Конспект урока развивающего контроля в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024


Подготовила Иванова О.В.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории

2012 год
Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов, знания правил.
Механизм деятельности по контролю предполагает:
• предъявление контролируемого варианта;
• сопоставление проверяемого варианта с эталоном;
• оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
При проведении данной работы используются индивидуальная форма работы и работа в парах: учащиеся самостоятельно выполняют задания и осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия. У обучающихся будут формироваться:
- интерес к познанию русского языка;
- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев.
Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающиеся учатся:
- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с одноклассниками;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия. Обучающиеся учатся:
-находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающиеся учатся:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению.

Оборудование урока:
- презентация к данному уроку;
- на доске тексты для индивидуального задания;
- листы с текстами для работы по парам;
- индивидуальные оценочные листы.

II. Чистописание. Формулирование темы и целей урока Слайд 3

Дуб з…леный над х…лмом,
А под дубом стоит дом.
В доме буковки ж…вут,
Нас к себе они зовут.

- Вставь пропущенные буквы, составь цепочку для чистописания.
Все безударные гласные мы отыскали,
Которые в гости нас приглашали? Слайды 4,5,6
- Что вы можете сказать об этих буквах?
- А все ли буквы вышли к нам? Слайды 7,8
- Запишите эти буквы.
- Сформулируйте тему урока. Слайд 10
- Какие цели мы поставим?
- Работаем под девизом: Слайд 11

Что умеем и что знаем,
На уроке применяем.

IV. Фронтальный опрос учащихся
- Что значит безударная гласная? (Гласная в слабой позиции)
- Почему безударные гласные нуждаются в проверке? (Они слышатся не так, как пишутся)
- Как проверить написание безударных гласных в корне? (Чтобы найти проверочное слово, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: волна – волны, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне: глядит – взгляд)
-Всегда ли можно проверить написание безударной гласной в корне слова? (Не всегда)
- Как поступают в этом случае? (Безударные гласные в словарных словах надо запомнить)
- Объяснить слова толково Поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.
Слайд 13
V. Контроль знаний.
Первый этап
1. Запишите цифрой номер строчки, в которой записаны только однокоренные слова (4 балла)
1) Лётчик, летать, полёт, лето
2) Заморозит, морж, мороз, морозильник
3) Вода, водный, водяной, наводнение

4. Второй этап
Распределительный диктант.
- Записать слова под диктовку в 4 столбика с безударными гласными:
о, а, и, е (10 баллов)
- Скрипит, голодный, старик, веселье, варенье, добряк, слепой, кричит, тишина, соринка.
Проверка. Слайд 17
голодный старик скрипит веселье
добряк варенье кричит слепой
соринка тишина

7. Третий этап
Самостоятельная работа в парах.
Каждая пара получает текст. Необходимо вставить пропущенные буквы (по 1 баллу за каждую букву)

ТЕКСТЫ
№1. Тр…пинка в…дёт в лес. На д…ревьях др…жат солнечные зайчики. От ярких цв…тов р…бит в глазах. Звонко кр…чит иволга.М…л…дой зайчишка выбежал на д…рогу. У н…ры играют лисята. Чудесно пахнут душ…стые ландыши. (12)

№2. В л…су мы слышим птичьи г…л…са . Но птички не тол…ко нап…лняют лес своим пением . Они сп…сают его от вр…дителей. Поэтому в…сной друз…я леса развешивают на д…ревьях скв…речники . С новосел…ем, л…сные жители! (12)

№3. Витя и Саша шли д…мой из школы . Они спустились к реке . Мал…чики поб…жали по л…ду . Хрупкий лёд треснул . Витя оч…тился в х…лодной в…де . Он хв…тался за кромку льда, но тонкий лёд кр…шился . Саша п…мог другу : он выт…щил его на бер…г . (12)

№4. В…сной р…ка вышла из б…регов . В…да зал…ла весь луг . По реке поплыли б…льшие льдины . На одной из них – телёнок . Он р…вёт от испуга . Надо сп…сать ! Р…бята багром зац…пили льдину и пот…нули к берегу . Телёнок был сп…сён . (12)

VI. Подведение итогов урока. Подсчитайте количество набранных баллов, соотнесите их с критериями оценивания и поставьте себе отметку в индивидуальном оценочном листе.

VII. Домашнее задание: подготовить и написать на листочке для соседа по парте 10 слов с безударной гласной, требующей проверки.
Безударную гласную пропустить.

Рефлексия.
Дети:
На уроке я работал (активно/пассивно).
Своей работой на уроке я (доволен/недоволен).
Материал урока мне был (понятен/непонятен; полезен/бесполезен).
Моё настроение …
Моё настроение тоже прекрасное. Спасибо за урок!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы в рамках технологии развивающего обучения: метод самостоятельного поиска знаний, метод обобщения, метод сравнения, метод анализа.

Методы в рамках технологии разноуровневого дифференцированного обучения: метод самостоятельной работы, метод индивидуальной работы, метод распределения заданий в зоне ближайшего развития и др.

5. Оборудование: мультимедийный проектор, экран.

Цель урока: формирование умений обучающихся контролировать собственную деятельность на основе анализа и выбора приоритетных действий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока развивающего контроля по русскому языку

ФИО Прокудина Ирина Владимировна

Место работы МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Пангоды”

Должность учитель начальных классов

Предмет : Русский язык

Базовый учебник: Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х частях. Р.Н Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. М.: Баласс, 2013 г

Планируемые результаты:

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Предметные результаты

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя;

производить звуко-буквенный анализ слов;

видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, владеть способами проверки написания гласных букв в корне; графически обозначать изученную орфограмму и условия её выбора; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами, правильно переносить слова;

осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении.

Тип урока: урок развивающего контроля

Формы работы обучающихся:

на 1-ом уроке индивидуальная,

на 2-ом уроке индивидуальная, фронтальная, парная.

Необходимое техническое оборудование:

интерактивная доска, проектор, PC Classmate

Структура и ход урока

Урок проводится в два этапа:

1) написание учащимися проверочной работы;

2) рефлексивный анализ выполнения контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

Каждый из этапов проводится на отдельном уроке.

Оборудование:

Оценочные листы с критериями для самооценки.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Приветствует учащихся, объявляет о начале урока, предлагает прочитать девиз урока и мотивирует на внутреннюю готовность реализовать требования контрольно-коррекционной деятельности.

Читают на слайде девиз: « Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. Петроний. настраиваются на лично значимом уровне на реализацию требований контрольно-коррекционной деятельности.

Этап актуализации деятельности

Организует беседу по вопросам:

- Какой теме посвящена проверочная работа?

- Какие знания, умения вы должны показать?

- Что для этого нужно?

- Прочитайте задания. Какие из них относятся к базовому уровню? К программному уровню? К максимальному?

- Всё ли вам понятно?

Объясняет порядок выполнения задания

- По каким критериям будет оцениваться каждое задание? Отправляет учащимся ссылку на оценочный лист

- Приступайте к выполнению заданий.

По окончанию работы обязательно проверьте качество выполнения каждого задания.

- Желаю вам успехов!

- умение видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам,

- умение правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне,

- владение способами проверки написания гласных букв в корне; - умение графически обозначать изученную орфограмму и условия её выбора;

- умение находить и исправлять ошибки в словах с изученной орфограммой;

- умение производить звуко - буквенный анализ слов.

Задают уточняющие вопросы .

Знакомятся с оценочным листом, участвуют в обсуждении критериев оценки работы.

Этап самоконтроля деятельности

Предупреждает коллективные ошибки, оказывает индивидуальную помощь.

Выполняют задания.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Сообщает о скором завершении урока

Работают с оценочным листом, в ыявляют ошибки и работают над их устранением.

Сдают работы на проверку

Цель: создать условия для совершенствования умения анализировать ошибки, допущенные в проверочной работе, выявлять затруднения, строить проект коррекции и самостоятельно его реализовывать; для совершенствования умения выполнять самооценку.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, PC Classmate , презентация

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Приветствует учащихся, объявляет о начале урока, предлагает прочитать девиз урока и мотивирует на коррекционную работу по самосовершенствованию.

Этап локализации индивидуальных затруднений

Организует беседу по вопросам

- Какой теме была посвящена проверочная работа?

- Какие знания вы показали? Какие умения?

- Какова цель нашего сегодняшнего урока?

Анализирует качество выполнения проверочной работы.

Привлекает обучающихся увидеть свои результаты в общей картине:

Поднимите руки, кто не выделил орфограммы в словах

Поднимите руки, кто не смог выполнить это задание.

А кто не выполнил только максимальный уровень?

Поднимите руки, кто допустил ошибки в словах.

А кто не смог дописать подходящие по смыслу слова с двумя безударными гласными звуками в корне?

Проанализируйте свои затруднения в выполнении заданий.

Отправляет ссылку на шкалу самооценки и предлагает оценить свои знания и умения по шкале.

- Знания вопросов о безударной гласной, умение определять безударную гласную в корне.

Учиться анализировать свои ошибки; планировать действия по устранению ошибок и самостоятельно их исправлять; самооценке.

Отвечают на вопросы учителя , фиксируют свои ошибки. Выявляют место и причины собственных затруднений в выполнении проверочной работы.

Открывают шкалу самооценки и оценивают свой уровень знаний и умений.

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Организует работу по составлению плана с помощью вопросов:

- Что будем повторять, корректировать на уроке? - Для чего нам это необходимо?

- Какие шаги нам необходимо сделать, чтобы разобраться в своих ошибках?

- В какой форме будем работать?

Участвуют в составлении плана:

Повторить алгоритм нахождения безударных гласных в корне слова, подбора проверочных слов.

Совершенствовать умение правильно писать слова с изученной орфограммой.

- Будем тренироваться в выполнении похожих заданий.

Этап реализации построенного проекта.

Организует повторение теоретических знаний.

Предлагает выполнить задание с комментированием

Спиши, вставь безударные гласные (проверь в уме), подчеркни орфограмму.

Наступили сильные м_розы. Снег завалил с_довые д_рожки. Птицы з_мой г_л_дают. Дети устроили для птиц к_рмушки. Девочки насыпали пш_на. Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!

Объявляет об отправке ссылки на памятку по работе над ошибками, организует самостоятельную работу по исправлению своих ошибок, допущенных при выполнении проверочной работы.

Отправляет ссылку на индивидуальные рабочие листы с заданиями обучающимся, которые не допустили ошибок при выполнении проверочной работы.

Вспоминают правило правописания безударной гласной в корне слова.

Повторяют алгоритм определения безударных гласных в корне слова.

1. Помни, что безударная гласная может быть в любой части слова.

Поэтому сначала мысленно разбери слово по составу (найди корень слова) и убедись, что безударная гласная в корне слова.

2. Помни, что безударная гласная может быть проверяемая и непроверяемая.

3. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать родственное (однокоренное) слово или изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала в сильную позицию, то есть она должна быть ударной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание педагогических условий для проявления познавательной активности учащихся. Закрепление, коррекция и контроль полученных знаний, формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Конспект урока развивающего контроля по математике

Автор:Топчий Н.И учитель МАОУ гимназии №40 города Калининграда им. Ю. А. Гагарина

Цель урока: создание педагогических условий для проявления познавательной активности учащихся. Закрепление, коррекция и контроль полученных знаний, формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Задачи урока:

Образовательные:

- повторить определение треугольника, обозначение, виды треугольников; окружность и круг.

- научить применять полученные знания при решении задач;

- продолжить формирование умений производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;

- продолжить формирование умений узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними.

Развивающие:

- развивать математическую речь учащихся, внимание, логическое мышление; умение правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;

- развивать общеучебные организационные умения: оценивать и планировать свою деятельность, ставить цель;

- развивать интерес учащихся к предмету; развивать личностные качества учащихся.

Технология оценивания образовательных достижений, элементы технологии продуктивного чтения, ИКТ, игровые технологии.

Оборудование: учебник Математика 4 Петерсон Л.Г. мультимедиа–проектор, экран, компьютер, презентация, тесты-карточки с заданиями.

(Условные обозначения:

- Ученик)

Мотивация к деятельности.

Создание благоприятного психологического настроя на работу.

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.

Организация внимания учащихся.

А начнём мы с интеллектуальной разминки

1) А братишка мой, Сережа, математик и чертежник - на столе у бабы Шуры чертит всякие. (фигуры)

2) Эта странная фигура, ну, совсем миниатюра! И на маленький листочек мы поставим сотни . (точек)
3) Он от солнца прилетает, пробивая толщу туч и в тетрадочке бывает, а зовется просто - . (луч)
4) Он и острый, да не нос, и прямой, да не вопрос, и тупой он, да не ножик, Что еще таким быть может? (угол)
5) Три угла, три стороны. Ну, пожалуй, и довольно! Что ты видишь? - . (Треугольник)

6) У круга есть одна подруга,

Знакома всем её наружность!

Она идёт по краю круга

И называется … (окружность)

Что общего в отгадках?

- Это все геометрические фигуры

Сформулируйте тему урока, вспомнив какую большую главу мы изучили. Поставьте цели на урок.

Актуализация мыслительных операции (сравнение, обобщение) и познавательных процессов (внимание, память и т. д.), необходимые для выполнения контрольной работы

Работа с презентацией.

2-5 слайды «Игра пятый лишний


6 слайд – На какие две группы можно разбить эти фигуры?

- На плоские и объемные

- Распределите на плоские фигуры и объемные фигуры


III. Целеполагание контроля

-Проверим как вы справитесь с остальными геометрическими задачами в тесте

- Кто хочет сразу узнать свой результат?

- Как это можно организовать?

- Сверить свои результаты правильными ответами

IV. Контрольное тестирование

Прочитайте высказывание, если согласны рядом ставите + , если нет -

1) Треугольник называется равнобедренным, если у него все стороны равны

2) Периметр треугольника – это сумма длин его сторон

3) В остроугольном треугольнике все углы – острые.

4) В тупоугольном треугольнике все углы - тупые.

5) Круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью

6) Радиус круга – это отрезок, соединяющий две точки окружности

7) В прямоугольном треугольнике один прямой угол.

8) Сумма углов треугольника равна 170 градусам.

9) Окружность – это граница круга

10) Трёхзвенная замкнутая линия – это треугольник

11) Углы измеряются циркулем

12) Если радиусы окружностей равны, то равны и сами окружности

13) Диаметр окружности равен радиусу окружности

Решите задачи

1. Стороны треугольника равны 5см, 7см, 1дм. Чему равен периметр треугольника?

2. В равнобедренном треугольнике две стороны по 15 см. Третья сторона составляет 3/5 от одной из них. Вычислите периметр треугольника

3. Углы треугольника равны 69° и 93°. Найдите третий угол треугольника

4. В прямоугольном треугольнике один острый угол равен 38°. Найдите второй острый угол данного треугольника.

5. Периметр квадрата равен 20 см. Чему равна его площадь ?

6. Ширина прямоугольника равна 8 см, что на 3 см меньше его длины. Какова площадь этого прямоугольника?

7. Каков объем воздуха в комнате, если площадь пола равна 12 кв.м, а высота потолка 4 м.

V. Самоконтроль и самооценка

Проверьте свои результаты, оцените свою работу.

Критерии отметки:

Критерии отметок:

VI. Рефлексия. Домашнее задание.

-Как был организован контроль ваших знаний?

-Определите цели нашей последующей деятельности.

-Определите для себя задания для домашней самоподготовки.

- Мне необходимо повторить правило нахождения периметра…
- Мне необходимо повторить правило нахождения площади…

- Мне необходимо повторить правило нахождения объема .

Читайте также: