Производственная физическая культура конспект

Обновлено: 06.07.2024

Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Сущность производственной физической культуры…………………………………………………………………………. 3
1.1. Цель и задачи производственной физической культуры……..…………………………………………………………………….4
1.2. Методические основы производственной физической культуры…………. ………………………………………………………………5
Глава 2. Формы, методы и средства производственной физической культуры…………………………..……………………………………………. 7
2.1. ПФК в рабочее время……..……………………………………………. …..8
2.2. ПФК во внерабочее время.……………..……..……………………………14
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

ФИЗ-РА.doc

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Реферат на тему:

Студентка группы УПС4-2А, Иванова М.В.

Доцент, Низаметдинова З.Н.

Глава 1. Сущность производственной физической культуры………………………………………………………… ………………. 3

1.1. Цель и задачи производственной физической культуры……..……………………………………………… …………………….4

1.2. Методические основы производственной физической культуры…………. ……………………………………… ………………………5

Глава 2. Формы, методы и средства производственной физической культуры…………………………..………………………… …………………. 7

2.2. ПФК во внерабочее время.……………..……..……………………………14

Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Производственная физическая культура является важной составной частью общей культуры общества, способствующей сохранению здоровья трудящихся, адаптации к условиям труда и наилучшему освоению трудовых специальностей. Важное значение производственной физической культуры требует от будущих специалистов тщательного изучения методических основ ПФК.

В физическом воспитании производственная физическая культура понимается как вид человеческой деятельности, содержащий рационально избранную и методически верно осуществляемую систему физических упражнений, профессионально-прикладных, оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, направленных на достижение, повышение и устойчивое сохранение дееспособности человека в общественном производстве, готовности наилучшим образом действовать в условиях определенной профессиональной трудовой деятельности и конкретного рабочего места.

Глава 1. Сущность производственной физической культуры.

ПФК имеет и другие свои конкретные задачи, в соответствии с которыми строится ее система, в том числе развитие, совершенствование и поддержание на необходимом уровне трудоспособности работающих; длительное сохранение работоспособности в условиях производства, не всегда благоприятных; разработка и применение на практике рациональных условий и режимов труда и отдыха в рамках рабочего дня; создание благоприятного фона для начала работы и ее окончания с целью предупреждения и снижения факторов утомления; создание условий для восстановления организма после рабочего времени; профилактика профессиональных заболеваний.

Производственная физическая культура (ПФК) – система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека.

Заниматься ПФК можно как в рабочее, так и в свободное время. При неблагоприятных условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК могут осуществляться только после работы.

1.1. Цель и задачи производственной физической культуры.

Главная цель ПФК – способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность. Задачи ПФК:

  1. подготовить организм человека к оптимальному включению в профессиональную деятельность;
  1. активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;
  1. заблаговременно проводить акцентированную психофизическую подготовку к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности;
  1. профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях.

Таким образом, ПФК является естественным продолжением профессионально-прикладной физической подготовки.

Обычно ПФК применяется в деятельности уже профессиональных работников определенной сферы труда.

Роль ПФК важна также и в условиях студенческого труда, так как студенческий труд – тоже профессиональная деятельность со своими особенностями, во время которой необходимо сохранять здоровье и повышать его уровень для будущей работы. Процесс обучения – преимущественно умственный труд. Гиподинамия, характерная для умственной деятельности, особенно отрицательно сказывается на здоровье студента. Полезным окажется выполнение производственной гимнастики и других восстановительно- профилактических мероприятий, которые необходимо использовать как в процессе учебы, так и в профессиональной деятельности в дальнейшем.

1.2. Методические основы производственной физической культуры.

Основа методики ПФК – теория активного отдыха великого русского ученого И. М. Сеченова, по которой для организма наиболее благоприятен такой режим работы, когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Сеченов экспериментально доказал, что работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не в состоянии покоя или пассивного отдыха, а в активном состоянии, когда специально организованные движения выполняются другими, неутомленными частями тела.

В трудах другого великого русского физиолога И.П. Павлова мы находим объяснение того, как устойчивая работоспособность зависит от правильного чередования периодов работы и отдыха, о роли ЦНС в этом процессе.

  • Чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;
  • Чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами ПФК;
  • Чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях ПФК и т.д.

Для обеспечения высокой умственной и физической работоспособности и их эффективного взаимодействия в течение учебного семестра, быстрой адаптации к условиям и особенностям зачетно-экзаменационного периода студенту необходимо овладеть методикой грамотного составления и применения комплексов физических упражнений производственной гимнастики с учетом условий и характера труда.

Методическое обеспечение производственной физической культуры требует учитывать не только физические, но и психические нагрузки — умственную и нервно-эмоциональную напряженность труда, которая характеризуется степенью включения в работу высшей нервной деятельности и психических процессов. Чем большая нагрузка приходится на высшие отделы коры больших полушарий головного мозга, тем важнее переключить внимание работающих на другой вид деятельности.

Физиолог С.А. Косилов охарактеризовал сложную систему рефлексов, формирующихся в процессе производственного обучения и упражнения по их совершенствованию, как рабочий динамический стереотип (РДС) или интегральный образ рабочих действий, который направлен на решение конкретной трудовой задачи, производственной операции и получает подкрепление в виде полезного результата, имеющего значение для удовлетворения потребностей общества.

Изучение динамики работоспособности в различные периоды труда, а также формирование изменений РДС позволило выявить и определить важное место и эффективную роль средств физической культуры в активной адаптации человека к труду и тем самым создало научные предпосылки разработки мероприятий ПФК.

Глава 2. Формы, методы и средства производственной физической культуры.

Статистически доказано, что здоровый, физически подготовленный человек меньше подвержен случайным и профессиональным травмам. Чтобы снизить неблагоприятные воздействия на производстве, проводится производственная физическая культура. Производственная физическая культура проявляется в следующих формах:

- в рабочее время в форме производственной гимнастики и профессионально-прикладной физической подготовки;

- в свободное время в форме оздоровительно- восстановительных процедур, оздоровительно- профилактических физических упражнений, занятий в спортивных секциях и при необходимости - профессионально-прикладной физической подготовки к отдельным профессиональным видам работ.

Занятия ПФК могут проводиться как индивидуально, так и в группах.

2.1. ПФК в рабочее время (производственная гимнастика).

В рабочее время производственная физическая культура реализуется через производственную гимнастику. Производственная гимнастика-комплекс специальных гимнастических упражнений (несложных), применяемых в режиме рабочего дня, или связанное с ним время с целью повышения общей и профессиональной работоспособности при производственно-трудовой деятельности, улучшения функционального состояния организма, поддержания высокого уровня трудоспособности и сохранения здоровья работающих, а также с профилактической, восстановительной и компенсаторно-корригирующей целью. Кроме того, гимнастика способствует предупреждению заболеваний, вызываемых специфическими условиями труда в отдельных профессиях.

Существует множество профессий, где очень велика нагрузка на нервно-психическую сферу и требуется повышенное напряжение внимания, зрения, слуха, то есть имеет место утомление нервной системы. Как правило, такие профессии связаны с ограниченной двигательной активностью.

Основная задача производственной гимнастики - переключение нервных процессов, устранение дефекта гиподинамии и застойных явлений. Весьма эффективна на конвейерном производстве, в работе диспетчеров и специалистов схожих профессий.

Производственная гимнастика компенсирует недостаток двигательной активности при ряде профессий. В профессиях, связанных с тяжелой физической нагрузкой, гимнастика устраняет неблагоприятное влияние, которое оказывает нагрузка на одни и те же группы мышц, вовлекает в работу ранее бездействовавшие группы мышц или изменяет характер деятельности работающих мышц. Упражнения для комплексов производственной гимнастики, время и методику их проведения выбирают с учетом особенностей труда, физического развития и физической подготовленности работающих, изменений функционального состояния организма в течение рабочего дня, санитарно-гигиенических условий труда.

Формами производственной гимнастики являются: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха.

При построении комплексов необходимо учитывать:

1) рабочую позу (стоя, сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряжённое);

2) рабочие движения (быстрые или медленные, амплитуда движения, однообразие или разнообразие, степень напряжённости движений);

3) характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств, психическая и нервно-мышечная нагрузка, эмоциональная нагрузка, необходимая точность и повторяемость движений, монотонность труда);

Производственная физическая культура (ПФК) — это рационально избранная и методически осуществляемая система физических упражнений, направленных на достижение, повышение и сохранение дееспособности человека в общественном производстве.

Цель ПФК — способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда.

· подготовить организм человека к оптимальному включению в профессиональную деятельность;

· активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;

· профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях.

Основа ПФК — теория активного отдыха. Для организма наиболее благоприятен такой режим работы, когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не в состоянии покоя или пассивного отдыха, а в активном состоянии, когда специально организованные движения выполняются другими, неутомленными частями тела. В результате в утомленных функциональных системах усиливаются процессы восстановления, и их работоспособность повышается.

Методика ПФК находится в зависимости от характера и содержания труда и имеет "контрастный" характер:

· чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

· чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами ПФК;

· чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях ПФК.

В настоящее время существуют различные формы ПФК в рабочее и свободное время. В рабочее время ПФК осуществляется в виде вводной гимнастики, физкультурной паузы, физкультурной минутки.

Комплекс вводной гимнастики состоит из 7—10 общеразвивающих упражнений по воздействию на организм близких к движениям, выполняемым во время работы. С нее рекомендуется начинать рабочий день. Не вызывая усталости они призваны активизировать деятельность органов и систем, играющих ведущую роль в данном виде трудовой деятельности. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости и увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня.

Физкультурные паузы (7—8 упражнений) выполняются в течение 5—10 минут через 2—2,5 часа после начала работы и за 1—1,5 часа до ее окончание с целью активного отдыха, для предупреждения или ослабления наступившего утомления и профилактики снижения работоспособности в течение рабочего дня.

Физкультурная минутка используется главным образом для местного воздействия на утомленную группу мышц. Применяется тогда, когда нет возможности прервать работу для физкультурной паузы, а человек нуждается хотя бы в кратковременном отдыхе. В режиме дня их проводится столько, сколько потребуется. Продолжительность — 1—3 минуты.

В случае невозможности покинуть рабочее место в течение длительного времени можно выполнять рекомендованные (или подобные им) упражнения, в положении сидя:

1) сильно сжать пальцы в кулаки, подержать 4—6 с, расслабить;

2) сцепить руки в замок перед грудью, давить на ладони с сопротивлением;

3) руками взяться за сиденье стула снизу и сгибая руки тянуть тело к сиденью;

4) согнуть правую руку под прямым углом, левой опереться о запястье, стараться согнуть правую руку, а левую разогнуть;

5) вытянуть руки вперед, плотно прижать ладони, стараться согнуть пальцы рук;

6) опираясь на пятки стоп на ширине плеч, развести передние части стоп в разные стороны до предела, свести носки вместе;

7) опираясь на носки, то же самое проделывать пятками;

8) сильно прижать колени друг к другу, напрячь ягодичные мышцы;

9) повороты туловища вправо и влево;

10) прогнувшись, напрячь все мышцы спины и шеи, удержать это напряжение в течение 5—6 секунд, расслабиться;

11) втянуть живот к позвоночнику, а затем выпятить его;

12) сильно зажмурить глаза и сомкнуть губы, затем расслабить все мышцы на лице.

Эти упражнения желательно повторять по 10—20 раз.




Эффективно использование приемов сегментарного самомассажа, описанных ранее (гл. 4, с. 56).

В свободное от работы время физическая культура и спорт должны занимать значительное место в жизни специалиста любой профессии в виде утренней гигиенической гимнастики, попутной тренировки (пешее передвижение на работу и обратно), физкультурно-спортивных занятий с целью активного отдыха и повышения функциональных возможностей, короткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв. Каждый взрослый должен набирать за день не меньше 30 минут физической активности умеренной интенсивности. Людям, испытывающим боли в спине, трижды в неделю рекомендуется совершать прогулки быстрым шагом, а также бег, велосипед, плавание, лыжи. Время — не менее 45 минут. В то же время тем, кто желает укрепить свой позвоночник, не следует играть в футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и заниматься видами спорта, связанными с неизбежными падениями, столкновениями и ушибами.

Пропаганда массовой физической культуры и спорта является важным звеном в развитии оздоровительных форм занятий физическими упражнениями в школьном коллективе. К формам пропаганды относятся устная (лекции, доклады, радиопередачи, беседы, диспуты), печатная (центральная печать, многотиражная газета, стенная печать), наглядная (стенды, витрины, плакаты, фотоальбомы, доска почета, просмотр спортивных телефильмов и передач, реклама), показательная (соревнования, парады, показательные выступления). Выбор форм пропаганды зависит от имеющихся условий, но цель они преследуют одну — формирование у школьников, преподавателей, родителей ценностных ориентаций в области физической культуры и спорта, осознание важности и необходимости занятий физическими упражнениями.

ГЛАВА 10. Организационно-методические
основы развития
оздоровительной физической культуры в школе и детском лагере отдыха

Производственная физическая культура (ПФК) — это рационально избранная и методически осуществляемая система физических упражнений, направленных на достижение, повышение и сохранение дееспособности человека в общественном производстве.

Цель ПФК — способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда.

· подготовить организм человека к оптимальному включению в профессиональную деятельность;

· активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;

· профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях.

Основа ПФК — теория активного отдыха. Для организма наиболее благоприятен такой режим работы, когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не в состоянии покоя или пассивного отдыха, а в активном состоянии, когда специально организованные движения выполняются другими, неутомленными частями тела. В результате в утомленных функциональных системах усиливаются процессы восстановления, и их работоспособность повышается.

Методика ПФК находится в зависимости от характера и содержания труда и имеет "контрастный" характер:

· чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

· чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами ПФК;

· чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях ПФК.

В настоящее время существуют различные формы ПФК в рабочее и свободное время. В рабочее время ПФК осуществляется в виде вводной гимнастики, физкультурной паузы, физкультурной минутки.

Комплекс вводной гимнастики состоит из 7—10 общеразвивающих упражнений по воздействию на организм близких к движениям, выполняемым во время работы. С нее рекомендуется начинать рабочий день. Не вызывая усталости они призваны активизировать деятельность органов и систем, играющих ведущую роль в данном виде трудовой деятельности. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости и увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня.

Физкультурные паузы (7—8 упражнений) выполняются в течение 5—10 минут через 2—2,5 часа после начала работы и за 1—1,5 часа до ее окончание с целью активного отдыха, для предупреждения или ослабления наступившего утомления и профилактики снижения работоспособности в течение рабочего дня.

Физкультурная минутка используется главным образом для местного воздействия на утомленную группу мышц. Применяется тогда, когда нет возможности прервать работу для физкультурной паузы, а человек нуждается хотя бы в кратковременном отдыхе. В режиме дня их проводится столько, сколько потребуется. Продолжительность — 1—3 минуты.

В случае невозможности покинуть рабочее место в течение длительного времени можно выполнять рекомендованные (или подобные им) упражнения, в положении сидя:

1) сильно сжать пальцы в кулаки, подержать 4—6 с, расслабить;

2) сцепить руки в замок перед грудью, давить на ладони с сопротивлением;

3) руками взяться за сиденье стула снизу и сгибая руки тянуть тело к сиденью;

4) согнуть правую руку под прямым углом, левой опереться о запястье, стараться согнуть правую руку, а левую разогнуть;

5) вытянуть руки вперед, плотно прижать ладони, стараться согнуть пальцы рук;

6) опираясь на пятки стоп на ширине плеч, развести передние части стоп в разные стороны до предела, свести носки вместе;

7) опираясь на носки, то же самое проделывать пятками;

8) сильно прижать колени друг к другу, напрячь ягодичные мышцы;

9) повороты туловища вправо и влево;

10) прогнувшись, напрячь все мышцы спины и шеи, удержать это напряжение в течение 5—6 секунд, расслабиться;

11) втянуть живот к позвоночнику, а затем выпятить его;

12) сильно зажмурить глаза и сомкнуть губы, затем расслабить все мышцы на лице.

Эти упражнения желательно повторять по 10—20 раз.

Эффективно использование приемов сегментарного самомассажа, описанных ранее (гл. 4, с. 56).

В свободное от работы время физическая культура и спорт должны занимать значительное место в жизни специалиста любой профессии в виде утренней гигиенической гимнастики, попутной тренировки (пешее передвижение на работу и обратно), физкультурно-спортивных занятий с целью активного отдыха и повышения функциональных возможностей, короткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв. Каждый взрослый должен набирать за день не меньше 30 минут физической активности умеренной интенсивности. Людям, испытывающим боли в спине, трижды в неделю рекомендуется совершать прогулки быстрым шагом, а также бег, велосипед, плавание, лыжи. Время — не менее 45 минут. В то же время тем, кто желает укрепить свой позвоночник, не следует играть в футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и заниматься видами спорта, связанными с неизбежными падениями, столкновениями и ушибами.

Пропаганда массовой физической культуры и спорта является важным звеном в развитии оздоровительных форм занятий физическими упражнениями в школьном коллективе. К формам пропаганды относятся устная (лекции, доклады, радиопередачи, беседы, диспуты), печатная (центральная печать, многотиражная газета, стенная печать), наглядная (стенды, витрины, плакаты, фотоальбомы, доска почета, просмотр спортивных телефильмов и передач, реклама), показательная (соревнования, парады, показательные выступления). Выбор форм пропаганды зависит от имеющихся условий, но цель они преследуют одну — формирование у школьников, преподавателей, родителей ценностных ориентаций в области физической культуры и спорта, осознание важности и необходимости занятий физическими упражнениями.

ГЛАВА 10. Организационно-методические
основы развития
оздоровительной физической культуры в школе и детском лагере отдыха

Содержание

Введение
1. Производственная физическая культура: основы, цели и задачи
2. Формы, методы и средства производственной физической культуры
2.1 ПФК в рабочее время
2.2 ПФК во внерабочее время
Выводы
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Производственная физическая культура.doc

1. Производственная физическая культура: основы, цели и задачи ………… 4

2. Формы, методы и средства производственной физической культуры …… 8

2.1 ПФК в рабочее время ………………………… ………………………. ….. 9

2.2 ПФК во внерабочее время …………………………………………. …… 12

Современный труд приводит к перегрузкам одних функциональных систем организма и недогрузкам других, что неблагоприятно сказывается на общей дееспособности человека. Нерациональный режим труда и недостаточное пребывание на свежем воздухе приводят к переутомлению. Это значит, что физический статус специалиста не согласуется с его профессиональным статусом, что в равной степени относится к представителям любой профессии.

Вопросы повышения профессионального мастерства средствами физического воспитания в процессе производственной физической культуры является целью данного реферата.

1 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ОСНОВЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Производственная физическая культура (ПФК) – это рационально избранная система методически обоснованных физических упражнений, профессионально-прикладных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на достижение, повышение и устойчивое сохранение дееспособности человека в производстве, готовности наилучшим образом действовать в условиях определенной трудовой деятельности и конкретного рабочего места.1

Основная цель ПФК – развитие, достижение и устойчивое обеспечение готовности человека к выполнению им ведущей социальной функции - производственно-трудовой деятельности, т.е. способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность.

- подготовить организм человека к оптимальному включению в профессиональную деятельность. Развивать, совершенствовать и сохранять физические качества и способности, двигательные умения и навыки людей, необходимые для успешного овладения профессией и повышения профессиональной квалификации, для долгосрочного устойчивого сохранения работоспособности в конкретных производственных условиях;

- активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания. Способствовать созданию наиболее благоприятных условий и режимов труда и отдыха в течение рабочего дня - оптимизировать условия начала работы и включения организма в профессиональную производственную деятельность; обеспечить профилактику и снижение утомления в процессе труда;

- заблаговременно проводить акцентированную психофизическую подготовку к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности. Способствовать более быстрому и полному восстановлению жизненных сил, затраченных в процессе труда в течение рабочего дня;

- профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях. Активно содействовать профилактике профессиональных заболеваний, снижению отрицательного воздействия на организм трудящихся неблагоприятных факторов производственной среды и труда;

- содействовать развитию и проявлению трудовой активности, организованности и сплоченности производственного коллектива, улучшению трудовой дисциплины.

Физиологическими основами применения средств физической культуры в процессе производства являются теории активного отдыха, врабатываемости организма, рабочего динамического стереотипа и др.

Методическое обеспечение производственной физической культуры требует учитывать не только физические, но и психические нагрузки3 – умственную и нервно-эмоциональную напряженность труда, которая характеризуется степенью включения в работу высшей нервной деятельности и психических процессов. Чем большая нагрузка приходится на высшие отделы коры больших полушарий головного мозга, тем важнее переключить внимание работающих на другой вид деятельности. И.М. Сеченов показал, что наиболее производительным и благоприятным для организма человека являются такие виды и режимы работы, при которых происходит смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Он экспериментально доказал, что при утомлении работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не при пассивном отдыхе в состоянии покоя, а при активном, когда выполняются специально организованные движения другими, неутомленными частями тела, что способствует более глубокому торможению нервных центров, в результате чего в них усиливаются процессы восстановления и их работоспособность повышается в большей степени, чем при пассивном отдыхе. На этом положении основано применение физических упражнений в режиме рабочего дня. И.П. Павлов объясняет зависимость сохранения устойчивости и работоспособности на высоком уровне от правильного чередования периодов работы и отдыха, о роли ЦНС в этом процессе. Физиолог С.А. Косилов охарактеризовал сложную систему рефлексов, формирующихся в процессе производственного обучения и упражнения по их совершенствованию, как рабочий динамический стереотип (РДС) или интегральный образ рабочих действий, который направлен на решение конкретной трудовой задачи, производственной операции и получает подкрепление в виде полезного результата, имеющего значение для удовлетворения потребностей общества.4

Изучение динамики работоспособности в различные периоды труда, а также формирование и изменений РДС позволило выявить и определить важное место и эффективную роль средств физической культуры в активной адаптации человека к труду и тем самым создало научные предпосылки разработки мероприятий ПФК.

- чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

- чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами ПФК;

- чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях ПФК.

Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека.

В настоящее время существуют разнообразные формы ПФК. К ним относятся: ПФК в рабочее время и ПФК во внерабочее время. При неблагоприятных условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК могут осуществляться только после работы. физический гимнастика производственный

2 ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Статистически доказано, что здоровый, физически подготовленный человек меньше подвержен случайным и профессиональным травмам. Чтобы снизить неблагоприятные воздействия на производстве, проводится производственная физическая культура.6

Производственная физическая культура проявляется в различных формах:7

- в рабочее время в форме производственной гимнастики и профессионально- прикладной физической подготовке;

- в свободное время в форме оздоровительно- восстановительных процедур, оздоровительно- профилактических физических упражнений, занятий в спортивных секциях и при необходимости – профессионально-прикладной физической подготовки к отдельным профессиональным видам работ.

Занятия ПФК могут проводиться как индивидуально, так и в группах.

2.1 ПФК в рабочее время

В рабочее время производственная физическая культура реализуется через производственную гимнастику. Производственная гимнастика - комплекс специальных гимнастических упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, или связанное с ним время с целью повышения общей и профессиональной работоспособности при производственно-трудовой деятельности, а также с профилактической, восстановительной и компенсаторно-корригирующей целью.

Основная задача – переключение нервных процессов, устранение дефекта гиподинамии и застойных явлений. Весьма эффективна на конвейерном производстве, в работе диспетчеров и специалистов схожих профессий.

Формами производственной гимнастики являются: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха.

При построении комплексов необходимо учитывать:8

1) рабочую позу (стоя, сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряжённое);

2) рабочие движения (быстрые или медленные, амплитуда движения, однообразие или разнообразие, степень напряжённости движений);

3) характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств, психическая и нервно-мышечная нагрузка, эмоциональная нагрузка, необходимая точность и повторяемость движений, монотонность труда);

4) степень и характер усталости по субъективным показателям (рассеянное внимание, головная боль, раздражительность);

5) возможные отклонения в здоровье, требующие индивидуального подхода при составлении комплексов производственной гимнастики;

6) санитарно-гигиеническое состояние места занятий.

Вводная гимнастика выполняется до начала работы с целью активизации деятельности организма и сокращения времени врабатывания в начальном периоде рабочего дня. Она особенно необходима для всех начинающих работу в ранние утренние часы. Комплекс вводной гимнастики состоит из 7-10 общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, близких по воздействиям на организм к движениям, выполняемым во время работы продолжительностью 5-7 мин.

Цель вводной гимнастики в том, чтобы активизировать физиологические процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при выполнении конкретной работы. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня и снижает отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу. Общая нагрузка не должна вызвать чувство усталости.

Физкультурная пауза - комплекс из 7-8 гимнастических упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 минут с целью срочного активного отдыха, предупреждения или ослабления наступившего утомления и профилактики снижения работоспособности в течение рабочего дня.

Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха. Это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, используемой главным образом для локального воздействия на утомленную группу мышц. Она используется в случаи, когда нет возможности прервать работу для выполнения физкультурной паузы, т.е. в тех случаях, когда нельзя останавливать оборудование, нарушать общий ритм работы, отвлекать надолго внимание работающего, а человек испытывает усталость отдельных частей тела или группы мышц и нуждается в кратковременном отдыхе.

Физкультурная минутка проводится в режиме рабочего дня от 2 до 5 раз, независимо от других форм производственной гимнастики. Она состоит из 2-3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1-2 мин.

Физкультминутка может быть использована в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте. Работающий человек имеет возможность выполнять физические упражнения именно тогда, когда ощущает потребность в кратковременном отдыхе в соответствии со спецификой утомления в данный момент. Физкультминутки могут быть применены в любых производственных условиях, так как они не требуют специальной организации в процессе проведения.

Микропауза активного отдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-30 с. Цель микропауз - ослабить общее или локальное утомление путем частичного снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы, нормализация мозгового и периферического кровообращения. В микропаузах используются мышечные напряжения и расслабления, которые можно многократно применять в течение рабочего дня. Используются приемы самомассажа.

Вышеназванные виды производственной гимнастики при благоприятных санитарно-гигиенических условиях могут проводиться на рабочих местах. Если эти условия неблагоприятны, то их проведение переносится в специально приспособленные для этого помещения. При отсутствии такого помещения ограничиваются проведением только физкультминуток.

Производственная физическая культура -- это такая культура (ПФК) система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека.

Заниматься ПФК можно как в рабочее, так ив свободное время. При неблагоприятных условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК могут осуществляться только после работы.

Цель и задана производственной физической культуры. Цель ПФК -- способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность. Задачи ПФК:

* подготовить организм человека к оптимальному включению в профессиональную деятельность;

* активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;

* заблаговременно проводить акцентированную психофизическую подготовку, к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности;

* профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях.

Методические основы производственной физической культуры

Основа производственной физической культуры -- теория активного отдыха. Великий русский ученый И.М. Сеченов показал, что для организма наиболее благоприятен такой режим работы, когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Он экспериментально доказал, что работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не в состоянии покоя или пассивного отдыха, а в активном состоянии, когда специально организованные движения выполняются другими, неутомленными частями тела. В результате в утомленных функциональных системах усиливаются процессы восстановления и их работоспособность повышается.

В трудах другого великого русского физиолога И.П. Павлова мы находим объяснение того, как устойчивая работоспособность зависит от правильного чередования периодов работы и отдыха, о роли ЦНС в этом процессе.

Методическое обеспечение производственной физической культуры требует учитывать не только физические, но и психические нагрузки -- умственную и нервно-эмоциональную напряженность труда, которая характеризуется степенью включения в работу высшей нервной деятельности и психических процессов. Чем большая нагрузка приходится на высшие отделы коры больших полушарий головного мозга, тем важнее переключить внимание работающих на другой вид деятельности.

* чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

* чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами ПФК;

* чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях ПФК.

Читайте также: