Конспект урока речь и альтернативная коммуникация 2 класс вариант 2

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Демянская средняя школа имени Героя Советского Союза А.Н.Дехтяренко"

с умственной отсталостью (вариант 2)

Учитель: Малкова Мария Ивановна

Новгородская область, п. Демянск

201 9

Пояснительная записка.

Цель: продолжать развивать речь обучающихся с ОВЗ, формировать представления детей о диких животных .

Задачи:

формирование представления о диком животном - зайце;

развитие речи , зрительного восприятия;

развитие умения отвечать на вопросы учителя .

Оборудование:

Ход урока:

1. Организационный момент.

а) Упражнение на коррекцию зрительного восприятия, внимания.

б) Обобщающая беседа (фронтальный опрос).

- Кто искал дорожку на полянку? (заяц)

- Заяц относится к какому животн ому . Почему? (дикое животное, живет в лесу)

- Каких еще диких животных вы знаете? (дети перечисляют)

2. Введение в тему.

- Попробуйте запомнить всех зверей на доске. Закройте глаза. Открываем. Какого зверя не стало? ( зайца ). Сегодня мы познакомимся с очень интересным животным - зайцем .

- На уроке мы узнаем строение зайца, как передвигается, чем питается, чем покрыто тело и составим рассказ о зайце.

б) Работа по учебнику (стр. 69, задание 1)

1. Упражнения в образовании и употреблении притяжательных прилагательных

Задание в группе . Составление словосочетаний по образцу.

Перед вами лежат разрезные картинк и . Необходимо собрать картинки и отгадать, что нарисовано на неих . Скажите чья часть тела? (заячья морда; заячьи лапы и т. д.).

Поощрение за работу (звездочки)

3. Изучение нового материала .

а) Вводная беседа по картинкам с выделением существенных признаков.

Учитель выставляет 2 картинк и с изображени ем зайц а :

- Чем похожи зайцы,? Что у них одинаковое?

- Какие видите различия?

- Чем покрыто тел о зайца?

- Какая у него шерсть? (дети трогают на ощупь шкурку зайца)

- Какие части тела вы видите?

- Какие лапы у зайца?

- Где живет заяц? (в лесу)

- Чем питается? (корой деревьев, морковью, капустой, молодыми побегами деревьев, кустарников.)

- Сейчас вы понаблюдаете , как заяц живет в дикой природе . Смотрите внимательно, постарайтесь запомнить.

в) Обобщающая беседа после просмотра.

- Где обитает заяц?

- Чем заяц питается в природе ?

- Зачем заяц запутывает следы?

Заяц – дикое животное. Живет заяц в лесу. Питается корой деревьев, морковью, капустой. Передние лапы короче задних. К зиме заяц меняет серую шерсть на белую (линяет).

Поощрение за работу (звездочки)

4. Физ культ минутка.

Дети имитируют движение по показу учителя .

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать. (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)

5. Обобщение.

Голова у зайца маленькая, а туловище - ?. (длинное)

Уши у зайца длинные, а хвост - ?. (короткий)

Задние лапы у зайца длинные, а передние - ?. ( короткие)

Летом мех у зайца серый, а зимой - ?. (белый)

Заяц живет в … (лесу)

У зайца глаза …. (большие)

С пасают зайца от врагов лапы …. . (длинные)

Зубы зайца всю жизнь ….? (растут)

Поощрение за работу (звездочки)

6. Итог и урока.

Давайте подведем итог урока:

- Как называ ют животных, которые живут в лесу и сами добывают себе пищу? (дикие животные)

- О каком диком животном мы сегодня много говорили? (о зайце)

- Что вы узнали о зайце? (ответы детей)

Подсчитываем звездочки, за активную работу на уроке получаем наклейки с изображением зайца .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов, формирование у обучающихся способности к запоминанию буквы О, формированию умения общаться.

Образовательные:

-Формирование умения различать букву- О и соотносить звук и букву- О;

-Обучение письму буквы - О по контурам;

-Формировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения ( вербальными и невербальными).

Коррекционно- развивающие:

- коррегирование слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании буквы.

- развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

- развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения.

- развитие умения выполнять инструкции учителя

Воспитательные:

- формирование мотивационной сферы: интереса к учебной деятельности, усидчивости, самостоятельности, дисциплинированности.

Оборудование и материалы: буквы алфавита: А, У, М, О; распечатки с заданиями, разрезная на две, три, четыре части буква О, карточки с буквами а, о, у, фломастеры, компьютер(аудиозапись, мультфильм о букве О, физ. пауза)

Организационный момент

У нас с вами первый урок. Сегодня у вас будут следующие уроки и учителя ( учитель обращает внимание на расписание уроков) .

Прекрасно всё на небе. Прекрасно на Земле

Прекрасно в этом мире. Прекрасно всё во мне. (обнимаем себя, руки накрест)

Вспоминаем правила посадки: спина прямая; ноги вместе и стоят на полу.

Готовы, молодцы! А теперь послушайте задание!

Сегодня к нам в гости пришли буквы, которые мы знаем. Смотрите как их много на столе.

3.Актуализация знаний.

Рассматриваем буквы , показываем, говорим.

Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-аа).

Покажи утку? (У-у-у-у).

Покажи медведя?- (М.М.М)

Показ на доске: мама,ау, уа.

Задание. Найди букву и составь слово.

Учащиеся составляют слова по образцу из карточек букв, лежащих на столе

(у кого-то только буквы М,А,У, а у кого-то и другие и уч-ся нужно выбрать только нужные, кто-то делает самостоятельно, кто-то с помощью учителя)

Физкультурная пауза

Поощрение каждого учащегося: пиктограммы:

Основная часть

Нам Мишка принес букву. Какая это буква? (обвести пальцем, найти предметы, буквы)

А сейчас почитаем про букву в букваре. Покажи….?

Составим букву О из двух, трех, четырех частей (раздаются карточки разной сложности)

Нарисуй букву по манке.

Повторение. Закрепление.

2. Выложим букву О из пластилина (совместные действия педагога с ребенком, самостоятельно или с помощью).

Урок речи и альтернативной коммуникации.

Тема : Повторение изученных букв. Составление и чтение слогов, слов с изученными буквами.

Цель: Закрепление знания изученных букв.

закреплять навык чтения слогов, слов с изученными буквами А, О, У, М, С, Х; продолжить работу по формированию плавного слогового чтения.

работать над развитием речи, фонематического слуха; корригировать внимание, память через загадки, игры. Развитие мелкой моторики кистей рук.

расширять представления о животных; воспитывать любовь к природе, мотивацию к учебной деятельности, умение слушать друг друга.

Оборудование: карточки слогов, раздаточный материал, наборное полотно, иллюстративный материал, игрушка, буквы на магнитах.

Ход урока:

I. Подготовительный этап.

1. Организационный момент.

- Доброе утро, ребята. Поприветствуйте наших гостей.

Сядьте и улыбнитесь своему соседу.

2. Минутка чистоговорения: На доске записаны:

А)скороговорка (В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.)

Б) чистоговорка (Аф-аф-аф – купили шарф.

Уф-уф-уф – сядь на пуф.

Оф-оф-оф – поймали сов.).

Читаем вслух А)вместе; Б)по рядам.

3. Повторение алфавита.

Алфавит – наш лучший друг,

Знают все на свете.

Букв есть множество вокруг,

Учат их все дети.

Книжки чтобы прочитать,

Азбуку должны все знать.

4. Подготовительный этап

а) Эмоциональный настрой

- Какое сейчас время года?

-какое время года наступит после зимы?

- Сегодня на занятии мы совершим мысленно прогулку в весенний лес, встретимся с животными леса, выполняя при этом различные интересны задания.

- Чем отличается зима от весны?

- Весной просыпается природа, звенят ручьи, прилетают птицы.

- Весна – волшебное время года, которое не любит хмурых и сердитых людей. И поэтому, - теперь мы улыбнёмся, как весеннее солнышко, и скажем друг другу добрые и хорошие, приятные слова:

Итог: - Ребята, вы чувствовали, как от добрых слов нам стало хорошо, тепло и уютно!

Я сейчас мы отправляемся в путешествие.

5. Основное содержание.

Цель: развитие слухового восприятия, развитие внимания, умение узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.

б)- И вот мы заходим в лес. слышатся голоса разных птиц, а среди них отчетливо голос кукушки.

-как она кричит? Читаем

- вдруг что то зашуршало… на тропинке показался ежик, и от него раздается фыр, фыр…

Куда же дальше идти? Не знаем … Неподалеку раздается лай собак гав, гав.

- где то близко замычала корова му-му…

-Мы выходим и видим дорогу к деревне, и радостно кричим ура!

6. Введение в тему.

- Но вот ребята какая ещё у нас проблема, у нас буквы О и М поссорились и нам нужно их помирить

Актуализация опорных знаний:

- Для того чтобы их помирить, нам нужно их прочитать вместе

Составление слогов ОМ – МО.

1).Объяснение учителем на доске

2). Коллективное чтение

Левой ножкой- топ, топ.

Правой ножкой -топ, топ.

Мы попрыгаем на двух:

Влево мы попрыгаем –раз, два!

Вправо мы попрыгаем-раз, два!

Мы вперед пойдем раз, два!

И, назад мы отойдем- раз,два!

-Молодцы, садимся и работаем дальше

7. Закрепление пройденного материала.

(Для данного урока учитель готовит заранее картинки и вывешивает их по всему классу, выставляет на окно и т. п. со словами, в которых встречаются знакомые буквы. И несколько картинок, в которых нет данных букв).

-Вам нужно выполнить задание: найти по 1-й -2-е картинки в классе, в названии которой встречается данная буква.

8. Составление слов по карточкам из букв.

9. Чтение слов по карточкам.

11. Письмо пройденных букв и слогов. Закрепление.

12. Итог урока. Релаксация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Понимание слов обозначающих предмет овощи: помидор, огурец.

Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия, обеспечение лиц, устный язык которых ограничен, средствами выражения себя и понимания коммуникации.

Задачи:

Формировать умение понимать (называть, узнавать) слова, обозначающие предметы – овощи: помидор, огурец.

Развивать общую и мелкую моторику, через работу с предметными картинками и физ. минутку;

Развивать экспрессивную речь, через повторение слов и фраз за учителем;

Развивать слуховое внимание, через словестную инструкцию за учителем;

Развивать зрительное восприятие, через работу с предметными картинками;

Развивать подвижность речевого аппарата, через артикуляционную гимнастику.

Воспитывать интерес к учебной деятельности;

1. Организационный момент

Прозвенел звонок начинаем мы урок.

-Садись ровно. Спина прямые, руки перед собой.

Даша встает из-за парты, здоровается с учителем.

Выполняем артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика.

Даша выполняет артикуляционную гимнастику совместно с учителем.

-Даша посмотри, у тебя на парте стоит корзина.

-Что в ней лежит? (учитель проговаривает и показывает - в корзине лежат огурец, помидор).

- Помидор и огурец – это ОВОЩИ.

Сегодня на уроке мы будем учиться узнавать, называть овощи – огурец, помидор.

Даша обследует содержимое корзины, (педагог совместно с ребенком проговаривает ответ, просит повторить за педагогом).

-Даша, слушай внимательно.

- Любят люди с давних пор,

Спелый, красный – помидор (учитель демонстрирует натуральный объект и проговаривает: это помидор, он красного цвета, гладкий на ощупь, круглой формы – на магнитной доске выложена форма - круг. Помидор – это овощ).

- Вот зеленый молодец,

Он зовется – огурец (учитель демонстрирует натуральный объект и проговаривает: это огурец, он зеленого цвета, гладкий на ощупь, имеет форму овала - на магнитной доске выложена форма - овал).

Встаем из-за парты и выполняем

Физкульт. Минутку (маленький гном).

- Помидор и огурец – это овощи.

- Овощи растут в огороде на грядках (слайд 1).

- Но для того чтобы вырастить овощи, их нужно посадить. Сначала в землю сажают семена, потом за ними ухаживают поливают (слайд 2).

- Даша сейчас мы тоже посадим наши семена в почву (учитель показывает как семена закладывают в почву – оборудование кинетический песок, песочница, искусственные камни имитирующие семена).

Молодец, Даша посадили семена.

- Овощи очень полезные, в них много витаминов (учитель показывает натуральные объекты помидор и огурец). Они нужны нам чтобы быть здоровыми, их обязательно нужно употреблять в пищу.

- Даша посмотри внимательно на доску, с лева на картинке – помидор, помидор – это овощ. Даша найди в корзине и возьми в руки помидор.

- Даша посмотри на доску, с права на картинке – огурец, огурец – это овощ. Даша найди в корзине и возьми в руки огурец.

- Молодец, посмотри мы обвели контур по пунктирным линям – что получилось? (учитель проговаривает круг, какой овощ имеет круглую форму? – помидор).

- Посмотри, здесь мы тоже обвели контур по пунктирным линиям – что получилось?(учитель проговаривает овал, какой овощ имеет овальную форму? – огурец).

Даша рассматривает, натуральный объект(учитель проговаривает помидор и просит повторить, помидор).

После просмотра, учитель вывешивает на доску картинку помидор.

Даша рассматривает, натуральный объект(учитель проговаривает огурец и просит повторить, огурец).

После просмотра, учитель вывешивает на доску картинку огурец.

Даша выполняет действия самостоятельно (учитель проговаривает и стоит напротив выполняя аналогичные действия, Дарья повторяет).

Читайте также: