Закон предложения конспект урока 10 класс хасбулатов
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: Доходы
Цель: формирование представления учащихся о структуре доходов в экономике.
Задачи: выяснить, что такое личное и общественное потребление, доход, виды доходов; развивать умение работать сам-но с учебным текстом; воспитывать экономическую грамотность.
1.Орг момент.
2.Проверка дом задания.
Беседа по вопросам
3. Изучение нового материала
Практическая работа по тексту учебника.
Потребление по назначению потребляемых благ делится на производственно е (производительное) и непроизводственно е (непроизводительное). Производственное потребление охватывает использование орудий и предметов труда и рабочей силы в процессе создания благ, непроизводственное потребление — личное потребление населения и общественное потребление.
2. Что такое личное и общественное потребление?
Личное потребление — это удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище, образовании, здравоохранении, отдыхе.
Общественное потребление — удовлетворение совместных потребностей людей в культуре, безопасности, науке, образовании, медицинском обслуживании независимо от того, оплачиваются эти услуги населением или предоставляются ему бесплатно.
3. От чего зависит общий уровень потребления?
Общий уровень потребления определяется
- уровнем развития производительных сил (факторов производства),
- достигнутым уровнем и качеством жизни населения,
- предыдущей экономической историей народа, его традициями, культурой, политической системой.
4. Что такое доход? Доход — это сумма средств в денежном выражении, полученная в результате хозяйственной деятельности предприятия, государства или отдельного лица.
Доходы делятся на первичные и вторичные .
Первичные доходы получают собственники фактора производства. Принцип распределения доходов следующий. Кредиторы (владельцы капитала), выдавшие производителям необходимую ссуду, получают ссудный процент. Это — их прибыль. Прибыль в форме дивидендов получают также владельцы акций на вложенный капитал. Наёмные работники за свой труд получают заработную плату. Владельцы земли, на которой происходит производство или проживают производители, получают ренту в виде арендной платы. Собственники индивидуальных предприятий сверх издержек получают личный доход. Владельцы фабрик и заводов на свой капитал получают прибыль.
Вторичные доходы образуются и перераспределяются в основном по государственным каналам. Государство через систему налогов перераспределяет весь объём полученного обществом валового дохода и формирует доходную часть бюджета, определённая доля которого идёт на социальное обеспечение населения и иные цели. Устанавливается гарантированный минимальный уровень заработной платы, пенсий, который строго соблюдают все хозяйствующие субъекты. Во вторичные доходы включаются также пенсии, стипендии, пособия по инвалидности, малоимущим или потерявшим работу и др. Вторичные доходы называют также социальными трансфертами.
6. Что такое факторные доходы? Все виды дохода или прибыли — это факторный доход, полученный собственником фактора производства.
Структура доходов. 72% составляет заработная плата наёмных рабочих и служащих; 9% — личные доходы мелких частных собственников; 9% — прибыль корпораций (акционерных обществ); 9% — процент за кредит; менее 1% — рентные доходы.
8. Укажите главного потребителя в экономике.
Главным потребителем в экономике являются домашние хозяйства (семьи). Домашние хозяйства получают доходы, за счёт которых обеспечиваются их потребительские расходы. У средней российской семьи (75—80% всех семей) источники дохода крайне ограничены.
4. Проверка задания.
1.Что такое доход? Какие виды доходов вы знаете? 2. Какие виды доходов относят к социальным трансфертам? 3. Как экономисты называют доходы, полученные: а) от продажи на рынке грибов, собранных в лесу; б) от сдачи квартиры внаём; в) от сдачи земельных участков в аренду; г) от сбережений, хранящихся в банке; д) от пособия на ребёнка в малоимущих семьях? 4. Составьте доходную часть бюджета своей семьи по источникам доходов.
Рабочая программа по экономике для 10 класса составлена на основе примерной программы для учащихся, изучающих профильный курс экономики, и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Данная рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов обучения учащихся и предназначена для обучения экономике в 10классах средней общеобразовательной школы и учащихся профильных классов социально-экономического направления. Рабочая программа составлена на основе:
-Государственного стандарта общего образования;
-Федерального компонента образовательного стандарта по экономике;
-Примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень);
Особая роль предмета заключается в формировании экономического мышления ученика. Он осознанно включается в экономические отношения, становится полноправным участником хозяйственной деятельности сначала на микроуровне, внутри семьи. Следующий этап — изучение макроэкономики — позволит ему понять процессы, происходящие в экономике страны и мира в целом.
Экономика как предмет входит в блок общественных наук. В структуре заданий государственной итоговой аттестации по обществознанию экономике уделено более 40%. От знаний и навыков, полученных на уроках экономики, зависит способность ученика самостоятельно планировать и осуществлять деятельность, связанную с финансами, расходами, бизнесом и т. п.
Цель программы:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
Задачи программы:
-Овладеть умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
-Усвоить основные положения экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, их природе и путях удовлетворения, о производстве, финансах и банк.
-Воспитать ответственность за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- Формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Читайте также: