Конспект занятия по туристско краеведческому направлению

Обновлено: 07.07.2024

“А воля, а простор, природа, прекрасные
окрестности городка, а эти душистые
овраги и колыхающиеся поля, а розовая
весна и золотистая осень разве не были
нашими воспитателями? Зовите меня
варваром в педагогике, но я вынес из
впечатлений моей жизни глубокое
убеждение, что прекрасный ландшафт
имеет такое огромное воспитательное
влияние на развитие молодой души,
с которым трудно соперничать влиянию
педагога…”
К.Д. Ушинский

Это, так сказать, малая Родина. А если говорить о большой… В нашем представлении Древняя Русь ассоциируется с бескрайними просторами полей, вольным полетом птицы, стремительным бегом коня.

Впечатляющий образ Руси нарисовал поэт Алексей Константинович Толстой.

Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле.
Гой, ты родина моя!
Гой, ты лес дремучий!
Крик полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

Социально-экономические и политические условия, сложившиеся в нашей стране, реформы российского образования, “информационный бум”, меняют базовые образовательные ориентиры – от “образования на всю жизнь” – “к образованию через всю жизнь”. В связи с этим особую значимость приобретает реализация развивающих ориентиров в познавательной деятельности дошкольников.

Следует подчеркнуть, что реализация современных ориентиров образования возможна только на прочном духовно-нравственном фундаменте, в котором чувство любви к Родине, чувство патриотизма играет ключевую роль. Туристско-краеведческая деятельность дошкольников является важным средством связи с жизнью. Культурной традицией любого народа должно быть получение знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, быта.

Развитие чувства любви к Родине справедливо считали первоосновой воспитания Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Оно объединяет любовь и уважение к народу, ответственность и бережное отношение к его истории и традициям. Существенный вклад в развитие краеведения внес К.Д. Ушинский, теоретически обосновавший “родиноведческий принцип” в обучении и воспитании.

Становлению и развитию краеведения в советский период посвятили свои работы педагоги, социальные деятели, краеведы: Л.А. Гольденберг, М.И. Калинин, Н.К. Крупская, А.И. Лазарев, П.И. Рычков, Н.А. Соболева, М.В. Соловьев, В.Н. Татищев, В.Г. Чекан и др.

Но основа краеведения включает не только историю и природу родного края, но и искусство.

По мнению Б.М. Неменского, искусство родного края – тот дои, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому свое родное искусство должно быть им остро прочувствовано.

В отечественной педагогике с давних времен (К.Д.Ушинским, Е.А.Флериной, А.П.Усовой, Н.Т. Сакулиной, Б.М. Неменским и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей и в семье и в детском саду на близком, родном искусстве того края, где живет человек.

Направлением нашей работы мы избрали “Охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения”, что и позволяет нам решению задач оздоровления наших детей. На совещании педагогов дошкольного учреждения средством решения этой проблемы мы избрали туристско-краеведческую деятельность с детьми старшего возраста. Так как наш поселок находится в окружении полей и лесов, целью нашей работы является: научить детей замечать и любить красоту родного края.

Что помогает дошкольнику полюбить свою малую Родину, а в дальнейшем и большую Родину – свою Россию.

А что еще, как не прогулки и экскурсии в природу, туристические походы к природным объектам родного края поможет нам в решении стоящей перед нами задачи. Что в целом составляет туристско-краеведческую деятельность детей дошкольного возраста.

2. Туристско-краеведческая деятельность и ее роль в формировании личности ребенка.

Детей дошкольного возраста часто называют “почемучками”. У них велика потребность в познании, потребность открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться на все окружающее, новое в жизни.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

В процессе ознакомления дошкольников с родной природой воспитывается бережное отношение к ней. С самого раннего детства ребенок приучается беречь зеленые насаждения на своем участке, на улице, в парке, заботиться о животных, особенно о птицах, которые помогают охранять урожай полей, садов и огородов от вредителей.

Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, собирание грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой он бегал за пестрой бабочкой и собирал цветы. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к родине, воспитывается чувство патриотизма.

Туристические походы, путешествия, экспедиции являются самой доступной и эффективной формой краеведческой работы.

И именно туристско-краеведческая деятельность дает дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы, формирует образ Родины.

Коллективные прогулки способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствует причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит.

Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной наглядной и полезной для ребенка. Природа воздействует на ребенка своей новизной, разнообразием, вызывает восторг, удивление, желание проникнуть в ее тайны.

Мы стараемся в своей работе не упустить возможность обратить внимание наших детей на красоту пейзажа, на особенности сезонных и суточных изменений в природе.

Целенаправленная систематическая работа по охране природы позволяет подключить детей к улучшению экологической проблемы родного поселка и его окрестностей.

С помощью наших воспитателей и родителей, дети узнают о лечебных свойствах растений родного края, участвуют в сборе лекарственных трав, принимают активное участие в изготовлении гербариев, поделок из природного материала.

Наш детский сад в своей работе придерживается принципов парциальной программы на идеях народной педагогики Е.С. Бабуновой “Наш Дом – Южный Урал”.

Работа по ознакомлению детей с историей родного края, является обязательной составной частью наших туристических прогулок, учитывая региональный компонент этой программы. Ребенок получает жизненный опыт в процессе восприятия различных предметов и явлений общественной жизни.

У ребенка расширяется кругозор, развивается любознательность, закладываются основы национального самопознания, формируются первичные представления о традициях и культуре народа.

Кроме интеллектуального развития детей, туристические прогулки оказывают оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.

Растения, накапливая лучистую энергию солнца, обогащают воздух необходимым для дыхания кислородом. Большинство из них выделяют летучие сильно пахнущие вещества, которые убивают микробов – возбудителей различных болезней. На прогулках и экскурсиях дети вдыхают чистый воздух, наполненный смолистым ароматом деревьев, запахами цветов и трав, что оздоравливает их организм.

Совершенствуются естественные (жизненно важные) виды движений и обогащается двигательный опыт, развиваются координационные способности и выносливость.

Прыгание через встречающиеся канавы и ручейки, взбирание на пригорки делают детей ловкими, бодрыми, жизнерадостными.

Следовательно, туристско-краеведческая деятельность дошкольников включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.

3. Содержание, формы и методы туристско-краеведческой деятельности в малокомплектном детском саду.

Туристско-краеведческая деятельность в нашем дошкольном учреждении имеют тесную связь с другими продуктивными видами деятельности детей: аппликацией, рисованием, трудом. Организуя данные виды деятельности с детьми мы решили приобщить дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала.

В своих работах, при изображении природных объектов, дети используют собственные впечатления от прогулок, экскурсий, наблюдений. Это делает работы детей выразительными, эмоциональными, помогает точнее изобразить их.

Также туристско-краеведческая деятельность в нашем детском саду является средством повышения задач оздоровления детей, способствует их физическому развитию, используя и дополняя навыки и умения, полученные на занятиях по физической культуре, проводимые физ.инструктором.

Наш поселок расположен в окружении реки, лесов, полей, а дошкольное учреждение расположено рядом с искусственно созданным водоемом.

Исходя из этого:
цель нашей туристско-краеведческой работы:
– научить ребенка жить в согласии с природой, замечать и любить красоту родного края.

Коллектив нашего дошкольного учреждения поставил перед собой следующие задачи:

  1. Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширять экологически ценные контакты с растительным и животным объектами природы;
  2. Средствами туристско-краеведческой деятельности развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
  3. Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе заботливое отношение к природе и людям, своему поселку, стране;
  4. Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению.

Туризм в детском саду – это большая серьезная игра, внутри которой присутствуют другие игры.

Приобщать детей дошкольного возраста к туризму и краеведению мы начинаем со старшей группы. Программный материал подбираем в соответствии с оздоровительными и познавательными задачами.

То, насколько успешным будет результат нашей туристско-краеведческой деятельности, во многом зависит от регулирования нагрузки во время туристических прогулок.

Длительность туристической прогулки в оба конца без учета двигательной активности на привале должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Основные показатели Первая прогулка Последующие прогулки
Длительность, км До 1,5 3,5–4,0
Продолжительность, ч До 1,5 3,5
Время непрерывного движения, мин До 15 25
Продолжительность промежуточного привала, мин Около 10 5 (иногда не проводится)
Вес рюкзака, кг 1,5 1,5

По дороге дети рассматривают цветы, деревья, прислушиваются к пению птиц, стараются уловить запахи природы.

Наша туристско-краеведческая работа предполагает три этапа:

  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности в повседневной жизни;
  • Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
  • Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием ребенка;


Работа первого этапа осуществлялась в основном в игровой форме.

Задачи первого этапа мы решаем через ряд мероприятий, которые проводятся через различные формы:

– проведение тематических физкультурных занятий;
– проведение гимнастики;
– досугов и развлечений.

Предполагаемый результат I этапа:

  • дети подготовлены к участию в походах на 2–3 км.
  • Изучение азбуки туристов и законов леса;
  • Формирование навыков экологического труда.

Работа второго этапа осуществлялась с помощью трудовой деятельности детей.

Задачи второго этапа мы решается следующим образом:

  • Дети изучают туристическое снаряжение, правила укладывания рюкзака;
  • Во время путешествий дети учатся разжигать костер по всем правилам, ставить палатку;
  • Постоянно оказывают помощь в наведении порядка у озера, убирают в специальные мешки, оставленные банки, бумагу, стекло;
  • Учатся лечить растения на поврежденных местах ствола, ветки;
  • Знакомятся с легендами и историей родного края (наведением реки, улиц, памятных мест).

Учитывая особенности детей дошкольного возраста, мы всю работу строим в игровой форме.

В этом помогают праздники: “День Нептуна”, “В гостях у старичка Лесовичка”, “Лесная аптека”, “Зеленая аптека”, с участием любимых сказочных героев детей – лесных обитателей, Водяного, Лешего, Лесовичка, Хозяйки медной горы и др.


Предполагаемые результаты второго этапа:

1. Дети освоили азбуку туриста и законы леса;

2. Дети с большим энтузиазмом очищают экологическую тропу, полянку, сквер, расположенный рядом с детским садом, от посторонних предметов, проявляют заботу о родной природе;

3. У детей бережное и заботливое отношение к природе, дети не пройдут мимо надломленной ветки, обязательно проявят желание “полечить”;

4. Дети рассказывают о своей улице, об истоках названия родного поселка.



  • Освоение маршрута по усложненной местности, с подъемом на гору (находящуюся вблизи плотины).

На третьем этапе ведется работа по развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

1. Сформирован стойкий познавательный интерес. Задают много вопросов, пытаются сами найти ответы;

2. Гуманное отношение к окружающей природе. Дети соблюдают заповеди леса:

  • Не поднимай шума в лесу;
  • Уходя, оставляй место чистым;
  • Не рви растений и т.д.

3. Физическая выносливость. Дети без трудностей преодолевают маршрут длиной 5–6 км.

4. Достаточный объем знаний о растительном и животном мире. Это конкретные представления о системе биологических потребностей человека, животного, растений; знания основных правил поведения человека в экосистеме, обеспечивающих сохранение их целостности.

5. Сформированно эмоциональное восприятие природы.


Тематический план туристско-краеведческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. (Приложение 1)

Словарь терминов. (Приложение 2)

Список используемой литературы. (Приложение 3)

Конспект занятия по краеведению “Путешествие по родному поселку”. (Приложение 4)

Конспект “Праздник Нептуна (на воде). Поход к реке Уй.” (Приложение 5)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширение знаний детей о туристическом походе.

Формировать знания детей о видах туризма, типах костров, правильном подборе необходимых предметов для похода и правилах поведения на природе;

Развивать интерес к изучению туризма.

Воспитывать желания участвовать в совместной деятельности наравне со всеми, умения договариваться, желания помогать друг другу, бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

· проявлять познавательную инициативу;

· самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

· допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

· учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

· владеть монологической и диалогической формой речи;

Познавательные универсальные учебные действия

· высказываться в устной и письменной форме;

· проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

Направление в/д.: общекультурное

Вид в/д.: туристско-краеведческий

Уровень воспитательных результатов: II

Методы организации деятельности: словесные, наглядные, практические.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Средства (оборудование): компьютер, проектор, презентация, иллюстративный материал.

Этапы занятия и формы организации

Организация начала занятия.

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Тут затеи, и загадки,

Игры, шутки, всё для вас!

Пожелаем всем удачи -

За работу, в добрый час!

Приветствие, подготовка рабочих мест

Психологический настрой уч-ся на работу

Регулятивные:

планировать свои действия.

- Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Слушайте внимательно мою загадку:

На себе он тяжесть носит,

А устанет – наземь бросит,

По лесам и по полям

Тащит больше, чем весит сам.

Правильно, это турист

-Дайте определение, кто такой, по– вашему, турист?

- Сформулируйте тему и цели нашего занятия

Ребята какими качествами должен обладать турист?

Чтобы туристу стать сильным и выносливым, надо заниматься физкультурой и спортом, ежедневно по утрам делать зарядку, много гулять на свежем воздухе и играть в подвижные игры, закаляться.

Отвечают на вопросы.

* ТУРИСТ – человек, занимающийся туризмом, путешествующий для отдыха, развлечения и удовлетворения своей любознательности.

* ТУРИСТ – человек, который занимается туризмом, совершает туристические путешествия.

* ТУРИСТ – тот, кто занимается туризмом; участник похода.

-сильным, выносливым, быть здоровым.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Основной этап

- Сегодня мы с вами отправимся в виртуальный поход. На занятии обобщим ваши туристические и экологические знания.

Есть у туристов свой закон:

Не плачь, крепись, терпи

И друга поддержи плечом

Надежным будь всегда в пути!

- Важно ли в походе иметь настоящего друга? Почему?

- Какие песни о дружбе знаете?

Каждый турист всегда должен помнить о том, что от его поведения в походе, зависит сохранность главного богатства нашей страны - природы. Каждый, кто собирается в поход, должен знать и выполнять правила туристов.

Давайте поработаем в группах: сформулировать правила туристов. (на доске экологические знаки, которые помогут вам, сформулировать правила).

Большое значение в походе имеет снаряжение. Оно должно быть надежным, прочным, удобным, легким. Отгадайте мою загадку:

Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

Коль в поход идешь со мной,

Я повисну за спиной

- Как правильно собрать рюкзак?

Самое важное для туриста - собрать рюкзак, надо ничего не забыть и желательно, не брать лишнего, а ведь все вещи надо еще и правильно уложить. Нужно правильно соединить правую и левую части.

Спальный мешок, одежда

Основные правила укладки рюкзака.

- рюкзак укладывается накануне похода - вечером, а не утром за час до отхода; собирать вещи нужно обязательно по списку, который составляется за день-два до похода;

- к спине располагаются мягкие вещи;

- тяжелые вещи класть вниз, а не сверху и ближе к спине;

- не бойтесь туго набивать рюкзак, неплотно уложенные вещи при ходьбе начинают смещаться;

- укладывая рюкзак, учитывайте, какие из вещей понадобятся в первую очередь, тогда нет смысла убирать их далеко в глубь рюкзака;

- наружные карманы рюкзака используются как для мелких вещей, так и вещей, которые понадобятся в пути;

Вывод: Так как необходимо укладывать вещи в рюкзак?

На какие виды делится снаряжение? - Какое снаряжение должна взять группа?

Он в походе всем нам нужен,

Он с кострами очень дружен,

Можно в нем уху сварить.

Чай душистый вскипятить

Это глаз – особый глаз,

Быстро глянет он на вас.

И появится на свет

Самый точный ваш портрет

В деревянном домике

Уж такие добряки

Раздают всем огоньки

На ладонь он ляжет весь.

Не часы, а стрелки есть,

Он в дороге пригодится

С ним нигде не заблудиться

Стукнешь о стенку –

Бросишь на землю –

Я никак не хочу

- Какое снаряжение должен взять каждый турист? Отгадаем загадки:

Салаты, кашу и пирог,

Супы и с сыром гренки

Чтобы все это съесть ты смог

На брюшке – ушко

Ложка, кружка и тарелка – это посуда, ведь если турист ее не возьмет, то ему не из чего будет есть.

Без чего не обойдешься ты в походе и с ночевкой, что в объятьях засыпать и на замок их закрывать.

А для чего нужен туристу спальный мешок?

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Дело ясное вполне:

Пусть помоет руки мне.

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит.

Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою —

Вывод: Что возьмет каждый турист? Что возьмет группа? Какие виды снаряжения бывают?

В походе очень важна первая помощь, вдруг случится непредвиденное.

- в группах: собрать аптечку туриста

Аптечка туриста

Собираясь в поход, особенно длительный, позаботьтесь о том, чтобы в вашем рюкзаке был минимальный набор лекарственных и перевязочных средств.

В походной аптечке должны быть валидол, нитроглицерин, таблетки ацетилсалициловой кислоты (аспирин), амидопирина с анальгином. На случай расстройства кишечника нужно иметь бевисал.

Для оказания первой медицинской помощи при обморочном состоянии приобретите нашатырный спирт.

Возьмите с собой настойку йода и перекись водорода - они необходимы для обработки небольших ссадин, царапин, порезов, которые затем надо закрыть бактерицидным лейкопластырем.

Из перевязочных средств необходимы стерильные вата и бинт. Желательно захватить с собой и бинт эластичный, применяемый при растяжениях мышц, связок.

Все перечисленные средства можно приобрести в аптеке.

Лекарства сложите в полиэтиленовый мешочек. Не вскрывайте их раньше времени. Пузырьки переложите мягкой бумагой. Берегите лекарства от воздействия влаги, света и тепла.

- Ребята, для того быть здоровым, нужно делать зарядку, давайте и мы немного разомнемся.

Все ребята дружно встали Выпрямится.
И на месте зашагали.
Ходьба на месте.
На носочках потянулись,
Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись.
Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели
Присесть.
И тихонько разом сели.

А теперь поговорим, где же мы остановимся в походе?

Выбор места базирования должен начинаться с оценки безопасности рассматриваемых вариантов.

- Как правильно выбрать место базирования, т.е там, где мы сделаем привал? (ответы учащихся)

В первую очередь необходимо оценить природные источники опасности – наличие диких зверей, змей, опасных участков местности: болот, камнепадов, лавин и т.д.

Отдельно стоящие деревья также не подходят для проведения ночевок и дневок. В случае грозы они будут первыми мишенями для мощных электрических разрядов.

Мы на привале и нам необходимо развести костер. Типы костров бывают разные.

Какие типы костров знаете?

Правила разведения костра. Как вы их знаете, я сейчас проверю. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимайте руки, если считаете, что это правильно.

- Итак, найти старое кострище

- костер разводит только ребенок;

- разжечь костер в ветреную погоду

- разжечь костер на сухой траве, вблизи хвойных деревьев

- снять верхний слой почвы по кругу и сложить в сторону

- для дров спилить молодое дерево

- для костра берут сухие ветки, лежащие на земле

- сесть очень близко к костру

- перед уходом засыпать костер конфетами

- перед уходом заливают костер водой, закрывают снятым слоем почвы.

Вывод: Итак, как правильно разводить костер ?

- А без чего еще мы не сможем обойтись в походе? Ну, конечно же, без продуктов питания.

Можно брать: хлеб, консервы, крупы, сахар, чай, соль, картофель.

Нельзя брать с собой: мясные продукты, яйца, молоко, пирожное

- После привала, мы снова отправляемся в путь. В пути нам встречается много растений, ягод и грибов. А вот какие из них будут нам полезны, а какие даже опасны, мы сейчас и узнаем.

Полезные растения: крапива, подорожник, одуванчик, малина, ежевика, земляника, черёмуха, мята, ромашка, грибы: маслята, опята, белый гриб, подосиновик, груздь…

Ядовитые: паслён чёрный, волчье лыко , борщевик, вороний глаз, лютик, болиголов, вех ядовитый, крокусы, мухомор, бледная поганка.

1. Это растение - хорошее кровоостанавливающее средство. При соприкосновении с этим растением на коже появляются волдыри. (Крапива)

2. Это дикорастущее растение. Оно используется для лечения порезов, ранок, ссадин, укусов насекомых. Растет оно около тропинок, проселочных дорог. (Подорожник)

3. Это растение хорошо вам знакомо. Оно служит для понижения температуры, как желчегонное и слабительное средство. Лепестки этого растения используют при варке варенья, а молодые листья - для салатов.

Чистотел – сок этой травы ядовит, но его применяют вместо йода для заживления ран.

Все эти растения помогают людям в лесу, их еще называют зеленой аптекой.

- Чем опасны ядовитые растения? (ответы учащихся)

-Ребята, по – моему, пока мы собирали ягоды и грибы, сбились с пути. Заблудились.

Это сигнал бедствия. Представьте себе, что вы заблудились. Самое главное в такой ситуации – не волноваться, не паниковать, не впадать в уныние, нужно сесть, расслабиться, обдумать ситуацию. Есть много простых и верных способов ориентироваться на незнакомой местности.

- Какие способы ориентирования в незнакомой местности знакомы вам?

- На каких уроках мы встречались с этой темой?

Без компаса можно ориентироваться по ряду предметов:

- На березах кора с южной стороны светлее, чем с северной.

- Ягоды и плоды начинают краснеть с южной, солнечной стороны.

- Муравьи устраивают свои жилища к югу от ближайших деревьев или кустов и делают южный склон муравейника более пологим, чем северный.

- Весной на поляне трава гуще с севера.

Учитель. Как-то раз высоко в небе на волшебном облаке встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее и главнее.

Север. Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу!

Юг. А вот и не всех. Меня ты не заморозишь – такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я –самый важный, я тёплыми морями владею, у меня много вкусных фруктов.

Восток. Откуда тепло восходит? От Солнца. А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас –я.

Запад. Встаёт –то оно на востоке, да вот потом, на закате, ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравиться. Поэтому самый важный – я.

- Как вы считаете, кто прав?

Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит: Глупые вы, глупые. Вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете.

- Продолжать знакомить детей с историей и сложившимся бытом людей на Ямале.

- Развивать умение видеть красоту северной природы.

- Воспитывать любовь к родному северному краю, уважение к её коренным народам.

- Воспитывать интерес к своей малой Родине.

Активизация словаря: коренные народы: ненцы, ханты, селькупы; оленеводство, рыбоводство, чум, малица, ягушка, родной северный край, шаманский бубен, евражки, оленья упряжка, полуостров.

Формы и методы: мультимедийная презентация, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий

Используемые ресурсы: оборудование, тсо, дид материал, условия реализации мультимедийное оборудование, вспомогательные материалы для оформления ментальной карты (рисунки детей, карандаши, фломастеры, ножницы, клей., карта ЯНАО, интерактивный глобус, набор картинок для оформления ментальной карты, кукла в национальной одежде, рядом чум и бубен

Ямал ты мой любимый,

Ямал, ты мой родной,

Ямал, для государства

Ты очень дорогой!

Красота Ямала в озерах красивых.

Богат Ямал ягодами, грибами.

Тундрой и тайгой,

И сказочной зимой.

Ход занятия

В. На столе сидит кукла в национальной одежде, рядом чум и бубен. Ребята, сегодня с вами мы отправимся в гости к Айоге, совершим путешествие по нашему родному краю- Ямалу. А поможет нам в этом волшебный интерактивный глобус.

Суров мой северный Ямал на первый взгляд,

Пусть ветры завывают за стеной,

Здесь каждый вас увидеть будет рад

И обогреть душевной теплотой.

В: Ребята, а Вы знаете, где находится Ямал? (ответы детей)

В: Вы на глобус посмотрите

И ЯМАЛ на ней найдите,

Потому что здесь наш дом

Мы на Севере живем

Давайте найдем на волшебном глобусе Ямал? (Ребенок показывает)

В: Чем же интересен наш край? (Всегда много снега, можно кататься на санках, лыжах, коньках).

В этот день можно познакомиться с культурой этих народов, их традициями и образом жизни: национальные виды спорта, гонки на оленьих упряжках, колоритная национальная одежда и быт. В общем, в этот день мы переносимся в потрясающий и загадочный мир оленеводов.

Айога: Ребята, а вы знаете: (детям задаются вопросы по ходу беседы)

- В каком округе мы живем? (ЯНАО)

- Столица Ямала? (Салехард)

- Назовите коренных жителей тундры? (Ненцы, ханты, селькупы)

- Чем занимаются коренные жители? (Охотой, рыбалкой, оленеводством.)

- Чем богат наш Ямало-Ненецкий автономный округ? (Ягодами, грибами, газом, нефтью.)

- Как называется одежда коренных жителей северной тундры? (Малица, ягушка) Обувь? (Кисы, унты)

- Скажите название жилища людей северной тундры? (Чум)

- Главное животное северной тундры? (Олень)

- Чем питается олень? (Мхом, ягелем)

- Какие ягоды здесь растут? (Брусника, голубика, морошка.)

- Какие грибы можно здесь найти? (Подберезовик, подосиновик, белый гриб, масленок.)

Айога: А как запомнить всю информацию?

Дети после беседы с Айогой, считалкой разбиваются по парам, оформляют ментальную карту.

Айога: Молодцы, за ваши знания и любовь к родному краю я подарю вам шаманский бубен!

В: Ребята, у нас есть бубен. В какую народную ненецкую игру можно поиграть?

Дети становятся в круг и выбирают ведущего – Сову. Сова ритмично бьет в бубен, евражки бегают по залу. На громкий удар бубна евражки становятся столбиком и замирают. Сова облетает евражек, кто шевельнется уводит с собой. Играют 3-4 раза. (Похвалим тех, кто ни разу не попался сове).

В: А сейчас мы попросим наш волшебный интерактивный глобус рассказать нам о животных Севера. (Дети слушают рассказ).

В: Наше путешествие подошло к концу, возвращаемся домой, снимаем лыжи.

В: Скажите, что нового вы узнали? Что понравилось? Что было интересно?

В: Мы будем продолжать путешествовать по нашему родному краю, знакомиться с его историей, со сказками и обрядами коренных жителей, с жизнью и бытом живущих здесь народов и, конечно же, с природой! Нас ожидает ещё много интересного.

Детям предлагается нарисовать свои впечатления о путешествии. Объекты рисования и изобразительные материалы дети выбирают самостоятельно.

Прикреплённые файлы:

Продолжать формировать у детей знания об историческом прошлом родного края (Жизнь людей в средневековом городе Увеке; ремесла, которые освоили люди в то время, национальные традиции татарского, монгольского, славянского народов).

Развивать умственные, творческие способности и эмоциональную отзывчивость детей через знакомство с культурно-историческим наследием. Активизировать словарь детей словами: хан, средневековый народ, реставраторы, смотрители, такелажники, экспонаты, Золотая Орда, краеведение, Увек, фрески, изразцы, медники и т.д.

Воспитывать чувство патриотизма.

Ход занятия:

Собираю детей вокруг себя, спрашиваю:

-В каком городе мы живем? (В Саратове)

-Как можно узнать об истории нашего города? (Из рассказов взрослых, из книг, посещений музеев)

-Как называется музей, в котором можно всё узнать об истории края? (Музей краеведения)

-Кто работает в музее? (Научные сотрудники, реставраторы, смотрители, такелажники (рабочие, которые переносят картины), кассиры, контролеры, экскурсоводы.)

-Какими качествами должен обладать экскурсовод? (Он должен знать всё о музее, уметь ответить на любой вопрос, интересно рассказать о любом экспонате. Он обладает хорошей речью, радушен и доброжелателен, знает иностранные языки)

-Представьте, что вы пришли в музей, в котором нет экскурсоводов, что делать? (Дети рассуждают и приходят к выводу, что можно самим рассказать об экспонатах музея, если знать о них.)

Сегодня мы будем говорить о городе, который возник задолго до того, как был построен Саратов. Как он назывался? (Увек или Укек)

-Где располагался город Увек?

(там, где сейчас находится железнодорожный мот через Волгу)

-Почему город был построен именно здесь?(Здесь находилась древняя переправа, т.к. на Волге это самое узкое место)

-Какому государству он принадлежал? (Государству Золотой Орды)

-В каком государстве живем мы сейчас? ( в России)

-Как жили монголы до того, как построили город? (Они кочевали и жили в юртах)

-Что было хорошего и что плохого в том, что люди жили в юртах? (ответы детей)

Предлагаю детям подойти к первому экспонату (Макету Увека)

-Кто может рассказать о том, когда и как был построен Увек?

2 экскурсовод: (Приблизительный рассказ – продолжение) Предполагают, что в центре города находился красивый, высокий дворец хана. Тут же рядом с дворцом стояло большое двухэтажное здание, выстроенное из камня-кирпича. Здесь принимали гостей. Вокруг располагались красивые усадьбы, окруженные высокими стенами с бассейнами и раскидистыми деревьями внутри. Одних только каменных и саманных домов было в городе около тысячи. А деревянных – и не счесть.

3 экскурсовод: Вдоль Волги тянулись дома ремесленников. Здесь были базары, мастерские, караван саран. Самые различные мастера трудились в них: медники, стеклодувы, ювелиры, кузнецы. В городе было развито гончарное производство: здесь делали кирпич, изразцы, мозаику, разнообразную посуду; изготавливали оружие, упряжи, повозки и даже небольшие суда. Было свое металлургическое производство, пошив одежды и обуви.

-Как люди узнали, что в Увеке жили мастера? (Археологи нашли вещи, которые теперь можно увидеть в музее)

-О чем могут рассказать эти вещи? (Дети рассказывают. Например: Серебряные и золотые изделия-украшения, пластичные браслеты расскажут о труде ювелиров. Ножницы - пригодились бы портным. Посуда и утварь (горшки, кувшины) поведают о том, что гончарное производство в Увеке было хорошо налажено. А еще, наверняка тут же в лавках шла торговля горшками.)

И горшки свои продать.

-Эй, дружок, продай горшок!

-Сколько дать тебе рублей?

-Три отдай (не более 3-х)

Остатки глиняных труб могут рассказать о том, что город считался благоустроенным и в нем был водопровод. Было центральное отопление в домах.

Осколки и фрагменты мозаичных панно и фресок расскажут о том, что внутри здания богатых горожан были украшены геометрическими или растительными рисунками (Показ)

Показываю рисунки: русский воин и монгольский воин того времени.

Предлагаю сравнить их.

Дети обращают внимание на кольчугу, меч, щит русского воина и орудия монгольского воина-аркан, саблю, лук и стрелы. Поверх кольчуги воины Золотой орды носили халаты из пестрых легких тканей.

Как одевались люди на Увеке? Кто может рассказать?

4 экскурсовод: В южной части города были найдены захоронения.

Вот как выглядела женщина. Похороненная в одном из мавзолеев. На ней была тонкая длинная шелковая рубаха, а сверху – парчовый халат, расшитый серебряными нитями. На ногах сафьяновые сапоги с острыми, загнутыми вверх носами. На голове шапка-бокка из дорогой ткани, сверху украшенная жемчугом. Заплетенная коса убиралась в берестяную трубочку. Верх трубочки заканчивался красивым павлиньим пером.

-И все же город погиб. Как это произошло?

5 экскурсовод: (Приблизительный рассказ) Предполагается, что Увек был разрушен войсками Тамерлана в 1395 году. Однако, некоторые исследователи считают, что гибельными стали оползни берега Волги, вследствии чего произошло оседание почвы. Уцелевшие жители покинули город.

Подвожу итог: О чем мы сегодня говорили? Смогли бы мы рассказать об Увеке, если бы не было найдено всего того, что мы сегодня рассматривали? Какой можно сделать вывод? (О людям можно узнать по результатам их труда, из древних рукописей, из того, что ими было сделано или придумано. Люди и города умирают, а дела остаются и называется это культурным наследием!)

Читайте также: