Конспект урока путешествия в начальной школе

Обновлено: 03.07.2024

Цель: Приобщение младших школьников к овладению национальными и общечеловеческими ценностями, к осознанию той культуры, того социального опыта, который выработало человечество.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о литературном жанре – сказке.
    Прививать интерес к чтению.
  • Развивать речь, мышление, воображение, внимание, память, любознательность, творческую активность.
  • Воспитывать в процессе игры дружбу, доброе отношение друг к другу.

Оборудование:

Ход занятия

В: - Здравствуйте, ребята! Вы догадались, о чём пойдёт речь на занятии?

- Правильно. Мы совершим путешествие в удивительный мир сказок.

(Ребенок читает стихотворение)

Много в мире сказок
Самых, самых разных:
Длинных и коротких,
Грустных и смешных.
И на всей планете
Маленькие дети
Знают эти сказки,
Любят слушать их.

В: - Ребята, что же такое сказка? По каким признакам мы отличаем сказку от других произведений?

В: - Все сказки можно разделить на 3 группы: волшебные, бытовые, о животных. Как отличить одну группу сказок от других?

В: - Перед вами несколько названий сказок. Кто из вас сможет разделить их на 3 группы? (Дети разбивают сказки на группы)

В: - Кто проверит и докажет, что сказки попали в нужную группу?

Волшебные сказки - это сказки в которых происходят чудеса, волшебство, чародейство. Где в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способный творить волшебство, чародейство.

Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в таких рассказах настолько реальны, что читая их, невольно возникает ощущение, будто мы сами проживаем их из дня в день.

В: - Чтобы в пути нам не попасть в беду, мы будем соблюдать правила дорожного движения. А помогать нам будет трёхглазый друг – светофор. Передаём друг другу игрушку и называем по очереди цвета светофора: красный, жёлтый, зелёный.

В: - Вот мы с вами и разделились на 3 группы. Каждая группа занимает места за своим столом. (На столах таблички с надписью: красный, жёлтый, зелёный)

- Во время путешествия мы будем делать остановки и выполнять интересные задания. Эти задания помогут нам выяснить, кто же из вас хорошо знает сказки.

Работать будем дружно, совещаясь друг с другом.

За каждый правильный ответ получать жетон. Удачи!

(Воспитатель читает стихотворения о сказках, дети отгадывают, о какой сказке идёт речь)

Возле леса, на опушке,
Трое их живут в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее он уйти не смог, что за сказка? (Колобок)

Носик круглый, пяточком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф)

Каждой команде по два вопроса.

б) Как звали героиню сказки Ш.Перро, которая из падчерицы – замарашки превратилась в красавицу – принцессу ?

г) В какой сказке неуклюжий утёнок превращается в красивого лебедя?

д) Как называется сказка, в которой девочка зимой пошла за подснежниками?

е) Что сделал Кот в сапогах, чтобы помочь своему хозяину?

(Воспитатель показывает картинки, дети догадываются, из какой они сказки)

(Звучит один куплет из песни, дети должны догадаться, из какой она сказки)

Мы в город Изумрудный
Идем дорогой трудной,
Идем дорогой трудной,
Дорогой не прямой

(Воспитатель показывает иллюстрации, дети определяют, что это за сказки)

(Воспитатель задает вопросы из сказок)

- На каком дереве хранился сундук, в котором была смерть Кощея? (дуб)

- Почему Василиса Премудрая покинула Ивана-царевича? (Иван сжег лягушачью кожу)

- Сколько дней искал Иван-царевич свою стрелу? (Три дня)

- В какой сказке отец бросил дочку зимой в лесу? (Морозко)

- Что спросил Морозко у девушки в первый раз? (Тепло ли тебе, девица?)

- У вас на столах смешано фасоль и горох. Нужно перебрать крупы. Кому давали подобное задание? Кто помог героине перебрать зерно? Ну а вам будет помогать дружба. Ведь вместе вы можете и горы свернуть. Это задание на время. Удачи!

- Посмотрите на выставку книг. Здесь собраны сказки разных народов мира. Эти книжки находятся в нашей библиотеке. После занятия можете подойдите к выставке. Возможно какая-то из сказок вас заинтересует. Больше читайте. Кто много читает, тот много знает!

- А сейчас пора возвращаться из нашего сказочного путешествия. Посчитайте, сколько вы набрали жетонов во время игры. (Награждение участников игры)

- Подошло к концу наше весёлое и интересное путешествие. И закончить его я хочу такими словами.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!

Конспект данного урока поможет создать праздничное настроение, настроить учащихся на работу. Предназначен для учащихся 3 класса.

ВложениеРазмер
урок - путешествие 119 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г. Павлово

МБОУ СОШ №5 г.Павлово

  1. Пробудить у учащихся интерес к изучению школьных предметов: математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира.
  2. Продолжить ознакомление с правилами поведения в школе.
  3. Развивать логическое мышление, память, внимание.
  4. Воспитывать доброту, чувство коллективизма и взаимопомощи.
  5. Понять и почувствовать важность такого проявления человеческих отношений, как забота о других людях.
  6. Получить позитивный эмоциональный опыт в отношении его жизни и деятельности.

I. Вступительная беседа

Слова В. Графчиковой, музыка Е. Лучникова,
исполняет детская студия "Родники" )

- Вот и лето прошло, пора каникул. И мы опять собрались здесь, в нашем классе, на первый урок в новом учебном году. Но у нас не просто урок, а урок-праздник.

- Какие праздники в году вы знаете?

Среди многих воскресений

И особых дней в году

Есть обычный день осенний

В славном праздничном ряду.

Красной цифрой не отмечен

Этот день в календаре

И флажками не расцвечен

Возле дома на дворе.

По одной простой примете

Узнаем мы этот день:

По идущим в школу детям

Городов и деревень.

По веселому волненью

На лице учеников,

По особому смущенью

И пускай немало славных

Разных дней в календаре.

Но один из самых главных-

Самый главный в сентябре.

- Почему автор считает 1 сентября самым главным праздником?

- Сегодня День Знаний. По всей стране много таких же мальчиков и девочек пришли в школу, а кто-то сегодня сел за школьную парту впервые. Для вас первый класс и второй уже позади, теперь вы – второклассники.

Школьные двери вновь распахнулись,

С праздником я поздравляю всех вас.

Встретились снова друзья и подруги,

Наверное, много расскажут друг другу:

О том, что увидели, где побывали,

И что с кем случилось, пока отдыхали,

Я тоже порадуюсь – повод же есть –

Тому, что мы снова собрались все здесь,

Тому, что за лето вы все повзрослели,

Ну, а сегодня - праздничный час!

- Ребята! Сегодня мы совершим путешествие по удивительной, полной чудес и загадок, Стране Знаний. А на каком виде транспорта мы отправимся в путь, вы мне скажите, отгадав загадку:

Держатся друг за дружку.

Тянет всех за собой. (Поезд)

(на доске открывается плакат с изображением поезда)

- На остановках, которые мы сделаем в пути, вам потребуется смекалка, сообразительность, внимание. Итак, в путь!

Слова Э. Успенского , музыка В. Шаинского )

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо много уметь,

Надо многое знать.

И во всем нужна, вы заметьте-ка -

Очень важная наука — математика.

1. Загадки о цифрах.

Что за цифра акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на 3 меньше станет. (Цифра 9)

Вид ее — как запятая.

Хвост крючком, и не секрет,

Любит всех она лентяев,

А лентяи ее — нет. (Цифра 2)

Эта цифра — как замочек:

Сверху — крюк, внизу — кружочек. (Цифра 6)

Вот так цифра — кочерга.

У нее одна нога. (Цифра 7)

Я двойку в 20 превращу,

Из троек и четверок

Смогу, если захочу,

Составить 30, 40. (Цифра 0)

2. Задачи в стихах.

На столе лежали книжки.

Девять книжек про зверей,

А четыре про детей.

Кто из наших ребятишек

Скажет, сколько книжек у мартышек? (13)

Мы утят своих считали

И, конечно же, устали.

Восемь плавают в пруду,

Трое спрятались в саду,

Двое под кустом сидят,

Пятеро в траве галдят.

Помогите нам, ребята!

Сосчитайте всех утят! (18)

У Кузьмы в руках корзина,

В ней лежат три апельсина,

Десять слив и две хурмы.

Сколько фруктов у Кузьмы? (15)

Какие оценки в школе?-

Спросил Сережа у Коли.

Семнадцать баллов получил:

Пять по математике,

Четыре по чтению,

Четыре по русскому.

А что у меня по пению? (4)

- Две дочери, две матери да бабушка с внучкой. Сколько их? (3)

- У семерых братьев по одной сестре. Сколько всего сестер? (1)

- В корзине 3 яблока. Как разделить их на трех человек, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одному человеку яблоко вместе с корзиной)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок - путешествие для детей начальной школы

( с примерным конспектом, медиафайлам и методическими рекомендациями).

Система современного образования открывает перед учителем огромные возможности выбора методик проведения занятий. Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание. В результате изучения всех без исключения предметов начальной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую основу формирования способности и готовности к освоению систематических знаний.

Во - первых, в начале такого занятия учитель создает соответствующую атмосферу, сохраняя интригу и давая возможность детям поразмышлять о теме урока. А значит, мотивация учеников сохраняется и после завершения занятия. Ребенок , заинтересованный в открытии новых знаний, - это цель любого учителя.

В – третьих, проведение уроков- путешествий подразумевают максимальную наглядность : широкое использование современных медийных средств (проектор, прослушивание медиафайлов, просмотр видео)

В – четвертых, на занятиях - путешествиях развиваются творческие и коммуникативные способности каждого ученика, дети учатся работать и индивидуально, и активно участвуют в коллективной работе. Ученикам можно предложить раскраски, например, для путешествия по Африке - раскрасить африканские маски, для исследования столиц мира – флаги государств, смастерить животных или объемные цифры / буквы и т. д. на завершающем этапе урока. Можно предложить командные задания : составление карт, загадок, ребусов.

Какие основные рекомендации можно дать педагогу для проведения уроков – путешествия?

Организационный момент урока.

Чтобы заинтриговать и мотивировать учеников необходимо тщательно продумать первые минуты урока. Я часто использую сундучок, в котором собраны предметы по тематике занятия: распечатанные буквы славянского языка (День славянской письменности), дорожные знаки (ПДД), шахматы (Индия), фигурки кенгуру (Австралия), портреты писателей – сказочников (литературное чтение), свитки с загадками, которые дети могут вытаскивать по очереди и пробовать догадаться, о чем пойдет речь на уроке и куда отправимся в путешествие. Если данную методику применять регулярно, то ученики при виде сундучка (коробки) сразу начнут выстраивать логические цепочки и такой организационный момент станет приятной и захватывающей традицией.

Основной этап урока.

Наглядность и яркость информации, которую предоставляет учитель, играет очень важную роль, т. к. путешествие подразумевает особую методику и аттмосферу проведения занятия. Составление презентации, просмотр видео и дальнейшее обсуждение, историческая сводка, портреты известных людей и легендарных произведений искусства должны быть тщательно подобраны педагогом в соответствии с возрастом учеников. Для первого класса подойдут небольшие презентации с минимальным текстом, т . к . малышам будет сложно и неинтересно рассматривать много слов и предложений, исторические даты или знакомиться сразу с несколькими странами. Обязательно нужно учитывать объем информации, которую может воспринять мозг ребенка. Для более старших детей можно предложить медиафайлы более сложного уровня, а презентацию составить из большего количества файлов, добавив подробное описание. Можно предложить дополнить картинки или видео недостающими фрагментами. Так педагог сможет задействовать каждого ребенка в творческий процесс, развивать риторику, связную речь, память и внимание, научить внимательно прислушиваться к высказываниям одноклассников и строить логические цепочки.

Какую бы тему не выбрал педагог для любого возраста детей с целью развития индивидуальных способностей детей оптимально составить ряд фраз, с которых каждый сможет начать свое высказывание и предположения на вопрос учителя.

- По моему мнению.

- Я не согласен с высказыванием, потому что …

- Мне близка это позиция, потому что…

- Я бы хотел дополнить предыдущее высказывание….

- Мне интересен этот факт, потому что..

Фразы вывешиваются на доску в начале урока и прочитываются коллективно детьми с участием учителя.

Завершающий этап урока.

Какие средства лучше всего использовать?

Для более старших детей задания усложняются.

Неважно, какой вид работы выбрал учитель – индивидуальную или коллективную, но при работе по данной методике необходимо поощрение всех участников занятия. Ведь целью урока – путешествия не является оценивание с выставлением оценок, а максимально комфортное и увлекательное открытие новых знаний. Можно устроить выставку работ или подарить свое творчество родителям.

Ниже приведен пример урока - путешествия в загадочную Индию. Все сопровождающие файлы можно найти в приложении. Урок рассчитан для детей 2 класса, но может быть адаптирован для любого возраста.

Оборудование: проектор, колонки, карта Индии, упаковка чая, картинки слона, обезьяны, картинка или игрушка тигра, раскраска Тадж Махала (см. приложение)

1) Вводная часть.

Ребята, сегодня мы с вами не просто отправимся в путешествие, а побываем в настоящей стране чудес. Посмотрите, что это за листочки? Посмотрим? Учитель вытаскивает по очереди свитки и читает.

Слышите могучий топот?

Видите длиннющий хобот?

Это не волшебный сон!

Это — наш огромный .

Не нужны другие страны:

Там, где джунгли, где лианы,

Где кокосы и бананы,

Дом родной для . (Обезьяны)

С молоком, лимоном, медом,

С тортом, или будербродом,

Иди скорей друзей встречай

Наливай всем вкусный. (чай).

Как выдумаете, для какой страны это настоящие символы, визитные карточки?

Конечно, это Индия! Давайте внимательно рассмотрим карту. Что вы можете сказать про Индию? Есть ли в этой стране море, а может быть, океан?

На ковре ( на доске) карта материка, рядом лежит большой игрушечный тигр.

Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости прямо из Индии! Это Шива, и обитает он в джунглях Индии.

2. Основная часть.

Просмотр презентации с комментированием.

Посмотрите, какую большую территорию занимает Индия. (Слайд 1)

А это столица Индии — красивейший город Дели. Слайд 2) Посмотрите, сколько домов, построек, зданий. Как вы думаете, много человек живет в этом городе? (Слайд 3)

А какие красочные, интересные люди живут в этой удивительной стране! (Слайд 4, 5)

А каких индийских животных вы знаете? (Слайд 6, 7)В джунглях обитают обезьяны, тигры. (Слайд8,9)А вот слоны стали настоящими жителями городов, они живут рядом с людьми, помогают им выполнять тяжелую работу, дружат с ними. (Слайд 10)

Посмотрите, все вы знаете, кто это (корова). (Слайд 11) Оказывается в Индии корова считается священным животным, их мясо не употребляют в пищу. Этим животным поклоняются, и коровы свободно могут разгуливать со своим хозяином по улицам города.

Ребята, мы с вами отгадали загадку про чай. А как этот напиток связан с Индией, с ее культурой?

Оказывается, именно там произрастают огромные чайные плантации. (Слад 12) Работники бережно собирают чайные листья, обрабатывают их и доставляют в другие страны. Индийский чай один из самых известных и вкусных в мире. Огромное количество его сортов выращивают на территории Индии.

Но не зря Индию называют сказочной. Это очень древняя страна, со своей культурой и религией, которая отличается от нашей. Религия Индии называется индуизм. Она возникла в глубокой древности. Главные божества - Брахма, Вишну, Шива (Слайд 13) Люди с давних пор поклонялись им, и в их честь строили огромные, живописные храмы. Многие из них ( а точнее их руины) сохранились до наших дней. Туристы со всего мира приезжают в Индию полюбоваться на древнейшие постройки храмов. (Слайд 14, 15, 16). Но, пожалуй, самый известный, огромный и впечатляющий храм — это Тадж Махал. (Слайд 17)

Возникновение Тадж Махала – это история нежной любви Шах-Джахана, короля Великих Моголов к своей жене Мумтаз Махал. Ещё принцем Шах-Джахан взял себе в жены 19-летнюю девушку, и его любовь к ней была безгранична. Не смотря на владение большим гаремом, всю свою нежность и внимание он отдавал лишь одной Мумтаз. Она родила ему 14 детей, шесть девочек и восемь мальчиков. Но во время последних родов жена Джахана умерла. Горе Шах-Джахана было настолько велико, что он потерял смысл жизни, поседел, объявил 2-х летний траур. Над могилой своей жены по приказу Шах-Джахана был построен красивейший дворец Тадж Махал в котором он спустя несколько лет и сам был похоронен возле могилы своей жены. Тадж Махал – это не просто чудо света, это символ вечной любви двух людей. Шах-Джахан пообещал перед смертью жены создать монумент, который бы передал всю красоту Мумтаз.

4.Раскраска Тадж Махала с музыкальным сопровождением индийской музыки (см. приложение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: закрепление знаний нумерации чисел от 11 до 100, умения решать примеры и задачи изученного вида.

Задачи урока:

создать ситуацию, способствующую поиску решений поставленной проблемы;

создать на уроке атмосферу сотворчества и взаимодействия;

формировать эрудицию младших школьников, способствовать расширению их кругозора;

развивать логическое мышление, память учащихся;

воспитывать внимание, аккуратность.

Оборудование урока: изображения героев: дядя Фёдор, пёс Шарик, кот Матроскин, план путешествия, карточки с числами, тексты задач, сундук с шоколадными монетами, рисунки болота, леса.

I. Организационный момент:

Встали ровненько, красиво. Посмотрю - ка я на вас!
Молодцы, все встали прямо. Ах, какой хороший класс!
Здесь затеи и задачи, игры , шутки, всё для вас.
Пожелаю вам удачи. За работу, в добрый час!

- Ребята, вы любите приключения? Сегодня на уроке мы будем не только решать примеры изученных видов, задачи, повторим нумерацию двузначных чисел, соотношения единиц измерения длины, Р прямоугольника, но и совершим увлекательное путешествие с героями мультфильма.

- Кто они? Из какого мультфильма? (на доске изображения героев: дядя Фёдор, пёс Шарик, кот Матроскин)

- Вместе с ними мы отправимся на поиски клада по этому плану. (на доске – план путешествия)

III. Устный счёт:

- Ребята, а давайте подскажем нашим друзьям, с чего мы начинаем любой урок математики.

- На уроке нам не грустно –
Хорошо считаем устно!

- Начинаем работу по плану.

- Чтобы её прочитать, надо расставить двузначные числа в порядке возрастания. (работа с карточками у доски; чтение записки – “Желаем вам удачи!”)

Кот Матроскин обращается к вам за помощью. (решение логической задачи)

Корова Мурка в обед дала 6 литров молока: 3 литра Матроскин отдал телёнку Гаврюше, 1 литр выпил сам. Вечером он заглянул в ведро и обнаружил, что там осталось 2 литра. “Интересно” - подумал Матроскин, пил ли молоко пёс Шарик?

- Как вы думаете, ребята? И почему?

- Вот мы и подошли к следующему этапу нашего путешествия- это густой лес. Много бед таят леса, волк, медведь там и лиса!

(Кедр - 57. Лиственница - 74. Сосна - 62. 23+2–1+6+40+4)

IV. Физкультминутка.

А теперь мы дружно встанем,
Отдохнём мы на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Ручки вверх и ручки в бок
И на месте прыг да скок.
Молодцы мои детишки.
Замедляем, детки, шаг.
И на месте стой! Вот так!
хором: А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!

V. Решение задачи.

Вот мы прошли через лес. Перед нами новое препятствие. Но сначала наметим дальнейший маршрут в тетради.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь!

- Записываем: число, классная работа.

- Ребята, подскажем нашим друзьям, с чего мы начинаем работу в тетради.

*С минутки чистописания. (написали, проговорили)

3. Арифметический диктант.

- Перед следующим испытанием проведём небольшую разминку – арифметический диктант:

Запишите числа: 15, 50, 70, 100.

Запишите число, в котором: 3дес. 8 ед.; 8 дес. 3 ед..

Сравните числа 67 и 76.

Какие это числа:10 = 5, 70 = 3, 90 = 6, 50 = 0.

- Подошли мы к реке. Но, чтобы перебраться через неё, надо построить мост. В этом нам поможет задача. (на партах у уч – ся листы с текстами задачи)

Пёс Шарик принёс 10 брёвен, а Матроскин на 3 бревна меньше. Сколько брёвен они принесли вместе?

- Что известно в задаче?
- Что надо узнать?
- Составим к задаче краткую запись.
- Можем сразу ответить на вопрос задачи?
- Почему? Что нам известно?
- Как узнать? Можем теперь ответить на вопрос задачи? Как?
- Записываем ответ.

VI. Арифметические действия с круглыми десятками.

- Итак, мы построили мост и вместе с друзьями переходим через реку. Но впереди болото. Как же нам перебраться через болото? (по кочкам)

- Правильно! Надо перепрыгивать с кочки на кочку. Вы готовы? Тогда вперёд! (на доске открывается рисунок болота с кочками, на которых примеры с окошками)

Решение примеров с комментированием записываем в тетрадь. (чтение примеров разными способами)

VII. Физкультминутка “Бабочка”

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, повернулcя.
Взвился вверх и улетел.

VIII. Самостоятельная работа по группам.

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, но для того, чтобы добраться до клада, надо подняться в гору, а для этого вспомним, какие единицы измерения длины мы изучали?

Выполните самостоятельную работу ”Соотношения единиц измерения длины”. Каждый ряд это группа и от работы каждого из вас зависит результат всей группы.

1 ряд – (1дм-8см=…+10мм=…-1см…+20мм=…-25м=…+16мм=…- 1см= …)
2 ряд – (2дм- 10см=…+10мм=…+ 12см=…-2см=…- 1см=…+5мм=…+10мм…)
3 ряд – (3дм- 10см=…+5мм+…-10мм=…+15мм=…+1см=…+5см=…+10мм=..)

IX. Графический диктант.

Оценку, которая получила каждая группа за работу, я зашифровала в диктанте. Отступите вниз от последней записи 2 клетки, а от полей (или левого края тетради) 3 клетки вправо и поставьте точку.

3 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 3 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вверх.

Х. Геометрический материал.

- Вот мы и добрались до клада, но чтобы открыть сундук и узнать, что в нём лежит, надо ответить на вопросы и выполнить последнее задание.
- Ребята, чем отличается прямая линия от отрезка?
- Выполните задание №2 на ваших листах.

(Начертите два отрезка: длина первого – 1дм, а длина второго – на 6 см меньше.)

XI. Рефлексия.

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции.

Задание: На цветолистике отметить своё настроение в начале урока и в конце урока буквами Н, К.

Урок -путешествие как одна из форм проведение занятий в начальной школе

Одной из нетрадиционных форм проведения урок в начальной школе является урок – путешествие. Эту методику можно применять как на начальном этапе обучения, так и для закрепления полученных знаний. Как правило, такие занятия мотивируют учеников к получению новых знаний. Кроме того, урок-путешествие можно назвать творческим процессом, т. к. во время урока дети не только полностью погружаются в тематику, но и получают возможность проявить фантазию, высказать свои предположения и сделать выводы.

Урок - путешествие для детей начальной школы

( с примерным конспектом, медиафайлам и методическими рекомендациями).

Система современного образования открывает перед учителем огромные возможности выбора методик проведения занятий. Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание. В результате изучения всех без исключения предметов начальной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую основу формирования способности и готовности к освоению систематических знаний.

Во - первых, в начале такого занятия учитель создает соответствующую атмосферу, сохраняя интригу и давая возможность детям поразмышлять о теме урока. А значит, мотивация учеников сохраняется и после завершения занятия. Ребенок , заинтересованный в открытии новых знаний, - это цель любого учителя.

В – третьих, проведение уроков- путешествий подразумевают максимальную наглядность : широкое использование современных медийных средств (проектор, прослушивание медиафайлов, просмотр видео)

В – четвертых, на занятиях - путешествиях развиваются творческие и коммуникативные способности каждого ученика, дети учатся работать и индивидуально, и активно участвуют в коллективной работе. Ученикам можно предложить раскраски, например, для путешествия по Африке - раскрасить африканские маски, для исследования столиц мира – флаги государств, смастерить животных или объемные цифры / буквы и т. д. на завершающем этапе урока. Можно предложить командные задания : составление карт, загадок, ребусов.

Какие основные рекомендации можно дать педагогу для проведения уроков – путешествия?

1. Организационный момент урока.

Чтобы заинтриговать и мотивировать учеников необходимо тщательно продумать первые минуты урока. Я часто использую сундучок, в котором собраны предметы по тематике занятия: распечатанные буквы славянского языка (День славянской письменности), дорожные знаки (ПДД), шахматы (Индия), фигурки кенгуру (Австралия), портреты писателей – сказочников (литературное чтение), свитки с загадками, которые дети могут вытаскивать по очереди и пробовать догадаться, о чем пойдет речь на уроке и куда отправимся в путешествие. Если данную методику применять регулярно, то ученики при виде сундучка (коробки) сразу начнут выстраивать логические цепочки и такой организационный момент станет приятной и захватывающей традицией.

2. Основной этап урока.

Наглядность и яркость информации, которую предоставляет учитель, играет очень важную роль, т. к. путешествие подразумевает особую методику и аттмосферу проведения занятия. Составление презентации, просмотр видео и дальнейшее обсуждение, историческая сводка, портреты известных людей и легендарных произведений искусства должны быть тщательно подобраны педагогом в соответствии с возрастом учеников. Для первого класса подойдут небольшие презентации с минимальным текстом, т . к . малышам будет сложно и неинтересно рассматривать много слов и предложений, исторические даты или знакомиться сразу с несколькими странами. Обязательно нужно учитывать объем информации, которую может воспринять мозг ребенка. Для более старших детей можно предложить медиафайлы более сложного уровня, а презентацию составить из большего количества файлов, добавив подробное описание. Можно предложить дополнить картинки или видео недостающими фрагментами. Так педагог сможет задействовать каждого ребенка в творческий процесс, развивать риторику, связную речь, память и внимание, научить внимательно прислушиваться к высказываниям одноклассников и строить логические цепочки.

Какую бы тему не выбрал педагог для любого возраста детей с целью развития индивидуальных способностей детей оптимально составить ряд фраз, с которых каждый сможет начать свое высказывание и предположения на вопрос учителя.

- По моему мнению.

- Я не согласен с высказыванием, потому что …

- Мне близка это позиция, потому что…

- Я бы хотел дополнить предыдущее высказывание….

- Мне интересен этот факт, потому что..

Фразы вывешиваются на доску в начале урока и прочитываются коллективно детьми с участием учителя.

3. Завершающий этап урока.

Какие средства лучше всего использовать?

Для более старших детей задания усложняются.

Неважно, какой вид работы выбрал учитель – индивидуальную или коллективную, но при работе по данной методике необходимо поощрение всех участников занятия. Ведь целью урока – путешествия не является оценивание с выставлением оценок, а максимально комфортное и увлекательное открытие новых знаний. Можно устроить выставку работ или подарить свое творчество родителям.

Ниже приведен пример урока - путешествия в загадочную Индию. Все сопровождающие файлы можно найти в приложении. Урок рассчитан для детей 2 класса, но может быть адаптирован для любого возраста.

Оборудование: проектор, колонки, карта Индии, упаковка чая, картинки слона, обезьяны, картинка или игрушка тигра, раскраска Тадж Махала (см. приложение)

1) Вводная часть.

Ребята, сегодня мы с вами не просто отправимся в путешествие, а побываем в настоящей стране чудес. Посмотрите, что это за листочки? Посмотрим? Учитель вытаскивает по очереди свитки и читает.

Слышите могучий топот?

Видите длиннющий хобот?

Это не волшебный сон!

Это — наш огромный .

Не нужны другие страны:

Там, где джунгли, где лианы,

Где кокосы и бананы,

Дом родной для . (Обезьяны)

С молоком, лимоном, медом,

С тортом, или будербродом,

Иди скорей друзей встречай

Наливай всем вкусный. (чай).

Как выдумаете, для какой страны это настоящие символы, визитные карточки?

Конечно, это Индия! Давайте внимательно рассмотрим карту. Что вы можете сказать про Индию? Есть ли в этой стране море, а может быть, океан?

На ковре ( на доске) карта материка, рядом лежит большой игрушечный тигр.

Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости прямо из Индии! Это Шива, и обитает он в джунглях Индии.

2. Основная часть.

Просмотр презентации с комментированием.

Посмотрите, какую большую территорию занимает Индия. (Слайд 1)

А это столица Индии — красивейший город Дели. Слайд 2) Посмотрите, сколько домов, построек, зданий. Как вы думаете, много человек живет в этом городе? (Слайд 3)

А какие красочные, интересные люди живут в этой удивительной стране! (Слайд 4, 5)

А каких индийских животных вы знаете? (Слайд 6, 7)В джунглях обитают обезьяны, тигры. (Слайд8,9)А вот слоны стали настоящими жителями городов, они живут рядом с людьми, помогают им выполнять тяжелую работу, дружат с ними. (Слайд 10)

Посмотрите, все вы знаете, кто это (корова). (Слайд 11) Оказывается в Индии корова считается священным животным, их мясо не употребляют в пищу. Этим животным поклоняются, и коровы свободно могут разгуливать со своим хозяином по улицам города.

Ребята, мы с вами отгадали загадку про чай. А как этот напиток связан с Индией, с ее культурой?

Оказывается, именно там произрастают огромные чайные плантации. (Слад 12) Работники бережно собирают чайные листья, обрабатывают их и доставляют в другие страны. Индийский чай один из самых известных и вкусных в мире. Огромное количество его сортов выращивают на территории Индии.

Но не зря Индию называют сказочной. Это очень древняя страна, со своей культурой и религией, которая отличается от нашей. Религия Индии называется индуизм. Она возникла в глубокой древности. Главные божества - Брахма, Вишну, Шива (Слайд 13) Люди с давних пор поклонялись им, и в их честь строили огромные, живописные храмы. Многие из них ( а точнее их руины) сохранились до наших дней. Туристы со всего мира приезжают в Индию полюбоваться на древнейшие постройки храмов. (Слайд 14, 15, 16). Но, пожалуй, самый известный, огромный и впечатляющий храм — это Тадж Махал. (Слайд 17)

Возникновение Тадж Махала – это история нежной любви Шах-Джахана, короля Великих Моголов к своей жене Мумтаз Махал. Ещё принцем Шах-Джахан взял себе в жены 19-летнюю девушку, и его любовь к ней была безгранична. Не смотря на владение большим гаремом, всю свою нежность и внимание он отдавал лишь одной Мумтаз. Она родила ему 14 детей, шесть девочек и восемь мальчиков. Но во время последних родов жена Джахана умерла. Горе Шах-Джахана было настолько велико, что он потерял смысл жизни, поседел, объявил 2-х летний траур. Над могилой своей жены по приказу Шах-Джахана был построен красивейший дворец Тадж Махал в котором он спустя несколько лет и сам был похоронен возле могилы своей жены. Тадж Махал – это не просто чудо света, это символ вечной любви двух людей. Шах-Джахан пообещал перед смертью жены создать монумент, который бы передал всю красоту Мумтаз.

4.Раскраска Тадж Махала с музыкальным сопровождением индийской музыки (см. приложение)

Читайте также: