Конспект занятия по сюжетной лепке в старшей группе
Обновлено: 05.07.2024
Учить составлять несложную сюжетную композицию из однородных объектов, различающихся по величине (собака и щенок).
Задачи:
- Показать новый способ лепки в стилистике народной игрушки - из цилиндра (валика), согнутого дугой и надрезанного с двух концов.
- Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям.
- Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук.
Методы:
Словесный, наглядный, практический
Материалы, инструменты, оборудование: пластилин, стека, доска для лепки, салфетки, картина с изображением собак, игрушка собака.
Ход занятия.
Дети стоят полукругом на ковре, лицом к мольберту.
Воспитатель: - Внимательно послушайте загадку и отгадайте о ком в ней говориться.
Я верный человека друг.
Имею множество заслуг.
На цепь привязан во дворе.
Зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков.
Пасу на пастбище коров.
Бегу по тундре вековой
в упряжке, снежною зимой.
Я в мире лучшая служака.
Кто я? Ты угадал -
Воспитатель: - как догадался?
Воспитатель: - Как можно назвать эту картину?
Высказывания детей. – Собака со щенком.
Воспитатель: - Вы верно заметили, что это собака со своим щенком. Что делают собаки на картинке?
Воспитатель: - Правильно, играют.
Высказывания детей. – Собака и щенок играют (делают что-то ещё).
Воспитатель: Почему вы думаете, что они играют?
Высказывания детей. – Потому что, они смотрят друг на друга (бегут в одну сторону и пр.).
Воспитатель: - Скажите, можно ли слепить животных с этой картины из пластилина?(проблемная ситуация)
Высказывания детей. – Можно. А хотите попробовать их сделать?
Воспитатель: Хорошо, тогда тихонечко присаживайтесь за столы на свои места.
Воспитатель: - Сегодня я предлагаю вам слепить композицию, состоящую из собаки и щенка, будто они вместе весело играют. Я покажу новый способ лепки в стиле народной игрушки, который поможет нам слепить животных, похожих друг на друга, и показать, как они двигаются. Посмотрите внимательно. Здесь у меня два куска пластилина. Как вы думаете, почему два, и почему они разного размера?
Высказывания детей. – Большой кусок пластилина для собаки, а маленький - для щенка.
Воспитатель: - Правильно. Из большого мы будем лепить собаку, а из маленького – щенка. Я беру большой кусок пластилина и отделяю от него кусочек для головы. Откладываю его в сторону. Оставшийся кусок разминаю и раскатываю в валик (цилиндр). Собака бегает на четырёх лапах, поэтому валик нужно согнуть дугой, надрезать с двух концов стекой, сформировать лапы, и поставить на доску. Осталось слепить голову и хвостик. Подскажите мне, как это лучше сделать?
Высказывания детей. – Голову лепим овальную, а хвостик – маленький тоненький жгутик.
Воспитатель: - Правильно. Соня (или другой ребенок), какими движениями мы будем скатывать овальную голову? Покажи, пожалуйста.
Высказывания ребенка. – Круговыми движениями скатываем шарик и прокатываем его слегка между ладошками вперед-назад (показывает).
Воспитатель: - Правильно. А как мы будем лепить хвостик Кирилл?
Высказывания ребенка. – Раскатывать маленький валик для хвоста (показывает).
Воспитатель: - Правильно. Осталось приклеить голову и хвостик к телу (приклеивает).
Воспитатель: - Ребята, я смотрю вы устали. Давайте немного разомнемся. Встаем, задвигаем стульчики и встаем на их место.
Физминутка.
Два щенка щека к щеке Руки сложить ладонями друг к другу: к правой, а затем левой щеке.
Щиплют щетку в уголке. Потрясти головой из стороны в сторону
А у щетки половой Руки поднимаем вверх и соединяем над головой.
Палка есть над головой. Покачаться из стороны в сторону
Палка — щелк щенков с плеча, Хлопок по плечам.
Два щенка ушли пища. Бег на месте.
Воспитатель: - Молодцы. Присаживайтесь. Ребята, чего еще не хватает у нашей собаки?
Высказывания детей. – Ушек, носика, глазок.
Воспитатель: - Правильно. Для ушек берем пластилин черного цвета и отщипываем немного, раскатываем из него небольшой валик. Затем стекой разрезаем его пополам. Половинки сплющиваем и прикрепляем к голове собаки по бокам. Для носика отщипываем маленький кусочек черного пластилина и скатываем маленький шарик. Прикрепляем на кончик мордочки собаки. Для глазок берем белый и черный пластилин и отщипываем от брусков по 2 крошечных кусочка, скатываем из них шарики, сплющиваем белые шарики и прикрепляем каждый из них к голове собаки. Затем по черному шарику сверху на белые - это зрачки. Вот какая собака у нас получилась.
Щенка можно лепить точно так же, как собаку, только из маленького куска пластилина.
Воспитатель: Прежде чем вы начнете работать покажите мне ваши руки.
Пальчиковая гимнастика: "Волшебные пальчики"
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни,
Раз, два, три, четыре, пять –
Не сидится им опять.
И работать захотели.
Воспитатель: - Молодцы. Размяли пальчики, теперь выберите цвет пластилина для собак и приступайте к работе.
Самостоятельная работа детей.
Ближе к окончанию работы задать вопрос
Воспитатель: А как можно показать, что собака и щенок играют?
Высказывания детей. – Слепить им мячик, поднять лапку, расставить лапы так, будто собака бежит.
3.Заключительная часть.
Воспитатель: - Ребята, вы молодцы. Постарались сделать красивые композиции. Сложно или легко лепить собаку? Что было сложнее? Какие приемы лепки мы использовали? Как ты …(имя) назовешь своих собачек?
Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа(художественно-эстетическое развитие):учебно-методическое пособие.М.:Издательский дом "Цветной мир",2013
Цель: создание многофигурной пластической композиции на основе литературного сюжета.
Задачи: -Упражнять в применении знакомых приемов лепки фигуры человека для создания выразительного образа доброго дедушки;
-Продолжать формировать умение лепить животных, передавая характерные особенности, форму тела, позу в соответствии с замыслом;
-Направлять усилия детей для достижения законченного по форме и содержанию результата;
-Способствовать развитию образных представлений, воображения, композиционного мышления детей;
-Воспитывать доброту, человечность;
-Вызывать активный интерес, радость детей в процессе и по окончании работы.
Вложение | Размер |
---|---|
sidor.docx | 27.24 КБ |
sidor.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Дедушка Мазай и зайцы.
Система занятий по сюжетной лепке с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: создание многофигурной пластической композиции на основе литературного сюжета.
-Упражнять в применении знакомых приемов лепки фигуры человека для создания выразительного образа доброго дедушки;
-Продолжать формировать умение лепить животных, передавая характерные особенности, форму тела, позу в соответствии с замыслом;
-Направлять усилия детей для достижения законченного по форме и содержанию результата;
-Способствовать развитию образных представлений, воображения, композиционного мышления детей;
-Воспитывать доброту, человечность;
-Вызывать активный интерес, радость детей в процессе и по окончании работы.
Ход работы первого занятия.
Воспитатель: Весна – прекрасное и беспокойное время года, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живет в ожидании тепла, солнца. Вы заметили, ребята, как солнечные лучики согревают наши носики еще и щеки на прогулке?
Дети: соглашаются и делятся своими впечатлениями о весенних изменениях в природе.
Воспитатель: Да , солнце растопило снежные сугробы и лед на реке.
«Еще в полях белеет снег,
Сейчас, я прочитаю стихи о весне, а вы представьте эту картину.
«Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Воспитатель: солнце не нарисовано, но по теням от деревьев мы догадались, что оно, хоть еще неярко излучает свет и тепло? Что изображено на переднем плане?
Воспитатель: лодка стоит у согретого, позолоченного солнцем берега. Наверное кто - то приплыл на ней?
Дети: излагают свои предположения.
Показ книжных иллюстраций. Чтение отрывка:
«Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места, я взял одного
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои,- ничего!
Только уселась команда косая
Весь островочек пропал под водой,
То – то! - сказал я. Не спорьте со мной!
Ребята, как вы относитесь к поступку дедушки Мазая? Каким вы его считаете?
Дети: Дедушка добрый, ему жалко зайчиков.
Нам предстоит большая работа на 3 занятия, поэтому давайте вместе составим план действий. Что следует слепить в начале? Что далее и как завершить композицию?
Дети: предлагают свои варианты.
Воспитатель: итак , сегодня мы поместим центр композиции лодку. Для этого берем брусок коричневого пластилина из пачки и стеком делим его вдоль на 2 части. Приплющиваем каждую, чтобы стороны лодки стали тоньше и увеличилась в размере. Соединяем две полоски с торцов, получая форму листика. Поправляем пальчиками и прикрепляем нашу лодку легким нажимом на подставку.
Дети: выполняют задание
Воспитатель: проводит индивидуальную работу, наблюдая за действиями детей. В конце занятия дает общую одобрительную оценку и нацеливает на обдумывание следующего этапа работы - создание образа Дедушки Мазая.
Ход работы второго занятия:
Дети: ставят композиции на свои рабочие места, поправляют, определяют лицевую сторону.
Давайте рассмотрим как он выглядит на книжных иллюстрациях в изображении разных художников.
Дети: ведут диалог с воспитателем, уточняя образ, выделяя характерные черты внешности, детали одежды.
Воспитатель: да , у Мазая есть борода, усы, одет он в простое длинное пальто, подпоясан кушаком, на голове шапка, в руках длинная палка с помощью которой он передвигается, отталкиваясь от дна.
Вспомните, какие приемы мы использовали, когда лепили людей. Подумайте, как лучше, рациональней изобразить туловище с ногами в длинной одежде, руки и голову.
Дети: предлагают свои варианты.
Воспитатель: показывает схемы - последовательность построение фигуры, объясняет и затем лепит вместе с детьми, сверяясь с их успеваемостью.
Дети: ориентируются на собственный опыт, показ воспитателя и наглядные пособия.
Сверху голова в шапке крепится на обломок зубочистки, чтобы сохранить мелкие лепные детали: нос, усы, борода. Глаза отметим мелкими бисеринками. Рукам придадим нужную позу. Не забудьте к рукавам добавить ладошки. В конце, внимательно, рассмотрите образ дедушки, проверьте соразмерность частей. Добавьте необходимые по величине ноги в сапогах, выглядывающие из под одежды (столбики с под согнутыми концами).
Готовую фигуру мы помещаем в лодку, придаем устойчивость и позу, характеризующую его действия: сгибаем руки, вставляем в них палочку.
Какие выразительные образы дедушки у вас получились, молодцы! На следующем занятии мы дополним нашу многофигурную композицию и лепить мы будем… кого? Дети: зайчиков.
Воспитатель: да , поэтому я приготовила вам картинки с изображением зайчиков в разных позах и движениях. Рассмотрите заранее, выберите для себя и запомните наиболее подходящие, на ваш взгляд, изображения.
Ход работы третьего занятия:
Дети: ставят свои работы перед собой, оценивают, поправляют.
Воспитатель: напоминает этапы, последовательность действий на двух предыдущих занятиях с вовлечением детей в разговор. Читает отрывки стихотворения
«Вижу один островок небольшой-
Зайцы на нем собрались гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам…
…плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишка на пне,
Лапки скрестивши, стоит горемыка,
«Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, спасалось и лежа пластон,
«Взял бы я вас – да потопите лодку!
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
Давайте рассмотрим изображения зайчиков в разных позах, в движении (используя иллюстративный ряд).
Дети: обогащать свои композиции с целью показать вовлеченность всех персонажей в действие.
На заключительном этапе корректируется размещение объектов на подставке. Возможны смещения, перестановки. В ходе самостоятельной работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь, напоминает о лицевой стороне, куда будет направлен взгляд зрителя. Также поощряется использование различных технических приемов (раскатывание, оттягивание, прищипывание). Чтобы придать большую динамичность воспитатель советуют изменить положение частей тела человека или животных.
Воспитатель: какие интересные, многофигурные композиции у вас, ребята, получились! Молодцы!
Если что - то не успели или вам захочется добавить фигурки в свою работу, то вы сможете это сделать в свободное время.
И в заключительном этапе мне хочется спросить: ребята, чему учит эта история?
Дети размещают свои многофигурные композиции на выставке, при необходимости, имея свободный доступ к их доработке.
Предварительный просмотр:
Дедушка Мазай и зайцы.
Система занятий по сюжетной лепке с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: создание многофигурной пластической композиции на основе литературного сюжета.
-Упражнять в применении знакомых приемов лепки фигуры человека для создания выразительного образа доброго дедушки;
-Продолжать формировать умение лепить животных, передавая характерные особенности, форму тела, позу в соответствии с замыслом;
-Направлять усилия детей для достижения законченного по форме и содержанию результата;
-Способствовать развитию образных представлений, воображения, композиционного мышления детей;
-Воспитывать доброту, человечность;
-Вызывать активный интерес, радость детей в процессе и по окончании работы.
Ход работы первого занятия.
Воспитатель: Весна – прекрасное и беспокойное время года, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живет в ожидании тепла, солнца. Вы заметили, ребята, как солнечные лучики согревают наши носики еще и щеки на прогулке?
Дети: соглашаются и делятся своими впечатлениями о весенних изменениях в природе.
Воспитатель: Да , солнце растопило снежные сугробы и лед на реке.
«Еще в полях белеет снег,
Сейчас, я прочитаю стихи о весне, а вы представьте эту картину.
«Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Воспитатель: солнце не нарисовано, но по теням от деревьев мы догадались, что оно, хоть еще неярко излучает свет и тепло? Что изображено на переднем плане?
Воспитатель: лодка стоит у согретого, позолоченного солнцем берега. Наверное кто - то приплыл на ней?
Дети: излагают свои предположения.
Показ книжных иллюстраций. Чтение отрывка:
«Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места, я взял одного
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои,- ничего!
Только уселась команда косая
Весь островочек пропал под водой,
То – то! - сказал я. Не спорьте со мной!
Ребята, как вы относитесь к поступку дедушки Мазая? Каким вы его считаете?
Дети: Дедушка добрый, ему жалко зайчиков.
Нам предстоит большая работа на 3 занятия, поэтому давайте вместе составим план действий. Что следует слепить в начале? Что далее и как завершить композицию?
Дети: предлагают свои варианты.
Воспитатель: итак , сегодня мы поместим центр композиции лодку. Для этого берем брусок коричневого пластилина из пачки и стеком делим его вдоль на 2 части. Приплющиваем каждую, чтобы стороны лодки стали тоньше и увеличилась в размере. Соединяем две полоски с торцов, получая форму листика. Поправляем пальчиками и прикрепляем нашу лодку легким нажимом на подставку.
Дети: выполняют задание
Воспитатель: проводит индивидуальную работу, наблюдая за действиями детей. В конце занятия дает общую одобрительную оценку и нацеливает на обдумывание следующего этапа работы - создание образа Дедушки Мазая.
Ход работы второго занятия:
Дети: ставят композиции на свои рабочие места, поправляют, определяют лицевую сторону.
Давайте рассмотрим как он выглядит на книжных иллюстрациях в изображении разных художников.
Дети: ведут диалог с воспитателем, уточняя образ, выделяя характерные черты внешности, детали одежды.
Воспитатель: да , у Мазая есть борода, усы, одет он в простое длинное пальто, подпоясан кушаком, на голове шапка, в руках длинная палка с помощью которой он передвигается, отталкиваясь от дна.
Вспомните, какие приемы мы использовали, когда лепили людей. Подумайте, как лучше, рациональней изобразить туловище с ногами в длинной одежде, руки и голову.
Дети: предлагают свои варианты.
Воспитатель: показывает схемы - последовательность построение фигуры, объясняет и затем лепит вместе с детьми, сверяясь с их успеваемостью.
Дети: ориентируются на собственный опыт, показ воспитателя и наглядные пособия.
Сверху голова в шапке крепится на обломок зубочистки, чтобы сохранить мелкие лепные детали: нос, усы, борода. Глаза отметим мелкими бисеринками. Рукам придадим нужную позу. Не забудьте к рукавам добавить ладошки. В конце, внимательно, рассмотрите образ дедушки, проверьте соразмерность частей. Добавьте необходимые по величине ноги в сапогах, выглядывающие из под одежды (столбики с под согнутыми концами).
Готовую фигуру мы помещаем в лодку, придаем устойчивость и позу, характеризующую его действия: сгибаем руки, вставляем в них палочку.
Какие выразительные образы дедушки у вас получились, молодцы! На следующем занятии мы дополним нашу многофигурную композицию и лепить мы будем… кого? Дети: зайчиков.
Воспитатель: да , поэтому я приготовила вам картинки с изображением зайчиков в разных позах и движениях. Рассмотрите заранее, выберите для себя и запомните наиболее подходящие, на ваш взгляд, изображения.
Ход работы третьего занятия:
Дети: ставят свои работы перед собой, оценивают, поправляют.
Воспитатель: напоминает этапы, последовательность действий на двух предыдущих занятиях с вовлечением детей в разговор. Читает отрывки стихотворения
«Вижу один островок небольшой-
Зайцы на нем собрались гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам…
…плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишка на пне,
Лапки скрестивши, стоит горемыка,
«Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, спасалось и лежа пластон,
«Взял бы я вас – да потопите лодку!
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
Давайте рассмотрим изображения зайчиков в разных позах, в движении (используя иллюстративный ряд).
Дети: обогащать свои композиции с целью показать вовлеченность всех персонажей в действие.
На заключительном этапе корректируется размещение объектов на подставке. Возможны смещения, перестановки. В ходе самостоятельной работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь, напоминает о лицевой стороне, куда будет направлен взгляд зрителя. Также поощряется использование различных технических приемов (раскатывание, оттягивание, прищипывание). Чтобы придать большую динамичность воспитатель советуют изменить положение частей тела человека или животных.
Воспитатель: какие интересные, многофигурные композиции у вас, ребята, получились! Молодцы!
Если что - то не успели или вам захочется добавить фигурки в свою работу, то вы сможете это сделать в свободное время.
И в заключительном этапе мне хочется спросить: ребята, чему учит эта история?
Дети размещают свои многофигурные композиции на выставке, при необходимости, имея свободный доступ к их доработке.
Цели: Учить детей выделять и передавать в лепке характерные особенности персонажей из любимых нородных сказок
Задачи:
- закреплять умения лепить с натуры и по представлению, навыки
аккуратной лепки;
- развивать эстетический вкус, самостоятельность и аккуратность в процессе
- воспитание аккуратности при работе с пластилином, стекой.
Материалы: Книги сказок с иллюстрациями, игрушки – персонажи сказок. Пластилин или глина, стеки, палочки для укрепления ног, доски для лепки.
Физминутка "Теремок"
Наш весёлый теремок: он не низок, не высок. (встать на носки, присесть)
В нём лягушка прыг да прыг, (прыжки)
Воробьишка чик – чирик, (махи руками)
петушок тянет носок, (ходьба на месте с выс. подн. колен)
и зайчишка скок да скок. (прыжки на месте)
Мушка крылышками машет, (бег на месте)
Мышка же с платочком пляшет. (дети пляшут)
Ёж закрыл дверной замок,
Сторожит он теремок (хлопки)
Воспитатель: Я предлагаю вам слепить героев из своей любимой сказки. Но сначала давайте вспомним, что есть у героев сказок (голова, туловище, лапы, ноги).
Воспитатель: Где находится голова, туловище, лапы, ноги? (голова – вверху над туловищем, лапы- вверху по бокам туловища и ноги в низу по бокам).
Воспитатель: Что есть на голове? (ушки вверху, глаза, нос и рот спереди головы).
Воспитатель: Ребята, давайте теперь мы сядем за стол и вспомним, кого мы должны слепить и что нам нужно для лепки?
Воспитатель: Сегодня мы будем лепить из пластилина (глины). А кого мы будем лепить?
Воспитатель: Каким способом их будем лепить? (по частям, скульптурный, комбинированный).
Воспитатель: На сколько кусочков разделим пластилин или глину? (на 3 не равные куска: большой, поменьше и совсем маленький).
Воспитатель: Что слепим из большого, поменьше и совсем маленького кусочка? Покажите в воздухе, каким способом слепите туловище? (круговыми движениями между ладоней скатаем шарик, потом продольными движениями чуть-чуть раскатаем, получится столбик- это туловище).
Воспитатель: А из кусочка поменьше? (голову).
Воспитатель: Каким приёмом? (скатаем между ладоней круговыми движениями шарик, оттянем двумя пальцами, большим и указательным, ушки).
Воспитатель: А из маленького кусочка? (лапы и ноги).
Воспитатель: Что делаем дальше? (присоединяем лапы, ноги к туловищу и примазываем).
Дети лепят самостоятельно фигурки сказочных персонажей. Иногда обращаются за советом к воспитателю. Педагог следит за тем, чтобы все лепили и придумывали, вспоминали. Тем, кто затрудняется, помогает советом, показом методов лепки. Поощрять самостоятельные поиски приемов лепки для передачи характерных черт персонажа. Объяснить детям, что для устойчивости фигуры они могут использовать палочки.
В конце все работы выставляются на стенд. Дети любуются разнообразными изделиями. Оценить их выполнение. Отметить внимание, усидчивость, аккуратность при выполнении работы. Похвалить детей за их творческие работы.
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Конспект занятия составлен к тематической неделе "Ты мой друг, я твой друг". Целью данного занятия является развитие навыков общения, дружеских отношений между детьми, умение договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение. умение договариваться о содержании лепки, умение выполнять общую работу.
Читайте также:
- Игрушки которые живут в нашей группе конспект занятия
- Производственная физическая культура конспект
- Моя первая экология 2 класс внеурочная деятельность конспект
- Правила проведения банных процедур физкультура кратко конспект
- Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий 7 класс конспект урока