый сильный, да никого зря не обижал, а в большой голове большой ум имел.

Тюлень с Моржом вначале дружно жили, братья как братья. В те времена у них у обоих были по четыре ноги, как у всякого зверя, и бегали они быстро, не хуже оленей. Тюлень ростом поменьше, Морж побольше. У обоих усы. А клыков у Моржа тогда не было.

Пока братья росли, жили дружно. А выросли - стали ссорится. Из-за чего ссорились? Остров большой: за десять дней не обойдешь, не обежишь. А им стало тесно. Тюлень говорит:

- Завтра я на этом моховище гулять стану. Ты, Морж, уходи в другое место. Морж посмирнее был, постарше. Что, думает, с младшим братом спорить - остров большой. Уступил Морж Тюленю, побежал на другое моховище, нашел там гладкий синий валун-камень, лег на него й лежит. А Тюленю на старом месте не сиделось, , прискакал на круглых ногах, гонит брата:

- Уходи, я на синем камне лежать стану.

И так целый день надоедал Моржу. А тот лежал, на своем камне, спину грел и только ворчал:

- Оставь ты меня, не трогай. Что тебе моя лежайка понадобилась? Ищи камень-валун, да ложись.

Видит Тюлень, что брата с высокого синего камня не согнать - сил не хватит, рассердился. Нагреб Тюлень острых камешков и давай в Моржа кидать. Кидал, кидал да в глаз угодил. Заслезился глаз у Моржа. Не утерпел он, схватил Тюленя лапой за уши, а уши у Тюленя тонкие - оборвались. Морж повернулся неловко и упал с камня прямо на Тюленя, так упал, что раздавил Тюленю задние ноги и поясницу.

Лишился Тюлень ушей и задних ног. Вместо задних ног у него появились ласты, наподобие рыбных плавников. Двуногим стал надоедливый забияка. На задние ласты опирается, а передними лапами все-таки камни кидает. И угодил Моржу во второй глаз. Заслезились у Моржа оба глаза. И потянулся он к Тюленю, хотел камни отнять, чтобы тот больше не бросался. А Тюлень вырывается, передними лапами Моржа бьет.

“Выбьет он мне глаза совсем”, - подумал Морж и прижал передние лапы Тюленя к земле. Потихоньку прижал, а сразу раздавил. Лишился Тюлень и передних ног, с той поры у него вместо ног обрубки-ласты. Драться Тюленю стало нечем.

Заревел Тюлень хриплым тонким голосом, пополз к Мамонту жаловаться и Моржа зовет:

- Пойдем, пойдем, Мамонт нас рассудит. .

Морж спорить не стал, зашагал потихоньку рядом. Брата-забияку утешает, а сам себе глаза трет. Запухли глаза у Моржа, стали маленькими. С тех пор плохо видит Морж.

Поздней ночью пришли они к пещере, где жил-поживал превеликий зверь Мамонт. Ветер с моря дует, небо в тучах, луны нет. Едва нашли вход в пещеру Мамонта. Тюлень стал Моржа вперед гнать:

- Ты меня изувечил, ты и отвечай. Иди, иди к Мамонту, я следом поползу.

Знал хитрый Тюлень, что не любит Мамонт, когда его ночью разбудят. А Морж этого не знал, полез в пещеру, стал будить Мамонта. Проснулся тот, загремел волосатой шубой, стал вставать. Закачалась земля. Морж испугался, повернулся, хотел бежать из пещеры, а Тюлень дорогу загородил:

- Куда бежишь? Искалечил меня, теперь отвечай.

Мамонт, услышав чужие голоса, шагнул вперед в темноте, случайно наступил Моржу на поясницу, только косточки хрустнули. Повернулся в темноте Мамонт еще раз и передние лапы моржу раздавил.

Заревел Морж от боли, и тюлень со страха заревел. А Мамонт затрубил хоботом,-огонь из кремня высек, костер зажег.

- Что тут такое? Кто пришел? Зачем разбудили? Кто мне под ноги полез? Не повредил ли я кого в темноте?

Тюлень вперед вышел, стал жаловаться. Себя оправдывает,'Моржа.во всем винит. Выслушал его Мамонт и спросил у Моржа:

- Так, да не все так!

Рассказал Морж правду. Себя не выгораживал, Тюленя не обвинял. Задумался Мамонт, поглядел на Тюленя, поглядел на Моржа.

Все-таки вы братья, братьями и останетесь. А вместе вам жить нельзя. Моржу я и поясницу, и ноги отдавил. Пусть и у Моржа будут вместо лап обрубки-ласты. Не стану я вас судить и мирить не стану. Живите порознь. Тесно вам на острове - ступайте в.море, учитесь плавать. Ног у вас нет и не будет. Ластоногим в воде плавать легче, чем по земле ходить. Живите в море. Вот вам весь мой сказ. Потом посмотрел Мамонт на , Моржа и сказал:

Перед тобой, Морж, я виноват. Брата своего ты покалечил, защищаясь, а я тебя измял в темноте. За мою оплошность зла на меня не имей. Вот тебе от меня в пода]уж два клыка, те, что поменьше. Возьми их, они тебе пригодятся.

Вынул Мамонт свои маленькие клыки, которые'в те времена росли'у него рядом с большими, и всунул в рот Моржу. А два больших бивня себе оставил.

С того самого времени у Мамонта одна пара бивней осталась, а у Моржа острые клыки появились. И хотя Тюлень по виду похож на Моржа, а Морж на Тюленя, стали они разными не только по росту. У Тюленя-забияки только зубы, а у терпеливого Моржа еще два острых клыка над губой торчат. Стал он сильнейшим морским зверем. Только Морж понапрасну не буянит, попусту никому не грозит клыками. А если себя приходится ему защищать, тут уж другое дело.

Не дразните Моржа, зря не задевайте, не трогайте, и он вас не тронет, хотя он и самый сильный морской зверь. '

  1. Чему учит нас эта сказка? (В природе все взаимосвязанно. Надо охранять и беречь все объекты природы.)
  2. Опишите тюленя и моржа.
  3. Кто в сказке подарил моржу два клыка?
  1. 1. Есть на речках лесорубы в серебристо-бурых шубах.
  2. Из деревьев, веток. Глины строят прочные плотины.
  3. Дикий, свирепый , громадный лесной бык, самый крупный и самый тяжелый европейский зверь.
  4. Птица - символ красоты и любви.
  5. Знахари готовили из частей его тела лекарство от слабости и трусости.
  6. Большое морское ластоногое млекопитающее с длинными спускающимися с верхней челюсти клыками-бивнями.
  7. В двух-трех летнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются.
  8. Очень ценный пушной зверек. Был на грани уничтожения.
  9. Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.
  10. Владыка Арктики.
  11. Этот зверек на суше довольно беспомощен. Зато в воде чувствует себя прекрасно – быстро плавает, хорошо ныряет. Длинным хоботком подбирает насекомых и личинок.

Ответы: 1. Бобры. 2. Зубр. 3. Лебедь. 4. Тигр. 5. Морж. 6. Журавль. 8. Соболь. 9. Фламинго. 10. Выхухоль.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательные: познакомиться с Красной книгой России; обобщить представление о факторах, угрожающих живой природе;

Развивающие: развивать поисковую деятельность (развивать способность целесообразно наблюдать, исследовать и давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам); развивать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами природы; развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении растений и животных.

Воспитательные: учить уважительному отношению ко всему живому; продуктивно работать в коллективе, уметь сопереживать.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Знания: узнают об исчезающих и редких видах животных и растениях

Умения: научатся называть животных и растения.

Навыки: составлять устные высказывания.

Метапредметные

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделе­ния существенных признаков.

Коммуникативные: формулиро­вать собственное мнение и пози­цию; договариваться о распреде­лении функций и ролей в совмест­ной деятельности

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные понятия

Красная книга России, Красная книга вымершие виды, исчезающие виды, малочисленные виды, редкие виды, малоизученные виды, восстановленные виды

дополнительные

- А.А.Плешаков Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений . 1 ч. (2017 г.)

- карточки со словами, листы для индивидуальной работы.

- презентация к уроку

Формы работы

Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах

Методы и приёмы

создание ситуации успеха, методы словесной и наглядной передачи знаний, частично – поисковый, самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия , самооценка)

Образовательные технологии обучения

личностно – деятельностная, проектная, исследовательская, технология создания учебной ситуации, продуктивное чтение

Ход урока Организационный момент

- Встретьтесь ладошками с партнером по лицу (по плечу) и улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение, пожелайте успехов и удачи на уроке

Дети выполняют действия

Самоопределение к деятельности

На доске лист красного цвета.

- Предположите, что это может быть?

- Как вы думаете, какой будет тема урока?

- Таким образом, о чем пойдет речь сегодня на уроке? ( КРАСНАЯ КНИГА )

- Несомненно, у вас есть некоторые знаний по этой теме. Возьмите листок и на оценочной шкале отметьте крестиком уровень этих знаний. В конце урока выясним – увеличили ли вы уровень знаний по этой теме.

карточка с правилами работы в группе

ка р точки с высказываниями для каждой группы

- Работать вы будете в парах. Вспомните правила работы . (работать должны оба, один говорит, другой слушает, свое несогласие высказывай вежливо, если не понял, переспроси)

Задание на парту. Работайте вместе.

Прочтите предложения на листочке. Вам предлагаются три варианта, но только один из них верный. Обсудите ответы, как будет найден правильный ответ, поднимите руку.

Красная книга - это список исчезнувших навсегда растений и животных .

Красная книга - это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

Красная книга - это список растений и животных.

Красный цвет предупреждает об опасности.

Красный цвет предупреждает, что может политься кровь.

На желтых страницах записаны исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим.

На красных страницах записаны исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить.

На зелёных страницах записаны виды животных и растений, до сих пор мало изученные

Человек виноват в том, что многие растения и животные стали редкими.

Человек не виноват в том, что многие растения и животные стали редкими.

В том, что многие растения и животные стали редкими виновата природа

Существует только одна Красная книга.

Красной книги с уществует.

Существует Международная Красная книга, Красная книга России , Красная книга Мордовии

П Р ОВЕ Р КА

- Итак, мы выяснили, что

1. Красная книга - это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

3. На красных страницах записаны исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить.

4. Человек виноват в том, что многие растения и животные стали редкими.

5. Существует Международная Красная книга, Красная книга России , Красная книга Мордовии

Кто такие Вымершие животные прочитает нам 2 ученик

Отвечают на поставленные вопросы

Открытие нового знания, творческая работа

Некоторые виды животных вымирают, но очень жалко, что в этом, им “помогает” человек После возможных жертв глобального потепления, идут животные которые уже вымерли… правда, не так давно, так, что их удалось даже сфотографировать.

Ученик 3. Странствующий голубь. В начале XIX века американский странствующий голубь был одной из самых распространённых птиц на земле. Эти голуби летали огромными стаями, орнитолог Джон Одюбон описывал их так: “Свет полуденного солнца был заслонён стаей, словно во время затмения“. Стаи голубей растягивались на многие десятки километров, а когда голуби садились на деревья, те бывало не выдерживали их веса и ломались. Увы, Увы, голубей быстро уничтожили в XIX веке. Их стреляли из-за мяса и просто так – из спортивного интереса. В одном месте в Мичигане каждый день убивали до 50.000 голубей каждый день, это длилось полгода. Мясо голубей использовалось даже в качестве удобрения для полей. Последний странствующий голубь по кличке Марта умер в 1914 году в зоопарке города Цинцинатти…

Ученик 4. Бескрылая гагарка, истребленная в 19 веке нелетающая птица. Бескрылые гагарки были крупными птицами (длина их тела составляла около 75 см) с мощным клювом и перепончатыми лапами. Спина и голова были черными, крылья — темно-коричневыми с белыми кончиками, а грудь украшала белая манишка. В летние месяцы между клювом и глазами появлялись белые пятна, которые исчезали зимой. Еще относительно недавно бескрылые гагарки в изобилии обитали на Атлантическом побережье Европы и Сев. Америки, на островах у берегов Скандинавии, Великобритании, Исландии. Кости этих птиц были обнаружены в раскопках на стоянках человека каменного века. Бескрылые гагарки не умели летать, но отлично плавали, охотясь за рыбой. Гнездились эти птицы на скалах, образуя колонии. В мае — начале июня самки откладывали по одному яйцу, которое насиживали около 30 дней. Острова, на которых жили гагарки, часто посещали рыбаки, которые легко добывали не умеющих летать птиц и собирали их яйца. В результате бесконтрольного истребления бескрылые гагарки постепенно исчезли с лица Земли. Последняя размножающаяся колония этого вида существовала примерно до 1840 года, а последняя особь бескрылой гагарки была встречена в 1852 году. Все, что осталось от бескрылой гагарки, — это 80 шкурок и чучел в разных музеях мира.

Ученик 5. Дронд. Птица додо (второе название дронта) обитала на островах Индийского океана и была полностью истреблена в семнадцатом веке. По внешнему виду дронт напоминал гигантского толстого голубя. Его клюв был длиннее головы, а крылья и хвост - неразвитыми. Питалась птица растительной пищей, а гнезда строила на земле. Считается, что в исчезновении дронта повинна его излишняя доверчивость к людям.

Ученик 7. Тур — животное отряда парнокопытных, семейства полорогих, рода коров. Тур представлял собой большого, массивного быка, но был несколько выше в холке. Сохранились картины с его изображением и скелеты. Тур — предок европейских домашних коров. Обитал Тур на территории России, Польши и Пруссии, Из-за мяса и шкуры на Тура активно охотились. Последнее стадо оставалось в Мазовецких лесах (Польша). В 1627 году погибла последняя самка тура.

Ученик 8. Тарпан сложен легче лошади Пржевальского, достигает в холке примерно 133 см, буланой или мышастой масти с темной гривой и хвостом. Родиной тарпана, являются Восточная Европа и европейская часть России. В дикой природе ему удалось просуществовать до IX века. Один ученый утверждает, что последний истинный тарпан умер в неволе в 1919 году, следовательно, существующие сегодня тарпаны представляют собой "реконструкцию", почти наверняка выведенную от похожего на них польского коника. В результате экспериментов по скрещиванию жеребцов лошади Пржевальского с кобылами коника удалось получить животное, по виду почти не отличимое от настоящего тарпана.

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру “Редкие и исчезающие животные” У вас на столах лежат карточки с названиями животных, вы должны их прочитать, зачеркнув одинаковые буквы в каждом горизонтальном ряду.

Я в к я с у л а с н в ц ц

П д ж ф е ч й р п а н ф ч

С д я ь с р я о м ф м ь а

Г с в е в о п б б а с р о д

Г б м л м у б х и а и р ь

К ф п о ы б з р а ы ф п з

В г е м г е л о в р л ж д д

Ц с э я у ф т ц я о э р а ф

Ответы: кулан, джейран, дрофа, гепард, глухарь, кобра, морж, сутора.

1. Мы знаем, что Красная книга – это книга , которая содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных.

2. Мы знаем, что страницы красной книги – разноцветные: красные, желтые, белые, серые и зеленые.

3. Мы знаем, почему для ее обложки выбрали красный цвет. Красный цвет – сигнал опасности , означает “стоп, не губи”.

4. Мы знаем, что есть Красная книга Международная, России, Мордовии

5. Мы знаем, что на ст р аницы Красной книги такие животные: амурский тигр, пятнистый олень, карликовый тушканчик, р астения: колокольчик, гвоздика, ландыш.

6. Мы знаем, что если судьба животного или растения меняется в лучшую или худшую сторону, то растения и животные могут менять свое местонахождение в Красной книге.

- Теперь поработайте со шкалой самооценки - отметьте крестиком место, где находятся сейчас ваши знания о красной книге и вымерших животных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

– Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я предлагаю всем встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на 1, 2, 3, 4, 5 и сделать следующее:

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через одну минуту ученики собираются в группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи, четвёртые, пятые номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

-– Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок

пройдет интересно и увлекательно.

Работа у нас будет интересная: вы узнаете новое, проведёте исследование, поработаете в паре, в группе, индивидуально и самостоятельно.

Середина урока

(К, И) Работа с учебником.

-Прочитайте информацию о Красной книге Казахстана. Обратите внимание на цвета страниц.

(Г) Познакомьтесь с информацией о животных Красной книги. Соотнесите с уровнем опасности.

1.Выхухоль (желтая страница)

Маленький насекомоядный зверек. Длинный хвост покрыт чешуйкам, тело – плотным мехом, а голова сужается и превращается в хоботок. Всю жизнь выхухоль проводит либо в воде, ,либо в норе. Питаются личинками насекомых, а зимой мелкой рыбой. Мех мягкий, шелковистый, очень прочный, почти не намокает, так как смазан жиром. А это очень важно для зверька, ведь он плавает зимой.

2.Ирбис (красная страница)

Это хищное млекопитающее. Конечности относительно короткие. Лапы широкие и массивные. Когти втяжные. Предпочитает скальные участки. Активен в сумерках. Охотится он главным образом на горных козлов и баранов. Живут барсы парами. Свои логова устраивают в пещерах и расщелинах между камнями. В январе-мае у него рождается 2-3 детеныша. В первые дни после появления детенышей самка согревает их, устилая логово шерстью, вырванной из собственного тела.

(К, И) Работа с учебником.

-Прочитайте информацию о Красной книге Казахстана. Обратите внимание на цвета страниц.

(Г) Познакомьтесь с информацией о животных Красной книги. Соотнесите с уровнем опасности.

1.Выхухоль (желтая страница)

Маленький насекомоядный зверек. Длинный хвост покрыт чешуйкам, тело – плотным мехом, а голова сужается и превращается в хоботок. Всю жизнь выхухоль проводит либо в воде, ,либо в норе. Питаются личинками насекомых, а зимой мелкой рыбой. Мех мягкий, шелковистый, очень прочный, почти не намокает, так как смазан жиром. А это очень важно для зверька, ведь он плавает зимой.

2.Ирбис (красная страница)

Это хищное млекопитающее. Конечности относительно короткие. Лапы широкие и массивные. Когти

втяжные. Предпочитает скальные участки. Активен в сумерках. Охотится

он главным образом на горных козлов и баранов. Живут барсы парами. Свои логова устраивают в пещерах и расщелинах между камнями. В январе-мае у него рождается 2-3 детеныша. В первые дни после появления детенышей самка согревает их, устилая логово шерстью, вырванной из собственного тела.

-Что означает каждая страница Красной книги?

Красная страница – исчезающие животные.

Белая страница – редкие животные.

Желтая страница – уязвимые животные.

Зеленая страница – восстановленные животные.

-Какие из увиденных на презентации животных обитают у нас в Карабалыкском районе? (бобры)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: познакомить учащихся с редкими и исчезающими видами животных России и Курской области, с основными законами и мерами по их охране.

Развивающая: развивать у учащихся творческие способности, интерес к природе в целом и к природе родного края.

Воспитывающая: воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к ее богатствам, соблюдать правила поведения в природе.

Тип урока: урок- путешествие.

Методы: информационно-коммуникативные технологии и тестовые технологии, рассказ, беседа, работа в группах.

Образовательная: познакомить учащихся с редкими и исчезающими видами животных России и Курской области, с основными законами и мерами по их охране.

Развивающая: развивать у учащихся творческие способности, интерес к природе в целом и к природе родного края.

Воспитывающая: воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к ее богатствам, соблюдать правила поведения в природе.

Тип урока: урок- путешествие.

Методы: информационно-коммуникативные технологии и тестовые технологии, рассказ, беседа, работа в группах.

I Организация класса на урок. Мотивация учебной деятельности.

Цель урока: Сегодня на уроке, ребята, мы познакомимся с основными законами и мероприятиями по охране животного мира в Российской Федерации и Курской области, с редкими и исчезающими животными, которым необходимо чуткое и бережное отношение человека, соблюдать правила поведения в природе.

II Изучение нового материала. Осмысление содержания.

Нет такого человека, которого бы не волновала судьба окружающей природы и, соответственно, его собственная судьба. Экологический кризис, угрожающий нашей планете, заставил людей задуматься над этой проблемой. Мы долго жили представлениями о том, что природа вечна, неисчерпаемо щедра и всегда будет осыпать человека бесплатными дарами. Одним из ее богатств является разнообразие животного мира, которому требуется чуткое и бережное отношение.

Сегодня у нас необычный урок - урок – путешествие. Вернуться домой мы сможем после того, как ответим на все вопросы, которые встретим на станциях по пути следования. Итак, не задерживаясь в путь.

Потеря любого вида растений и животных - глубокая трещина в биологическом разнообразии Земли.

А мы Кромсаем лед, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел не впроварот…

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька.

Пока об этом думать неохота,

Пока нам не до этого, пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды.

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

Охраной растений и животных человек продолжает заниматься всего около 100 лет.

В 1902 г. в Париже была подписана Международная конвенция по охране птиц, которую можно считать первым международным соглашением по охране биоразнообразия.

В 1948г. был создан Международный союз охраны природы (МСОП, который с 1949г начал собирать информацию о редких животных и растениях.

Понадобилось 14 лет, чтобы в 1963г. появилась первая Красная книга МСОП (Международный союз охраны природы).

Законы всех уровней, а на основе их созданные Заповедники, Заказники, Красные книги и другие учреждения стали инструментом сохранения и инвентаризации редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, научным фундаментом их охраны, главным оружием экологического просвещения.

Красная книга Курской области была издана в 2001 году, а нормативный акт, окончательно утвердивший ее статус, был оформлен в марте 2005 года.

1.Выскажете свое мнение по поводу выражения

«Все меньше окружающей природы,

2.Почему на Ваш взгляд, человек занимается охраной природы всего около 100 лет?

3.Как Вы думаете, что послужило причиной создания Международного Союза Охраны Природы в 1948г.?

Ответив на вопросы, мы отправляемся на следующую станцию.

Ученикам предлагается разбиться на группы.

Составление в группах кластера из названных слов.

Каждой группе на листочках выдается задание.

Какие ассоциации вызывает у Вас следующие выражения…(Задания для каждой группы).

Поясните значение своих терминов всему классу.

I группа: МСОП (Международный союз охраны природы) и Конституция Р.Ф.

II группа: Заповедники, Заказники, Национальные парки, Памятники природы.

III группа: Красные книги, Красная книга России, Красная книга Курской области.

IV группа: Разведение в зоопарках и заповедниках. Акклиматизация. Реакклиматизация.

Учащимся предлагается просмотреть два мини- фильма о животных из отряда хищники - Снежный барс и Тигр Уссурийский - 6 минут. Внимательно просмотрите и ответьте на вопросы:

1. Где обитают снежный барс и тигр уссурийский?

2. Как называется заповедник, где восстанавливают численность тигра амурского ( Сихоте Алинь )

3.Почему тигра амурского называют гордостью России?

4. К какому отряду и классу относятся эти животные?

5 .Почему вы так решили?

6. Дайте классификацию (каждая группа классифицирует свой вид животного):

На территории Курской области расположен Центрально- Черноземный заповедник им. Алехина В.В. – гордость нашего края, заказники, памятники природы.

Заповедники

Заповедники – это такие территории или акватории, на которых полностью запрещена любая хозяйственная деятельность: охота, рыбная ловля, рубка и повреждение деревьев и кустарников, сенокошение, сбор ягод и грибов, добыча полезных ископаемых. Заповедано – значит, строго запрещено. Главная задача заповедников – сохранение и восстановление природных ландшафтов и видов живых организмов. Первые заповедники России были созданы в 1912 г.на Байкале.

В Курской области в 1935г. был организован Центрально – Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В. Алехина, который является инициатором его создания.




Заказники, памятники природы.

Заказник – территория или акватория , на которой временно охраняются отдельные виды животных, растений, лесные, водные, земельные объкты.На территории заказника разрешается хозяйственная деятельность, но без ущерба охраняемому виду животных или растений. Например: если в реке обитает много разных видов животных, но заказник заказан ради охраны выхухоли – редкого зверька из отряда Насекомоядные, внесенного в Красную книгу России и Курской области, то охота на него в заказнике запрещена. В области охраняются пушные зверьки – бобры и выхухоли.В Курском крае насчитывается 6 зоологических и 3 ботанических заказника.

Заказников в Курской области

¦NN¦Административный ¦ Наименование ¦Площадь ¦Основные объекты¦

¦пп¦ район ¦ заказника ¦ ¦ охраны ¦

¦ ЗООЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКАЗНИКИ ¦

¦1 ¦ Кореневский ¦ "Маковье" ¦4700 га ¦ Бобр ¦

¦2 ¦ Кореневский - ¦ "Ломовое" ¦5000 га ¦ Бобр, выхухоль ¦

¦3 ¦ Рыльский ¦ "Клевенский" ¦20300 га¦ Бобр ¦

¦4 ¦ Конышевский ¦ "Макаро- ¦15500 га¦ Бобр ¦

¦5 ¦ Хомутовский ¦ "Гнилуша" ¦6900 га ¦ Бобр ¦

¦6 ¦ Солнцевский ¦ "Веть" ¦25500 га¦ Выхухоль ¦

БОТАНИЧЕСКИЕ ЗАКАЗНИКИ ¦

¦1 ¦ Беловский ¦ "Сосны" ¦15 га ¦ Чабрец, цмин ¦

¦2 ¦ Горшеченский ¦ "Сосновский" ¦10 га ¦ Горицвет ¦

¦3 ¦ Конышевский ¦ "Песчаный" ¦6 га ¦ Чабрец обыкнов.¦

Памятники природы

Памятники природы – это природные объекты, имеющие научное, историческое или культурно- просветительное и эстетическое значение

( водопады, геологические обнажения, уникальные деревья…), охраняемые государством.

На территории Курской области расположено 58 памятников природы

Вот некоторые из них.

1.¦Обоянский¦ Зоринские ¦Обоянский ¦7 за-¦Водораздел ¦

¦ ¦ ¦ болота ¦плодосовхоз ¦падин¦р. Пселец - Псел ¦

2. Обоянский¦ Клон осины ¦ ¦ 0,2 ¦Урочище "Туровец ¦

¦ ¦ ¦ исполинской ¦ Обоянский ¦ ¦большой", квартал¦

¦ ¦ ¦ (негниющая ¦ лесхоз ¦ ¦ 113, между ¦

¦ ¦ ¦ форма) ¦ ¦ ¦селами Шевелево -¦

3.¦Курский ¦ Выход ¦Ушаковская ¦40х50¦На северн. берегу¦

¦ ¦ ¦ фосфоритной ¦восьмилетняя¦м ¦ Ушаковского ¦

¦ ¦ ¦ плиты в ¦ школа ¦В-12м¦пруда в 150 м. от¦

¦ ¦ ¦ карьере ¦ ¦ ¦восьмилет. школы ¦

¦4.¦ Курский ¦ урочище ¦ Курский ¦227,0¦ Северо-западнее ¦

¦ ¦ ¦ "Крутой Лог" ¦ лесхоз ¦ ¦ г. Курска ¦

(Смотри приложение №1 – 4)

1.Какую функцию в деле охраны природы выполняют заповедники и заказники?

2.Центрально – Черноземный заповедник им. Алехина В.В. –гордость нашего края. Почему?

3.Зачем Л.Н. Толстой держал хвосты выхухоли в своем сундуке?


1.Сколько видов животных занесено в Красную книгу Курской области ? Почему?

2.Представителей каких классов в ней больше всего ?

3.Какие правила поведения в природе необходимо соблюдать?

III. Рефлексия с использованием фланелеграфа.

Работа с тестами.

Что вы нового узнали сегодня на уроке?

- о заповедниках, заказниках, памятниках природы Курской области

- о редких и исчезающих видах животных

- о правилах охраны животных

- статьи Конституции Р.Ф. об охране природных богатств

Покажите, пожалуйста, каждый из вас цветной значок, благодаря которому мы узнаем, как вы себя чувствовали сегодня на уроке.

- было ли мне комфортно, с хорошим ли настроением работал, доволен ли собой ( зеленый цвет); если наоборот, то (красную карточку)

- насколько комфортно мне работалось в моей группе

- нужен ли мне этот материал для дальнейшей учебы, было ли интересно на уроке

IY. Домашнее задание: параграфы 59 -60

1.Красная книга РСФСР и Курской области

3.Учебник Биология. Животные 7 класс. Латюшин В.В.;

4. Книга для чтения по охране природы – М. Просвещение 1986г.

Приложение № 1

И СУРКИ ПЛАЧУТ

Первые солнечные лучики топят снег, проникают в почву и пробуждают местных грызунов. Весной просыпается один из самых интересных и самых знаменитых из них - сурок. О том, что этот зверек дрыхнет напропалую, говорит русский фольклор: “Спит, как сурок”. Еще более заметный след оставил зверек на своей родине - в Америке. Здесь в небольшом городке Панксатони штата Пенсильвания живет самый известный в мире сурок - Фил, который вот уже почти сто лет предсказывает погоду.
Обыкновенный сурок - это довольно крупный зверек, обитающий в России на пространствах от Украины и Воронежской области до устья реки Лены и Камчатки. Во всем мире их насчитывается около 15 видов.
Сурки очень своеобразные и забавные животные. Например, они выработали уникальную систему оповещения об опасности: стоит одному из животных подать сигнал, как все соплеменники принимают срочные меры к эвакуации. Они становятся настолько осторожными, что приблизиться к ним практически невозможно. Вообще же сурки наиболее разговорчивы среди млекопитающих. Среди сигналов, подаваемых ими, можно выделить вызов сопернику, испуг, "будьте осторожны", сигнал тревоги и еще три-четыре звука. Кстати, эти зверьки примечательны своим оригинальным способом борьбы с блохами. Гнездовую камеру с сильно размножившимися насекомыми они просто-напросто изолируют, плотно забивая ее землей, и вселяются в новую "квартиру".
"А однажды наша экспедиция даже видела, как сурок плачет, - поделилась с корреспондентом "Курского Вестника" начальник отдела экопросвещения Центрально-Черноземного биосферного заповедника Валентина Сошнина. - Мы выехали в экспедицию в Белгородскую область - как раз поискать колонии степных сурков. И случайно столкнулись с одним из этих милых зверьков, как говорится, нос к носу. Мы его сначала не заметили. Зато он нас, видимо, сразу обнаружил и прямо оторопел. Стоял, смотрел - и вдруг натурально стал плакать, как маленький ребенок. Протяжно так. И слезы катятся. Мы сначала и не сообразили от растерянности, в чем дело. А потом поняли: так вышло, что мы вроде как ему дорогу к норке, то есть к его дому, перегородили. Вот он и убивался". Вообще по количеству забавных привычек сурки, пожалуй, переплюнут всех своих сородичей. Например, считается, что они встречают свистом восход солнца, а иногда даже храпят.
Степной сурок на территории современной Курской губернии был истреблен еще в XIX веке. В 50-60-х годах прошлого столетия начался процесс естественного восстановления популяций сурков из сохранившихся колоний в Украине, Воронежской области и некоторых других местах. А в 2003 году Курскоблохотуправлением предпринята попытка реакклиматизации степного сурка на территории региона: в Беловском районе в окрестностях выпустили 95 зверьков. Сегодня он привык к курскому краю и уже освоил охранные зоны Зоринского участка и Букреевы Бармы Алехинского заповедника.


Приложение №2

ТОЛСТОЙ ДЕРЖАЛ ХВОСТЫ В СУНДУКЕ



Приложение №3

ВЫДРЫ КАТАЮТСЯ С ГОРОК


Еще один зверек, занесенный в Красную книгу, - выдра. Водится она практически на всей территории России. Строение тела идеально приспособлено для плавания под водой: плоская голова, короткие лапы, длинный хвост и ненамокающий мех.
В Курской области обитает в основном по берегам Сейма, Свапы и Псла. Колонии этих зверьков, некогда довольно многочисленные, в последнее время уменьшаются. Выдры недоверчивы, держатся поодиночке. Ночью они выходят на охоту – ловят рыбу. Это их любимое занятие. Поэтому и обитает выдра преимущественно в лесных реках, богатых рыбой, реже – в озёрах и прудах. Предпочитает реки с омутами, с незамерзающими зимой быстринами, подмытыми водой, захламлёнными буреломом берегами, где много надёжных убежищ и мест для устройства нор. Эти животные вылавливают больных рыб, оздоравливая тем самым рыбные стаи. Выслеживая добычу, выдра таится на берегу или опускает морду в воду, чтобы лучше видеть.
Любимая игра этих зверьков – катание с гор. Зимой выдры катаются с ледяных горок, а летом – с глинистых обрывов. Выдрята до зимы живут с родителями. При этом самец помогает самке воспитывать и защищать детенышей.

Приложение №4

ВСЮ ЖИЗНЬ ПОД ЗЕМЛЕЙ


Гораздо менее знаменит и известен другой уникальный грызун с необычно ласковым именем - слепыш. Название это - изобретение русских исследователей. Например, немцы и англичане не стали сентиментальничать и назвали его куда проще: одни - слепой мышью, а другие - слепой крысой.
Интересен он тем, что в самом деле совершенно слепой, но глаза у него все-таки есть. Правда, величиной они меньше спичечной головки, располагаются под кожей и сверху еще прикрыты небольшим кусочком жировой ткани. Так что пользы хозяину они не приносят, даже свет от тьмы различить не могут. Да и особой нужды в этом нет. Там, где он живет, глаза не нужны. Обыкновенный слепыш - один из немногих видов млекопитающих, который приспособился к жизни в царстве вечной тьмы. Выходит он на поверхность только один раз в жизни, когда его мама выталкивает на поверхность для самостоятельного прокладывания дорог и нор. "Обитание в почве - задача не из легких, поэтому и жить надо там, где она приносит какой-никакой урожай, - рассказал директор биосферного заповедника Андрей Власов. - Без него не прожить подземному труженику, поэтому территория его распространения практически полностью совпадает с границами наиболее плодородных - черноземных почв. Питание для себя и семьи слепыш добывает "в поте лица". Представьте на мгновение, что вам, чтобы немного перекусить, пришлось бы не просто заскочить в ближайший магазин, а брать в руки лопату и перекидать два-три кубометра земли. Другое дело, что слепышу такая работа не в тягость и в качестве орудия для нее он использует свои торчащие наружу резцы".
Он роет подземные ходы длиной до 250 метров, а гнездовая камера слепышей помещается на глубине до 3,5 метра. Питается пойменный зверек подземными частями многих растений. На полях ест картофель и лук. Кстати, не брезгует и доморощенными лакомствами. Достается от него, например, жителям Курского, Обоянского, Горшеченского и других районов Курской области, где он без зазрения совести разоряет огороды селян


.

Читайте также: