Конспект урока развивающего контроля в начальной школе
Обновлено: 07.07.2024
Подготовила Иванова О.В.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
2012 год
Урок развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов, знания правил.
Механизм деятельности по контролю предполагает:
• предъявление контролируемого варианта;
• сопоставление проверяемого варианта с эталоном;
• оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
При проведении данной работы используются индивидуальная форма работы и работа в парах: учащиеся самостоятельно выполняют задания и осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия. У обучающихся будут формироваться:
- интерес к познанию русского языка;
- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев.
Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающиеся учатся:
- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с одноклассниками;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия. Обучающиеся учатся:
-находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающиеся учатся:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению.
Оборудование урока:
- презентация к данному уроку;
- на доске тексты для индивидуального задания;
- листы с текстами для работы по парам;
- индивидуальные оценочные листы.
II. Чистописание. Формулирование темы и целей урока Слайд 3
Дуб з…леный над х…лмом,
А под дубом стоит дом.
В доме буковки ж…вут,
Нас к себе они зовут.
- Вставь пропущенные буквы, составь цепочку для чистописания.
Все безударные гласные мы отыскали,
Которые в гости нас приглашали? Слайды 4,5,6
- Что вы можете сказать об этих буквах?
- А все ли буквы вышли к нам? Слайды 7,8
- Запишите эти буквы.
- Сформулируйте тему урока. Слайд 10
- Какие цели мы поставим?
- Работаем под девизом: Слайд 11
Что умеем и что знаем,
На уроке применяем.
IV. Фронтальный опрос учащихся
- Что значит безударная гласная? (Гласная в слабой позиции)
- Почему безударные гласные нуждаются в проверке? (Они слышатся не так, как пишутся)
- Как проверить написание безударных гласных в корне? (Чтобы найти проверочное слово, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: волна – волны, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне: глядит – взгляд)
-Всегда ли можно проверить написание безударной гласной в корне слова? (Не всегда)
- Как поступают в этом случае? (Безударные гласные в словарных словах надо запомнить)
- Объяснить слова толково Поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.
Слайд 13
V. Контроль знаний.
Первый этап
1. Запишите цифрой номер строчки, в которой записаны только однокоренные слова (4 балла)
1) Лётчик, летать, полёт, лето
2) Заморозит, морж, мороз, морозильник
3) Вода, водный, водяной, наводнение
4. Второй этап
Распределительный диктант.
- Записать слова под диктовку в 4 столбика с безударными гласными:
о, а, и, е (10 баллов)
- Скрипит, голодный, старик, веселье, варенье, добряк, слепой, кричит, тишина, соринка.
Проверка. Слайд 17
голодный старик скрипит веселье
добряк варенье кричит слепой
соринка тишина
7. Третий этап
Самостоятельная работа в парах.
Каждая пара получает текст. Необходимо вставить пропущенные буквы (по 1 баллу за каждую букву)
ТЕКСТЫ
№1. Тр…пинка в…дёт в лес. На д…ревьях др…жат солнечные зайчики. От ярких цв…тов р…бит в глазах. Звонко кр…чит иволга.М…л…дой зайчишка выбежал на д…рогу. У н…ры играют лисята. Чудесно пахнут душ…стые ландыши. (12)
№2. В л…су мы слышим птичьи г…л…са . Но птички не тол…ко нап…лняют лес своим пением . Они сп…сают его от вр…дителей. Поэтому в…сной друз…я леса развешивают на д…ревьях скв…речники . С новосел…ем, л…сные жители! (12)
№3. Витя и Саша шли д…мой из школы . Они спустились к реке . Мал…чики поб…жали по л…ду . Хрупкий лёд треснул . Витя оч…тился в х…лодной в…де . Он хв…тался за кромку льда, но тонкий лёд кр…шился . Саша п…мог другу : он выт…щил его на бер…г . (12)
№4. В…сной р…ка вышла из б…регов . В…да зал…ла весь луг . По реке поплыли б…льшие льдины . На одной из них – телёнок . Он р…вёт от испуга . Надо сп…сать ! Р…бята багром зац…пили льдину и пот…нули к берегу . Телёнок был сп…сён . (12)
VI. Подведение итогов урока. Подсчитайте количество набранных баллов, соотнесите их с критериями оценивания и поставьте себе отметку в индивидуальном оценочном листе.
VII. Домашнее задание: подготовить и написать на листочке для соседа по парте 10 слов с безударной гласной, требующей проверки.
Безударную гласную пропустить.
Рефлексия.
Дети:
На уроке я работал (активно/пассивно).
Своей работой на уроке я (доволен/недоволен).
Материал урока мне был (понятен/непонятен; полезен/бесполезен).
Моё настроение …
Моё настроение тоже прекрасное. Спасибо за урок!
Методы в рамках технологии развивающего обучения: метод самостоятельного поиска знаний, метод обобщения, метод сравнения, метод анализа.
Методы в рамках технологии разноуровневого дифференцированного обучения: метод самостоятельной работы, метод индивидуальной работы, метод распределения заданий в зоне ближайшего развития и др.
5. Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
Цель урока: формирование умений обучающихся контролировать собственную деятельность на основе анализа и выбора приоритетных действий.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
План-конспект урока развивающего контроля по русскому языку
ФИО Прокудина Ирина Владимировна
Место работы МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Пангоды”
Должность учитель начальных классов
Предмет : Русский язык
Базовый учебник: Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х частях. Р.Н Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. М.: Баласс, 2013 г
Планируемые результаты:
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Предметные результаты
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя;
производить звуко-буквенный анализ слов;
видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, владеть способами проверки написания гласных букв в корне; графически обозначать изученную орфограмму и условия её выбора; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами, правильно переносить слова;
осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении.
Тип урока: урок развивающего контроля
Формы работы обучающихся:
на 1-ом уроке индивидуальная,
на 2-ом уроке индивидуальная, фронтальная, парная.
Необходимое техническое оборудование:
интерактивная доска, проектор, PC Classmate
Структура и ход урока
Урок проводится в два этапа:
1) написание учащимися проверочной работы;
2) рефлексивный анализ выполнения контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.
Каждый из этапов проводится на отдельном уроке.
Оборудование:
Оценочные листы с критериями для самооценки.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Приветствует учащихся, объявляет о начале урока, предлагает прочитать девиз урока и мотивирует на внутреннюю готовность реализовать требования контрольно-коррекционной деятельности.
Читают на слайде девиз: « Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. Петроний. настраиваются на лично значимом уровне на реализацию требований контрольно-коррекционной деятельности.
Этап актуализации деятельности
Организует беседу по вопросам:
- Какой теме посвящена проверочная работа?
- Какие знания, умения вы должны показать?
- Что для этого нужно?
- Прочитайте задания. Какие из них относятся к базовому уровню? К программному уровню? К максимальному?
- Всё ли вам понятно?
Объясняет порядок выполнения задания
- По каким критериям будет оцениваться каждое задание? Отправляет учащимся ссылку на оценочный лист
- Приступайте к выполнению заданий.
По окончанию работы обязательно проверьте качество выполнения каждого задания.
- Желаю вам успехов!
- умение видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам,
- умение правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне,
- владение способами проверки написания гласных букв в корне; - умение графически обозначать изученную орфограмму и условия её выбора;
- умение находить и исправлять ошибки в словах с изученной орфограммой;
- умение производить звуко - буквенный анализ слов.
Задают уточняющие вопросы .
Знакомятся с оценочным листом, участвуют в обсуждении критериев оценки работы.
Этап самоконтроля деятельности
Предупреждает коллективные ошибки, оказывает индивидуальную помощь.
Выполняют задания.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Сообщает о скором завершении урока
Работают с оценочным листом, в ыявляют ошибки и работают над их устранением.
Сдают работы на проверку
Цель: создать условия для совершенствования умения анализировать ошибки, допущенные в проверочной работе, выявлять затруднения, строить проект коррекции и самостоятельно его реализовывать; для совершенствования умения выполнять самооценку.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, PC Classmate , презентация
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Приветствует учащихся, объявляет о начале урока, предлагает прочитать девиз урока и мотивирует на коррекционную работу по самосовершенствованию.
Этап локализации индивидуальных затруднений
Организует беседу по вопросам
- Какой теме была посвящена проверочная работа?
- Какие знания вы показали? Какие умения?
- Какова цель нашего сегодняшнего урока?
Анализирует качество выполнения проверочной работы.
Привлекает обучающихся увидеть свои результаты в общей картине:
Поднимите руки, кто не выделил орфограммы в словах
Поднимите руки, кто не смог выполнить это задание.
А кто не выполнил только максимальный уровень?
Поднимите руки, кто допустил ошибки в словах.
А кто не смог дописать подходящие по смыслу слова с двумя безударными гласными звуками в корне?
Проанализируйте свои затруднения в выполнении заданий.
Отправляет ссылку на шкалу самооценки и предлагает оценить свои знания и умения по шкале.
- Знания вопросов о безударной гласной, умение определять безударную гласную в корне.
Учиться анализировать свои ошибки; планировать действия по устранению ошибок и самостоятельно их исправлять; самооценке.
Отвечают на вопросы учителя , фиксируют свои ошибки. Выявляют место и причины собственных затруднений в выполнении проверочной работы.
Открывают шкалу самооценки и оценивают свой уровень знаний и умений.
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений
Организует работу по составлению плана с помощью вопросов:
- Что будем повторять, корректировать на уроке? - Для чего нам это необходимо?
- Какие шаги нам необходимо сделать, чтобы разобраться в своих ошибках?
- В какой форме будем работать?
Участвуют в составлении плана:
Повторить алгоритм нахождения безударных гласных в корне слова, подбора проверочных слов.
Совершенствовать умение правильно писать слова с изученной орфограммой.
- Будем тренироваться в выполнении похожих заданий.
Этап реализации построенного проекта.
Организует повторение теоретических знаний.
Предлагает выполнить задание с комментированием
Спиши, вставь безударные гласные (проверь в уме), подчеркни орфограмму.
Наступили сильные м_розы. Снег завалил с_довые д_рожки. Птицы з_мой г_л_дают. Дети устроили для птиц к_рмушки. Девочки насыпали пш_на. Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!
Объявляет об отправке ссылки на памятку по работе над ошибками, организует самостоятельную работу по исправлению своих ошибок, допущенных при выполнении проверочной работы.
Отправляет ссылку на индивидуальные рабочие листы с заданиями обучающимся, которые не допустили ошибок при выполнении проверочной работы.
Вспоминают правило правописания безударной гласной в корне слова.
Повторяют алгоритм определения безударных гласных в корне слова.
1. Помни, что безударная гласная может быть в любой части слова.
Поэтому сначала мысленно разбери слово по составу (найди корень слова) и убедись, что безударная гласная в корне слова.
2. Помни, что безударная гласная может быть проверяемая и непроверяемая.
3. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать родственное (однокоренное) слово или изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала в сильную позицию, то есть она должна быть ударной.
Цель урока: создание педагогических условий для проявления познавательной активности учащихся. Закрепление, коррекция и контроль полученных знаний, формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Конспект урока развивающего контроля по математике
Автор:Топчий Н.И учитель МАОУ гимназии №40 города Калининграда им. Ю. А. Гагарина
Цель урока: создание педагогических условий для проявления познавательной активности учащихся. Закрепление, коррекция и контроль полученных знаний, формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить определение треугольника, обозначение, виды треугольников; окружность и круг.
- научить применять полученные знания при решении задач;
- продолжить формирование умений производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
- продолжить формирование умений узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними.
Развивающие:
- развивать математическую речь учащихся, внимание, логическое мышление; умение правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;
- развивать общеучебные организационные умения: оценивать и планировать свою деятельность, ставить цель;
- развивать интерес учащихся к предмету; развивать личностные качества учащихся.
Технология оценивания образовательных достижений, элементы технологии продуктивного чтения, ИКТ, игровые технологии.
Оборудование: учебник Математика 4 Петерсон Л.Г. мультимедиа–проектор, экран, компьютер, презентация, тесты-карточки с заданиями.
(Условные обозначения:
- Ученик)
Мотивация к деятельности.
Создание благоприятного психологического настроя на работу.
Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.
Организация внимания учащихся.
А начнём мы с интеллектуальной разминки
1) А братишка мой, Сережа, математик и чертежник - на столе у бабы Шуры чертит всякие. (фигуры)
2) Эта странная фигура, ну, совсем миниатюра! И на маленький листочек мы поставим сотни . (точек)
3) Он от солнца прилетает, пробивая толщу туч и в тетрадочке бывает, а зовется просто - . (луч)
4) Он и острый, да не нос, и прямой, да не вопрос, и тупой он, да не ножик, Что еще таким быть может? (угол)
5) Три угла, три стороны. Ну, пожалуй, и довольно! Что ты видишь? - . (Треугольник)
6) У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность!
Она идёт по краю круга
И называется … (окружность)
Что общего в отгадках?
- Это все геометрические фигуры
Сформулируйте тему урока, вспомнив какую большую главу мы изучили. Поставьте цели на урок.
Актуализация мыслительных операции (сравнение, обобщение) и познавательных процессов (внимание, память и т. д.), необходимые для выполнения контрольной работы
Работа с презентацией.
2-5 слайды «Игра пятый лишний
6 слайд – На какие две группы можно разбить эти фигуры?
- На плоские и объемные
- Распределите на плоские фигуры и объемные фигуры
III. Целеполагание контроля
-Проверим как вы справитесь с остальными геометрическими задачами в тесте
- Кто хочет сразу узнать свой результат?
- Как это можно организовать?
- Сверить свои результаты правильными ответами
IV. Контрольное тестирование
Прочитайте высказывание, если согласны рядом ставите + , если нет -
1) Треугольник называется равнобедренным, если у него все стороны равны
2) Периметр треугольника – это сумма длин его сторон
3) В остроугольном треугольнике все углы – острые.
4) В тупоугольном треугольнике все углы - тупые.
5) Круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью
6) Радиус круга – это отрезок, соединяющий две точки окружности
7) В прямоугольном треугольнике один прямой угол.
8) Сумма углов треугольника равна 170 градусам.
9) Окружность – это граница круга
10) Трёхзвенная замкнутая линия – это треугольник
11) Углы измеряются циркулем
12) Если радиусы окружностей равны, то равны и сами окружности
13) Диаметр окружности равен радиусу окружности
Решите задачи
1. Стороны треугольника равны 5см, 7см, 1дм. Чему равен периметр треугольника?
2. В равнобедренном треугольнике две стороны по 15 см. Третья сторона составляет 3/5 от одной из них. Вычислите периметр треугольника
3. Углы треугольника равны 69° и 93°. Найдите третий угол треугольника
4. В прямоугольном треугольнике один острый угол равен 38°. Найдите второй острый угол данного треугольника.
5. Периметр квадрата равен 20 см. Чему равна его площадь ?
6. Ширина прямоугольника равна 8 см, что на 3 см меньше его длины. Какова площадь этого прямоугольника?
7. Каков объем воздуха в комнате, если площадь пола равна 12 кв.м, а высота потолка 4 м.
V. Самоконтроль и самооценка
Проверьте свои результаты, оцените свою работу.
Критерии отметки:
Критерии отметок:
VI. Рефлексия. Домашнее задание.
-Как был организован контроль ваших знаний?
-Определите цели нашей последующей деятельности.
-Определите для себя задания для домашней самоподготовки.
- Мне необходимо повторить правило нахождения периметра…
- Мне необходимо повторить правило нахождения площади…
- Мне необходимо повторить правило нахождения объема .
Читайте также: