Необычный царь петр 1 конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока окружающего мира в 4 классе.

Тема: Необычный царь. Пётр I .

Образовательные цели (предметные):

• Формирование основ общественно-политических, гуманитарных знаний по истории России;

• вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания;

Развивающие цели (метапредметные):

• развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления;

Воспитательные цели (личностные):

• через игровые элементы урока и групповую форму его проведения прививать интерес к истории России;

• способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны; толерантности

• повторить и обобщить знания учащихся о личности Петра I и его реформах;

• расширить представления о роли и значении исторической личности в истории;

• способствовать формированию самостоятельной мыслительной деятельности;

• воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать,

• формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками;

• расширить представления о роли и значении личности в истории

1.Орг. момент.

2.Проверка домашнего задания.

3.Изучение нового материала.

-Рассмотрите изображения этих людей.

-На каком рисунке. По вашему мнению, изображён русский царь?

-Почему человека на втором рисунке вы не назвали царём? (Пётр 1 одет необычно, в европейскую одежду).

-На основании сказанного сформулируйте тему урока. (Необычный царь.)

-Как бы необычно ни выглядел Пётр, он был законным наследником царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной. Сегодняшний урок будет посвящён изучению особенностей правления и нововведений Петра 1, этого необычного русского царя.

-Появление на свет Петра 1 было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, Симеон Полоцкий и Дмитрий, по звёздам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Пётр и что именно он из всех детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников.

-Прочитайте текст.

В ночь на 30мая 1672 года над Москвой на тёмном небе ярко засияла большая звезда. В этот момент вторая жена Алексея Михайловича – Наталья Кирилловна, родила ему сына. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо сам Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром.

Ранние детские годы Петра протекали беззаботно и весело, но на четвёртом году жизни Пётр потерял отца.

-Прочитайте следующий текст, закончите его последнее предложение, найдя в тексте подсказку.

После смерти своего старшего брата царём был провозглашён Пётр. Но так как ему было 10 лет, то власть перешла в руки его старшей сестры Софьи. Она была дочерью царя Алексея Михайловича от первого брака. Софья была властной, умной и очень честолюбивой женщиной.

Итак, государством российским реально стала управлять Софья, так как Пётр… (был ещё маленьким).

- Подумайте и выберите правильный вариант развития последующих событий:

1. Софья стала управлять государством, во всём советуясь со своей мачехой, матерью Петра.

2. Софья стала управлять единолично, а Пётр с матерью были удалены подальше от Кремля.

-Действительно, Пётр с матерью вынуждены были переселиться в подмосковное село Преображенское. Ради забавы ему построили крепость со стенами, башнями, рвом и подъёмным мостом.

-Как называлась крепость в селе Преображенское? (Потешная)

-Для военных потех и забав из сверстников Петра были созданы два потешных полка – Семёновский и Преображенский. Потешные солдатики Петра со всей точностью настоящих солдат выполняли все команды своего маленького командира.

- Как вы думаете, какие полки в будущем стали настоящей и верной опорой для взрослого царя? (Семёновский и Преображенский)

-Прочитайте следующий текст:

Однажды Пётр в усадьбе своего родственника обнаружил брошенную без употребления лодку, вовсе не похожую на те, какие делались в России. Это был английский бот, предназначенный для плавания на море.

Любопытный царь заставил отремонтировать для него этот ботик и спустил его в реку Яузу.

Плавания на боте пробудили в нём, царе государства, не имеющего в то время выхода к незамерзающим морям, страстную любовь к мореплаванию.

-Рассмотрите рисунки на рабочих листах.

-Впишите, как впоследствии Пётр 1 называл этот старый английский ботик, если известно, что Россия при Петре 1 стала сильной морской державой (Дедушкой русского флота).

-Но это будет ещё не скоро, а что было тем временем, вы узнаете, решив задачу:

Между 17-летним Петром и правительницей Софьей назревал конфликт. В этом же году Петру удалось устранить от власти сестру-соперницу. Определите год устранения Софьи от власти. (Пётр родился в 1672году. 1672+17=1689год).

- Придя к власти, Пётр не сразу начал свои преобразования в государстве. Ещё несколько лет у него ушло на потехи и увеселения. Вблизи от Преображенского располагалась Немецкая слобода. Там жили иностранцы. И поэтому всё в ней было непривычно для русского человека: и язык, и обычаи, и наряды.

- Рассмотрите и сравните внешний вид русского боярина и жителя немецкой слободы.

- Действительно, её жители брили бороды, носили парики и небольшие удобные кафтаны; в то время как русские люди париков не носили, бороды не брили, а домотканые кафтаны были с длинными рукавами, закрывающими руки.

Проживали в слободе и механики, и военные, и врачи. Они с большим почтением относились к мастерству и науке. Общаясь с ними, молодой царь понимал, насколько он необразован.

- Какие последствия это имело, вы узнаете, подслушав разговор 2 купцов ( 2 ученика разыгрывают сценку)

С.: Кузьма, узнал я намедни неслыханную весть. Царь отправляется в чужие края, да ещё под именем и в одежде простого дворянина.

К.: Скажи, Савелий, а на что ж ему это?

С.: Да, говорят, учиться всем ремёслам: и плотницкому делу, и кузнечному, и корабельному, и морской науке.

К.: Не царское это дело, а мужицкое.

-В чём же необычность поступка Петра 1?

-Зачем царь отправился за границу?

-Сразу по возвращении царя из-за границы русских людей ждали большие перемены и преобразования. Пользуясь схемой, расскажите о переменах и преобразованиях, которые произошли сразу же по возвращении Петра 1 из-за границы.

Мужчин брить бороды.

Обрезать рукава кафтанов.

Мужчинам жениться, не получив образования.

Женщинам сидеть дома.

-Пётр ещё не раз выезжал за границу, и каждый раз по его возвращении из Европы, Россия всё более и более становилась похожей на европейскую страну.

- Нелегко жилось народу в царствование Петра 1: тысячи крестьян, согнанных на строительство новых городов, умерли с голода, от болезней, от плетей надсмотрщиков. Десятки тысяч крестьян были взяты на всю жизнь в армию, где их жестоко избивали палками за малейшую провинность. Для войны и преобразований требовалось много денег: их тоже брали с простого народа. Иначе и быть не могло: ведь Пётр 1 был, прежде всего, царём дворян-помещиков. И всё же при Петре 1 Россия сделала большой шаг вперёд.

4.Физминутка.

5. Закрепление изученного.

-С помощью стрелок найдите соответствие между частями предложений.

Потешные войска создавались

Старый английский бот-это

главным соперником Петра

Главная опора Петра-

Семёновский и Преображенский полки

Молодой человек, не получивший образование,

как в монастыре

Женщины до правления Петра 1 жили

-Назовите в жизни молодого Петра 1 события, которые способствовали:

1) созданию российского флота,

2)изменению быта российских дворян.

6. Итог урока

- Давайте подведем итог нашей работы.

У Александра Сергеевича Пушкина есть замечательные строки о Петре I:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

- В этих словах показана необычная многогранная ЛИЧНОСТЬ Петра Великого.

- Какие у вас личные впечатления от работы на уроке?

- Оцените свою работу? Какие трудности вы испытали?

- Что для вас было самым интересным? (отвечают на поставленные вопросы)

-Начертите на листочке 2 шкалы (А – активность на уроке, У – удовлетворённость своей работой) и отметьте крестиком, на каком уровне шкалы вы находитесь.

Цельурока: знакомство детей с личностью Петра Первого, его реформами и вкладом в развитие России.

ВложениеРазмер
petr_pervyy_-_neobychnyy_tsar.docx 41.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе.

Цель урока: Познакомить учащихся с личностью Петра I, его реформами и его вкладом в развитие России

обучающие: дать представление о деятельности Петра I, познакомить с преобразованиями, произошедшими в России с приходом к власти Петра.

развивающие: развивать речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умение сотрудничать, работать в группе;

воспитывающие: способствовать воспитанию интереса к истории России; воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, оставившим нам в наследие плоды своего труда.

Тип урока: изучение нового материала.

II. Проверка знаний учащихся

III. Работа по теме урока.

На доске табличка:

Верфь – это м есто постройки и ремонта судов

IV. Закрепление изученного материала

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

- Ребята, прежде чем мы с вами займемся очень важным делом, давайте поприветствуем наших гостей, которые сегодня пришли к нам на урок. (Дети приветствуют гостей)

История человечества в своём нелёгком пути опирается на деяния великих людей. И, конечно, в первую очередь, на правителей. История Российского государства - не исключение. Более чем за тысячелетнюю историю Россия пережила немало правителей.

- Вспомните, как назывались правители во времена Древней Руси? (Князья.)

- Нередко народ давал своим правителям прозвища, отражая в них всю суть его личности. Давайте с помощью теста вспомним этих великих людей, оставивших след в российской истории.

1. Какое историческое событие произошло во времена правления князя Владимира?

а) освобождение Руси от монголо-татар;

б) Куликовская битва;

в) Крещение Руси;

г) нашествие Золотой Орды.

2. Какой князь согласно древнерусской летописи прибил свой щит к вратам столицы Византии?

3. Какое изображение появилось на государственном гербе России при Иване III?

4. Кто стал первым царём в России?

г) Дмитрий Донской.

5. Какой город при Иване Калите стал центром Русского княжества?

6. Как называется первая русская печатная книга для обучения грамоте, созданная Иваном Фёдоровым в годы правления Ивана Грозного?

а) "Повесть временных лет";

б) "Слово о полку Игореве";

г) "Первый русский букварь".

7. В каком веке братья Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку?

8. За что московский князь получил прозвище Иван Калита?

а) он строил новые ограждения;

б) он был мудрым и авторитетным князем;

в) он всегда носил на поясе кошелёк с деньгами

г) он оставил в наследство шапку Маномаха.

9. Какой Кремль был построен при Иване III?

г) из красного кирпича.

10. При каком правителе Русь полностью освободилась от ордынской зависимости??

в) Дмитрий Донской

ВЗАИМОПРОВЕРКА (правильные ответы на слайде), оценивание (на слайде критерии оценок )

Ну а сейчас, не теряя времени, давайте наконец узнаем тему нашего сегодняшнего урока. И, для начала, разгадайте зашифрованный текст. (на слайде)

Представьте себе великана, без малого трех аршин ( на слайде значение слова), целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVII веке.

- Как же звали этого необычного царя? (в случае затруднения назвать имя царя)

- Великий русский поэт А.С.Пушкин посвятил Петру Первому такие строки:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А почему он так сказал, мы должны ответить в конце урока.

- Ребята, постарайтесь самостоятельно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока, опираясь на зашифрованное послание и вспомнив имя царя.

В течение всего урока мы вместе с вами будем пополнять характеристику Петра.

А в чем необычность этого царя и какие изменения произошли в России в период царствования Петра – об этом мы и будем сегодня говорить. Я прошу Вас внимательно слушать меня, так как в конце урока мы будем вспоминать и обобщать изученный сегодня материал.

Рано утром 30 мая 1672 года торжественный звон колоколов в Московском Кремле возвестил о рождении сына у царя Алексея Михайловича и его супруги Натальи Кирилловны Нарышкиной. Царевича окрестили в Чудовом монастыре и назвали Петром.

Счастью родителей не было конца, и рождение сына было отпраздновано ими воистину по-царски: приближённые были щедро осыпаны денежными и другими наградами. Стол был загромождён всякого рода сахарами, пряниками, овощами. Большая пряничная коврига изображала герб Московского государства. Два сахарных орла весили каждый по полтора пуда (на доску вывешивается КАРТОЧКА: 1 ПУД = 16 КГ, полтора пуда = 24 кг). Был сделан также из сахара целый город, Кремль с людьми, конными и пешими и т.д.

Алексей Михайлович с молодой красавицей-женой души не чаяли в ребёнке, окружали его роскошной обстановкой, наряжали в богатые платья и одаряли всевозможными игрушками.

Он был крепкого здоровья, рос быстро не по годам. В 6 месяцев уже начал ходить. Когда царевичу исполнилось 4 года, умер отец царь Алексей Михайлович. Но так как Петр был не старшим сыном, а престол передавался старшему сыну, царствовать самостоятельно он стал с 1696 г, тогда Петру было 24 года. Не получив хорошего образования в детстве, Пётр чувствовал постоянную потребность в обучении во взрослой жизни. Учился у всех, кто мог его заинтересовать. За свою жизнь он освоил 15 ремесленных специальностей. От ранней юности до самой смерти трудился Петр . Летом и зимой он вставал очень рано, трудился целый день. Прежде всего, ходя по комнате, читал иностранные газеты и журналы, отмечая в них карандашом, что нужно перевести на русский язык. Потом он шел осматривать работы на фабриках, в мастерских, на заводах, особенно часто посещал корабельные верфи, где собственноручно помогал рабочим. В 6 или 7 часов шел в присутственные места, принимал просителей, решал дела скоро и справедливо. В полдень обедал, ел самые простые блюда. После обеда отдыхал 2 часа. Потом слушал своих помощников, диктовал новые указы. В виде отдыха любил вырезать или точить из дерева или кости.

Ну а сейчас, в продолжение рассказа о Петре, я предлагаю вам совершить мини-экскурсию в музей.

Где же ты, дружок-волшебник,

Знаменитый наш учебник

Открывай его сестрицу

Я предоставляю слово нашим экскурсоводам.

Именно при Петре началась история становления русского флота, а Россия превратилась в морскую державу.

А следующая наша экскурсия по набережной, которую проведет для нас ……………..

Слайд №. Для него построен был домик в 2 комнаты с сенями и кухней. Этот домик сохранен и поныне. Одна из комнат сохранена в прежнем виде: стол, шкаф сделаны руками Петра. Петр часто ходил по городу с планом в руках, распоряжался работами, кого наградит ласковым словом, а кому пригрозит дубинкой, с которой он обыкновенно ходил по городу. Часто город он называл раем. Здесь он беседовал запросто с матросами, крестил детей.

Учитель: Петр был очень внимателен ко всему, что происходило в Петербурге. Однажды он заметил, что птиц мало по берегам Невы, не слышно пения птиц. Тогда он велел купить в Москве несколько тысяч певчих птиц и выпустить в Петербурге.

Приготовились послушать пение певчих птиц птиц (Упражнение на релаксацию.)

Физминутка про птиц

Важной чертой личности Петра было умение извлекать уроки из поражений и ошибок. В самых трудных ситуациях он никогда не терял присутствия духа, не опускал рук, а с удвоенной энергией брался за завершение начатого. Эта черта помогла ему в политике, в его реформаторской деятельности. Нет ни одной стороны государственной жизни, которую не затронули бы реформы Петра. Что такое реформа? Реформа – это……..

Стране для проведения реформ требовалось большое количество грамотных людей. Поэтому царь издал ряд указов, по которым дворяне были обязаны учиться.

Одежда бояр, их длинные бороды, по мнению Петра, мешали работать. В 1700 году новый Указ повелевал носить иноземное короткое платье и о запрещении бороды.

Дворянам предписывалось по утрам пить неведомый доселе в России напиток – кофе.

Появляется на столах у богатых людей картофель, ранее неизвестный русским людям.

Был введён новый календарь, по которому год начинался с 1 января, а не с 1 сентября, как ранее.

28 января 1725 года звон колоколов возвестил русскому народу о том, что скончался Великий Император великого русского народа.
Позднее в Петербурге Петру Великому был возведён памятник (фото).

- Почему Петра называли реформатором?
Давайте еще раз вспомним некоторые преобразования Петра I. Нам поможет этот мешочек. Из него будут извлекать разные предметы, а вы связывайте их с какими-либо преобразованиями.

календарь — (ввел в 1700 году новый календарь, нов. год начинался с 1 янв.)

кость — (приказывал собирать разные диковинки, создал первый музей)

Дополнительное задание (если будет время) – п/т с.33 № 53

- Вернемся к эпиграфу урока. Почему А.С. Пушкин так сказал о Петре?

В этих словах показана многогранная ЛИЧНОСТЬ Петра Великого. Давайте вернемся к характеристике Петра, которая сформировалась у нас по ходу урока. (прочитать на доске)

И в завершении урока, я предлагаю Вам ответить продолжить фразу:

Дом.задание - 1. разгадать кроссворд

2. чтение текста в учебнике с. 60-65, пересказ, ответы на вопросы

Ответы: 1. Петр. 2. Газета. 3. Флот. 4. История. 5. Календарь. 6. Музей. 7. Дата. 8. Титул. 9. Император. 10. Империя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

сформировать понимание необходимости этих преобразований.

учить детей давать полные ответы на поставленные вопросы;

воспитывать интерес к истории России;

учить работать с картой;

развивать речь, мышление, учить умению сопоставлять факты, анализировать, делать

Урок по окружающему миру 3 класс

Тема: Царь Пётр I - и его дела.

Цели: познакомить с жизнью и деятельностью Петра I (описать внешний вид, черты характера

выяснить роль царя в российских преобразованиях;

сформировать понимание необходимости этих преобразований.

учить детей давать полные ответы на поставленные вопросы;

воспитывать интерес к истории России;

учить работать с картой;

развивать речь, мышление, учить умению сопоставлять факты, анализировать, делать

Оборудование занятия: иллюстрации и картинки о Санкт- Петербурге, Петре I,

компьютерная презентация, фрагменты D V D фильма «Санкт-Петербург и

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЗАНЯТИЯ.

-Сегодня мы познакомимся ещё с одной страничкой истории нашей Родины и узнаем, кто был её героем.

-Прочитайте эпиграф нашего занятия:

«То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

- Сегодня нам предстоит попытаться доказать истинность слов Пушкина.

-Кто знает, что означает слово ИМПЕРИЯ? ( Империей называют наиболее крупное и могущественное государство)

- Что изображено на картинке? ( Скульптура, памятник.)

-Кому ставят памятники? А зачем? ( В знак уважения)

-Кто удостоился такой чести? ( Кто-то из детей может ответить, далее добавляет учитель)

Какая дума на челе!

Какая сила в нём сокрыта!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О, мощный властелин судьбы:

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

III. ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ ТЕМОЙ.

-Знаете ли вы, что-либо о Петре I ? Каким был царь?

Кто помнит, в каком году родился Пётр I ? Какой это век?

-Сколько прожил царь? Много это или мало для жизни человека? ( Мало!)

-Но как много полезного для Отечества сделал этот человек.

-Что такое Отечество? Как можно сказать по- другому? Человека, который любит свою Родину и делает много полезного для Отечества, как называют? ( ПАТРИОТ)

-Значит Пётр I –патриот.

-Ребята, как вы понимаете это выражение? ( Хотел многому научиться).

-Что такое РЕМЕСЛО? ( Дети обращаются к словарю Ожегова: РЕМЕСЛО- профессия, любимое дело, умение.)

Рано понял молодой царь, что России нужен свой военно - морской флот, умные офицеры, матросы, нужны кораблестроители. – Как вы думаете, ребята, для чего России так необходим был флот? ( Для удобства торговли с другими странами, чтобы возвысить Россию в торговом отношении).

Сколько себя помнил царь Пётр - его всегда интересовали корабли. Сначала он с любопытством рассматривал нарисованные картинки, затем модели малых кораблей, которые собирал его отец Алексей Михайлович и, наконец, освоил царь все премудрости парусной науки. Потом и строить корабли стал учиться.

Не из праздного любопытства поехал царь за границу… Как вы думаете, за чем? ( Перенять опыт лучших мастеров.) Действительно, получить те знания и обучиться тем умениям, которые помогли бы ему многое в России преобразовать, изменить к лучшему.

-А зачем он старался преобразовать Россию? ( Чтобы страна стала могущественной державой, повысить её авторитет, повысить её культурный уровень).

-Действительно, Россия в то время переживала трудный момент своей истории: она очень сильно отставала в своём развитии от стран Европы и не была надёжно защищена от врагов с моря.

Современники поражались подвижности царя. Он никогда не сидел на одном месте, постоянно был в движении. За свою жизнь он объехал всю страну, часто бывал за границей.

Обратите внимание на картину.

-Как она называется? Кто автор? Кто изображён на картине?

-Как шагает царь? Какими вам кажутся его шаги? – О какой черте характера Петра говорит нам В. Серов? ( О целеустремлённости Петра I .) Как он одет?

Неизгладимое впечатление производил русский царь своим внешним видом. Роста Пётр Алексеевич был высокого - без малого три аршина.- Это сколько, кто знает? ( 2 метра 4 сантиметра.) Соответственно своему росту и шаги делал при ходьбе такие, что человеку обычного роста приходилось бежать за ним вприпрыжку. Одевался он скромно: носил простой кафтан, только в холода надевал шапку. Предпочитал Пётр ходить пешком, всё делал быстро и бойко

-Что хотел выразить художник? ( Художник говорит нам о простоте и скромности царя.)

-Что интересного вы узнали о внешнем виде Петра? (Очень высокий, худой, быстрый и резкий в движениях, одет просто.)

Наряду с этим Пётр был трудным по характеру человеком: одни его обожали, другие люто ненавидели. – Как вы думаете, ребята, за что? ( Наверное, за то, что не давал лениться, за справедливые наказания.)

-Действительно, царь Пётр I был честный и искренний человек, строгий и взыскательный. Безделья он не терпел и требовал от других трудолюбия. За лень, нечестность и недобросовестность подчинённых строго наказывал.

ВЫВОД: Каким же был царь Пётр I? ( Необычным царём)

- В чём же его необычность? Перечислите черты характера царя.

- Доказали ли мы, что царь Пётр I – истинный патриот и за свою жизнь сделал много полезного для Отечества?

ИГРА: Хлопнете, если эти качества соответствуют чертам характера Петра I :

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ

СПРАВЕДЛИВЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ

-Вероятно, эти качества и позволили добиться Петру I многого в своей деятельности и заслужить уважение и славу!

VII. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В РОССИИ ПРИ ПЕТРЕ I ?

УЧИТЕЛЬ: Среди русских царей - мужчин только Петра I именовали Великим.

- Как вы думаете, почему? (Высказывания детей.)

VIII. РАБОТА С КАРТОЙ « РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ХVII (18) ВЕКЕ.

УЧИТЕЛЬ: - Но страна не имела выхода ни к Балтийскому, ни к Чёрному морю. Владела Балтийским побережьем Швеция. И хотя сильным противником была Швеция, Пётр начал с ней войну долгую (более 20 лет) и кровопролитную. После победы Россия получила выход в Балтийское море.

- Начнём с изучения Легенды карты.

- Обратите внимание, как на карте обозначены земли, вошедшие в состав России после войны со Швецией? ( Точками.)

- Как обозначены важнейшие сражения? Найдите, покажите, назовите. ( Битва под Нарвой 1700 г, Полтавская битва 1709 г.)

- Как на карте обозначены промышленные предприятия? ( Пушка – литейные заводы, здание – текстильные предприятия, корабль – судостроительные верфи).

-Как вы думаете, ребята , почему в ЭТО время и ЭТИ предприятия появляются? (Шла война и Петру нужно было обеспечить всем необходимым армию и флот.)

УЧЕНИК С. Егор: Впоследствии Санкт - Петербург становится крупным морским портом. У каждого русского города был свой герб. Появился он и у Санкт - Петербурга. Красное поле щита напоминает о кровопролитных сражениях на берегу Невы. Якоря двух видов объясняют, что город является морским и речным портом. Скипетр означает, что город стал столицей России. Создание российского флота тоже заслуга Петра I. Под непосредственным руководством царя Россия сама начала строить многопушечные корабли и ФРЕГАТЫ (трёхпушечный военный мачтовый корабль). На кораблях - Андреевский флаг, который стал флагом военно-морского флота России. Его название связано с косым крестом, на котором распяли Святого Андрея. С 1703 году 4 конца флага символизируют четыре моря – Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское.

-Пётр I ввёл много других новшеств, о которых мы поговорим на других занятиях.

-Вернёмся к эпиграфу нашего занятия и ответим на вопрос: Достоин такой человек, как Пётр I уважения и славы?

-Какую задачи вы сегодня для себя ставили?

-Удалось ли их решить?

-Где можно применить новые знания?

-Занятие доставило вам радость открытия?

-Что вам хочется ещё узнать?

-Особая благодарность моим юным исследователям, которые нам доставили огромное удовольствие своими работами.

ХII. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ГРУППАМ.

А) Задания в конвертах:

Орден Андрея Первозванного

Кунсткамера – первый музей в России

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Тема. Необычный царь – Петр Великий

Тема. Необычный царь – Петр Великий. 1.

- познакомить учащихся с новой исторической эпохой в жизни России;

- сформировать представление о преобразованиях (реформах) Петра Великого;

- развивать воображение учащихся, устную речь, умение обобщать и делать выводы.

Ход урока. I . Организационный момент.

а) учитель: Россияне победили. Тишина в округе.

Воины расселись по смоленным стругам.

С неба ночь спускалась

Песня расплескалась над страной Рассей:

- Не летай к нам издалека, черный ворон,

Не топчи земли родимой, злобный ворог,

На тебя у нас мечи да стрелы.

И не быть тебе живым да целым.

( Междуцарствие. Смутное время. Спасение земли

русской. Хуже грозного царя только междуцарствие.)

б) - Перед вами карточки. Установите последовательность этих событий.

- Проверьте по эталону.

1. Избрание царем Бориса Годунова.

2. Появление Лжедмитрия.

3. Создание народного ополчения.

4. Изгнание поляков из России.

5. Избрание царем Михаила Романова.

- Как называлось это время, после смерти Ивана Грозного?

( Не было постоянного царя, 3 года не было урожая и

наступил голод, совершались набеги из других стран).

в) пересказ из учебника, стр.62;

- Когда закончилось это время, и какие люди помогли в этом? Вставьте пропущенные слова.

В те страшные годы у страны оставался один

защитник – ее ………… . В 1611 году житель Нижнего

Новгорода …………. ………… призвал создать ………

…………. на великое дело. Ополчение возглавил …….

г) пересказ из учебника стр.65;

II. Актуализация знаний.

а)- Правление каждого царя имело свои особенности. Сегодня мы познакомимся с правлением еще одного российского царя. Вспомните, почему в момент рождения Ивана Грозного народ говорил о грядущих больших несчастьях на Руси?

( разыгралась страшная буря, вспыхивали пожары,

колокола звонили сами собой, один из них упал и

б) – Появление на свет нового царя тоже связано с предсказанием. Монах Симеон Полоцкий по звездам предсказал царю Алексею Михайловичу, что у него появится сын, и что именно он из всех детей наследует его престол. И вот однажды ночью в темном небе над Москвой звездочеты увидели, как засияла новая большая звезда.

Портреты Алексея Михайловича

и Натальи Кирилловны.

Изображения Михаила Романова

и Петра I в европейской одежде.

III . Постановка проблемы;

а) - Рассмотрите изображения этих людей. Где, по вашему мнению, изображен русский царь?

(на первом, царские одежды, шапка Мономаха –

- Почему человека на втором рисунке не назвали царем?

(одет необычно, находится на стройке)

- Но это тоже царь! Про него А. С. Пушкин сказал так:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник.

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

- Мы сказали, что этот царь и одет необычно, и находится на какой-то стройке. А что необычного отметил в нем А.С.Пушкин?

(был умным, героем, мореплавателем, плотником)

- Сформулируйте тему урока.

Портрет Петра I.

- А хотите узнать его имя?

На фоне герба тема:

Необычный царь - Петр I Великий.

- Какие вопросы возникают?

Появляются по щелчку, после высказывания

Почему Петра называют необычным царем?

За что его прозвали Великим?

б) выдвижение гипотез;

- Выскажите свои предположения?

- Откройте учебник на стр. 6, найдите имя этого царя на реке времени. Что произошло в годы его правления?

( река ударилась о камень, сделала поворот)

- Почему это произошло?

- И это третий вопрос, на который мы должны ответить.

Какие преобразования совершил Петр I ?

VI . Формирование новых знаний.

а) – После смерти Алексея Михайловича царями в России провозглашаются сразу два его сына: Иван и Петр. Но так как мальчики были еще малы, управляла Россией их старшая сестра Софья.

Портрет царевны Софьи.

После смерти своего брата царем был провозглашен Петр. Ему всего 10 лет, а Софья очень умная, властная, честолюбивая женщина, поэтому она ……

- Выберите правильный ответ следующих событий.

Софья стала управлять государством,

во всем советуясь с матерью Петра.

Софья стала управлять сама, а Петра с матерью отправила подальше от Кремля.

б) – Действительно, Петр с матерью были вынуждены переселится в подмосковное село Преображенское. Ради забавы, потехи, Петру построили крепость со стенами, башнями, рвами и подъемным мостом.

- Как думаете ее назвали?

- Для военных забав из друзей Петра создали 2 потешных полка – Семеновский и Преображенский. Трудно было обучить крестьянских детей военной науке, строевому шагу – не могли они запомнить, где лево, где право. Тогда и придумал Петр привязать к одной ноге сено, к другой – солому.

- Сено! – поворот налево.

-Солома! – поворот направо.

Эти полки в будущем стали настоящей и верной опорой для взрослого царя.

- Чем же еще нравилось заниматься Петру?

в) рассказ ученика о ботике;

- Около Москвы было большое озеро Измайловское. Однажды, гуляя вокруг него, Петр увидел старую лодку.

- Что это такое? – спросил он.

- Это лодка; называется ботом, ходит по морю на парусах при всяком ветре. Только она сломана.

ФОТО ботика Петра I .

- Нельзя ли ее починить? – спросил Петр.

- Я пришлю тебе сюда моего знакомого, может он починит этот бот.

г) – Но это будет еще не скоро. Тем временем между 17-летним Петром и Софьей назревает конфликт. Ему удается устранить ее от власти. Петр становится полновластным царем.

Вблизи от Преображенского расположилась Немецкая слобода. Там жили иностранцы. И поэтому все в ней было необычно: и язык, и обычаи, и наряды. Юный Петр часто там бывал, и все ему там нравилось.

Фото русских бояр и жителей Немецкой

- Рассмотрите и сравните внешний вид русских бояр и жителей Немецкой слободы.

( у бояр - длинные бороды, неудобные платья,

у немцев – парики, удобные кафтаны и штаны,

нет длинных рукавов)

- У кого одежда не удобна?

- Петр с этим не мог, и он принимает необычное решение для русских бояр. Как вы думаете какое?

( заставил сбрить бороды и переодеться

в европейское платье)

д) рассказ ученика об отъезде Петра заграницу;

- Скоро Петру стало скучно на маленьком озере, и он поехал на Белое море, чтобы повидать там большие корабли. А потом он отправился в Голландию и там, назвав себя плотником Петром Михайловым, стал работать на строительстве кораблей.

Здесь он освоил 15 профессий. Петр мог работать и плотником, и кузнецом, и ткачом, и печатником. Скоро голландцы узнали, что на самом деле Петр – русский царь, и стали повсюду за ним ходить. Это ему надоело, и он переехал в Англию, где окончил свою науку и научился строить корабли лучше, чем сами англичане. А еще из своего путешествия Петр привез в Россию кофе, картофель, табак, и заставил бояр пользоваться ими.

V. Применение новых знаний.

а) – Сделайте вывод, чем же необычен был царь Петр I по схеме:

брить бороды одеваться по мужчинам жениться, женщинам

европейской моде без образования сидеть дома

есть картофель пить кофе освоил

курить табак сам работал

на стройках и пристанях

- Петр еще не раз выезжал за границу, и каждый раз после его возвращения из Европы, Россия становилась все более и более похожей на европейскую страну. Русские люди поняли, что с правлением нового царя, страну ждут большие преобразования.

- Ваше мнение, что такое преобразования?

(большие перемены, изменения)

б) - А что нам говорит словарь?

VI . Работа с учебником.

а) – Петр был предан России, верил в нее, в ее возможности, поэтому никакие трудности не могли его остановить. Все его дела и помыслы были во благо России.

- Откройте учебник на стр. 63, прочитайте текст и подчеркните, какие преобразования начал проводить царь Петр?

( создал новую армию и флот, строил заводы

и мастерские, открывал школы, печатал книги

- Могут ли большие перемены, преобразования, в государстве легко проходить для простого народа?

( нет, народу очень трудно)

- Рассмотрите иллюстрации на стр. 67.

Кем могли эти люди? Что может чувствовать человек, которого забирают в солдаты? Почему он недоволен?

( не хочет служить, у него семья, хозяйство)

- При Петре I служба солдат была пожизненной, и человек, которого оторвали от семьи, мог не вернуться, или вернуться стариком, или инвалидом. Крестьяне и горожане, насильно согнанные на заводы и строительство, были приписаны к ним и не могли их покинуть.

Но тогда, Петр - жестокий и несправедливый царь, а не необычный и Великий, как мы предположили?

( нет, он вывел страну на европейский уровень,

любые преобразования сопровождаются

страданием для народа)

VII . Итог урока.

- Давайте вернемся к началу урока. Тогда наших знаний не хватило, чтобы ответить на вопросы.

Читайте также: