Конспект урока американская литература и искусство в 19 веке

Обновлено: 06.07.2024

1. Объясните, что общего во взглядах американских и европейских романтиков и реалистов на жизнь и роль искусства. В чем различие?

Романтики склонны создавать идеалистическую картину мира. Реалисты же не боятся показывать неприятные моменты жизни. И романтики, и реалисты видели, что реальность далека от идеала, но реалисты активно показывали это.

Отличие американского романтизма заключалось в более тесной связи с просветительским рационализмом: у них нет такого резкого отхода от просветительских идеалов.

2. Какие проблемы американского общества раскрывают авторы в своих произведениях?

Истребление индейских племен, уничтожение их уникальной культуры, рабство, Гражданская война.

4. Определите особенности развития американской архитектуры и живописи XIX в. Подумайте, почему американская живопись не имела заметных отличий от европейской.

Планировка американских городов отличалась от планировки европейских. В американских городах параллельные улицы перпендикулярно пересекались другими параллельными улицами, а не расходились от центра, как в Европе.

Живопись развивалась в рамках романтизма и реализма, как и европейская живопись. Основные темы творчества художников романтического направления — природа и человек. Широко была представлена портретная живопись. Художники рисовали богатых людей и членов их семей (благодаря хорошему экономическому положению страны).

5. Каким образом промышленный прогресс повлиял на облик американских городов?

Был создан стальной каркас для больших промышленных и административных зданий. В 1880-е гг. появились первые здания из бетона.

Крупнейшие ученые, их открытия и изобретения

Выдающиеся писатели и их произведения

Известные художники, архитекторы и их творчеств

Знаменитые композиторы и их произведения

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Познакомить учащихся с творчеством художников XIX века, художественными направлениями в живописи. Рассмотреть взаимосвязь между различными видами искусства, какую роль в жизни общества сыграло изобретение кино.

Задачи урока:

- определить общекультурный контекст эпохи;

- рассмотреть взаимосвязи между различными видами искусства

- познакомить учащихся с культурой 19 века;

-выявить основные направления в культуре 19 века;

- познакомиться с представителями живописи и музыки и их произведениями и шедеврами 19 века;

Развивающие:

- развивать умение находить нужный материал;

- учить анализировать тексты и выделять логические части в прочитанном тексте;

- развивать умения четко формулировать свои мысли в устной и письменной форме;

- развивать речь, расширяя словарный запас новыми терминами;

Воспитательные:

- способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к памятникам культуры

- способствовать воспитанию чувства прекрасного;

- способствовать духовно-нравственному воспитанию;

- способствовать воспитанию культуры речи и поведения.

Наглядность : портреты художников, портреты композиторов, репродукции картин живописи.

Понятия: изобразительное искусство, живопись, музыка, романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, опера, камерная музыка, симфоническая музыка.

Оформление доски : число, тема урока, портреты художников, композиторов, репродукции картин, эпиграф к уроку.

Дороги, ведущие к искусству, полны терний,

но на них удаётся срывать прекрасные цветы…

Организационный момент

Готовность к уроку, раскрытие общей цели урока и плана его проведения

? -Что должен иметь каждый ученик?( Т – тетрадь

-Все готовы трудиться?

Запись темы урока в тетрадь.

Деятельность учителя:

На предыдущих уроках мы говорили, что XIX век-это время перемен, становление индустриальной эпохи. Научно-технический прогресс изменил жизнь людей, а соответственно не мог оказать влияния на мир культуры. Сегодня на уроке мы окунемся с вами в мир живописи и музыки XIX века, познакомимся с выдающимися художниками данной эпохи, попытаемся рассмотреть их картины, познакомимся с выдающимися композиторами и попытаемся проникнуть в мир их музыки.

Формулировка проблемного вопроса : доказать, что в индустриальную эпоху появляются новые художественные средства выразительности, с помощью которых мастера искусства рисовали новую картину мира.

Откройте §6 стр. 54 прочтите вступление.

Почему XIX в называют зеркалом художественных исканий?

Какие события повлияли на мировую культуру XIX века? Войны, революции, восстания.

Работа на рабочих листах.

1.Общая характеристика художественных направлений 19 в. Работая с текстом определить. Особенности художественных направлений заполнить таблицу.

РОМАНТИЗМ – художественное направление в культуре кон. 18 – 1 пол. 19 вв. Возник в результате разочарования в идеалах просвещения.

Основные черты:

Утверждал неповторимость человеческой личности

Интерес к прошлому, его идеализация

Пытались проникнуть во внутренний мир человека

Романтики описывали мир прекрасной мечты.

Пример: Байрон

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ – возникает в 30е гг. 19 в.

Основные черты:

Показывают мир, пытаясь вскрыть причины уродливых явлений жизни;

Отказ от романтизма и попытка взглянуть на мир трезвым взглядом

Человек рассматривается как порождение общества.

Искусство должно критиковать и указывать на пороки общества и человека.

НАТУРАЛИЗМ – появляется во 2 пол. 19 в.

Основные черты:

Обличение общественной системы в целом

Особое внимание к мелочам, деталям, окружающим героя.

Пытаются выявить законы развития общества.

Пример: Эмиль Золя

Что общего во взглядах у романтиков и реалистов на жизнь и роль искусства? (романтики, как и реалисты, не отрывались от действительности, их произведения отражали существующие проблемы буржуазного общества).

2. Работая с иллюстрациями определить . Особенности и направление, в котором работали художники, и заполнить таблицу .

3. Учащиеся рассматривают репродукции картин Э.Мане, Клода Моне, К. Писсаро, О.Ренуара, Поль Сезанн.

Импрессионисты писали только с натуры, заканчивая картину не в мастерской, а на открытом воздухе. Передавая цветовое богатство реального мира, художники стремились запечатлеть его вечно меняющийся в зависимости от освещения. Их произведения пронизаны светом, воздухом, радостью жизни.

Словарная работа.

Предлагается подумать над вопросом №1 к §7-8.

4.Рассматриваются направления в музыке 19 века. Учащиеся знакомятся с некоторыми музыкальными фрагментами композиторов 19 века.

5.В конце урока ученикам предлагается самостоятельная работа в виде теста.

Итог . Искусство становится массовым, доступным, живо реагирует на возрастающие потребности общества. Прикоснувшись к жизни и творчеству писателей, актеров, художников XIX века мы получили возможность стать свидетелем творческих исканий, мучительных поисков, и размышлений о правде и красоте в искусстве.

XIX век – период величайших открытий, гениальных догадок, нового взгляда на мир, общество, природу, человека, первых попыток сближения разных жанров и ви дов художественных произведений , которые в полной мере будут воплощены в следующем столетии. Творцы искусства XIX века оставили в наследство не только открытия, но и тайны, разгадывать которые предстоит вам.

Подведение итогов. Выставление оценок. Д/З § 7-8 .

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ДЗ.§ 14. Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Лонгфелло воспел в ней индейского национального героя сказочно-гармоничного века Гайавату, который проповедовал мир между племенами, научил людей земледелию и письменности.

Уолт Уитмен "Я завещаю себя грязной земле, пусть я вырасту моей любимой травой, Если хочешь снова увидеть меня, ищи меня у себя под подошвами."

ИСКУССТВО Сердце Анд. Фредерик Черч (1826—1900). В 1850-е гг. посетил Южную Америку, после чего прославился в США яркими и впечатляющими изображениями экзотических ландшафтов

Архитектура Американская архитектура была такой же эклектичной, как и европейская. В ней причудливо переплетались элементы известных вам стилей — готики, рококо и классицизма. Во второй половине XIX в. американцы внесли большой вклад в развитие мировой архитектуры. Им принадлежит заслуга в создании стальной конструкции для больших промышленных и административных зданий.

2. В чем заключается разница между европейскими романтизмом и реализмом XIX в.? Что их объединяет?

3. Назовите известные вам архитектурные стили.

XIX столетие — время больших перемен в духовной жизни США. Промышленный переворот и экономические успехи разрушали строгие пуританские представления, которые осуждали искусство, созданное не рассудком, но чувством. Все внушало оптимистическую уверенность в великом предназначении Америки. Люди верили в свои неограниченные возможности.

1. Американский романтизм. Яркими представителями американского романтизма в литературе были поэт Г. Лонгфелло и прозаик Дж. Ф. Купер.


Г. Лонгфелло


Книга пользовалась большим успехом у читателей. Она несла правду об ужасах рабства на Юге США. Современники говорили, что в борьбе за отмену рабства она сыграла большую роль, чем сотни пропагандистских брошюр или митингов.

Я завещаю себя грязной земле, пусть я вырасту моей любимой травой,

Если снова захочешь увидеть меня, ищи меня у себя под подошвами.

Опьяненный мечтой и восхищенный миром, поэт находил красоту и в железных дорогах, и в фабриках, и в машинах:

. О, мы построим здание Пышнее всех египетских гробниц,

Прекрасней храмов Эллады и Рима.

Твой мы построим храм, о пресвятая индустрия.

Но У. Уитмен не видел опасности для человека и человечества, связанной со стремительным развитием современной индустрии.

3. Американский реализм. Крупнейшими американскими писателями-реалистами второй половины XIX — начала XX в. были М. Твен, Б. Гарт, Дж. Лондон и Т. Драйзер.


М. Твен

Особое место в американской литературе занимает творчество Брета Гарта (1836—1902). Он получил известность как автор рассказов и повестей из жизни золотоискателей Калифорнии. В них захватывающе и мастерски показана порабощающая власть золота. Произведения Гарта были восприняты в Европе как новое слово в американской литературе.

4. Изобразительное искусство. Американская живопись находилась под сильным влиянием искусства Западной Европы. Она развивалась в рамках романтизма и реализма, а с конца XIX в. — импрессионизма. Основные темы творчества художников романтического направления — природа и человек. Широко была представлена портретная живопись. В условиях экономического процветания художники, как правило, рисовали богатых людей и членов их семей.

Наиболее известными американскими живописцами XIX в. были представители романтического направления Т. Коул и Дж. К. Бингем, портретист Дж. С. Сарджент, художник-реалист конца столетия У. Хомер.


Дж. С. Сарджент. Утренняя прогулка. 1888 г.


Здание Метрополитен-музея. Современная фотография

5. Метрополитен-музей. В XIX в. в США началось коллекционирование произведений европейской живописи. Богатые американцы выезжали в Европу и скупали там художественные ценности. В 1870 г. группа общественных деятелей и художников основала в Нью-Йорке Метрополитен-музей — крупнейшее художественное собрание США.

Сейчас в нем хранится около 3 млн произведений мирового искусства. Метрополитен-музей стоит в одном ряду с такими крупнейшими художественными музеями мира, как Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Третьяковская галерея в Москве, Лувр в Париже, Британский музей в Лондоне.

6. Архитектура. Американская архитектура была такой же эклектичной, как и европейская. В ней причудливо переплетались элементы известных стилей: готики, рококо и классицизма. Во второй половине XIX в. американцы внесли большой вклад в развитие мировой архитектуры. Им принадлежит заслуга в создании стального каркаса для больших промышленных и административных зданий.

Это изобретение связано с трагическим событием. В 1871 г. в городе Чикаго произошел большой пожар. Надо было перестраивать весь город. Группа архитекторов во главе с Л. Салливеном разработала остов коммерческого небоскреба. В основу этого проекта был положен стальной каркас, который придавал зданию исключительную прочность. В 1880-е гг. сначала в Чикаго, а затем и в других городах появились первые здания из стали и бетона, ставшие символом индустриальной мощи Америки.

Вопросы и задания

1. Что, по вашему мнению, отличает американский романтизм от европейского?

2. Соотнесите имена писателей и названия их произведений. Выполните это задание в тетради письменно.

Читайте также: