Конспект урока размножение водорослей 7 класс

Обновлено: 04.07.2024

• Продолжить знакомство с размножением растений на основе конкретизации сведений об особенностях размножения водорослей.

• Закрепить представления о гаметах, зиготе, гаплоидном и диплоидном состояниях клеток и организмов.

Средства обучения: таблицы, схемы с изображением процесса размножения водорослей; живые экземпляры или препараты водорослей; аквариум с водорослями.

• Особенности гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле водорослей.

• Размножение одноклеточных водорослей.

• Размножение многоклеточных водорослей.

I. Изучение нового материала

1. Беседа о размножении водорослей с упоминанием чередования поколений и конкретизация сведений о доминировании гаплоидной стадии в жизненном цикле водорослей.

2. Рассказ о бесполом и половом размножении одноклеточных водорослей.

3. Работа учащихся с текстом учебника (ч. 2, с. 8 — 9) с целью усвоения знаний о размножении многоклеточных водорослей.

II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала

1. Что собой представляет диплоидная стадия водорослей?

2. Каким образом формируются зооспоры? Какой в них набор хромосом — одинарный или двойной?

3. Перечислите этапы полового размножения хламидомонады.

4. Каковы условия появления зооспор у улотрикса? Какой тип размножения обеспечивают зооспоры?

III. Домашнее задание

2. Ответьте на вопросы и выполните задания на с. 10.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, отличающие их от бактерий, грибов, лишайников.

Образовательные задачи:

выяснить особенности внешнего строения водорослей;

показать особенности клеточного строения водорослей;

раскрыть особенности размножения и развития водорослей;

показать значение водорослей в природе и жизни человека;

дать представление о систематике водорослей;

формировать умение вести научный диалог;

совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.

Воспитательные задачи:

воспитание бережного отношения к природе.

Развивающие задачи:

развитие предметно-речевых навыков;

обучение приемам аналитико-синтетической деятельности

Организационный момент.

Проверка домашнего задания. Тест по теме:Лишайники (5-7 мин)

Актуализация знаний.

Задумывались ли вы о том, что собой представляет тина в реках? Почему стенки аквариума иногда покрываются зелёным налётом? Учащиеся вспоминают, что это водоросли.

Изучение нового материала.

Водоросли в основном живут в пресных и морских водоёмах, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев, крышах домов, высоко в горах, в ледниках и других местах с повышенной влажностью.

Водоросли относятся к низшим растениям, они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения. Клетка водорослей имеет типичное строение растительной клетки. Она имеет клеточную стенку, цитоплазматическую мембрану, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком, хлоропласты и другие органоиды. Пластиды зелёных водорослей называются хроматофорами. Хлорофилл, содержащийся в хроматофоре, придает зелёную окраску всей клетке. Все водоросли автотрофы.

К водорослям относятся как микроскопические, так и довольно крупные организмы. Они могут прикрепляться к субстрату своей нижней частью, особыми дисками либо оставаться неприкрепленными.

Талломы водорослей бывают различного цвета. Это связано с сочетанием в них пигментов: зелёных, оранжевых, жёлтых, красных, синих.

Выделяют следующие отделы водорослей: Зелёные, Красные и Бурые водоросли.

Одноклеточные зелёные водоросли обитают в солёной и пресной воде, на суше, на поверхности деревьев, камней или зданий, в сырых, затенённых местах. Виды, живущие вне воды, в период засухи находятся в состоянии покоя.

Еще одна одноклеточная зелёная водоросль — хлорелла широко распространена в пресных водоёмах и на влажных почвах . Слоевище хлореллы — микроскопическая неподвижная клетка с плотной целлюлозной оболочкой. Форма клетки чаще шаровидная. В цитоплазме находятся ядро, различные органоиды и крупный подковообразный хлоропласт.

Вы, наверное, обращали внимание на зелёные налёты в нижней части деревьев и на заборах. Их образует приспособившаяся к наземной жизни одноклеточная зелёная водоросль плеврококк. Под микроскопом видны одиночные клетки или группы из четырёх клеток плеврококка. Единственный источник влаги для этих водорослей — атмосферные осадки (дожди и роса).

У многоклеточных зелёных водорослей слоевище имеет форму нитей или плоских листовидных образований. В проточных водоёмах часто можно заметить ярко-зелёные скопления шелковистых нитей, прикреплённых к подводным камням и корягам. Это многоклеточная нитчатая зелёная водоросль улотрикс . Его нити состоят из ряда коротких клеток. В цитоплазме каждой из них расположены ядро и хроматофор в виде незамкнутого кольца. Клетки делятся, и нить растёт.

Спирогира — зелёная многоклеточная водоросль, живущая в пресных водоемах. Талломы её — неветвящиеся нити до 10 см длиной. Они чаще всего в виде нежной светло-зелёной слизистой тины плавают у поверхности воды в прудах, озёрах, реках. Клетки таллома спирогиры вытянуты в длину, имеют клеточную стенку из целлюлозы и сильно ослизнены. В цитоплазме расположен один или несколько хроматофоров виде спирально закрученных лент.

Многоклеточные зелёные водоросли живут также в водах морей и океанов. Примером таких водорослей может служить ульва, или морской салат, длиной около 30 см.

Наиболее сложное строение среди Зелёных водорослей имеют харовые водоросли, обитающие в пресноводных водоёмах. Они по внешнему виду напоминают хвощи. У харовых имеются образования, которые по форме и по выполняемым функциям напоминают корни, стебли, листья, но по строению они не имеют ничего общего с этими органами высших растений. Например, к грунту они прикрепляются с помощью бесцветных ветвистых нитевидных выростов, которые называют ризоидами. Харовую водоросль н ителлу часто выращивают в аквариумах .

Бурые водоросли в основном морские растения, имеющие желтовато-бурую окраску слоевищ. Их длина колеблется от микроскопической до гигантской (несколько десятков метров). Слоевища этих водорослей могут быть нитевидными, шаровидными, пластинчатыми, кустообразными.

В дальневосточных морях и морях Северного Ледовитого океана растёт крупная бурая водоросль ламинария, или морская капуста. Её заросли обычны на глубинах 4—10 м (иногда 100 м). Таллом ламинарии имеет коричневую окраску, так как в нём содержится много жёлтых пигментов, маскирующих хлорофилл. Таллом ламинарии покрыт слизью и может достигать длины 20 м. Из ламинарии готовят салаты, консервы и даже кондитерские изделия, а также лекарства.

Красные водоросли, или багрянки, — в основном многоклеточные морские растения. В клетках красных водорослей, кроме хлорофилла, содержатся красные и синие пигменты. В зависимости от их сочетания окраска багрянок меняется от ярко - красной до голубовато-зелёной и жёлтой. Внешне красные водоросли весьма разнообразны и очень красивы. Они имеют разнообразную форму: нитевидную, цилиндрическую и пластинчатую. В морях багрянки встречаются повсеместно. Благодаря тому, что красные пигменты способны улавливать даже очень небольшое количество света, багрянки могут расти на значительных глубинах. Их можно встретить даже на глубине 100—200 м.

Водоросли имеют огромное значение в природе и жизни человека.

Водорослями питаются рыбы и другие водные животные. Водоросли поглощают из воды углекислый газ и, как все зелёные растения, выделяют кислород, которым дышат живые организмы, обитающие в воде.

Человек использует морские водоросли в химической промышленности . Из них получают йод, калийные соли, целлюлозу, спирт, уксусную кислоту и другие продукты. Водоросли используют как удобрения и употребляют на корм скоту. Из некоторых видов красных водорослей добывают студенистое вещество агар-агар, необходимое в кондитерской, хлебопекарной, бумажной и текстильной промышленности.

Во многих странах водоросли используют для приготовления разнообразных блюд. Они очень полезны, так как содержат много углеводов, витаминов, богаты йодом. Особенно часто употребляют в пищу ламинарию (морскую капусту) и ульву (морской салат).

Хламидомонаду, хлореллу и другие одноклеточные зелёные водоросли применяют при биологической очистке сточных вод.

1. Общая характеристика водорослей.

1.1. Водоросли – древнейшие представители царства ___________________________.

1. 2. Общее число видов составляет около _____________________________________.

1. 3. Наиболее важный признак водорослей ____________________ настоящих тканей и органов: корней, стеблей, листьев. Поэтому их относят к низшим растениям.

1. 4. Тело водорослей называется ________________ или ______________________.

1. 5. Водоросли могут быть одноклеточными, ________________________ и _________

1. 6. В клетках водорослей имеется зелёный пигмент _________________, поэтому по способу питания водоросли _____________________________.

1. 7 . Размножаются водоросли _____________________ и _______________ путём.

1. 8. Широко распространены в природе. Обитают в __________________ и _________

_____________________ водоёмах. А также на влажных субстратах: на ___________,

коре деревьев, на ____________________.

Закрепление изученного материала.

Выберите верные утверждения.

Водоросли относятся к ядерным организмам.

Большинство водорослей обитает в водоёмах, морях и океанах.

Клетки водорослей не содержат хлорофилл.

Фотосинтез у водорослей происходит с выделением кислорода.

Хлорелла имеет шаровидную форму тела и спиралевидный хроматофор.

Улотрикс, ламинария и спирогира – это многоклеточные водоросли.

Ответ:1, 2, 4, 6.

Заполните пробелы.

Тело водорослей представляет собой 1 … Тело водорослей не разделено на корни, стебли и листья, поэтому водоросли относятся к 2 … растениям. Некоторые водоросли имеют выросты, с помощью которых они прикрепляются к субстрату – это 3 …. Зелёная одноклеточная водоросль, которая имеет два жгутика и светочувствительный глазок – это 4 …. Выделяют 5 …, 6 … и Красные водоросли. Ламинария относится к 7 … водорослям. Водоросли являются источником промышленного синтеза. Из них получают желирующие вещества, например 8 ….

Ответ:1) таллом (слоевище), 2) низшим, 3) ризоиды, 4) хламидомонада, 5) Зелёные, 6) Бурые, 7) Бурым, 8) агар – агар.

Что вы знаете о водорослях?

Водоросли – это _________________________________

Как вы думаете, какие признаки лежат в основе классификации водорослей?

2. Строение водорослей.

Как называется тело многоклеточных водорослей?

Слоевище (таллом) – это _______________________________

Докажите, что клетка водорослей не отличается по своему строению от растительной клетки стр.39 (2-ой абз.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нурмухамедова Эльмира Салимовна

Ф.И.О. автора учебника

Краткая характеристика класса

Общая характеристика класса по успеваемости и дисциплине достаточно высокая. В основном все учащиеся общительные, разговорчивые. В классе есть учащиеся, которые могут делать самостоятельные выводы, анализировать, мыслить. Ребята работоспособные. Владеют навыками самостоятельного умственного труда.

Технологическая карта урока по теме:

Цели: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособления к ней донных и плавучих водорослей.

Предметные результаты:

– формироватьумение отличать водоросли от других изученных растений (по таблице);

– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.

Метапредметные и личностные результаты:

Коммуникативные УУД

1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2.Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

3.Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформироватьумение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Выяснить особенности внешнего строения водорослей;

Показать особенности клеточного строения водорослей;

Формировать умение вести научный диалог;

Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.

Термины и понятия урока: таллом, слоевище, автотрофное питание, планктон, бентос.

Тип урока: Изучение нового материала.

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

1.Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке.

Как часто, ребята, мы сталкиваемся в жизни с явлениями природы, причину которых объяснить не можем?

Что мешает нам это сделать?

Что может нам помочь?

Часто ли мы вообще обращаем внимания на эти явления?

Давайте, сегодня на уроке, попробуем найти причины известного природного явления и научно обосновать его.

Посмотрите на фотографию небольшого пруда, какое явление часто мы наблюдаем в небольших водоемах со стоячей водой?

Как мы его называем в жизни?

Задумывались ли вы, а с чем связанно это явление?

Давайте найдем объяснение этого природного явления. Так как мы будем выступать в роли ученых биологов, которые объясняют нам все явления живой природы, давайте спланируем нашу научную деятельность. Что мы должны поэтапно делать, чтобы достичь поставленной цели?

Высказывают свои предположения, обобщив которые делают вывод

Самоопределение, смыслообразование(Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

II.
Актуализация знаний

Теперь обратимся к нашему природному явлению.

Какой цвет приобрела вода?

Чем это можно объяснить?

Посмотрите на фотографию. Что мы видим? Какого цвета? У каких организмов мы уже встречали такую окраску и с чем она была связана? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте мы вначале отгадаем загадку:

Растут они, дети понятно же где?

не на земле, а, конечно в воде

морские, бывают речные

не знаю еще какие

на дне аквариума и у нас росли

они зовутся просто……(водоросли)

-А эта среда благоприятна для растений?

-Первые растения появились в воде?

-Как вы думаете, как можно сформулировать тему нашего урока?

-Какие задачи мы поставим перед собой для нашего урока?

Давайте мы посмотрим на видеоролик, мы увидим, что разнообразие водорослей очень большое.

на какие группы можно разделить водоросли?

Сейчас мы свами разберем строение водорослей, для этого вернемся к просмотру видеоролика.(просмотр ролика) Действительно, большинство водорослей растут в пресных и соленых водоемах. Но некоторые в сырых местах на камнях и почве.

Докажите, что клетка водорослей не отличается по своему строению от растительной клетки.

А вот еще одна загадка природы, вспомните песенку из известного детского фильма про Буратино: «Затянулось бурой тиной. (гладь старинного пруда)

Теперь мы свами разберем питание водорослей. Откроем учебник на странице 41, прочтем абзац. И выполним задание из инструктивной карточки № 3

2.Беседа с учащимися.

Подведем итог нашей работы:

-фотосинтез это процесс образования сахара из воды и углекислого газа, за счет энергии солнечного света.

- наличие хлорофилла, солнечного света, воды и углекислого газа условие протекания фотосинтеза.

- в клетках растений для этого процесса есть специальные органы хлоропласты.

Но к обитанию на больших глубинах, куда солнечный свет не проникает, -такие водоросли питаются гетеротрофно.

Сейчас мы свами просмотрим следующий видеоролик, вы должны после просмотра проанализировать его.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебные пособия: презентация, гербарии "Водоросли", динамическая таблица "Размножение водорослей", пособия на демонстрационном столике: стаканчик мороженого, йод, мыло, хлеб, вода и т. д.

Ход урока

Организационные моменты (проверка отсутствующих, готовность пособий к уроку и т.д.)

Изучение нового материала

  • актуализация имеющихся знаний;
  • пробуждение интереса к получению новой информации.

Проведение устного опроса

Анализ таблицы, заполненной на предыдущем уроке

Что хочу узнать

2 этап "Осмысление".

  • активное получение новой информации;
  • осмысление новой информации;
  • корректировка учеником поставленных целей обучения.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Объяснение непонятных слов.

Помощь в составлении схемы.

Организация решения познавательных задач разного уровня сложности:

Какие еще приспособления к жизни в разных условиях вы знаете у этих растений?

"Большинство водорослей произрастают в воде. Однако водоросли, которые живут в приливно-отливной зоне морей и океанов, часть суток находятся вне воды. Это им не вредит. Какие приспособления имеются у водорослей, помогающие им переносить неблагоприятные условия?

На столике: стаканчик с мороженым, хлеб, бутылочка раствора йода, коробка зефира, вода и т.д. Вопрос: Почему эти предметы появились на нашем уроке?

Обобщение - просмотр презентации.

Организация моделирования ситуации "Мир без водорослей".

Фронтальная работа с текстом и словарем (статьи "Размножение водорослей " стр 42). Прием "Инсерт"

Для этого используется система условных значков:

5. Просмотр и обсуждение информации, размещенной в презентации.

3 этап "Рефлексия"

  • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
  • поиск тем и проблем для дальнейшей работы ("новый вызов");
  • оценка собственных достижений в реализации поставленных задач.

Организация анализа таблицы

Сравнение 1 и 3 граф таблицы "Что знал?."

Поиск тем и проблем для дальнейшей работы.

4. Домашнее задание.

Учитель предлагает разноуровневые домашние задания:

1. Работа с текстом учебника + заполнение 3 графы таблицы, задания в тетради №29;

2. Работа с текстом учебника + решение олимпиадной задачи:

" Вы - исследователь морских глубин. Ваш батискаф вышел из строя и вы оказались на дне моря. Заканчивается кислород и еда. Вы поранили руку. Не ориентируетесь - на какой вы глубине. Могут ли водоросли Вам помочь?"

Читайте также: