Конспект урока речь и альтернативная коммуникация 2 класс вариант 2
Обновлено: 04.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Демянская средняя школа имени Героя Советского Союза А.Н.Дехтяренко"
с умственной отсталостью (вариант 2)
Учитель: Малкова Мария Ивановна
Новгородская область, п. Демянск
201 9
Пояснительная записка.
Цель: продолжать развивать речь обучающихся с ОВЗ, формировать представления детей о диких животных .
Задачи:
формирование представления о диком животном - зайце;
развитие речи , зрительного восприятия;
развитие умения отвечать на вопросы учителя .
Оборудование:
Ход урока:
1. Организационный момент.
а) Упражнение на коррекцию зрительного восприятия, внимания.
б) Обобщающая беседа (фронтальный опрос).
- Кто искал дорожку на полянку? (заяц)
- Заяц относится к какому животн ому . Почему? (дикое животное, живет в лесу)
- Каких еще диких животных вы знаете? (дети перечисляют)
2. Введение в тему.
- Попробуйте запомнить всех зверей на доске. Закройте глаза. Открываем. Какого зверя не стало? ( зайца ). Сегодня мы познакомимся с очень интересным животным - зайцем .
- На уроке мы узнаем строение зайца, как передвигается, чем питается, чем покрыто тело и составим рассказ о зайце.
б) Работа по учебнику (стр. 69, задание 1)
1. Упражнения в образовании и употреблении притяжательных прилагательных
Задание в группе . Составление словосочетаний по образцу.
Перед вами лежат разрезные картинк и . Необходимо собрать картинки и отгадать, что нарисовано на неих . Скажите чья часть тела? (заячья морда; заячьи лапы и т. д.).
Поощрение за работу (звездочки)
3. Изучение нового материала .
а) Вводная беседа по картинкам с выделением существенных признаков.
Учитель выставляет 2 картинк и с изображени ем зайц а :
- Чем похожи зайцы,? Что у них одинаковое?
- Какие видите различия?
- Чем покрыто тел о зайца?
- Какая у него шерсть? (дети трогают на ощупь шкурку зайца)
- Какие части тела вы видите?
- Какие лапы у зайца?
- Где живет заяц? (в лесу)
- Чем питается? (корой деревьев, морковью, капустой, молодыми побегами деревьев, кустарников.)
- Сейчас вы понаблюдаете , как заяц живет в дикой природе . Смотрите внимательно, постарайтесь запомнить.
в) Обобщающая беседа после просмотра.
- Где обитает заяц?
- Чем заяц питается в природе ?
- Зачем заяц запутывает следы?
Заяц – дикое животное. Живет заяц в лесу. Питается корой деревьев, морковью, капустой. Передние лапы короче задних. К зиме заяц меняет серую шерсть на белую (линяет).
Поощрение за работу (звездочки)
4. Физ культ минутка.
Дети имитируют движение по показу учителя .
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать. (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)
5. Обобщение.
Голова у зайца маленькая, а туловище - ?. (длинное)
Уши у зайца длинные, а хвост - ?. (короткий)
Задние лапы у зайца длинные, а передние - ?. ( короткие)
Летом мех у зайца серый, а зимой - ?. (белый)
Заяц живет в … (лесу)
У зайца глаза …. (большие)
С пасают зайца от врагов лапы …. . (длинные)
Зубы зайца всю жизнь ….? (растут)
Поощрение за работу (звездочки)
6. Итог и урока.
Давайте подведем итог урока:
- Как называ ют животных, которые живут в лесу и сами добывают себе пищу? (дикие животные)
- О каком диком животном мы сегодня много говорили? (о зайце)
- Что вы узнали о зайце? (ответы детей)
Подсчитываем звездочки, за активную работу на уроке получаем наклейки с изображением зайца .
Цель. Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов, формирование у обучающихся способности к запоминанию буквы О, формированию умения общаться.
Образовательные:
-Формирование умения различать букву- О и соотносить звук и букву- О;
-Обучение письму буквы - О по контурам;
-Формировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения ( вербальными и невербальными).
Коррекционно- развивающие:
- коррегирование слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании буквы.
- развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики.
- развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения.
- развитие умения выполнять инструкции учителя
Воспитательные:
- формирование мотивационной сферы: интереса к учебной деятельности, усидчивости, самостоятельности, дисциплинированности.
Оборудование и материалы: буквы алфавита: А, У, М, О; распечатки с заданиями, разрезная на две, три, четыре части буква О, карточки с буквами а, о, у, фломастеры, компьютер(аудиозапись, мультфильм о букве О, физ. пауза)
Организационный момент
У нас с вами первый урок. Сегодня у вас будут следующие уроки и учителя ( учитель обращает внимание на расписание уроков) .
Прекрасно всё на небе. Прекрасно на Земле
Прекрасно в этом мире. Прекрасно всё во мне. (обнимаем себя, руки накрест)
Вспоминаем правила посадки: спина прямая; ноги вместе и стоят на полу.
Готовы, молодцы! А теперь послушайте задание!
Сегодня к нам в гости пришли буквы, которые мы знаем. Смотрите как их много на столе.
3.Актуализация знаний.
Рассматриваем буквы , показываем, говорим.
Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-аа).
Покажи утку? (У-у-у-у).
Покажи медведя?- (М.М.М)
Показ на доске: мама,ау, уа.
Задание. Найди букву и составь слово.
Учащиеся составляют слова по образцу из карточек букв, лежащих на столе
(у кого-то только буквы М,А,У, а у кого-то и другие и уч-ся нужно выбрать только нужные, кто-то делает самостоятельно, кто-то с помощью учителя)
Физкультурная пауза
Поощрение каждого учащегося: пиктограммы:
Основная часть
Нам Мишка принес букву. Какая это буква? (обвести пальцем, найти предметы, буквы)
А сейчас почитаем про букву в букваре. Покажи….?
Составим букву О из двух, трех, четырех частей (раздаются карточки разной сложности)
Нарисуй букву по манке.
Повторение. Закрепление.
2. Выложим букву О из пластилина (совместные действия педагога с ребенком, самостоятельно или с помощью).
Урок речи и альтернативной коммуникации.
Тема : Повторение изученных букв. Составление и чтение слогов, слов с изученными буквами.
Цель: Закрепление знания изученных букв.
закреплять навык чтения слогов, слов с изученными буквами А, О, У, М, С, Х; продолжить работу по формированию плавного слогового чтения.
работать над развитием речи, фонематического слуха; корригировать внимание, память через загадки, игры. Развитие мелкой моторики кистей рук.
расширять представления о животных; воспитывать любовь к природе, мотивацию к учебной деятельности, умение слушать друг друга.
Оборудование: карточки слогов, раздаточный материал, наборное полотно, иллюстративный материал, игрушка, буквы на магнитах.
Ход урока:
I. Подготовительный этап.
1. Организационный момент.
- Доброе утро, ребята. Поприветствуйте наших гостей.
Сядьте и улыбнитесь своему соседу.
2. Минутка чистоговорения: На доске записаны:
А)скороговорка (В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.)
Б) чистоговорка (Аф-аф-аф – купили шарф.
Уф-уф-уф – сядь на пуф.
Оф-оф-оф – поймали сов.).
Читаем вслух А)вместе; Б)по рядам.
3. Повторение алфавита.
Алфавит – наш лучший друг,
Знают все на свете.
Букв есть множество вокруг,
Учат их все дети.
Книжки чтобы прочитать,
Азбуку должны все знать.
4. Подготовительный этап
а) Эмоциональный настрой
- Какое сейчас время года?
-какое время года наступит после зимы?
- Сегодня на занятии мы совершим мысленно прогулку в весенний лес, встретимся с животными леса, выполняя при этом различные интересны задания.
- Чем отличается зима от весны?
- Весной просыпается природа, звенят ручьи, прилетают птицы.
- Весна – волшебное время года, которое не любит хмурых и сердитых людей. И поэтому, - теперь мы улыбнёмся, как весеннее солнышко, и скажем друг другу добрые и хорошие, приятные слова:
Итог: - Ребята, вы чувствовали, как от добрых слов нам стало хорошо, тепло и уютно!
Я сейчас мы отправляемся в путешествие.
5. Основное содержание.
Цель: развитие слухового восприятия, развитие внимания, умение узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.
б)- И вот мы заходим в лес. слышатся голоса разных птиц, а среди них отчетливо голос кукушки.
-как она кричит? Читаем
- вдруг что то зашуршало… на тропинке показался ежик, и от него раздается фыр, фыр…
Куда же дальше идти? Не знаем … Неподалеку раздается лай собак гав, гав.
- где то близко замычала корова му-му…
-Мы выходим и видим дорогу к деревне, и радостно кричим ура!
6. Введение в тему.
- Но вот ребята какая ещё у нас проблема, у нас буквы О и М поссорились и нам нужно их помирить
• Актуализация опорных знаний:
- Для того чтобы их помирить, нам нужно их прочитать вместе
Составление слогов ОМ – МО.
1).Объяснение учителем на доске
2). Коллективное чтение
Левой ножкой- топ, топ.
Правой ножкой -топ, топ.
Мы попрыгаем на двух:
Влево мы попрыгаем –раз, два!
Вправо мы попрыгаем-раз, два!
Мы вперед пойдем раз, два!
И, назад мы отойдем- раз,два!
-Молодцы, садимся и работаем дальше
7. Закрепление пройденного материала.
(Для данного урока учитель готовит заранее картинки и вывешивает их по всему классу, выставляет на окно и т. п. со словами, в которых встречаются знакомые буквы. И несколько картинок, в которых нет данных букв).
-Вам нужно выполнить задание: найти по 1-й -2-е картинки в классе, в названии которой встречается данная буква.
8. Составление слов по карточкам из букв.
9. Чтение слов по карточкам.
11. Письмо пройденных букв и слогов. Закрепление.
12. Итог урока. Релаксация.
Тема: Понимание слов обозначающих предмет овощи: помидор, огурец.
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия, обеспечение лиц, устный язык которых ограничен, средствами выражения себя и понимания коммуникации.
Задачи:
Формировать умение понимать (называть, узнавать) слова, обозначающие предметы – овощи: помидор, огурец.
Развивать общую и мелкую моторику, через работу с предметными картинками и физ. минутку;
Развивать экспрессивную речь, через повторение слов и фраз за учителем;
Развивать слуховое внимание, через словестную инструкцию за учителем;
Развивать зрительное восприятие, через работу с предметными картинками;
Развивать подвижность речевого аппарата, через артикуляционную гимнастику.
Воспитывать интерес к учебной деятельности;
1. Организационный момент
Прозвенел звонок начинаем мы урок.
-Садись ровно. Спина прямые, руки перед собой.
Даша встает из-за парты, здоровается с учителем.
Выполняем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика.
Даша выполняет артикуляционную гимнастику совместно с учителем.
-Даша посмотри, у тебя на парте стоит корзина.
-Что в ней лежит? (учитель проговаривает и показывает - в корзине лежат огурец, помидор).
- Помидор и огурец – это ОВОЩИ.
Сегодня на уроке мы будем учиться узнавать, называть овощи – огурец, помидор.
Даша обследует содержимое корзины, (педагог совместно с ребенком проговаривает ответ, просит повторить за педагогом).
-Даша, слушай внимательно.
- Любят люди с давних пор,
Спелый, красный – помидор (учитель демонстрирует натуральный объект и проговаривает: это помидор, он красного цвета, гладкий на ощупь, круглой формы – на магнитной доске выложена форма - круг. Помидор – это овощ).
- Вот зеленый молодец,
Он зовется – огурец (учитель демонстрирует натуральный объект и проговаривает: это огурец, он зеленого цвета, гладкий на ощупь, имеет форму овала - на магнитной доске выложена форма - овал).
Встаем из-за парты и выполняем
Физкульт. Минутку (маленький гном).
- Помидор и огурец – это овощи.
- Овощи растут в огороде на грядках (слайд 1).
- Но для того чтобы вырастить овощи, их нужно посадить. Сначала в землю сажают семена, потом за ними ухаживают поливают (слайд 2).
- Даша сейчас мы тоже посадим наши семена в почву (учитель показывает как семена закладывают в почву – оборудование кинетический песок, песочница, искусственные камни имитирующие семена).
Молодец, Даша посадили семена.
- Овощи очень полезные, в них много витаминов (учитель показывает натуральные объекты помидор и огурец). Они нужны нам чтобы быть здоровыми, их обязательно нужно употреблять в пищу.
- Даша посмотри внимательно на доску, с лева на картинке – помидор, помидор – это овощ. Даша найди в корзине и возьми в руки помидор.
- Даша посмотри на доску, с права на картинке – огурец, огурец – это овощ. Даша найди в корзине и возьми в руки огурец.
- Молодец, посмотри мы обвели контур по пунктирным линям – что получилось? (учитель проговаривает круг, какой овощ имеет круглую форму? – помидор).
- Посмотри, здесь мы тоже обвели контур по пунктирным линиям – что получилось?(учитель проговаривает овал, какой овощ имеет овальную форму? – огурец).
Даша рассматривает, натуральный объект(учитель проговаривает помидор и просит повторить, помидор).
После просмотра, учитель вывешивает на доску картинку помидор.
Даша рассматривает, натуральный объект(учитель проговаривает огурец и просит повторить, огурец).
После просмотра, учитель вывешивает на доску картинку огурец.
Даша выполняет действия самостоятельно (учитель проговаривает и стоит напротив выполняя аналогичные действия, Дарья повторяет).
Читайте также: